Средства реагирования прокурора при осуществлении надзора

Средства прокурорского надзора

Средства прокурорского надзора

Средства прокурорского надзора – это совокупность прав и обязанностей прокурора то есть его полномочий и актов реагирования прокурора.

Акты реагирования прокурора: протест, представление, постановление, предостережение. К каждому виду актов прокурорского реагирования предъявляются специфические требования, общие требования к актам реагирования прокурора относятся: обоснованность, краткость, формальность, должны содержать все необходимые реквизиты.

Полномочия прокурора при осуществлении надзора различаются в зависимости от вида надзора, осуществляемого прокурором.

К общим полномочиям относятся права:

– беспрепятственно входить на территорию органов и учреждений независимо от их подчиненности по предъявлении служебного удостоверения;

– осуществлять уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством. Выполняя в суде функцию уголовного преследования, прокурор участвует в качестве стороны обвинения;

– производить расследование по наиболее сложным и актуальным уголовным делам, а также о преступлениях, совершенных на территории нескольких районов;

– проводить прокурорские проверки исполнения закона. Проверки могут быть целевыми, комплексными, сквозными,

совместными, плановыми, внезапными (незапланированными);

– надзирать за выполнением органами следствия и дознания возложенных на них обязанностей по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, а также за тем, чтобы ни одно действие либо решение указанных органов не расходилось с законом;

– осуществлять надзор за законностью мер по раскрытию преступлений, обеспечением всестороннего и объективного расследования;

– участвовать в гражданском, арбитражном процессе.

Прокурорский надзор
Суперека С.В.
2005

30. ПОЛНОМОЧИЯ И СРЕДСТВА РЕАГИРОВАНИЯ ПРОКУРОРА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

30. ПОЛНОМОЧИЯ И СРЕДСТВА РЕАГИРОВАНИЯ ПРОКУРОРА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций: 68) рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; 69) разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; 70) принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина; по привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон; по возмещению причиненного ущерба; 71) по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно имеет доступ к их документам и материалам; 72) требует от руководителей и других должностных лиц поднадзорных объектов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных и подведомственных организаций; 73) вызывает должностных лиц и граждан для дачи объяснений по поводу нарушений законов.

Для устранения нарушений прав и свобод граждан, их причин и условий, восстановления нарушенных прав прокурор вправе использовать все предусмотренные законом средства прокурорского реагирования (протест, представление, постановление, предостережение). Действия, осуществляемые прокурором в целях предупреждения и пресечения нарушений прав и свобод человека и гражданина: • при наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор выносит постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства; • в случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях; • в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших; • освобождает своим постановлением лиц, необоснованно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов; • прокурор или его заместитель приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ. Совпадая по форме с правами прокурора при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов, указанные полномочия различаются по содержанию решаемых задач.

Акты прокурорского реагирования

Акты прокурорского реагирования на выявленные нарушения законов

Как уже отмечалось, прокуратура, не обладает административно-властными полномочиями в отношении в отношении поднадзорных органов и их должностных лиц, при осуществлении надзора. Таким образом, в случае издания незаконных актов или фактов выявления нарушения закона, прокурор самостоятельно не может ни отменить незаконный акт, ни устранить нарушения закона. Также не может применить меры воздействия к лицу, которое допустило нарушение закона. Но и оставить без внимания выявленное правонарушение, прокурор тоже не имеет права.

Прокурор обязан реагировать на все факты нарушения закона путем обращения на это внимания соответствующих органов или должностных лиц, которые уполномочены устранять допущенные нарушения. На выявленное нарушение закона реагирование прокурором реализуется путем вынесения соответствующего документа, который именуется актом прокурорского реагирования (акт прокурорского надзора).

Акт прокурорского надзора – это официальный документ, который вынесен прокурором в адрес должностного лица или соответствующего органа, где содержится сущность выявленных нарушений закона и дается предписание на их устранение.

Согласно ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 18.04.2018) в ст. 23-25.1 закреплены виды прокурорского реагирования. К ним относятся:

  • протест;
  • представление;
  • постановление;
  • предостережение о недопустимости нарушения закона.

От степени и характера правонарушения, распространенности таких нарушений, правового статуса должностного лица или органа, которому адресуется акт прокурора – от всего этого зависит выбор вида акта прокурорского реагирования.

Протест прокурора – это акт реагирования, на правовой акт, который противоречит закону, с требованием о приведении его в соответствие с действующим законодательством либо же его отмене. Принести протест может прокурор и его заместитель. Он направляется должностному лицу или органу, который издал этот акт, либо в суд или же в вышестоящий орган, должностному лицу. Протест должен быть обязательно рассмотрен не позднее чем в 10-дневный срок, с момента его поступления. Если протест был принесен на решение законодательного (представительного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления, то рассматривается на ближайшем заседании. Прокурор имеет право, при исключительных обстоятельствах, которые требуют немедленного устранения нарушения закона, сократить срок рассмотрения протеста. Прокурору, в письменной форме, незамедлительно сообщаются результаты рассмотрения протеста. Если же протест рассматривается коллегиально, то прокурору, который принес протес, сообщается дата заседания. Прокурор имеет право отозвать протест.

Смотрите так же:  Договор германии и америки

Представление – это акт прокурорского реагирования, об устранении выявленных нарушений прав и свобод человека и гражданина либо об устранении выявленных нарушений закона, который направлен прокурором или его заместителем, должностному лицу либо органу, который уполномочен устранить допущенные нарушения. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению.

Поводом для вынесения представления является множество причин:

  • факты неоднократных нарушений законов;
  • незаконные действия или бездействия со стороны должностных лиц, влекущие нарушение государственных или общественно значимых интересов, законных прав и интересов групп населения, граждан, трудовых коллективов, которые нуждаются в особой социальной и правовой защите.

Со дня внесения представления, в течение месяца должны быть приняты меры по устранению допущенных нарушений закона, их условий и причин, которые им поспособствовали. Прокурору в письменной форме сообщается о результатах принятых мер.

Если представление будет рассматриваться коллегиально, то прокурору сообщается дата проводимого заседания. Если постановления Правительства РФ не соответствуют Конституции РФ и ее законам, то Генеральный прокурор должен проинформировать об этом Президента Российской Федерации.

Постановление прокурора – акт реагирования на нарушения законов, которые влекут уголовную и административную ответственность (ст. 25 ФЗ «О Прокуратуре РФ»).

Прокурор должен вынести постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, если нарушение закона носит характер административного правонарушения. Далее данное постановление направляется на рассмотрение должностного лица или органа, который уполномочен законом, разрешать и рассматривать дела об административных правонарушениях. Таким законом является Кодекс об административных правонарушениях РФ. Прокурору в письменной форме сообщается о результатах рассмотрения постановления.

Прокурор выносит постановление, когда нарушение закона имеет характер преступления и направляет материалы по данному факту в орган дознания или следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании лица (лиц), которые допустили нарушение уголовного законодательства.

Своим постановление, прокурор или его заместитель, освобождают лиц, которые незаконно подверглись административному задержанию, а также лиц, незаконно задержанных по подозрению в совершении преступлений.

Предостережение в недопустимости нарушения закона — это акт прокурорского реагирования, который адресуется руководителям общественных (религиозных) объединений, должностным лицам и иным лицам, при получении прокурором сведений о недопустимости нарушения закона, оготовящихся противоправных деяниях, (ст. 25.1 ФЗ «О Прокуратуре РФ»).
Такой акт имеет явно выраженный предупредительный (превентивный) характер. Он выносится лишь при выявлении фактов бездействия, которые могут привести к причинению вреда охраняемым законом интересам личности, государства и общества либо при наличии достоверных сведений о готовящихся противоправных действиях.

Предостережение применяется к должностным лицам. А к руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности.
Основная цель предостережения: недопущение более опасных правонарушений и преступлений. Данный акт не заменяет другие средства реагирования, а лишь дополняет. Прокуроры, вместе с объявлением предостережения могут использовать внесение представлений и протестов. В сочетании с другими правовыми средствами, предостережение повышает результативность реагирования и способствует предупреждению правонарушений.

Должностное лицо, которому было объявлено предостережение, в случае неисполнения требований может быть привлечено к ответственности в установленном порядке.

Согласно Федеральному закону от 17.07.2009 N 171-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ О прокуратуре Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» арсенал средств прокурорского надзора был дополнен еще одним актом прокурорского реагирования — требования об изменении нормативного правового акта.

Требование об изменении нормативного правового акта — это акт прокурорского реагирования на нормативный правовой акт, который содержит коррупциогенные факторы, с требованием о его изменении. Требование вносится в организацию, орган или должностному лицу, издавшие данный акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.

Соответствующий орган, организация или должностное лицо, рассматривает требование не позднее чем в 10-дневный срок со дня его поступления. Требование, которое было направлено в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ или представительный орган местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании соответствующего органа. Прокурора незамедлительно уведомляют о результатах рассмотрения требования.

До рассмотрения требования соответствующей организацией, органом или должностным лицом, оно может быть отозвано прокурором.

Средства реагирования прокурора при осуществлении надзора

2.5. Правовые средства реагирования прокурора на выявляемые правонарушения

Средства реагирования прокурора при выявлении нарушений закона реализуются посредством письменных или устных актов прокурорского надзора, основными из которых в соответствии с Законом о прокуратуре являются протесты, представления и постановления и предостережения.
В соответствии со ст. 23 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель приносит протест в орган или должностному лицу, которые издали эти акты, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу или обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.
Сущность опротестования незаконных правовых актов заключается в том, что прокурор, осуществляя надзор за исполнением законов, от имени Российского государства указывает, в чем именно выражено нарушение закона, и требует от соответствующего органа отменить незаконный акт или привести его в соответствии с законом, восстановить права и свободы граждан, а также права и законные интересы государственных и иных органов.
Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на незаконное решение представительного органа — на ближайшей сессии. При исключительных обстоятельствах, требующих незамедлительного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста.
Если протест не рассмотрен в течение 10 дней или на ближайшей сессии представительного органа, либо необоснованно отклонен, прокурор обращается с заявлением в соответствующий суд общей компетенции или в арбитражный суд о признании правового акта недействительным. Решение суда, вынесенное по заявлению прокурора, может быть обжаловано прокурором в кассационном порядке, за исключением специально предусмотренных законом случаев. Так, согласно ст. 17 Закона «О выборах глав администраций», решение суда по делу о признании недействительным решения избирательной комиссии является окончательным.
Вынесение представлений об устранении нарушений закона. Оно в соответствии со ст. 24 Закона о прокуратуре вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые правомочны устранить допущенные нарушения закона, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представление должно быть рассмотрено органом, которому оно адресовано, с принятием конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О принятых мерах сообщается в письменной форме прокурору. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне его заседания.
На основе анализа практики исполнения законов прокуроры вносят обобщенные представления в органы представительной и исполнительной власти, а также в вышестоящие органы. В этих представлениях прокурором предлагаются меры, направленные на предупреждение нарушений законов в регионах либо на подведомственных предприятиях, а также может ставиться вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законов.
Внесение прокурором постановлений. В тех случаях, когда возникает необходимость привлечения виновных лиц за нарушение законов к административной ответственности прокурор выносит постановление о возбуждении производства об административном правонарушении.
Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении имеет определенное целевое назначение — поставить перед компетентным органом вопрос о привлечении виновного в нарушении закона лица или нескольких лиц к административной ответственности.
В случаях обнаружения в ходе осуществления прокурорского надзора за исполнением законов признаков преступления, предусмотренного УК РФ, прокурор выносит постановление о возбуждении уголовного дела.
При обнаружении в ходе проверок лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию или аресту несудебными органами, прокурор принимает незамедлительные меры к их освобождению путем вынесения постановления об освобождении из-под стражи лица, арестованного в административном порядке.
Прокуроры вправе предъявлять иски в суды и арбитражные суды в пользу как юридических, так и физических лиц, понесших материальный ущерб в результате совершенных правонарушений.
Объявление предостережений о недопустимости нарушения закона.
Согласно ст. 25 Закона о прокуратуре, прокурор или его заместитель при наличии сведений о гото
вящихся противоправных деяниях в целях их предупреждения объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.
В связи с этим законодатель определяет:
— во-первых, правом объявления предостережения обладают только прокурор или его заместитель прокуратур всех звеньев;
— во-вторых, предостережение объявляется только должностным лицам;
— в-третьих, оно объявляется лишь при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях;
— в-четвертых, предостережение объявляется только в письменной форме;
— в-пятых, предостережение применяется в целях предупреждения правонарушений.
Сущность предостережения заключается в предъявлении прокурором соответствующему должностному лицу, готовящемуся совершить противоправное деяние или совершающему его, требования о прекращении противоправных действий, или отказе от их совершения и разъяснении ему возможных для него последствий, если эти действия не будут прекращены (привлечение к дисциплинарной, административной, уголовной или гражданско-правовой ответственности, отстранение от должности).
Предостережение является самостоятельным правовым средством реагирования прокурора на нарушения закона, применяемого при осуществлении надзора за исполнением законов и оформляется на стандартном бланке. Оно должно применяться лишь на основании тщательно проверенных фактов, исключающих предположения и неясности. При этом от должностных лиц, нарушивших закон или пытающихся это сделать, обязательно должны истребоваться объяснения.
На прокурорах лежит обязанность по осуществлению контроля за реализацией (исполнением), внесенных ими актов прокурорского надзора.

Смотрите так же:  Пенсия беларусь повышение

Тренировочные задания

1. Прокурор Энского района принес протест должностному лицу администрации района, издавшему один из правовых актов, противоречащих закону. Протест прокурора был рассмотрен через 15 дней после его принесения.
1) На основании какого нормативного акта прокурор вправе приносить такие протесты?
2) В какой срок должен быть рассмотрен должностным лицом протест прокурора?
3) Вправе ли прокурор в исключительных случаях установить сокращенный срок рассмотрения протеста?
2. При осуществлении надзора за исполнением законов в одной из организаций Энского района прокурору стало известно, что должностное лицо этой организации готовит нормативный акт, противоречащий закону, вступление в действие которого приведет к негативным последствиям. Какой акт прокурорского надзора должен вынести прокурор в данном случае?
3. Прокурор Энского района направил в адрес одного из руководителей соответствующего органа письменное требование с просьбой о направлении в его распоряжение специалиста для участия в одной из прокурорских проверок в целях выяснения возникших вопросов в ходе осуществления надзора за исполнением законов. Руководитель отказал прокурору в направлении в его распоряжение специалиста, мотивируя тем, что прокурору такие полномочия Законом не даны. Даны ли Законом такие полномочия прокурору?

Тест

1. Назовите правовые акты прокурорского реагирования в сфере наздора за исполнением законов:
а) протест, представление, предостережение и постановление;
б) только протест и предупреждение;
в) только представление;
г) только постановление.
2. Какой акт прокурорского реагирования применяется прокурором в случае противоречия закона правовому акту?
а) протест;
б) представление;
в) постановление;
г) предостережение.
3. Какой акт прокурорского реагирования применяется прокурором в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях?
а) протест;
б) представление;
в) постановление;
г) предостережение.
4. Какой акт прокурорского реагирования вносится прокурором в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения закона?
а) протест;
б) представление;
в) постановление;
г) предостережение.
5. В какой срок должен быть рассмотрен протест прокурора на противоречащий закону правовой акт?
а) безотлагательно;
б) в 10-дневный срок;
в) в 15-дневный срок;
г) в месячный срок.
6. В какой срок должен быть рассмотрен протест прокурора на противоречащее закону решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления?
а) в 10-дневный срок;
б) в 15-дневный срок;
в) в месячный срок.
г) на ближайшем заседании представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления.
7. В какой срок должно быть рассмотрено представление прокурора об устранении нарушений закона органом или должностным лицом, полномочными устранить допущенные нарушения?
а) безотлагательно;
б) в 5-дневный срок;
в) в 10-дневный срок;
г) в 15-дневный срок.
8. В течение какого времени со дня внесения представления прокурором, должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им сопутствующих?
а) в течение 15 дней;
б) в течение 20 дней;
в) в течение 25 дней;
г) в течение месяца.
9. Когда прокурор или его заместитель объявляет должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона?
а) в случае издания должностным лицом правового акта, противоречащего закону;
б) при нарушении должностным лицом закона;
в) при наличии сведений о готовящихся должностным лицом противоправных деяниях;
г) при обнаружении в деянии должностного лица признаков преступления.
10. В каких случаях прокурор выносит постановление?
а) при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях;
б) при обнаружении в деянии должностного лица признаков административного проступка или преступления;
в) при издании должностным лицом правового акта, противоречащего закону;
г) в целях предупреждения правонарушений со стороны должностного лица.
11. Кому принадлежит право принесения протеста?
а) прокурору, его заместителю и помощнику прокурора;
б) только прокурору;
в) прокурору или его заместителю;
г) прокурору или его помощнику.
12. Кто наделен правом внесения представления в порядке общего надзора?
а) прокурор и его заместитель;
б) прокурор, его заместитель и помощник прокурора;
в) прокурор, его заместитель и следователь прокуратуры;
г) только прокурор;
д) прокурор, его заместитель, помощник прокурора и следователь прокуратуры.
13. Кому объявляется предостережение о недопустимости нарушения закона?
а) частным лицам;
б) должностным лицам;
в) предостережение исключено из полномочий прокурора.
14. Допустима ли подмена протеста представлением в случае, когда отмене подлежит незаконный правовой акт?
а) да;
б) нет;
в) допустима только предостережением;
г) допустима только постановлением.
15. В какой форме объявляется предостережение о недопустимости нарушения закона?
а) в письменной или устной;
б) только в устной;
в) только в письменной.
16. Кем объявляется предостережение о недопустимости нарушения закона?
а) прокурором, его заместителем, помощником прокурора;
б) только прокурором;
в) прокурором или его заместителем;
г) прокурором, его заместителем, помощником прокурора и следователем прокуратуры.
17. Вправе ли прокурор или его заместитель самостоятельно решить вопрос о выборе формы реагирования на противоречащий закону нормативный акт?
а) да, может принести протест или обратиться с заявлением в суд о признании нормативного акта недействительным;
б) нет;
в) этот вопрос вправе решит
ь только прокурор;
г) этот вопрос вправе решить только вышестоящий прокурор.
18. Основой для внесения представления служит обобщение материалов о нарушении законов, выявленных на объектах надзора. А может ли представление быть посвящено устранению конкретного нарушения?
а) да;
б) нет.
19. Какие виды прокурорских проверок существуют в теории и на практике?
а) целевые, комплексные, сквозные, совместные;
б) только целевые и комплексные;
в) только целевые, комплексные и совместные;
г) только комплексные и совместные;
д) только комплексные, сквозные и совместные.
26. Путем вынесения какого акта прокурор реализует требование о проведении разного рода экспертиз?
а) заключения;
б) определения;
в) постановления;
г) представления.
27. Какой документ составляется прокурором-руководителем прокуратуры по результатам проверки?
а) докладная записка;
б) справка;
в) информация;
г) представление.
28. Какой документ составляется, если проверка проводилась другим прокурорским работником?
а) докладная записка;
б) справка;
в) информация;
г) представление.
29. Может ли прокурор установить сокращенный срок рассмотрения протеста?
а) да;
б) нет;
в) может, но не менее 7-дневного срока;
г) может, но не менее 5-дневного срока.
30. Если протест не рассмотрен в течение десяти дней или на ближайшей сессии представительного органа, либо необоснованно отклонен, прокурор обращается с заявлением о признании правового акта недействительным:
а) к вышестоящему прокурору;
б) в Конституционный Суд РФ;
в) в соответствующий суд общей юрисдикции или в арбитражный суд;
г) в вышестоящий представительный орган или к вышестоящему должностному лицу.

Смотрите так же:  Совмещение режимов усн и патент

Средства реагирования прокурора на выявленные нарушения законов в деятельности судебных приставов

Средства реагирования прокурора на выявленные нарушения законов в деятельности судебных приставов также относятся к правовым средствам прокурорского надзора, т.е. к системе мер, строго определенной и регламентированной действующим законодательством РФ.

Правовыми средствами реагирования на выявленные нарушения в деятельности судебных приставов являются предусмотренные законодательством и совершаемые в установленном законом порядке действия прокурора по устранению выявленных нарушений законности, причин и условий, им способствующих, в сфере исполнительного производства [1] .

Осуществление прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами в рамках прокурорского надзора за исполнением законов и законности правовых актов свидетельствует о применении прокурором «общенадзорных» средств прокурорского реагирования. Средства прокурорского реагирования при надзоре за исполнением законов судебными приставами реализуются путем вынесения прокурором актов прокурорского реагирования, имеющих как процессуальный, так и не процессуальный характер.

К непроцессуальным актам прокурорского реагирования относятся предусмотренные Законом о прокуратуре права прокурора на принесение протеста, представления, постановления или предостережения о недопустимости нарушения закона. В соответствии с указанием Генерального прокурора РФ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами» в целях восстановления нарушенных прав граждан прокуроры должны применять исчерпывающие меры прокурорского реагирования как к судебным приставам-исполнителям, так и к лицам, не исполняющим их законные требования, препятствующим реализации судебных решений.

При вынесении протеста прокурор вправе по своему усмотрению решить, кому из должностных лиц службы судебных приставов его направить: судебному приставу, совершившему нарушение закона, или вышестоящему должностному лицу. При совершении судебными приставами-исполнителями незаконных действий (бездействий) прокурор направляет указанному или вышестоящему должностному лицу представление об устранении нарушений закона, а также в случае необходимости ставит вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности. В случае если в действиях судебного пристава-исполнителя есть состав административного проступка, прокурор выносит постановление об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ.

К процессуальным актам реагирования прокурора на незаконные действия судебных приставов относятся направляемые в суд заявления об обжаловании действия (бездействия) судебных приставов, в случаях неисполнения требований, содержащихся в протестах прокуроров, в соответствии с нормами ГПК РФ и АПК РФ. При выявлении признаков преступления в действиях судебных приставов прокурор выносит мотивированное постановление о направлении материалов проверки в следственный орган.

В заключение следует отметить, что надзор за исполнением законов службой судебных приставов, являющийся новым направлением деятельности прокуратуры, реализуется в рамках надзора за исполнением законов. К предмету указанного направления деятельности прокуратуры относится проверка исполнения законов судебными приставами-исполнителями, а также судебными приставами, осуществляющими порядок в деятельности судов.

  • [1]Ергашев E. Р. Понятие и классификация правовых средств, применяемых органами прокуратуры. С. 118.

Средства реагирования прокурора при осуществлении надзора

Сервис бесплатной оценки стоимости работы

  1. Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы
  2. Расчет стоимости придет на почту и по СМС

Номер вашей заявки

Прямо сейчас на почту придет автоматическое письмо-подтверждение с информацией о заявке.

Другие публикации:

  • Льготы для инвалидов 2 группы по оплате коммунальных услуг Как и в каком размере предоставляются льготы по оплате коммунальных услуг для инвалидов Часто в жизни люди оказываются в сложных ситуациях из-за проблем со своим здоровьем или здоровьем своих близких. Многие теряются, не знают, кто и как […]
  • Как оформить повышение квалификации в другом городе Повышение квалификации работника в другом городе Уважаемые коллеги, может у кого-то был опыт направления сотрудника в другой город для повышения квалификации. Вопрос вот в чем: отправляем инженера в Москву, заключаем с ней дополнительный […]
  • Льготы педагогам в городе Льготы учителям Многих интересует, какие льготы у учителей на сегодняшний день, и почему именно учителям они предоставляются. Профессия педагога очень ответственная и требующая большого количества затрат – как временных, так и […]
  • Средняя пенсия по коми Минимальная пенсия в Республике Коми Минимальная пенсия в Республике Коми в 2019 году В Республике Коми в 2019 не работающим пенсионерам полагается доплата к пенсии до 10742 руб. Размер регионального прожиточного минимума пенсионера […]
  • Приказ 10 25 мвд Приказ МВД РФ от 23 апреля 2012 г. N 348 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации лицензии на […]
  • Стаж пилота это Когда и с какими почестями уходят на пенсию пилоты Вопрос интересный, пенсионный возраст увеличивают, работать надо больше, но есть профессии, на которые это не действует. Профессии с выслугой лет, например пилоты. Сколько нужно лет […]
Средства реагирования прокурора при осуществлении надзора