Дидактический материал. Требования к раздаточным дидактическим материалам по биологии;

Дидактический материал — особый тип учебных пособий, преимущественно наглядных: карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками, реактивы, растения, животные и т.д., в том числе материалы, созданные на базе информационных технологий, раздаваемых обучающимся для самостоятельной работы на аудиторных занятиях и дома или демонстрируемые педагогом перед всем классом (группой). Использование дидактического материала способствует активизации образовательной деятельности обучающихся, экономии учебного времени.

Цели применения дидактических материалов.

— Самостоятельное овладение обучающимися материалом и формирование умений работать с различными источниками информации.

— Активизация познавательной деятельности обучающихся.

— Формирование умений самостоятельно осмысливать и усваивать новый материал.

— Условные заменители, схемы и рисунки в дидактическом материале способствуют развитию творческого воображения, позволяют «опредметить» абстрактные понятия.

— Контроль с обратной связью, с диагностикой ошибок (появление на компьютере соответствующих комментариев) по результатам деятельности и оценкой результатов.

— Самоконтроль и самокоррекция.

— Тренировка в процессе усвоения учебного материала.

— Высвобождение учебного времени за счет выполнения на компьютере трудоемких вычислительных работ.

— Усиление мотивации обучения.

— Развитие определенного вида мышления (наглядно-образного, теоретического, логического).

— Формирование культуры учебной деятельности.

— Активизация взаимодействия интеллектуальных и эмоциональных функций при совместном решении исследовательских (творческих) учебных задач.

Виды дидактического материала.

-Дидактические тексты для обучения учащихся работе с различными источниками информации (учебником, картами, справочниками, словарями, электронными ресурсами и т.д.)

Обобщенные планы некоторых видов познавательной деятельности: изучения научных фактов; подготовки и проведения эксперимента; изучения физического прибора; проведения научно-технического исследования; действия измерения; анализа графика функциональной зависимости; анализа таблиц.

Памятки (инструкции) по формированию логических операций мышления: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез.

Задания по формированию умений сравнивать, анализировать, доказывать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать.

Задания различного уровня сложности: репродуктивного, преобразующего, творческого.

Задания с проблемными вопросами.

Задания на развитие воображения и творчества.

Инструктивные карточки, отражающие логическую схему изучения нового материала и необходимые способы учебной работы

Карточки-консультации, дидактические материалы с поясняющими рисунками, планом выполнения заданий, с указанием типа задач и пр.

Инструкции к лабораторным работам и фронтальным опытам.

Листы самоподготовки учащихся к лабораторному занятию.

Справочные материалы: «Лабораторное оборудование: приборы, их назначение и технические характеристики, правила пользования»; «Измерительные приборы. Правила пользования и особенности техники измерения»; таблицы физических величин и т.д.

Алгоритм выполнения задания.

Указание причинно-следственных связей, необходимых для выполнения задания.

Указание теорем, правил, формул, на основании которых выполняется задание.

Модели и имитация изучаемых или исследуемых объектов, процессов или явлений.

Проведение лабораторных работ в условиях имитации в компьютерной программе реального опыта или эксперимента (ученик может по своему усмотрению изменять исходные параметры опытов, наблюдать, как изменяется в результате само явление, анализировать увиденное, делать соответствующие выводы).

Тесты с возможностью самоконтроля.

Дидактические материалы — достаточно распространенное учебное средство. На дидактических карточках можно подготовить задания разной степени трудности и использовать их как средство дифференцированного и индивидуального подхода на любой стадии изучения материала. Написанные на плотной бумаге и ламинированные (покрытые защитной пленкой) они могут служить достаточно долго. На карточках оформляются всевозможные памятки, схемы анализа и разбора, справочные таблички и т.п. материал, организующий и облегчающий самостоятельную работу учащихся.

Эффективным дидактическим средством является опорный конспект. Он обеспечивает взаимодействие учителя и учащихся на основе предельного обобщения, кодирования, «свертывания» знаний с помощью условных знаков, символов, схем, графиков, таблиц и их последующего «развертывания», полноценного воспроизведения в сознании учащихся. Широкое применение это средство получило в опыте учителя В.Ф. Шаталова. Составление опорных конспектов организует самостоятельную работу учащихся под руководством педагога. Это средство применимо при изучении учебного материала, требующего твердого запоминания в предметах физико-математического, естественного и общественного циклов. Но чрезмерное увлечение этим методом в изучении истории, литературы и искусства может их излишне схематизировать и формализовать. Обучающее значение опорных конспектов состоит в том, что они помогают хранить в памяти разнообразные факты и сведения в виде условных знаков и обеспечивают возможность развертывать учебный материал во всей полноте. Развивающий эффект обеспечивается за счет интенсивной интеллектуальной аналитико-синтезирующей деятельности учащихся, необходимости постоянного обобщения, свертывания и развертывания знаний, воспроизведения в сознании в случае необходимости. Вовлечение школьников в работу по составлению и использованию опорных конспектов воспитывает у них трудолюбие, уверенность в собственных силах, способность усвоить любой сложный и объемный материал с помощью специальных приемов. Используется начиная со среднего школьного возраста, когда учащиеся постепенно овладевают умениями конспектирования, составления графиков, схем, таблиц.

Многие методисты отмечают, что для более успешного формирования биологических и экологических понятий необходимо использовать дидактические карточки.

Учащийся может работать с дидактическим материалом двумя способами:

— Под руководством учителя

— Без руководства учителя

При этом деятельность под руководством учителя может быть организована как на уроке биологии, так и во внеурочной деятельности.

Ко всем наглядным средствам и их использованию в учебно-воспитательном процессе предъявляются определенные требования:

1) наиболее точное соответствие реальному объекту или явлению;

2) ясное осознание учителем цели, времени и места введения наглядности;

3) эстетическое оформление наглядного средства;

4) адекватность объекта или его изображения стоящей учебной задаче;

5) мера в использовании на одном уроке (занятии);

6) при применении нескольких наглядных средств на одном занятии они должны представляться по мере необходимости, будучи закрытыми для восприятия до нужного момента;

7) наглядный объект не должен содержать ничего лишнего, чтобы не создавать побочных ассоциаций у учащихся;

8) учет возраста и уровня развития и обученности учащихся.

9) Натуральные объекты или их заменители создают ясные впечатления и представления учащихся о предмете.

Дидактические требования к наглядным пособиям

При составлении схематических изображений необходимо соблюдать следующие дидактические требования:

а) соответствие уровню знаний обучающихся и необходимому уровню абстракции;

б) учет логических путей и возможностей установления связей с реальностью;

в) отсутствие перегруженности схем текстом.

При разработке схематических пособий важно учитывать определенные эргономические требования:

а) элементы одинакового значения должны иметь одинаковую форму изображения и связи (величину символов, линий, стрелок, соотношение сторон, обрамление, подчеркивание и т.д.);

б) в схемах, изображающих динамику, следует при помощи стрелок показывать изменения между функциональными элементами, причинами и следствиями;

в) линии целесообразно изображать одинакового вида;

г) при комбинации статических и динамических схем полезно их выделять различным оформлением.

Применение схем, таблиц, графиков предполагает не только систематизацию информации, но и более абстрактный и обобщенный уровень ее усвоения.

Применяя технические средства в школе, необходимо строго руководствоваться санитарно-гигиеническими нормами и правилами безопасности:

1. Современные технические устройства, как правило, сложная техника, требующая соблюдения определенных инструкций. Каждое покупаемое техническое устройство должно иметь инструкцию на русском языке.

2. Существует очень много схожих между собой технических устройств. Выбор устройства, оптимально подходящего для решения конкретной задачи, обычно очень сложное дело. Надо научиться правильно использовать консультации специалистов.

3. Все ТСО питаются электротоком напряжением 220 В, которое опасно для жизни человека. Поэтому все лица, допущенные к работе с ТСО, должны пройти инструктаж по технике безопасности и соблюдать следующие правила.

4. Работать только на исправных ТСО.

5. Знать блок-схему используемого ТСО и правила его эксплуатации, порядок включения, выключения и заземления аппарата.

6. Перед включением общего электропитания проверить исходное положение всех выключателей, розеток и вилок и выключить их.

7. Запретить разборку аппарата ТСО учащимися.

8. При работе с ТСО пользоваться только внешними элементами управления.

9. В случае замыкания (появления искр, запаха гари) — отключить электропитание.

10. Замену деталей электроаппаратуры и ее ремонт проводить при выключенных источниках питания.

11. Запрещается определять наличие напряжения путем прикосновения руками к токоведущим деталям аппаратуры.

12. Нельзя менять и ставить предохранители на электроаппаратуру, находящуюся под напряжением.

13. Запрещается использовать воду и пенные огнетушители для тушения загоревшейся электроаппаратуры, так как эти средства являются проводниками тока и, следовательно, могут привести к короткому замыканию и поражению током человека, производящего тушение.

14. Во избежание ожогов нельзя прикасаться к проекционным лампам в течение 10 мин после их выключения.

15. Нельзя включать в сеть аппараты со снятыми фальшпанелями, задними крышками. Это открывает доступ к деталям, находящимся под высоким напряжением, достигающим в телевизорах и дисплеях ЭВМ величины до 12000-25000 В. Снятие надолго крышек с аппаратов приводит их к загрязнению, вызывающему нарушение нормальной работы кинематических и электрических частей устройств.

16. Нельзя пользоваться аппаратами, у которых не работает система охлаждения или система вентиляции, ибо это может привести к перегоранию кварцевой галогенной лампы или более серьезным неисправностям.

17. При замене проекционной лампы аппарат следует отключить от сети и подождать, пока лампа остынет.

Смотрите так же:  Доверенность на юридическую фирму от физического лица

18. Устанавливать новую лампу можно только специальным пинцетом, чтобы не оставлять отпечатков пальцев на колбе, что может вызвать разрушение колбы и преждевременный выход ее из строя.

19.В диапроекторах, снабженных пультами дистанционного управления, используют диапозитивы только в пластмассовых рамках.

Анализ результатов по исследованию словарного запаса экспериментальной группы
Илья Б. При обследовании словарного запаса у мальчика наблюдалось двигательная расторможенность, неустойчивое внимание. Над ответами он практически не задумывался, выполняя задания заводил разговор на отвлечённые темы. При предъявлении ему сюжетных картинок начал путаться в указании осени (показал .

Педагогическая деятельность учителя
Педагогическая деятельность — это профессиональная активность учителя, в которой с помощью различных средств воздействия на учащихся решаются задачи их обучения и воспитания. Выделяют разные виды педагогической деятельности: обучающая, воспитательная, организаторская, пропагандистская, управленческ .

Особенности национальных видов спорта РС
В последнее время в школах Республики Саха (Якутия) наметилась прогрессивная тенденция совершенствования педагогического процесса путем его обогащения этническими традициями, что предполагает усвоение детьми национально-культурных ценностей, воплощенных в традиционном мировоззрении этноса. Принятая .

Требования к дидактическим обучающим играм для математического развития детей старшего дошкольного возраста.

Требования к дидактическим обучающим играм для математического развития детей старшего дошкольного возраста.

В старшей группе продолжается работа по формированию элементарных математических представлений , начатая в младших группах.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.

Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка. Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.

C детьми старшего дошкольного возраста в овладении элементарными математическими представлениями в процессе дидактических игр решаются следующие задачи: твердое усвоение количественного и порядкового счета в пределах 10, количественный состав числа из единиц в пределах 5. Отвечать на вопросы «Который? Какой? Сколько?», уметь делить предметы на 2-4 части, находить величину, форму предметов в окружающей действительности, словами определять положение предмета в пространстве, знать наименование дней недели.
Через игровое действие, правила дидактических игр, необходимо подводить детей к логическому мышлению, заставлять больше рассуждать, делать обобщения, уточнять представления, что число не зависит от величины предметов, их пространственного расположения и т.д.
В старшей группе не только значительно расширяются и углубляются первоначальные математические представления, но и существенно перестраивается работа на занятиях. Большое внимание уделяется формированию произвольного внимания и памяти, развитию умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение), смекалки и сообразительности, развитию интереса к приобретению знаний.
Математические знания детям дают в определенной системе и последовательности. Дидактические игры проводятся в соответствии с принципом усложнения. Игры должны быть подобраны по разделам «Количество и счет», «Форма», «Величина», «Ориентировка в пространстве», «Ориентировка во времени», распределены по месяцам, в зависимости от прохождения программы на занятии.
В процессе освоения детьми математических знаний вносятся новые игры, усложняются хорошо усвоенные. Организация и проведение игр планируется почти ежедневно (16-20 игр в месяц).
Наблюдения и анализ игр позволяют сделать вывод, что включение в процесс воспитания и обучения дидактических игр приносит заметные результаты. У детей появляются сосредоточенность, внимание, развивается мышление. Дети становятся более организованнее. К концу года они овладевают навыками количественного счета в пределах 10, знают геометрические фигуры, умеют выкладывать силуэты предметов из геометрических форм по представлению дидактическим материалом.

В старшей группе расширяют виды наглядных пособий и несколько изменяют их характер. В качестве иллюстративного материала продолжают использовать игрушки, вещи. Но теперь большое место занимает работа с картинками, цветными и силуэтными изображениями предметов, причем рисунки предметов могут быть схематичными.

С середины учебного года вводятся простейшие схемы, например «числовые фигуры», «числовая лесенка», «схема пути» (картинки, на которых в определенной последовательности размещены изображения предметов).

Наглядной опорой начинают служить «заместители» реальных предметов. Отсутствующие в данный момент предметы педагог представляет моделями геометрических фигур. Опыт показывает, что дети легко принимают такую абстрактную наглядность. Наглядность активизирует детей и служит опорой произвольной памяти, в связи с этим в отдельных случаях моделируются явления, не имеющие наглядной формы. Например, дни недели условно обозначают разноцветными фишками. Это помогает детям установить порядковые отношения между днями недели и запомнить их последовательность.

Усложнение и вариантность приемов работы, смена пособий и ситуаций стимулируют проявление детьми самостоятельности, активизируют их мышление. Для поддержания интереса к занятиям педагог постоянно вносит в них элементы игры (поиск, угадывание) и соревнования.

У детей старшего дошкольного возраста продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления детей систематизируются. Дети различают по светлоте и называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до десяти различных предметов.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие (представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д). Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления.

В старшей группе продолжительность занятия изменяется незначительно по сравнению со средней (с 20-25 минут), но заметно увеличивается объем знаний и темп работы.

Наглядные, словесные и практические методы и приемы обучения на занятиях по математике в старшей группе в основном используются в комплексе. Пятилетние дети способны понять познавательную задачу, поставленную педагогом, и действовать в соответствии с его указанием. Постановка задачи позволяет возбудить их познавательную активность. Создаются такие ситуации, когда имеющихся знаний оказывается недостаточно для того, чтобы найти ответ на поставленный вопрос, и возникает потребность узнать что-то новое, научиться новому.

Побудительным мотивом к поиску являются предложения решить какую-либо игровую или практическую задачу.

Организуя самостоятельную работу детей с раздаточным материалом, педагог также ставит перед ними задачи (проверить, научиться, узнать новое).

Закрепление и уточнение знаний, способов действий в ряде случаев осуществляется предложением детям задач, в содержании которых отражаются близкие, понятные им ситуации. Заинтересованность детей в решении таких задач обеспечивает активную работу мысли, прочное усвоение знаний.

Математические представления «равно», «не равно», «больше — меньше», «целое и часть» и другие формируются на основе сравнения. Дети 5 лет уже могут под руководством педагога последовательно рассматривать предметы, выделять и сопоставлять их однородные признаки. На основе сравнения они выявляют существенные отношения, например отношения равенства и неравенства, последовательности, целого и части и др., делают простейшие умозаключения.

Дидактические требования к наглядным методам и их использованию в процессе педагогической практики

Педагогикой накоплен богатый арсенал методов обучения. Их классифицируют на различные группы в зависимости от источников восприятия информации и дидактических задач. Методы сочетаются и комбинируются в модели обучения, позволяющей активизировать познавательную деятельность учащихся. Для этого используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности – словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы, а также методы самостоятельной работы.

Одними из важнейших методов обучения, прекрасно сочетающимися с другими методами на всех этапах учёбы, являются наглядные методы. Г.И. Кругликов отмечает, что наглядными методами «принято называть совокупность действий педагога, которая состоит в показе учащимся предметов или их моделей, а также в представ­лении им определенных явлений или процессов с соответствую­щим объяснением их существенных признаков» [1, c. 58].

Цель статьи – рассмотреть особенности применения наглядных методов обучения на педагогической практике будущих педагогов профессионального обучения.

Наглядные методы обучения направлены на эмоциональное восприятие материала, применяются при изложении сложной информации, в ситуациях, когда снижается внимание аудитории. Наглядные методы особенно важны для обучаемых, имеющих визуальное восприятие действительности. Современная дидактика профессионального образования требует наиболее рациональных вариантов применения средств наглядности, позволяющих достичь большего образовательного и воспитательного, а также развивающего эффекта. Она ориентирует педагогов на такое применение наглядных методов обучения, чтобы одновременно иметь возможность развивать и конкретное, и абстрактное мышление обучаемых.

Творцом дидактики так называемого на­глядного обучения считается Ян Амос Коменский. В своей «Вели­кой дидактике» он говорит о необходимости «предоставить для восприятия чувствами» все, что только можно, «а именно: види­мое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запах – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспри­нять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются не­сколькими чувствами».

Смотрите так же:  Купить осаго сыктывкар

Использование средств наглядности на занятии в профессиональном образовательном учреждении имеет огромное значение для повышения качества усвоения учащимися информации, развития психики учащихся и расширения педагогических возможностей преподавателя. Наглядность способствует приобретению осознанных и прочных знаний, она реализует связь теории и практики, содействует развитию абстрактного мышления на основе связи конкретного и абстрактного, формирует познавательный интерес и активность учащихся.

Наглядные методы могут быть основными и (чаще) вспомогательными. Благодаря вспомогательным средствам поставленные цели обучения и решение конкретных задач более успешно достигаются за рациональное время при минимальной затрате учебных усилий. Главное назначение вспомогательных средств – оптимизировать, насколько это оказывается возможным, учебно-воспитательный процесс, создать более или менее ярко выраженную иллюзию приобщения к профессиональной среде.

Следует подчеркнуть, что сами по себе средства наглядности в сочетании со способами предъявления информации на занятии в профессиональном учебном заведении еще не решают задачи повышения качества обучения. Ведя подготовку и контроль практической деятельности будущих педагогов профессионального образования в профессиональных учебных заведениях (основной базой практики является государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Зерноградский техникум агротехнологий»), преподаватели кафедры профессиональной педагогики Азово-Черноморской государственной агроинженерной академии нацеливают студентов на такое использование методов наглядности, которое будет максимально эффективным.

Эффективность использования наглядных методов зависит от соблюдения ряда выработанных педагогической наукой и передовой практикой требований:

  1. Применяемое средство наглядности должно соответствовать возрасту учащихся, уровню развития их пространственного мышления.
  2. Демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала; должна соответствовать объему содержания и дидактическим характеристикам передаваемой учащимся информации.
  3. Наглядность должна соответствовать целям и задачам обучения (образовательные цели, воспитательные и развивающие задачи).
  4. Наглядного материала не должно быть слишком много. Это отвлекает учащихся от сущности изучаемого материала.
  5. Наглядность должна использоваться по мере необходимости, только в соответствующий момент занятия, т.е. в соответствии с этапами (структурными элементами) занятия, на которых планируется использовать средство наглядности. Неправильно, когда все схемы и плакаты развешиваются до начала занятий. Это также отвлекает внимание обучаемых, а во время объяснения пособия уже перестают их интересовать.
  6. Наглядное средство должно хорошо сочетаться с другими методами и средствами обучения, используемыми преподавателем на занятии.
  7. Наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет.
  8. Необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстративного материала. Это необходимо, так как они порой содержат и отвлекающие моменты.
  9. Нужно заранее детально продумывать пояснения (вводные, по ходу показа и заключительные), даваемые в ходе демонстрации явлений. Детальное продумывание необходимо для выяснения сущности демонстрационных явлений, а также для обобщения усвоенной учебной информации.
  10. Желательно привлекать самих учащихся к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве. Возможна постановка перед ними проблемных заданий наглядного характера.
  11. Во время демонстрации пособия целесообразно замедлять или прерывать рассказ, побуждая слушателей внимательно рассмотреть схему, плакат или рисунок.

Психолог В.А. Петровский называет также такое требование к методам обучения как «соответствие возможностям самих учителей (опыт, теоретическая и практическая подготовленность, личностные качества учителя и прочее)» [2, c. 204]. Действительно, не каждый преподаватель, к примеру, владеет методикой использования компьютерных средств наглядности, не у всех преподавателей гибкое мышление, позволяющее быстро перестраиваться, осваивать новые методы наглядной подачи информации. Молодым педагогам не хватает опыта как в обращении с имеющейся в учебном заведении техникой, так и в умении сочетать наглядные методы с другими методами, органично вводить их в общую канву занятия.

Особенностью наглядных методов обучения является то, что они используются, обязательно в той или иной мере сочетаясь со словесными методами. Тесная взаимосвязь слова и наглядности вытекает из того, что диалектический путь познания объективной реальности предполагает применение в единстве живого созерцания, абстрактного мышления и практики. Учение И.П. Павлова о первой и второй сигнальных системах показывает, что при познании явлений действительности воздействие должно оказываться на обе сигнальные системы во взаимосвязи. Восприятие через первую сигнальную систему должно органически сливаться с оперированием словом, с активным функционированием второй сигнальной системы.

Тесная взаимосвязь слова и наглядности вытекает из того, что, по словам Ю.К. Бабанского, «диалектический путь познания объективной реальности предполагает применение в единстве живого созерцания, абстрактного мышления и практики» [1, c. 102].

Л.В. Занковым было изучено несколько основных форм сочетания слова и наглядности:

– при посредстве слова учитель руководит наблюдением, которое осуществляется учащимися, а знания об облике объекта, его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях ученики извлекают из самого наглядного объекта в процессе наблюдений;

– при посредстве слова учитель на основании осуществленного школьниками наблюдения наглядных объектов и на базе имеющихся у них знаний ведет учащихся к осмыслению и формированию таких связей в явлениях, которые не могут быть высмотрены в процессе восприятия;

– сведения об облике объекта, о его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях учащиеся получают из словесных сообщений педагога, а наглядные средства служат подтверждением или конкретизацией словесных сообщений;

– отправляясь от осуществляемого школьниками наблюдения наглядного объекта, педагог сообщает о таких связях между явлениями, которые непосредственно не воспринимаются учащимися, либо делает вывод, объединяет, обобщает отдельные данные [2, c. 24-25].

Кроме того, нужно помнить, что наглядные методы должны способствовать решению поставленных задач, не отвлекая внимание на второстепенные детали.

Необходима предварительная подготовка оборудования в соответствии с соблюдением требований техники безопасности. В условиях демонстрации химических, физических и других технических установок необходимо особенно строго соблюдать правила техники безопасности, которые четко определены соответствующими инструктивными документами.

Средства наглядности должны иметь эстетичный вид, быть оптимальных размеров. Схема, плакат, написанные мелким шрифтом, не могут принести требуемого эффекта. Расстояние между строчками текста должно равняться как минимум половине высоты букв. Материал в нижней части пособия оформляют обычно ярче, так как воспринимается он медленнее. Имеет значение и подбор цветов. Наиболее благоприятны жёлто-зелёный, зелёно-голубой и синий цвета. Полезно применять сочетание чёрных букв и жёлтого фона, красных букв и зелёного фона.

Хорошее обозрение также достигается путем применения соответствующих красок при изготовлении подъемных столиков, экранов подсвечивания, рейтеров, указателей и пр.

Г.И. Кругликов предупреждает молодых педагогов о невольных ошибках, снижающих эффективность использования метода наглядности при демонстрации пособий. Он называет следующие ошибки:

1. Внимание учащихся обращается на несколько моментов одновременно. Вследствие этого они не в состоянии сосредоточить внимание, не могут точно и полно воспроизводить показанное. Следует в определенной логической последовательности переклю­чать внимание с одного момента на другой.

2. Объяснение мастера не совпадает с тем, что в данное время он показывает. Например, включается теоретический материал, отвлекающий внимание учащихся от показываемых приемов ра­боты, проводятся аналогии с другими приемами, говорится о предыдущих упражнениях и т.п. Во время демонстрации трудового приема любое пояснение уместно лишь в той мере, в какой оно непосредственно улучшает восприятие показываемого. Если в виде исключения надо пояснить что-нибудь, не связанное непосред­ственно с демонстрируемым приемом, необходимо прервать по­каз.

3. Речь мастера во время показа не должна быть многословной, так как в процессе демонстрации всякое пояснение имеет лишь вспомогательное значение [3, c. 59-60].

В разные периоды развития образования тем или иным методам придавалось более существенное значение. Вместе с тем практика показала, что ни один метод, будучи использован исключительно сам по себе, не обеспечивает нужных результатов. Необходимо сочетать различные методы обучения. Кроме того, важно постоянно расширять круг наглядных методов обучения в соответствии с достижениями современных технологий. К примеру, в последнее время актуальным и доступным стало использования мультимедийной презентации к занятиям [5] и в целом информационных технологий как способа предъявления наглядности [6].

Выбор методов профессионального обучения является одним из тех решающих факторов, от которых зависит успешность организации учебного процесса, уровень мотивации учащихся, степень понимания ими материала и, как следствие, уровень полученных учащимися профессионального лицея знаний, сформированных умений и навыков.

1. Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом: Учебное пособие. – М.: Академия, 2005. – 345 с.

2. Петровский А.В., М.Г. Ярошевский Психология: Учебник для вузов. – М.: Академия, 2005. – 512 с.

3. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1985. – 207 с.

4. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. – М.: Учпедгиз, 1960. – 309 с.

5. Крылова М.Н. Мультимедийная презентация к занятию: проблемы подготовки и применения // Грани познания. – 2015. – № 8 (42). – С. 32-40.

Требования к дидактическому материалу по биологии и химии в школе для детей с нарушением зрения.

Материал може быть полезен для учителей при разработке дидактического материала к урокам, а также для учителей, работающих в школах для слабовидящих.

Просмотр содержимого документа
«Требования к дидактическому материалу по биологии и химии в школе для детей с нарушением зрения.»

Требования к дидактическому материалу

по биологии и химии в школе для детей с нарушением зрения

Определение коррекционно-компенсаторного эффекта находится в прямой зависимости от использования средств обучения, которые варьируются в пределах четырех групп: объекты окружающего мира, изобразительные средства наглядности, учебные и текстовые материалы, технические средства обучения.

Смотрите так же:  Оформить уведомление о расторжении договора

Для ученика с нарушенным зрением очень важно знакомиться с характерными признаками биологических и химических объектов непосредственно, особенно если он ранее с ними не встречался или же в силу зрительной депривации воспринимал их очень поверхностно и фрагментарно.

При недоступности восприятия натуральных объектов, моделей веществ учащимися с нарушениями зрения учителя биологии и химии использует специальные средства наглядности. Коррекционная направленность изобразительных пособий по биологии и химии для слепых и слабовидящих достигается соблюдением следующих требований:

1. Оптимальный размер (масштабность) и доступная нагрузка пособий

Знакомство слабовидящих и частично видящих школьников с изображенным природным объектом, моделью начинается с выделения его контура из фона. Здесь важно выделить и определить контрастность изображения, размер самого пособия. Экспериментальные данные говорят о том, что наиболее оптимальные величины цветоконтрастности изображений лежат в пределах 85 — 95%, а размер пособий — 15×20 см.

В связи с особенностями зрительного восприятия слабовидящих учащихся необходимо изготовлять раздаточный материал. Разда­точный материал в виде тематических коллекций может быть из­готовлен по всем разделам описательной части курса неорганичес­кой и органической химии, по всем тематическим разделам курса биологии. Эти коллекции не должны быть перегру­жены количеством образцов.

При обследовании иллюстративно-наглядного материала идет его детализация и выделение существенных признаков строения. На этом этапе коррекционная работа должна быть направлена на решение масштабности, допустимых размеров детализации, введения цвето-рельефной унификации. Для того, чтобы слабовидящий ученик мог различить мелкие детали строения предмета, организма, вещества, модели, их размеры необходимо давать в пределах 710 мм.

2. Рельефная и цветовая унификация

Большое внимание при использовании изобразительной наглядности следует уделить первичности восприятия, оно во многом определяет формирование адекватного образа. На первом предъявлении детям со зрительной недостаточностью изображенного природного объекта, модели большое значение уделяется цветонасыщенности изображения, она, так же как и цветоконтрастность должна лежать в пределах 85 — 95%. Окраску необходимо максимально приблизить к естественной. Единые участки строения, одинаковые части и органы объектов живой и неживой природы, структурные элементы веществ в изобразительных пособиях необходимо унифицировать в двух направлениях: в цветовом и рельефном. Такой коррекционный приём повышает эффективность различительных операций и снижает время, которое учащиеся затрачивают на ориентировочные действия.

На уроках химии для формирования адекватных представлений о строении веществ активно применять работу учащихся с шаростержневыми моделями атомов и молекул. При этом обогащается сенсорный опыт (различия в цвете моделей атомов отдельных элементов, объемность всех компонентов), совершенствуется мелкая моторика.

Использование средств наглядности необходимо осуществлять в соответствии с требованиями для учащихся с нарушением зрения, с учетом индивидуальных зрительных диагнозов учащихся: миопия – подбор цветовой гаммы – оранжево-желтой и зеленой; заболевания зрительного нерва – белый и красный.

3. Контрастность изображений

Дидактический материал должен способствовать уточнению представлений у детей и отвечать требованиям охраны слабого зрения: в нем должны отсутствовать резкие контрасты (для черных силуэтных изображений фон делается не белый, а светло-желтый или светло-зеленый), усиливаться четкость шкал, схем, рисунков, разгружаться от мелких элементов. Наглядность обязательно должна сопровождаться словесным описанием, что поможет избежать искаженного восприятия объектов.

При проведении химического эксперимента, лабораторных опытов обязательно используются контрастные фоновые экраны (черный, бежевый или другой фон в зависимости от цвета, формы демонстрируемого объекта, вещества и зрительного диагноза).

4. Использование материала с учетом полисенсорности восприятия

Для изучения предметов использование объектов с учетом полисенсорности восприятия, с вовлечением в работу сохранных анализаторов: слухового, осязательного (крупные и мелкие предметы), обонятельного (запах).

При подборе оборудования учитывается его соответствие тематике урока, соответствие дидактическим требованиям с учетом зрительных диагнозов учащихся. Для индивидуальной и групповой работы на уроках подбираются коллекции металлов, полимерных материалов, волокон, образцы кристаллических решеток веществ; при проведении химического эксперимента обязательно используются контрастные фоновые экраны.

При формировании сенсорного опыта у детей важно обратить внимание на необходимость чувственного восприятия учащимися таких факторов как:

усиление тепла (кожное восприятие температуры воздуха – при проведении экзотермических реакций);

при рассматривании коллекций – сравнение представителей различных групп металлов, систематических групп живых организмов (визуальное и тактильное восприятие);

сравнение величины и формы волокон, полимеров, представителей живых организмов, относящихся к одной систематической категории (класса, семейства) (при проведении соответствующего лабораторного практикума);

обонятельное восприятие (использовать память учащихся о запахах образующихся при проведении ряда качественных реакций, например при получении аммиака или запаха различных растений).

Таким образом, полисенсорность восприятия помогает учащимся сформировать адекватное представление о химических формулах простых и сложных веществ, о пространственном строении молекул, о различных классах неорганических и органических соединений и их свойствах, животных, семействах растений.

Внедрения специальных требований к эргономике позволяют значительно снизить временные затраты на ориентировочные движения у незрячих и слабовидящих учащихся, способствуют формированию коррекционных умений и предметной сенсомоторики.

Требования к оборудованию и реактивам, используемым для ос­нащения рабочих мест слабовидящих учащихся:

Все оборудование, реактивы, натуральные объекты, вещества для демонстрации при проведении практических работ и лабораторных опытов должны распо­лагаться на рабочем месте ученика в строго определенном, навсег­да установленном порядке.

Все реактивы следует содержать в склянках, дифференциро­ванных по форме, объему, цвету надписей формул химических ве­ществ.

Все оборудование должно быть устойчиво и надежно в упо­треблении.

Из выпускаемого промышленностью перечня химического и биологического оборудования целесообразно выявлять и применять в школах для слабовидящих оборудование, которое может быть приспособлено для обучения слабовидящих учащихся и может обеспечить им полу­чение наиболее полного объема учебной информации.

В целях соблюдения правил техники безопасности при работе с химическими веществами все склянки с реактивами должны быть стационарно закреплены. Для этой цели можно использовать специальный штатив. Штатив следует расположить в ле­вой части лабораторного ученического стола, в нем можно разме­стить ограниченное количество склянок с растворами используемых веществ.

Дифференциация склянок по виду обозначения, строгое соблю­дение требования об определенном постоянном размещении реак­тивов в наборе помогает слабовидящим учащимся легко и быстро найти необходимое вещества. Перечисленные требования помогают учащимся с нарушенным зрением в микро- и макроориентировке при использовании химической посуды, реактивов и оборудования, обусловливают соблюдение техники безопасности при проведении лабораторных и практических работ по предмету.

Применение технических средств обучения

Хорошие результаты дает применение на уроках диапозитивов и диафильмов, звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры. Целесообразно использование аудио-, видеопрограмм, отражающих и демонстрирующих изучаемое явление, вещество, натуральный объект, природный процесс. Однако необходимо отметить, что использование слайдов, презентаций должно осуществляться с учетом вышеперечисленных требований.

Таким образом, разработка и эффективное использование средств обучения биологии и химии непосредственно зависят от соблюдения тифлопедагогических требований: дозированной нагрузки и масштабности пособий, рельефной и цветовой унификации изображений, цветоконтрастности их составных частей, стабильности подбора и расположения лабораторного оборудования, полисенсорной возможности констатации аналитических показателей биологических и химических процессов и др.

Результатом такой коррекционно-педагогической работы является лучшее и более полное формирование чувственного образа изучаемого объекта, выполняется компенсирующая роль при неполноценном зрении и уменьшается нагрузка на зрительный анализатор.

То есть необходимо преодолеть стереотипы зрительного восприятия, заложенные у человека в фило- и онтогенезе и перевести перцепцию на осязание (для слепых), на зрительно-осязательную основу (для частично- и слабовидящих), а иллюстративно-графический и символико-цифровой материал адаптировать по рельефу, цвету, контрастности и др.

Другие публикации:

  • Льготы для инвалидов 2 группы по оплате коммунальных услуг Как и в каком размере предоставляются льготы по оплате коммунальных услуг для инвалидов Часто в жизни люди оказываются в сложных ситуациях из-за проблем со своим здоровьем или здоровьем своих близких. Многие теряются, не знают, кто и как […]
  • Как оформить повышение квалификации в другом городе Повышение квалификации работника в другом городе Уважаемые коллеги, может у кого-то был опыт направления сотрудника в другой город для повышения квалификации. Вопрос вот в чем: отправляем инженера в Москву, заключаем с ней дополнительный […]
  • Льготы педагогам в городе Льготы учителям Многих интересует, какие льготы у учителей на сегодняшний день, и почему именно учителям они предоставляются. Профессия педагога очень ответственная и требующая большого количества затрат – как временных, так и […]
  • Средняя пенсия по коми Минимальная пенсия в Республике Коми Минимальная пенсия в Республике Коми в 2019 году В Республике Коми в 2019 не работающим пенсионерам полагается доплата к пенсии до 10742 руб. Размер регионального прожиточного минимума пенсионера […]
  • Приказ 10 25 мвд Приказ МВД РФ от 23 апреля 2012 г. N 348 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации лицензии на […]
  • Стаж пилота это Когда и с какими почестями уходят на пенсию пилоты Вопрос интересный, пенсионный возраст увеличивают, работать надо больше, но есть профессии, на которые это не действует. Профессии с выслугой лет, например пилоты. Сколько нужно лет […]
Требования к дидактическим пособиям