Собственность кпсс

Дело о проверке конституционности
Указов Президента Российской Федерации
от 23 августа 1991 года N 79
«О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР»,
от 25 августа 1991 года N 90
«Об имуществе КПСС и Коммунистической партии РСФСР»
и от 6 ноября 1991 года N 169
«О деятельности КПСС и КП РСФСР»,
а также о проверке конституционности КПСС и КП РСФСР

Дело рассматривалось 26 мая, 6-15 июля, 20 июля — 4 августа, 14 сентября — 23 октября, 28 октября — 30 ноября 1992 года Постановление N 9-П от 30 ноября 1992 года

В заседании участвовали: Представители стороны, ходатайствующей о проверке конституционности Указов Президента РФ: В.А.Боков, И.М.Братищев, В.И.Зоркальцев, М.И.Лапшин, И.П.Рыбкин, В.И.Севастьянов, Ю.М.Слободкин, А.С.Соколов, Д.Е.Степанов, Б.В.Тарасов — народные депутаты РФ; С.А.Боголюбов, В.Г.Вишняков, Б.П.Курашвили, В.С.Мартемьянов, Б.Б.Хангельдыев — доктора юридических наук. Представители Президента РФ как стороны, издавшей рассматриваемые Указы: Г.Э.Бурбулис — Государственный секретарь при Президенте РФ, М.А.Федотов — доктор юридических наук, С.М.Шахрай — член Верховного Совета РФ. Представители стороны, ходатайствующей о проверке конституционности КПСС и КП РСФСР: И.А.Безруков, А.А.Котенков, О.Г.Румянцев — народные депутаты РФ, А.М.Макаров — член Московской городской коллегии адвокатов. Представители стороны, отстаивающей интересы КПСС и КП РСФСР: В.Г.Вишняков — доктор юридических наук, Ю.В.Голик — кандидат юридических наук, Г.А.Зюганов — бывший секретарь ЦК КП РСФСР, Ю.П.Иванов — член Московской областной коллегии адвокатов, В.А.Ивашко — бывший заместитель Генерального секретаря ЦК КПСС, В.В.Калашников — бывший секретарь ЦК КПСС, А.В.Клигман — член Московской областной коллегии адвокатов, М.И.Кодин — бывший заместитель председателя ЦКК КПСС, Б.П.Курашвили — доктор юридических наук, В.А.Купцов — бывший первый секретарь ЦК КП РСФСР, В.С.Мартемьянов — доктор юридических наук, И.И.Мельников — бывший секретарь ЦК КПСС, О.О.Миронов — доктор юридических наук, Ф.М.Рудинский — доктор юридических наук, Ю.М.Слободкин — народный депутат РФ, Р.Г.Тихомирнов — член Московской городской коллегии адвокатов, В.Д.Филимонов — доктор юридических наук, Б.Б.Хангельдыев — доктор юридических наук.

Поводом к рассмотрению дела явилось ходатайство группы народных депутатов РФ (В.А.Бокова, И.М.Братищева, В.И.Зоркальцева, М.И.Лапшина, И.П.Рыбкина, В.И.Севастьянова, Ю.М.Слободкина, А.С.Соколова, Д.Е.Степанова, Б.В.Тарасова и др. — всего 37 подписей) о проверке конституционности названных Указов, в котором содержится требование признать их не соответствующими Конституции РФ. Основанием для рассмотрения дела о проверке конституционности Указов Президента РФ явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли данные Указы Конституции РФ, установленному в РФ разделению законодательной, исполнительной и судебной властей, а также закрепленному Конституцией РФ разграничению компетенции между высшими органами государственной власти и управления РФ. Указом Президента РФ от 23 августа 1991 года была приостановлена деятельность КП РСФСР, а Указом от 6 ноября 1991 года — прекращена на территории РФ деятельность КПСС и КП РСФСР; Указом от 23 августа 1991 года поручалось МВД РСФСР обеспечить сохранность имущества КП РСФСР, Центральному банку РСФСР — приостановить операции по счетам органов и организаций КП РСФСР, а Указами от 25 августа и 6 ноября 1991 года предусматривался ряд охранных мероприятий по отношению к имуществу КПСС и КП РСФСР на территории РФ, которое объявлялось находящимся в государственной собственности, в связи с чем государственным органам передавалось право пользования этим имуществом. Меры, предусмотренные в отношении КПСС и КП РСФСР в Указах от 23 и 25 августа 1991 года, получили развитие в Указе от 6 ноября 1991 года, который по своим юридическим последствиям в основном поглощает два предыдущих.

В период подготовки к рассмотрению данного ходатайства в КС с 12 по 25 мая 1992 года поступили ходатайства ряда народных депутатов РФ (О.Г.Румянцева, И.А.Безрукова, В.И.Брагина, Б.А.Золотухина, С.А.Ковалева, А.А.Котенкова, В.П.Миронова, Л.А.Пономарева, В.Л.Шейниса, С.Н.Юшенкова — более 70 подписей) с требованием признать КПСС и КП РСФСР неконституционными, а вышеупомянутые указы — конституционными. Основанием для рассмотрения дела стала обнаружившаяся неопределенность в вопросе о соответствии целей и деятельности КПСС и КП РСФСР Конституции РФ. В преамбуле Указа Президента от 6 ноября 1991 года «О деятельности КПСС и КП РСФСР» отрицается природа КПСС как политической партии. В то же время вопрос о конституционности КПСС и КП РСФСР тесно связан с вопросом об их правовой природе, которая является отправной точкой для оценки конституционности мер, принятых в отношении них согласно проверяемым Указам. Поэтому КС соединил ходатайство о проверке конституционности трех названных Указов Президента РФ и ходатайства о проверке конституционности КПСС и КП РСФСР, считая последний вопрос сопутствующим.

Конституционный Суд установил: 1. При издании Указа от 23 августа 1991 года Президент РФ исходил из статуса Компартии как общественного объединения. В Указе, в частности, отмечалось, что КП РСФСР не зарегистрировалась в установленном порядке, что органы Компартии поддержали ГКЧП, непосредственно участвовали в создании чрезвычайных комитетов в ряде регионов, чем грубо нарушали Конституцию и законы РФ. Все документы КП РСФСР свидетельствуют о том, что она рассматривала себя в качестве структурной части КПСС. Регистрация КП РСФСР, следовательно, не предусматривалась. КП РСФСР не обладала и правами юридического лица. Назначение КП РСФСР состояло в том, чтобы объединять партийные организации КПСС, расположенные на территории РСФСР. То есть КП РСФСР не являлась самостоятельной партией, не имела своего устава и собственной программы и потому не нуждалась в регистрации. Таким образом, обвинения в ее адрес в незарегистрированности, содержащиеся в преамбулах Указов от 23 августа 1991 и 6 ноября 1991 следует признать не имеющими юридического значения, не говоря уже о том, что регистрации подлежат не общественные объединения, а их уставы. Будучи составной частью КПСС, Компартия РСФСР не могла помимо КПСС стать самостоятельным собственником имущества. Руководство КП РСФСР выражало несогласие с Указом Президента от 20 июля 1991 «О прекращении деятельности организационных структур политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР» и препятствовало его исполнению. Руководство КПСС и КП РСФСР, многие областные и краевые партийные комитеты прямо или косвенно поддержали действия неконституционного ГКЧП. В условиях фактической бездеятельности высших государственных органов СССР Президент издал ряд указов, направленных на защиту Конституции, законности, на обеспечение государственной и общественной безопасности. При этом Президент осуществлял полномочия, предоставленные ему Конституцией и постановлением ВС РСФСР от 21 августа 1991 года «О дополнительных полномочиях Президента РСФСР по обеспечению законности деятельности Советов народных депутатов в условиях ликвидации последствий попытки государственного переворота в СССР». В законодательстве, действовавшем на тот период и действующем в настоящее время на территории РФ нет общей нормы, прямо предусматривающей основания и порядок приостановления деятельности политических партий, других общественных объединений или их руководящих структур. В то же время возможность такого приостановления в условиях чрезвычайного положения закреплялась не только в законах РФ и СССР о чрезвычайном положении, но и в законе СССР от 2 апреля 1990 «Об усилении ответственности за посягательства на национальное равноправие граждан и насильственное нарушение единства территории Союза ССР». Российский и союзный законодатель исходили из того, что приостановление компетентными государственными органами политических партий и других общественных объединений, помимо случаев чрезвычайного положения, возможно при наличии тех же оснований, по которым возможно недопущение их деятельности. Последнее в соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции РФ допустимо и необходимо в целях пресечения перечисленных в этой норме противоправных деяний. Приостановление деятельности общественных объединений должно осуществляться, таким образом, в интересах обеспечения безопасности граждан, государственной и общественной безопасности, нормальной деятельности государственных институтов. Во всех этих случаях деятельность общественных объединений приостанавливается до принятия решения судебным органом. В тех актах, где прямо закреплена возможность приостановления деятельности общественных объединений, такое полномочие предоставлено Президенту. Приостановление в названных выше целях деятельности Компартии РСФСР Указом Президента РФ было осуществлено в сложившейся в августе 1991 года ситуации. Оно соответствовало положениям статьи 4 Конституции РФ в редакции от 24 мая 1991 года и конституционному статусу Президента России, прежде всего — его полномочию принимать меры по обеспечению государственной и общественной безопасности. Применение таких мер не связывается законом с обязательным объявлением чрезвычайного положения на территории РФ. Издавая Указ от 23 августа 1991, Президент исходил из статуса КП РСФСР как общественного объединения. Указ был направлен на непосредственное применение части второй статьи 7 Конституции РСФСР, не допускающей деятельности партий, организаций и движений, имеющих целью или методом действий, в частности, насильственное изменение конституционного строя, подрыв государственной безопасности. Указ предусматривал обращение к органам судебной власти для решения вопроса о неконституционности действий КП РСФСР. КС принимает во внимание, что деятельность КПСС была приостановлена 29 августа 1991 Верховным Советом СССР на всей территории страны. Приостановление деятельности КП РСФСР требовало принятия мер по сохранности ее имущества. На основании вышеназванных положений Конституции РФ были даны поручения МВД РСФСР обеспечить сохранность имущества и денежных средств органов и организаций КП РСФСР до принятия окончательного решения судебными органами, а Центральному банку РСФСР — обеспечить приостановление операций по расходованию средств со счетов органов и организаций КП РСФСР. Эти действия были поддержаны Президентом СССР. Вместе с тем, содержащееся в указе предписание Прокуратуре провести расследование не имеет юридического значения, т.к. соответствующая обязанность Прокуратуры вытекает из Конституции. Не соответствует принципу разграничения компетенции между государственными органами поручение Министерству внутренних дел РСФСР провести расследование фактов антиконституционной деятельности органов Компартии РСФСР, так как органы внутренних дел, согласно статье 126 УПК РСФСР, не вправе проводить предварительное расследование по такого рода делам. 2. Имущество КПСС и КП РСФСР, числившееся на их балансах, содержало в своем составе объекты, могущие принадлежать различным собственникам, в том числе государству. Точное определение субъекта права собственности на тот или иной имущественный объект, находившийся в управлении органов и учреждений КПСС, затруднено вследствие огосударствления основной массы национального богатства. Конституция СССР 1977 года установила, что наряду с государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственностью социалистической собственностью является также имущество профсоюзных и иных общественных организаций. Понятие «общественные организации» в данном контексте не включало КПСС, ибо это в корне противоречило бы фактическому положению КПСС как «руководящей и направляющей силы общества». В статье 6 Конституции СССР КПСС определялась как «ядро политической системы советского общества, государственных и общественных организаций.» А в статье 7 Конституции СССР КПСС среди общественных организаций не называлась. Нежелание КПСС отождествлять себя с общественными организациями, таким образом, подтверждается и текстом Конституции СССР. КПСС была вне гражданско-правового регулирования отношений по поводу ее имущества. Этот тезис доказывается материалами дела, поскольку установлено, что в отношении имущества КПСС не осуществлялся финансовый контроль государства. Общий надзор прокуратуры также не касался сферы деятельности КПСС. При этом имели место случаи неосновательного обогащения КПСС за счет государства в нарушение статьи 133 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик. Неопределенность субъектов права собственности на имущество, находившееся в управлении КПСС и КП РСФСР, не позволяет однозначно признать их его собственниками. Имущество легко трансформировалось из одной формы социалистической собственности в другую по воле органов КПСС, управлявших имуществом, но не формального собственника. КС, констатируя невозможность выяснения в данном судебном разбирательстве подлинной воли собственника при передаче имущества от государства к КПСС, рассматривает имущество, управлявшееся КПСС, как находившееся в ее распоряжении без правового основания. Эта констатация не исключает принципиальной возможности того, что часть имущества, находившегося в управлении КПСС, законно принадлежала ей на праве собственности. Таким образом, при оценке конституционности Указа Президента от 25 августа 1991 года «Об имуществе КПСС и Коммунистической партии РСФСР» КС исходит из того, что имущество, управлявшееся КПСС и соответственно КП РСФСР, принадлежало трем категориям собственников: а) государству, б) КПСС, в) иным собственникам. Однако в отношении того, где кончается собственность одного субъекта и начинается собственность другого, а в некоторых случаях и в отношении того, кто является собственником, существует правовая неопределенность, которая может быть устранена лишь в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства. В связи с распадом КПСС как общесоюзной партии вопрос о ее имуществе не может быть решен на основании Закона СССР «Об общественных объединениях». Последствия распада законом не предусмотрены. В условиях, когда принцип разделения властей не получил последовательного развития в законодательстве РФ о собственности, Конституционного решения вопроса о судьбе имущества, находившегося в управлении КПСС можно было достичь только при участии высших законодательных, исполнительных и судебных органов РФ. Применительно к находившемуся в управлении КПСС и КП РСФСР государственному имуществу Указ Президента РФ отвечал положениям статьи 10 Конституции РФ, согласно которой государство, в частности, признает и охраняет право собственности и обеспечивает равную защиту всем ее формам. Нельзя признать правомерным безоговорочное объявление государственной собственностью той части находившегося в управлении КПСС имущества, право собственности на которое принадлежало ей как общественному объединению (членские взносы, доходы от издательской деятельности), а равно той части указанного имущества, собственник которой был неизвестен. Объявление государственной собственностью имущества, которое в государственной собственности не находилось, не может входить в компетенцию исполнительной власти, если она не уполномочена на это специально актом власти законодательной. В данном случае такой уполномочивающий акт отсутствовал. 3. В стране в течение длительного времени господствовал режим неограниченной, опирающейся на насилие власти узкой группы коммунистических функционеров, объединенных в политбюро ЦК КПСС во главе с генеральным секретарем ЦК КПСС. Имеющиеся в деле материалы свидетельствуют о том, что руководящие органы и высшие должностные лица КПСС действовали в подавляющем большинстве случаев втайне от рядовых членов КПСС, а нередко — и от ответственных функционеров партии. На нижестоящих уровнях управления вплоть до района реальная власть принадлежала первым секретарям соответствующих партийных комитетов. Лишь на уровне первичных организаций КПСС имела черты общественного объединения, хотя производственный принцип формирования этих организаций ставил членов КПСС в зависимость от их руководства, тесно связанного с администрацией. Материалами дела, в том числе показаниями свидетелей, подтверждается, что руководящие структуры КПСС были инициаторами, а структуры на местах — зачастую проводниками политики репрессий в отношении миллионов советских людей, в том числе в отношении депортированных народов. Так продолжалось десятилетиями. После изменения статьи 6 Конституции СССР, как и в прежние годы, оргструктуры КПСС решали многие вопросы, входящие в компетенцию соответствующих органов власти и управления. Руководящие структуры КПСС и КП РСФСР присвоили государственно-властные полномочия и активно их реализовывали, препятствуя нормальной деятельности конституционных органов власти. Это послужило юридическим основанием для ликвидации данных структур Указом высшего должностного лица РФ. Действия Президента были продиктованы объективной необходимостью исключить возврат к прежнему положению, ликвидировать структуры, повседневная практика которых была основана на том, что КПСС занимала в государственном механизме положение, не согласующееся с основами конституционного строя. Основанием для предписанного пунктом 1 Указа от 6 ноября 1991 года прекращения деятельности и роспуска организационных структур КПСС и КП РСФСР является прежде всего положение части первой статьи 4 Конституции РФ в редакции от 1 ноября 1991 года, возлагающее на государство и его органы обязанность обеспечить охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан. Антиконституционность деятельности руководящих структур КПСС и КП РСФСР, существовавших на момент издания Указа Президента РФ от 6 ноября 1991 года «О деятельности КПСС и КП РСФСР», исключает возможность их восстановления в прежнем виде. Члены КП Российской Федерации вправе создавать лишь новые руководящие структуры в полном соответствии с требованиями действующей Конституции и законов РФ и на равных условиях с другими партиями. Однако слишком широкая формулировка пункта 1 Указа, предусматривающая прекращение деятельности и роспуск организационных структур КПСС и КП РСФСР, не учитывает различие между руководящими структурами и первичными организациями КПСС и КП РСФСР, образованными по территориальному принципу. В практике исполнения Указа возобладало ограничительное истолкование его пункта 1: депутаты-коммунисты сохранили свои мандаты и фракции, членство в компартии и прежняя работа в ней не служат основанием для дискриминации, были беспрепятственно созданы новые партии коммунистической ориентации; хотя существующий текст может быть использован как для недопустимой дискриминации, так и для столь же недопустимого неприменения мер законной ответственности к конкретным виновникам антиконституционных деяний руководящих структур КПСС и КП РСФСР. Пункт 3 указа конституционен в отношении той части имущества КПСС и КП РСФСР, право собственности на которую принадлежит государству, и неконституционен в отношении остальной части имущества. 4. Рассматривая сопутствующий вопрос, КС проверил, отвечает ли КПСС признакам общесоюзного общественного объединения, предусмотренным, в частности, Законом СССР «Об общественных объединениях». К ноябрю 1991 года в результате роспуска, приостановления, запрета и других преобразований компартии республик прекратили свое существование. Это означало, что КПСС перестала отвечать признакам общесоюзной политической партии, предусмотренным частью 2 статьи 6 Закона СССР «Об общественных объединениях». КП РСФСР до самого момента издания рассматриваемых Указов Президента РФ оставалась составной частью КПСС и в самостоятельную политическую партию не оформилась. Установление того факта, что руководящие структуры КПСС и КП РСФСР осуществляли вопреки действующим конституциям государственно-властные полномочия, означает, что роспуск их правомерен и восстановление недопустимо. Поскольку установлено, что уже в течение года ни КПСС, ни КП РСФСР не существуют, постольку следует признать, что предмет ходатайства народных депутатов РФ о признании неконституционности КПСС отсутствует. В отношении просьбы признать указы Президента конституционными КС отмечает, что такие ходатайства не предусмотрены законом о КС и не имеют смысла по существу, так как любой акт государственного органа считается конституционным, пока в предписанном Конституцией или законом порядке не установлено обратное.

Смотрите так же:  Доверенность для водителя на перевозку груза

Конституционный Суд постановил: По Указу от 23 августа «О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР» — признать не соответствующим Конституции содержащееся в пункте 1 предписание министру внутренних дел и прокуратуре «провести расследование фактов антиконституционной деятельности КП РСФСР». Указания прокуратуре направить материалы расследования на рассмотрение судебных органов (п.1) и обеспечить надзор за исполнением указа (п.5) признаны не имеющими юридической силы, т.к. это и так является обязанностью органов прокуратуры. Пункт 6 — о вступлении указа в силу с момента подписания — признан не соответствующим принципу права, в соответствии с которым акт, ограничивающий права граждан, вступает в силу только после официального опубликования. Остальные пункты этого указа, которыми до разрешения вопроса о конституционности КП РСФСР в судебном порядке была приостановлена деятельность органов и организаций российской компартии, ее имущество было передано на сохранение государственных органов, а ее денежные средства были заморожены, Суд посчитал соответствующими Конституции. По указу от 25 августа «Об имуществе КПСС и КП РСФСР» — пункты, содержащие распоряжения о передаче имущества компартии органам исполнительной власти, признаны соответствующими Конституции по отношению к той части имущества, которая хоть и находилось во владении, распоряжении и пользовании КПСС, но являлась государственной или муниципальной собственностью. Неконституционными признаны указания Президента РФ национализировать ту часть имущества, которая либо являлась собственностью КПСС, либо находилась в ее ведении, хотя права собственника вообще не были определены документально. Все споры по имуществу, собственником которого государство не являлось, могут быть разрешены в судебном порядке. Президенту предложено обнародовать исчерпывающие сведения о принятых решениях относительно имущества КПСС и КП РСФСР и о фактическом использовании этого имущества. По указу от 6 ноября «О деятельности КПСС и КП РСФСР» — признан соответствующим Конституции пункт 1 — «Прекратить на территории РСФСР деятельность КПСС, КП РСФСР, а их организационные структуры распустить» — применительно к роспуску руководящих структур КПСС и КП РСФСР. Неконституционным признан роспуск оргструктур первичных парторганизаций, образованных по территориальному принципу. По сопутствующему вопросу о проверке конституционности КПСС и КП РСФСР — производство было прекращено в связи с тем, что в августе-сентябре 1991 года КПСС фактически распалась и утратила статус общесоюзной организации, что роспуск руководящих организационных структур КПСС и КП РСФСР как ее составной части признан соответствующим Конституции РФ и что КП РСФСР организационно не оформлена в качестве самостоятельной политической партии.

Указ Ельцина о запрете деятельности КПСС

После неудачной попытки государственного переворота, совершенной ГКЧП, 23 августа 1991 г. президент РСФСР Б. Н. Ельцин подписал указ «О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР», а 25 августа — «Об имуществе КПСС и Коммунистической партии РСФСР», наложивший запрет на операции с партийным имуществом. После проведённых разбирательств Указом президента от 6 ноября 1991 г. деятельность КПСС и КП РСФСР на территории России была запрещена, их организационные структуры предписывалось распустить, партийное имущество подлежало национализации. В ноябре 1992 г. Конституционный Суд Российской Федерации подтвердил правомерность указа в целом, но отменил те его положения, которые не отвечали требованиям российского законодательства. В частности, были признаны неправомерными требования роспуска первичных партийных организаций, образованных по территориальному принципу, и национализации той части имущества, которая являлась собственностью КПСС, либо находилась в её ведении.

ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМПАРТИИ РСФСР

Действующая на территории РСФСР и не зарегистрированная в установленном порядке Коммунистическая партия РСФСР поддержала так называемый Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР, совершивший государственный переворот и насильственно отстранивший от должности Президента СССР. В ряде регионов РСФСР при непосредственном участии республиканских, краевых и областных органов Компартии РСФСР созданы чрезвычайные комитеты (комиссии), что является грубым нарушением Закона СССР «Об общественных объединениях».

Органы Компартии РСФСР в республиках, краях и областях неоднократно вопреки Конституции РСФСР вмешивались в судебную деятельность, препятствуют исполнению Указа Президента РСФСР от 20 июля 1991 г. «О прекращении деятельности организационных структур политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР».

На основании изложенного п о с т а н о в л я ю:

1. Министерству внутренних дел РСФСР и Прокуратуре РСФСР провести расследование фактов антиконституционной деятельности органов Коммунистической партии РСФСР. Соответствующие материалы направить на рассмотрение судебных органов. (Предписание Министерству внутренних дел о проведении расследования не соответствует Конституции Российской Федерации — постановление

Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.92 г. N 9-П)

2. До окончательного разрешения в судебном порядке вопроса о неконституционности действий Компартии РСФСР приостановить деятельность органов и организаций Коммунистической партии РСФСР.

3. Министерству внутренних дел РСФСР обеспечить сохранность

имущества и денежных средств органов и организаций Компартии РСФСР до принятия окончательного решения судебными органами.

4. Центральному банку РСФСР обеспечить приостановление до особого распоряжения операций по расходованию средств со счетов органов и организаций Компартии РСФСР.

Из указа президента РСФСР “О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР” от 23 августа 1991 г.

НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПАРТИЙНОГО ИМУЩЕСТВА

В связи с роспуском ЦК КПСС и приостановлением деятельности

Коммунистической партии РСФСР п о с т а н о в л я ю:

1. Объявить государственной собственностью РСФСР все принадлежащее КПСС и Коммунистической партии РСФСР недвижимое и движимое имущество, включая денежные средства в рублях и иностранной валюте, помещенные в банках, страховых, акционерных обществах, совместных предприятиях и иных учреждениях и организациях, расположенных на территории РСФСР и за границей.

Средства КПСС, находящиеся за границей, распределяются по соглашению между республиками после подписания ими Союзного договора.

(Пункт не соответствует Конституции Российской Федерации применительно к той части имущества, собственником которой являлась КПСС, а также к той части имущества, которая на момент издания Указа фактически находилась во владении, пользовании и распоряжении органов и организаций КПСС и КП РСФСР, но собственник

которой не был определен — постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.92 г. N 9-П)

2. Центральному банку РСФСР, Банку внешней торговли РСФСР и Минфину РСФСР в суточный срок взять на строгий учет все денежные средства в рублях и иностранной валюте КПСС и Коммунистической партии РСФСР, помещенные в Госбанке СССР, Внешэкономбанке СССР, Минфине СССР и других организациях и учреждениях СССР, расположенных на территории РСФСР, а также приостановить их использование до особого распоряжения Президента РСФСР или Председателя Совета Министров РСФСР.

Из указа президента РСФСР “Об имуществе КПСС и Коммунистической партии РСФСР” от 25 августа 1991 г.

ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КПСС НА ВСЕЙ ТЕРРИТОРИИ СОЮЗА

В ночь с 18 на 19 августа 1991 года в СССР был совершен государственный переворот, организаторами которого являлись члены неконституционно сформированного так называемого Государственного комитета по чрезвычайному положению…

Названный комитет принял решение о введении режима чрезвычайного положения в ряде местностей СССР. Тем самым были нарушены Конституция СССР и Закон СССР «О правовом режиме чрезвычайного положения».

Создание Государственного комитета по чрезвычайному положению и введение чрезвычайного положения в отдельных районах СССР было активно поддержано Секретариатом ЦК КПСС. Центральным Комитетам компартий, рескомам, крайкомам, обкомам КПСС было рекомендовано в связи с введением чрезвычайного положения принять меры по привлечению коммунистов для содействия и осуществления решений, принятых ГКЧП.

Принципиальная позиция Президента РСФСР, Верховного Совета РСФСР и Правительства РСФСР, активные действия миллионов людей по всей стране и мужество москвичей, поддержка мирового сообщества позволили восстановить конституционную власть в стране.

Позиция, занятая высшими органами государственной власти и управления СССР, способствовала трагическому развитию событий. Президиум Верховного Совета СССР проявил в критический для страны момент бездеятельность, а Председатель Верховного Совета СССР — прямое попустительство группе заговорщиков, что выразилось в непринятии им необходимых решений по отношению к незаконному ГКЧП. Не было принято решение о немедленном созыве Президиума Верховного Совета СССР и сессии Верховного Совета СССР для рассмотрения сложившейся в стране ситуации. Этим фактически подтверждалась правомочность ГКЧП, что не может расцениваться иначе, как политическое соучастие в действиях заговорщиков. Заслуживает решительного осуждения также бездеятельность Комитета Верховного Совета СССР по делам обороны и безопасности. Не принял должных мер Комитет Верховного Совета СССР по международным делам. Бездействовал и не оправдал своего назначения Комитет по координации деятельности правоохранительных органов при Президенте СССР.

Прокуратура Союза ССР не выполнила своего конституционного долга, не опротестовала создание ГКЧП и принятые им решения. Руководство Прокуратуры Союза ССР присоединилось к антиконституционному перевороту и дало указание всем прокурорам страны признать незаконные действия ГКЧП.

Все это нанесло стране большой политический и экономический ущерб, практически сорвало подписание Союзного Договора, нарушило хрупкое равновесие, достигнутое между республиками.

В связи с вышеизложенным Верховный Совет СССР постановляет:

1. Действия членов ГКЧП, отстранивших законно избранного Президента СССР от исполнения обязанностей и узурпировавших власть, оцениваются как государственный переворот.

Создание ГКЧП и его решения не имеют юридической силы с момента их принятия.

2. Признать несовершенной структуру высших органов государственной власти и управления, правоохранительных органов страны, а также сложившуюся практику подбора Президентом СССР и дачи согласия на назначение Верховным Советом СССР кандидатур на руководящие посты в государстве.

Внести в установленном порядке необходимые изменения и дополнения в Конституцию СССР и другие законодательные акты, определяющие правовой механизм защиты конституционного строя, четкий порядок и процедуру назначения и смещения высших должностных лиц.

Признать утратившим силу Закон СССР от 24 сентября 1990 года «О дополнительных мерах по стабилизации экономической и общественно-политической жизни страны», предоставляющий Президенту СССР дополнительные полномочия.

Предложить Президенту СССР выступить с докладом о положении в стране на внеочередном Съезде народных депутатов СССР.

3. Предложить республикам на основе согласованной концепции Союзного Договора ускорить его подписание с учетом новых предложений.

4. Образовать парламентскую комиссию из народных депутатов СССР с приглашением представителей республик по расследованию и политической оценке обстоятельств государственного переворота 18-21 августа 1991 года.

7. На основании имеющихся сведений об участии руководящих органов КПСС в подготовке и проведении государственного переворота 18-21 августа 1991 года приостановить деятельность КПСС на всей территории СССР, поручив органам МВД обеспечить сохранность ее материальных ценностей и архивов, а учреждениям банков прекращение всех операций с денежными фондами КПСС.

Руководствуясь частью второй статьи 3 Закона СССР «Об общественных объединениях», поручить Прокуратуре Союза ССР проведение расследования данных об участии руководящих органов КПСС в действиях по насильственному изменению конституционного строя и при их доказанности передать материалы в Верховный Суд СССР.

Рассмотреть в кратчайший срок на сессии Верховного Совета СССР предложения по реорганизации системы органов МВД СССР, КГБ СССР и Министерства обороны СССР с учетом решений, принятых Верховными Советами республик после 19 августа 1991 года.

В месячный срок внести на рассмотрение сессии Верховного Совета СССР необходимые изменения и дополнения в Закон СССР «Об органах государственной безопасности в СССР».

Из постановления Верховного Совета СССР от 29 августа 1991 г. N 2371-I

«О ситуации, возникшей в стране в связи с имевшим место государственным переворотом”

ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ЗАПРЕТ КПСС В РОССИИ

События 19-21 августа высветили со всей очевидностью тот факт, что КПСС никогда не была партией. Это был особый механизм формирования и реализации политической власти путем сращивания с государственными структурами или их прямым подчинением КПСС. Руководящие структуры КПСС осуществляли свою собственную диктатуру, создавали за государственный счет имущественную основу для

Это подтвердилось в ходе открытых слушаний в Верховном Совете РСФСР о роли КПСС в государственном перевороте 19-20 августа.

Именно на руководящих структурах КПСС, фактически поглотивших государство и распоряжавшихся им как собственным инструментом, лежит ответственность за исторический тупик, в который загнаны народы Советского Союза, и тот развал, к которому мы пришли.

Деятельность этих структур носила явный антинародный, антиконституционный характер, была прямо связана с разжиганием среди народов страны религиозной, социальной и национальной розни, посягательством на основополагающие, признанные всем международным сообществом права и свободы человека и гражданина.

Закономерным финалом ее политической деятельности стал нтиконституционный переворот 19-21 августа сего года, поддержанный руководством КПСС.

Несмотря на принятые в отношении этих структур меры, они не прекратили свою противоправную деятельность, направленную на еще большее обострение кризиса и создание условий для нового антинародного переворота.

Стало очевидным, что пока будут существовать структуры КПСС не может быть гарантий от очередного путча или переворота.

Недопустимы попытки шельмовать миллионы рядовых членов партии, не имевших отношения к произволу и насилиям, творившимся от их имени, вводить запреты на профессии. Но столь же недопустимы попытки реанимировать гигантский механизм коммунистической партийной машины и дать ему возможность подмять под себя ростки российской демократии.

Учитывая, что КП РСФСР в установленном порядке не зарегистрирована, а регистрация КПСС ранее прямо управлявшимися ЦК КПСС государственными органами СССР осуществлена с грубыми нарушениями закона и не носит для РСФСР преюдициальной силы, на основании и во исполнение статей 7 и 121-4 Конституции РСФСР п о с т а н о в л я ю:

1. Прекратить на территории РСФСР деятельность КПСС, КП РСФСР, а их организационные структуры распустить. (Положение пункта 1 о роспуске организационных структур КПСС и КП РСФСР не соответствует Конституции Российской Федерации применительно к первичным организациям КП РСФСР, образованным по территориальному принципу — постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.92 г. N 9-П)

2. Государственным органам исполнительной власти РСФСР, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органам прокуратуры исключить преследование граждан РСФСР за факт принадлежности к КПСС и КП РСФСР.

3. Имущество КПСС и КП РСФСР на территории РСФСР передать в собственность государства. Совету Министров РСФСР обеспечить передачу и принятие в ведение органов государственного управления РСФСР и республик в составе РСФСР имущества КПСС и КП РСФСР на территории РСФСР. (Пункт 3 Указа соответствует Конституции Российской Федерации применительно к той части имущества,

Смотрите так же:  Перерасчет пенсии по инвалидности в 2019 году

собственником которой являлось государство, но которая на момент издания Указа фактически находилась во владении, пользовании и распоряжении органов и организаций КПСС и КП РСФСР. Пункт 3 Указа не соответствует Конституции Российской Федерации, применительно к той части имущества, собственником которой являлась КПСС, а также к той части имущества, которая на момент издания Указа фактически находилась во владении, пользовании и распоряжении органов и организаций КПСС и КП РСФСР, но собственник которой не был определен — постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.92 г. N 9-П)

4. Совету Министров РСФСР, министерствам и ведомствам РСФСР, соответствующим государственным органам исполнительной власти республик в составе РСФСР, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга принять необходимые меры по незамедлительному и исчерпывающему исполнению настоящего Указа.

Программа СКП — КПСС.

Наши народы переживают один из самых трагических периодов в тысячелетней истории России и Советского Союза. Начавшееся в конце 80-х годов, при прямом содействии группы политической измены Горбачёва — Яковлева — Шеварднадзе, открытое наступление империалистической реакции завершилось контрреволюционным переворотом в 1991—1993 годы. Преступно, вопреки решению Всенародного референдума 17 марта 1991 года, был разрушен Союз Советских Социалистических Республик. Власть в прежних республиках СССР перешла в руки сил, реставрирующих капитализм.

Главным противоречием общества стал антагонизм между трудом и капиталом, между большинством нищающего народа и богатеющим меньшинством. В обществе путём преступной приватизации насильственно сформирован частнокапиталистический тип собственности на основные средства производства. Власть захватил класс буржуазии во главе с олигархами-плутократами и госбюрократами, осуществляющий политику эксплуатации и угнетения трудового народа. Происходит сращивание крупной буржуазии и высшей госбюрократии, подчинение коррумпированного госаппарата их интересам. Продолжается распад производительных сил. Ликвидированы главные достижения социализма — гарантированные государством права на труд, на жилище, на бесплатное образование и лечение, личную безопасность. В государствах на территории разрушенного СССР насаждаются идеология и политика воинствующего национализма и антикоммунизма, приведшие к братоубийственным войнам.

Но победа реакции временна. Трудящиеся на своем личном опыте убеждаются, что капитализм, который навязывается народам, — движение вспять, к нищете и бесправию, массовой безработице, полуколониальному существованию. Растёт и ширится протест трудящихся против антинародной политики буржуазных режимов, общество вступает в пору острой классовой борьбы. Возрождается массовое коммунистическое движение, растёт влияние компартий на массы.

На XXIX съезде Коммунистическая партия Советского Союза временно реорганизована в Союз коммунистических партий — КПСС государств, образованных на территории СССР. Укрепление Союза компартий — КПСС, создание единых республиканских партий, активная их деятельность являются важным политическим условием воссоздания Советского союзного государства и единой Коммунистической партии.

Программа содержит принципиальные положения, общие цели и задачи Союза коммунистических партий — КПСС, которые конкретизируются с учётом условий.

I. Основные принципы и цели СКП — КПСС

СКП — КПСС — это добровольный, интернациональный союз равноправных коммунистических партий, действующих в прежних республиках СССР.

СКП — КПСС — это союз коммунистических партий, идейной и организационной основой которого являются творчески развивающийся марксизм-ленинизм, пролетарский интернационализм, демократический централизм.

СКП — КПСС — это союз партийного товарищества, назначение которого состоит в коллективной разработке общих для коммунистических партий проблем, координации политических акций, обмене опытом политической деятельности, в обеспечении единства действий коммунистов.

Главные цели СКП — КПСС:

— восстановление народовластия в форме Советов депутатов трудящихся, советов трудовых коллективов и иных форм самоуправления народа;

— возвращение путём социалистической национализации крупной собственности: земли, природных ресурсов, ключевых отраслей экономики истинному хозяину — трудовому народу, который право собственности делегирует государству и трудовым коллективам. Форма собственности определяет тип общественно-экономической формации. Тот класс, который владеет основными средствами производства, у того и власть;

— социальная и экономическая защищённость трудящихся, обеспечение социальной справедливости в обществе: ликвидация эксплуатации и национального гнёта, гарантированное право на труд и его вознаграждение по конечным результатам, бесплатное образование и медицинское обслуживание, доступное жильё и социальное обеспечение, личная безопасность, единство прав и обязанностей каждого человека;

— возвращение страны на социалистический путь развития, имея в виду восстановление общественной собственности на основные средства производства, подлинной социалистической демократии, переход через ряд последовательных этапов к высшей фазе коммунизма;

— воссоздание на добровольных началах и социалистических принципах союзного государства суверенных равноправных республик братских советских народов.

II. Социализм и капитализм

XX век проходил под знаком не утихающей борьбы между капитализмом и социализмом. В основе событий, которые потрясли и продолжают потрясать мир, лежит стремительный прогресс производительных сил, научно-техническая революция, ускорившие течение социально-политических процессов во всём мире.

Борьба за обладание возросшим общественным богатством толкнула наиболее агрессивные империалистические государства на развязывание двух мировых войн. Империализм породил кровавый фашизм — буржуазно-националистическую диктатуру, в основе которой массовый террор, господство одной нации над другой. Возмущение трудящихся социальным неравенством, рост их человеческого достоинства и классового сознания вызвали целую полосу социалистических и национально-освободительных революций. Потерпела крах колониальная система. Начался процесс перехода от капитализма к социализму во всемирном масштабе.

Нарастание процесса обобществления производства, обострение противоречий империализма заставили капиталистические страны учитывать опыт Советского Союза, использовать социалистические методы государственного регулирования хозяйственной жизни, модифицируя их для своих нужд. В одних странах это была прямая национализация базовых отраслей промышленности, в других — аккумулирование в госбюджете значительной части национального дохода и направление её на финансирование мер социальной помощи, государственных заказов, в том числе на научные исследования, поддержку аграрного сектора и т. п.

Но как бы ни реформировался капитализм, его сутью остается эксплуатация наёмных работников, то есть безвозмездное присвоение собственниками средств производства и капиталов результатов чужого труда в виде прибавочной стоимости. Тем самым сохраняются экономическое и социальное неравенство и антагонизм между различными классами и странами капиталистического мира. Более того, используя фактор разрушения Советского Союза, правящие классы стремятся свести к минимуму социальные права и гарантии, добытые трудящимися в предыдущий период. В ответ растёт протестное движение рабочего класса, крестьянства и трудовой интеллигенции.

В рамках мировой системы капитализма не могут быть устранены неравномерность развития и эксплуатация одних стран другими. После того, как США и другие империалистические страны лишились возможности прямого и открытого грабежа порабощённых народов, они смогли навязать им эксплуатацию экономическую, выкачивают из стран «третьего мира» энергетические ресурсы, широко используют дешёвую рабочую силу и в значительной степени за счёт этого обеспечивают относительно высокий уровень жизни своего населения.

Разрушение Советского Союза развязало руки империалистам для нового передела мира. Стало возможным для США и их союзников по НАТО вводить экономические санкции и блокады государств, борющихся за независимость, и осуществлять против них вооруженные акции в целях насаждения «нового мирового порядка».

Эксплуатируемые народы пребывают в условиях нищеты и бесправия. Неизбежен новый подъём национально-освободительного движения за экономическую и финансовую независимость. Успех этого движения не только приведёт к ускоренному развитию ныне отсталых народов, но и сократит резервы поддержания стабильности в развитых капиталистических странах.

В условиях капитализма человечество не может решить и своих нравственных проблем. Мораль, по которой всё покупается и всё продается, крайний индивидуализм, преступность, коррупция, стремление к сверхпотреблению ради ложного престижа, готовность к применению насилия — не врождённые свойства народов капиталистических стран, а следствие условий их существования. И это ещё одна сфера общественного бытия, которая формирует революционное общественное сознание трудящихся и угнетённых масс.

Таким образом, мировая система капитализма имеет неустойчивый характер. Ей свойственны межгосударственные конфликты, гонка вооружений и мировые войны, экономические кризисы и социальные потрясения. Разразившийся финансово-экономический кризис, наряду с безоглядной интеграцией в мировую капиталистическую экономику, имеет внутренние корни. Капиталистическому способу производства свойственны непримиримые противоречия между общественным характером производительных сил и частнокапиталистическим типом собственности, стихия рынка, безудержная погоня за прибылью, отсутствие единого плана развития. Единственный способ избавления человечества от финансово-экономических кризисов, социальных потрясений и войн — уничтожение капитализма, перевод наших стран на плановую экономику, социалистический путь развития.

Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 года, победа советского народа в Великой Отечественной войне проложили дорогу в социалистическое будущее, превратили страну в мировую державу, спасли человечество от фашизма, ускорили развал колониальной системы империализма, создание мировой социалистической системы.

Впервые в мировой истории были построены основы социализма, создан многонациональный Советский Союз, ликвидированы эксплуатация и национальный гнёт, реализованы в масштабе государства и применительно к каждому человеку права на труд, отдых, бесплатное образование и лечение, получение жилья, обеспеченную старость, личную безопасность. В кратчайшие исторические сроки страна вышла на передовые рубежи в области образования, науки, культуры, промышленности, постоянно шло повышение жизненного уровня советских людей и одновременно сближение различных групп населения по уровню доходов. Сформировалась новая интернациональная общность людей — советский народ, сложился советский образ жизни.

В основе этих успехов лежали принципиальные преимущества социалистического строя: общественная собственность на средства производства, Советская власть трудящихся, дружба народов, коллективизм, плановость народного хозяйства, возможность концентрации усилий общества на решающих участках и направлениях. И тем не менее социализм в СССР потерпел временное поражение.

III. Причины и уроки временного поражения социализма

Поражение социализма не было неизбежным следствием, якобы, изначальной порочности социалистического строя, нереформируемости советской системы, как пытаются представить те, кто предал дело социализма. Оно вызвано комплексом объективных и субъективных факторов.

Реальные исторические условия существенно затрудняли строительство социализма, не давали ему в полной мере раскрыть огромные возможности: здесь и отсталость царской России, мелкобуржуазная стихия, постоянная угроза агрессии со стороны империализма, подрывная деятельность иностранных спецслужб, вынужденные и необходимые расходы на оборону, отставание от передовых капиталистических стран в области производства гражданской продукции.

Советский Союз, как никакая другая страна мира, дважды за короткий срок отбрасывался назад, свыше 20 лет ушло на отражение агрессии и восстановление народного хозяйства. Но, несмотря на это, страна достигла высокого уровня экономического развития.

Для Советского государства на этапе создания основ социализма в капиталистическом окружении объективно неизбежной стала жестко централизованная система управления. В определённой степени благодаря ей страна добилась успеха в индустриализации, одержала победу в Великой Отечественной войне, в невиданно короткие сроки восстановила народное хозяйство, первой вырвалась в космос, достигла военно-стратегического паритета с США. Вместе с тем чрезмерное «огосударствление» средств производства, сверхцентрализация в условиях возросших масштабов народного хозяйства, усложнение производственных связей сдерживали развитие инициативы трудовых коллективов, социалистической демократии, набирал силу «теневой» капитал.

Попытки необходимых преобразований в экономике, предпринятые в 50-е и 60-е годы руководством страны, были непоследовательны. Отставание в совершенствовании производственных отношений породило застойные явления в обществе, стало тормозить развитие производительных сил, разлагающе воздействовать на общественное сознание и мораль.

В начале 80-х годов руководством КПСС был поставлен вопрос о необходимости общественных преобразований на основе преемственности, в рамках социализма. Во второй половине 80-х годов по решению XXVII съезда и Пленумов ЦК КПСС началась социалистическая перестройка основных сфер общества, основные направления которой нашли своё конкретное воплощение в 12-м пятилетнем плане (1986—1990 гг.).

Главными ориентирами общественных преобразований являлись более эффективная экономика, существенное улучшение материальной и духовной жизни населения, расширение реального участия трудящихся в управлении обществом.

В первые годы социалистической перестройки достигнуты самые большие объемы продукции промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства жилья. Впервые прирост продукции получен за счёт увеличения производительности труда, бурно развивалось строительство школ, детских учреждений, больниц, клубов.

Позитивные сдвиги в развитии страны, несмотря на допущенные ошибки, проходили потому, что преобразования в обществе осуществлялись в пределах советской системы с целью её обновления, улучшения, а не разрушения.

В последние годы перестройка утратила социалистическую и демократическую направленность. Это стало следствием ослабления связей КПСС с советским народом, её идейное и организационное разрыхление, образование в ней платформ и фракций, проникновение в руководящий состав партии, государства, партийных и властных структур республик карьеристов, национал-сепаратистов, политическое перерождение группы руководителей страны, переход их на позиции оппортунизма, ликвидаторства компартии и Советского государства. Пагубно отразились допущенные в тридцатые годы грубые нарушения социалистической законности.

Борьба против главной опасности — антисоциалистических, национал-сепаратистских сил подменялась устранением так называемых «консервативных» сил, выступавших на самом деле за улучшение, реформирование общества в рамках советской системы, на принципах социализма. Начался процесс дезорганизации общества, возрастания разрыва между товарной массой и доходами трудящихся, ростом производительности труда и увеличением зарплаты, остро ощущался недостаток потребительских товаров. Набирали силу национал-сепаратистские тенденции. Ослабли позиции СССР на международной арене.

Всё это вызвало в обществе социальное напряжение. В стране прошли забастовки работников предприятий разных отраслей производства, возникли политические движения, ориентированные на реставрацию капитализма. Опираясь на активную поддержку внешних сил, «теневую» экономику, «элиту» художественной интеллигенции, часть государственного и партийного аппарата, путём обмана и демагогии эти движения смогли получить поддержку части общества. Разрушительную роль сыграли развернувшие антисоветскую, клеветническую кампанию средства массовой информации, которые были фактически переданы государственно-партийной верхушкой в руки врагов социализма.

Развязка наступила в августе-декабре 1991 года. Контрреволюционный переворот привел к власти антисоциалистические силы. Под фальшивым флагом строительства «гражданского общества» антинародные правящие режимы в союзе с внешними силами начали ликвидацию Советов, отстранение от власти рабочих, крестьян, трудовой интеллигенции, насильственную капитализацию общества, растаскивание общественной собственности путём приватизации, формирование буржуазного авторитарного режима.

Является ли поражение социализма в СССР окончательным? Каковы основные уроки? История свидетельствует, что ни одна из общественно-экономических формаций не устанавливалась без «откатных» процессов, реставраций предшествующих политических структур, периодов реакции, но не существовало и не может существовать сил, которые могли бы повернуть историю вспять. И общий кризис, охвативший социалистические страны в 80—90-х годах, это — кризис не самой сущности социализма, а результат искажения и отступления от принципов социализма. Современная история свидетельствует о новом подъёме коммунистического движения в мире, успешном строительстве социализма в Китае, Вьетнаме, на Кубе.

Вывод В.И.Ленина о том, что нельзя идти вперёд, не идя к социализму, сохраняет свою актуальность. Реставрация капитализма — движение назад. Общественные преобразования в стране были необходимы и возможны на принципах социализма, в рамках советской системы, без изменения её экономических и политических основ. Отступление от планового начала в развитии экономики, введение нерегулируемых, так называемых договорных свободных цен привело к дезорганизации потребительского рынка, всего народного хозяйства, ускорению разрушения Советского государства.

Ход событий последних лет в значительной мере подтверждает предвидение И.В.Сталина, что по мере строительства социализма сопротивление внутренних и внешних враждебных сил усиливается, приобретает нередко ожесточённые формы. Политическая практика вновь доказывает правильность положения о том, что особую опасность представляют те общественные силы, против которых не ведётся политическая борьба. Такими враждебными для общества были антисоциалистические, национал-сепаратистские силы.

Предметом особой заботы коммунистов должны быть творческое развитие и применение марксизма-ленинизма в изменившихся современных условиях. Единство и сплочённость коммунистического движения, чистота партийных рядов, недопущение фракций и платформ, развитие внутрипартийной демократии. Усиление контроля партийных масс за формированием и деятельностью партийных органов, руководящих кадров. Бескомпромиссная борьба с оппортунизмом, искоренение бюрократизма в партии и обществе. Следует всемерно развивать связи партии, всех её звеньев с трудящимися.

IV. Стратегия и тактика СКП — КПСС в борьбе за восстановление власти трудящихся

На каждом из этапов политической борьбы компартии объявляют свою стратегию и тактику действий, исходя из расстановки общественно-политических сил и конкретного положения в республиках. Вместе с тем общими стратегическими программными установками коммунистических партий, входящих в СКП — КПСС, являются:

— на первом этапе, в качестве оппозиционных партий — политическая борьба с антинародными режимами за возвращение власти и крупной собственности трудящимся, активное противодействие любым шагам правящих режимов, которые ухудшают жизнь людей труда, ущемляют их политические и социальные права;

Смотрите так же:  Аудитор требования к квалификации

— на втором, восстановительном переходном этапе, после завоевания трудящимися власти — восстановление основ социализма, народного хозяйства при возрастающей роли общественной собственности на средства производства, достойного уровня жизни, социальных гарантий, воссоздание союзного государства. В дальнейшем — переход на более высокую ступень социализма при полном господстве общественной собственности, обеспечение быстрого развития производительных сил, роста производительности труда и благосостояния народа.

На всех этапах особое значение имеют тактика, выбор союзников, методов и способов, узловых участков деятельности компартий.

Социальной опорой компартий, входящих в СКП — КПСС, являются рабочий класс, крестьянство, трудовая интеллигенция. При этом коммунисты учитывают, что среди трудящихся классов и социальных групп происходит расслоение. Внутри них выделяется определённая часть рабочих, служащих, тонкий слой интеллигенции, верхушка армии и других силовых структур, подкармливаемые подачками правительства.

Медленнее идёт имущественное размежевание среди крестьянства. Часть крестьян ведёт сельское хозяйство на базе коллективной собственности. Что касается фермеров, то многие из них находятся в тяжелом положении и практически являются полупролетариатом.

В процессе реставрации капитализма в республиках сформировался класс буржуазии. Следует учитывать, что мелкая буржуазия подвержена колебаниям, склонна к соглашению с правящими режимами. Крупная спекулятивно-криминальная буржуазия, скопившая огромные состояния за счёт грабежа народной собственности путём преступной приватизации, вывоза из страны сырьевых ресурсов, тесно связана с международным капиталом, содействует порабощению страны, является опорой нынешних режимов.

Отечественные товаропроизводители, недовольные политикой правительства, вторжением иностранного капитала, могут вовлекаться в совместную борьбу против колониального порабощения наших народов, за развитие производства, экономическую интеграцию республик.

С целью устранения нынешних режимов, восстановления власти трудящихся компартии смогут образовать временные политические коалиции, заключать соглашения с широким кругом организаций социалистической, народно-патриотической ориентации. Заключая подобные союзы, предпринимая совместные акции, компартии сохраняют свою политическую и организационную самостоятельность. Компартии не могут входить в организационно оформленные блоки с участием антикоммунистических партий и движений.

СКП — КПСС как союз компартий активного политического действия будет бороться за власть трудящихся всеми доступными формами и методами в рамках конституций и законодательства республик, а также соответственно действиям антинародной власти. Партии выступают за мирный переход к социализму. Но если буржуазный режим власти будет и впредь проводить политику обнищания и вымирания населения, то трудящиеся имеют полное право на его революционное свержение. Особое значение имеет соединение деятельности коммунистических партий в парламентах, представительных органах власти с организацией массовых протестных действий граждан, как форм классовой борьбы в защиту интересов трудящихся.

Важное значение коммунисты придают продвижению в органы законодательной власти всех уровней рабочих, крестьян, интеллигенции, энергичной работе депутатских фракций коммунистов. Выборы в любые органы, референдумы должны рассматриваться как мирные формы классовой борьбы с привлечением к участию в них всех слоёв трудового народа, всех избирателей.

Основные усилия партии сосредоточат в трудовых коллективах и по месту жительства населения с целью их просвещения и организации, разоблачения антинародной сущности правящих режимов, будут добиваться прекращения глумления над российской и советской историей, давать решительный отпор извращениям идей и свершений В.И.Ленина, И.В.Сталина, их соратников. Без очищения сознания людей от напластования лжи о советской эпохе, коммунистической партии невозможно реально вовлечь миллионы людей в борьбу за социализм. Партии организуют массовые акции протеста и солидарности, участвуют в политических мероприятиях, проводимых другими партиями, профсоюзами, общественными движениями. В этой работе следует активнее опираться на ветеранов войны и труда, знающих настоящую цену и значение достижений социализма, коммунистов старшего поколения, оставшихся верными партии в самое тяжёлое время.

Снова становится актуальным ленинский тезис о необходимости соединения социализма с рабочим движением. Борьба за власть трудящихся, за социализм завершится успехом в том случае, если эти идеи, овладев сознанием масс, снова станут материальной силой. Этот процесс будет нарастать, охватывая последовательно все группы рабочего класса, крестьянства и интеллигенции, которые наиболее пострадали от экономической разрухи и ликвидации социальных гарантий.

СКП — КПСС поддерживает формирование на предприятиях и в регионах рабочих советов, забастовочных комитетов и других органов самоуправления трудящихся.

СКП — КПСС считает, что создание партий социал-демократической ориентации в государствах на территории СССР объективно направлено на раскол рабочего класса, сужение базы коммунистического движения. Вместе с тем компартии, входящие в СКП — КПСС, будут выступать совместно с социал-демократами против обнищания и бесправия людей труда, установления авторитарного режима и по другим проблемам, где имеются общие позиции.

Особое место в деятельности коммунистических партий должно занимать пополнение их рядов за счёт молодёжи, сочетание опытных и молодых коммунистов в руководящих органах всех уровней, без чего невозможно идейно-организационное укрепление партии, преемственность в их политике.

СКП — КПСС рассматривает Союз комсомольских организаций — ВЛКСМ как свой главный кадровый резерв, надёжного помощника в достижении программных целей, окажет всемерную поддержку и помощь в становлении и развитии комсомольского движения.

СКП — КПСС будет также активно поддерживать женские, ветеранские организации, добиваясь их сплочённости и, в свою очередь, рассчитывает на их поддержку в борьбе за социальную справедливость.

Активное участие коммунистов в профсоюзах, даже стоящих на позициях соглашательства, совместные действия в защиту экономических и социальных интересов людей труда будет способствовать возрождению мощного и организованного рабочего движения.

Коммунисты, оставаясь атеистами, выступают за свободу совести, право каждого исповедовать религию или не исповедовать никакой, за строго уважительное отношение к религиозным чувствам верующих, за отделение церкви от государства и школы, против подмены науки верой и использования религии в политических целях. Коммунисты исходят из того, что во имя спасения Родины, восстановления Советского Союза, достойной жизни людей труда, отношения между коммунистами и религиозными конфессиями могут быть отношениями взаимодействия, как это бывало в определённые периоды Советской власти.

События последних лет привели к очищению коммунистических партий от прямых пособников контрреволюции, политических карьеристов и просто массы случайных людей.

Многообразие коммунистических организаций стало неизбежным в условиях, когда общее партийное руководство, как на общесоюзном, так и на республиканском уровнях, было предательски разрушено.

Сейчас, когда борьба за власть трудящихся вступает в решающую фазу, многопартийность в комдвижении разобщает, ослабляет силы коммунистов. Коммунисты выступают за объединение партийных рядов в рамках единых республиканских компартий и вхождение их в Союз коммунистических партий — КПСС. Надо иметь в виду, что чем короче будет срок, в который удастся повернуть страну на социалистический путь развития, воссоздать государственный союз советских наций и народностей, тем меньший урон понесут народы каждой республики. Это во многом зависит от создания единых республиканских компартий, их идейной и организационной сплочённости.

На повестку дня со всей остротой выходят вопросы творческого развития теории марксизма-ленинизма, глубокого осмысления происходящих процессов в обществе, выработки верной стратегии и тактики коммунистического движения, развертывания агитации и пропаганды в массах. В нынешних условиях особенно актуально положение В.И.Ленина о том, что к массам нужно идти «и в качестве теоретиков, и в качестве пропагандистов, и в качестве агитаторов, и в качестве организаторов».

СКП — КПСС, компартии считают первоочередной задачей борьбу против шовинизма, национал-сепаратизма как с величайшим злом, приносящим трудящимся мучения и страдания, выступают за политическое, социальное равенство и дружбу народов, за интернациональную солидарность людей труда всех наций.

Братоубийственные войны вскрыли связь национализма с антикоммунизмом, пагубность политики поощрения антикоммунизма. В конечном счете, антикоммунизм, шовинизм правящих режимов обернулся гибелью десятков тысяч людей, развалинами городов и сёл.

Ущемление прав русского и в целом русскоязычного населения в ряде республик вызывает раскол в обществе по национальному признаку, что препятствует воссоединению народов в новый Союз.

Только отстранение от власти антинародных режимов, утверждение советского патриотизма и социалистического интернационализма, воссоздание союзного государства могут погасить межнациональные и региональные конфликты, решить проблему разделённых советских народов, установить прочный и справедливый мир во всех республиках и регионах союзного государства.

Буржуазные планы интеграции государств, основанные на власти капитала, господстве частнокапиталистической собственности, ведут к усилению эксплуатации, массовой безработице, к бесправию и бедности большинства людей, к потере независимости народов и стран. Единение братских советских народов на принципах социализма — это путь к единству, независимости, прогрессу, к лучшей жизни людей.

Задача СКП — КПСС, входящих в него коммунистических партий состоит в организации интернационального общественного движения, групп и комитетов содействия ему за воссоздание на добровольных началах и социалистических принципах союзного государства равноправных суверенных республик братских советских народов.

V. Программа действий СКП — КПСС за восстановление основ социализма, воссоздание союзного государства

СКП — КПСС выдвигает комплекс задач и мер, которые должны быть реализованы сразу же и в перспективе после перехода власти к трудящимся. Главные из них:

1. Восстановление власти трудящихся

Для этого необходимо:

а) развивать советскую систему власти, обеспечить полновластие Советов и подчинение им исполнительных органов; осуществить широкое представительство в составе Советов рабочих, крестьян, трудовой интеллигенции путём выбора депутатов по производственно-территориальному принципу;

б) ликвидировать государственные должности и структуры, неподконтрольные Советам (президенты и их представители, губернаторы, мэры, префекты и т. п.);

в) восстановить органы народного контроля, практику всенародного обсуждения важных законопроектов, реально сократить государственный аппарат;

г) обеспечить доступ к средствам массовой информации всех партий и движений. Запретить пропаганду расизма, национализма, насилия и других аморальных явлений, подрывающих нравственные устои семьи, общества, дружбу народов, оскорбляющих национальные традиции и обычаи;

д) восстановить порядок и законность, резко снизить преступность, искоренить спекуляцию, преодолеть пьянство, наркоманию;

е) широко привлечь трудящихся к восстановлению общественного порядка, обеспечить дееспособность правоохранительных органов, разоружить все военизированные формирования;

ж) пресечь коррупцию и организованную преступность.

2. Возвращение страны на социалистический путь развития:

а) восстановить общенародную собственность на природные ресурсы, основные средства производства, допуская при этом частный сектор в сфере мелкотоварного производства и реализации потребительских товаров и услуг;

прекратить приватизацию общенародной собственности, пересмотреть результаты приватизации, вернуть трудовым коллективам, государству незаконно присвоенное имущество;

сохранить в восстановительный период в собственности трудовых коллективов предприятия, полностью перешедшие в коллективную собственность; в собственности работников предприятий — полученные или купленные ими акции этих предприятий, обеспечив равенство руководителей и рядовых работников;

отменить частную собственность на землю и право её купли-продажи; закрепить землю бессрочно за теми, кто её обрабатывает, в том числе для семейных хозяйств, садовых участков с правом наследования;

б) ввести государственную монополию на банковское дело, национализировать банковскую, биржевую и страховую деятельность, пересмотреть все закупочные, оптовые и розничные цены, установить эквивалентный обмен между промышленностью и сельским хозяйством;

в) поднять промышленное и сельскохозяйственное производство до уровня 1989 года, для чего:

— ввести государственное регулирование в сочетании с широкой хозяйственной самостоятельностью предприятий, разработать план восстановления экономики, прежде всего, производства продовольствия и потребительских товаров;

— провести модернизацию машиностроительного комплекса и на этой основе обеспечить техническое переоснащение промышленности и сельского хозяйства, рост производства наукоёмкой, ресурсосберегающей продукции, опираясь главным образом на собственные силы. Развитие экономики должно сопровождаться сохранением и защитой окружающей среды;

— обеспечить государственную поддержку агропромышленному комплексу, здравоохранению, культуре, образованию, фундаментальной науке;

г) снизить уровень социальной дифференциации, провести комплекс мер по изъятию капиталов, нажитых на спекуляции, распродаже национального богатства, использовании наёмного труда. Устранить диспропорции в оплате отдельных групп трудящихся, максимально использовать принцип оплаты по труду, поощрять талант, квалификацию и трудолюбие;

д) восстановить социальные гарантии: обеспечить полную занятость трудоспособного населения, законодательно гарантировать трудоустройство молодёжи, отменить все виды платного здравоохранения и образования. Расширить жилищное строительство до уровня 1986—1989 годов с бесплатным предоставлением жилья нуждающимся;

восстановить в полном объёме общедоступность пользования всеми видами транспорта и связи; осуществить меры по восстановлению системы общественного питания по общедоступным ценам;

оказать государственную поддержку росту рождаемости, дополнительную помощь матери и ребёнку, возобновить работу всех детских учреждений;

е) разработать и реализовать государственную программу оздоровления духовной жизни народа, распространять лучшие образцы отечественной и мировой культуры, прекратить насаждение западничества и американизма, вывести искусство, культуру и спорт из сферы коммерции, создать благоприятные условия для деятельности художественной интеллигенции.

3. Восстановление независимости страны

Ввести государственную монополию внешней торговли на сырьё и стратегические товары, не допускать продажи предприятий иностранным компаниям.

Вернуться к самостоятельной внешней политике: не возобновляя конфронтации, исходить из приоритета собственных государственных интересов, активно содействовать укреплению мира, международной безопасности; восстановить союзные отношения с социалистическими странами, дружественные отношения со странами Восточной Европы и другими традиционными союзниками; отказаться от услуг иностранных политических, экономических и иных советников.

Восстановить обороноспособность и безопасность страны, создать Вооружённые Силы, отвечающие условиям современной войны.

Поднять престиж воинской службы, обеспечить профессиональную подготовку и социальную защищённость военнослужащих, работников правоохранительных органов и членов их семей.

4. Воссоздание обновленного союзного государства

На первом этапе добиваться признания незаконными беловежских соглашений, поддерживать интеграционные процессы: образование экономического союза, единых структур обороны государств, объединений в области науки и культуры, финансово-промышленных групп, совместных предприятий. Завершающая фаза первого этапа — восстановление в государствах власти трудящихся.

На последующих этапах осуществить политическое объединение государств, где установились советское народовластие и основы социализма, заключение союзного договора, формирование законодательных и исполнительных органов власти.

Высшая цель коммунистов — построение коммунистического общества, в котором:

— достигнутый уровень производительных сил обеспечивает удовлетворение материальных и культурных потребностей всех людей;

— полностью устранены все формы эксплуатации человека человеком; классовые различия стёрты; труд перестал быть тяжкой обязанностью, принял творческий характер и стал жизненной потребностью людей;

— государство перестало быть аппаратом насилия, то есть государством в собственном смысле, общество стало самоуправляемым;

— господствуют нравственные принципы коллективизма и гуманизма, достигает расцвета человеческая личность.

Вся суть прогресса человечества состоит, в конечном итоге, в постепенном приближении к такому обществу, в котором свободное развитие каждого является условием свободного развития всех.

Знамя СКП — КПСС — красное.

Гимн СКП — КПСС — Интернационал.

Стратегические лозунги СКП — КПСС:

Трудящимся — власть и собственность!

Народам — союзное государство!

Программа принята
на XXX съезде СКП — КПСС 3 июля 1995 года.
XXXIV съезд СКП — КПСС 24 октября 2009 года
внёс в Программу уточнения и дополнения.

Другие публикации:

  • Штраф за неуплату авансового платежа Когда платить единый налог УСН и какие штрафные санкции ждут неплательщиков? Налоговым периодом для предприятий на УСН является календарный год, в течение которого ежеквартально до 25 числа месяца, следующего за кварталом, необходимо […]
  • Федеральный закон о континентальном шельфе рф Федеральный закон о континентальном шельфе рф Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ"О континентальном шельфе Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 10 февраля 1999 г., 8 августа 2001 г., 22 апреля, 30 июня, 11 […]
  • Алгебра 8 мордкович методическое пособие Мордкович А.Г. Алгебра. 8 класс. Методическое пособие для учителя М.: Мнемозина, 2010. — 77 с. В пособии представлены концепция и программа курса алгебры в 7—9 классах, примерное планирование учебного материала в 8 классе, методические […]
  • Приказ 451 о внесении изменений Проект Приказа Министерства транспорта РФ "О внесении изменений в Перечень грузов, перевозка которых допускается в открытом железнодорожном подвижном составе, утверждённый приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 26 […]
  • Отчетность в фсс охрана труда Отчетность в фсс охрана труда В обязанности специалиста по охране труда входит составление и представление отчета. Однако нередко работники затрудняются с вопросом, какие отчеты для них обязательны, а какие нет. Виды отчетности делятся […]
  • Закон 58 о государственной гражданской службе Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации" Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ"О системе государственной службы Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 11 ноября 2003 г., 6 июля 2006 […]
Собственность кпсс