Тема 6. Социальное программирование

1. Сущность социального программирования.

2. Виды социальных программ. Целевые программы. Структура и содержание целевой программы. Основы разработки целевых программ.

3. Федеральные и территориальные целевые программы

Гордин В. Э. Социальное программирование. Учебное пособие, СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.

Кураков Л. П. и др. Управление социальной сферой. М.: Пресс-Сервис, 1997.

Маркин В. В. Социальное программирование. Теоретико-методологические проблемы. – Пенза. ПГУ-1998

Скуба Р. В. Программно-целевое управление развитием инфраструктуры хозяйствующих субъектов // Экономика региона. – №17. – 2007-12-16

Федеральные и региональные программы России. // Информац. Сборник, Вып.3(5), М.: ВИНИТИ, 1996.

Шапиро В. Д. и др. Управление проектами. – СПб.: «ДваТрИ», 1996

Шахов Ф. Программно-целевое управление развитием территорий и реформа местного самоуправления. // Экономика и управление. – №1. – 2004.

Якунин Д. В.Основные подходы к проектированию образовательных процессов. – М.: Форум, 2003

Тема 7. Социальное планирование

1. Сущность и виды планирования. Формы планирования.

2. Общие и конкретные методы предплановых исследований. Методы социального планирования.

1. Сущность и виды планирования. Формы планирования.

Развитие общества не должно быть стихийным и непред­сказуемым. Историческая практика говорит о том, что общес­тво тогда может целенаправленно изменяться, когда оно пла­номерно, на основе научных данных планирует свое измене­ние. Это говорит о том, что оптимальное научное управление общественной жизнью требует рассматривать социальное пла­нирование как единство познавательной и общественно-пре­образовательной деятельности, а также видеть его специфику во всех сферах общественной жизни — экономике, социаль­ной сфере, политике, духовной жизни и т. д.

Социальное планирование представляет собой научно обос­нованное определение целей, показателей, заданий (сроков, темпов, пропорций) развития социальных процессов и основ­ных средств их претворения в жизнь в интересах всего насе­ления.

1. Уровни социального планирования

Уровни социального планирования принято различать в связи с тем, на каком уровне социальной организации осу­ществляется то или иное социальное изменение или социаль­ная трансформация.

1) Планирование соци­ального развития трудовых коллективов. Планы здесь должны базироваться на следующих принципах:

Принцип 1. Что и в какой степени работник способен сде­лать для успешного развития производства и как он сам бу­дет изменяться под влиянием научно-технического и соци­ального прогресса.

Принцип 2. Действенность планов социального развития зависит от условий, которые может создать коллектив для че­ловека, конкретных преимуществ, которые он может получить в процессе распределения материальных и духовных благ. Суть вопроса — в обеспечении единства усилий, предпринимаемых государством по повышению уровня жизни работников и воз­можностей, которыми располагает конкретное производство или регион. Важнейшим аспектом реализации этого принципа яв­ляется совершенствование материального и морального сти­мулирования. В последние годы высказано много предложений и проведен ряд экспериментов по усилению заинтересованнос­ти людей в конечных результатах труда.

Принцип 3. Процессы взаимодействия человека с произ­водственной организацией, городом или районом (а следова­тельно, и со всем обществом) не должны протекать спонтан­но, случайно, стихийно, а должны быть выражением созна­тельной деятельности, участием членов трудовых коллективов в управлении этими процессами.

2) региональный уровень социальное планирование пред­ставляет собой особую форму целенаправленного регулиро­вания социальных процессов на уровне республики, области (края), экономического района и других административных единиц. Для решения задач эффективного функционирова­ния всего общественного организма огромное значение при­обретает выравнивание уровней социального развития в тер­риториальном разрезе и особенно регулирование миграцион­ных потоков, рациональное использование трудовых ресурсов, развитие национальных отношений, распределение и потреб­ление культурных ценностей. Как показал опыт, главной це­левой установкой для регионального социального планирова­ния является создание благоприятных условий для трудовой и повседневной жизни.

3) планирование на уровне экономических районов должно с необходимостью учитывать, что каждый из социальных процессов — развитие наций, повышение уровня жизни народов, миграция населения, совершенствование системы образова­ния — требует нахождения того, что характеризует его сущ­ность и специфику в данном регионе. Кроме того, при изуче­нии социального процесса уточняется, что отличает его от аналогичных процессов в других районах страны. Одним из основных условий становится оптимальное сочетание отрас­левого и регионального планирования в интересах эффектив­ного функционирования общества. Особенностью регионально­го планирования по экономическим районам является также соблюдение принципа системности, определяемого совокупно­стью показателей. Кроме того, проблемы, стоящие перед рес­публикой или областью, не всегда по своей актуальности со­впадают с общегосударственными.

Формы социального планирования различаются прежде всего следующим образом: во-первых, адресным планирова­нием, во-вторых, планированием при помощи косвенных (эко­номических и социальных) рычагов.

Конкретное/адресное планирование включает разработку и обоснование системы заданий, которая доводится до сведения различных государ­ственных или общественных организаций. На этом уровне устанавливаются задания по достижении определенного уров­ня общественного развития. Важным является то, что, прежде всего это касается рационального соотношения, пропорций в развитии социальных процессов. Подобные соотношения от­ражают реальное состояние общества, тенденции его прогресса, уровень достижений науки и техники, потребности людей.

По своей сути социальное планирование связано с опреде­лением сроков, необходимых для выполнения поставленной задачи. Очевидно, что чем сложнее цель, тем больше требу­ется времени не только для всестороннего научного обоснова­ния принимаемого решения, но и для его осуществления. Вре­менная протяженность планового периода не может быть за­дана априорно и должна строиться на основе единства качественных и количественных показателей. Надо отметить, что опыт адресного планирования во многом дискредитиро­вал себя, ибо он давал простор командным методам, игнори­руя научные основы определения ориентиров социального развития и изменения.

При планировании социальных процессов с помощью кос­венных рычагов подробно изучаются конкретные условия, возможности и потребности. На следующем этапе определя­ется, какие элементы, составные части не поддаются госу­дарственному и общественному регулированию. Применитель­но к ним ставится задача их количественного измерения и прогнозирования для принятия соответствующих решений в целях ослабления или нейтрализации отрицательных послед­ствий и негативных результатов.

Многие социальные процессы характеризуются тем, что они имеют ограниченные условия в своем развитии. Планирование этих условий необходимо для определения области свободы. Это связано с тем, что социальное планирование, с одной сто­роны, опирается на наличие материальных, финансовых, тру­довых ресурсов. Но, с другой стороны, любой социальный про­цесс взаимосвязан с другими явлениями, и поэтому нельзя не учитывать, какое воздействие окажут принимаемые меры на смежные области общественного развития.

Очень важно при социальном планировании учитывать ин­тересы конкретных социальных групп. При решении экономи­ческих задач интересы всего народа и отдельных социальных групп в основном совпадают, но этого нельзя сказать о других сферах общественной жизни. Так, целью в сфере производства является минимум затрат при реализации поставленной зада­чи. Добиваться же минимизации затрат при планировании соци­альных процессов — значит сознательно идти на ущемление интересов некоторых социальных групп. Максимум социального результата не всегда достигается минимизацией затрат. А это одна из важнейших целей социального планирования.

Следует заметить, что эти две формы планирования в чис­том виде не существуют. Однако планирование посредством косвенных рычагов получило особую актуальность в настоящее время, когда прямые административные меры воздействия не столь эффективны.

4.2. Основы социального программирования

Социальное программирование является составной частью социальных технологий, суть которого заключается в продуцировании системы действий, нацеленных на достижение общественно полезного результата, учитывая интересы различных социальных групп.

Режим программирования предполагает формирование образца, представляющего собой набор нормативных признаков программируемой системы, обусловливающей заданный режим достижения целей и параметров программирования.

Программирование позволяет процессу исследования переходить от аналитической стадии к проектной, характеризующейся выработкой практических мер в трансформации исследуемого объекта.

Субъектом программирования может быть организация или территориальное образование, заинтересованные в разработке цельной и прозрачной программы действий по исполнению сформулированных приоритетов социально-экономического развития и преодолению проблемных ситуаций.

Программирование обычно используется при разработке долгосрочных проектов социально-экономического профиля территориальными образованиями различных уровней, определении экономических и социальных приоритетов в деятельности отраслей и гражданских объединений, а также при внедрении новых социальных институтов, обеспечивающих удовлетворение растущих потребностей общества.

Цель программирования состоит в разработке и реализации научно-исследовательских инновационных проектов, предусматривающих достижение их субъектами качественно нового этапа в развитии объекта программирования. Процедура программирования, в конечном счете, предполагает решение следующих задач: ?

выявление узких мест в функционировании обследуемого объекта; ?

выявление точек потенциального роста; ?

определение источников стимулирования потенциального роста; ?

разработка графика финансирования мероприятий, положенных в основу программ; ?

разработка сценариев развития исследуемой проблемной ситуации; ?

разработка организационного плана, обеспечивающего возможность в достижении устойчивого результата; ?

нормативно-правовое и организационное сопровождение программы.

Результатом процесса социального программирования является разработка и реализация долгосрочных программ и проектов, направленных на оптимизацию функционирования социальных систем и достижение ими качественно нового уровня развития. Особенностью социальных процессов, исследуемых в режиме программирования, является ведущая роль внутренних источников в становлении социальных систем, организационное сопровождение закладываемых в основу программ стратегических целей.

Необходимость формирования концепций и программ развития территориальных образований подтверждена Законом РФ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», принятым Государственной Думой Федерального Собрания РФ 23 июня 1995 года. Закон предписывает Правительству РФ необходимость разработки государственного прогноза социально-экономического развития страны надолго-срочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы.

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются как в целом по России, так и по отраслям, регионам страны.

Долгосрочный прогноз (программа) социально-экономического развития страны является предпосылкой для разработки прогнозов и программ социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу.

Смотрите так же:  Договор уступки права по договору залога

В программе социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу, в соответствии с Законом, должны быть отображены: ?

инвестиционная и структурная политика; ?

региональная экономическая политика; ?

К сожалению, можно констатировать, что сегодня полностью отсутствует система количественно определенных целей развития страны на среднесрочную перспективу, опыт стратегического планирования, комплексного подхода к определению целей и приоритетов на уровне муниципальных образований, что вызывает явную потребность в разработке и применении методологии социального программирования с целью пропорционального развития территории’.

1 Методические рекомендации по формированию концепции социально-экономического развития муниципального образования / Под ред. В. Рохчи-на. — М.: РИЦ Муниципальная власть, 2000.

Отличительной особенностью программ является их ориентация на будущее. С этой особенностью связана основная функция программирования — создание жизнеспособной социальной системы, образованной с учетом требований к ее содержанию и качеству.

Программы следует отличать от инновационных проектов, направленных главным образом на привлечение инвестиций.

Характерной чертой программ выступает опора на внутренние источники достижения заявленных целей. В отличие от стратегических планов программы тесно привязаны к временным рамкам, что заставляет их рассматривать через призму жизненного цикла, на различных стадиях которого степень освоения поставленных задач существенно различается.

Программирование является непрерывным процессом. Завершение одной программы всегда предполагает начало другой, подведение итогов которой является условием для выполнения третьей программы и т. д.

Таков общий режим программирования, и он способствует выражению комплексного подхода к механизму воспроизводства заданных свойств исследуемого объекта, созданного в ходе выполнения программ различного назначения.

Таким образом, можно выделить четыре стадии жизненного цикла процесса программирования, включающие в себя стадии: ?

внедрения технических и программных средств; ?

свертывания старой и подготовки новой программы. Основными инструментами программирования являются: ?

организационно-деятельностные и деловые игры; ?

методологические семинары и конференции.

Статус инструмента программирования задается тем, что он формирует условия вывода конкретных предложений и рекомендаций на основе обстоятельной экспертизы существующего положения социальной системы и оценки ее возможностей.

Игровые методы являются эффективным средством разработки практических мер, направленных на реализацию программных целей. Их эффективность обусловлена прежде всего тем, что игровая модель организации выработки решений, диагностики проблем позволяет охватить широкий спектр возможных альтернатив.

Игры бывают двух типов: имитационные и ролевые.

Имитационные игры ориентированы на формирование условий, сопутствующих влиянию на поведение социальных субъектов. Предметом имитации в этих играх являются экономические, правовые, социокультурные и природные факторы, структурирующие взаимоотношения между людьми в процессе их практической деятельности.

Характерным признаком имитационных игр является целенаправленный характер принимаемых решений, исключающих предварительную выработку альтернативных вариантов проблемных решений.

Ролевые игры нацелены на распределение между участниками группы заранее определенных функций, исполнение которых воспроизводит механизм функционирования и развития группы в целом. Цель ролевой игры заключается в отработке профессиональных навыков и техники взаимодействия между членами рабочей группы, разграничении полномочий между ними, определении узких мест в организационной структуре предприятия.

В отличие от экспертного опроса игровая модель ориентирована не столько на выработку единственно верного решения, сколько на представление комплексного задания по разработке и организационному сопровождению целой серии конкретных действий, призванных обеспечить достижение программных целей.

Одной из разновидностей ролевых игр следует выделить форму организационно-деятельностной игры, назначение которой состоит в выработке эффективных управленческих решений, базирующихся на всестороннем анализе проблемной ситуации, осуществляемом с помощью специалистов различных специальностей, привлекаемых к участию в игре.

Проведение организационно-деятельностных игр получило широкое распространение с конца 70-х г. прошлого века, когда, благодаря известному философу Г. Щедровицкому, эта форма проектирования деятельности получила мощный толчок к развитию.

Использование организационно-деятельностных игр было эффективным при решении сложных, комплексных проблем, имеющих несколько уровней рассмотрения и охватывающих обширную информацию о протекающих процессах, слабо структурированную.

Кризисный характер попадающих в круг обсуждаемых вопросов поддерживает высокую мотивацию его участников, предъявляя особые требования к организаторам и ведущему игры.

Задача организаторов заключается в подборе участников обсуждения, обеспечении участников необходимыми материалами, документами, бланками и пр.

Задача руководителя игры состоит в стимулировании коллективной мыследеятельности, организации межличностного и межгруппового общения на всех стадиях решения задачи.

Результатом игры может стать уяснение причин и характера проблемной ситуации, что существенно повысит качество используемой в процессе обсуждения информации и способствует выработке эффективных действий в решении проблемы.

Следует особо подчеркнуть, что цель игры заключается не в том, чтобы разрешить проблемную ситуацию, а в том, чтобы подготовить методологические предпосылки для ее разрешения, заключающиеся в структуризации используемой информации.

Условия игры предполагают распределение между участниками условных ролей, которые могут и не совпадать с их штатными должностями в организации. Различие ролевых функций игроков обусловлено их интересами, сформированными в процессе их производственной деятельности.

Процедуру проведения организационно-деятельностных игр можно разделить на несколько этапов.

На предварительном этапе, продолжающемся несколько месяцев, организаторы игры аккумулируют необходимый материал, изучают статистические документы и отчеты хозяйственных подразделений исследуемого предприятия.

На основе такого изучения проводится предварительная диагностика социально-экономического состояния предприятия, лежащих в его основе проблем, выявляются наиболее выраженные причины их вызывающие.

Здесь же уточняются списки участников игры, привлекаемых для освещения отдельных ее разделов экспертов, проводится разбивка участников на группы с учетом их профессиональных и социально-демографических характеристик.

В каждую группу необходимо включение 1-2 представителей организаторов игры (игротехников), чья роль заключается в информировании руководителя ролевой игры об игровом процессе в составе выделенных групп, создании в них благоприятного социально-психологического климата, контроле за качеством работы в группах и пр.

На следующем этапе, начало которого непосредственно и представляет начало игры, производится информирование участников о целях и порядке игры, психологическая подготовка участников, а также предпринимаются некоторые организационные действия, связанные с формированием рабочих групп, их размещением и пр.

На этом этапе руководитель игры формулирует главную задачу, обращая внимание участников на ее значимость для всех, определяя место каждого в ее выполнении.

Третий этап проведения организационно-деятельностной игры предполагает работу над последовательно формулируемыми заданиями в рабочих группах, где вырабатываются версии решения проблемных ситуаций, которые затем выносятся на межгрупповую дискуссию, по результатам которой формулируются выводы.

Перед межгрупповым обсуждением, решения, выработанные в каждой группе, проходят экспертизу с участием внешних экспертов, которые оценивают эффективность таких версий.

Решения, принимаемые группами, могут быть и альтернативными, однако, группа обычно обращает внимание на предпочтительный характер отдельных альтернатив. По ходу анализа игры, периодически проводящегося руководством без участия игроков, происходит корректировка ее плана, вносятся дополнительные предложения, направленные на активизацию игры. Оценка действий ее участников не производится. Кроме этого периодически проводится процедура рефлексии, заключающаяся в оценке хода игры ее участниками и выработке предложений по корректировке ее хода (рис. 4.7).

Обсуждение и выработка решений

i i i Рефлексия Нормы

Рис. 4.7. Функциональная структура организационно-деятельностной игры

Ну и, наконец, на заключительном этапе, проводится обобщение полученных результатов и вывод игроков из игры.

Результатом игры должен стать пакет документов, в котором формулируются основные выводы и конкретные предложения, налравленные на снижение степени остроты проблемной ситуации, подготовку условий для ее ликвидации.

Специфической особенностью деловой игры является ее многофункциональный и многоцелевой характер, не ограниченный только проблемой выбора оптимальных решений.

Порядок проведения деловой игры полностью определяется заложенными в нее целями. На ранних этапах игры, как правило, происходит распределение ролей между участниками. Затем руководитель игры последовательно «вбрасывает» в игровой комплекс задания, которые обсуждаются в групповом режиме малыми группами с выработкой совместных решений. Несмотря на то, что в процессе деловой игры также необходимо распределение ролей, однако, эти роли выстраиваются не столько в отношении принятия решений, сколько для разграничения и отработки функций в воспроизводстве всех сторон исследуемой организации в целом.

Другой особенностью деловой игры является комплексный учет последствий от выносимых в ходе игры решений, обозначенный как «цепочка решений» (рис. 4.8).

Теоретические основания социального программирования

Главная > Реферат >Социология

Теоретические основания социального программирования

1. Теории социального развития: эволюция научных взглядов

Социальное программирование — это такая форма управленческой деятельности, которая связана с моделированием будущего, с оценкой возможных вариантов его осуществления и выбором наиболее приемлемых в данной ситуации. Оно предполагает реализацию последовательности совместных, взаимосогласованных действий различных социальных субъектов для достижения общих результатов и характеризует структурно-деятельностный аспект человеческой практики. В программировании отражается единство временных модусов общественной жизни: будущего, настоящего и прошлого. Поэтому решающее значение для его эффективной организации в системе управления имеет исследование проблематики социального развития. Основанное на знании закономерностей и понимании механизмов социального развития, программирование органически включается в комплекс технологий социального целеполагания, позволяющих рационализировать и оптимизировать этот сложный и многоплановый процесс.

Характеристика программирования как социальной технологии предполагает, что оно строится на базе теоретического социального знания. Однако в действительности это не так. Изучение практики разработки и реализации социальных программ позволяет заключить, что теоретические основы социального программирования до сих пор не сформированы. Можно сказать, что оно существует пока лишь как социальная практика, опирающаяся в большей мере на опыт и искусство принятия решений, нежели на научное социальное знание.

Анализ научных публикаций по данной теме свидетельствует, что чаще всего на роль специальной теории программирования претендует математическая теория управления и прежде всего теория исследования операций. В соответствии с ней ключевыми категориями, раскрывающими суть программной деятельности и процесса программирования, являются такие, как “система”, “операция”, “управление”. Из них выводятся понятия “цель”, “проблема”, “отношение”. При этом отношения трактуются в формально-логическом смысле, как бинарные, трехместные и n -местные связи между элементами системы, обладающие рядом общих свойств, на основе которых проводится анализ поведения системы. Подобным образом определяется и понятие системы. Она характеризуется как целостное множество элементов, связанных между собой указанными отношениями. В свою очередь управление рассматривается исключительно в кибернетическом контексте, без учета социальных аспектов взаимодействия различных субъектов.

Смотрите так же:  Как встать на учет как нуждающиеся в улучшении жилья спб

На наш взгляд, теория исследования операций может быть полезной для социального программирования только в методологическом плане, поскольку способствует формированию системного мышления, а также вооружает нас методами математического анализа и прогнозирования поведения различных объектов, в том числе социальных. Но она не может выступать в качестве теоретической основы социального программирования, так как абстрагируется от специфики социальных отношений и социальных процессов. Напротив, социальное программирование будет действенным лишь тогда, когда будет приниматься в расчет его социальное содержание, т.е. тенденции, закономерности, особенности социального целеполагания.

Научное осмысление процессов целеполагающей и целереализующей деятельности в обществе возможно только в рамках теории социального развития. Именно она должна стать фундаментом социального программирования. Понятия “социальное изменение”, “цель”, “проблема”, “управленческое решение”, “социальное взаимодействие”, без которых трудно объяснить смыл программной деятельности, нужно рассматривать прежде всего в контексте теории социального развития, а не в контексте общей теории систем, как это предполагается в исследовании операций.

Изучение тенденций, форм и механизмов социального развития, анализ социальных изменений составляют ядро социологии, ибо зарождение самой науки было продиктовано потребностью осмысления фундаментальных преобразований, глубоко затронувших традиционное общество, его основы. За время своего существования социология выработала достаточно много концепций, претендующих на адекватное объяснение процессов социального развития. Не все из них прошли проверку временем, в то же время некоторые являются актуальными и значимыми по сегодняшний день.

Фундаментальные идеи, касающиеся проблематики социального развития, а также ключевые понятия соответствующей теории были сформулированы в классической социологии. И именно в ее рамках они получили характер абстрактных теоретических построений, обобщающих исторических схем и общесоциологических закономерностей, таких, например, как концепция “расширяющегося общества”, общественный прогресс, прохождение одних и тех же фаз исторического процесса различными обществами и др.

Классическая социология заложила основы методологии исследования общественного развития, которая до сих пор оказывает существенное влияние на деятельность многих социологов. Прежде всего это касается различения и относительно независимого изучения “структуры” и “функций”, ставших центральными понятиями в анализе устройства и динамики социального организма. Такое деление предполагает, что общество можно рассматривать как некую сущность, отвлекаясь от происходящих в нем изменений, из чего вытекает обособление двух исследовательских процедур: поиска законов сосуществования и законов следования. Данная методология берет начало от О. Конта и находит логическое завершение в теории социальных систем и структурном функционализме. В них для обозначения некой неизменной сущности вводится понятие “система”. Статический аспект анализа предполагает выявления ее устройства и взаимосвязей составляющих ее элементов, а динамический — изменений, происходящих либо с самой системой, либо внутри нее. При этом изучение процессов развития базируется на следующем фундаментальном положении: выявляются различия временных моментов и состояний одной и той же системы. Следовательно, в указанной логической схеме признается эквивалентность прошлого и будущего, что способствует в конечном итоге утверждению принципа равновесности в исследовании социальных изменений, а значит, интерпретации необратимости не более чем следствия “макроскопического характера наших наблюдений.”

В классической социологии сформировался также образ объекта, подвергающегося изменению: под ним чаще всего подразумевается либо все человечество как единое целое, либо общество как единое целое. В связи с этим исследование отдельных элементов социальной системы осуществляется через призму оценки их роли в эволюции всей системы. В то же время конкретные антропологические исследования ставят под сомнение гипотезу об эволюции общества как единой целостности, а конкретные социологические исследования приводят к выводу об отсутствии синхронности в развитии отдельных сфер социальной жизни

Несмотря на определенные противоречия теоретического осмысления проблематики социального развития, классическая социология явила миру три научных парадигмы человеческой истории: эволюционизм, теории исторических цикл и исторический материализм, — которые оказали решающее влияние на не только на развитие самой науки, на способы изучения социальных изменений, но также на мировоззрение нескольких поколений людей.

Исторически первым в социологии сформировался и впоследствии стал достаточно влиятельным эволюционистский взгляд на развитие общества, которому характерны следующие общие черты:

в качестве объекта изменений рассматривается общество как органическая целостность, при этом проводятся аналогии между ним и биологическим организмом;

общественные изменения имеют направленный, непрерывный и линейный характер, что находит выражение в идее прогресса, опирающейся на веру в совершенствование общества и улучшение человеческой жизни;

человеческой истории присуща единая логика, которая характеризуется движением от примитивных к развитым формам, от гомогенности к гетерогенности, от хаоса к порядку, от простого к сложному и т.п. и которую можно обнаружить, распознать, а следовательно, реконструировать прошлое и спрогнозировать будущее, посему правомерно говорить о всеобщих, универсальных законах общественного развития;

развитие общества характеризуется последовательным прохождением вполне определенных фаз, стадий, которые подобно стадиям эволюции живых организмов не могут быть пропущены;

эволюция имеет постепенный, непрерывный, кумулятивный характер, что находит отражение в преемственности поколений, в накоплении положительных изменений, а также в колоссальном влиянии традиций на современное состояние общества и его будущее; кроме того, она осуществляется спонтанно;

двигателем общественных изменений выступают эндогенные механизмы, т.е. признается наличие внутренних источников и причин самоорганизации, самодвижения общества; так утверждается идея “малой логики” социального развития, которая в наше время вполне обоснованно подвергается критике представителями эколого-социальных концепций развития.

В эволюционистском подходе к социальному развитию много спорных моментов и положений, которые идут вразрез с эмпирическими исследованиями и в целом с общественной практикой, поэтому не случайно уже к концу XIX века он утрачивает свои господствующие позиции. Так, вполне обоснованной критике подвергаются органическая трактовка общества и характеристика траектории развития как восходящей прямой. Дело в том, что закономерности развития общества не тождественны закономерностям развития органической природы, а история — не есть непрерывное движение по прямой. Мы постоянно встречаемся с кризисами, застоями, провалами, отступлениями назад. Движение истории более сложное и отражает разрывы непрерывности, циклический характер многих процессов, качественную неоднородность человеческих обществ. Не оправдывает себя также положение о том, что социальные изменения осуществляются лишь под воздействием эндогенных причин и механизмов.

Весьма спорным выглядит и тезис об изменении общества как единой целостности. Он вступает в противоречие с фактами, свидетельствующими о росте многообразия форм жизни, о неравномерности и неодинаковой направленности преобразований в различных сферах человеческой жизни, в различных странах и у разных народов. Кстати сказать, в неоклассическом эволюционизме признается многоплановость и мультилинейный характер эволюции.

В то же время эволюционные теории способствовали формированию образа общества, прогрессивно изменяющегося под воздействием объективных и субъективных факторов. В них обосновывался целенаправленный, необратимый, закономерный и непрерывный характер социальных изменений, обусловленный совместным действием механизмов антропогенеза и социогенеза. Эти положения имеют принципиально важное значение для понимания таких явлений социальной жизни, как прогнозирование, программирование и планирование будущего, возникновение которых объясняется, с одной стороны, исходя из развития материально-предметной деятельности людей, а с другой — из эволюции общественного сознания.

Теории исторических циклов подвергают сомнению основные положения классического эволюционизма и прежде идею линейного прогресса. Циклический подход к социальному развитию отличается от эволюционистского тем, что в его основе лежит гипотеза об обратимости и повторяемости исторических процессов. Предполагается, что последние периодически исчерпывают свой потенциал, а следовательно, движение начинается с начала. И если эволюционистские теории исходят из того, что каждая последующая ступень развития не совпадает ни с одной из предыдущих, то в циклических теориях, напротив, признается, что “состояние изменяющейся системы в некоторое более позднее время будет таким же, каким оно было в некоторое более раннее время.” Причем степень совпадения последующего и предыдущего состояний зависит от характера цикла. Так, П. Сорокин выделял полные и относительные циклы. В полных конечная фаза превращается в первую, и цикл повторяется. В относительных такого совпадения нет, и наблюдаются отклонения возобновляемых фаз.

Циклическое видение истории имеет под собой определенные эмпирические основания: многим явлениям окружающей нас действительности, впрочем как и нашей жизни, свойственна цикличность, например, существование астрономических или биологических циклов. Более того, на первый взгляд циклический образ развития кажется более естественным, нежели образ направленного и необратимого роста. Мы рождаемся, взрослеем, мужаем, стареем и умираем, в процессе труда работа и отдых постоянно сменяют друг друга, общественное воспроизводство — это непрерывно возобновляющаяся смена фаз производства, распределения, обмена и потребления, а также периодов подъема и спада и т.д. Однако, на наш взгляд, цикличность, не является универсальным свойством развития. К общественным процессам, также как и к изменениям в природе, применима метафора стрелы времени, что означает необратимость социальных преобразований.

Основные отличия социальной инженерии от социального программирования

Основные отличия социальной инженерии от социального программирования

Кроме социальной инженерии, мы будем еще употреблять термин «социальное программирование», которое, хотя и кажется на первый взгляд похожим на социальную инженерию, на самом деле от нее очень отличается. Тому, чтобы прекратить эту путаницу в терминах, и посвящен этот раздел.

Социальную инженерию можно определить как манипулирование человеком или группой людей с целью взлома систем безопасности и похищения важной информации. Социальное программирование же может применяться безотносительно от какого-либо взлома, а для чего угодно, к примеру, для обуздания агрессивной толпы или обеспечения победы какого-либо кандидата на очередных выборах, или наоборот, для очернения кандидата и для того, чтобы миролюбивую толпу сделать агрессивной. Важно то, что здесь уже речи о той или иной ЭВМ нет и в помине. Таким образом, термин социальная инженерия мы будем употреблять тогда, когда речь идет об атаке на человека, который является частью компьютерной системы, как это показано на рис. 1.1.

Примечание

Иногда кроме термина социальная инженерия употребляется также термин обратная социальная инженерия. Суть в том, что при обратной социальной инженерии вы человека напрямую ни к чему не принуждаете, а создаете такие условия, что он сам к вам обращается. К примеру, если вам нужно прийти в организацию под видом телефонного мастера, вы можете просто прийти и начать проверять телефонные коробки. Это в данной терминологии — социальная инженерия. А можно поступить и по-другому. Вы создаете такую ситуацию, при которой в какой-то конкретной организации вас знают как телефонного мастера. После этого вы ждете, когда что-то случиться с телефонами, или сами делаете с ними что-то, и спокойно ждете, когда вам позвонят и попросят прийти. Это и есть обратная социальная инженерия. Таким образом, не вы сами куда-то ни с того ни с сего приходите, а вас просят прийти. Конечно, второй случай намного предпочтительнее, т. к. снимает с вас вообще все подозрения. Грамотные социоинженерные подходы именно так и строятся, поэтому этот термин мы считаем излишним, и его употреблять не будем.

Смотрите так же:  Право требования перевод на английский

Социальное программирование можно назвать наукой, которая изучает методы целенаправленного воздействия на человека или группу лиц с целью изменения или удержания их поведения в нужном направлении. Таким образом, по сути, социальный программист ставит перед собой целью овладение искусством управления людьми. Основная концепция социального программирования состоит в том, что многие поступки людей и их реакции на то или иное внешнее воздействие во многих случаях предсказуемы. Вещь, вообще говоря, очень интересная. Но в большинстве своем это действительно так. Общая схема методов работы социальных программистов представлена на рис. 1.3.

Рис. 1.3. Общая схема методов работы социальных программистов

В социальном программировании разработка схемы воздействия идет с конца, т. е. от нужного итога. Приведу один очень простой и очень нехороший пример. Пускай есть некто, к примеру, заместитель, которому ну очень мешает начальник. Допустим, этот заместитель знает, что у его начальника больное сердце и слабые сосуды, и тот, у которого больное сердце, очень любит «приложиться к рюмочке». Родственники, конечно, чуть не по пятам ходят и эту рюмочку отбирают, и это даже действует. А наш зам. начальника теми или иными способами начинает того, у которого больное сердце, целенаправленно спаивать. В конце концов, сосуды не выдерживают. Геморрагический инсульт. Зам. начальника стал начальником. На похоронах рыдал больше всех, да и потом остался самым близким другом семьи. Несмотря на то, что фактически убил главу семейства.

Чем методы социального программирования прекрасны для преступников, что о них либо вообще никто никогда не узнает, как в вышеописанном примере, либо даже если кто-то о чем-то догадывается, привлечь к ответственности такого деятеля очень сложно. Ну нет у нас в уголовном кодексе статьи «Доведение до инсульта». А если б и была — пойди, докажи, что все так и было, ведь «доведенный» все делал сугубо добровольно, будучи дееспособным, в гипноз его никто не вводил, электромагнитными лучами никакими не облучал…

Это мы рассмотрели достаточно классическую и очень простую схему отрицательного применения социального программирования. В разных вариациях эта схема действует с глубокой древности, если вспомнить историю. В данном случае нужный итог — физическое устранение соперника. Итак, цель сформулирована. Дальше проработаны психофизические характеристики, в результате которой выяснена склонность к выпивке и наличие хронических сердечно-сосудистых заболеваний. Затем разрабатывается мера воздействия (чрезмерное употребление алкоголя), которая при правильном применении и дает запланированный результат. Очень важно то, что поведение человека естественно для него самого. Что и интересно. Для этого и производится расчет психофизических характеристик. Потому что иначе это было бы не социальное программирование. Ведь, когда маньяк-убийца, к примеру, уже выбрал себе жертву и собирается ее убить, он тоже знает о будущем поведении жертвы того, что она еще сама о себе не знает (что ее скоро не будет на этом свете). Но, согласитесь, поведение жертвы в этом случае вряд ли можно называть естественным: сложно представить, что встречи с маньяками это ее естественное времяпрепровождение. Таким образом, социальное программирование, это когда вы искусственно моделируете ситуацию под конкретного человека, в которой вы знаете, как этот человек поступит, исходя из знания психотипа этого человека. То же самое относится и к группе людей.

Примечание

В главе 3 мы рассмотрим еще несколько примеров именно социального программирования, например, проанализируем, какими способами можно усмирить агрессивную толпу, а также подумаем о том, каким образом с помощью методов социального программирования можно было учинить скандально известный недавний «соляной кризис».

Социальное программирование базируется на следующих психологических концепциях:

• трансактном анализе (см. главу 6);

• социологии (науке о поведении людей в группах) (см. главу 8);

• нейролингвистическом программировании (см. главу 7);

• сценарном программировании (см. главу 6);

• психологической типологии (см. приложение 2).

Социальное программирование, в отличие от социальной инженерии, имеет более обширную область применения, т. к. работает со всеми категориями людей, независимо от того, частью какой системы они являются. Социальная же инженерия всегда работает только с человеком, который является частью компьютерной системы, хотя методы в том и другом случае используются аналогичные.

Другое важное различие состоит в том, что социальная инженерия — это почти всегда отрицательная область применения, социальное программирование же, как и любая область знания, имеет и положительную и отрицательную область применения. Одним из примеров отрицательной области применения социального программирования является как раз социальная инженерия.

Поэтому, когда мы будем говорить о манипулировании человеком в том случае, когда он является частью компьютерной системы, или просто носителем секретной информации, которую требуется похитить, мы будем говорить о социальной инженерии, а в том случае, когда будет идти речь об управлении людьми вообще, мы будем говорить о социальном программировании. Наша книга — о социальной инженерии, но иногда, чтобы лучше была понятна суть многих методов, мы будем делать набеги в социальное программирование.

В заключение разговора о социальном программировании приведем известный пример о том, как искусно можно манипулировать людьми.

Однажды один гроссмейстер получил по почте письмо, в котором неизвестный ему человек, представившись молодым начинающим шахматистом, предложил сыграть дистанционную партию в шахматы. Дистанционную, потому что ходы отправлялись по почте. За выигрыш гроссмейстеру была обещана очень большая сумма денег, а если будет ничья, или, упаси бог, гроссмейстер проиграет, то деньги платит он. Правда, в два раза меньшую сумму, чем ту, которую получит он сам, если проиграет молодой шахматист. Гроссмейстер, не долго думая, согласился. Заключили пари, и стали играть. Уже с первых ходов знаменитый гроссмейстер понял, что «на халяву» заработать денежку не удастся, потому что уже первые ходы выдавали в молодом шахматисте перспективного мастера. В середине мачта гроссмейстер потерял покой и сон, постоянно просчитывая следующие ходы противника, который оказался не просто перспективным мастером, а очень большим мастером. В конце концов, через немалое время, гроссмейстеру едва удалось свести партию вничью, после чего он обрушил на молодого человека кучу комплиментов и предложил ему не деньги, а свою поддержку, сказав, что с такими талантами сделает его чемпионом мира. Но молодой шахматист сказал, что всемирная слава ему не нужна, и что просит всего лишь выполнить условия пари, т. е. выслать выигранные им деньги. Что гроссмейстер и сделал, скрепя сердце. А где же здесь манипулирование, спросите вы? А манипуляция здесь в том, что против гроссмейстера играл не молодой человек, а …другой великий гроссмейстер, который получил от молодого человека точно такое же письмо и точно так же согласился «быстренько подзаработать». На точно таких же условиях: за выигрыш ему платит большую сумму молодой человек, а за проигрыш или ничью платит гроссмейстер молодому человеку. В результате два великих шахматиста около полугода сражались между собой, а молодой «талантливый шахматист», выражаясь современным языком, работал почтовым ретранслятором, т. е. лишь пересылал их письма друг другу. А потом, в результате ничьи, оба гроссмейстера отправили деньги …этому молодому человеку.

Другие публикации:

  • Заявление о снятие с регистрации по месту жительства Как оформить снятие с регистрации по месту жительства? Российские граждане обязаны регистрироваться по месту жительства в пределах РФ. В случае изменения места жительства необходимо сняться с регистрационного учета по прежнему месту […]
  • Приказ минтруда от 24042019 250 н Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 апреля 2015 г. № 250н “Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах отдельных категорий медицинских работников и перечня медицинской […]
  • Приказ минтранса россии от 15012019 г 7 Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 24 июня 2014 г. N 165 г. Москва "О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 17 июля 2008 г. N 110" Зарегистрирован в Минюсте РФ 24 […]
  • Пенсия подземный стаж 7 лет Имею ли я право во на пенсию я отработал в шахте 6 лет и 15 лет на крайнем севере имею ли я право на двойное снижение пенсионного возраста страховой стаж 27 лет 09 Августа 2016, 06:59 олег, г. Москва Ответы юристов (3) При наличии […]
  • Льготы на оплату жилья и коммунальных услуг ветеранам труда Региональные льготы ветеранам труда в сфере ЖКХ Льготы в сфере ЖКХ Региональные льготы в ЖКХ Региональные льготы ветеранам труда в сфере ЖКХ В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" […]
  • Заявление пользователя в читальный зал Правила работы пользователей в читальных залах государственных архивов Российской Федерации Документ утратил силу в связи с приказом Минкультуры России от 3 июня 2013 г. № 635 «Об утверждении Порядка использования архивных документов […]
Социальное программирование учебное пособие