Токсикомания статья ук рф

Уголовная наказуемость

Статья 228 УК РФ предусматривает 3 самостоятельных состава преступления:

а) незаконное приобретение или хранение без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере (часть 1);

б) незаконное приобретение или хранение с целью сбыта, изготовление, переработка, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ (части 2-4);

в) нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, продажи, распределения, перевозки, пересылки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств или психотропных веществ, а также веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотиков или психотропных веществ, находящихся под специальным контролем

Различна и степень общественной опасности рассматриваемых деяний.

Острие уголовной ответственности обращено, прежде всего, в отношении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков с целью сбыта.

Речь идет о подпольной торговле наркотиками, их изготовлении в нелегальных лабораториях и иных формах организованной преступности в рассматриваемой сфере.

Часть 1 статьи 228 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за незаконное приобретение или хранение без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере, такие деяния наказываются лишением свободы на срок до 3 лет. Объектом этого преступления является здоровье населения. Предметом преступления являются наркотические средства и психотропные вещества, перечень которых утверждается Правительством РФ по представлению федеральных органов исполнительной власти в области здравоохранения и внутренних дел и подлежит контролю в РФ.

Объективная сторона преступления состоит из незаконного приобретения или хранения наркотиков и психотропных средств. Ответственность за хранение наступает, не зависимо от его продолжительности. Указанные действия должны быть незаконными, то есть совершенными без разрешения компетентных органов и лиц (например, врача) и в крупном размере, являющимся вопросом факта.

Часть 2 статьи 228 УК РФ предусматривает более незаконное приобретение или хранение с целью сбыта, изготовление, переработка, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств и психотропных веществ.

Переработка – это рафинирование (очистка) с целью повышения концентрации наркотика и его наркотического эффекта. Под перевозкой понимается любое умышленное действие по перемещению наркотических средств, совершенное с использованием любого транспорта, из одного места в другое, в том числе в пределах одного населенного пункта. Перенос наркотиков должен рассматриваться как разновидность хранения. Не может квалифицироваться как незаконная перевозка хранение лицом во время поездки наркотического средства в небольшом количестве, предназначенного для личного потребления. Под пересылкой следует понимать перемещение наркотических средств в почтовых, багажных отправлениях либо иным способом, когда транспортировка этих средств осуществляется без участия отправителя. Под сбытом наркотических средств понимаются любые действия по их распространению (продажа, дарение, обмен, уплата долга, дача взаймы, введение инъекции другому лицу). Не может квалифицироваться, как незаконный сбыт введение инъекций, если указанное средство или вещество принадлежит потребителю. Ответственность за сбыт наркотиков и психотропных веществ наступает независимо от их количества.

Основным объектом преступлений предусмотренных пунктами 2-5 статьи

228 УК РФ является здоровье населения, дополнительным объектом может выступать общественная безопасность или нормальная деятельность государственных предприятий или учреждений (пункт 5).

В качестве обязательного признака состава, относящегося к субъективной стороне преступления, предусмотренного частью 2 статьи 282 УК РФ, является специальная цель – их сбыт.

Состав преступления формальный. Незаконное изготовление и незаконную переработку наркотиков и психотропных веществ следует квалифицировать как оконченное преступление с начала совершения названных действий. Получение готового наркотика – не является обязательным условием. Сбыт наркотиков следует считать оконченным с момента получения их другим лицом.

Преступление, предусмотренное частью 2 статьи 228 УК РФ, наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет с конфискацией имущества или без таковой.

Часть 3 статьи 228 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за деяния, предусмотренные частью 2 названной статьи, совершенные при наличии квалифицирующих признаков:

а) группой лиц по предварительному сговору;

в) в отношении наркотических средств или психотропных веществ в крупных размерах. Эти деяния наказываются лишением свободы на срок от 5 до 10 лет с конфискацией имущества или без таковой.

Действия, выразившиеся в приобретении и хранении без цели сбыта наркотических средств и психотропных веществ в крупном размере и их последующая перевозка, пересылка, надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных частью 1 и пунктом «в» части 3 статьи 228 УКРФ. Неоднократными следует квалифицировать действия лица, совершившего 2 и более раза любое из деяний, предусмотренных частью 2 статьи 228 УК РФ.

Часть 4 статьи 228 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за деяния, указанные в частях 2 и3 указанной статьи, совершенные в их еще более опасной форме, организованной группой (ст. 35 УК РФ) либо в отношении наркотических средств и психотропных веществ в особо крупном размере.

Совершение таких деяний наказывается лишением свободы на срок от 7 до 15 лет с конфискацией имущества.

Часть 5 статьи 228 УК РФ предусматривает ответственность за нарушение установленных правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, продажи, распределения, перевозки, пересылки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств или психотропных веществ, а также веществ, инструментов или оборудования используемого для их изготовления, находящихся под специальным контролем, если эти действия совершены лицом, в обязанности которого входит соблюдение этих правил. Диспозиция части 5 статьи 228 УК РФ – бланкетная, что предполагает обращение к нормативным актам, регулирующим правила производства и оборота наркотиков. Для оконченного состава преступления не требуется наступление общественно опасных последствий, достаточно самого факта нарушения правил обращения с наркотиками. Опасность этого преступления заключена в том, что создает условия для выхода наркотических средств из-под контроля.

Субъект этого преступления – специальный, то есть лицо, в чьи служебные или профессиональные функции входило соблюдение указанных правил.

Субъективная сторона преступления – вина в форме умысла или неосторожности

(легкомыслия или небрежности). Умысел может быть как прямой, так и косвенный.

Названные деяния наказываются штрафом в размере от 200 до 500 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 месяцев либо лишением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до

3 лет или без такового.

Должностное лицо, допустившее нарушение правил регулирующих оборот наркотиков, наряду с совершением преступлений против интересов государственной службы (злоупотребление должностными полномочиями, получение взятки), подлежит ответственности по совокупности преступлений предусмотренных частью 5 статьи 228 и статьи 285 или 290 УК РФ.

В силу уголовного закона (примечание к статье 228 УК РФ) освобождение лица от уголовной ответственности за совершение преступлений предусмотренных частями 1-4 статьи 228 УК РФ, возможно при наличии совокупности двух обязательных условий: добровольной сдачи лицом наркотических средств или психотропных веществ и его активного способствования раскрытию или пресечению преступления, в котором лицо принимало участие, и других заведомо ему известных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Вместе с тем, закон не исключает возможности освобождения от уголовной ответственности лица, хотя и не сдавшего наркотические средства или психотропные вещества в связи с отсутствием у него таковых, но активно способствовавшего раскрытию или пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем.

Добровольная сдача наркотических средств или психотропных веществ означает выдачу лицом этих средств или веществ представителям власти при реальной возможности распорядиться ими иным способом. В частности, как добровольную сдачу наркотиков или психотропных веществ следует считать выдачу их лицом по предложению следователя перед началом производства в помещении выемки или обыска.

Естественно, что нет такого понятия как сбыт токсических веществ, т.к. токсичным может быть любое вещество, продающееся в хозяйственном магазине. Само же пребывание в одурманивающем состоянии приравнивается к пребыванию в состоянии наркотического опьянения и классифицируется как административное правонарушение.

В статье 20.20 АКРФ сказано: потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо потребление иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда.

Статья 20.22 АКРФ предусматривает появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах, которое влечет за собой наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.

Острый периостит челюсти
Острый периостит челюсти — острое воспаление надкостницы альвеолярного отростка или тела челюсти. Периостит — это заболевание, которое характеризуется распро­странением воспалительного .

Немного истории о распространении
Никто в точности не знает, когда ВИЧ пришел к нам. Возможно, что раньше люди, на самом деле скончавшиеся от СПИДа, признавались умершими от одной из многочисленных инфекций, вызываемых этой болезнь .

Антисептические препараты
Хлорамин Б — белый или желтоватый кристаллический порошок, содержащий 25-29% активного хлора. Оказывает антисептическое и дезинфицирующее действие. В хирургии применяют 0,5-3% растворы для промыван .

Ответственность за употребление алкоголя и наркотических средств

В настоящее время среди актуальных проблем выделяется злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами. Понятие и перечень алкогольной и спиртсодержащей продукции, наркотических средств и психотропных веществ, правила их оборота определены российским законодательством.

В соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 1995г. «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции» (с последующими изменениями и дополнениями) под алкогольной и спиртсодержащей продукцией понимается продукция с объемным содержанием спирта более 12%.

Алкогольная продукция (спиртные напитки, в том числе водка, вино, винные напитки, пиво, сидр, медовуха) – пищевая продукция, произведенная с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, с содержанием этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции.

Спиртсодержащая продукция – пищевая продукция (виноматериалы, любые растворы, эмульсии, суспензии, виноградное, фруктовое и пивное сусло за исключением алкогольной продукции) и непищевая продукция (денатурированная спиртосодержащая продукция, парфюмерно-косметическая спиртосодержащая продукция, любые растворы, эмульсии, суспензии) произведенная с использованием этилового спирта или спиртсодержащих отходов с содержанием этилового спирта более 1,5% объема готовой продукции.

Спиртные напитки – алкогольная продукция, которая производится с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции и не относится к винным напиткам.
Не допускается розничная продажа спиртных напитков с содержанием этилового спирта более 13% объема готовой продукции:

• в местах массового скопления граждан и нахождения источников повышенной опасности (вокзалы, аэропорты, станции метро, объекты военного назначения) и на прилегающих к ним территориях,

• а также в ларьках, киосках, палатках, павильонах, контейнерах, не приспособленных для продажи данной продукции помещениях,

• на оптовых продовольственных рынках и на прилегающих к ним территориях, с рук, лотков, автомашин.

Федеральный закон от 7 марта 2005г. «Об ограничении розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе» касается пива с содержанием этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции и изготавливаемых на основе пива напитков с таким же содержанием этилового спирта.

Не допускается розничная продажа и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе:

• в детских, образовательных и медицинских организациях,

• на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения,

• в организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания),

• физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях,

• несовершеннолетними, кроме того, в любых общественных местах.

Смотрите так же:  612 приказ фмс

Под общественным местом понимаются:

• места, где находится большое скопление людей,

• или места, где такое скопление людей возможно: улицы, стадионы, скверы, парки, подъезды, лестничные клетки, лифты жилых домов, вокзалы, рынки, театры, дворцы культуры, пляжи и иные,

• а также территории, где становится многолюдно во время отдыха граждан (например, берег реки или лесная поляна во время проведения на данной территории праздника).

Федеральный закон от 8 января 1998г. «О наркотических средствах и психотропных веществах» (с последующими изменениями и дополнениями) определяет психоактивные вещества, вызывающие зависимость.

Наркотические средства — это вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, применение которых оказывает одурманивающее воздействие на организм человека, приводит к состоянию эйфории, сменяемому симптомами абстиненции, к болезненному привыканию, деградации личности (например, опий, кокаин, героин, морфий).

Психотропные вещества – это вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, которые оказывают существенное воздействие при их потреблении на психику и мотивацию поведения человека (например, катин, барбамил, аминорекс).

Запрещается потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.

Под одурманивающими веществами понимаются препараты и вещества бытовой химии, содержащие в своей основе спирт (одеколон, лосьон, тормозная жидкость, клей «Момент», бензин, ацетон, лак для волос, лакокрасочные вещества и другие), при употреблении больших доз или вдыхании паров которых у человека наступает торможение или расслабление психики, в том числе токсикологический эффект.

Токсические вещества – это вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, природные материалы, вызывающие зависимость, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации.

Наркомания — это заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества.

Токсикомания – это заболевание, вызываемое зависимостью от токсического вещества.
Распитие пива, алкогольной и спиртсодержащей продукции, потребление наркотических средств и психотропных, токсических, иных одурманивающих веществ, вызывающие состояние опьянения, противоречат принятым в обществе правилам поведения. В связи с этим они признаются административными правонарушениями, за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001г. установлена административная ответственность в следующих статьях (изменения от 03.02.2015 №7-ФЗ):

Статья 20.20. Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах.

Ч.1. Потребление (распитие) алкогольной продукции в местах, запрещенных федеральным законом, — влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1500 рублей.

Ч.2. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах — влечет наложение административного штрафа в размере от 4000 до 5000 рублей или административный арест на срок до 15 суток.

Ч.3. Действия, указанные в части 2 настоящей статьи, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства, — влекут наложение административного штрафа в размере от 4000 до 5000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Под общественным местом понимаются любые объекты реального или потенциального нахождения физических лиц: парк, стадион, сквер относятся к общественным местам даже и в тот временной период, когда граждане там отсутствуют, важно, что они гипотетически могут находиться там и стать невольными свидетелями либо участниками противоправных действий (в некоторых общественных местах — парк, улица и др. — и в любое время суток).

Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции, так же как и хулиганство, всегда является действием правонарушителя, для его квалификации не имеет значения наступление физических последствий (релаксации, транквилизирующего воздействия употребления спиртного) — проступок считается завершенным в момент волеизъявления правонарушителя, т.е. в момент начала употребления указанной продукции, средств, веществ.

В распитии алкогольной и спиртосодержащей продукции группой лиц содержатся признаки, отягчающие административную ответственность, независимо от того, находились ли нарушители в состоянии алкогольного опьянения.

К правонарушению, указанному в ч. 1 комментируемой статьи, не относится распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции в ресторанах, кафе и подобных местах, где употребление спиртного обусловлено их предназначением и вытекает из существа оказываемых услуг. Распитие спиртных напитков в магазинах, осуществляющих розничную продажу указанной продукции, но не предназначенных для ее продажи в розлив, содержит признаки рассматриваемого правонарушения.

К субъектам данного административного правонарушения относятся совершеннолетние граждане, а также несовершеннолетние граждане, достигшие шестнадцатилетнего возраста; совершение рассматриваемого проступка несовершеннолетними в возрасте до 16 лет квалифицируется по ст. 20.22 КоАП.

Ст. 20.21. Появление в общественных местах в состоянии опьянения

Появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, — влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1500 рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Состояние опьянения может быть обусловлено потреблением алкогольной, спиртосодержащей продукции, включая и ее суррогаты (этиловый денатурированный спирт, растворы, эмульсии, суспензии и др.), наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ.

К пребывающим в состоянии опьянения относятся также лица, испытывающие патологические последствия алкогольного или наркотического опьянения, например находящиеся в состоянии алкогольной зависимости (абстинентный синдром); однако в любом случае состояние опьянения по смыслу комментируемой статьи обусловлено потреблением алкогольной, спиртосодержащей продукции, наркотических средств, психотропных, одурманивающих веществ независимо от времени их потребления.

К субъектам данного административного правонарушения относятся совершеннолетние граждане, а также несовершеннолетние граждане, достигшие шестнадцатилетнего возраста; совершение рассматриваемого проступка несовершеннолетними в возрасте до 16 лет квалифицируется по ст. 20.22 КоАП

Ст. 20.22. Нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних, потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ

Нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, либо потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ — влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от 1500 до 2000 рублей.

По общему правилу ГК совершеннолетие обусловлено достижением физическим лицом восемнадцатилетнего возраста, однако в данной статье в качестве проступка квалифицируется появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до 16 лет. К несовершеннолетним относятся также и малолетние, не достигшие 14 лет (п. 1 ст. 28 ГК).

Распитие несовершеннолетним алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление им наркотических средств, психотропных, одурманивающих веществ считается завершенным в момент волеизъявления нарушителя, т.е. в момент начала их потребления. Для квалификации данного правонарушения не имеет значения наступление физических последствий распития алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребления одурманивающих веществ (релаксации, транквилизирующего воздействия и иных).

Предусмотрена административная ответственность за следующие противоправные действия несовершеннолетних лиц:

а) появление указанных лиц (лица) в состоянии опьянения в общественном месте;

б) распитие данным лицом (лицами) алкогольной и спиртосодержащей продукции в общественном месте;

в) потребление несовершеннолетним лицом (лицами) одурманивающих веществ в общественном месте.

Несовершеннолетнее лицо, совершившее любое из указанных противоправных действий, не подлежит административной ответственности в том случае, если к моменту их совершения не достигло возраста 16 лет. Субъектами рассматриваемых административных правонарушений являются родители или иные законные представители несовершеннолетнего.

Действия по вовлечению несовершеннолетних в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ, совершенные родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, а также лицами, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних, квалифицируются по ч. 2 ст. 6.10 КоАП. При выявлении признаков умышленных действий родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего, вовлекающих последнего в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, деяние может быть квалифицировано как преступление.

Ст.6.9. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ

Ч.1. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 20.20, статьей 20.22 настоящего Кодекса, — влечет наложение административного штрафа в размере от 4000 до 5000 рублей или административный арест на срок до 15 суток.

Лицо, добровольно обратившееся в медицинскую организацию для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, освобождается от административной ответственности за данное правонарушение. Лицо, в установленном порядке признанное больным наркоманией, может быть с его согласия направлено на медицинскую и (или) социальную реабилитацию и в связи с этим освобождается от административной ответственности за совершение правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ. Действие настоящего примечания распространяется на административные правонарушения, предусмотренные частью 2 статьи 20.20 настоящего Кодекса.

Административная ответственность в соответствии с данной статьей наступает за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 20.20 (потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо потребление иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах), ст. 20.22 (появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах).

Ст.6.10. Вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ

1. Вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.18 настоящего Кодекса, — влечет наложение административного штрафа в размере от 1500 до 3000 рублей.

2. Те же действия, совершенные родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.18 настоящего Кодекса, а также лицами, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних, — влекут наложение административного штрафа в размере от 4000 до 5000 рублей.

Вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ квалифицируется как преступление (ч. 1 ст. 151 УК). То же деяние, совершенное родителем или иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, квалифицируется по ч. 2 ст. 151 УК.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, отнесено к ведению районных (городских), районных в городах комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Статьи по наркотикам

ПО ВОПРОСУ КВАЛИФИКАЦИИ СБЫТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ АНАЛОГОВ

Современное состояние уровня и структуры преступности свидетельствует о неизменном росте числа преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов. Статистика удручающая. Исходя из данных МВД России, только в 1 полугодии 2015 г. выявлено более 100 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что на 1,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. По сравнению с 2014 г. возросло число выявленных преступлений, совершенных с целью сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.

Реагируя на данные негативные процессы, законодатель предпринимал меры по усилению уголовной ответственности за совершение рассматриваемой группы общественно опасных деяний. В 2010, 2012, 2013 гг. были внесены изменения в статьи 228, 228.1, 228.2 Уголовного кодекса РФ, уголовный закон дополнен статьями 228.3, 228.4 УК РФ. Одной из последних новелл является дополнение уголовного закона статьей 234.1 УК РФ, устанавливающей ответственность за оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ, за счет чего расширены границы незаконного оборота наркотиков.

Смотрите так же:  Как правильно оформлять договор поставки

Правовая регламентация ответственности за незаконный оборот и ее изменения обусловливали необходимость актуализации руководящих разъяснений, данных Пленумом Верховного Суда РФ в Постановлении от 30 июня 2015 г. N 30 «О внесении изменений в Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 года N 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами».

Изменение позиции Верховного Суда РФ в части понимания сбыта связаны с проблемами, возникающими у судов при оценке действий лиц, которые непосредственно предмет преступления не передают. Согласно обновленной позиции Верховного Суда РФ под сбытом надлежит понимать не только действия по непосредственной возмездной либо безвозмездной реализации предмета преступления (продажа, дарение, обмен, уплата долга, дача взаймы и т.д.) другому лицу, но и путем сообщения о месте их хранения приобретателю, проведения закладки в обусловленном с ним месте.

Теперь сбыт предлагается рассматривать не через признак передачи, а через реализацию предмета преступления, так как реализация — более широкое понятие, охватывающее как передачу, так и другие действия, направленные на отчуждение предмета преступления. С этой позиции понимание сбыта как перехода наркотических средств приобретателю без непосредственного участия лица, сбывающего наркотические средства или психотропные вещества посредством сообщения сведений о закладке, вполне обоснованно. Более того, судебная практика показывает, что закладка и сообщение о ней, как правило, поступают приобретателю после оплаты наркотических средств или психотропных веществ, т.е. фактический умысел на сбыт уже реализован, оплата получена, предмет преступления вышел из обладания виновным, и ввиду этого суды квалифицируют действия по реализации наркотиков путем закладки и ее получения приобретателем как реализацию умысла «сбыт» (в смысле признаков состава преступления, закрепленного в статье 228.1 УК РФ).

Нагорского района И.Г.Шаргунова

ПРОФИЛАКТИКА ПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ,

ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ АНАЛОГОВ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Молодежная наркомания на протяжении многих лет является одной из социально значимых проблем нашего общества и вызывает особое беспокойство.

Устойчивая тенденция увеличения числа несовершеннолетних, состоящих на учете в связи с употреблением наркотических веществ, а также совершивших преступления в состоянии наркотического опьянения, требует надлежащих правовых механизмов реализации компетентными органами полномочий в рассматриваемой сфере.

Потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача в Российской Федерации запрещено статьей 40 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (далее — Федеральный закон N 3-ФЗ). Законодатель относит потребление наркотиков к антиобщественным действиям. За наркопотребление несовершеннолетние с 16 лет подлежат административной ответственности (ст. ст. 6.9, ч. 2 ст. 20.20 КоАП РФ), а в случае, если потребителем оказывается лицо, не достигшее 16 лет, административная ответственность установлена в отношении его родителей или иных законных представителей (ст. 20.22 КоАП РФ). За склонение несовершеннолетних к потреблению наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов виновные лица подлежат привлечению к уголовной ответственности (ч. 3 ст. 230 УК РФ).

Применительно к наркотическим средствам и психотропным веществам, употреблять которые запрещено, существует утвержденный Правительством Российской Федерации Перечень. В связи с резонансными событиями в стране осенью 2014 г. в названный перечень включены два новых наркотических средства и одно психотропное вещество. Именно одно из этих веществ в составе курительных смесей («спайсов») стало причиной массовых отравлений наркопотребителей.

В отношении аналогов наркотических средств и психотропных веществ в Перечне указаний нет. Тем не менее профилактика потребления аналогов должна осуществляться так же, как и профилактика потребления наркотиков. К аналогам относят «вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят». В связи с этим свойством аналогов уголовным законом запрещены: их незаконный оборот (ст. 228 УК РФ), незаконное производство (ст. 228.1 УК РФ); контрабанда (ст. 229.1 УК РФ), а также склонение несовершеннолетних к потреблению аналогов (ч. 3 ст. 230 УК РФ).

Безусловно, отсутствие возможности оперативно реагировать на оборот психоактивных веществ, обладающих схожим с наркотическими средствами или психотропными веществами воздействием на организм человека, но в отношении которых законодательством Российской Федерации не установлены ограничения и запреты, существенно снижает профилактический потенциал деятельности уполномоченных органов.

Полноценная защита несовершеннолетних от наркопотребления может быть организована лишь на основе достаточно развитой законодательной базы. Такая база начала активно формироваться в России в конце 90-х гг. прошлого столетия с принятием Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ, установившего легальное понятие профилактики наркомании, а также Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее — Федеральный закон N 120-ФЗ), определившего механизм осуществления профилактики потребления наркотиков несовершеннолетними и функции органов и учреждений (организаций), ее осуществляющих.

Значительный импульс развитию законодательства, регламентирующего профилактику наркопотребления среди несовершеннолетних, придало принятие Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г. С учетом закрепленных в Стратегии положений в последние несколько лет был принят ряд федеральных законов, направленных на обеспечение защиты детей от незаконного употребления наркотиков путем: выявления и пресечения среди несовершеннолетних пропаганды потребления наркотиков; усиления наказания за склонение несовершеннолетних к потреблению наркотиков (ч. 3 ст. 230 УК РФ максимальный размер наказания увеличен с 12 до 15 лет); расширения возможности раннего выявления несовершеннолетних — потребителей наркотиков путем предоставления права родителям и иным законным представителям давать информированное согласие не только на лечение наркоманов, но и на медицинское освидетельствование несовершеннолетних в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения.

Стратегия государственной антинаркотической политики до 2020 г. послужила основанием и для развития соответствующего регионального законодательства. В настоящее время в большинстве субъектов Российской Федерации приняты специальные законы о профилактике потребления наркотических средств и психотропных веществ, в которых содержатся нормы, регламентирующие особенность этой деятельности применительно к несовершеннолетним с учетом специфики их социально-правового статуса.

На повышение эффективности профилактики наркомании среди несовершеннолетних направлены и ведомственные нормативные правовые акты. К таким актам относятся, в частности: Приказ Минздрава России от 15 ноября 2012 г. N 929н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «наркология» (с Правилами организации деятельности кабинета врача-психиатра-нарколога для обслуживания детско-подросткового населения и кабинета врача-психиатра-нарколога участкового для обслуживания детско-подросткового населения), указание Генпрокуратуры РФ N 14-7, МВД РФ N 1, ФСКН РФ N 415, ФТС РФ N ВИ-136/13 от 20 января 2010 г. «О мерах по пресечению оборота на территории Российской Федерации запрещенных курительных смесей и смесей, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья граждан» .

Можно констатировать, что в настоящее время в стране сложилась система законодательства, регулирующего вопросы профилактики потребления несовершеннолетними наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов (далее — наркотиков), включающая федеральные и региональные законы, подзаконные нормативные правовые акты.

Профилактические мероприятия общего уровня осуществляются в отношении всего несовершеннолетнего населения региона. Среди них выделяется в первую очередь исполнение законодательства об управлении профилактикой потребления наркотиков. Соответствующие конкретные полномочия органов государственной власти и местного самоуправления устанавливаются в настоящее время региональными законами.

Составной частью профилактики потребления наркотиков несовершеннолетними является противодействие распространению информации о новых видах наркотиков, о преимуществах потребления различных их видов, способах приготовления и т.п. В международно-правовых актах распространение подобной информации именуется «публичным подстрекательством к потреблению наркотиков».

В настоящее время в России активно развивается законодательство, нормы которого предусматривают меры противодействия вышеуказанному публичному подстрекательству.

Общий запрет на распространение информации о наркотиках включен в ч. 3 ст. 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 «О средствах массовой информации» (ред. от 02.07.2013, с изм. от 14.10.2014). Он распространяется на все печатные издания, телевизионные передачи и т.п.

Защита несовершеннолетних от вредной информации, в том числе о наркотиках, имеет свою специфику, связанную с содержанием запрещенной информации применительно к несовершеннолетним и отдельным возрастным группам, формам и методам защиты и субъектам, осуществляющим такую защиту. В связи с этим был принят Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее — Федеральный закон N 436-ФЗ), в котором установлен перечень видов информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей.

К информации, абсолютно запрещенной для распространения среди всех несовершеннолетних, относится та, которая способна вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества (п. п. 2 ч. 2 ст. 5 Федерального закона N 436-ФЗ). Регулируемый данной статьей запрет носит категорический характер. Эта информация не может доводиться до несовершеннолетних любого возраста, в любой форме независимо от того, где происходит ее распространение.

Однако если информация о наркотиках не вызывает желание их употребить, а преподносится в плане индифферентного упоминания о существующем в обществе явлении, то при определенных условиях она может быть доведена до несовершеннолетних конкретного возраста. Так, подросткам старше 12 лет можно сообщить об употреблении наркотиков при условии, что это сообщение не носит характер демонстрации, а сделано в форме эпизодического упоминания (как бы между прочим); в таком сообщении потребление наркотиков не обосновывается и не оправдывается; показ потребления наркотиков сопровождается отрицательным, осуждающим отношением к ним, а также указанием на опасность употребления (п. 2 ст. 9 Федерального закона N 436-ФЗ).

Применительно к подросткам старше 16 лет указанный Закон разрешает распространение: информации о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах без их демонстрации; информации об опасных последствиях потребления наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ с демонстрацией таких случаев (п. 3 ст. 10 Федерального закона N 436-ФЗ).

Распространение данной информации должно осуществляться при условии параллельно выражаемого отрицательного или осуждающего отношения к потреблению наркотиков и указания на опасность их потребления.

В Федеральном законе N 436-ФЗ устанавливается требование к обороту информации, доступной для детей: вводится знак информационной продукции, устанавливается прокатное удостоверение аудиовизуальной продукции, содержится норма о предварительном предупреждении об ограничении допуска несовершеннолетних к той или иной продукции, устанавливается время распространения информационной продукции в телекоммуникационных сетях и т.п. Закон регулирует общие требования к экспертизе информационной продукции, осуществлению контроля и надзора за ее распространением.

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в Федеральный закон N 436-ФЗ были внесены изменения, уточняющие правила использования знака информационной продукции, сообщающие об ограничении распространения ее среди детей.

Так, распространяемая посредством телевещания информационная продукция, содержащая информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей, должна сопровождаться демонстрацией знака информационной продукции в углу кадра в начале трансляции телепрограммы и телепередачи, а также при каждом возобновлении трансляции (после прерывания рекламой и (или) иной информацией).

Устанавливается также, что доступ к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, в местах, доступных для детей, предоставляется лицом, организующим доступ к сети Интернет в таких местах. Таким образом, ответственность за применение административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в таких местах полностью ложится на указанное лицо.

Федеральным законом от 7 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрен ограниченный перечень видов информации, распространяемой посредством сети Интернет, которая запрещена к распространению в Российской Федерации. К таковой относится информация о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах приобретения таких средств, веществ и их прекурсоров, о способах и местах культивирования наркосодержащих растений.

Смотрите так же:  Доплата до оклада за время командировки

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ Закон об информации дополнен статьей 15.1, предусматривающей ведение Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Установлена процедура включения в Единый реестр сведений, позволяющих идентифицировать сайт (страницу сайта), которая содержит запрещенную информацию.

К профилактическим мероприятиям общего уровня относится проведение антинаркотической пропаганды среди несовершеннолетних и молодежи. Несовершеннолетние (равно как и их родители) в настоящее время должны обладать необходимыми познаниями о вредных последствиях потребления наркотиков, сроках и механизме их наступления, а также о мерах противодействия вовлечению несовершеннолетних в наркопотребление.

В качестве основного субъекта профилактики в данном случае выступают образовательные организации (общего, профессионального и дополнительного образования). Обязанность образовательных организаций осуществлять антинаркотическое обучение и воспитание носит правовой характер. В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» содержится принципиальное требование о гуманистическом характере образования, в соответствии с которым учащиеся получают знания об охране жизни и здоровья (п. 3 ч. 1 ст. 3). Указанный принцип реализован в разработанных образовательных стандартах и программах обучения школьников.

В федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования включено изучение Основ безопасности жизнедеятельности, ориентированных на формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курения и нанесение иного вреда здоровью. Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования должна обеспечить формирование их готовности к социальному взаимодействию по вопросам профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ.

Аналогичные положения содержатся в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) образования.

На формирование здорового образа жизни ориентирует и Федеральный закон N 120-ФЗ, обязывающий образовательные организации обеспечивать организацию общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков и привлечение к участию в них несовершеннолетних; осуществлять меры по организации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних (ч. 2 ст. 14 Закона). Следует также отметить разработанную Министерством образования и науки Концепцию профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде, призванную способствовать повышению эффективности профилактики зависимости от наркотиков и иных психоактивных веществ.

Проведение антинаркотической пропаганды в образовательной организации на надлежащем уровне возможно тогда, когда педагоги обладают соответствующими научными знаниями о вредных последствиях потребления наркотиков, психотропных веществ и их аналогов. В этих целях в ряде субъектов Российской Федерации в региональных законах предусмотрены нормы, предусматривающие обеспечение развития системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, психологов, социальных педагогов и иных специалистов для работы в сфере профилактики наркомании и токсикомании .

Профилактикой наркомании среди несовершеннолетних, в том числе антинаркотической пропагандой, должны заниматься не только образовательные организации, но и другие субъекты системы профилактики. Так, региональными законами предусмотрено участие в профилактике наркомании органов местного самоуправления муниципальных образований, которые содействуют антинаркотической пропаганде и организуют комплексные мероприятия по пропаганде здорового образа жизни .

Профилактическое антинаркотическое воспитание осуществляется и на индивидуальном уровне. Прежде всего оно связано с оздоровлением условий жизни несовершеннолетнего в семье. Нередко родители, являясь наркоманами, безответственно относясь к воспитанию детей, своим поведением с ранних лет формируют у них неверное представление о потреблении наркотиков как о безопасном явлении.

На основании ч. 2 ст. 5 Федерального закона N 120-ФЗ с родителями (законными представителями), отрицательно влияющими на поведение несовершеннолетних, должна проводиться индивидуальная профилактическая работа.

Такие лица должны быть своевременно выявлены соответствующими органами системы профилактики, в поле зрения которых они могут попасть (учреждения, организации здравоохранения и образования, подразделения органов внутренних дел и ФСКН, КДНиЗП и т.п.).

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона N 120-ФЗ каждый из названных органов, выявивший родителей, потребляющих наркотики, должен проинформировать как минимум органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы внутренних дел, органы управления образованием, которые обязаны взять на учет семью, где родители потребляют наркотики, а ПДН ОВД совместно с наркологическим диспансером должны проводить с такими родителями индивидуальную профилактическую работу.

Во всех международных нормативных правовых актах, регулирующих вопросы противодействия потреблению наркотиков, устанавливается необходимость раннего выявления потребителей на начальной стадии потребления, пока еще не сформировалась пагубная привычка и тем более патологическая зависимость от наркотиков.

На раннее выявление несовершеннолетних потребителей наркотиков направлены и принятые в ряде субъектов Российской Федерации законодательные акты, предусматривающие проведение тестирования учащихся на потребление наркотиков, сущность которого определяется как «предварительное диагностическое исследование».

Индивидуальная профилактическая работа с учащимися, которые начали потреблять наркотики, в образовательной организации строится на реализации положений ч. 2 ст. 14 Федерального закона N 120-ФЗ. Помимо этого, с учащимися, замеченными в потреблении наркотиков, педагоги образовательных учреждений дополнительно должны проводить соответствующую разъяснительную (антинаркотическую по содержанию) работу.

Индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетними, потребляющими наркотические средства, проводится ПДН ОВД (на основании положений п. 4 ч. 1 ст. 5, п. 1 ч. 1 ст. 21 Федерального закона N 120-ФЗ). Законы некоторых субъектов Российской Федерации возлагают обязанность проведения такой работы и на КДНиЗП. Комиссии, как правило, осуществляют профилактические мероприятия в отношении подростков, совершивших административные правонарушения: незаконный оборот наркотиков (ст. 6.8 КоАП РФ), потребление наркотиков без назначения врача (ст. 6.9 КоАП РФ), потребление наркотических средств и психотропных веществ в общественных местах (ст. 20.20 КоАП РФ).

Следует учитывать, что характер индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними потребителями наркотиков ПДН ОВД и КДНиЗП отличается от соответствующей деятельности образовательной организации. Названные органы обязаны оказать помощь несовершеннолетнему в использовании легальных возможностей его социальной адаптации (трудоустройство, учеба для получения профессионального образования, прохождение курса наркологического лечения и т.п.). В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 21 Федерального закона N 120-ФЗ ПДН ОВД направляют сообщения в соответствующие учреждения для оказания социальной помощи несовершеннолетнему.

Наряду с проведением индивидуально-профилактической работы с подростками-правонарушителями ПДН ОВД, во исполнение требований п. 2 ч. 1 ст. 21 Федерального закона N 120-ФЗ, обязано выявлять лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и (или) антиобщественных действий, и в установленном порядке вносить предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В число органов, занимающихся профилактикой потребления наркотиков несовершеннолетними, включены органы управления здравоохранением и медицинские организации.

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 18 Федерального закона N 120-ФЗ названные органы и организации обязаны выявлять, осуществлять учет, обследование при наличии показаний медицинского характера и лечение несовершеннолетних, употребляющих наркотические средства, психотропные одурманивающие вещества, а также проводить мероприятия по профилактике наркомании и токсикомании несовершеннолетних и связанных с этим нарушений в их поведении.

Исполнение данных функций возложено на наркологическую службу, в состав которой входят наркологические кабинеты врача-психиатра-нарколога для обслуживания детско-подросткового населения и кабинеты врача-психиатра-нарколога участкового для обслуживания детско-подросткового населения медицинской организации. На эти наркологические кабинеты возложены профилактические функции, в том числе: профилактическое наблюдение пациентов с наркологическими заболеваниями; диспансерное наблюдение таких пациентов с целью своевременного выявления (предупреждения) осложнений, обострений заболеваний, их профилактики и осуществления медико-социальной реабилитации; участие в организации и проведении медицинских осмотров детского населения и подростков, медицинских освидетельствований детского населения и подростков; оказание консультативной помощи врачам других специальностей по вопросам диагностики, лечения и профилактики наркологических заболеваний; проведение мотивационного консультирования пациентов с наркологическими заболеваниями в целях повышения их мотивации к участию в лечебных и медико-социальных мероприятиях и готовности к отказу от употребления психоактивных веществ; организация и проведение первичной профилактики наркологических заболеваний и санитарно-гигиеническое просвещение населения, в том числе детей и подростков; осуществление профилактических программ для различных категорий населения, направленных на предупреждение или отказ от злоупотребления психоактивными веществами; пропаганда здорового образа жизни и формирование у детей и подростков соответствующих установок; внедрение в практику новых современных методов диагностики, лечения и профилактики наркологических заболеваний.

Приказ Минздрава России от 15 ноября 2012 г. N 929н вводит в практику медицинской помощи по профилю «наркология» понятие первичной медико-санитарной помощи; скорой (в том числе скорой специализированной) медицинской помощи; специализированной медицинской помощи. Первичная медико-санитарная помощь предусматривает мероприятия по профилактике, диагностике, лечению наркологических заболеваний и состояний, медико-социальной реабилитации, формированию здорового образа жизни.

Эффективное осуществление профилактической медицинской деятельности обеспечивается осуществлением модернизации наркологической службы Российской Федерации, предусмотренной Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения». Во исполнение названного Указа разработана Концепция модернизации наркологической службы Российской Федерации до 2016 г., в соответствии с которой предусмотрена разработка программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки по специальности «врач-психиатр-нарколог детский и подростковый».

Проведенный анализ законодательства свидетельствует о том, что в нормативных правовых актах Российской Федерации и ее субъектов нашел свое отражение практически весь спектр правоотношений в сфере профилактики потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов среди несовершеннолетних.

Нагорского района И.Г.Шаргунова

ВОЗМОЖНО ЛИ ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО НА УПОТРЕБЛЕНИЕ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ?

Гражданин, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он болен наркоманией, находится в состоянии наркотического опьянения либо потребил наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача либо иное потенциально опасное психоактивное вещество, может быть направлен на медицинское освидетельствование (п. 1 ст. 44 Закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ).

Принудительное медицинское освидетельствование несовершеннолетнего проводится на основании:

— постановления судьи, следователя или органа дознания (п. п. 2, 3 ст. 44 Закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ);

— личного обращения родителя или иного законного представителя несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет или несовершеннолетнего больного наркоманией до 16 лет (ч. 2 ст. 54 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ; п. 4 Временной инструкции, утв. Минздравом СССР 01.09.1988 N 06-14/33-14).

Для проведения медицинского освидетельствования несовершеннолетнего потребуется предоставить информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство, которое дает один из родителей или иной законный представитель (п. 2 ч. 2 ст. 20 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).

Медицинское освидетельствование на употребление наркотических средств проводится в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности по медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) (п. 3 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291).

Нагорского района И.Г.Шаргунова

Дата создания: 13.11.2015 10:45

Дата последнего изменения: 19.12.2016 13:25

Другие публикации:

  • Цена осаго для перегона автомобиля Временная страховка ОСАГО — Временный полис на перегон автомобиля Наверное, многие из вас слышали о возможности приобрести ОСАГО на перегон автомобиля, которое обходится значительно дешевле. Действительно, согласно законодательству, […]
  • Заявление на получение титула чемпион россии Заявление на получение титула чемпион россии ПРАВИЛА ПРИСУЖДЕНИЯ ТИТУЛОВ IKU ПРАВИЛА ПРИСУЖДЕНИЯ ТИТУЛОВ SPORT-CAC(S.CAC) И РЕЗЕРВ SPORT-CAC (R.S.CAC) Титулы S.CAC и R.S.CAC присваивается собакам, занявшим на сертификатных соревнованиях […]
  • Переезд работодателя увольнение Организация переезжает в новый офис. Один из работников отказывается и требует компенсации. Как быть? Полностью вопрос звучит так: "Организация переезжает в новый офис в другой район города. Один из работников категорически отказывается […]
  • Договор дмс 077мю-00 На что обратить внимание при заключении договора ДМС? Добровольное медицинское страхование (ДМС) является одним из самых распространенных видов страхования. Чтобы заключить договор ДМС необходимо знать о некоторых нюансах, которые могут […]
  • Растаможка машин в кыргызстане Тарифы на 2018 год для растаможки авто в Кыргызстане, для физических лиц Мы предлагаем Вам воспользоваться одной из услуг нашего таможенного брокера растаможка авто в Кыргызстане. Наши специалисты приложат максимум усилий для оформления […]
  • Приказ о введении в действие правил внутреннего трудового распорядка Приказ об утверждении правил внутреннего трудового распорядка Подборка наиболее важных документов по запросу Приказ об утверждении правил внутреннего трудового распорядка (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и […]
Токсикомания статья ук рф