Решение суда госпошлина казенное учреждение

ГОСПОШЛИНА ДЛЯ КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Казенное учреждение, согласно Бюджетному кодексу РФ, не только оказывает государственные (муниципальные) услуги, но и в определенных случаях исполняет государственные (муниципальные) функции, обеспечивая реализацию полномочий органов государственной власти или местного самоуправления.
Однако, исполняя государственные (муниципальные) функции, казенные учреждения порой сталкиваются с ситуацией, когда законодательство РФ ставит их в неравное положение с органами государственной власти (местного самоуправления). Например, при обращении в суд с иском не в собственных интересах, а в связи с осуществлением переданных им отдельных контрольных функций, в целях защиты публичных интересов.

Нормы и разъяснения

Налоговый кодекс РФ освобождает государственные органы и органы местного самоуправления от уплаты государственной пошлины, если они выступают в качестве истцов или ответчиков по делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ или арбитражными судами (пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ).
Однако в случае, если в арбитражный суд обращается казенное учреждение, исполняющее государственные (муниципальные) функции, то, как правило, суд отказывает в приеме исковых заявлений в связи с неуплатой казенным учреждением госпошлины на том основании, что в Налоговом кодексе РФ нет прямого указания на освобождение казенных учреждений от ее уплаты. Даже в том случае, если они обращаются в суд за защитой публичных интересов.
Заметим, что понятие «публичный интерес» в законодательстве также отсутствует, несмотря на то что это понятие употребляется в различных нормативных правовых актах, например в статье 53 Арбитражного процессуального кодекса РФ «Обращение в защиту публичных интересов, прав и законных интересов других лиц».

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Если по решению суда госпошлина взыскивается с ответчика по иску учреждения

В таком случае полученные средства, на наш взгляд, могут быть отражены в учете в том же порядке, что и возврат дебиторской задолженности, установленный п. 2.5.6 Порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, утвержденного приказом Казначейства России от 10.10.2008 № 8н.

При получении от ответчика суммы государственной пошлины в году ее уплаты в бюджет полученные средства относятся на увеличение тех статей расходов, за счет которых производилась оплата государственной пошлины.

Если же государственная пошлина взыскана с ответчика в следующем финансовом году, то она должна быть перечислена в доход бюджета.

Бюджетный учет операций по начислению и уплате прочих платежей в бюджет, в том числе госпошлины, регламентирован п. 104 Инструкции № 162н (таблица 132).

по учету расчетов с бюджетом по государственной пошлине

Льготы по госпошлине при обращении в суды (Лермонтов Ю.М.)

Дата размещения статьи: 10.10.2017

Для возникновения у казенного учреждения права на льготу, установленную пп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ, требуется единовременное выполнение двух условий:
— инициирование арбитражного процесса в целях защиты публичных интересов, закрепленное законодательством;
— выполнение государственным или муниципальным учреждением функций государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов.
Многочисленная судебная практика, связанная с ошибочным применением указанной льготы, свидетельствует об актуальности данного вопроса.

Примеры постановлений

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.09.2016 N Ф08-6525/2016 по делу N А61-4311/2015

Учреждение обратилось в инспекцию с заявлениями о возврате излишне (ошибочно) уплаченной (взысканной) суммы НДФЛ. Инспекция вынесла решение об отказе в возврате (зачете) излишне (ошибочно) уплаченной суммы НДФЛ. Учреждение обратилось за защитой нарушенных прав в арбитражный суд. Суды отказали учреждению в удовлетворении требований, но при этом освободили его от уплаты госпошлины за обращение в суды на основании пп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ.
Суд кассационной инстанции признал необоснованными выводы судов нижестоящих инстанций об освобождении казенного учреждения от уплаты государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций, указал, что материалами дела не подтверждено наличие условий для возникновения у казенного учреждения права на льготу — участие учреждения в арбитражном процессе не обусловлено защитой публичных интересов либо осуществлением функций государственного органа.
Заявитель по делу является юридическим лицом с организационно-правовой формой «федеральное казенное учреждение» и должен уплатить соответствующую государственную пошлину.

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 02.11.2016 N Ф01-4690/2016 по делу N А28-1565/2016

Казенное учреждение (Комитет) обратилось в арбитражный суд с иском к казенному предприятию о взыскании неустойки, начисленной за просрочку выполнения работ по государственному контракту. Суд оставил без изменения постановление арбитражного апелляционного суда, удовлетворив иск лишь частично, взыскав в доход федерального бюджета госпошлину с предприятия и Комитета. Комитет, не согласившись с принятыми судебными актами в части взыскания с него госпошлины, обратился в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просил отменить их в связи с неправильным применением норм материального права.
Комитет полагал, что он освобожден от уплаты пошлины на основании пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ, поскольку его участие в данном деле обусловлено защитой государственных и общественных интересов, так как государственный контракт заключен им от имени субъекта РФ для обеспечения государственных нужд, и что он наделен статусом казенного учреждения.
Суд отказал в удовлетворении требований казенного учреждения (Комитета) об освобождении его от уплаты госпошлины и пришел к выводу, что в рамках дела о взыскании неустойки по контракту Комитет выступал в качестве стороны заказчика и, находясь в обязательственных отношениях с ответчиком, не выполнял властных функций государственного органа с целью защиты государственных и (или) общественных интересов. Наделение Комитета полномочиями по управлению дорожным хозяйством области, функциями государственного заказчика для реализации территориального заказа, равно как и финансирование его деятельности за счет средств бюджета области, не означает приобретение им статуса органа государственной власти и не означает, что требование о взыскании неустойки предъявлено в защиту государственных и (или) общественных интересов.
Наличие у Комитета статуса государственного казенного учреждения также не является достаточным основанием для освобождения его от уплаты госпошлины.

Комментарий к постановлениям

Анализ судебной практики показывает, что вопрос об освобождении казенных учреждений от уплаты госпошлины на основании пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ является весьма актуальным, так как зачастую они неверно толкуют нормы законодательства о налогах и сборах, считая, что к ним подлежат применению положения указанной нормы права.
Так, в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ, арбитражными судами, освобождаются:
— прокуроры и иные органы, обращающиеся в ВС РФ, арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов;
— государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым ВС РФ, арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков.
На основании статьи 2 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ систему органов государственной власти субъекта РФ составляют:
— законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ;
— высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ;
— иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.
Также суды ссылаются на разъяснения, данные в пункте 32 постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46: судам нужно учитывать, что пп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ установлено, что к органам, обращающимся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов, относятся те, которым право на обращение в арбитражный суд в защиту публичных интересов предоставлено федеральным законом.
Под иными органами в смысле пп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции. Таковыми являются, в частности, ПФ РФ, ФСС РФ, ФОМС РФ, Центральный банк РФ. Названные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в случае, когда они выступают в судебном процессе в защиту государственных и (или) общественных интересов.
Если государственное или муниципальное учреждение выполняет отдельные функции государственного органа (органа местного самоуправления) и при этом его участие в арбитражном процессе обусловлено осуществлением указанных функций и, соответственно, защитой государственных, общественных интересов, оно освобождается от уплаты государственной пошлины по делу.
Соответственно, сам по себе факт, что казенное учреждение является стороной государственного контракта, также не свидетельствует о его праве на льготу.
Выводы, аналогичные тем, что содержатся в комментируемых постановлениях, также нашли отражение в Определении Верховного Суда РФ от 11.07.2016 N 308-ЭС16-6933, а также в постановлениях Арбитражных судов:
— Волго-Вятского округа от 22.08.2016 N Ф01-2998/2016;
— Дальневосточного округа от 25.02.2015 N Ф03-21/2015;
— Поволжского округа от 23.08.2016 N Ф06-12742/2016;
— Восточно-Сибирского округа от 16.03.2016 N Ф02-936/2016;
— Восточно-Сибирского округа от 16.03.2016 N Ф02-1409/2016;
— Западно-Сибирского округа от 02.11.2016 N Ф04-5106/2016, а также в ряде других судебных решений.

Смотрите так же:  Административное правонарушение ч 1 ст 128 коап рф

Государственная пошлина

Нередки случаи, когда учреждениям приходится обращаться в соответствующие органы или к уполномоченным должностным лицам за совершением в отношении них юридически значимых действий: рассмотрение и разрешение дел в судах различных инстанций, совершение нотариальных действий, проведение государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, постановка на учет в ГИБДД транспортных средств, предоставление (переоформление, продление) лицензий. И это далеко не весь перечень действий, за которые взимается сбор, именуемый государственной пошлиной. Какие льготы по уплате госпошлины действуют в отношении казенных учреждений? Каков порядок уплаты и возврата (зачета) госпошлины? Как отразить в учете операции по начислению и уплате государственной пошлины? Ответы на эти вопросы вы найдете в статье.

Основания взимания госпошлины

Нормы, регулирующие порядок взимания государственной пошлины, содержатся в гл. 25.3 «Государственная пошлина» НК РФ.

Государственная пошлина является федеральным сбором, взыскиваемым с лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ (п. 1 ст. 333.16 НК). При этом выдача документов (их дубликатов) признается юридически значимыми действиями, а выдача копий документов — нет.

Госпошлина взимается также с ответчиков, выступающих в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, в случае если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты госпошлины в соответствии с гл. 25.3 НК РФ (п. 2 ст. 333.17 НК РФ).

Льготы по уплате госпошлины

Льготы по уплате государственной пошлины устанавливаются в зависимости от категории плательщиков, вида совершаемых юридически значимых действий и определены ст. 333.35-333.39 НК РФ. Приведем лишь некоторые из них, которые касаются деятельности казенных учреждений.

Казенные учреждения освобождаются от уплаты госпошлины только за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в своих наименованиях (пп. 1 п. 1 ст. 333.35 НК РФ). Иных льгот в отношении этих учреждений НК РФ не предусмотрено.

В свою очередь, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления при обращении за совершением юридически значимых действий, определенных гл. 25.3 НК РФ, освобождаются от уплаты госпошлины на основании пп. 4 п. 1 ст. 333.35 НК РФ. Исключения составляют случаи взимания госпошлины за принятие решения в отношении установленных тарифов и надбавок по разногласиям, возникшим между органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями, а также между органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса (пп. 124 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Кроме этого, государственные органы, органы местного самоуправления освобождаются от уплаты госпошлины:

— по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков (пп. 19 п. 1 ст. 333.36, пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ);

— при обращении за совершением нотариальных действий в случаях, предусмотренных законом (п. 1 ст. 333.38 НК РФ).

При толковании положений, предусматривающих освобождение от уплаты госпошлины федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, может возникнуть вопрос: применимы ли указанные льготы к казенным учреждениям, находящимся в ведении этих органов?

Для ответа на данный вопрос обратимся к одному из последних Писем Минфина РФ от 18.10.2013 N 03-05-04-03/43581. В нем указано, что положения пп. 4 п. 1 ст. 333.35 НК РФ распространяются также на органы, входящие в структуру (систему) органов государственной власти или местного самоуправления. Что касается казенных учреждений, подведомственных этим органам, то в отношении них льгота по уплате государственной пошлины гл. 25.3 «Государственная пошлина» НК РФ не предусмотрена. В частности, рассматриваемое в письме федеральное казенное учреждение МВД не относится к органам МВД, следовательно, оно обязано уплачивать госпошлину в общеустановленном порядке.

Аналогичная позиция относительно того, что льготы по уплате госпошлины не распространяются на находящиеся в ведении органов власти (органов местного самоуправления) казенные учреждения, была изложена в письмах Минфина РФ от 17.12.2012 N 03-05-04-03/100, от 19.06.2012 N 03-05-04-03/47, от 28.04.2012 N 03-05-04-03/29, от 23.03.2012 N 03-05-04-03/23, от 21.09.2010 N 03-05-04-03/109, ФНС РФ от 13.03.2012 N ЕД-4-3/[email protected], от 11.03.2012 N ЕД-4-3/[email protected]

При этом необходимо учитывать и противоречивую судебную практику по данному вопросу. Так, согласно Определению ВАС РФ от 15.01.2013 N ВАС-17850/12, Постановлению Президиума ВАС РФ от 21.09.2010 N 5658/10 освобождение казенного учреждения от уплаты госпошлины зависит от характера исполняемых им функций. А на основании Определения ВАС РФ от 21.06.2013 N ВАС-7060/13 освобождение зависит только от статуса плательщика (федеральные органы госвласти, органы госвласти субъектов РФ, органы местного самоуправления).

По мнению автора, казенное учреждение может претендовать на освобождение от уплаты государственной пошлины, в случае если юридически значимые действия совершаются в интересах вышестоящего федерального органа государственной власти, органа государственной власти субъектов РФ, органа местного самоуправления. Если же казенное учреждение действует в своих интересах, то госпошлина должна уплачиваться в общеустановленном порядке.

При совершении нотариальных действий от уплаты госпошлины также освобождены:

— школы-интернаты — за совершение исполнительных надписей о взыскании с родителей задолженности по уплате сумм на содержание их детей в таких школах (п. 8 ст. 333.38 НК РФ);

— специальные учебно-воспитательные учреждения для детей с девиантным (общественно опасным) поведением федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области образования, — за совершение исполнительных надписей о взыскании с родителей задолженности по уплате сумм на содержание их детей в таких учреждениях (п. 9 ст. 333.38 НК РФ);

— воинские части, организации Вооруженных Сил РФ, других войск — за совершение исполнительных надписей о взыскании задолженности в возмещение ущерба (п. 10 ст. 333.38 НК РФ).

Смотрите так же:  Пособия матери одиночки в 2019 году пенза

В зависимости от вида совершаемых юридически значимых действий госпошлина не уплачивается, в частности:

— за государственную регистрацию права оперативного управления недвижимым имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности (пп. 4.1 п. 3 ст. 333.35 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 27.07.2012 N 03-05-05-03/15);

— за государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности (пп. 4.3 п. 3 ст. 333.35 НК РФ);

— за внесение изменений в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним в случае изменения законодательства РФ (пп. 4.4 п. 3 ст. 333.35 НК РФ);

— за внесение изменений в ЕГРП при представлении уточненных данных об объекте недвижимого имущества (пп. 4.5 п. 3 ст. 333.35 НК РФ);

— за государственную регистрацию арестов, прекращения арестов недвижимого имущества (пп. 5 п. 3 ст. 333.35 НК РФ);

— за государственную регистрацию прекращения прав в связи с ликвидацией объекта недвижимого имущества, отказом от права собственности на объект недвижимого имущества, переходом права к новому правообладателю, преобразованием (реконструкцией) объекта недвижимого имущества (пп. 8.1 п. 3 ст. 333.35 НК РФ).

Порядок уплаты госпошлины

Сроки уплаты государственной пошлины установлены ст. 333.18 НК РФ, а ее размеры и особенности уплаты, в зависимости от вида совершаемых юридически значимых действий, категории плательщиков либо от иных обстоятельств, определены ст. 333.19-333.34 НК РФ.

Как правило, госпошлина взыскивается предварительно, то есть до совершения юридически значимых действий. Исключения составляют случаи, когда госпошлина уплачивается:

— в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда — учреждениями, которые выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, по делам, рассматриваемым мировыми судьями, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты госпошлины;

— не позднее 31 марта года, следующего за годом регистрации судна в Российском международном реестре судов или за последним годом, в котором было осуществлено такое подтверждение, — учреждениями при обращении за ежегодным подтверждением регистрации судна.

Пунктом 2 ст. 333.18 НК РФ предусмотрены особенности уплаты госпошлины, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы. В этом случае сбор уплачивается плательщиками в равных долях.

Если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, размер госпошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) от уплаты госпошлины в соответствии с гл. 25.3 НК РФ.

Обратите внимание! В случае если по вине органа и (или) должностного лица при совершении юридически значимого действия в выданном документе была допущена ошибка, при внесении изменений в этот документ госпошлина не уплачивается.

Уплата госпошлины осуществляется по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме, что подтверждается (п. 3 ст. 333.18 НК РФ):

— в безналичной форме — платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении;

— в наличной форме — либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.

Возврат (зачет) госпошлины

Порядок возврата (зачета) уплаченной государственной пошлины за совершение юридически значимых действий определен ст. 333.40 НК РФ. Пунктом 1 указанной статьи установлен исчерпывающий перечень, в соответствии с которым госпошлина полностью или частично подлежит возврату, в частности:

— в случае уплаты госпошлины в большем размере, чем это предусмотрено гл. 25.3 НК РФ;

— при возвращении заявления, жалобы или иного обращения или отказе в их принятии судами либо отказе в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами и (или) должностными лицами. Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма засчитывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины;

— в случае прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом. При заключении мирового соглашения до принятия решения арбитражным судом возврату истцу подлежит 50% суммы уплаченной им государственной пошлины. Эта норма не применяется, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта арбитражного суда. Не подлежит возврату уплаченная госпошлина при добровольном удовлетворении ответчиком требований истца после обращения последнего в арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления к производству, а также при утверждении мирового соглашения судом общей юрисдикции;

— при отказе лиц, уплативших госпошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие.

При этом в п. 4 ст. 333.40 указано, что не подлежит возврату госпошлина, уплаченная за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, сделок с ним, в случае отказа в государственной регистрации. При прекращении госрегистрации права, ограничения (обременения) права на недвижимость, сделки с ним на основании соответствующих заявлений сторон договора возвращается половина уплаченной госпошлины.

Возврат госпошлины осуществляется на основании заявления, которое направляется плательщиком соответствующему органу или должностному лицу, совершившему в отношении него юридически значимые действия. Если госпошлина подлежит возврату в полном размере, то к заявлению прикладываются подлинные платежные документы, если же частично — копии указанных платежных документов.

Решение о возврате плательщику излишне уплаченной (взысканной) госпошлины принимает орган (должностное лицо), осуществляющий действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.

Примечание. Возврат или зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм госпошлины производится в порядке, установленном гл. 12 НК РФ.

Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) госпошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело. К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы госпошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, КС РФ и конституционными (уставными) судами субъектов РФ, мировыми судьями, прилагаются решения, определения и справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной госпошлины, а также подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, — копии указанных платежных документов.

Для справки. Возврат излишне уплаченной (взысканной) госпошлины производится в течение одного месяца со дня подачи плательщиком заявления. Заявление о возврате госпошлины может быть подано в течение трех лет с момента ее уплаты.

Плательщик имеет также право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы госпошлины в счет суммы госпошлины, подлежащей уплате за совершение подобного действия (п. 6 ст. 333.40 НК РФ). Причем порядок зачета аналогичен порядку возврата госпошлины, только заявление составляется не о возврате, а о зачете этого сбора.

Расходы казенного учреждения по уплате государственной пошлины следует относить на вид расходов 852 «Уплата прочих налогов, сборов и иных платежей» и статью 290 «Прочие расходы» КОСГУ (Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденные Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 N 65н).

Порядок отражения в учете операций по начислению и уплате государственной пошлины зависит от вида совершаемых юридически значимых действий и формы оплаты (по безналу или наличными).

Учет расчетов по уплате госпошлины в безналичном порядке ведется на счете 1 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» (п. 103 Инструкции N 162н).

Поскольку указанный счет предназначен не только для отражения в учете расчетов по уплате госпошлины, целесообразно будет ввести дополнительный аналитический код к счету 1 303 05 000 (п. 1 Инструкции N 157н).

Смотрите так же:  Расчет осаго в челябинске

Аналитический учет по счету 1 303 05 000 ведется в многографной карточке (ф. 0504054) или в карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) (п. 264 Инструкции N 157н).

Бухгалтерские записи по начислению и уплате государственной пошлины будут следующими (п. 104, 111 Инструкции N 162н):

ВС РФ: казенное учреждение не платит госпошлину при обращении в суд за защитой публичных интересов

Суд оставил иск без движения. Он посчитал, что НК РФ не освобождает государственные и муниципальные учреждения от уплаты госпошлины. Подход суда поддержали апелляция и кассация. ВС РФ посчитал выводы нижестоящих судов ошибочными.

По НК РФ от уплаты госпошлины освобождаются госорганы и органы местного самоуправления, которые выступают в качестве истцов или ответчиков, в частности, в арбитражных судах.

ВС РФ привел разъяснения Пленума ВАС РФ. В одном из них указано: госорганы и органы местного самоуправления реализуют свои функции как непосредственно, так и через подведомственные органы и организации. Поэтому по специальному поручению они могут представлять в арбитражных судах органы власти. В другом постановлении Пленум ВАС РФ отмечал: если учреждение выполняет отдельные функции госоргана или органа местного самоуправления и при этом участвует в арбитражном процессе для защиты государственных или общественных интересов, то оно освобождается от уплаты госпошлины.

Отметим, в прошлом году Минфин дал разъяснение в отношении федеральных казенных учреждений, из которого следует похожий вывод.

Ранее позиция ведомства была иной: федеральное казенное учреждение не относится к госорганам, значит, оно в любом случае не освобождается от уплаты госпошлины. Правда, это разъяснение касалось освобождения по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.

С учетом позиции ВС РФ и последних разъяснений Минфина казенное учреждение должно уплачивать госпошлину, только если его участие в арбитражном процессе не связано с защитой публичных, общественных интересов.

Документ: Определение ВС РФ от 09.03.2017 N 304-ЭС16-16311

Освобождается ли Муниципальное казенное учреждение от уплаты госпошлины в Арбитражный суд?

1 ответ на вопрос от юристов 9111.ru

Статья 333.35. Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций

1. От уплаты государственной пошлины, установленной настоящей главой, освобождаются:

1) органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, казенные учреждения, редакции средств массовой информации, за исключением средств массовой информации рекламного и эротического характера, общероссийские общественные объединения, религиозные объединения, политические партии — за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях указанных организаций или объединений;

(в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 374-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

2) суды общей юрисдикции, арбитражные суды и мировые судьи — при направлении (подаче) запросов в Конституционный Суд Российской Федерации;

3) суды общей юрисдикции, арбитражные суды и мировые судьи, органы государственной власти субъекта Российской Федерации — при направлении (подаче) заявлений в конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации;

4) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных настоящей главой, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 124 пункта 1 статьи 333.33 настоящего Кодекса;

(пп. 4 в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 374-ФЗ)

5) Центральный банк Российской Федерации — при государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, эмиссия которых осуществляется им в целях реализации единой государственной денежно-кредитной политики в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) организации — при государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, эмиссия которых осуществляется ими в целях реструктуризации долговых обязательств перед бюджетами всех уровней (в период действия договора о реструктуризации таких обязательств), в случае, если такие ценные бумаги переданы и (или) обременены в пользу уполномоченного органа исполнительной власти на основании договора о погашении задолженности по платежам в бюджеты всех уровней;

7) организации — при государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, выпускаемых в обращение при увеличении уставного капитала на величину переоценки основных фондов, производимой по решению Правительства Российской Федерации;

8) государственные и муниципальные музеи, архивы, библиотеки и иные государственные и муниципальные хранилища культурных ценностей — за право временного вывоза культурных ценностей, находящихся в их фондах на постоянном хранении;

9) физические лица — авторы культурных ценностей — за право вывоза (временного вывоза) ими культурных ценностей;

10) органы государственной власти, органы местного самоуправления — за проставление апостиля, а также за государственную регистрацию организаций и за государственную регистрацию изменений учредительных документов организаций, за государственную регистрацию ликвидации организаций;

(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 201-ФЗ)

11) физические лица — Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы — по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, в Конституционном Суде Российской Федерации, при обращении в органы и (или) к должностным лицам, совершающим нотариальные действия, и в органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния;

12) физические лица — участники и инвалиды Великой Отечественной войны — по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, в Конституционном Суде Российской Федерации, при обращении в органы и (или) к должностным лицам, совершающим нотариальные действия, и в органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния;

13) утратил силу. — Федеральный закон от 27.12.2009 N 374-ФЗ;

14) физическое лицо — гражданин Российской Федерации, являющийся единственным автором программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральной микросхемы и правообладателем на нее, испрашивающим свидетельство о регистрации на свое имя, в случае, если такое физическое лицо является ветераном Великой Отечественной войны, инвалидом, учащимся (воспитанником) образовательных учреждений (независимо от их форм собственности), — за совершение действий, предусмотренных подпунктами 1 — 3, 5 и 6 пункта 1 статьи 333.30 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 374-ФЗ)

Льгота, предусмотренная настоящим подпунктом, предоставляется также коллективу авторов, правообладателей, каждый член которого является инвалидом, либо участником Великой Отечественной войны, либо инвалидом Великой Отечественной войны;

15) физические лица, признаваемые малоимущими в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, — за совершение действий, предусмотренных подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 настоящего Кодекса, за исключением государственной регистрации ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество.

Другие публикации:

  • Договор неопределенный срок переходит Как правильно продлить договор аренды недвижимости на прежних условиях на новый срок (11 месяцев) без регистрации в Росреестре? Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:Договор аренды недвижимости, заключенный на срок менее года, […]
  • Моя математика пособие для старших дошкольников корепанова Моя математика. Пособие для старших дошкольников. В 3-х частях. Часть 3 • Подскажите пожалуйста, возможно ли заказать только 3 часть, т.к. 1 и 2 уже прошли ранее • К сожалению, данные тетради поставляются нам поставщиками только […]
  • Договор о еаэс содержание Договор о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) (с изменениями и дополнениями) Договоро Евразийском экономическом союзе(Астана, 29 мая 2014 г.) С изменениями и дополнениями от: 10 октября, 23 декабря 2014 г., 8 мая 2015 […]
  • Гражданин рф ру Гражданин рф ру Проект «Активный гражданин» создан как площадка для проведения среди различных групп москвичей голосований в электронной форме по вопросам городского развития. В настоящее время проект насчитывает более 2 000 000 […]
  • Ответ на поступившее заявление Какой установлен срок ответа на заявления в ПФР? в течение какого срока ПФР должен предоставить ответ на заявление о предоставлениее полного расчета или пересчета пенсии Ответы юристов (2) Срок ответа 30 дней на основании ФЗ-59/ Статья […]
  • Надым адвокат антонова Адвокат Антонова Людмила Александровна в Надыме Расстояние от центра Надыма до организации 1.5 км. Расположение на карте Отзывов о компании Адвокат Антонова Людмила Александровна по указанному адресу пока еще нет. Адвокат Антонова […]
Решение суда госпошлина казенное учреждение