Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» от 30.05.2001 N 3-ФКЗ ст 9 (ред. от 03.07.2016)

Статья 9. Срок действия чрезвычайного положения

1. Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях, — 60 суток.

2. По истечении срока, указанного в части первой настоящей статьи, чрезвычайное положение считается прекращенным. В случае, если в течение этого срока цели введения чрезвычайного положения не были достигнуты, срок его действия может быть продлен указом Президента Российской Федерации с соблюдением требований, установленных настоящим Федеральным конституционным законом для введения чрезвычайного положения.

41. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ЧРЕЗВЫЧАЙНОМ ПОЛОЖЕНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ)

В 2001 г. был принят Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» в соответствии с положением ч. 2 ст. 56 Конституции РФ.

Чрезвычайное положение — особый временный правовой режим — вводится для устранения с помощью чрезвычайных мер обстоятельств, представляющих собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан либо конституционному строю РФ.

1. Обстоятельства социального характера: попытки насильственного изменения конституционного строя РФ, захвата (присвоения) власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты и пр.

2. Обстоятельства природного характера: чрезвычайные ситуации (например, эпидемии). Чрезвычайное положение (как на всей территории

РФ, так и в отдельных местностях) вводится мотивированным указом Президента РФ, который незамедлительно обнародуется и передается на утверждение Совету Федерации (Совет Федерации должен рассмотреть указ Президента РФ о введении чрезвычайного положения в течение 72 ч после его обнародования, в противном случае по истечении указанного времени данный указ Президента РФ утрачивает силу). Максимальный срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории РФ, — 30 суток, в отдельных местностях — 60 суток.

Указом Президента РФ о введении чрезвычайного положения могут предусматриваться следующие меры и временные ограничения на территории, на которой установлено чрезвычайное положение. 1. При чрезвычайном положении, независимо от обстоятельств, которыми было обусловлено его введение, — полное (частичное) приостановление полномочий органов исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления, приостановление действия их актов; установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности (например, особый порядок распределения и перемещения некоторых товаров, приостановление деятель

ности опасных производств); запрещение (ограничение) проведения массовых мероприятий и забастовок; эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы; усиление охраны общественного порядка (например, ограничение движения и досмотр транспортных средств).

2. При чрезвычайном положении, введенном по обстоятельствам социального характера, — введение комендантского часа; ограничение свободы деятельности средств массовой информации и журналистов, осуществление предварительной цензуры; приостановление деятельности общественных объединений; проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр граждан, досмотр их вещей, жилища, транспортных средств; ограничение (запрещение) продажи оружия, боеприпасов, ядовитых веществ (возможно их изъятие), установление особого режима оборота наркотических, спиртных и иных подобных веществ; выдворение лиц за пределы территории, на которой введено чрезвычайное положение; продление срока задержания под стражей лиц, задержанных по подозрению в совершении особо тяжких преступлений, на весь период чрезвычайного положения (но не более чем на 3 месяца).

В период чрезвычайного положения не проводятся выборы и референдумы, полномочия выборных органов государственной власти и местного самоуправления, их

должностных лиц продлеваются до окончания действия режима чрезвычайного положения, еслиони не приостановлены в установленном порядке.

Особое управление территорией, на которой введено чрезвычайное положение, осуществляется путем создания временного специального либо федерального органа управления указанной территорией. Сначала создается временный специальный орган, действующий на основании положения, утверждаемого Президентом РФ, ему могут быть переданы полномочия исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления, приостановленные указом Президента РФ о введении чрезвычайного положения; руководитель этого органа назначается Президентом РФ, ему в подчинение переходит комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение, по должности становящийся его первым заместителем.

В случае необходимости временный специальный орган управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, может быть заменен соответствующим федеральным органом управления, действующим на основании положения, утвержденного указом Президента РФ, руководитель этого органа назначается Президентом РФ. На такой орган возлагаются функции органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления. Комендатура становится структурным подразделением указанного органа, комендант территории становится по должности первым заместителем его руководителя.

Даже в условиях чрезвычайного положения не допускается создание чрезвычайных судов, введение чрезвычайного судопроизводства, но может быть изменена территориальная подсудность судов общей юрисдикции (арбитражных судов) по решению Верховного Суда РФ (Высшего Арбитражного Суда РФ).

О введении чрезвычайного положения информируются Генеральный секретарь Организации Объединенных

Наций, Генеральный секретарь Совета Европы, сопредельные государства.

Срок действия чрезвычайного положения вводимого в отдельных местностях российской федерации

Федеральный конституционный закон

«О ЧРЕЗВЫЧАЙНОМ ПОЛОЖЕНИИ»

(от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ,

в ред. Федеральных конституционных законов

от 30.06.2003 № 2-ФКЗ 07.03.2005 № 1-ФКЗ)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Чрезвычайное положение

1. Чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно – правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Статья 3. Обстоятельства введения чрезвычайного положения

Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся:

а) попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Глава II. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА И ПОРЯДОК ВВЕДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 6. Обнародование указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения

Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию.

Статья 9. Срок действия чрезвычайного положения

1. Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях, – 60 суток.

2. По истечении срока, указанного в части первой настоящей статьи, чрезвычайное положение считается прекращенным. В случае , если в течение этого срока цели введения чрезвычайного положения не были достигнуты, срок его действия может быть продлен указом Президента Российской Федерации с соблюдением требований, установленных настоящим Федеральным конституционным законом для введения чрезвычайного положения.

Статья 10. Отмена Президентом Российской Федерации чрезвычайного положения

При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, ранее установленного в соответствии со статьей 9 настоящего Федерального конституционного закона срока Президент Российской Федерации отменяет чрезвычайное положение полностью или частично, о чем население Российской Федерации или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении чрезвычайного положения.

Глава III. МЕРЫ И ВРЕМЕННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 11. Меры и временные ограничения, применяемые при введении чрезвычайного положения

Указом Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения на период действия чрезвычайного положения может предусматриваться введение следующих мер и временных ограничений:

б) установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее, включая установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства;

е) запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;

ж) запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;

Статья 12. Меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения, введенного при наличии обстоятельств, указанных в пункте «а» статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона

В случае введения чрезвычайного положения при наличии обстоятельств, указанных в пункте «а» статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона, в дополнение к мерам и временным ограничениям, указанным в статье 11 настоящего Федерального конституционного закона, на территории, на которой вводится чрезвычайное положение, указом Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения могут быть предусмотрены следующие меры и временные ограничения:

б) ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка ее осуществления, а также временное изъятие или арест печатной продукции, радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники, установление особого порядка аккредитации журналистов;

е) выдворение в установленном порядке лиц, нарушающих режим чрезвычайного положения и не проживающих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, за ее пределы за их счет, а при отсутствии у них средств – за счет средств федерального бюджета с последующим возмещением расходов в судебном порядке;

Статья 13. Меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения, введенного при наличии обстоятельств, указанных в пункте «б» статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона

В случае введения чрезвычайного положения при наличии обстоятельств, указанных в пункте «б» статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона, в дополнение к мерам и временным ограничениям, указанным в статье 11 настоящего Федерального конституционного закона, на территории, на которой вводится чрезвычайное положение, указом Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения могут быть предусмотрены следующие меры и временные ограничения:

в) привлечение государственного материального резерва, мобилизация ресурсов организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, изменение режима их работы, переориентация указанных организаций на производство необходимой в условиях чрезвычайного положения продукции и иные необходимые в условиях чрезвычайного положения изменения производственно-хозяйственной деятельности;

е) в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, мобилизация трудоспособного населения и привлечение транспортных сре дств гр аждан для проведения указанных работ при обязательном соблюдении требований охраны труда.

Глава IV. СИЛЫ И СРЕДСТВА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕЖИМ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 18. Комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение

2. Комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение:

з ) оповещает через средства массовой информации население соответствующей территории о порядке выполнения отдельных мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения;

и) устанавливает особый порядок аккредитации журналистов на территории, на которой введено чрезвычайное положение, и порядок их работы.

Глава V. ОСОБОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТЕРРИТОРИЕЙ, НА КОТОРОЙ ВВЕДЕНО ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Статья 23. Обращение Президента Российской Федерации при введении особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение

При необходимости введения особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, Президент Российской Федерации обращается к населению территории, на которой введено чрезвычайное положение, и должностным лицам органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, действующих на данной территории, с предупреждением о возможности введения особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, путем создания временного специального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, либо федерального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение. Указанное обращение доводится до сведения населения территории, на которой введено чрезвычайное положение, через средства массовой информации.

52.Режимы чрезвычайного положения и военного положения (по Федеральным Конституционным законам от 2001 г. «О чрезвычайном положе­нии» и от 30.01.2002г. «О военном положении»).

Чрезвычайное положение означает особый правовой режим деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, вводимый в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г.

Введение чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации. А целями введения чрезвычайного положения являются устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение защиты прав человека и гражданина, защиты конституционного строя Российской Федерации.

Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. Чрезвычайное положение вводится указом Президента РФ с незамедлительным сообщением об этом обеим палатам Федерального Собрания. Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях — 60 суток. По истечении этих сроков чрезвычайное положение считается прекращенным. Но, если в течение этих сроков цели введения чрезвычайного положения не были достигнуты, срок его действия может быть продлен указом Президента РФ с соблюдением требований, установленных для введения чрезвычайного положения.

Под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории страны или в отдельных ее местностях Президентом РФ в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии. Целью введения военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации. В период действия военного положения могут в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства, ограничиваться права и свободы граждан, деятельность организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, права их должностных лиц. Военное положение на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях вводится указом Президента РФ, в котором должны быть определены: обстоятельства, послужившие основанием для введения военного положения; дата и время, с которых начинает действовать военное положение; границы территории, на которой вводится военное положение. Указ Президента РФ о введении военного положения передается на утверждение Совету Федерации, который должен его рассмотреть в течение 48 часов с момента получения. Указ Президента РФ о введении военного положения, не утвержденный Советом Федерации, прекращает действие со следующего дня после принятия такого решения, о чем население страны или составляющих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении военного положения.

2. Режим чрезвычайного положения

Основания и порядок введения чрезвычайного положения, меры по его реализации, а также ограничения прав и свобод граждан определяются в соответствии с Конституцией Российской Федерации Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении»*(122).

Смотрите так же:  Договор хранения понятие и характеристика

Согласно этому закону чрезвычайное положение означает вводимый на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные этим законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Введение чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации.

Целями введения чрезвычайного положения являются устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Российской Федерации.

Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся:

попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях вводится указом Президента Российской Федерации с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

В указе Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного

положения должны быть определены:

обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения;

обоснование необходимости введения чрезвычайного положения;

границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение;

силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения;

перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений;

государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения;

время вступления указа в силу, а также срок действия чрезвычайного положения.

Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации, подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию. После обнародования указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения члены Совета Федерации обязаны прибыть к месту заседания Совета Федерации в возможно короткие сроки без специального вызова. Вопрос об утверждении указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения рассматривается Советом Федерации в качестве первоочередного. При этом рассмотрение вопроса об утверждении этого указа и принятие по нему решения осуществляется Советом Федерации в срок, не превышающий 72 часов с момента обнародования этого указа. По итогам рассмотрения указа Совет Федерации принимает соответствующее постановление.

Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения, не утвержденный Советом Федерации, утрачивает силу по истечении 72 часов с момента его обнародования, о чем население Российской Федерации или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении чрезвычайного положения.

Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях — 60 суток. По истечении данного срока чрезвычайное положение считается прекращенным. В случае, если в течение этого срока цели введения чрезвычайного положения не были достигнуты, срок его действия может быть продлен указом Президента Российской Федерации с соблюдением требований, установленных

для введения чрезвычайного положения.

При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, Президент Российской Федерации отменяет чрезвычайное положение полностью или частично, о чем население Российской Федерации или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении чрезвычайного положения.

Федеральным конституционным законом также определены меры и временные ограничения, применяемые при введении чрезвычайного положения. Так, Указом Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения на период действия чрезвычайного положения может предусматриваться введение следующих мер и временных ограничений:

полное или частичное приостановление на территории, на которой введено чрезвычайное положение, полномочий органов исполнительной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации, а также органов местного самоуправления;

установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее, включая установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства;

усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта;

установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово- экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости;

запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;

запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;

приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, а также химически и биологически опасные вещества;

эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы в случае, если существует реальная угроза их уничтожения, похищения или повреждения в связи с чрезвычайными обстоятельствами.

На территории, на которой введено чрезвычайное положение, выборы и референдумы не проводятся в течение всего периода действия чрезвычайного положения. В случае истечения в период действия чрезвычайного положения срока полномочий соответствующих выборных органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц срок полномочий указанных органов и лиц продлевается до прекращения периода действия чрезвычайного положения, если их полномочия не приостановлены.

В случае введения чрезвычайного положения при наличии обстоятельств, связанных с попытками насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, а также другими угрозами безопасности Российской Федерации, на территории, на которой вводится чрезвычайное положение, указом Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения могут быть также предусмотрены следующие меры и временные ограничения:

введение комендантского часа, т.е.

ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка ее осуществления, а также временное изъятие или арест печатной продукции, радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники, установление особого порядка аккредитации журналистов;

приостановление деятельности политических партий и иных общественных объединений, которые препятствуют устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения;

проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств;

ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств, ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, сильнодействующие вещества, этилового спирта, спиртных напитков, спиртосодержащей продукции. В исключительных случаях допускается временное изъятие у граждан оружия и боеприпасов, ядовитых веществ, а у организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, — временное изъятие наряду с оружием, боеприпасами и ядовитыми веществами также боевой и учебной военной техники, взрывчатых и радиоактивных веществ;

выдворение в установленном порядке лиц, нарушающих режим чрезвычайного положения и не проживающих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, за ее пределы за их счет, а при отсутствии у них средств — за счет средств федерального бюджета с последующим возмещением расходов в

продление срока содержания под стражей лиц, задержанных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации по подозрению в совершении актов терроризма и других особо тяжких преступлений, на весь период действия чрезвычайного положения, но не более чем на три месяца.

В случае введения чрезвычайного положения при наличии обстоятельств, связанных с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на территории, на которой вводится чрезвычайное положение, указом Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения могут быть также предусмотрены следующие меры и временные ограничения:

временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений;

введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других мероприятий;

привлечение государственного материального резерва, мобилизация ресурсов организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, изменение режима их работы, переориентация указанных организаций на производство необходимой в условиях чрезвычайного положения продукции и иные необходимые в условиях чрезвычайного положения изменения производственно- хозяйственной деятельности;

отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей государственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением указанными руководителями своих обязанностей и назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей;

отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей негосударственных организаций в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими мер чрезвычайного положения и назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей;

в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, мобилизация трудоспособного населения и привлечение транспортных средств граждан для проведения указанных работ при обязательном соблюдении требований охраны труда.

Меры, применяемые в условиях чрезвычайного положения и влекущие за собой изменение (ограничение) установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочий федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, прав организаций и общественных объединений, прав и свобод человека и гражданина, должны осуществляться в тех пределах, которых требует острота создавшегося положения.

Также необходимо отметить, что Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления, действующих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, в случае противоречия этих актов указу Президента Российской Федерации о введении на данной территории чрезвычайного положения.

Для обеспечения режима чрезвычайного положения используются силы и средства органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности, внутренних войск, а также силы и средства органов по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Для осуществления единого управления силами и средствами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения, указом Президента Российской Федерации назначается комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение. Для координации действий сил и средств, обеспечивающих режим чрезвычайного положения, в составе комендатуры территории, на которой введено чрезвычайное положение, указом Президента Российской Федерации может быть создан объединенный оперативный штаб из представителей органов, обеспечивающих режим чрезвычайного положения. Объединенным оперативным штабом руководит комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение.

На территории, на которой введено чрезвычайное положение, указом Президента Российской Федерации может вводиться особое управление этой территорией путем создания временного специального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, либо федерального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение.

Временный специальный орган управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, действует на основании положения, утверждаемого Президентом Российской Федерации. Этому органу управления могут быть переданы полностью или частично полномочия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, действующих на территории, на которой введено чрезвычайное положение. Руководитель этого органа управления назначается Президентом Российской Федерации. Комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение, переходит в подчинение руководителю временного специального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, и по должности является его первым заместителем.

В случае, если на территории, на которой введено чрезвычайное положение, создание временного специального органа управления указанной территорией не обеспечило достижения целей введения чрезвычайного положения, может быть создан федеральный орган управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение. При этом временный специальный орган управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, прекращает свои полномочия. Руководитель федерального органа управления также назначается Президентом Российской Федерации. Положение о федеральном органе управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, утверждается Президентом Российской Федерации.

При введении особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, путем создания федерального органа управления осуществление полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, действующих на указанной территории, приостанавливается, а их функции возлагаются на федеральный орган управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение. Комендатура территории, на которой введено чрезвычайное положение, при введении данной формы особого управления указанной территорией входит в структуру федерального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение. Комендант указанной территории по должности является первым заместителем руководителя федерального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение.

Указанные выше органы особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, вправе издавать в пределах своих полномочий обязательные для исполнения на соответствующей территории приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима чрезвычайного положения.

Срок действия чрезвычайного положения вводимого в отдельных местностях российской федерации

Проект федерального конституционного закона
«О чрезвычайном положении»

Глава I. Общие положения

Чрезвычайное положение, вводимое в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, означает особый режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, а также общественных объединений, допускающий определенные настоящим Федеральным конституционным законом ограничения установленных прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав юридических лиц и возложение на них дополнительных обязанностей. Чрезвычайное положение является временной мерой и может вводиться исключительно в интересах обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя.

Целями введения чрезвычайного положения являются устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, интересов общества и государства, восстановление законности и правопорядка, нормализация обстановки на соответствующей территории.

Глава II. Условия, основания и порядок введения чрезвычайного положения

Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, представляющих собой реальную и непосредственную угрозу безопасности граждан или основам конституционного строя, устранение которой невозможно без применения чрезвычайных мер.

Обстоятельствами, являющимися основаниями для введения чрезвычайного положения, могут быть: а) чрезвычайные ситуации социально-политического и криминогенного характера, выразившиеся в попытках захвата или присвоения власти, насильственного изменения конституционного строя либо его основ; террористические акты, блокада отдельных местностей; массовые беспорядки; межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насилием, угрожающие жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности государственных и общественных институтов; б) чрезвычайные ситуации техногенного, экологического и природного характера, в том числе эпидемии и эпизоотии, сложившиеся в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения, требующие масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях вводится указом Президента Российской Федерации с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Смотрите так же:  Пособие для детского сада средняя группа

Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

До введения чрезвычайного положения по обстоятельствам, указанным в пункте «а» статьи 4 настоящего Федерального конституционного закона, Президент Российской Федерации может обратиться к инициаторам и участникам противоправных действий, служащих основанием для введения чрезвычайного положения, с требованием в установленный срок прекратить эти действия и предупреждением о возможности введения чрезвычайного положения в случае невыполнения этого требования. В случае невыполнения упомянутыми лицами обращенного к ним требования и продолжения противоправных действий чрезвычайное положение может быть введено до истечения установленного в обращении срока.

В случаях, требующих неотложных мер по спасению жизни людей, чрезвычайное положение вводится немедленно и без предупреждения.

В указе Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения должны быть определены: а) обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения; б) границы территории, где вводится чрезвычайное положение; в) силы и средства, привлекаемые для обеспечения режима чрезвычайного положения; г) исчерпывающий перечень чрезвычайных мер и временных ограничений прав и свобод граждан, прав юридических лиц с указанием пределов и срока их действия; д) время вступления этого указа в силу, а также точный срок, на который вводится чрезвычайное положение; е) государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения. Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения доводится до сведения всего населения Российской Федерации не менее чем за шесть часов до введения чрезвычайного положения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8 настоящего Федерального конституционного закона.

Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения подлежит незамедлительному обнародованию по каналам общероссийских теле — и радиокомпаний. Полный текст указа Президента Российской Федерации должен зачитываться в программах новостей указанных теле — и радиокомпаний, выходящих в эфир в день его подписания и на следующие календарные сутки. Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения подлежит опубликованию в ближайших после его подписания номерах «Российской газеты» и Собрания законодательства Российской Федерации. Обнародование полного текста указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения по каналам общероссийских теле — и радиокомпаний приравнивается к его официальному опубликованию.

После обнародования указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения по каналам общероссийских теле — и радиокомпаний члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации обязаны прибыть к месту заседания Совета Федерации в возможно более короткие сроки без специального вызова. Вопрос об утверждении указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения рассматривается Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в качестве первоочередного. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в срок, не превышающий 72 часа с момента обнародования Указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения по каналам общероссийских теле — и радиокомпаний, рассматривает вопрос об утверждении этого указа и выносит на голосование постановление о его утверждении.

Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения, не утвержденный Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, утрачивает силу с момента вступления в силу соответствующего постановления Совета Федерации либо по истечении 72 часов с момента обнародования указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения, о чем население Российской Федерации или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в течение 12 часов в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении чрезвычайного положения.

Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях — 60 суток. По истечении этого срока чрезвычайное положение считается прекращенным или продляется указом Президента Российской Федерации с соблюдением требований статей 4 — 9 настоящего Федерального конституционного закона.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации не может быть распущена в период действия чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации.

В случае нормализации обстановки, восстановления законности и правопорядка, ликвидации чрезвычайной ситуации, устранения обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, а также устранения угрозы обеспечению защиты прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства Президент Российской Федерации вправе отменить свой указ о введении чрезвычайного положения в целом либо в отдельной его части, о чем население соответствующей территории в течение 12 часов оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении чрезвычайного положения.

Глава III. Меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения

В соответствии с пунктом «г» части первой статьи 9 настоящего Федерального конституционного закона указом Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения устанавливается перечень мер и временных ограничений, применяемых в условиях чрезвычайного положения. На период чрезвычайного положения могут устанавливаться следующие меры и временные ограничения: а) особый режим въезда и выезда, а также ограничение свободы передвижения по территории, где введено чрезвычайное положение; б) усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта; в) установление ограничений на перемещение товаров, услуг и финансовых средств; г) введение особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости; д) запрещение проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, а также иных массовых мероприятий; е) запрещение забастовок и иных форм приостановления либо прекращения деятельности предприятий, организаций и учреждений; ж) ограничение движения транспортных средств и их досмотр; з) приостановление деятельности опасных производств и предприятий, на которых используются взрывчатые, химически и биологически опасные вещества.

В случае введения чрезвычайного положения по основаниям, указанным в пункте «а» статьи 4, в дополнение к перечисленным в статье 16 настоящего Федерального конституционного закона на территории чрезвычайного положения могут вводиться следующие меры и временные ограничения: а) комендантский час, то есть запрет в установленное время суток находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность; б) ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры (в том числе допускается временный арест печатной продукции до отмены чрезвычайного положения), а также временное изъятие радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники, введение особого порядка аккредитации и режима работы журналистов; в) приостановление деятельности политических партий и иных общественных объединений, которые препятствуют нормализации обстановки; г) проверка документов граждан, а в исключительных случаях — при имеющихся данных о наличии у граждан оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, наркотических средств, устройств и предметов, поражающее действие которых основано на использовании электрической энергии, радиоактивного излучения, — личный досмотр, досмотр вещей, жилища и транспортных средств; д) ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств, ядовитых веществ,, установление особого режима оборота лекарственных средств и медицинских препаратов, содержащих наркотические и иные сильнодействующие вещества, спиртных напитков. В исключительных случаях допускается временное изъятие у граждан оружия и боеприпасов, ядовитых веществ, а у предприятий, организаций и учреждений независимо от организационно-правовых форм и форм собственности временное изъятие наряду с оружием, боеприпасами и ядовитыми веществами также боевой и учебной военной техники, взрывчатых и радиоактивных веществ; е) выдворение в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, лиц, нарушающих режим чрезвычайного положения и не являющихся жителями территории, где введено чрезвычайное положение, за ее пределы за их счет, а при отсутствии у них средств — за счет средств федерального бюджета с последующим возмещением расходов в судебном порядке.

В случае введения чрезвычайного положения по основаниям, указанным в пункте «б» статьи 4, в дополнение к перечисленным в статье 16 настоящего Федерального конституционного закона на территории чрезвычайного положения могут вводиться следующие меры: а) временное выселение (эвакуация) граждан из районов, опасных для проживания, с обязательным предоставлением им стационарных или временных жилых помещений; б) установление карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других мероприятий; в) привлечение государственного резерва, мобилизация ресурсов предприятий, организаций и учреждений независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, изменение режима их работы, переориентация на производство необходимой в условиях чрезвычайного положения продукции, иные изменения производственно-хозяйственной и иной деятельности, необходимые для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ; г) отстранение от работы (на период чрезвычайного положения) руководителей предприятий, организаций и учреждений (при ненадлежащем исполнении ими своих обязанностей) и назначение временно исполняющими обязанности указанных руководителей других лиц; д) в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, мобилизация трудоспособного населения и привлечение транспортных средств граждан для проведения указанных работ при обязательном соблюдении правил и норм безопасности труда. Виды и объем компенсации за работы, непосредственно связанные с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, предусмотренных пунктом «б» статьи 4 настоящего Федерального конституционного закона, а также порядок ее предоставления определяются Правительством Российской Федерации.

На территории, где введено чрезвычайное положение, выборы и референдумы не проводятся в течение всего периода чрезвычайного положения. В случае истечения в период чрезвычайного положения срока полномочий соответствующих выборных органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц срок их полномочий продлевается до прекращения периода чрезвычайного положения, если их полномочия не приостановлены в порядке, установленном настоящим Федеральным конституционным законом.

Глава IV. Силы и средства, привлекаемые для обеспечения режима чрезвычайного положения

Для обеспечения режима чрезвычайного положения используются силы и средства органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, соединений (воинских частей) внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации. Для обеспечения режима чрезвычайного положения, введенного по основаниям, указанным в пункте «б» статьи 4 настоящего Федерального конституционного закона, кроме сил и средств, перечисленных в части первой настоящей статьи, используются соединения (воинские части) войск гражданской обороны, силы и средства предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. При выполнении задач по обеспечению режима чрезвычайного положения, введенного по основаниям, указанным в пункте «б» статьи 4 настоящего Федерального конституционного закона, на сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих распространяются дополнительные нормы социальной и правовой защиты, предусмотренные законодательством Российской Федерации для участников ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В исключительных случаях на основании указа Президента Российской Федерации кроме сил и средств, перечисленных в частях первой и второй статьи 20 настоящего Федерального конституционного закона, к обеспечению режима чрезвычайного положения могут привлекаться соединения (воинские части) и военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Пограничные войска Федеральной пограничной службы Российской Федерации, органы пограничной службы Федеральной пограничной службы Российской Федерации и военнослужащие этих органов привлекаются к обеспечению режима чрезвычайного положения только в целях охраны государственной границы Российской Федерации. Соединения (воинские части) и военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов привлекаются для оказания содействия органам внутренних дел Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации в выполнении следующих задач: а) поддержание особого режима въезда (выезда); б) охрана объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, для окружающей природной среды; в) разъединение противоборствующих сторон, участвующих в конфликтах, сопровождающихся насильственными действиями с применением оружия, боевой и специальной техники; г) участие в пресечении деятельности незаконных вооруженных формирований; д) участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций и спасении населения в составе сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Задачи, указанные в пунктах «а», «б», «в» и «г» части второй настоящей статьи, военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов выполняют совместно с сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащими внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации. При выполнении этих задач на военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов распространяются положения статей 24 — 30, 37, 39 — 42 Закона Российской Федерации «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Для осуществления единого управления силами и средствами, привлекаемыми для обеспечения режима чрезвычайного положения, указом Президента Российской Федерации по представлению Министра внутренних дел Российской Федерации назначается комендант территории (района) чрезвычайного положения. Комендант территории (района) чрезвычайного положения имеет право: а) издавать в пределах своих полномочий приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима чрезвычайного положения, обязательные для исполнения на соответствующей территории всеми предприятиями, организациями и учреждениями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и их должностными лицами, гражданами, а также начальниками (командирами) органов внутренних дел Российской Федерации, органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, воинских формирований, расположенных (дислоцирующихся) на территории (в районе) чрезвычайного положения и дополнительно приданных для обеспечения режима чрезвычайного положения; б) устанавливать время и срок действия комендантского часа; в) определять особый режим въезда (выезда) на территории, где введено чрезвычайное положение; г) устанавливать особый режим продажи оружия, боеприпасов, лекарственных средств и медицинских препаратов, содержащих наркотические и иные сильнодействующие вещества, спиртных напитков; д) определять порядок и места хранения изъятых оружия, боеприпасов, веществ и военной техники, указанных в пункте «д» статьи 17 настоящего Федерального конституционного закона; е) выдворять с территории (из района) чрезвычайного положения в установленном порядке лиц, нарушающих режим чрезвычайного положения; ж) оповещать через средства массовой информации население соответствующей территории о порядке выполнения отдельных мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения; з) определять порядок аккредитации журналистов на территории (в районе) чрезвычайного положения и порядок их работы; и) назначать комендантов участков и определять их обязанности; к) обращаться к Президенту Российской Федерации с предложениями о необходимости введения на территории, где действует чрезвычайное положение, дополнительных мер по его обеспечению, предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом; л) обращаться в соответствующие федеральные органы государственной власти с предложением об отмене (приостановлении действия) решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, препятствующих нормализации обстановки на территории, где введено чрезвычайное положение. Комендант территории (района) чрезвычайного положения вправе принимать участие во всех заседаниях органов государственной власти и органов местного самоуправления, действующих на территории, где введено чрезвычайное положение, и вносить предложения по вопросам, отнесенным настоящим Федеральным конституционным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации к его компетенции.

Комендант территории (района) чрезвычайного положения осуществляет руководство комендатурой территории (района) чрезвычайного положения, действующей на основании положения, утверждаемого Президентом Российской Федерации. Образование комендатуры территории (района) чрезвычайного положения не приостанавливает деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на территории, где введено чрезвычайное положение.

Для обеспечения режима чрезвычайного положения и координации действий привлекаемых сил и средств указом Президента Российской Федерации Министру внутренних дел Российской Федерации может быть поручено создание по согласованию с директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации, а в случае привлечения соединений (воинских частей) Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов — с Министром обороны Российской Федерации, соответствующими руководителями других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, объединенного оперативного штаба в составе комендатуры территории (района) чрезвычайного положения. Объединенным оперативным штабом (объединенным штабом) руководит комендант территории (района) чрезвычайного положения.

Для обеспечения эффективного расследования преступлений, совершаемых на территории, где введено чрезвычайное положение, Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с Министром внутренних дел Российской Федерации, директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации может быть создана объединенная следственно-оперативная группа. При введении чрезвычайного положения на территориях нескольких субъектов Российской Федерации Генеральным прокурором Российской Федерации может быть создана межрегиональная прокуратура территории (района) чрезвычайного положения.

Смотрите так же:  Госпошлина в суд по разделу имущества

При введении чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации все войска и воинские формирования передаются в оперативное подчинение Вооруженных Сил Российской Федерации.

Глава V. Органы особого управления, создаваемые на период чрезвычайного положения

Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, действующих на территории, где введено чрезвычайное положение, в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации, указу Президента Российской Федерации о введении на данной территории чрезвычайного положения или в случае нарушения этими актами прав и свобод человека и гражданина.

На территориях (в районах), где введено чрезвычайное положение, указом Президента Российской Федерации может вводиться особое управление этими территориями (районами) путем создания: а) временного специального органа управления территорией чрезвычайного положения; б) федерального органа управления территорией чрезвычайного положения.

Особое управление территорией (районом) чрезвычайного положения путем создания временного специального органа управления территорией чрезвычайного положения, действующего на основании специального положения о нем, утверждаемого Президентом Российской Федерации, может быть введено лишь в случае продления чрезвычайного положения на данной территории. При необходимости введения особого управления территорией (районом) чрезвычайного положения путем создания временного специального органа управления территорией чрезвычайного положения Президент Российской Федерации не позднее чем за 10 суток до его введения обращается к населению территории чрезвычайного положения и должностным лицам органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, действующих на данной территории, с предупреждением о возможности введения особого управления территорией (районом) чрезвычайного положения путем создания временного специального органа управления территорией чрезвычайного положения. Указанное обращение доводится до сведения населения территории чрезвычайного положения через средства массовой информации. Временному специальному органу управления территорией чрезвычайного положения могут быть переданы полностью или частично полномочия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления) на территории, которого введено чрезвычайное положение. Руководитель временного специального органа управления территорией чрезвычайного положения назначается указом Президента Российской Федерации. При этом комендант территории (района) чрезвычайного положения подчиняется руководителю временного специального органа управления территорией чрезвычайного положения и по должности является его первым заместителем.

В случае если на территории, где введение особого управления территорией (районом) чрезвычайного положения в форме временного специального органа управления территорией чрезвычайного положения не обеспечило достижения цели введения чрезвычайного положения, может быть введено особое управление территорией (районом) чрезвычайного положения путем создания федерального органа управления территорией чрезвычайного положения и могут быть назначены полномочный представитель Президента Российской Федерации на данной территории и соответствующий руководитель федерального органа управления территорией чрезвычайного положения, являющийся по должности федеральным министром. При необходимости введения особого управления территорией (районом) чрезвычайного положения путем создания федерального органа управления территорией чрезвычайного положения Президент Российской Федерации не позднее чем за один месяц до его введения обращается к населению территории чрезвычайного положения и должностным лицам органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, действующих на данной территории, с предупреждением о возможности введения особого управления территорией (районом) чрезвычайного положения путем создания федерального органа управления территорией чрезвычайного положения. Указанное обращение доводится до сведения всего населения Российской Федерации через средства массовой информации. Положения о полномочном представителе Президента Российской Федерации на территории чрезвычайного положения и о федеральном органе управления территорией чрезвычайного положения утверждаются Президентом Российской Федерации.

При введении особого управления территорией (районом) чрезвычайного положения путем создания федерального органа управления территорией чрезвычайного положения осуществление полномочий соответствующих органов государственной власти субъекта Российской Федерации приостанавливается, а их функции возлагаются на федеральный орган управления территорией чрезвычайного положения. Комендатура территории (района) чрезвычайного положения при введении данной формы особого управления территорией (районом) чрезвычайного положения входит в структуру федерального органа управления территорией чрезвычайного положения. Комендант территории (района) чрезвычайного положения по должности является первым заместителем руководителя федерального органа управления территорией чрезвычайного положения.

Органы особого управления территорией (районом) чрезвычайного положения, указанные в статьях 29-30 настоящего Федерального конституционного закона, вправе издавать в пределах своих полномочий обязательные к исполнению на соответствующей территории распоряжения по вопросам обеспечения режима чрезвычайного положения. Все юридические лица, должностные лица и граждане, находящиеся на территории, где введено чрезвычайное положение, обязаны оказывать всемерную поддержку органам особого управления территорией (районом) чрезвычайного положения и выполнять их распоряжения. Невыполнение данных распоряжений влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Федеральные государственные служащие направляются для временного замещения должностей в органах, создаваемых на период чрезвычайного положения, в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о федеральной государственной службе.

При введении чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации Президент Российской Федерации: непосредственно возглавляет систему органов исполнительной власти; вправе назначать на должность и освобождать от должности любых руководителей и должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, глав местного самоуправления, а также Председателя Центрального банка Российской Федерации и его заместителей и Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей. Освобождение от должности Председателя Правительства Российской Федерации в период чрезвычайного положения, введенного на всей территории Российской Федерации, не влечет за собой отставки Правительства Российской Федерации; вправе приостанавливать деятельность законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Президент Российской Федерации в целях обеспечения режима чрезвычайного положения издает указы Президента Российской Федерации, имеющие силу федерального закона. Упомянутые указы вступают в силу со дня их официального опубликования и действуют до истечения срока чрезвычайного положения, если Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации не примет в 7-дневный срок со дня издания такого указа постановление о его отмене. При введении чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации оперативное руководство силами и средствами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения, осуществляет Совет Безопасности Российской Федерации. На период чрезвычайного положения в состав Совета Безопасности Российской Федерации, помимо должностных лиц, назначенных Президентом Российской Федерации, входят по должности председатели палат Федерального Собрания Российской Федерации и Генеральный прокурор Российской Федерации. В случае необходимости к аппарату Совета Безопасности Российской Федерации на период чрезвычайного положения прикомандировываются работники федеральных органов исполнительной власти.

Глава VI. Гарантии прав граждан и ответственность граждан и должностных лиц в условиях чрезвычайного положения

Меры, применяемые в условиях чрезвычайного положения и влекущие за собой изменение (ограничение) установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочий федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, прав общественных объединений, иных юридических лиц, прав и свобод человека и гражданина, должны осуществляться в тех пределах, которых требует острота создавшегося положения. Применение таких мер на части территории субъектов Российской Федерации не влечет за собой изменения (ограничения) установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления, прав общественных объединений, иных юридических лиц, прав и свобод человека и гражданина в других местностях, а также в республике, крае, области, городе федерального значения, автономной области, автономном округе в целом. Эти меры должны быть совместимы с обязательствами, вытекающими из международных договоров Российской Федерации в области прав человека, а также не должны вести к какой-либо дискриминации отдельных лиц или групп населения исключительно по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также по другим обстоятельствам.

Введение чрезвычайного положения не может служить основанием для ограничения прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 — 54 Конституции Российской Федерации. Равным образом не имеет обратной силы уголовный закон, устанавливающий наказуемость деяния или усиливающий наказание.

Порядок и условия применения физической силы, а также специальных средств, оружия, боевой техники, состоящих на вооружении органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, а равно органов федеральной службы безопасности, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, регулируются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и не подлежат изменению в условиях чрезвычайного положения.

Граждане, нарушившие правила комендантского часа, установленные в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального конституционного закона, задерживаются силами, привлекаемыми для обеспечения режима чрезвычайного положения, до окончания комендантского часа, а граждане, не имеющие при себе документов, — до установления их личности, но не более чем на 30 суток по решению начальника органа внутренних дел Российской Федерации или его заместителя. Задержанные лица, находящиеся при них вещи и транспортные средства могут быть подвергнуты досмотру. Граждане, подлежащие выдворению за пределы территории, на которой введено чрезвычайное положение, задерживаются силами, привлекаемыми для обеспечения режима чрезвычайного положения, до установления их личности и последующего выдворения, но не более чем на 30 суток по решению начальника органа внутренних дел Российской Федерации или его заместителя. Решение начальника органа внутренних дел Российской Федерации или его заместителя о задержании может быть обжаловано в суд. В случае объявления карантина, связанного с возникновением опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, на территории, где в установленном настоящим Федеральным конституционным законом порядке введено чрезвычайное положение, граждане, подлежащие выдворению, задерживаются на общих основаниях до истечения срока обсервации.

Нарушение гражданами и должностными лицами требований режима чрезвычайного положения, установленных в соответствии со статьями 16-18, 23, 32 настоящего Федерального конституционного закона, влечет за собой административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Дела о нарушениях, предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, рассматриваются единолично соответствующим судьей, начальником органа внутренних дел Российской Федерации или его заместителем в соответствии с их компетенцией в срок до трех суток, а при необходимости установления личности правонарушителей — до 30 суток. При этом правонарушители могут быть задержаны до рассмотрения дела судьей или названными должностными лицами.

Указы Президента Российской Федерации и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые в целях обеспечения режима чрезвычайного положения, утрачивают силу одновременно с прекращением действия чрезвычайного положения без специального о том уведомления. Отмена чрезвычайного положения влечет за собой прекращение административного производства по делам о нарушении режима чрезвычайного положения и немедленное освобождение лиц, подвергнутых административному аресту по указанным основаниям.

Неправомерное применение силы сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности и военнослужащими, превышение должностными лицами сил, привлекаемых для обеспечения режима чрезвычайного положения, служебных полномочий, включая нарушение гарантий прав и свобод человека и гражданина, установленных настоящим Федеральным конституционным законом, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правосудие на территории, где введено чрезвычайное положение, осуществляется только судом. На этой территории действуют все суды, учрежденные в соответствии с главой 7 Конституции Российской Федерации. Учреждение каких-либо форм или видов чрезвычайных судов запрещается.

Деятельность органов прокуратуры Российской Федерации на территории, где введено чрезвычайное положение, осуществляется в порядке, установленном федеральным законом.

Приговоры о применении смертной казни, вынесенные за преступления, совершенные в период чрезвычайного положения, не приводятся в исполнение в течение всего времени действия чрезвычайного положения и 30 суток после его прекращения или отмены.

Глава VII. Заключительные положения

Объемы привлекаемого государственного резерва, размеры и порядок финансирования работ, необходимых для ликвидации причин и последствий обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, определяются Правительством Российской Федерации.

В случае введения в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом чрезвычайного положения Министерство иностранных дел Российской Федерации согласно международно-правовым обязательствам Российской Федерации, вытекающим из Международного пакта о гражданских и политических правах и Конвенции о защите прав человека и основных свобод, уведомляет в 3-дневный срок соответственно Генерального секретаря Организации Объединенных Наций и Генерального секретаря Совета Европы об ограничениях прав и свобод граждан, составляющих отступления от обязательств по указанным международным договорам, об объеме этих отступлений и причинах такого решения. Министерство иностранных дел Российской Федерации информирует о прекращении в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом действия чрезвычайного положения и о возобновлении в полном объеме осуществления положений Международного пакта о гражданских и политических правах и Конвенции о защите прав человека и основных свобод соответственно Генерального секретаря Организации Объединенных Наций и Генерального секретаря Совета Европы.

Международная гуманитарная помощь на территории, где введено чрезвычайное положение, осуществляется в соответствии с международными соглашениями и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В случае введения чрезвычайного положения на части территории Российской Федерации Министерство иностранных дел Российской Федерации в течение суток с момента принятия Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановления об утверждении указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения уведомляет сопредельные государства об обстоятельствах, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения.

Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Статья 47 настоящего Федерального конституционного закона в части выполнения международных обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции о защите прав человека и основных свобод, вступает в силу со дня вступления в силу федерального закона о ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Закон РСФСР «О чрезвычайном положении» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 22, ст.773) утрачивает силу со дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона.

Президент Российской Федерации

Другие публикации:

  • Нотариус ярославль расписание Нотариусы Ярославль +7 (499) 653-60-72 доб. 860 – Москва и МО Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Аввакумова Галина […]
  • Дополненный приказ Приказ Министерства транспорта РФ от 20 октября 2014 г. N 297 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Радиотехническое обеспечение полетов воздушных судов и авиационная электросвязь в гражданской авиации" (с изменениями и […]
  • Доплата старосте Какая доплата к пенсии положена за инвалидность Признание человека инвалидом означает, что его трудоспособность снижена и он нуждается в дополнительных мерах социальной поддержки от государства. 1. Первоочередной формой материального […]
  • Астана проживание квартиры Аренда квартир в Астане Список объявлений Астана, 3 этаж 12 этажного дома, общая площадь 40 м 2 , спальные места: 2 Астана, 14 этаж 14 этажного дома, спальные места: 4 Астана, 9 этаж 9 этажного дома, общая площадь 61 м 2 , спальные места: […]
  • Карельский стаж для пенсии Общий трудовой стаж в карелии Моему мужу 55 лет, живем в Карелии, общий стаж трудовой у него 33 года, а карельского стажа 9 лет 6 мес. В каком возрасте ему назначат пенсию? Спасибо. Доброго времени суток! Гражданам, проработавшим в […]
  • Приказ минобрнауки рф от 14022019 115 с изменениями Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 февраля 2014 г. N 115 "Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов" (с изменениями и дополнениями) Приказ […]
Срок действия чрезвычайного положения вводимого в отдельных местностях российской федерации