Требования к уровню профессиональной подготовки учителя начальных классов в условиях общеобразовательной школы

Автор: Тарасова Ксения Валерьевна

Воспитать «крылатого» ребенка может только «крылатый» педагог, воспитать счастливого может только счастливый, а современного – только современный.

Современное общество требует от системы образования подготовки специалистов высокообразованных, целеустремленных, конкурентоспособных, инициативных, духовно и физически здоровых личностей, знающих технологии воспитания и обучения подрастающего поколения, способного занять достойное место в обществе. Начало обучения в школе — один из самых серьезных моментов в жизни ребенка. От того, в какой образовательной системе он окажется, каким будет его первый учитель, во многом зависит его успешность и самоактуализация личности в будущем.

Процесс совершенствования профессионального мастерства включает не только перестройку и совершенствование знаний, умений и навыков учителя, но и совершенствование его личности. В условиях реализации ФГОС современный учитель начальной школы является одновременно преподавателем, воспитателем, организатором деятельности детей, активным участником общения с учениками, их родителями и коллегами, исследователем педагогического процесса, консультантом, просветителем и общественником . Он постоянно повышает уровень своего профессионализма и педагогического мастерства, ведет творческий поиск нового.

Таким образом, строгое соблюдение и выполнение условий и требований ФГОС педагогами, делает тему данной статьи более актуальной. Студент должен четко знать предъявляемые требования к уровню профессиональной подготовки. Функции профессиональной деятельности учителя младших школьников даже шире, чем у учителя-предметника, так как он всегда работает классным руководителем и преподает большее число разнопрофильных учебных дисциплин. В соответствии с ФГОС НОО, учитель, является мудрым воспитателем, союзником психолога, социального педагога, в совершенстве владеет командной, совместной, коллективной и парной формой работы[1].

В соответствии с ФГОС учитель должен знать конкретный и понятный алгоритм своей деятельности, который, во-первых, ни в какой мере, не разрушил бы личный практический опыт, во-вторых, вписался бы в новое представление о том, что хорошо для детей и что поможет ученику стать успешным в современном мире. В новом стандарте впервые зафиксированы требования к результатам освоения основной образовательной программы нескольких уровней и трех типов – это предметные результаты, метапредметные и личностные результаты. Для того, чтобы сформировать у детей универсальные учебные действия, учитель должен владеть технологией, которая способствует развитию детской рефлексии – способность планировать и оценивать свои собственные действия[2:28]. Содержание этой компетенции учителя определяется такими характеристиками, как умение:

-оценивать текущее состояние и динамику освоения ребенком основной образовательной программы;

-ставить цели на успехи в предметной сфере учащегося;

— ставить цели на достижение учащимися метапредметных результатов;

-адекватно оценивать текущее состояние и динамику интеллектуального, морального, волевого развития ребенка;

-правильно определять причины недостаточно эффективного продвижения ребенком в освоении образовательной программы;

-оценивать сформированность у учащихся универсальных учебных действий;

-анализировать существующие программы, сравнивать их по разным основаниям (целям, используемым средствам и др.);

-выбирать и применять современные образовательные технологии и технологии оценки, адекватные поставленным целям.

Еще один момент, о котором нельзя не сказать – это деятельностный характер обучения. Деятельностный подход, составляющий основу современного образования предполагает, что ученик научится планировать (задавать сам себе вопрос: «Чему мне нужно научиться?») и проектировать («Как мне этому научиться?»). Чтобы быть готовым к этому, учителю следует не просто осмыслить идею системно-деятельностного подхода, как основы ФГОС, но и научиться выстраивать учебную и внеурочную деятельность в рамках этой технологии, проектировать обучение на основе учебных ситуаций, проблемных задач, проектных методов обучения. Учитель должен быть активным пользователем информационных технологий, свободно общаться в информационном пространстве[4:32].

Для того чтобы довести до автоматизма универсальные учебные действия и навыки детей в решении учебных задач, выработать в них особые учебные умения, навыки, необходимо учителю самому обладать компетентностями. Их необходимо создать как продукт индивидуального творчества и саморазвития[5:13]. Поэтому главными показателями качества профессиональной подготовки учителя сегодня являются такие личностные характеристики, как:

-готовность и способность к саморазвитию, самосовершенствованию.

-мотивация на работу с учащимися;

-способность и готовность учителя применять полученные знания в профессиональной деятельности;

-знание психологии ребенка, способность к анализу его действий, поступков, оказание психологической поддержки и помощи, особенно в период возрастных кризисов;

-владение современными образовательными технологиями, в том числе ИКТ;

-знание содержания предмета и владение современной методикой его преподавания.

Новый ФГОС возвращает в школу принципы государственного воспитания. Базисный образовательный план включает в себя программу воспитания и социализации, которые пронизывают всю учебную, внеурочную, внешкольную деятельность образовательного учреждения. Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся имеет не только умение воспитывать детей, но и нравственность самого учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам. Однако, следует признать, что обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся педагогу без социально-педагогического партнерства, скорее всего, просто невозможно. Для решения этой задачи необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта, СМИ. Организация социально-педагогического партнерства может осуществляться путем согласования социально-воспитательных программ социализации на основе национального воспитательного идеала и базовых национальных ценностей, прописанных в Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России[3:36]. В этих условиях самостоятельность, а вместе с тем и ответственность педагога заключается в:

· разработке для своего класса программы развития и воспитания

· внедрении новой формы накопительной оценки (портфолио)

· умении выбирать подходящие, конкретно к данному классу, УМК

· разработке (корректировке) рабочих программ по учебным предметам

· отборе способов и средств формирования УУД у обучающихся (анализ учебников, отбор системы заданий)

· разработке (отборе) контрольных материалов, обработке результатов диагностических и комплексных работ

На мой взгляд, главными требованиями к уровню подготовки в целом, для каждого учителя, является:

-принятие основных идей ФГОС;

-адаптация (максимальная, продуктивная) к меняющимся условиям деятельности;

-определение способов наиболее конструктивного профессионального и личностного развития;

-осмысление различных аспектов своей деятельности, в плане представлений о себе, своей миссии, своей позиции между ребёнком и обществом.

Таким образом, рассмотренные требования подготовки учителей начальных классов, позволяет нам определить уровень своих профессиональных компетенций и возможность модернизировать свою профессиональную подготовку как учителя начальных классов.

1. Лиховцов С. Е., // Актуальность системы профессионального образования к подготовке специалистов сферы образования // [http://www.vspc34.ru/]

2. Неизвестный автор. Актуальные проблемы подготовки учителей начальных классов в современных условиях. – Журнал «Вестник».: 2009/2

3. Пивненко В. В. Учитель нового поколения. – Журнал «Начальная школа».: 2007/3

4. Покушалова Л. В., // Проблема качества подготовки современного специалиста // [ http://cyberleninka.ru ]

5. Шолохова М. А. Проблемы подготовки учителей начальных классов. – Журнал «Педагогика и психология».: 2011/2

Требования для учеников нач школы

1. Письменное сообщение По литературному чтению, русскому языку, окружающему миру, математике

Письменное сообщение может Представлять собой доклад, отзыв о Прочитанном Произведении, Поэтическую миниатюру, сообщение на заданную тему и др.

основные требования к работе

1. самостоятельный Подход к раскрытию темы.
2. исПользование нескольких современных Публикаций По теме работы.
3. логичность и Последовательность При изложении материала.
4. стилистическая и орфографическая культура изложения (со 2 Полугодия 3 класса)

текст работы Пишется на отдельных листах бумаги формата а-4, на одной стороне листа.
работа должна быть наПисана разборчивым Почерком без Помарок и зачеркиваний или отПечатана на комПьютере шрифтом №14.
объём работы – 1- 2страницы.
работа может быть доПолнена цветными иллюстрациями, рисунками, схемами, фотографиями, выПолненными на Принтере или от руки.

титульный лист и библиографический сПисок исПользованной литературы оформляется в начальной школе По желанию автора (ученика). Посередине титульного листа Пишется название работы, а в Правом нижнем углу указывается фамилия, имя автора (ученика) и класс.

При отсутствии титульного листа на главной странице работы вверху Посередине Пишется название работы, а в нижнем Правом углу указывается фамилия, имя ученика и класс.

критерии творческой (Письменной) работы

количество оценок зависит от объёма и тиПа работы. за Письменное сообщение объёмом 1-2 страницы формата а4 выставляется одна оценка за содержание, другая оценка – за оформление работы, а со 2 Полугодия 3 класса добавляется доПолнительная оценка за орфографию.

критерии оценки за содержание работы

· соответствие содержания и объёма работы теме, целям и задачам

· логичность и Последовательность изложения материала

· наличие собственных суждений, собственного мнения

· глубина и Полнота раскрытия темы

· стилистическая и орфографическая культура изложения

каждый критерий оценивается в 0-1-2 балла

0 баллов — отсутствие критерия в работе

1 балл — наличие критерия слабо выражено

2 балла — критерий ярко выражен в работе

оценка «5» ставится, если ученик набрал 8-10 баллов

оценка «4» ставится, если ученик набрал 6-7 баллов

оценка «3» ставится, если ученик набрал 4-5 баллов

оценка «2» ставится, если ученик набрал меньше 4 баллов

критерии оценки за оформление работы

· яркость, красочность, выразительность исПолнения

· соответствие иллюстраций, рисунков, фотографий теме и содержанию работы

· оригинальность оформления, Применение нетрадиционных средств (слайды, Презентации), Повышающих качество работы

· самостоятельность выПолнения работы, наличие авторских (ребёнка) иллюстраций

каждый критерий оценивается в 0-1-2 балла

0 баллов — отсутствие критерия в работе

1 балл — наличие критерия слабо выражено

2 балла — критерий ярко выражен в работе

оценка «5» ставится, если ученик набрал 8-10 баллов

оценка «4» ставится, если ученик набрал 6-7 баллов

оценка «3» ставится, если ученик набрал 4-5 баллов

оценка «2» ставится, если ученик набрал меньше 4 баллов

за сообщение объёмом ? страницы и меньше, выставляется одна общая оценка за содержание и оформление работы (см. критерии выше).

каждый критерий оценивается в 0-1-2 балла.

0 баллов — отсутствие критерия в работе

1 балл — наличие критерия слабо выражено

2 балла — критерий ярко выражен в работе

оценка «5» ставится, если ученик набрал 16-20 баллов

оценка «4» ставится, если ученик набрал 12-15 баллов

оценка «3» ставится, если ученик набрал 8-11 баллов

оценка «2» ставится, если ученик набрал меньше 8 баллов

2. критерии оценки творческой работы, выПолненной в форме Проекта

(см. инструкцию для учителя в Приложении №1)

1. четкость обозначения целей и задач Проекта

2. глубина раскрытия темы

3. Правильность и грамотность оформления

4. аккуратность и дизайн оформления

5. самостоятельность При выПолнении работ, исПользование собственных (авторских) материалов

каждый критерий оценивается в 0-1-2 балла

0 баллов — отсутствие критерия в работе

1 балл — наличие критерия слабо выражено

Смотрите так же:  Когда будет произведен перерасчет пенсии

2 балла — критерий ярко выражен в работе

оценка «5» ставится, если ученик набрал 8-10 баллов

оценка «4» ставится, если ученик набрал 6-7 баллов

оценка «3» ставится, если ученик набрал 4-5 баллов

оценка «2» ставится, если ученик набрал меньше 4 баллов

критерии оценки защиты Проекта

1. актуальность Проекта

2. сценарий защиты (логика изложения)

3. Практическая ценность Проекта

4. умение изложить самое интересное и ценное

5. умение защищать свою точку зрения

каждый критерий оценивается в 0-1-2 балла

0 баллов — отсутствие критерия в работе

1 балл — наличие критерия слабо выражено

2 балла — критерий ярко выражен в работе

оценка «5» ставится, если ученик набрал 8-10 баллов

оценка «4» ставится, если ученик набрал 6-7 баллов

оценка «3» ставится, если ученик набрал 4-5 баллов

оценка «2» ставится, если ученик набрал меньше 4 баллов

Материал по теме:
Требования для поступления в 1 класс

примерный перечень знаний и умений учащихся поступающих в первый класс

Предварительный просмотр:

Требования для поступления в школу

Любому родителю стоит заблаговременно позаботиться о готовности своего ребенка к поступлению в школу.

Ведущие детские психологи и педагоги сходятся во мнении, что усвоение ребенком школьной программы проходит намного эффективнее, если он обладает базовыми знаниями и навыками, иными словами, достаточно эрудирован. Мы предлагаем вам список вопросов, по которым обычно определяется уровень развития ребенка при зачислении в первый класс начальной общеобразовательной школы.

Имейте в виду, что ребенку следует не только знать ответы на эти вопросы, но и уметь озвучить их перед незнакомым взрослым человеком, который будет проводить отбор в классы. Мягко объясните малышу, что его ждет на собеседовании. Постарайтесь, чтобы ребенок не испугался непривычной официальной обстановки и не забыл от волнения все, что знает.

А знать ребенку нужно следующее:

• свое полное имя, отчество и фамилию;

• свой возраст и дату рождения;

• фамилию, имя и отчество родителей, их профессию;

• свой домашний адрес: название города (поселка, деревни), улицы, номер дома, подъезда, этажа, квартиры;

• основные достопримечательности своего города (поселка, деревни);

• название своей страны и ее столицы;

• последовательность дней недели, месяцев, времен года; основные приметы каждого времени года, загадки о временах года;

• домашних животных и их детенышей;

• диких животных различных природно-климатических зон, их повадки, детенышей;

• растения различных природно-климатических зон;

• части тела человека;

• русские народные сказки;

• великих русских поэтов и писателей (А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, С.А. Есенина, Ф.И. Тютчева) и их основные детские произведения.

Также ребенок должен уметь:

• различать живое и неживое; женский и мужской род; единственное и множественное число; утро, день, вечер и ночь; одежду, обувь и головные уборы; птиц, рыб, зверей, насекомых; овощи, фрукты, грибы, ягоды; наземный, водный и воздушный транспорт; посуду, мебель и т.д.;

• различать геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;

• свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, иметь представление о понятиях «право» — «лево», «верх» — «низ» и т.д.;

• рассказать наизусть небольшое стихотворение;

• полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ;

• придумать рассказ по картинке;

• запомнить и назвать по памяти 6-10 предметов, картинок, слов;

• разделять слова на слоги с помощью хлопков или притопов;

• различать гласные и согласные звуки;

• определять количество и последовательность звуков в словах типа «мак», «дом», «суп», «дубы», «сани», «зубы», «осы»;

• правильно держать карандаш, ручку, кисточку;

• без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии; рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы; аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов;

• хорошо владеть ножницами (разрезать лист бумаги на полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы; вырезать различные фигуры по контуру);

• делать аппликации из цветной бумаги;

• лепить из глины и пластилина;

• свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10;

• соотносить цифру и количество предметов;

• внимательно, не отвлекаясь, слушать в течение 30-35 минут;

• сохранять правильную осанку в положении сидя в течение 30-35 минут;

• играть в спортивные игры, выполнять различные физические упражнения

Но главное — психологическая готовность ребенка к школе, отсутствие страха и неприязни перед занятиями. Не паникуйте, если ваш малыш чего-то не знает или не умеет. Спокойно, без спешки начните с ним заниматься.

Ни в коем случае не ругайте ребенка за неудачи, учитывайте его настроение и самочувствие. В обучении задействуйте игровые приемы и художественные образы.

Речь, логика и память ребенка должны быть достаточно развиты, чтобы он мог без труда выражать свои мысли, улавливать суть заданного вопроса и правильно строить фразы при ответе. Малыш может не знать каких-то фактов, но, если он четко, без смущения высказывает и обосновывает свою точку зрения, это вызывает только уважение.

Полный ответ всегда предпочтительнее краткого. Ответы «да», «нет», «не знаю» лучше не использовать. Отвечая на вопрос «Как тебя зовут?», не стоит называть свое уменьшительно-ласкательное, «домашнее» имя (Леночка, Толик и т.д.). Нужно сказать: «Меня зовут /Лена Петрова/, /Толя Иванов/». Часто интересуются и отчеством.

Учтите, что вопросы на собеседовании бывают не только на эрудицию, но и на смекалку. Предположим, шестилетнего ребенка могут спросить не сколько будет 6+2, а сколько лет ему будет через 2 года. Последовательность месяцев (дней недели, цифр) нужно уметь воспроизвести начиная с любого месяца (дня, цифры).

Ребенок должен быть готов к следующим «каверзным» вопросам: «Кто старше, ты или твоя сестра (брат)? Почему снег бывает зимой, а не летом? Что бывает раньше — обед или ужин? Кем ты будешь, когда вырастешь, — тетей или дядей? У кого больше лап — у собаки или у петуха? Кто больше — корова или коза? Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?» и т.п.

Не забывайте, что ребенок должен уметь общаться, не бояться задавать вопросы, если ему что-то не понятно, и не теряться, когда вопрос задают ему. Позаботьтесь о том, чтобы ваш малыш знал основные правила поведения в обществе и нормы этикета.

В норме к началу школьного обучения ребенок должен:

Правильно произносить все звуки;

Четко и ясно произносить слова, не переставляя и не пропуская слоги;

Иметь достаточный словарный запас;

Согласовывать слова в роде, числе и падеже;

Точно спрягать знакомые глаголы;

Строить различные по конструкции предложения (сложносочиненные, сложноподчиненные);

Свободно пользоваться монологической речью (рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание сказки, описать окружающие предметы, раскрыть содержание картины);

Хорошо слышать различные звуки речи, выполнять задания, связанные с выделением слогов, звуков, слов из ряда похожих и т.д.

Всё это даёт возможность ребёнку при поступлении в школу успешно овладевать программным материалом.

1) Что нужно знать родителям первоклассников?

Родителям следует знать, что право на обучение является конституционным правом личности. Никто не имеет права отказать человеку в его получении, если это не оговорено законом. В Российской Федерации право личности на всеобщее и бесплатное общее образование гарантировано ст.43 Конституции РФ и законом РФ «Об образовании». Рекомендуем родителям ознакомиться с содержанием этого документа, поскольку именно в нем представлены права родителей обучающегося, права образовательного учреждения, права самого ученика и гарантии по их реализации.

Родителям следует знать, что когда ребенок становится учеником школы, то они становятся участниками образовательного процесса. Основные нюансы их участия в образовательной деятельности конкретного образовательного учреждения определяются уставом этого учреждения и Типовым положением об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 196 (ред. от 18.08.2008)).

Напомним, что поступление ребенка в школу не освобождает родителей от обязанности обеспечивать условия его обучения и воспитания, поэтому со стороны родителей должны быть подготовлены необходимые средства обучения (рабочее место ученика дома (стол, стул, письменные принадлежности), школьная форма (если такое требование указано в уставе школы), форма для занятий физической культуры и др.). Учебники и учебные пособия обязана предоставить школа. Причем такая школьная литература должна соответствовать ежегодно утверждаемым Министерством образования и науки РФ перечням учебников и учебных пособий, рекомендованных и допущенных для учебного процесса.

Обращаем внимание, что решение такой комиссии является рекомендацией, окончательное решение по поводу выбора вида образовательного учреждения, формы обучения (очная, очно-заочная, экстернат, обучение на дому) зависит от воли родителей.

Дети, имеющие ограниченные возможности здоровья направляются в специальные (коррекционные) образовательные учреждения с согласия родителей при наличии направления психолого-медико-педагогической комиссии, которая организуется при органах управления образованием. Заметим, что в общеобразовательных школах в настоящее время могут организовываться классы коррекционного обучения. Это позволяет ученикам, имеющим, например, логопедические проблемы в щадящем режиме освоить программы начальной школы и уже при переходе в основную школу учиться на равных со своими ровесниками.

Особенности режима обучения учащихся в начальной школе определяется санитарными нормами и правилами (СанПиН 2.4.2.1178-02). Так в 1-е классы принимаются дети 8-го или 7-го года жизни по усмотрению родителей. Прием в образовательное учреждение детей 7-го года жизни осуществляется при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.

Прием детей в 1-е классы осуществляется на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (консультации) о готовности ребенка к обучению.

Обучение детей, не достигших 6,5 лет к началу учебного года, рекомендуется проводить в условиях детского сада или образовательного учреждения с соблюдением всех гигиенических требований по организации обучения детей с шестилетнего возраста.

Обучение детей в 1-м классе должно проводиться с соблюдением следующих требований:

— учебные занятия проводятся только в первую смену;

— 5-дневная учебная неделя;

— организация облегченного учебного дня в середине учебной недели;

— проведение не более 4-х уроков в день;

— продолжительность уроков — не более 35 минут;

— организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;

— использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии;

— организация дневного сна, 3-разового питания и прогулки для детей, посещающих группу продленного дня;

— обучение без домашних заданий и балльного оценивания знаний обучающихся;

— дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.

В оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к требованиям общеобразовательного учреждения в 1-х классах применяется «ступенчатый» метод постепенного наращивания учебной нагрузки:

— в сентябре, октябре — 3 урока по 35 минут каждый;

— со второй четверти — 4 урока по 35 минут каждый.

В начальных классах плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам не должна превышать 80%. С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения обучающихся на уроках проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз при обучении письму, чтению, математике.

В оздоровительных целях в общеобразовательных учреждениях создаются условия для удовлетворения биологической потребности обучающихся в движении. Эта потребность реализуется, как правило, посредством ежедневной двигательной активности обучающихся в объеме не менее 2 ч. Такой объем двигательной активности слагается из участия обучающихся в комплексе мероприятий дня каждого учреждения, в проведении гимнастики до учебных занятий, физкультминуток на уроках, подвижных игр на переменах, спортивного часа в продленном дне, уроков физкультуры, внеклассных спортивных занятий и соревнований, дней здоровья, самостоятельных занятий физкультурой.

Смотрите так же:  Требования к эвакуационным выходам из подвала

С этой же целью в учебные планы для обучающихся начальной школы включают предметы двигательно-активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм и др.).

Родителям необходимо помнить, что первоклассники учатся только в первую смену. В общеобразовательных учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводится только в первую смену.

Согласно п. 2 ст.16 закона РФ «ОБ образовании» при приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения, основными образовательными программами, реализуемыми этим образовательным учреждением, и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

2) Какие документы нужно подавать при поступлении в школу?

Перечень документов, для поступления в первый класс определяются уставом школы. Если исходить из общих требований, то родители обязаны написать на имя директора школы заявление о приеме их ребенка в первый класс, в нем указать адрес постоянного проживания ребенка, предъявить медицинскую карту ребенка, которая оформляется в поликлинике по месту жительства (к этому документу следует отнестись весьма внимательно, поскольку это вопрос безопасности здоровья всех детей, которые обучаются в школе), свидетельство о рождении ребенка, копию медицинского полиса ребенка.

При поступлении в школу ребенка во второй и другие классы, помимо указанных документов необходимо предъявить табель успеваемости, выданный школой (это может быть дневник ученика, заверенный печатью школы либо специальная выписка об успеваемости из классного журнала, либо документ об основном общем образовании), а также личное дело учащегося, которое может быть выдано родителю по запросу из той школы, куда поступает ребенок.

Заметим, что точный набор документов может устанавливать и учредитель образовательного учреждения. Для муниципальных образовательных учреждений это органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования.

3) Законны ли собеседования при приеме в школы?

В соответствии с п.3 ст5 закона РФ «Об образовании» проведение тестирований, конкурсных отборов в общеобразовательных учреждениях законами Российской Федерации не допускается. Более того в Конституции РФ этот уровень образования определен как всеобщий и бесплатный, т.е. не предполагающий какого-либо специального отбора учащихся. Тем, не менее, в ряде регионов сложилась незаконная практика проведения специализированных собеседований учащихся при приеме в первый класс, особенно в учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, в гимназиях и лицеях. В настоящее время в Государственной Думе РФ готовится проект закона о внесении поправок в закон РФ «Об образовании» о запрете проведения любых испытаний и собеседований при приеме детей в первый класс.

Задача школы научить всех детей по тем программ, которые реализуются в их стенах, независимо от стартовых возможностей и способностей ребенка. Практика показывает, что даже плохо читающие дети к окончанию начальной школы показывают результаты обучения равные тем, что проявляют ученики, которые поступали в первый класс уже владеющие основами начального образования.

Согласно письму Минобразования РФ от 21.03.2003 N 03-51-57ин/13-03 «Рекомендации по организации приема в первый класс»

Все дети, достигшие школьного возраста, зачисляются в первый класс общеобразовательного учреждения независимо от уровня их подготовки. Собеседование учителя с ребенком возможно проводить в сентябре с целью планирования учебной работы с каждым учащимся.

Требования, предъявляемые к современному уроку в начальной школе

В современной дидактике достаточно обсуждаемой темой представляется организация и проведение современного урока. В соответствии с введением в практику образования Федеральных государственных образовательных стандартов на всех ступенях образования привело к появлению новых средств и технологий обучения¸ но при этом урок представляет собой главную форму организации образовательно-воспитательного процесса. Для реализации требований, предъявляемых ФГОС, урок должен обладать интересностью для ученика, а также современностью.

Ключевые слова: современный урок, начальная школа, Федеральные государственные образовательные стандарты, учебный процесс, поисковая деятельность учащихся.

Для начала необходимо рассмотреть основные понятия, связанные с темой исследования.

Словарь Ожегова предлагает нам следующее толкование этих понятий:

Современный — относящийся к настоящему времени, теперешний.

Урок — учебный час, посвященный учебному предмету.

Современный — стоящий на уровне своего века, не отсталый.

Урок — нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего.

Проанализировав дефиниции, представленные в словаре, можно прийти к выводу, что:

  1. Современный урок — это приобщение учащихся к совокупности достижений человечества в тесной связи с современностью в течение учебного часа.
  2. Современный урок — это высокий уровень мастерства, умение педагога донести до учащихся нечто поучительное, соответствующее уровню своего времени и позволяющее сделать вывод для будущего.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил подойти к определению основных требований современного урока, который быть:

— актуальным и интересным: учителем в данном случае используются комплекс новых технологий, компьютера, при этом важным также является реализация в процессе обучения здоровьесберегающих технологий;

— творческим, оказывать влияние на самореализацию школьников – на уроке предполагается осмысленное действие учеников в ситуациях выбора, принятие ими решений в различных нестандартных ситуациях;

— демократичным, в процессе данных уроков школьниками высказывается собственное мнение, они не испытывают страх перед новшествами, ученики и учитель чувствуют себя комфортно;

— проблемным, в процессе которых учителем преднамеренным образом создаются различные проблемные ситуации, организуется поисковая деятельность учащихся, в ходе которой они самостоятельно ставят учебные проблемы и решают их, либо учителем ставятся проблемы и обеспечивается их решение с целью осуществления показа учащимся логики мысли в поисковых ситуациях;

— действенным, направленным на формирование и развитие комплекса универсальных учебных действий.

Рассматривая особенности современного урока, важным является понимание отличий традиционных и современных уроков. Современный урок, в отличие от традиционного урока, направлен на более широкое развитие познавательных возможностей школьников.

Далее более подробно остановимся на характеристике основных моделей современного урока.

Первая модель современного урока в литературных источниках представляется как традиционная, классно-урочная, которая реализуется в отечественном образовании на протяжении многих десятилетий. Для данной модели характерно наличие собственного понятийного аппарата, культуры отношений педагогов и учащихся, широко использование таких терминов и понятий, как:

— триединая цель урока;

— методы, приёмы обучения;

— типы уроков и т.д.

Во второй модели урока реализуется технологизация образования. Разработка и апробация педагогических технологий как нового феномена в начале 90-х гг. ХХ века привело к формулированию своего понятийного аппарата. Широко стали употребляться понятия:

— технологической карты тематического и поурочного планирования;

— задач этапов и диагностики эффективности технологии.

В соответствии с данной моделью подверглись изменениям формы и методы обучения школьников, они стали характеризоваться большей активностью, взаимосвязанностью, кроме того, отмечается: [1]

— появление культуры проектирования урока, учитывая его этапы, постановку задач внутри данных этапов, отслеживаются промежуточные результаты;

— изменение системы оценивания учебных достижений учащихся, разработка новых способов измерения;

— тиражирование успешного опыта проведения уроков в виде методических описаний и универсальных моделей, к примеру, широко представлены технологические карты уроков.

На современном этапе развития образования возможно вести разговор о третьей модели – реализации в процессе урока компетентностного подхода, который актуален в современных условиях, когда модернизируется образование. Данная модель обладает своей проектировочной культурой и собственным понятийным аппаратом, в который включены описания:

— ключевых и базовых компетентностей;

— умений, способствующих решению жизненных ситуаций;

— различных психолого-педагогических ситуаций и др.

Далее считаем необходимым остановиться на факторах, оказывающих влияние на успешность проведения современного урока. С данных позиций изначально необходима реализация следующих принципов организации урока: [2]

— принципа свободы, в ходе реализации которого для каждого учащегося обеспечивается возможность открытия себя в разнообразных видах деятельности;

— принципа сотрудничества, базой которого является взаимопонимание и взаимодействие педагога и школьников;

— принципа толерантности, в ходе которого понимаются и принимаются особенности обучающихся, создаётся благоприятная атмосфера для дальнейшего саморазвития ученика;

— принципа терпимости, основой которого представляется снижение уровня эмоционального реагирования на ряд неблагоприятных факторов при межличностном взаимодействии.

Современный урок активизирует познавательную деятельность учащихся, развивает их инициативу и творчество, формирует в единстве знания, умения и навыки школьников (практические, умственные, специальные, общие) в соответствии с тремя уровнями, а также характеризуется наличием благоприятного психологического микроклимата. Для эффективности достижения представленных выше целей, необходима реализация на уроке следующих ситуаций: [3]

— ситуации открытости, в ходе которой ученику представляется возможность быть успешным;

— ситуации успеха, в ходе которой осуществляется создание атмосферы, мотивирующей учащихся к успешному обучению;

— ситуации поддержки – создавая для ученика благоприятный микроклимат, учитель поддерживает учеников в различных аспектах (эмоциональный, волевой, интеллектуальный, деятельностный);

— ситуации коммуникации, в ходе которой осуществляется создание на уроке продуктивного общения, направленного на эффективность взаимодействий учителя и учащихся.

Наличие представленных выше факторов оказывает непосредственное влияние на успешность проведения современного урока, создаёт продуктивный образовательный процесс.

Резюмируя вышесказанное, под современным уроком будем понимать такой урок, в ходе которого: [4]

— используется широко разнообразная техника (компьютеры, интерактивные доски и т.д.);

— осуществляется реализация индивидуального подхода к каждому школьнику;

— на уроке планируются различные виды деятельности школьников;

— обеспечивается комфорт учащихся;

— организуется деятельность, оказывающая влияние на стимулирование познавательной активности школьников;

— урок, который способствует развитию у учащихся креативного мышления, воспитанию думающих учеников;

— на уроках предполагается осуществление сотрудничества, взаимопонимания, создаётся атмосфера радости, увлечённости.

Таким образом, урок представляет собой важную часть педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.

Современные требования к уроку Русского языка в начальной школе

Столичный учебный центр
г. Москва

Современный урок русского языка в условиях реализации ФГОС

Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра.
Джон Дьюи (американский философ и педагог)

Проблема внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ООО) последнее время, безусловно, является одной из обсуждаемых проблем в нашем обществе. И это понятно. С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня — перевести учащегося в режим саморазвития.

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

анализировать свои действия;

самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

быть способными к сотрудничеству;

обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса.

Смотрите так же:  Мвд рф приказ 65 от 31012019

Итак, новый образовательный стандарт предполагает, что главным содержанием образования становится развитие личности. Развитие личности в системе общего образования обеспечивает прежде всего формирование универсальных учебных действий.

Концепция УУД учитывает опыт компетентностного подхода, который нацелен на достижение учащимися способности эффективно использовать на практике полученные знания и навыки.

Что же подразумевает под собой термин УУД

Совокупность способов действий учащихся (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса

Одной из функций УУД является обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Поэтому очень важными умениями, которыми должны обладать учащиеся.

Самоконтроль ,целеполагание, рефлексия

Коммуникативные способности как один из видов УУД основываются на сознательной ориентации учащихся на позиции других людей (прежде всего партнера по общению или деятельности, умении слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, умении с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Некоторые особенности фундаментального ядра содержания общего образования из раздела «Русский язык»

В связи с этим мы попытались вывести структурные элементы урока

Мобилизующий этап или организационный – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.

Целеполагание — формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – научиться

На уроке обязательно должен быть момент осознания недостаточности имеющихся знаний для выполнения заданий учителя.

И наконец коммуникация. Безусловно, что любой вид исследовательской работы чаще всего проходит коллективно.

Взаимопроверка и взаимоконтроль способствуют реализации коммуникативности современного урока.

Заканчиваться урок должен рефлексией — осознание учеником и воспроизведении в речи того, чему научился, что нового узнал, в каких своих навыках он продвинулся дальше.

Перед вами сравнительная таблица, которая вам поможет осознать, чем отличается от инновационный урок отличается от традиционного. Основные структурные этапы урока.

1. Мобилизующий этап

2. Проверка домашнего задания

2. Самоопределение учащихся на основе анттиципации

3. Объяснение нового материала

3. Момент осознания учениками недостаточности имеющихся знаний

4. Закрепление нового материала

6. Домашнее задание

Итак, оргмомент или мобилизующий этап, или самоопределение деятельности (по ФГОС вы можете встретить различные определения). Проверка домашнего задания может быть включена в мобилизующий этап, но она не является главной на этом этапе. Далее идет самоопределение учащихся на основе антиципации, т.е предугадывания того, что они должны сделать на уроке. Обычно это входило в оргмомент, когда учитель формулировал тему урока и ставил перед учащимися цели. Объяснение нового материала в инновационном уроке начинается с момента осознания учениками недостаточности имеющихся знаний. Этот момент обязательно должен присутствовать на уроке, который соответствует современным требованиям. Закрепление нового, как вы видите, остается и в формате инновационного урока. А вот заканчиваться инновационный урок должен непременно рефлексией. Домашнее задание может быть задано до рефлексии и после.

Отсюда вытекают и требования к заданиям на уроке:

Повышенный уровень сложности, проблемный и поисковый характер.

Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний из нескольких разделов предмета, а еще лучше, если ученикам потребуются знания, полученные на разных предметах.

В ходе поиска технологий, отвечающих требованиям ФГОС, мы вышли на методику субъективизации процесса обучения русскому языку. Автор- кандидат педагогических наук, профессор Кировского гуманитарного университета Галина Александровна Бакулина.

Принципы методики субъективизации

Ученик равноправный с учителем участник образовательного процесса, которому передается часть функций учителя: определение и формулировка темы урока, определение цели урока, формулировка задания к учебному материалу

Взаимосвязанное сочетание ЧЕТЫРЕХ интеллектуальных процессов: аниципации (предопределение учеником своих учебных действий), целенаправленное развитие логического мышления, повышенная речевая активность, рефлексия.

Высокая сложность учебного материала частично-поискового и проблемного характера на всех этапах урока.

Теперь посмотрим, как происходит деятельность ученика на разных этапах.

Выполняя предложенные учителем задания частично-поискового характера, определяет тему урока.

Пользуясь опорной схемой, формулирует цели урока, создает установку на их реализацию.

Актуализирует имеющиеся знания, применяя их в практической деятельности.

Этап овладения новыми знаниями

Ученик сам формулирует задания к упражнениям. Ему дается только материал упражнения, а задания он формулирует на основе уже имеющегося опыта работы на уроках.

Выполняет упражнения, комментируя и поясняя свои действия.

Формулирует новое правило на основе анализа предложенного учителем материала.

Выявляет родовые признаки предмета

Определяет путем сравнивания и сопоставления видовых понятий существенные признаки предмета

Самостоятельно формулирует лексическое значение нового (доселе незнакомого) слова.

Ученик должен вспомнить весь ход урока и проанализировать свою деятельность или деятельность товарищей и высказывает свои впечатления.

Требования к учителю:

Заполни четвертую строку, исключив из каждой строки лишнее слово

Запись на доске

Цель урока: познакомиться с … … … … и научиться … … … .

Примеры заданий мобилизующего этапа, примеры , конечно, простые. Заполнив четвертую строчку, ученик должен догадаться, какая тема урока. Правописание ь после шипящих на конце наречий.

Опорная запись на доске.

Ученик должен вставить 3 или 4 слова, например, познакомиться с правописанием наречий с ь и учиться правильно писать наречия .Здесь развивается речь учащихся.

На этапе овладения новыми знаниями ученику предлагается следующая запись, анализируя, ученик должен сформулировать правило.

Справка: точ…(в) точ…., бросает в дрож…, сплош… и рядом, жеч… корабли, ничего не скажеш…, гора с плеч… .

На этапе закрепления ученику предлагается запись, задание ему нужно сформулировать самому. Сравнивая запись, учащиеся должны догадаться, что нужно найти синонимичные выражения из справочного материала, заменить фразеологизмы и вставить буквы, раскрыть скобки.

Запишите новое словарное слово, которое является той же частью речи, что и слово навзрыд, и что в названном слове нужно заменить корень, взяв его из зависимого слова в словосочетании пасть ниц.

Итак , перед вами сравнительная таблица традиционного урок и урока по ФГОС.

Требования к уроку

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Сравнив деятельность учителя, мы понимаем, что она, если не меняется коренным образом, то существенно обновляется. Все нововведения направлены на усвоение обучающимся определенной суммы знаний и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно и безболезненно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Он должен непрерывно учиться: учиться по – новому готовиться к уроку, учиться по – новому проводить урок, учиться по – новому оценивать достижения обучающихся, учиться по – новому взаимодействовать с их родителями. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.

Учитель и ученик – это единое целое, давайте учиться вместе и помогать друг другу.

Одна из основных целей обучения русскому языку – овладение важнейшими общепредметными умениями и универсальными способами деятельности(извлечение информации из лингвистических словарей различных типови других источников, включая СМИ и Интернет, информационная переработка текста).

В структуре содержания «Речь» занимает первое место.

Это для нас , словесников, может показаться неожиданным, так как мы уроки развития речи рассматривали как дополнительные уроки

В разделе «Язык» правописание (орфография и пунктуация) занимают последнее место.

Это не значит, что мы не должны уделять и внимания, это значит ,что такие уроки должны занять свое место в практическом умении учащихся.

самостоятельную работуучащихся на всех этапах урока

учитель выступает в роли организатора, а не информатора

обязательная рефлексия учащихся на уроке

высокая степень речевой активности учащихся , что и предполагает реализацию принципакоммуникативности

Учитель четко и точно формулирует задания, 9потому что потом учитель их не повторяет)

Не даёт новые задания ученикам в готовом виде

Не повторяет задания два раза

Не комментирует и не исправляетответы, предлагая это сделать самим ученикам( таким образом достигается взаимоконтроль)

Не повторяет то, что уже сказали ученики ( это помогает ученикам быть более внимательными на уроке)

Предугадывает затруднения учащихся и меняет по ходу урока задание, если дети не смогли его выполнить с первого раза

Подбирает комплексные задания

сплошь., прочь, настежь;

уж, замуж, невтерпеж (искл.)

Познакомьтесь с записью.

Сформулируйте правила написания мягкого знака после шипящих на конце наречий.

Закрепление нового материала

Прочитайте фразеологизмы под цифрами и в справке. Сформулируйте задание к упражнению.

Другие публикации:

  • Кто может дать доверенность на получение документов Правила оформления доверенности на получение пенсии? Ситуация, когда в день выплаты пенсии банки и почта ломились от очередей, постепенно уходит в прошлое. Сегодня пенсионеры могут получать свои деньги на банковскую карту, а в некоторых […]
  • Как оформить библиографию в диссертации Как оформить библиографию в диссертации Аспирантура.РФ Аспирантуры. Обучение в аспирантуре и защита диссертации. Далее--> Что такое аспирантура Обучение в аспирантуре. Очная, заочная аспирантуры. Далее--> Аспирантуры Москвы и […]
  • Нотариус в киеве на подоле частный нотариус Матвеев Владимир Адольфович Киев, Подол, ул. Почайнинская 53/55 консультация нотариуса Банковские платежи за услуги нотариуса не выходя из нотариальной конторы! Матвеев Владимир Адольфович частный нотариус […]
  • Трудовой договор образец в формате word Рабочие места в вашем городе Закройте вакансии, расскажите о фирме, продвиньте товары или услуги вашей компании. Оформите подписку на новые вакансии или резюме и получайте актуальные объявления на e-mail. Трудовой договор Образцы […]
  • Образец заявления в ук по порядку начисления платы за общедомовые нужды Как проверить правильность начисления платы за ОДН? В 2012 году Россия перешла на новые правила предоставления коммунальных услуг. С июня наличие в домах индивидуальных счетчиков вовсе не отменяет необходимости оплачивать общедомовой […]
  • Договор по сбору денежных средств Агентский договор по сбору средств для благотворительных и некоммерческих организаций Имеется такой расклад. Сейчас собираемся запустить краудфандинговую платформу суть которой такова: - благотворительные и некоммерческие организации […]
Требования для учеников нач школы