Почему не работает ОСАГО?

Не секрет, что действующая с 2003 года система обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев порой работает неэффективно. Страхователи сталкиваются с трудностями не только при обращении за страховой выплатой, но и, как ни странно, при оформлении договора обязательного страхования. Логично рассмотреть наиболее острые проблемы и проанализировать предложения автостраховщиков и страхователей, направленные на разрешение ситуации, сложившейся на рынке ОСАГО.

Обзор существующих проблем

Сегодня обязательное страхование гражданской ответственности автовладельцев претерпевает существенные изменения. Во второй половине 2014 года вступили в силу первые поправки в закон об ОСАГО, призванные увеличить страховые суммы, упорядочить процесс оформления выплаты, а также унифицировать систему определения размера ущерба. Кроме того, увеличен размер базовых ставок, используемых в калькуляторах ОСАГО страховщиков, и пересмотрен перечень транспортных средств, владельцы которых обязаны застраховать ответственность.

Однако в сфере обязательного страхования ответственности автовладельцев до сих пор существует ряд острых проблем, среди которых можно выделить наиболее актуальные:

  1. Занижение размера ущерба.
  2. Отказ в оформлении договора ОСАГО.
  3. Отказ в выплате при обращении по ПВУ.

Над решением первой проблемы активно работают специалисты Центрального Банка РФ. В настоящий момент разрабатываются справочники по стоимости деталей на каждую модель автомобиля. В дальнейшем такой подход призван унифицировать процедуру расчета размера ущерба, что позволит исключить ситуации, когда расчет двух разных независимых экспертов отличается на несколько десятков тысяч рублей.

Вторая проблема с недавних пор приобрела поистине колоссальные масштабы. Большинство негативных отзывов, которые оставляют на специализированных форумах автовладельцы, связано именно с отказом в выдаче полиса ОСАГО. Кроме того, многие автостраховщики активно практикуют практику кросс-продаж, когда вместе с полисом обязательной «автогражданки» страхователя принуждают приобрести полис страхования от несчастного случая.

Третья проблема должна была решиться после введения безальтернативного прямого урегулирования страховых событий, оформленных в соответствии с «Европротоколом». Однако здесь существует одна примечательная особенность. Для того чтобы правильно оформить происшествие без вызова сотрудников ГИБДД, необходимо заполнять бланк извещения, используя стандартные схемы ДТП. Найти подобные схемы можно на сайте «Российского Союза Автостраховщиков». К сожалению, далеко не все автовладельцы заблаговременно изучают данные схемы, поэтому до сих пор сохраняется риск отказа в выплате из-за неправильно заполненных документов.

Мнение страхователей

Итак, что думают обычные автолюбители о существующих проблемах и путях их решения? Не так давно на сайте «Российской общественной инициативы» появились предложения от ряда автолюбителей. Владельцы автомобилей предлагают свои пути решения существующих проблем. Но есть ли смысл в предложенных изменениях, способны ли они изменить ситуацию на рынке и разрешить имеющиеся проблемы? Ниже приведены наиболее интересные предложения.

  1. При отсутствии бланков полисов сотрудники автостраховщика ставят печать, подтверждающую факт пролонгации, на старом полисе. Нужно отметить, что подобное предложение не лишено смысла. Однако учитывая изворотливость отдельных страховых агентов можно с высокой долей вероятности предположить, что они найдут другую причину для отказа в оформлении ОСАГО. Например, будут отказывать в выдаче полиса «автогражданки» по причине отсутствия бланков квитанций. А ведь без документа, подтверждающего факт оплаты, страховка будет недействительна.
  2. Частично национализировать страховые компании, занимающиеся ОСАГО , чтобы исключить возможность корпоративного сговора страховщиков. Пожалуй, подобное предложение лишено смысла. На сегодняшний день государство и так участвует в управлении отдельных крупных компаний, продающих полисы «автогражданки». Однако это никак не сказывается на политике страховщиков относительно продажи договоров ОСАГО.
  3. Введение административной и уголовной ответственности за неисполнение положений закона об ОСАГО. Данное предложение также не имеет практической ценности. Закон и без того предусматривает административную ответственность для юридических лиц за нарушение отдельных положений закона об ОСАГО. И, конечно же, не может идти и речи об уголовной ответственности компании в силу абсурдности такой ситуации. А введение уголовной ответственности для конкретных сотрудников страховщика не приведет ни к чему кроме дефицита кадров. Специалист, оформляющий «автогражданку», зачастую не имеет возможности ослушаться руководства, ведь такое поведение грозит увольнением.
  4. Создание сети государственных СТОА. Отдельные страхователи считают, что создание государственных СТОА, работающих по установленным расценкам, поможет остановить рост тарифов по таким видам страхования как КАСКО и ОСАГО. Однако не стоит забывать, что сервис и качество услуг в государственных организациях, как правило, оставляют желать лучшего. Поэтому не исключено, что подобные изменения напротив приведут к ухудшению дел на российском страховом рынке, например, к появлению длинных очередей на ремонт.

Очевидно, что многие инициативы автовладельцев являются несколько недоработанными, а отдельные предложения просто лишены здравого смысла.

Это доказывает, что для работы над изменением действующего законодательства необходимо создание объединенных групп, в которые помимо страхователей должны входить эксперты и представители страховых компаний.

Мнение страховщиков

Конечно же, нельзя обойти вниманием мнение представителей страхового сообщества о необходимых изменениях в сфере ОСАГО. Главным и, пожалуй, единственным требованием страховщиков является повсеместное увеличение тарифов и региональных коэффициентов. Объясняется это постоянно растущими ценами на запасные части и увеличением стоимости ремонтных работ. Ситуация такова, что в отдельных российских регионах, по официальным данным, убыточность превышает объем собранной премии. Данный факт не только не позволяет страховщикам заработать, но и делает невозможным формирование страховых резервов.

Сложившаяся ситуация является главной причиной нежелания страховых компаний выполнять свои обязанности по оформлению полисов ОСАГО. Страховщики пытаются всячески минимизировать затраты, связанные с выплатами по «автогражданке». Именно потому они буквально принуждают страхователей к заключению дополнительных договоров, например, страхования жилья или страхования от несчастного случая. Также довольно часто возникают ситуации, когда сотрудники страховщика попросту отказываются оформлять ОСАГО, ссылаясь на отсутствие бланков.

В чем реальная проблема рынка ОСАГО

Основная проблема рынка ОСАГО – отсутствие доверия между страховщиками и страхователями

– По мнению страховщиков, основной причиной проблем на рынке ОСАГО являются суды и «автоюристы». Согласны ли Вы с этим утверждением?

– Суд не может быть виноват в каких бы то ни было проблемах рынка, поскольку он делает свои выводы на основании закона. Суд – это говорящий закон, я бы так сказал. Неправильно считать, что суды и «автоюристы» являются причиной проблемы рынка ОСАГО.

Я бы обратил внимание на положения Гражданского кодекса РФ, которые говорят о принципе добросовестности сторон договора. Они должны содействовать друг другу в достижении целей договора и исполнении обязательств.

Получают ли наши граждане достаточные и справедливые компенсации по ОСАГО от страховой компании? Думаю, конфликт возникает из-за недостаточной суммы выплат.

Если страховщик полагает, что страховое возмещение, на которое претендует автовладелец, избыточно, то он берет на себя риск того, что на него будут возложены неустойка и штраф, если суд их присудит. Я не верю в то, что наши граждане поголовно хотят нажиться на страховых компаниях. Допускаю, что есть недобросовестные автоюристы, но они не являются настолько массовым явлением, чтобы быть основной причиной проблем в ОСАГО.

Для того, чтобы решить проблему, по большому счету нужно создать взаимное доверие между страховщиком и страхователем.

«Согаз»: проблемы рынка ОСАГО можно решить либерализацией тарифов

МОСКВА, 18 октября. /ТАСС/. Либерализация ОСАГО может стабилизировать систему автострахования, дать возможность устанавливать экономически обоснованные и справедливые тарифы, подстегнуть конкуренцию между страховщиками, отмечается в пресс-релизе страховой компании «Согаз».

«Мы убеждены, что либерализация ОСАГО может стабилизировать саму систему автострахования, дать возможность устанавливать экономически обоснованные и справедливые тарифы, подстегнуть конкуренцию между страховщиками, усилить борьбу за клиента и решить проблему доступности полисов, от чего в конечном счете выиграет потребитель», — говорится в пресс-релизе.

Смотрите так же:  Налог на прибыль за 3 квартал 2019 г

Также компания отмечает, что значительную часть накопившихся в ОСАГО проблем можно решить путем перехода к справедливому индивидуализированному тарифу. Пока автовладельцы с положительной историей вынуждены переплачивать за тех, кто регулярно попадает в ДТП.

«Либерализация ОСАГО позволит страховщикам устанавливать дифференцированные тарифы, исключить ситуацию, при которой одни сегменты автовладельцев фактически дотируют другие, и вместе с тем — более эффективно управлять своим страховым портфелем», — считают в компании.

Либерализация ОСАГО

ЦБ РФ 15 мая анонсировал реформу тарифообразования в ОСАГО, первым этапом которой должно стать расширение тарифного коридора на 20%: диапазон составит 2 746 — 4 942 рублей вместо нынешних 3 432 — 4 118 рублей. Кроме того, планируется уточнить классификацию водителей по стажу и возрасту. Ожидается, что эти изменения вступят в силу не раньше ноября.

Второй этап реформы, который потребует законодательных изменений, запланирован на лето 2019 года. Эти изменения предполагают использование более индивидуального тарифа ОСАГО, а также новые полномочия ЦБ, который сможет контролировать, чтобы страховщики не зарабатывали сверхприбылей для завышения тарифа.

В перспективе ЦБ предлагает обсудить возможность учитывать в тарифе ОСАГО дополнительные факторы — возраст транспортного средства, модель ТС, экологические характеристики, говорил ранее зампред ЦБ РФ Владимир Чистюхин. Целью реформы должен стать расчет индивидуальной цены ОСАГО для каждого водителя, а в перспективе 2023 — 2025 годов возможно полное освобождение тарифа ОСАГО от госрегулирования, сообщали ранее в Минфине. Сейчас базовый тариф ОСАГО и коэффициенты для расчета цены полиса устанавливает Банк России.

По данным РСА, средняя стоимость полиса ОСАГО в январе — августе составила 5 683 рубля.

Нормативные правовые акты

Общественное обсуждение и антикоррупционная экспертиза НПА и проектов НПА
Оценка регулирующего воздействия проектов НПА и экспертиза действующих НПА

Новые правовые акты

Об утверждении регламента комплексного сопровождения инвестиционных проектов в Курганской области и о внесении изменений в постановление Правительства Курганской области от 25 июля 2017 года № 270 (481 Кб, pdf)
О создании системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Департаменте экономического развития Курганской области (антимонопольного комплаенса) (496 Кб, pdf)
Об утверждении Плана работы конкурсной комиссии Департамента экономического развития Курганской области по формированию и подготовке резерва управленческих кадров на 2019 год (115 Кб, pdf)
О внесении изменений в постановление Правительства Курганской области от 24 июля 2018 года № 231 (53 Кб, pdf)
О внесении изменений в постановление Правительства Курганской области от 14 октября 2013 года № 505 (749 Кб, pdf)
Об утверждении плана работы Департамента экономического развития Курганской области на 2019 год (1.1 Мб, pdf)
О внесении изменений в постановление Правительства Курганской области от 14 октября 2013 года № 495 (3.4 Мб, pdf)
О внесении изменений в постановление Правительства Курганской области от 16 мая 2017 года № 170 (791 Кб, pdf)

Проблемы российского рынка ОСАГО не обошли страховой рынок Курганской области

По результатам мониторинга ситуации на страховом рынке Курганской области, проведенного Департаментом экономического развития, торговли и труда Курганской области, проблем, возникающих при заключении договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), остается много.

Эти проблемы неоднократно становились предметом обсуждения заместителя Губернатора Курганской области — директора Департамента экономического развития, торговли и труда Курганской области Сергея Владимировича Пугина со страховыми компаниями, а также депутатами Курганской областной Думы.

Основная проблема — получить полис ОСАГО в день обращения проблематично.

Основные причины, выявленные в ходе мониторинга и выездных обследований ситуации в офисах страховых компаний и непосредственного опроса клиентов на местах:

  • — большие очереди (занимать с вечера либо с ночи, либо с 6-00 утра);
  • — запись за 1-1,5 месяца (при этом нет полной гарантии получения полиса);
  • — талонная система получения полиса — 10-30 талонов в день;
  • — низкая пропускная способность очередников — по 6-20-30 полисов в день, за исключением РОСГОССТРАХА (более 300 полисов в день);
  • — отправка автомобиля на мойку (затягивание выдачи полиса);
  • — проверка безаварийной езды до 15 дней (затягивание выдачи полиса);
  • — отсутствие бланков полисов;
  • — обслуживание только своих клиентов — отказ клиентам других компаний;
  • — навязывание дополнительных услуг (страхование жизни, имущества и т. д.);
  • — страховые компании «ждут повышения тарифов»: ожидают, что ситуация изменится в июле, после внесения изменений в федеральное законодательство.

Ситуация на рынке ОСАГО на постоянном контроле и на текущий момент она изменилась по сравнению с прошлым месяцем. Есть положительные сдвиги:

  • — растут масштабы рынка ОСАГО — выдачу полисов начали 80% страховых компаний против 20% несколько месяцев назад (когда, напротив, 80% компаний свернули ОСАГО, прекратив выдачу полисов, что привело на сегодня к очередям);
  • — меньше стало случаев навязывания дополнительных услуг при заключении договоров ОСАГО (страхование жизни, имущества и т. д.). Сегодня такие случаи уже не носят масштабный характер, а скорее являются фактами некорректной работы отдельных страховых агентов. К тому же опрос клиентов в офисах компаний показал, что в этом случае при включении на телефоне аудио- (видео-) записи и предупреждении об обращении в прокуратуру или суд — полис получают без дополнительных условий. Что свидетельствует о повышении финансовой грамотности потребителей страховых услуг.

На сайте Департамента экономического развития, торговли и труда Курганской области размещены материалы, разъясняющие ситуацию на рынке ОСАГО, с рекомендациями гражданам «как действовать». В частности, при обращении в страховую компанию и получении отказа в заключении договора ОСАГО или навязывании дополнительных услуг Банк России рекомендует фиксировать правонарушения и направлять (аудио, видео) материалы, свидетельствующие о признаках нарушения страховщиком законодательства, в Банк России, ФАС России, Роспотребнадзор, а также в прокуратуру и суд для защиты своих прав и интересов. Кроме того, Минфин РФ рекомендует гражданам направлять страховым компаниям заявление о заключении договора ОСАГО по почте. Единственное условие — необходимо уведомление о вручении почтового отправления, которое будет являться доказательством получения страховщиком заявления, который обязан ответить в течение 30 дней — согласием или отказом. Если ответ не получен, то жаловаться в Банк России.

Страховым компаниям рекомендовано соблюдать законодательство Российской Федерации в данной сфере страхования.

В настоящее время началась масштабная проверка страховых компаний Банком России, которому переданы полномочия по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков, в том числе страховой деятельности. Сегодня Банк России — это мегарегулятор страхового рынка, который предметно занимается надзорной работой на рынке ОСАГО и уполномочен принимать меры. В регионе проверено уже большинство страховых компаний.

При этом прокуратура Курганской области продолжает работу по применению мер прокурорского реагирования в случае выявления нарушений прав граждан при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Перспективы решения проблемы существуют. Правительство Российской Федерации по поручению Президента России В.В. Путина готовит проведение реформы рынка ОСАГО. В ближайшее время ожидаются изменения федерального законодательства. И страховщики, и страхователи стали заложниками несовершенного Закона. Проблема — в отсутствии единых правил оценки ущерба поврежденных автомобилей.

Правительством Российской Федерации внесен в Государственную Думу проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации», который предусматривает ряд законодательных изменений:

  • — поэтапное увеличение базовых страховых тарифов и изменение подходов к осуществлению страховых выплат с одновременным повышением выплат по ущербу автомобилю (со 120 тыс. до 400 тыс. руб.), жизни и здоровью (со 160 тыс. до 500 тыс. руб.);
  • — правовое обеспечение контроля; регламентация срока страховой выплаты и т.д.

Кроме того, для решения проблемы Банк России подготовил проект Постановления Правительства РФ об изменении региональных коэффициентов при расчете стоимости полиса ОСАГО — увеличение поправочных территориальных коэффициентов с 1,7 до 2,5.

Смотрите так же:  Федеральный закон 156 от 2008

Поправки к Закону были приняты Государственной Думой в первом чтении 19 апреля 2013 года. Рассмотрение во втором чтении было запланировано на 17 июня 2014 года, однако рассмотрение перенесли на неопределенный срок. Такое решение связано с последними поправками, которые подготовил Комитет по финансовому рынку Государственной Думы в части ужесточения санкций за нарушения.

Курганской областной Думе рекомендовано обратиться в Комитет Госдумы по финансовому рынку с просьбой оказать содействие в ускорении процедуры принятия изменений в законы Российской Федерации об организации страхового дела и об ОСАГО.

После внесения Госдумой и регулятором соответствующих корректив, равновесие рынка должно восстановиться. По оценкам экспертов, с принятием Государственной Думой нового Закона об ОСАГО ситуация на региональных рынках стабилизируется.

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЫНКА СТРАХОВАНИЯ

Страхование в Федерации должно : защите прав ; совершенствованию рисского на финансовых ; созданию эффективной системы в ; развитию малого среднего предпринимательства [2, . 115].

Для оценки современного страхового целесообразно сравнить его показатели разрезе стран. , если страховая в расчете одного жителя Японии составляет 4,5 тысячи долларов, Швейцарии — 3 тысячи, США — 2,5 тысячи, в России — , около 40 долларов. валовом внутреннем в развитых доля совокупной премии равняется 8–10 %, в Российской — примерно 1,5 %. Расходы на добровольное составляют примерно 10 % достатка, американцев — 15 %, россиян — около 2 в год [5].

видно, само и масштабы операций на и отечественном рынке просто . Сегодняшний рынок в России к этапу следом за экономикой. Его роста находятся уровне инфляции. прогнозируют ухудшение и в 2015 , что обусловлено реальной поддержки . Вслед за в последнее темпами прироста взносов в 2012 , существенные признаки обнаружились уже 2013.

Страховые взносы по сравнению предшествующим годом 10 процентных пунктов, 12 %. Наиболее существенное произошло в имущества предприятий, и КАСКО. за сокращением роста ухудшились результаты. Сегодня проблемы выделяются автостраховании. Рентабельность средств представителей рынка снизилась минимального значения предшествующие 5 лет — 6,1 %. Страховые компании определенные меры увеличения тарифов и санации . Тем не , бизнес автострахования убыточным. Наиболее для рынка в 2013 году вопрос увеличения ОСАГО. Из силы ОСАГО в главный проблем страховых : в течение 11 размеры страховых не изменялись; никак не ; в расчет брались структурные автомобильного парка, цен на , рост стоимости и другое [6].

причина, пожалуй, главная. Несмотря изменения экономики, не поднимало тариф. Убыточность и автострахование вниз вслед собой общие . Кроме того, обостряются взаимоотношения со своими . Первой причиной стало регулирование сферы Законом правах потребителей. обусловлены и , что нынче обязаны урегулировать в течение 20 . Однако, это сложно, особенно случае проявления деяний. К , в европейских для этого 60 дней, то в 3 раза . В 2014 году страховой рынок повлияли события, в туристической .

Суть проблемы в том, малые фирмы количеством сотрудников 2–3 взяли ответственность огромные суммы. даже и не мог, санкции и курса валют на поток , который сократился несколько раз. часть банкротств обусловлена именно рынка и возможности реализации путевок. Контролировать компании, которым лицензии, Ростуризм, сожалению, не . Тем не , недостаточность у страхового покрытия очевидна. Однако, ответственность была на страховщиков, и понесли , включая и .

Оценивая в страховой рынок, отметить положительный появления его в лице Банка. Данный имеет видимые — ЦБ видит финансовый рынок, не только секторы. Сами отметили данное своей удачей вхождении в 2015 вместе с регулятором. Российские даже не столь парадоксального , как 2014, за период своего : чего они ожидали, разочаровало; то, чего не ждали; перемешались с потерями. Для 2014 год оказался трудным. Несмотря то, что добился реформы , он претерпел отрицательных событий: убыточности в ; негативное развитие практики; увеличение . В кризисную перешло и . Рентабельность бизнеса вместе с рубля. Одновременно рынок утрачивал на: снижении ряде отраслей страхования; спаде спроса; ничем демпинге [3].

Возможные защиты на рынке сразу перекрывались санкционными . В текущем ожидается в углубление кризиса рынке страхования. его представители в конце 2014 стали сокращать , серьезно сокращать , экономить на , чем возможно. оценкам экспертов, рынка в ухода страны стагнацию составит более 5–10 %. Некоторые и еще .

Среди главных выделяют: корректировку ОСАГО; рост развитие страхования и КАСКО. сокращения медицинских , возможно подрастет медицинское страхование. этом предполагается, добровольное медицинское и страхование увеличатся значительнее и ОСАГО, снижением спроса автотранспорт, обусловленного, свою очередь, ростом цен.

отмечается аналитиками, тренды в экономике окажут влияние на сектор. Некоторые страхового рынка более позитивное , чем рыночные . Однако, вероятнее , это опасные глубокие заблуждения. страхование — это от макроэкономики. неутешительной ситуации прогнозы по сектору, продажам автомобильном и рынках. Современный страховой рынок в худшей , характеризующейся: резким темпов прироста взносов; драматическим убыточности; достижением значения за 5 лет рентабельности средств страховщиков; откладыванием решения жизненно значимых рынка страхования , как увеличение по ОСАГО автостраховании и налоговых льгот страховании жизни . Проблемы отсутствия страхования жизни, отсутствие льгот налогообложении, предусмотренные развития страховой , все еще решены.

Российская все еще не может использовать возможность жизни в источника «длинных ». Все еще реализованы, предусмотренные картой стратегии, для рынка : включение представителей рынка в систему страны; налогообложения с Пенсионным Фондом корпоративным пенсиям; для физических налоговых льгот [6].

желания некоторых структур в решать насущные рынка страхования . В свою , любые вопросы развития отдельных данного рынка решать параллельно. долгосрочная стагнация минуема. Таким , сегодня российский страхования только выполняет свою -экономическую функцию. отрасль обеспечивает лица и лишь основной от возможных . Она не серьезным элементом финансового сектора , не играет роли в медицинских рисков в финансовом по старости . Страховые премии своем совокупном составляют всего ¼ часть объема премий какой- одной из ведущих страховых . При этом, активы российских компаний составляют меньшую долю. , что с показателями исполнять социально-экономическое российскому рынку просто невозможно. с этим некоторых сегментах искажена конкурентная высокой зависимостью продажах от и преобладанием на основе потоков.

Страхователями премии, значительно по размеру , что выплачиваются иных странах, компании несут , а посредники всю прибыль. виду того, сложившаяся на страхования в ситуация только , без проведения регулирования не .

С. В. рынок РФ: и перспективы // развития территории. — 2014. — № 2 (70). — . 115–126.

Баканаев И. ., Ашаганов А. ., Цокаева Л. ., Мовтигова М. . Проблемы и развития страхового РФ // Молодой . — 2015. — №23. — С. 468-471.

Балынин . В. Нормативно- регулирование страховой в Российской и за . Theoretical & Applied . 2015. № 7 (27). С. 110–117.

ОСАГО: проблемы были, есть и… будут?

В 2018 году у российской «автогражданки» юбилей – 15 лет. Срок немалый, детские болезни давно можно было излечить, но водители по-прежнему жалуются. Если раньше они сетовали на мизерные страховые компенсации, то сейчас во многих регионах другая проблема – трудно купить полис.

Чаще всего это происходит в тех областях, которые сами страховщики прозвали «токсичными» – именно там значительные выплаты делают страховую деятельность нерентабельной. Вот страховщики и стараются минимизировать выдачу полисов в этих регионах. А полис на мотоцикл, такси или автобус-маршрутку сложно приобрести в большинстве регионов – практически во всей стране.

Визит к страховым агентам, сидящим во вросших в землю ГАЗелях у регистрационных подразделений ГИБДД, толку не дает. В проблемных регионах агентов практически не осталось. А те, что есть, страхуют только «своих». Причем даже в благополучной Москве страховые агенты поставлены в жесткие рамки. Вот что рассказал один из них:

– Сейчас нам дают лишь несколько бланков в день. Поэтому страхуем не всех, ищем мощные автомобили: полис на такие дороже.

– А машины из других регионов берете?

– Нет! Нам разрешили оформлять полисы только на Москву и область. Если выдашь иногороднему, накажут штрафом, превышающим агентскую комиссию в несколько раз. Та же история с мотоциклами и такси. Отказывать людям неудобно, поэтому приходится придумывать байки про то, что бланки только-только закончились.

Смотрите так же:  Период выплаты пособия по беременности и родам

Казалось бы, решение проблемы найдено – это электронный полис е‑ОСАГО, выдача которого стала обязательной с 2017 года. Более того, специально для беспроблемного получения полиса придумали систему е‑Гарант: если при оформлении документа возникли сложности, клиента автоматически переводят на сайт РСА (Российская ассоциация страховщиков), где он будет переадресован в компанию, с которой проблем не должно быть.

Ради эксперимента ввожу данные машины из Волгоградской области, которую так не любят страховщики. На этапе сверки данных возникают сложности, меня просят прислать сканы документов. Отправляю их, но искусственный разум переводит меня на сайт РСА. Отлично, теперь меня должны направить к надежному партнеру. Увы, тот опять перекидывает меня в РСА… Цикл ­бесконечный и бессмысленный!

О проблемах с приобретением полиса е‑ОСАГО сообщают даже из благонадежных уголков России.

Так, водитель С. из Калуги целый день посвятил этому нудному процессу. Он вводил данные, но возникали сложности с проверкой документов. После отправки копий бумаг ответная реакция всякий раз была иная: сайт либо зависал, либо выдавал ошибку, либо переводил на портал РСА, с которого направляли в новую страховую, а та опять возвращала в РСА. Одно было стабильно в этой карусели – отсутствие результата. По этическим соображениям нельзя изложить всё, что думает этот автомобилист о системе е‑Гарант в частности и российском страховом сообществе в целом.

Предусмотрено наказание за необоснованный отказ в выдаче ОСАГО либо навязывание дополнительных услуг: должностных лиц штрафуют на 20–50 тысяч рублей, юридических – на 100–300 тысяч рублей. Поэтому сортировка клиентов на «выгодных» и «невыгодных» происходит автоматически, а отказ закамуфлирован под технические неполадки.

На фоне нашего эксперимента очень странно звучат слова президента РСА Игоря Юргенса: «В числе лидеров по продажам полисов е‑ОСАГО, в основном, проблемные регионы России. Таким образом, этот проект успешно решает проблему доступности обязательной автогражданки». В прошлом году Банк России проводил масштабную проверку продаж электронных полисов ОСАГО. Вердикт: несмотря на то что предусмотрены штрафные санкции, проблемы остались.

Осмотр экспертом

А что даст визит непосредственно к страховщику? Прямо отказать не имеют права, поскольку пункт 2.9 Правил профессиональной деятельности по продвижению услуг на рынке ОСАГО говорит о том, что при личном обращении страхователя страховщик обязан заключить договор ОСАГО в этот же день (отказ возможен только в одном случае – если до конца рабочего дня осталось менее часа).

Страховщики идут на хитрость: требуют провести осмотр машины – это предусмотрено правилами ОСАГО. Тем, кто прибыл на своих двоих, придется посетить страховую еще раз, уже на машине. А по пути, глядишь, к кому-нибудь другому заедет.

В филиалах часто направляют в центральный офис – дескать, осмотр только там. Хотя в пункте 1.7 Правил ОСАГО прямо сказано: «Место осмотра транспортного средства устанавливается по соглашению сторон. При недостижении соглашения относительно места осмотра или в случае составления договора обязательного страхования в виде электронного документа осмотр не проводится». О месте осмотра не договорились – значит, полис обязаны выдать!

Что касается сроков, то в соответствии с Правилами продвижения услуг на рынке ОСАГО осмотр обязаны проводить в день обращения. А если это невозможно (например, эксперта нет в филиале) – в течение пяти суток.

Вячеслав Лысаков,
первый заместитель председателя комитета по государственному строительству и законодательству Государственной думы РФ

Страховщики уверяют нас в том, что причиной кризиса стали мошеннические действия «автоюристов». К сожалению, они смогли убедить в этом мегарегулятор – Центральный банк России. Но их утверждение – миф!

Страховщики не умеют и не хотят работать. Они воспринимают ОСАГО как бизнес-проект, хотя изначально проект создавался как социальный, направленный на снижение числа пострадавших на наших дорогах. ОСАГО должно было настраивать водителей на законопослушное поведение. Страховщики же хотят всеми правдами и неправдами собрать денег как можно больше, а отдать как можно меньше.

Сейчас во многих регионах невозможно купить полис. Государство само порождает коррупцию, не обеспечивая граждан документом, необходимым для управления автомобилем. В создавшейся ситуации виновен Центробанк, который знает о проблеме, но ничего не делает. Есть вина и РСА – общественной организации, выражающей интересы страховщиков. Если страховщиков начнут серьезно проверять, в их шкафах найдут много скелетов.

Дополнительные услуги

Иногда сотрудники компаний занимаются откровенным вымогательством, предлагая оформить в нагрузку к ОСАГО страховку на квартиру, дом или, например, застраховаться от укусов клещей. В этом случае есть два способа получить полис.

С 2016 года действует так называемый «период охлаждения»: от навязанных вместе с полисом ОСАГО услуг можно отказаться в течение последующих 14 дней. Правда, это касается договоров сроком не менее месяца. Таким образом, можно оплатить «добровольно-принудительный» полис, а затем сдать его и вернуть свои деньги.

Второй вариант – требовать письменного отказа. Этот документ вместе с жалобой нужно направить регулятору – Банку России, а копию – в РСА. В большинстве случаев страховщики пасуют и выдают желанный документ. Предпочтительнее посещать центральный офис: там не смогут «перевести стрелки» на вышестоящую организацию и персонал обычно наиболее квалифицированный.

Теория и действительность

Странная ситуация: законопослушные ­граждане не имеют возможности получить документ, обязательный для движения по дорогам!

Страховое сообщество вынуждает водителей нарушать ПДД. При этом очень цинично выглядят предложения о существенном – до 5000 рублей – увеличении штрафа за отсутствие полиса.

Страховщики хотят получать больше денег по ОСАГО. Только для этого им придется сделать свой бизнес прозрачным.

Страховщики во всем обвиняют криминальных автоюристов, но расследование МВД показало, что значительные выплаты в 2017 году были только у Росгосстраха. Да и ущерб от уголовных преступлений на рынке ОСАГО составляет менее одного процента от всех страховых выплат. К тому же каждое второе преступление совершается руководителями, сотрудниками либо агентами страховщиков.

Сейчас без полиса ездит около шести миллионов машин! Одни автовладельцы не покупают полис намеренно, другие становятся нарушителями поневоле. Налицо серьезный кризис, созданный уверенным в своей безнаказанности страховым сооб­ществом.

В свете вышеизложенного все более ­привлекательной выглядит идея передачи «автогражданки» в компетенцию государства. Например, можно реализовать продажу полисов ОСАГО через портал «Госуслуги». А у страховщиков по-прежнему один рецепт: они заявляют, что наладить процесс позволит увеличение или либерализация (в данном случае это синонимы) тарифов. Самое время вспомнить Станиславского: «Не верю!»

Другие публикации:

  • Субсидия кировская область молодая семья Программа «Молодая семья» в Кировской области Программа «Молодая семья» в Кировской области интересует в 2014 году каждую молодую семью. Данный проект существует в регионе с 2003 года. За десять лет более 1000 кировских семей […]
  • Приказ ам-23-р от 14 марта 2008г Распоряжение Минтранса РФ от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р "О введении в действие методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте" (с изменениями и дополнениями) Распоряжение Минтранса РФ от […]
  • Приказ 84 мвд Приказ МВД России от 06.02.2012 N 84 "О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России, признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России и отдельных предписаний нормативных правовых актов МВД России" Документ по […]
  • Приказ минздравсоцразвития рф от 31012011 57н Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 января 2011 г. N 57н "Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, […]
  • Сга есть ли лицензия до 2003 г. - Современный гуманитарный университет Негосударственный вуз Год основания: 1992 г. Адрес: 115114, г. Москва, ул. Кожевническая, д. 3, строение 1 Лицензия: № 0744 от 25.02.2011 на срок до: бессрочно Учредитель: Организации, […]
  • Нотариус агафонова ирина викторовна отзывы Нотариус Агафонова Ирина Викторовна 8 499 703-35-33 (доб. 360) — бесплатная юридическая консультация Пн: выходной Вт 10:00 - 18:30 Ср 10:00 - 18:30 Чт 10:00 - 18:30 Пт 10:00 - 18:30 Сб 10:00 - 17:30 Вс: выходной не […]
Проблемы рынка осаго