Протест прокурора гпк

Интернет-конференция
Председателя Верховного Суда Российской Федерации Лебедева Вячеслава Михайловича
«Реформирование процессуального законодательства в Российской Федерации»

Обзор публикаций СМИ

ПРОКУРОР И ГРАЖДАНСКОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО

Минувший год для органов прокуратуры был достаточно насыщенным. В 2002 году были приняты и вступили в действие Уголовно-процессуальный и Трудовой кодексы, третья часть Гражданского кодекса, Кодекс об административных правонарушениях. С 1 февраля 2003 года вступил в действие новый Гражданский процессуальный кодекс, который существенно изменил полномочия прокурора в гражданском судопроизводстве.

В соответствии с действовавшим ранее Гражданским процессуальным кодексом РСФСР прокурор имел право обратиться в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц или вступить в дело в любой стадии процесса, если это требовалось для охраны государственных интересов, а также прав и интересов граждан. Прокурор имел право принести в кассационном и надзорном порядке протест на любое незаконное или необоснованное решение суда, независимо от участия в рассматриваемом деле.

Данные полномочия позволили прокурорам городов и районов в 2002 году проделать значительную работу по защите прав граждан, общества и государства при непосредственном участии в гражданском судопроизводстве. В суды области в минувшем году предъявлено 6286 исков на сумму около 30 миллионов рублей. С участием прокурора рассмотрено 7437 гражданских дел, из них о восстановлении на работе — 413,0 выселении — 328. По кассационным протестам горрайпрокуроров отменены 73 незаконных и необоснованных судебных решения. В порядке надзора президиумом Белгородского областного суда рассмотрено 65 протестов прокурора области на решения судов по гражданским делам.

С принятием нового ГПК функции прокурора в гражданском судопроизводстве претерпели существенные изменения. Теперь заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в том случае, если гражданин по состоянию здоровья (инвалидность, препятствующая самостоятельному обращению в суд), возрасту (преклонный возраст), недееспособности и другим уважительным причинам (неграмотность и т.п.) не может сам обратиться в суд. Причем это должно быть доказано соответствующими документами.

Существенно ограничена возможность участия прокурора по собственной инициативе в рассмотрении судами гражданских дел. Это будет касаться лишь той категории дел, которая предусмотрена кодексом и другими федеральными законами. К ней, в частности, относятся наиболее сложные и социально значимые дела: о выселении; восстановлении на работе; возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью; признании недействующими нормативных правовых актов; защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; об усыновлении (удочерении) ребенка: о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим; об ограничении дееспособности и признании гражданина недееспособным; о принудительной госпитализации в психиатрический стационар или о продлении срока принудительной госпитализации лица, страдающего психическим расстройством; о лишении или ограничении родительских прав, о восстановлении в родительских правах и т.д. В других случаях, даже при наличии поступившего в органы прокуратуры заявления, просьба об участии прокурора в рассмотрении его гражданского дела будет отклонена. Суд по своей инициативе также не вправе привлекать прокурора к рассмотрению дел, в которых его участие не предусмотрено законом.

Гражданский процессуальный кодекс устранил такое понятие как протест прокурора. Теперь прокурор может принести представление только на судебные постановления по делам, по которым законом предусмотрено участие прокурора. Представление рассматривается в том же порядке, что и жалобы лиц, участвующих в деле.

Ужесточены требования к содержанию жалоб и представлений, особенно надзорных.Кодексом также установлен перечень реквизитов, которые в обязательном порядке должны содержать надзорная жалоба или представление прокурора. В их числе: наименование суда, в который они адресуются; наименование лица, подающего жалобу, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле: наименование других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения; указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, содержание принятых ими решений; указание на решение, определение суда, которые обжалуются; указание на то, в чем заключается допущенное судами существенное нарушение закона: просьба лица, подающего жалобу.

В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, указывается, какие его права или законные интересы нарушены. В случае, если жалоба ранее подавалась в надзорную инстанцию, в ней должно быть указано решение, принятое судом. Надзорная жалоба подписывается лицом, подающим жалобу, или его представителем, имеющим доверенность или другой документ, удостоверяющий полномочия представителя. К надзорной жалобе или представлению прокурора прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу.

Учитывая, что ГПК РФ не предусматривает возможности истребования прокурором гражданских дел из судов, эти требования кодекса распространяются и на обращения граждан и юридических лиц, направленные в прокуратуру области для принесения представления на вступившие в законную силу судебные постановления, поскольку выполнение содержащихся в данной статье требований является неотъемлемым условием для дальнейшего направления представления прокурора в суд надзорной инстанции.

Эти требования должен знать любой гражданин, обращающийся к нам с просьбой о принесении представления на вступившее в силу судебное решение по его гражданскому делу. Следует обратить внимание, что новым ГПК установлен короткий срок для обжалования решений суда в порядке надзора — 1 год со дня их вступления в законную силу. По истечении его прокурор уже не сможет обратиться с представлением в защиту прав и интересов граждан в суд надзорной инстанции.

Кроме того, кодекс четко устанавливает основания, по которым судебные постановления могут быть отменены или изменены в порядке надзора — существенные нарушения норм материального или процессуального права.

К существенным нарушениям материального права кодекс относит применение судом закона, не подлежащего применению, или, наоборот, неприменение закона там, где это требовалось, а также его неправильное толкование.

Нарушение или неправильное применение норм процессуального права станет основанием для отмены решения суда только в том случае, если это нарушение привело или могло привести к неправильному разрешению дела. Отмену решений суда вне зависимости от доводов заявителей повлекут такие нарушения норм процессуального права, как рассмотрение дела судом в незаконном составе, в отсутствии кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных о времени и месте судебного заседания, нарушение правил о языке судопроизводства, тайне совещания судей и т.п.

Граждане, обращающиеся в прокуратуру области с просьбой о принесении соответствующего представления, в своем заявлении должны обязательно указывать на допущенные судом нарушения, в противном случае в удовлетворении их просьбы будет отказано.

В связи с вступлением в действие Гражданского процессуального кодекса поставлены задачи не только обеспечить участие прокуроров по всем делам обязательной категории, но и способствовать вынесению законных и обоснованных судебных постановлений для достижения основных задач гражданского судопроизводства: правильного и своевременного рассмотрения и разрешения гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, муниципальных образований. Гражданское судопроизводство должно всецело способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения граждан к Закону.

25. ПРОТЕСТ ПРОКУРОРА. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОКУРОРА ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИИ ЗАКОНА

25. ПРОТЕСТ ПРОКУРОРА. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОКУРОРА ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИИ ЗАКОНА

Протест прокурора применяется в тех случаях, когда в процессе осуществления прокурорского надзора за соответствием законам правовых актов, издаваемых объектами надзора, выявляются приказы, распоряжения, постановления и иные акты, полностью или частично не соответствующие Конституции РФ и иным законам РФ.

Содержание рассматриваемого средства прокурорского реагирования заключается в требовании прокурора полностью или частично отменить противоречащие (несоответствующие) закону акты, приведения акта в соответствие с действующим законодательством, обращенное к должностному лицу или органу, издавшему (принявшему) незаконный акт либо к вышестоящему органу или должностному лицу, компетентному отменить такой акт, либо суду в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.

Правом принесения протеста наделены прокурор и его заместитель.

Протест приносится в письменном виде.

Принесение протеста не приостанавливает действия опротестованного акта.

Протест подлежит рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста.

При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания этого органа необходимо сообщить прокурору.

До рассмотрения протеста он может быть отозван прокурором, его принесшим.

О результатах рассмотрения протеста в письменной форме незамедлительно сообщается прокурору.

Если протест не рассмотрен в установленный законом срок либо, по мнению прокурора, необоснованно отклонен, прокурор обращается в суд общей юрисдикции или арбитражный суд с заявлением о признании правового акта недействительным.

Представление прокурора об устранении нарушений закона предполагает право и обязанность прокурора или его заместителя требовать устранения выявленных в процессе осуществления прокурорского надзора фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения требований закона объектами надзора, которые причинили или создали реальную угрозу интересам личности, общества или государства, обращенное к органам, организациям, учреждениям или должностным лицам, обладающим правомочием устранить выявленные нарушения закона.

Представление имеет письменную форму. Представление должно быть юридически обоснованным, достоверным, грамотным, конкретным, исчерпывающим. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О принятых мерах в письменной форме сообщается прокурору.

Смотрите так же:  Страховка здоровья и имущества

Апелляционное представление прокурора по гражданским делам

Рубрика: Государство и право

Дата публикации: 22.04.2018 2018-04-22

Статья просмотрена: 684 раза

Библиографическое описание:

Голопузова Е. А. Апелляционное представление прокурора по гражданским делам // Молодой ученый. — 2018. — №16. — С. 195-197. — URL https://moluch.ru/archive/202/49589/ (дата обращения: 09.02.2019).

Апелляционное производство — предусмотренный нормами гражданского процессуального права порядок обжалования решений и определений суда первой инстанции, не вступивших в законную силу [7].

К субъектам, имеющим право на апелляционное обжалование решений, не вступивших в законную силу, относятся лица, участвующие в деле, в том числе и прокурор.

По смыслу содержания гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и во взаимодействиями с положениями постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. № 2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», а также от 19 июня 2012 г. № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» прокурором, участвующим в деле, является прокурор, обратившийся в суд первой инстанции с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или вступил в процесс для дачи заключения по делам, по которым его участие предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, а также иными федеральными законами.

При этом прокурор обладает правом на принесение апелляционного представления независимо от его личного присутствия в судебном заседании суда первой инстанции.

Вместе с тем, прокурор вправе принести апелляционное представление также в том случае, если он не был привлечен судом первой инстанции к участию в деле, в котором его участие является обязательным в силу закона (ч. 3 ст. 45 ГПК РФ).

В соответствии со статьей 321 Гражданского процессуального законодательства Российской Федерации апелляционное представление прокурором подаются через суд, принявший решение.

Апелляционное представление может быть подано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, если иные сроки не установлены законодательством.

Срок апелляционного обжалования начинает течь со дня, следующего за днем составления мотивированного решения суда, и истекает в соответствующий день следующего месяца. Например, мотивированное решение изготовлено судом 25 мая, срок апелляционного обжалования начнет течь 26 мая, истечет 26 июня в 24–00 часа. Если в следующем месяце нет такого дня, то срок апелляционного обжалования оканчивается в последнее число следующего месяца. Например, мотивированное решение изготовлено 31 марта, срок окончится 30 апреля. Если последний день подачи представления является выходным, он переносится на следующий рабочий день. Апелляционное представление прокурора также может направляться по почте, срок считается по почтовому штемпелю с даты отправления.

При прокурор вправе просить суд восстановить срок на подачу апелляционного представления. Ходатайство о восстановлении срока на подачу апелляционной апелляционного представления может быть составлено в виде отдельного документа или изложено в самом представлении.

Апелляционное представление необходимо составлять в строгом соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Апелляционное представление должно содержать: наименование суда, в который подается апелляционное представление; наименование лица, подающего жалобу, представление, его место жительства или место нахождения; указание на решение суда, которое обжалуется; требования лица, подающего жалобу, или требования прокурора, приносящего представление, а также основания, по которым они считают решение суда неправильным; перечень прилагаемых к жалобе, представлению документов.

Все доводы прокурора, указанные в апелляционном представлении, длджны иметь надлежащую правовую аргументацию. В зависимости от вида нарушения можно дать анализ той или иной статьи закона, сослаться на постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, материалы официально опубликованных Верховным Судом Российской Федерации обзоров судебной практики и ответов на возникшие у судов вопросы.

Так, например, исходя из конкретных норм права, необходимо объяснить, почему закон, в соответствии с которым суд постановил решение, не подлежал применению и указать, какой закон должен необходимо было применить.

В представлении следует указывать на все допущенные по делу нарушения, как влекущие отмену или изменение решения, так и на те, которые сами по себе не служат основанием к пересмотру решения, но в совокупности с другими влияют на решение вопроса о его законности и обоснованности.

При подготовке представления прокурору важно соблюдать последовательность и логичность изложения, обращать внимание на грамотность, точность формулировок, общую и юридическую культуру написания документа.

Ссылка на новые доказательства, которые не были представлены в суд первой инстанции, допустима только в случае обоснования невозможности их представления в названный суд.

Апелляционное представление подписывается прокурором [1].

В апелляционном представлении не могут содержаться требования, не заявленные при рассмотрении дела в суде первой инстанции.

Ссылка прокурора, приносящего апелляционное представление, на новые доказательства, которые не были представлены в суд первой инстанции, допускается только в случае обоснования в указанном представлении, что эти доказательства невозможно было представить в суд первой инстанции.

В соответствии со ст. 323 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации апелляционное представление оставляются без движения в случае, когда содержание жалобы, представления не соответствует требованиям ч. 1 ст. 322 Гражданского процессуального законодательства Российской Федерации.

Апелляционное представление подлежат возвращению в случаях:

1) невыполнения в установленный срок указаний судьи, содержащихся в определении об оставлении представления без движения;

2) истечения срока обжалования, если в представлении не содержится просьба о восстановлении срока или в его восстановлении отказано.

Кроме того, законодательством предусмотрен отказ прокурора от апелляционного представления. Подобного рода отказ допускается до вынесения судом апелляционного определения. При этом, заявление об отказе от апелляционного представления подается в письменной форме в суд апелляционной инстанции.

О принятии отказа от апелляционного представления суд апелляционной инстанции выносит определение, которым прекращает производство по соответствующему представлению.

Прекращение производства по апелляционному представлению в связи с отказом от него не является препятствием для рассмотрения иных апелляционных жалоб, если соответствующее решение суда первой инстанции обжалуется другими лицами.

В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

ГПК РФ делает непредсказуемым результат апелляционного обжалования судебного постановления. Вместе с тем предсказуемость при предоставлении государством судебной защиты требует, чтобы при осуществлении права апелляционного обжалования применение норм материального и процессуального права можно было заранее предвидеть. Отсутствие предсказуемости в действиях суда апелляционной инстанции может ограничить доступ в суд второй инстанции и, как следствие, привести к нарушению права на справедливое судебное разбирательство, права на судебную защиту [8]. Законодательное регулирование пределов рассмотрения дела должно быть определенным, чтобы не допускать судебного усмотрения при применении соответствующей правовой нормы [6].

Исходя их положения статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, представления прокурора, суд апелляционной инстанции вправе:

1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения;

2) отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение;

3) отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части;

4) оставить апелляционные жалобу, представление без рассмотрения по существу, если жалоба, представление поданы по истечении срока апелляционного обжалования и не решен вопрос о восстановлении этого срока.

Работа по апелляционному обжалованию судебных постановлений, не вступивших в законную силу, является неотъемлемой и очень важной частью работы прокурора.

С учетом позиций Европейского Суда по правам человека о необходимости соблюдения принципа правовой определенности прокурорам надлежит принимать меры к тому, чтобы судебные ошибки исправлялись до вступления в силу соответствующих судебных постановлений.

  1. «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 03.04.2018)// «Собрание законодательства РФ», 18.11.2002, N 46, ст. 4532
  2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.01.2003 N 2 (ред. от 10.02.2009) «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»// в данном виде документ опубликован не был
  3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 N 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции»// «Российская газета», N 147, 29.06.2012
  4. Мохов А. А., Воронцова И. В., Семёнова С. Ю. Гражданский процесс (гражданское процессуальное право) России: учебник / отв. ред. А. А. Мохов. — М.: ООО «ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИРМА КОНТРАКТ»
  5. Гражданский процесс: Учебник (5-е издание, переработанное и дополненное) / Под ред. М. К. Треушникова. — М.: Статут, 2014.
  6. Апелляция, кассация, надзор по гражданским делам: учеб. пособие / Е. А. Борисова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2016.
  7. Васьковский Е. В. Курс гражданского процесса: Субъекты и объекты процесса, процессуальные отношения и действия. — М.: Статут, 2016.
  8. Постановление ЕСПЧ от 13 мая 2008 г. по делу «Галич(Galich) против Российской Федерации». Жалоба № 33307/02. Доступ из СПС «Гарант».
  9. Зайцев И. М. О природе правовых понятий // Научное наследие: в 3 т. Т. 3: Избранные статьи. Ч. 1: 1963–1988 гг. / сост. А. И. Зайцев. Саратов, 2009.
  10. Шерстюк В. М. Современные проблемы системы гражданского процессуального права // Шерстюк В. М. Современные проблемы гражданского и арбитражного судопроизводства: сб. ст. М., 2015

Апелляционное представление прокурора на решение и представление на определение суда первой инстанции.

Прокурор в случаях, предусмотренных законом (ст. 34, 45, ч. 2 ст. 320, ч. 1 ст. 327, ч. 1 ст. 331 ГПК), вправе инициировать возбуждение производства в суде апелляционной инстанции, а также вступить в дело, рассматриваемое по жалобам сторон или других лиц, участвующих в деле.

Апелляционное представление – это акт прокурорского реагирования на принятое по гражданскому делу и не вступившее в законную силу решение суда первой инстанции, вносимый в суд апелляционной инстанции через суд, постановивший решение, в целях отмены или изменения (полностью или в части) данного судебного постановления.

Смотрите так же:  Налог на имущество физических лиц 2019 квитанция

Представление на определение суда первой инстанции – это акт реагирования прокурора на принятое по гражданскому делу и не вступившее в законную силу определение суда первой инстанции, вносимый в суд апелляционной инстанции, через суд, постановивший определение, в целях отмены (полностью или в части) данного судебного определения.

Прокурор вправе принести представление на судебное постановление в суд апелляционной инстанции лишь в случае, если он участвует в деле (ч. 2 ст. 320, ч. 1 ст. 331 ГПК). В п. 10.1 приказа Генпрокурора РФ со ссылкой на ст. 320 ГПК подчеркивается, что право принесения апелляционного представления принадлежит прокурору, участвующему в деле. В п. 3 постановления Пленума ВС РФ от 19.06.2012 № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» отражено, что по смыслу положений ст. 34, 35 и 45 ГПК прокурором, участвующим в деле, является прокурор, который обратился в суд первой инстанции с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или вступил в процесс для дачи заключения по делам, по которым его участие предусмотрено ГПК и другими федеральными законами. При этом прокурор обладает правом на принесение апелляционного представления независимо от его личного присутствия в судебном заседании суда первой инстанции.

Прокурор также вправе принести представление в случае, когда он не был привлечен судом первой инстанции к участию в деле, в котором его участие является обязательным в силу закона.

Основания для принесения представлений аналогичны основаниям для отмены или изменения решения (определения) суда первой инстанции в апелляционном порядке.

Участвующие в деле прокуроры обязаны своевременно реагировать на допущенные судом ошибки, приносить апелляционные представления и представления на определения суда первой инстанции. С этой целью они должны систематически проверять законность и обоснованность судебных постановлений по гражданским делам, подлежащим рассмотрению с участием прокурора, даже если решения (определения), вынесенные судом, соответствуют его заключению. Проверка судебных постановлений осуществляется в срок, установленный для апелляционного обжалования.

Гражданские дела, по каким-либо причинам рассмотренные без участия прокурора, изучаются более тщательно и в полном объеме. Начинать изучение рекомендуется с иска (заявления), обращая внимание на требования истца (заявителя), предмет спора, характер правоотношений сторон, доказательства, представленные ими в подтверждение своих требований и возражений. Такой способ изучения дела позволяет еще до ознакомления с судебным решением сформировать собственное мнение относительно того, каким оно должно быть.

Проверку можно начать и с прочтения решения (определения) суда, после чего изучить апелляционные или частные жалобы (если они поступили), исковое заявление или заявление в зависимости от характера дела. Затем перейти к ознакомлению с материалами дела в той последовательности, в какой они расположены. Следует помнить, что способность прокурора выявить допущенные судом ошибки напрямую зависит от уровня его профессиональной подготовки, знания действующего федерального законодательства, других нормативных правовых актов, постановлений Пленума ВС РФ, судебной практики.

В процессе ознакомления с материалами гражданского дела прокурор должен выяснить: 1) характер правоотношений сторон; 2) соблюдены ли судом правила подведомственности и подсудности спора (ст. 22–33 ГПК); 3) надлежащий ли ответчик по делу; 4) нет ли обстоятельств, влекущих оставление иска (заявления) без рассмотрения либо прекращение производства по делу (ст. 220, 222 ГПК); 5) все ли заинтересованные лица привлечены к участию в деле; 6) не допущены ли судом нарушения норм процессуального права, влекущие безусловную отмену решения (ч. 4 ст. 330 ГПК); 7) правильно ли определены судом обстоятельства, имеющие значение для дела; 8) подтверждены ли надлежащими доказательствами (ст. 55, 59, 60, 61 ГПК) обстоятельства, имеющие значение для дела, которые суд считает установленными; 9) соответствуют ли выводы суда, изложенные в решении, обстоятельствам дела; 10) правильно ли применил суд нормы материального и процессуального права.

Несмотря на особый статус прокурора в гражданском процессе, отсутствие у него материально-правовой заинтересованности в исходе дела, его апелляционное представление (представление на определение суда), по сути, равнозначно апелляционной (частной) жалобе лица, участвующего в деле. Требования, предъявляемые к их содержанию и оформлению, идентичны.

В структуре апелляционного представления можно выделить четыре части: вводную, описательную, мотивировочную и резолютивную.

Во вводной части указываются: 1) наименование суда, которому адресовано представление; 2) наименование должностного лица органов прокуратуры, внесшего представление, его местонахождение; 3) наименования других лиц, участвующих в деле, их процессуальное положение, место жительства или местонахождение; 4) дата принятия и название решения суда (дополнительное, заочное), о пересмотре которого ставится вопрос; 5) данные о том, каким судом и по какому гражданскому делу оно вынесено.

В описательной части: 1) кратко излагается существо дела; указывается содержание принятого судом первой инстанции решения; доказательства, на которых основаны выводы суда, доводы, по которым суд отклонил те или иные доказательства, а также законодательные акты, на которые суд сослался в решении; 2) если апелляционное представление приносится на дополнительное решение суда, излагается также краткое содержание основного решения суда, с указанием даты его принятия.

В мотивировочной части апелляционного представления дается его правовое обоснование, которое должно согласовываться с основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке. Это самая важная часть представления, являющаяся объективным анализом всех обстоятельств дела.

Все доводы прокурора должны иметь надлежащую правовую аргументацию. В зависимости от вида нарушения можно дать анализ той или иной статьи закона, сослаться на постановления Пленума ВС РФ, материалы официально опубликованных ВС РФ обзоров судебной практики и ответов на возникшие у судов вопросы. Так, например, исходя из конкретных норм права, необходимо объяснить, почему закон, в соответствии с которым суд постановил решение, не подлежал применению и указать, какой закон должен был быть применен. Ссылка на новые доказательства, которые не были представлены в суд первой инстанции, допустима только в случае обоснования невозможности их представления в названный суд.

В представлении следует указывать на все допущенные по делу нарушения, как влекущие отмену или изменение решения, так и те, которые сами по себе не служат основанием к пересмотру решения, но в совокупности с другими влияют на решение вопроса о его законности и обоснованности.

При подготовке представления важно соблюдать последовательность и логичность изложения, обращать внимание на грамотность, точность формулировок, общую и юридическую культуру написания документа. Неуместны в представлении упреки и замечания в адрес суда, постановившего обжалуемое решение, по поводу его необъективности, предвзятости и т.д.

Резолютивная часть представления должна логически следовать из положений, составляющих содержание его мотивировочной части. Прокурор четко, в соответствии с полномочиями суда апелляционной инстанции формулирует обращенную к нему просьбу, указывая: 1) подлежит решение отмене или изменению полностью или в части (если в части, то какой); 2) как надлежит поступить суду апелляционной инстанции после отмены (изменения) решения (принять новое решение, прекратить производство по делу, оставить заявление без рассмотрения).

Представление подписывается прокурором, имеющим право на его принесение. К представлению прилагаются: 1) новые доказательства по делу (если таковые имеются); 2) копии представления и приложенных к нему письменных доказательств – по числу лиц, участвующих в деле.

Представление на определение суда первой инстанции имеет ту же структуру и содержание, что и апелляционное представление.

В случаях пропуска по уважительной причине срока для принесения апелляционного представления (представления на определение суда) прокурор должен обратиться в суд первой инстанции с мотивированным заявлением о его восстановлении (ст. 112 ГПК). К этому заявлению (выполняется на бланке прокуратуры и подписывается полномочным на принесение представления должностным лицом) прилагается соответствующее представление.

С учетом позиций Европейского Суда по правам человека о необходимости соблюдения принципа правовой определенности прокурорам надлежит принимать меры к тому, чтобы судебные ошибки исправлялись до вступления в силу соответствующих судебных постановлений.

Апелляционное определение СК по гражданским делам Оренбургского областного суда от 13 февраля 2013 г. по делу N 33-986/2013 (ключевые темы: протест прокурора — целевые программы — безопасность дорожного движения — требования прокурора — местное самоуправление)

Апелляционное определение СК по гражданским делам Оренбургского областного суда от 13 февраля 2013 г. по делу N 33-986/2013

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Лебедевой Н.В.,

судей областного суда Кудряшова В.К. и Фединой Е.В.,

при секретаре Антонове И.А.,

с участием прокурора Кобзарь А.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лебедевой Н.В. апелляционную жалобу администрации города Гая на решение Гайского городского суда Оренбургской области от 22 ноября 2012 года по гражданскому делу по заявлению Гайского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконными действий Главы г. Гай Оренбургской области,

Гайский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеназванным заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ, указывая, что Гайской межрайонной прокуратурой проведена проверка постановления Главы города Гай N 700-пА от 5 октября 2012 года «О внесении изменений в постановление Главы города Гай от 13 октября 2009 года N 799-п», которым внесены изменения в постановление Главы города Гай N 799-п от 13 октября 2009 года «О городской целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения на 2010-2012 годы». Пункт 5 Постановления N 700-пА от 5 октября 2012 года предусматривает, что оно вступает в силу со дня его подписания. Однако действующее законодательство указывает на возможность вступления в законную силу нормативного правого акта исключительно после его официального опубликования (обнародования). 25 октября 2012 года прокуратурой принесен протест с требованием устранить выявленные нарушения Конституции РФ и федерального законодательства. Глава города Гай Иванов Н.Ф. с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства не согласился и отказал в удовлетворении требований прокурора, ввиду того, что целевая программа не является нормативным правовым актом и не подлежит официальному опубликованию.

Смотрите так же:  Разрядные требования по хоккею

Просил суд признать незаконными действия главы города Гай Оренбургской области, выразившиеся в неудовлетворении протеста прокурора от 25 октября 2012 года об изменении пункта 5 постановления N 700-пА от 5 октября 2012 года «О внесении изменений в постановление Главы города Гай от 13 октября 2009 года N 799-п», обязать главу города Гай Оренбургской области удовлетворить протест прокурора от 25 октября 2012 года в полном объеме, устранив выявленное нарушение п. 3 ст. 15 Конституции и ст. 47 Федерального закона РФ N 131 от 06 октября 2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» путем изменения пункта 5 постановления N 700-пА от 5 октября 2012 года «О внесении изменений в постановление Главы города Гая от 13 октября 2009 года N 799-п».

Прокурор Харина Н.А. в судебном заседании заявление поддержала, просила удовлетворить.

Представитель администрации города Гая Нечетов А.Ю. заявление не признал, просил в удовлетворении иска отказать.

Решением суда заявление Гайского межрайонного прокурора удовлетворено. Суд признал незаконным действия главы города Гай Оренбургской области, выразившиеся в неудовлетворении протеста прокурора от 25 октября 2012 года об изменении пункта 5 постановления N 700-пА от 5 октября 2012 года «О внесении изменений в постановление Главы города Гай от 13 октября 2009 года N 799-п». Обязал главу города Гай Оренбургской области удовлетворить протест прокурора от 25 октября 2012 года в полном объеме, устранив выявленное нарушение п. 3 ст. 15 Конституции и ст. 47 Федерального закона РФ N 131 от 06 октября 2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» путем изменения пункта 5 постановления N 700-пА от 5 октября 2012 года «О внесении изменений в постановление Главы города Гая от 13 октября 2009 года N 799-п».

В апелляционной жалобе администрация г.Гая просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Заслушав доклад судьи Лебедевой Н.В., пояснения представителя ответчика Нечетова А.Ю., поддержавшего жалобу, заключение прокурора Кобзарь А.П., полагавшей решение суда законным и обоснованным, проверив доводы жалобы и материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренным процессуальным законодательством Российской Федерации. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

В соответствии со ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Из материалов дела следует, что 5 октября 2012 года Главой города Гай Оренбургской области вынесено постановление N 700-пА «О внесении изменений в постановление Главы города Гай от 13 октября 2009 года N 799-п», которым внесены изменения в постановление Главы города Гай N 799-п от 13 октября 2009 года «О городской целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения на 2010-2012 годы».

В пункте 5 вышеуказанного постановления предусмотрено, что постановление вступает в силу со дня его подписания.

На постановление Главы города Гай N 700-пА от 05 октября 2012 года «О внесении изменений в постановление Главы города Гай от 13 октября 2009 года N 799-п», 25 октября 2012 года прокуром принесен протест с требованием устранить выявленные нарушения Конституции РФ и федерального законодательства, а именно: пункт 5 постановления N 700-пА от 5 октября 2012 года изменить и вместо «со дня его подписания» указать «после его опубликования (обнародования)».

Главой города Гай Ивановым Н.Ф. протест прокурора был рассмотрен и 06.11.2012г.прокурору направлено письменное сообщение о несогласии с протестом и об отказе в удовлетворении требований прокурора, ввиду того, что целевая программа не является нормативным правовым актом, поскольку затрагивает права и обязанности определенного круга лиц и не подлежит официальному опубликованию.

Постановляя оспариваемое решение, суд исходил из того, что Постановление Главы г. Гай N 700-пА от 5 октября 2012 года затрагивает права и свободы неопределенного круга лиц, так как данным Постановлением вносятся изменения в постановление Главы города Гай N 799 от 13 октября 2009 года «О городской целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения на 2010-2012 годы», целью которой является обеспечение охраны, здоровья граждан и их имущества, повышение гарантий их законных прав и безопасные условия движения на дорогах, рассчитана на многократное применение и направлена на урегулирование общественных отношений в бюджетной сфере, в части общественной эффективности использования бюджетных средств, под которой понимается соотношение общественно значимого эффекта реализации программы (показателя конечного результата или его изменения) с непосредственными результатами. В связи с чем суд первой инстанции пришел к выводу, что Постановление Главы г. Гай N 700-пА от 5 октября 2012 года является нормативным правовым актом, так как обладает всеми существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт в связи с чем формулировка п. 5 постановления администрации Гайского района от 5.10.2012 N 700-пА противоречит нормам Конституции РФ и федерального законодательства и требует внесения изменений.

Однако, судебная коллегия не может признать решение суда о признании незаконным действий главы города Гай Оренбургской области, выразившихся в неудовлетворении протеста и обязании удовлетворить протест от 25 октября 2012г., законным и обоснованным по следующим основаниям.

В силу ч.1 и 2 ст. 23 Федерального закона от 17 января 1992г. «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор имеет возможность реагирования на нарушение закона путем принесения протеста на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо путем обращения в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

При этом, в отличии от представления, протест прокурора не возлагает на орган или должностное лицо, издавшее акт, никаких обязанностей, за исключением обязанности в силу закона рассмотреть протест и о результатах рассмотрения сообщить прокурору.

Таким образом, содержание статьи 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» указывает на то, что протест прокурора является актом прокурорского реагирования, носит характер предложения (рекомендации) главе города Гай Оренбургской области устранить нарушение закона, содержит разъяснения норм действующего законодательства и не влечет для главы города Гай Оренбургской области правовых последствий в случае неисполнения изложенного в протесте предписания.

Что касается требований закона о письменном информировании прокурора о результатах рассмотрения протеста, то оно главой города Гай Оренбургской области исполнено.

С требованиями о признании незаконным нормативного правового акта в части п.5 постановления Главы г. Гай Оренбургской области N 700-пА от 05 октября 2012г., в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, а именно ст. 251 ГПК РФ, прокурор в суд не обращался.

При таких обстоятельства, судебная коллегия, в соответствии со ст.ст.328 , 330 ГПК РФ, считает необходимым решение суда первой инстанции отменить и постановит по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления прокурора о признании незаконным действия главы города Гай Оренбургской области, выразившееся в неудовлетворении протеста прокурора от 25 октября 2012 года об изменении пункта 5 постановления N 700-пА от 5 октября 2012 года «О внесении изменений в постановление Главы города Гай от 13 октября 2009 года N 799-п» и обязании главы города Гай Оренбургской области удовлетворить протест прокурора от 25 октября 2012 года в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

решение Гайского городского суда Оренбургской области от 22 ноября 2012г. отменить, постановить по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления о признании незаконным действия главы города Гай Оренбургской области, выразившееся в неудовлетворении протеста прокурора от 25 октября 2012 года об изменении пункта 5 постановления N 700-пА от 5 октября 2012 года «О внесении изменений в постановление Главы города Гай от 13 октября 2009 года N 799-п» и обязании главы города Гай Оренбургской области удовлетворить протест прокурора от 25 октября 2012 года в полном объеме.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Другие публикации:

  • Приказ о премии в 1с Как настроить расчет премий в «1С:ЗУП 8» ред. 3 Как настроить «1С:Зарплату и управление персоналом 8» редакции 3, чтобы в расчете 6-НДФЛ корректно отразить разные случаи получения работником премии с учетом стандартных вычетов по НДФЛ, […]
  • Приказ о стационарозамещающей помощи Об утверждении Правил оказания стационарозамещающей помощи Приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 26 ноября 2009 года № 798. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 2 декабря 2009 года № 5951. […]
  • Треушников аМ исполнительное производство Литература (к всему разделу): Абсалямов А.В., Ярков В.В. Применение отдельных положений законодательства об исполнительном производстве в арбитражном процессе // ВВАС РФ. 2002. N 3. С.82-95; Викут М.А., Исаенкова О.В. Исполнительное […]
  • Приказ минздрава 308 с изменениями Автомобильная безопасность - Безопасный автомобиль Приказ Минздрава РФ № 308 Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 июля 2003 г. N 4913 МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 14 июля 2003 г. N 308 О МЕДИЦИНСКОМ […]
  • Лицензия на оружие ульяновск "Учебный Центр "Динамо-Профи" Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования (8422) 32-32-32, 32-12-37 г. Ульяновск, ул. Карла Либкнехта, д.7 отделение Учебного центра: (8422) 41-36-36 г. Ульяновск, […]
  • Чем грозит банкротство физических лиц Всё о банкротстве физических лиц: от нюансов и этапов процедуры до стоимости и последствий С недавнего времени процедура банкротства стала возможной не только для организаций и предпринимателей, но и для обычных граждан. Фабрика […]
Протест прокурора гпк