Спор поколений в произведении горе от ума

1. Служение Скалозуба и суждения Молчалина.
2. Огненное фамусовское общество.
3. Один в поле воин.
Общественное мнение формируют не самые мудрые, а самые болтливые.
В. Беганьский
В своей комедии “Горе от ума” А. С. Грибоедов сталкивает два поколения. Он показывает нам, что они очень далеки друг от друга как по взглядам на жизнь, так и по своим принципах. У каждого из них свои правила и законы. И кажется, что они живут в совершенно разных мирах. Старое поколение не принимает новых веяний времени, молодое не желает перенимать те уроки, которые накопились с годами. Они настолько разобщены, что никак не могут прийти к взаимопониманию. Такое противоречие в произведении показано как в монологе одного героя, так и в разговоре нескольких персонажей.
Первое воплощается в осуждении Скалозубом книг, приводящих к вольнодумству и заставивших его двоюродного брата оставить службу. С ним согласен Фамусов, который также чувствует отрицательное влияние литературы на его общество и время.

Скалозуб
Но крепко набрался каких-то новых правил.
Чин следовал ему; он службу вдруг оставил,
В деревне книги стал читать.
Фамусов
Вот молодость. – читать. а после хвать.
Разговор же о правилах служения вызывает ожесточенный спор между Чацким и Фамусовым. Последний радостно рассказывает о своем родственнике, который умел хорошо всем

угождать, чтобы добиться необходимых званий и чинов. Но Чацкий считает, что подобное служение топчет человеческое достоинство. Он ни в коем случае не приемлет для себя такого поведения. Он не отказывается служить, но хочет выбрать свой путь, который не заставит его унижаться. Недаром именно в его уста А. С. Грибоедов вкладывает знаменитую фразу: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”. Однако в произведении встречается несколько персонажей, которые жили по одним законам, но скоро для себя приняли совершенно другие. Они, если можно так сказать, лишены развития. Время вытеснило в них новые веяния, которые могли бы привести их к открытиям. Такое переход А. С. Грибоедов запечатлел в образе Платона Михайловича.
Чацкий
Ну, Бог тебя суди;
Уж точно, стал не тот в короткое ты время;
Не в прошлом ли году, в конце,
В полку тебя я знал? лишь утро: ногу в стремя
И носишься на борзом жеребце;
Осенний ветер дуй, хоть спереди, хоть с тыла.
Платон Михайлович(совздохом)
Эх! братец! славное тогда житье-то было.
Но и в новом обществе все равно остаются те, кто живет по старым законам. Таковым является Молчалин. Значит, и молодое поколение начинает раскалываться на две части, в нем нет и не может быть единства. О каком общем духе с вольнолюбивым Чацким можно говорить, если Молчалин уже усвоил очень мудрую истину, позволяющую ему чувствовать себя спокойно в фамусовском обществе: “В мои лета не должно сметь свое суждение иметь”. Александр Андреевич Чацкий выбирает совершенно другие жизненные принципы. Он внутренне не согласен с тем, что происходит вокруг, что постоянно цепляется за жизнь, в то время как пора оставить надежды на проживание в новом мире по старым законам. Чацкий вслух высказы-
Вает все то, о чем больше не может молчать его возмущенное сердце. Это воплощается в знаменитом монологе Чацкого “А судьи кто?”. Он поднимает самый важный вопрос – о связи поколений. И говорит о том, что готов брать пример со старшего поколения. Чацкий не хочет разрушать традиции, которые складывались в прежние времена. Но он прекрасно понимает, что в фамусовском обществе нет и никогда не будет ничего нового.
Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Общество живет по старым правилам, которые неприемлемы для нового времени. Так Чацкий остается совершенно один в этом мире. Другие такие, как Молчалин и Платон Михайлович, понимают его стремления, но они предпочитают оставить все на своих местах, не говоря окружающим поперек ни одного слова. Им обоим можно дать определение, которое Чацкий относит к Молчалину: муж-мальчик, муж-слуга. Но в этот список можно внести еще одну героиню – Софью. Для себя она принимает законы старого общества несмотря на то что они в какой-то мере противоречат ее натуре. Автор нам нигде не показывает, каково ее отношение к происходящим событиям. Поэтому можно было бы сказать, что она остается на стороне Чацкого. Однако Софья не принимает и его жизненную позицию. Возможно, она понимает, что он в какой-то мере прав. И в этом случае девушка не остается равнодушной. Другие не согласны с некоторыми позициями молодого человека, но они оставляют его в покое. Софья же, наоборот, ранит очень больно. Сначала она называет его змеей, а потом пускает слух о его сумасшествии. Возможно, девушка понимает насколько могут быть губительны слова Чацкого для окружающих, поэтому дает такое определение давно знакомому ей человеку, который резко высказывается о бессловесных людях, то есть Молчалине.
Что я Молчалина глупее? Где он, кстати?
Еще ли не сломил безмолвия печати?
Бывало песенок где новеньких тетрадь
Увидит, пристает: пожалуйте списать.
А впрочем, он дойдет до степеней известных,
Ведь нынче любят бессловесных.
Но старое поколение представлено довольно-таки монолитно. В нем автор не показывает никакого разобщения. Сначала он представляет отдельные личности, такие как Фамусов, Скалозуб, которые своими речами показывают, что не принимают для себя новых веяний времени. Но автор дает нам возможность представить себе все общество, с которым сталкивается Чацкий. Оно представлено на балу в доме Фамусовых. Этот мир весьма разнообразен. Так бал становится своеобразной картиной, на которой поэт-художник постарался показать все оттенки минувшего века. В ней не только представлены образы екатерининских времен (Хлестова), но и современные жители нового общества (Платон Михайлович, Загорецкий). Каждый из них по-разному приспосабливается к нынешнему веку. Но все они непременно сохраняют дух прошлого, который никак нельзя изменить несмотря на то что он может приносить только вред.
Попадая в такое общество, Чацкий понимает, что его косность победить нельзя, что оно очень далеко от его современных взглядов на жизнь. Век минувший не принимает для себя бег времени. Оно для них словно застывает, не позволяет двигаться вперед и осознавать, что все вокруг постоянно трансформируется. Меняются моды, пристрастия, государь, который по-разному формирует вокруг себя общество. Об этом застое очень хорошо пишет И. А. Гончаров в своей статье “Мильон терзаний”: “Эта Хлестова, остаток екатерининского века, с моськой, с арапкой-девчонкой”.

И получается, что Чацкий лишний в этом мире. Он со своими взглядами и убеждениями никогда в нем не уживется. Александр Андреевич не принимает для себя его законов, но и оно не готово к тому, чтобы в нем распространялись такие вольнолюбивые мысли. Поэтому старое поколение, век минувший губит Чацкого. Он понимает, что ему нужно оставить это общество и найти тех, кто станет ему намного ближе не только по своим взглядам, но и словам и действиям. Александр Андреевич называет фамусовский мир огнем, который не щадит никого, кто в него попадает. Ведь в итоге все остаются в его власти.

Вы правы: из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит-воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет.
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок.
И он решает, что нужно уехать. Поэтому отчаянно кричит: “Карету мне, карету!” В этом произведении автор показывает, как далеко от нынешнего века век минувший. Он пытается всеми силами сохранить свою власть и показать, что еще довольно-таки сильны его позиции. Он хочет всех убедить в том, что мир лучше не перекраивать по-новому Недаром Фамусов называет Чацкого карбонари. В тот период это означало бунтовщик, неблагонадежный человек.

И правда, как один единственный человек может противостоять обществу? Но это осуществимо, в этом показана сила Чацкого, то есть век минувший боится его. Заметим, как легко и быстро он признает приезжего сумасшедшим. Значит, автор дает нам понять, что и один в поле воин, тем более когда он так убежден в своей правоте и готов бороться за него несмотря ни на что. Например, Чацкий разочаровывается даже в любви к Софье. Но это не ослабляет, а, наоборот, дает ему новые силы, чтобы он смог в дальнейшем убедить юные сердца в том, что век минул. Поэтому нужно жить по законам нового времени, но при этом обязательно понимать, что в нем может быть полезного и нравственного.

Итоговое сочинение для выпускников школ: темы, комментарии, материалы

Спор поколений: вместе и врозь – образцы сочинений, темы, цитаты

( 17 Голоса (ов) )
Подробности Категория: Образцы сочинений ЕГЭ по литературе

Подготовка к написанию итогового сочинения по направлению «Спор поколений: вместе и врозь»

Что нужно прочитать на тему «Спор поколений: вместе и врозь»

  • А.С. Грибоедов «Горе от ума»;
  • Д.И. Фонвизин «Недоросль»;
  • И.С. Тургенев «Отцы и дети»;
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»;
  • А.Н. Островский «Гроза»;
  • А.П. Чехов «Вишневый сад»;
  • В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой».
НАЗАД

Темы сочинений по данному направлению

Информация о темах. В период подготовки к итоговому сочинению известны только тематические направления. Экзаменационные темы сочинения станут известны только за несколько минут до экзамена. Но предположить вероятный список сочинений можно уже сейчас – скорее всего на экзамене предложат формулировки близкие к данному перечню.

  • Современные проблемы детей
  • Любовь и дети
  • «Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое» (В.Г. Белинский).
  • «Любовь к родителям — основа всех добродетелей» (Цицерон).
  • Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети»(В.А.Сухомлинский).
  • Смысл названия романа «Отцы и дети»
  • «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (А.С. Пушкин).
  • «Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери» (Г. Мопассан)
  • Вечный конфликт родителей и детей: в поисках компромисса
  • «Острее жалит боль, когда ее причиняет кто-нибудь из близких» (Бабрий).
  • «Ничто не бывает так редко на свете, как полная откровенность между родителями и детьми» (Р. Роллан).
  • Кто такие дети в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»?
  • Дети и детство в русской литературе
  • Роль семьи в жизни человека

    Смотрите так же:  Образец генеральная доверенность на автомобиль

    Примеры готовых сочинений (образцы) по направлению «Вопросы, заданные человечеству войной«

    Образцы сочинений. Предложенные ниже сочинения не нужно воспринимать как выверенные и отточенные на отлично шпаргалки. Данные образцы предназначены для того, чтобы сформировать представление учащихся о полном или частичном раскрытии темы итогового сочинения. Рекомендуем использовать их как дополнительный источник идей при формировании собственного представления раскрытия темы.

    Сколько существует человечество, столько и волнует его вечная проблема «отцов и детей», в основе которой лежит разрыв связей между разными поколениями. Что же ведет к недопониманию между «отцами и детьми»? Со времен Сократа и Аристотеля и до наших дней в обществе присутствует конфликт (разногласие, столкновение, лежащее в основе борьбы героев) между поколениями. Вопрос этот занимал и занимает если не центральное, то одно из основных мест в их мыслях. Во время бурных изменений какой-либо сферы жизни человека эта проблема встает с удвоенной силой: отцы — консерваторы, которым чужды любые изменения, а дети – “двигатели прогресса”, стремящиеся свергнуть устои и традиции, воплотить в жизнь свои идеи. «Отцов и детей» я беру в более широком смысле, чем семейные узы.

    Вспоминаю комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума». Конфликт между «отцами и детьми» здесь лежит в области мировоззрений, взглядов на мир. Фамусов кичится тем, что жизнь, на его взгляд, прожил достойно. Он утверждает, что Софье не стоит искать для подражания другого образца, коли в глазах «пример отца». Что интересно в этом произведении, так это то, что к «отцам» относятся не только Фамусов и его окружение, но и ровесники Чацкого, Софья и Молчалин, которые являются членами фамусовского общества, а Чацкий – представитель нового света — им чужд. Чужд потому, что мыслит о мире и действует в жизни по-другому.

    Это общественное явление нашло отражение и в романе Ивана Сергеевича Тургенева “Отцы и дети”, где Евгений Базаров своим поведением и высказываниями показывает, что время, в котором жили старшие Кирсановы и его отец, необратимо уходит в прошлое, а на смену ему приходит эпоха с другими принципами и идеалами. Но и в этом произведении можно отметить, что в его финале к лагерю «отцов» присоединяются Аркадий, бывший спутник Базарова, и его жена Катя, люди молодые. Интересным в этом романе является и то, что Н.П. Кирсанов готов согласиться с упреками Базарова: «Пилюля горька, а проглотить ее нужно!»

    Могу сделать вывод, что разногласия между «отцами» и «детьми» существовали всегда. Причины их совершенно различны, но суть одна – непонимание людей разных эпох, избежать которого легко, если быть хоть чуть-чуть терпимее друг к другу. В то же время хочу подчеркнуть, что как бы отцы и дети не спорили, они все равно оставались и остаются близкими людьми…

    Все дети любят своих родителей. Хотя малыши иногда капризничают и не слушаются, все-таки для них мама — самая добрая и красивая, а папа -самый сильный и умный.

    Но дети подрастают, и почти в каждой семье возникает какое-то непонимание, а нередко разгорается конфликт между старшим и младшим поколением. Почему это происходит? Почему родные, близкие люди не чувствуют себя комфортно рядом друг с другом, не могут или не даже хотят находиться вместе? Это вопросы не сегодняшнего дня: проблема существует на протяжении веков и, к сожалению, не только не решена, но все более и более усугубляется. Конфликт «отцов и детей», конечно же, не мог не попасть на страницы произведений русских писателей.

    В 19 в. И.С. Тургенев именно так и назвал один из своих значительных романов – «Отцы и дети». В основном писатель говорит о столкновении идей, но я бы хотела остановиться на житейской ситуации, близкой любому человеку: на взаимоотношениях Евгения Базарова и его родителей.

    Родители Базарова, Василий Иванович и Арина Власьевна, безумно любят единственного сына. Когда после долгой разлуки он приезжает к ним, они надышаться не могут на своего Енюшеньку , не знают, чем накормить и куда посадить сыночка. Отец испытывает нескрываемую радость и гордость, когда Аркадий называет Базарова одним из самых замечательных людей, с которыми он когда-либо встречался . А что же Базаров? Испытывает ли он такие же чувства по отношению к старикам? Он любит родителей, но резко судит, называя их жизнь ничтожной, смердящей. Такое существование вызывает в нем скуку и злость. Не прожив в семье и двух дней, Евгений собирается уезжать: ему мешают отцовское обожание и материнские хлопоты.

    Ситуация понятна и типична: молодым всегда кажется, что родители — люди отставные, и их песенка спета , что все новое, интересное находится за пределами родного дома. Что они, молодые, сделают много

    больше и лучше, чем их предки. Конечно, это так и должно быть, иначе жизнь стояла бы на месте! Но у молодого человека должны оставаться чувство душевной привязанности к родителям и дому, чувство искренней благодарности ко всему, что дали ему старшие.

    В последние трагические моменты своей жизни Базаров окружен любовью родителей и говорит о них с нежностью: Ведь таких людей, как они, днем с огнем не сыскать. Куда бы ни стремился герой, каких целей ни ставил бы перед собой, а хватило у него душевного тепла, чтобы перед смертью отдать старикам должное.

    Хочется вспомнить еще одно произведение, которое заставляет нас задуматься над тем, как мы порой черствы и жестоки по отношению к своему самому близкому человеку — матери. В рассказе К. Паустовского «Телеграмма» старая любящая мать Катерина Петровна давно ждет свою дочь Настю. А у той дела, заботы, повседневная суета, и нет даже времени ответить на материнское письмо. Но раз мать пишет, значит, жива-здорова. Настя посылает старушке деньги и не думает, что матери нужно просто увидеть дочь, подержать ее за руку, погладить по голове. Когда девушка получила тревожную телеграмму и приехала наконец в село, её мать уже похоронили чужие люди. Ей остается только прийти на свежий могильный холмик. Она чувствует горечь и тяжесть своей потери, но ничего вернуть нельзя.

    Писатели показывают, что зачастую в основе извечного конфликта лежит обыкновенная чёрствость и неблагодарность детей.

    Жизнь непроста: родителям и детям нельзя прожить, никогда не споря, не ссорясь, не обижая друг друга. Но если те и другие будут помнить, что они — это одно звено в бесконечной цепочке поколений, что жизнь — крепко связанные звенья этой цепи, что всё держится на любви, доброте, взаимопонимании, то, может быть, исчерпает себя давний конфликт поколений, а люди на земле будут счастливее. Я думаю, это возможно.

    Автор сочинения Татьяна Новосёлова

    “Век нынешний” и “век минувший”. Спор поколений в комедии “Горе от ума”

    Фамусов и фамусовское общество как представители “века минувшего”

    Комедия “Горе от ума” А. С. Грибоедова написана в первой половине 19 века и представляет собой сатиру на взгляды дворянского общества того времени. В пьесе сталкиваются два противоборствующих лагеря: консервативное дворянство и молодое поколение дворян, имеющих новые взгляды на устройство общества. Главный герой “Горя от ума” Александр Андреевич Чацкий метко назвал спорящие стороны “веком нынешним” и “веком минувшим”. Также представлен в комедии “Горе от ума” спор поколений. Что представляет собой каждая из сторон, каковы их взгляды и идеалы, позволит понять анализ “Горя от ума”.

    “Век минувший” в комедии гораздо многочисленнее, чем лагерь его оппонентов. Главным представителем консервативного дворянства является Павел Афанасьевич Фамусов, в доме которого происходят все явления комедии. Он управляющий в казенном доме. Его дочь Софья с самого детства воспитывалась им, т. к. мать ее умерла. Их взаимоотношения отражают конфликт отцов и детей в “Горе от ума”.
    В первом действии Фамусов застает Софью в комнате с Молчалиным, своим секретарем, живущим в их доме. Ему не нравится поведение дочери, и Фамусов начинает читать ей мораль. В его взглядах на воспитание отражается позиция всего дворянского сословия: “Дались нам эти

    языки! Берем же побродяг, и в дом, и по билетам, чтоб наших дочерей всему учить”. К иностранным учителям предъявляют минимум требований, главное, чтобы их было “числом поболее, ценою подешевле”.

    Однако Фамусов полагает, что самое лучшее воспитательное воздействие на дочь должен оказать пример ее собственного отца. В связи с этим в пьесе “Горе от ума” проблема отцов и детей становится еще острее. О себе Фамусов говорит, что он “монашеским известен поведеньем”. Но такой ли он хороший пример для подражания, если за секунду до того, как он начал давать нравоучения Софье, читатель наблюдал за тем, как он откровенно заигрывает со служанкой Лизой? Для Фамусова имеет значение только то, что о нем говорят в свете. И если дворянское общество не судачит о его любовных похождениях, значит, совесть его чиста. Даже Лиза, проникнувшись нравами, царящими в доме Фамусова, предостерегает свою молодую хозяйку не от ночных свиданий с Молчалиным, а от общественных пересудов: “Грех не беда, молва не хороша”. Эта позиция характеризует Фамусова как морально разложившегося человека. А имеет ли безнравственный человек право рассуждать о нравственности перед своей дочерью, да еще и считаться примером для нее?

    В связи с этим напрашивается вывод, что для Фамусова важнее казаться достойным человеком, а не являться таковым. Причем желание представителей “века минувшего” производить хорошее впечатление распространяется только на богатых и знатных людей, потому что общение с ними способствует приобретению личной выгоды. Люди же, не имеющие высоких званий, наград и богатства, удостаиваются только презрения со стороны дворянского общества: “Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, а тем, кто выше, лесть, как кружево плели”.
    Этот принцип обхождения с людьми Фамусов переносит и на отношение к семейной жизни. “Кто беден, тот тебе не пара”,- говорит он дочери. Чувство любви не имеет никакой силы, оно презирается этим обществом. Расчет и выгода господствуют в жизни Фамусова и его сторонников: “Будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених”. Такая позиция порождает отсутствие свободы этих людей. Они заложники и рабы своего собственного комфорта: “Да и кому в Москве не зажимали рты обеды, ужины и танцы?”

    То, что для прогрессивных людей нового поколения является унижением, для представителей консервативного дворянства норма жизни. И это уже не просто спор поколений в произведении “Горе от ума”, а гораздо более глубокое расхождение во взглядах двух противоборствующих сторон. С большим восхищением Фамусов вспоминает своего дядю Максима Петровича, который “перед всеми знал почет”, имел “сто человек к услугам” и был “весь в орденах”. Чем заслужил он свое высокое положение в обществе? Однажды на приеме у императрицы он оступился и упал, больно ударившись затылком. Увидев улыбку на лице самодержицы, Максим Петрович решил еще несколько раз повторить свое падение, чтобы повеселить императрицу и двор. Такое умение “подслужиться”, по мнению Фамусова, достойно уважения, и молодому поколению следовало бы брать с него пример.

    Смотрите так же:  Договор аренды с экипажем ип

    Своей дочери Фамусов прочит в женихи полковника Скалозуба, который “слова умного не выговорит сроду”. Он хорош лишь тем, что “знаков тьму отличья нахватал”, а ведь Фамусов, “как все московские”, “желал бы зятя… с звездами и чинами”.

    Молодое поколение в обществе консервативного дворянства. Образ Молчалина.

    Конфликт “века нынешнего” и “века минувшего” не определяется и не ограничивается в комедии “Горе от ума” темой отцов и детей. Например, Молчалин, принадлежа по возрасту к молодому поколению, придерживается взглядов “века минувшего”. В первых явлениях он предстает перед читателем в качестве скромного возлюбленного Софьи. Но он, как и Фамусов, очень опасается, как бы о нем не сложилось дурного мнения в обществе: “Злые языки страшнее пистолета”. По мере развития действия пьесы раскрывается истинное лицо Молчалина. Оказывается, что с Софьей он “по должности”, то есть для того, чтобы угодить ее отцу. На самом деле он больше увлечен служанкой Лизой, с которой ведет себя куда раскованнее, чем с дочерью Фамусова. Под немногословностью Молчалина скрывается его двуличие. Он не упускает возможности на званом вечере проявить свою услужливость перед влиятельными гостями, ведь “надобно ж зависеть от других”. Этот молодой человек живет согласно правилам “века минувшего”, а потому “Молчалины блаженствуют на свете”.

    “Век нынешний” в пьесе “Горе от ума”. Образ Чацкого.

    Единственным защитником иных взглядов на затрагиваемые в произведении проблемы, представителем “века нынешнего”, является Чацкий. Он воспитывался вместе с Софьей, между ними была юношеская любовь, которую герой и в момент событий пьесы хранит в своем сердце. Чацкий три года не был в доме Фамусова, т. к. странствовал по свету. Теперь он вернулся с надеждами на взаимную любовь Софьи. Но здесь все переменилось. Возлюбленная встречает его холодно, а его взгляды в корне расходятся со взглядами фамусовского общества.

    На призыв Фамусова “поди-тка послужи!” Чацкий отвечает, что служить-то он готов, но только “делу, а не лицам”, а вот “прислуживаться” ему вообще “тошно”. В “веке минувшем” Чацкий не видит свободы для человеческой личности. Он не желает быть шутом для общества, где “тот и славился, чья чаще гнулась шея”, где человека оценивают не по личным качествам, а по тем материальным благам, которыми он обладает. И вправду, как можно судить о человеке лишь по его чинам, если “чины людьми даются, а люди могут обмануться”? Чацкий видит в фамусовском обществе врагов свободной жизни и не находит в нем образцов для подражания. Главный герой в своих обличительных монологах в адрес Фамусова и его сторонников выступает против крепостного права, против рабской любви русских людей ко всему иностранному, против чинопоклонничиства и карьеризма. Чацкий – сторонник просвещения, творческого и ищущего ума, способного действовать в согласии с совестью.

    “Век нынешний” уступает в пьесе “веку минувшему” по численности. Только поэтому Чацкий обречен на поражение в этой битве. Просто пока не наступило время чацких. Раскол в дворянской среде лишь наметился, но в дальнейшем прогрессивные взгляды главного героя комедии “Горе от ума” дадут пышные всходы. Сейчас же Чацкий объявлен сумасшедшим, ведь обличительные речи безумного не страшны. Консервативное дворянство, поддержав слух о безумии Чацкого, лишь на время оградили себя от перемен, которых они так боятся, но которые неизбежны.

    Таким образом, в комедии “Горе от ума” проблема поколений не является основной и отнюдь не раскрывает всей глубины конфликта между “веком нынешним” и “веком минувшим”. Противоречия двух лагерей кроются в разнице их восприятии жизни и устройства общества, в разных способах взаимодействия с этим обществом. Этот конфликт нельзя решить словесными баталиями. Только время и череда исторических событий естественным образом сменит старое на новое.

    Проведенный сравнительный анализ двух поколений поможет учащимся 9 классов описать конфликт “века нынешнего” с “веком минувшим” в своем сочинении на тему “Век нынешний” и “век минувший” в комедии “Горе от ума” Грибоедова”

    «Век нынешний» и «век минувший». Спор поколений в комедии «Горе от ума».

    Фамусов и фамусовское общество как представители «века минувшего»

    Комедия «Горе от ума» А.С.Грибоедова написана в первой половине 19 века и представляет собой сатиру на взгляды дворянского общества того времени. В пьесе сталкиваются два противоборствующих лагеря: консервативное дворянство и молодое поколение дворян, имеющих новые взгляды на устройство общества. Главный герой «Горя от ума» Александр Андреевич Чацкий метко назвал спорящие стороны «веком нынешним» и «веком минувшим». Также представлен в комедии «Горе от ума» спор поколений. Что представляет собой каждая из сторон, каковы их взгляды и идеалы, позволит понять анализ «Горя от ума».

    «Век минувший» в комедии гораздо многочисленнее, чем лагерь его оппонентов. Главным представителем консервативного дворянства является Павел Афанасьевич Фамусов, в доме которого происходят все явления комедии. Он управляющий в казенном доме. Его дочь Софья с самого детства воспитывалась им, т.к. мать ее умерла. Их взаимоотношения отражают конфликт отцов и детей в «Горе от ума».

    Однако Фамусов полагает, что самое лучшее воспитательное воздействие на дочь должен оказать пример ее собственного отца. В связи с этим в пьесе «Горе от ума» проблема отцов и детей становится еще острее. О себе Фамусов говорит, что он «монашеским известен поведеньем». Но такой ли он хороший пример для подражания, если за секунду до того, как он начал давать нравоучения Софье, читатель наблюдал за тем, как он откровенно заигрывает со служанкой Лизой? Для Фамусова имеет значение только то, что о нем говорят в свете. И если дворянское общество не судачит о его любовных похождениях, значит, совесть его чиста. Даже Лиза, проникнувшись нравами, царящими в доме Фамусова, предостерегает свою молодую хозяйку не от ночных свиданий с Молчалиным, а от общественных пересудов: «Грех не беда, молва не хороша».

    В связи с этим напрашивается вывод, что для Фамусова (а в его лице и для всего старомосковского дворянского общества) важнее казаться достойным человеком, а не являться таковым. Причем желание представителей «века минувшего» производить хорошее впечатление распространяется только на богатых и знатных людей, потому что общение с ними способствует приобретению личной выгоды. Люди же, не имеющие высоких званий, наград и богатства, удостаиваются только презрения со стороны дворянского общества: «Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, а тем, кто выше, лесть, как кружево плели».
    Этот принцип обхождения с людьми Фамусов переносит и на отношение к семейной жизни. «Кто беден, тот тебе не пара»,- говорит он дочери. Чувство любви не имеет никакой силы, оно презирается этим обществом. Расчет и выгода господствуют в жизни Фамусова и его сторонников: «Будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених».

    То, что для прогрессивных людей нового поколения является унижением, для представителей консервативного дворянства норма жизни. И это уже не просто спор поколений в произведении «Горе от ума», а гораздо более глубокое расхождение во взглядах двух противоборствующих сторон. С большим восхищением Фамусов вспоминает своего дядю Максима Петровича, который «перед всеми знал почет», имел «сто человек к услугам» и был «весь в орденах». Чем заслужил он свое высокое положение в обществе? Однажды на приеме у императрицы он оступился и упал, больно ударившись затылком. Увидев улыбку на лице самодержицы, Максим Петрович решил еще несколько раз повторить свое падение, чтобы повеселить императрицу и двор. Такое умение «подслужиться», по мнению Фамусова, достойно уважения, и молодому поколению следовало бы брать с него пример.

    Своей дочери Фамусов прочит в женихи полковника Скалозуба, который «слова умного не выговорит сроду». Он хорош лишь тем, что «знаков тьму отличья нахватал», а ведь Фамусов, «как все московские», «желал бы зятя… с звездами и чинами».

    Молодое поколение в обществе консервативного дворянства. Образ Молчалина.

    Конфликт «века нынешнего» и «века минувшего» не определяется и не ограничивается в комедии «Горе от ума» темой отцов и детей. Например, Молчалин, принадлежа по возрасту к молодому поколению, придерживается взглядов «века минувшего». В первых явлениях он предстает перед читателем в качестве скромного возлюбленного Софьи. Но он, как и Фамусов, очень опасается, как бы о нем не сложилось дурного мнения в обществе: «Злые языки страшнее пистолета». По мере развития действия пьесы раскрывается истинное лицо Молчалина. Оказывается, что с Софьей он «по должности», то есть для того, чтобы угодить ее отцу. На самом деле он больше увлечен служанкой Лизой, с которой ведет себя куда раскованнее, чем с дочерью Фамусова. Под немногословностью Молчалина скрывается его двуличие. Он не упускает возможности на званом вечере проявить свою услужливость перед влиятельными гостями, ведь «надобно ж зависеть от других». Этот молодой человек живет согласно правилам «века минувшего», а потому «Молчалины блаженствуют на свете».

    «Век нынешний» в пьесе «Горе от ума». Образ Чацкого.

    Единственным защитником иных взглядов на затрагиваемые в произведении проблемы, представителем «века нынешнего», является Чацкий. Он воспитывался вместе с Софьей, между ними была юношеская любовь, которую герой и в момент событий пьесы хранит в своем сердце. Чацкий три года не был в доме Фамусова, т.к. странствовал по свету. Теперь он вернулся с надеждами на взаимную любовь Софьи. Но здесь все переменилось. Возлюбленная встречает его холодно, а его взгляды в корне расходятся со взглядами фамусовского общества.

    На призыв Фамусова «поди-тка послужи!» Чацкий отвечает, что служить-то он готов, но только «делу, а не лицам», а вот «прислуживаться» ему вообще «тошно». В «веке минувшем» Чацкий не видит свободы для человеческой личности. Он не желает быть шутом для общества, где «тот и славился, чья чаще гнулась шея», где человека оценивают не по личным качествам, а по тем материальным благам, которыми он обладает. И вправду, как можно судить о человеке лишь по его чинам, если «чины людьми даются, а люди могут обмануться»? Чацкий видит в фамусовском обществе врагов свободной жизни и не находит в нем образцов для подражания. Главный герой в своих обличительных монологах в адрес Фамусова и его сторонников выступает против крепостного права, против рабской любви русских людей ко всему иностранному, против чинопоклонничиства и карьеризма. Чацкий – сторонник просвещения, творческого и ищущего ума, способного действовать в согласии с совестью.

    «Век нынешний» уступает в пьесе «веку минувшему» по численности. Только поэтому Чацкий обречен на поражение в этой битве. Просто пока не наступило время чацких. Раскол в дворянской среде лишь наметился, но в дальнейшем прогрессивные взгляды главного героя комедии «Горе от ума» дадут пышные всходы. Сейчас же Чацкий объявлен сумасшедшим, ведь обличительные речи безумного не страшны. Консервативное дворянство, поддержав слух о безумии Чацкого, лишь на время оградили себя от перемен, которых они так боятся, но которые неизбежны.

    Смотрите так же:  Азимут спб исковое заявление

    Таким образом, в комедии «Горе от ума» проблема поколений не является основной и отнюдь не раскрывает всей глубины конфликта между «веком нынешним» и «веком минувшим». Противоречия двух лагерей кроются в разнице их восприятии жизни и устройства общества, в разных способах взаимодействия с этим обществом. Этот конфликт нельзя решить словесными баталиями. Только время и череда исторических событий естественным образом сменит старое на новое.

    «Век нынешний» и «век минувший». Спор поколений в произведении А. С. Грибоедова «Горе от ума»

    1. Служение Скалозуба и суждения Молчалина.

    2. Огненное фамусовское общество.

    3. Один в поле воин.

    «Век нынешний» и «век минувший». Спор поколений в произведении А. С. Грибоедова «Горе от ума». В своей комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов сталкивает два поколения. Он показывает нам, что они очень далеки друг от друга как по взглядам на жизнь, так и по своим принципах. У каждого из них свои правила и законы.

    И кажется, что они живут в совершенно разных мирах. Старое поколение не принимает новых веяний времени, молодое не желает перенимать те уроки, которые накопились с годами. Они настолько разобщены, что никак не могут прийти к взаимопониманию. Такое противоречие в произведении показано как в монологе одного героя, так и в разговоре нескольких персонажей.

    Первое воплощается в осуждении Скалозубом книг, приводящих к вольнодумству и заставивших его двоюродного брата оставить службу. С ним согласен Фамусов, который также чувствует отрицательное влияние литературы на его общество и время. Скалозуб

    Но крепко набрался каких-то новых правил.

    Чин следовал ему; он службу вдруг оставил,

    В деревне книги стал читать.

    Вот молодость. — читать. а после хвать.

    Разговор же о правилах служения вызывает ожесточенный спор между Чацким и Фамусовым. Последний радостно рассказывает о своем родственнике, который умел хорошо всем угождать, чтобы добиться необходимых званий и чинов. Но Чацкий считает, что подобное служение топчет человеческое достоинство. Он ни в коем случае не приемлет для себя такого поведения. Он не отказывается служить, но хочет выбрать свой путь, который не заставит его унижаться. Недаром именно в его уста А. С. Грибоедов вкладывает знаменитую фразу: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Однако в произведении встречается несколько персонажей, которые жили по одним законам, но скоро для себя приняли совершенно другие. Они, если можно так сказать, лишены развития. Время вытеснило в них новые веяния, которые могли бы привести их к открытиям. Такое переход А. С. Грибоедов запечатлел в образе Платона Михайловича.

    Ну, Бог тебя суди;

    Уж точно, стал не тот в короткое ты время;

    Не в прошлом ли году, в конце,

    В полку тебя я знал? лишь утро: ногу в стремя

    И носишься на борзом жеребце;

    Осенний ветер дуй, хоть спереди, хоть с тыла.

    Платон М ихайлович

    Эх! братец! славное тогда житье-то было.

    Но и в новом обществе все равно остаются те, кто живет по старым законам. Таковым является Молчалин. Значит, и молодое поколение начинает раскалываться на две части, в нем нет и не может быть единства. О каком общем духе с вольнолюбивым Чацким можно говорить, если Молчалин уже усвоил очень мудрую истину, позволяющую ему чувствовать себя спокойно в фамусовском обществе: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь». Александр Андреевич Чацкий выбирает совершенно другие жизненные принципы. Он внутренне не согласен с тем, что происходит вокруг, что постоянно цепляется за жизнь, в то время как пора оставить надежды на проживание в новом мире по старым законам. Чацкий вслух высказывает все то, о чем больше не может молчать его возмущенное сердце. Это воплощается в знаменитом монологе Чацкого «А судьи кто?». Он поднимает самый важный вопрос — о связи поколений. И говорит о том, что готов брать пример со старшего поколения. Чацкий не хочет разрушать традиции, которые складывались в прежние времена. Но он прекрасно понимает, что в фамусовском обществе нет и никогда не будет ничего нового.

    Где, укажите нам, отечества отцы,

    Которых мы должны принять за образцы?

    Общество живет по старым правилам, которые неприемлемы для нового времени. Так Чацкий остается совершенно один в этом мире. Другие такие, как Молчалин и Платон Михайлович, понимают его стремления, но они предпочитают оставить все на своих местах, не говоря окружающим поперек ни одного слова. Им обоим можно дать определение, которое Чацкий относит к Молчалину: муж-мальчик, муж-слуга. Но в этот список можно внести еще одну героиню — Софью. Для себя она принимает законы старого общества несмотря на то что они в какой-то мере противоречат ее натуре. Автор нам нигде не показывает, каково ее отношение к происходящим событиям. Поэтому можно было бы сказать, что она остается на стороне Чацкого. Однако Софья не принимает и его жизненную позицию. Возможно, она понимает, что он в какой-то мере прав. И в этом случае девушка не остается равнодушной. Другие не согласны с некоторыми позициями молодого человека, но они оставляют его в покое. Софья же, наоборот, ранит очень больно. Сначала она называет его змеей, а потом пускает слух о его сумасшествии. Возможно, девушка понимает насколько могут быть губительны слова Чацкого для окружающих, поэтому дает такое определение давно знакомому ей человеку, который резко высказывается о бессловесных людях, то есть Молчалине.

    Что я Молчалина глупее? Где он, кстати?

    Еще ли не сломил безмолвия печати?

    Бывало песенок где новеньких тетрадь

    Увидит, пристает: пожалуйте списать.

    А впрочем, он дойдет до степеней известных,

    Ведь нынче любят бессловесных.

    Но старое поколение представлено довольно-таки монолитно. В нем автор не показывает никакого разобщения. Сначала он представляет отдельные личности, такие как Фамусов, Скалозуб, которые своими речами показывают, что не принимают для себя новых веяний времени. Но автор дает нам возможность представить себе все общество, с которым сталкивается Чацкий. Оно представлено на балу в доме Фамусовых. Этот мир весьма разнообразен. Так бал становится своеобразной картиной, на которой поэт-художник постарался показать все оттенки минувшего века. В ней не только представлены образы екатерининских времен (Хлестова), но и современные жители нового общества (Платон Михайлович, Загорецкий). Каждый из них по-разному приспосабливается к нынешнему веку. Но все они непременно сохраняют дух прошлого, который никак нельзя изменить несмотря на то что он может приносить только вред.

    Попадая в такое общество, Чацкий понимает, что его косность победить нельзя, что оно очень далеко от его современных взглядов на жизнь. Век минувший не принимает для себя бег времени. Оно для них словно застывает, не позволяет двигаться вперед и осознавать, что все вокруг постоянно трансформируется. Меняются моды, пристрастия, государь, который по-разному формирует вокруг себя общество. Об этом застое очень хорошо пишет И. А. Гончаров в своей статье «Мильон терзаний»: «Эта Хлестова, остаток екатерининского века, с моськой, с арапкой-девчонкой». И получается, что Чацкий лишний в этом мире. Он со своими взглядами и убеждениями никогда внем не уживется. Александр Андреевич не принимает для себя его законов, но и оно не готово к тому, чтобы в нем распространялись такие вольнолюбивые мысли. Поэтому старое поколение, век минувший губит Чацкого. Он понимает, что ему нужно оставить это общество и найти тех, кто станет ему намного ближе не только по своим взглядам, но и словам и действиям. Александр Андреевич называет фамусовский мир огнем, который не щадит никого, кто в него попадает. Ведь в итоге все остаются в его власти.

    Кто с вами день пробыть успеет,

    Подышит воздухом одним,

    И в нем рассудок уцелеет.

    Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.

    Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,

    Где оскорбленному есть чувству уголок.

    И он решает, что нужно уехать. Поэтому отчаянно кричит: «Карету мне, карету!» В этом произведении автор показывает, как далеко от нынешнего века век минувший. Он пытается всеми силами сохранить свою власть и показать, что еще довольно-таки сильны его позиции. Он хочет всех убедить в том, что мир лучше не перекраивать по-новому. Недаром Фамусов называет Чацкого карбонари. В тот период это означало бунтовщик, неблагонадежный человек. И правда, как один единственный человек может противостоять обществу? Но это осуществимо, в этом показана сила Чацкого, то есть век минувший боится его. Заметим, как легко и быстро он признает приезжего сумасшедшим. Значит, автор дает нам понять, что и один в поле воин, тем более когда он так убежден в своей правоте и готов бороться за него несмотря ни на что. Например, Чацкий разочаровывается даже в любви к Софье. Но это не ослабляет, а, наоборот, дает ему новые силы, чтобы он смог в дальнейшем убедить юные сердца в том, что век минул. Поэтому нужно жить по законам нового времени, но при этом обязательно понимать, что в нем может быть полезного и нравственного.

    Другие публикации:

    • Заявление на получение титула чемпион россии Заявление на получение титула чемпион россии ПРАВИЛА ПРИСУЖДЕНИЯ ТИТУЛОВ IKU ПРАВИЛА ПРИСУЖДЕНИЯ ТИТУЛОВ SPORT-CAC(S.CAC) И РЕЗЕРВ SPORT-CAC (R.S.CAC) Титулы S.CAC и R.S.CAC присваивается собакам, занявшим на сертификатных соревнованиях […]
    • Как составить приказ о праве подписи Составление приказа на право подписи в документах Чтобы в товарной накладной в строке груз получил могли расписываться лица сотрудников.Скажите, пожалуйста , как должен выглядеть приказ "перечень лиц имеющих право подписи"? Добрый […]
    • Статья 162 часть 3 ук рф Возможно ли условное наказание по статье 162 часть 2 УК РФ? Можно ли по этой статье при подаче эпиляции получить условный срок,назначили 6,5 лет.первый раз попал,до этого не привлекался и характеристики все положительные,потерпевший на […]
    • Алгебра 8 мордкович методическое пособие Мордкович А.Г. Алгебра. 8 класс. Методическое пособие для учителя М.: Мнемозина, 2010. — 77 с. В пособии представлены концепция и программа курса алгебры в 7—9 классах, примерное планирование учебного материала в 8 классе, методические […]
    • Мировой суд ленинского ростов Департамент по обеспечению деятельности мировых судей Ростовской области г. Ростов-на-Дону, ул. Дранко, 108 б, 344018телефоны: 8 (800) 200 5044, (863) 234 50 44факс: (863) 234 50 44 Судебные участки Ленинского судебного района города […]
    • Истекла лицензия на оружие Получаем лицензии на травматическое и гладкоствольное оружие Вы можете спросить зачем нужно получать лицензию на оба вида оружия. На то есть три довода: 1 — Практичность. Травматические оружие единственно эффективное легальное средство […]
    Спор поколений в произведении горе от ума