Как разрешить спор об определении границ земельного участка?

Земельным участком признается часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи (п. 3 ст. 6 ЗК РФ; ч. 8 ст. 22 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).

Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию (ч. 4.2 ст. 1 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ; ч. 2 ст. 8 Закона N 218-ФЗ).

При выполнении кадастровых работ по межеванию участка предметом согласования является точное местоположение границ между двумя смежными участками.

В процессе межевания кадастровым инженером может быть выявлено пересечение границ земельного участка с границами смежных участков, сведения о которых уже содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), что может привести к разногласиям между собственниками (владельцами) смежных участков.

Если в результате кадастровых работ уточняется местоположение границ вашего земельного участка или границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в ЕГРН, местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию между вами и другими лицами, обладающими смежными участками на праве собственности или ином вещном праве (независимо от наличия в ЕГРН сведений о зарегистрированных правах на указанные земельные участки либо сведений о координатах характерных точек их границ или иного описания местоположения границ). Предметом согласования является определение местоположения границы земельного участка, являющейся границей другого земельного участка (ст. 43 Закона N 218-ФЗ).

В случае если причиной пересечения границ земельных участков является ошибка в сведениях ЕГРН о земельном участке, кадастровый учет которого был осуществлен ранее, то она может быть исправлена в порядке ст. 61 Закона N 218-ФЗ.

Для определения или уточнения местоположения границ земельного участка рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Обратитесь к кадастровому инженеру для составления акта согласования местоположения границ земельного участка

Акт оформляется на обороте листа графической части межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным, если в акте стоят личные подписи всех заинтересованных лиц.

Если заинтересованное лицо, получившее в соответствии с требованиями законодательства надлежащим образом оформленное извещение, не выразило свое согласие или не представило мотивированный отказ от согласования границ, то граница считается согласованной с данным лицом, о чем в акт вносится запись. При этом к межевому плану также должны быть приложены документы, подтверждающие извещение владельца смежного участка о проведении согласования (ч. 1, 2 ст. 43 Закона N 218-ФЗ; ч. 2, 3 ст. 40 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).

Если с собственником (владельцем) смежного земельного участка местоположение границ участка не будет согласовано или им будут представлены письменные возражения, обосновывающие отказ от согласования, они в обязательном порядке должны быть внесены в акт согласования. В дальнейшем отсутствие согласования или нарушение порядка его проведения может привести к тому, что орган регистрации прав откажет в осуществлении кадастрового учета вашего земельного участка (ч. 3, 7 ст. 22, п. п. 20, 25 ч. 1 ст. 26 Закона N 218-ФЗ; ч. 4 ст. 40 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).

При наличии неурегулированных разногласий переходите к следующему шагу.

Шаг 2. Инициируйте повторное согласование местоположения границ земельного участка

Не исключено, что в сведениях кадастрового учета была допущена ошибка, поэтому нужно обратиться в орган регистрации прав с заявлением о необходимости ее исправления (ст. 61 Закона N 218-ФЗ).

Сведения о снятии возражений в отношении местоположения границы земельного участка будут впоследствии внесены в акт согласования (п. 87 Требований к подготовке межевого плана, утв. Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921).

Если местоположение границ не было согласовано в добровольном порядке, придется обратиться в суд (ч. 2 ст. 43 Закона N 218-ФЗ; ч. 5 ст. 40 Закона N 221-ФЗ).

Шаг 3. Подготовьте исковое заявление и пакет документов

При подготовке иска об установлении местоположения границ земельного участка обратите особое внимание суда на те объекты (природные или искусственные, существующие на местности 15 лет и более), на основании которых определялось местоположение участка (как вашего, так и смежного).

Подобными объектами являются заборы, деревья, иные насаждения, столбы и т.п.

Данная информация очень важна, поскольку при отсутствии документального подтверждения границ участка его местоположение определяется только по названным объектам (ч. 10 ст. 22 Закона N 218-ФЗ).

В качестве ответчика по делу необходимо указать собственника смежного с вашим земельного участка, в качестве третьих лиц — орган регистрации прав и кадастрового инженера.

Также необходимо правильно сформулировать требования к суду (ч. 2 ст. 131 ГПК РФ).

Исковые требования, в зависимости от обстоятельств дела, могут быть следующими:

  • признать местоположение смежной границы земельного участка ответчика технической или реестровой ошибкой;
  • установить смежную границу между земельными участками (как правило, в соответствии с координатами, указанными в заключении кадастрового инженера).

К исковому заявлению могут быть приложены следующие документы (ст. 132 ГПК РФ):

  • копии искового заявления по количеству ответчиков и третьих лиц;
  • копии правоустанавливающих и правоподтверждающих документов на земельный участок (документ, на основании которого вы владеете участком, свидетельство о государственной регистрации права);
  • копия межевого плана;
  • сведения из ЕГРН о смежном участке (ч. 1, 6 ст. 62 Закона N 218-ФЗ);
  • документ об уплате госпошлины. Размер госпошлины рекомендуется предварительно уточнить в суде, поскольку суд может принять иск, оплаченный госпошлиной в размере 300 руб., как за требование неимущественного характера (пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ), но может и оставить его без движения на том основании, что госпошлина должна уплачиваться в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ — как при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, в зависимости от цены иска, поскольку иски об установлении границ земельного участка относятся к искам о правах на недвижимое имущество;
  • иные документы, а также копии документов, подтверждающих ваши требования, по числу ответчиков и третьих лиц.

Иск предъявляется по месту нахождения земельного участка (ч. 1 ст. 30 ГПК РФ; п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010).

Шаг 4. Примите участие в судебном заседании

При рассмотрении дела может потребоваться назначение землеустроительной экспертизы для разрешения вопроса о том, были ли проведены кадастровые работы в соответствии с требованиями законодательства, а также о том, по каким координатам необходимо устанавливать местоположение смежной границы двух спорных участков (ст. 79 ГПК РФ).

Шаг 5. Получите решение суда и обратитесь в орган регистрации прав

После вступления решения суда в законную силу нужно обратиться в орган регистрации прав с заявлением о постановке вашего земельного участка на кадастровый учет или об осуществлении кадастрового учета в связи с уточнением границ участка на основании решения суда (ч. 1, 2 ст. 14, ч. 3 ст. 61 Закона N 218-ФЗ).

Орган регистрации прав обязан исправить ошибку и осуществить кадастровый учет.

Как провести межевание земельного участка? >>>

Официальный сайт Росреестра — https://rosreestr.ru

Подготовлено на основе материала

адвоката Богаткова С.А.

Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас.

Границы земельного участка не установлены: сложности и перпективы регулирования

В одном из прошлых номеров «ЭЖ» писала о том, какие проблемы могут возникнуть у собственника земельного участка с неустановленными границами (читайте в материале «Границы земельного участка не установлены. Какие риски это может повлечь и как их избежать?», «ЭЖ», 2017, № 06). В этом номере мы продолжим рассматривать проблему и расскажем о причинах появления таких объектов, а также о перспективах разрешения сложившейся ситуации.

Земельный участок может не иметь установленных границ по разным причинам. В некоторых случаях речь идет об участках, вовсе не учтенных в государственном кадастре недвижимости, а иногда — об учтенных ранее.

Если участок не прошел кадастровый учет

Законодательство выделяет несколько категорий земельных участков, и в настоящей статье будут рассмотрены две из них: неучтенные и ранее учтенные. К неучтенным земельным участкам относятся те, которые не состоят на государственном кадастровом учете в установленном законом порядке. Такие земельные участки не имеют кадастрового (условного) номера, не поставлены на учет в государственном кадастре недвижимости, соответственно, ЕГРН не содержит каких-либо сведений о них.

Ситуация, когда земельный участок не поставлен на государственный кадастровый учет, могла сложиться в результате изменений в законодательстве, в том числе в связи с принятием Земельного кодекса РФ, федеральных законов от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — старый Закон о кадастре) и от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — старый Закон о госрегистрации). Причины для этого могли быть как необъективные — информация о государственном учете земельного участка по каким-либо причинам утрачена, так и объективные — земельный участок никогда не был объектом земельных отношений ни до, ни после принятия старого Закона о кадастре.

Смотрите так же:  Требования к системе резервного копирования

В силу прямого указания п. 1 ст. 37 ЗК РФ объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.

Государственный кадастровый учет земельных участков в силу положений ст. 70 ЗК РФ осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», далее — Закон о госрегистрации недвижимости (до 1 января 2017 г. — старым Законом о кадастре).

В соответствии с ч. 7 ст. 1 Закона о госрегистрации недвижимости государственный кадастровый учет земельного участка — это внесение в ЕГРН сведений о нем, которые подтверждают существование участка с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования.

Таким образом, государственный кадастровый учет земельного участка является обязательным для того, чтобы участок стал самостоятельным объектом земельных отношений. Без проведения кадастрового учета оборот земельного участка не предусмотрен, законное подтверждение прав и закрепление сведений о нем затруднительны. Также представляется сомнительной и законная защита прав на такой земельный участок.

Соответственно, в данном случае не будет иметь правового значения установлены ли границы для такого земельного участка или нет, поскольку без постановки на государственный кадастровый учет оборот земельного участка невозможен.

В качестве примера можно привести Определение Московского городского суда от 15.03.2016 № 4г-2095/2016. В этом деле суд установил, что земельный участок, право на который хотели оформить истцы, был предоставлен одному из них совхозом во временное пользование. Истец не обращался в исполком с заявлением о предоставлении участка в собственность, когда такое право можно было реализовать, следовательно, по состоянию на 1998 г. он утратил право пользования участком вследствие истечения срока временного пользования и отсутствия документов, подтверждающих его продление.

При этом суд отметил, что земельный участок предоставлен истцу приказом совхоза под огород, никаких других правоустанавливающих документов на участок истцом не представлялось. В записи в похозяйственной книге указано на обладание истцом земельным участком в течение десяти лет после его предоставления в 1988 г. В райкомземе право на участок не регистрировалось, свидетельство о праве собственности на указанный участок не выдавалось, земельный участок не учтен в ГКН. Таким образом, по мнению суда, основания для удовлетворения иска об установлении границ земельного участка и признании права собственности на него отсутствуют.

Аналогичный вывод делается в Апелляционном определении Московского городского суда от 16.11.2015 по делу № 33-41571/2015, в котором суд указал, что, если земельные участки не сформированы с установлением границ и не поставлены на кадастровый учет в соответствии со старым Законом о кадастре, значит, они не обладают всеми характеристиками индивидуализированной вещи и не могут быть предметом гражданско-правовых отношений.

При этом интересной представляется позиция, выраженная в Определении ВС РФ от 06.12.2005 № 4-В05-42. В частности, Верховный суд РФ признал необоснованным вывод суда нижестоящей инстанции о том, что земельный участок не относится к недвижимому имуществу, права на которое подлежат государственной регистрации, и, как следствие, не может считаться объектом недвижимости и предметом какой-либо сделки, если границы его не описаны и не удостоверены в установленном порядке, признав его противоречащим ст. 130 ГК РФ и ст. 1 старого Закона о госрегистрации.

Согласно п. 4 ст. 69 Закона о госрегистрации недвижимости технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством РФ порядке до дня вступления в силу старого Закона о кадастре, признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в ЕГРН и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии со старым Законом о госрегистрации, также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Сведения об участке есть в ГКН, но его границы не установлены

К другой категории земельных участков с неустановленными границами — ранее учтенных — можно отнести земельные участки, которые подлежали кадастровому учету, однако границы таких земельных участков на местности не устанавливались или устанавливались таким образом, который не позволяет определить их местоположение с достаточной точностью.

В частности, это могут быть случаи (см. письмо Минэкономразвития России от 19.05.2014 № ОГ-Д23-3716):

отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границы земельного участка;

когда содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты характерных точек границы земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;

когда содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты какой-либо характерной точки границы земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (в государственном кадастре недвижимости содержится несколько значений координат указанной характерной точки).

Например, на практике местоположением земельного участка с неустановленными границами может являться определенный кадастровый квартал или же населенный пункт, состоящий из нескольких кадастровых кварталов.

При этом отсутствие сведений о границах такого участка не позволяет осуществлять в отношении него определенные виды кадастровой деятельности. Такие земельные участки обладают ограниченными свойствами и не могут быть использованы наравне с теми земельными участками, в отношении которых границы определены.

Вместе с тем следует учитывать позицию, изложенную в постановлении Президиума ВАС РФ от 24.06.2014 № 4890/14 по делу № А67-1041/2013, согласно которой является неверным вывод кадастровой палаты и нижестоящих судов о том, что разделу ранее учтенного земельного участка, поставленного на кадастровый учет без установления границ, препятствуют в совокупности требования п. 6 ст. 11.4 ЗК РФ, ч. 3 ст. 25 старого Закона о кадастре.

Об отсутствии сведений о границах земельного участка делается соответствующая отметка. В частности, согласно п. 39 Приложения № 7 приказа Минэкономразвития России от 20.06.2016 № 378 «Об утверждении отдельных форм выписок из ЕГРН, состава содержащихся в них сведений и порядка их заполнения, а также требований к формату документов, содержащих сведения ЕГРН » при оформлении выписки об основных характеристиках в целях подтверждения внесения в ЕГРН сведений о земельном участке как о ранее учтенном в случае отсутствия сведений о координатах характерных точек границы такого земельного участка, а также в случае, если содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ таких земельных участков определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения, указываются слова «Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства».

Какой путь решения проблемы выбрал законодатель?

В настоящее время большое количество земельных участков на территории РФ, сведения о которых содержатся в ЕГРН, а раньше содержались в ГКН, не имеют точного описания границ. Зачастую это границы, которые описаны словесно, схематически, без координат или с координатами в несуществующей системе координат или с низкой точностью. Как правило, причиной возникновения такой ситуации является то обстоятельство, что ранее законодательство не предусматривало обязательного и единообразного оформления описания границ земельных участков.

Отсутствие необходимой и достоверной информации существенно затрудняет гражданский оборот недвижимости. Поскольку возможность в полной мере распоряжаться участками без точных границ затруднена и не всегда возможна, правообладатели обеспечивают уточнение границ за свой счет по мере необходимости (например, при отчуждении, залоге и т.п.).

Попытка радикальным образом разрешить сложившуюся ситуацию была предпринята еще в 2013 г., когда Минэкономразвития России разработало проект федерального закона «Об определении точных границ земельных участков и местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (размещен на портале regulation.gov.ru под ID 00/04-3832/06-13/12-16-4). В этом проекте предлагалось провести массовые кадастровые работы для уточнения сведений о границах различных объектов недвижимости (подробнее читайте в материале «Правительство готовит массовое проведение кадастровых работ», «ЭЖ», 2013, № 33).

В законопроекте закреплялось понятие «комплексные кадастровые работы». Результатом проведения таких работ должна была стать карта-план территории, содержащая необходимые для государственного кадастрового учета сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства, расположенных в границах территории проведения комплексных кадастровых работ (элемента планировочной структуры населенного пункта).

Более того, по проекту предполагалось, что с 1 января 2018 г. будет запрещено любое распоряжение (согласование распоряжения) земельными участками, в отношении которых в государственном кадастре недвижимости будут отсутствовать сведения о местоположении границ, установленных в соответствии с законодательством РФ.

Проект в Госдуму Правительство РФ так и не внесло. Такое решение могло быть обусловлено многими причинами: небольшим переходным сроком для оформления земельных участков, низким информированием собственников земельных участков о предстоящих изменениях, отсутствием необходимых условий и ресурсов для реализации мероприятий по массовому государственному кадастровому учету.

Какое решение проблемы с участками, не имеющими установленных границ, предложил новый Закон о госрегистрации недвижимости?

Как разъяснило Минэкономразвития России в письме от 22.12.2016 № 39682-ВА/Д23и, государственная регистрация прав и государственный кадастровый учет по правилам нового Закона о госрегистрации недвижимости должны осуществляться одновременно, за исключением случая, когда государственный кадастровый учет может быть осуществлен на основании документов (содержащихся в них сведений), представленных для государственной регистрации прав, и отсутствуют иные основания, препятствующие государственной регистрации прав. Поэтому, если в Росреестр будет представлено заявление о государственной регистрации прав без одновременного государственного кадастрового учета, регистрирующий орган приостановит государственную регистрацию прав на основании п. 5 ч. 1 ст. 26 нового Закона о госрегистрации недвижимости, пока заявитель не предоставит все необходимые, в том числе и для кадастрового учета, документы.

Смотрите так же:  Авансовые налоговые платежи возврат из бюджета

Иными словами, на практике это означает, что при совершении сделок с участками, не имеющими установленных границ, его собственник все равно будет вынужден провести межевание и установить границы — в противном случае за покупателем право собственности на землю не зарегистрируют.

Отметим, что в старом Законе о госрегистрации также была норма, направленная на ограничение оборота участков с неустановленными границами.

В государственной регистрации прав может быть отказано, если в ГКН в отношении земельного участка, на государственную регистрацию прав на который представлены документы, отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в ГКН сведениями о последнем, за исключением случаев, установленных в п. 1 ст. 19 настоящего Федерального закона.

Абзац 14 п. 1 ст. 20 старого Закона о госрегистрации

При этом в соответствии с п. 1 ст. 19 старого Закона о госрегистрации к случаям — исключениям из общего правила относились следующие:

право на земельный участок ранее зарегистрировано в установленном старым Законом о госрегистрации порядке;

земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства;

подано заявление о государственной регистрации возникновения, перехода или прекращения права собственности на земельную долю;

права возникли в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками;

земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, образован путем перераспределения такого земельного участка и земельного участка, находящегося в собственности гражданина;

иные установленные законом случаи.

Как видим, перечень исключений достаточно широк, поэтому на практике сделки в отношении участков с неустановленными границами были весьма распространены.

Как будет формироваться практика по применению новых норм, будет видно со временем. В любом случае обладателям земельных участков с неустановленными границами следует иметь в виду, что отсутствие сведений о границах земельного участка с большой вероятностью повлечет отказ в государственной регистрации прав на такой участок при попытке его отчуждения, в целом затруднит распоряжение земельным участком или создаст ситуацию, за разрешением которой придется обращаться в суд. С учетом наметившейся тенденции собственникам земельных участков с неустановленными границами целесообразно как можно оперативнее задуматься об их установлении.

Отсутствие в ЕГРН (ранее — в ГКН) сведений о границах земельных участков не препятствует собственникам таких участков предъявлять негаторные иски в защиту своих прав. Эта правовая позиция сформулирована в Определении ВС РФ от 20.10.2015 № 14-КГ15-7, в котором Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ указала, что исходя из ч. 9 ст. 38, ч. 1 ст. 45 старого Закона о кадастре земельные участки, кадастровый учет которых был проведен до вступления в силу указанного закона, и земельные участки, в отношении которых кадастровый учет не проводился, но право собственности зарегистрировано, считаются учтенными, а их границы — определенными в соответствии с требованиями законодательства, действовавшего на момент образования этих участков. И тот факт, что границы земельных участков не установлены в соответствии с действующим законодательством, не препятствует, по мнению ВС РФ, собственникам защитить свои права, предъявив иск об устранении препятствий в пользовании земельными участками.

В этом деле суд отклонил доводы Росреестра, отказавшего заявителю в регистрации права собственности на земельный участок, об отсутствии сведений о координатах характерных точек границ этого участка. Суд обратил внимание, что отметка в кадастровой выписке от 2015 г. о неустановлении границы земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства (при наличии описания местоположения границ земельного участка) свидетельствовала лишь о том, что сведения о границах учтены в новой системе координат, притом что в кадастровом плане от 2005 г. сведения о координатах характерных точек границ этого земельного участка содержались. Таким образом, суд признал правомерным описание границ, которое существовало до введения старого Закона о кадастре. Довод Росреестра о возможности в данном случае отказать в госрегистрации в силу абз. 14 п. 1 ст. 20 старого Закона о госрегистрации суд отклонил.

В этом споре Росреестр отказался регистрировать право собственности заявителя на приобретенный им земельный участок, указав на отсутствие сведений о координатах характерных точек границ земельного участка. Получив в порядке межведомственного взаимодействия кадастровый паспорт земельного участка, Росреестр узнал, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Заявитель в свою очередь представил кадастровую выписку в качестве доказательства согласования границ земельного участка. Разрешая спор, суд указал, что кадастровая выписка является таким же источником о сведениях ГКН, как и кадастровый паспорт. Вместе с тем регистратор кадастровую выписку при наличии сомнений в предоставленных сведениях не запрашивал, а сведения, содержащиеся в кадастровой выписке, оставил без внимания. Решение Росреестра признали незаконным.

Уточнение границ земельного участка

Описание местоположения границ участка земли входит в состав обязательных сведений государственного кадастра недвижимости, предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции от 03 июля 2016 года). Таким образом, земельное законодательство устанавливает принцип: нет границ – нет участка.

Местоположением участка законодательство признает координаты характерных точек его границ, то есть точек изменения описания границ участка и деления их на части (пункт 7 статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).

Процедура определения границ позволяет индивидуализировать участок среди прочих аналогичных участков, сформировать его как полноценный объект недвижимости. Практическое определение внешних границ участка заключается в формировании системы географических координат с последующим отображением их на топографические картах и схемах с письменным описанием.

Определение границ участка требуется в следующих случаях:

  1. Формирование нового участка земли для предоставления в пользование физическим и юридическим лицам;
  2. Для целей установления или изменения категорий земли, территориального зонирования в рамках подготовки градостроительного регламента;
  3. Для устранения несоответствия внешних границ участков, один или несколько из которых находятся на стадии формирования (определения).

Порядок определения границ земельного участка

Порядок определения границ регламентирован статьями 39, 40 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».

Определением границ земельного участка занимаются кадастровые инженеры инженерами по заказу государственных органов и путем заключения договора с любым заинтересованным лицом.

При формировании участка его границы определяются в ходе проведения процедуры межевания, результатом которой является межевой план. Межевой план содержит картографическое изображение границ участка с привязкой к границам соседних участков, а также письменное описание координат границ.

Заявка успешно отправлена!

В ближайшее время с вами свяжется наш юрист и проконсультирует вас.

Уточнение границ сформированного земельного участка может потребоваться в случае пересечения границ одного или нескольких соседних участков, а также наложение границ участка на границы земель, ранее прошедших процедуру постановки на учет. Порядок согласования границ смежных участков определен Приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 года № 412.

По итогам проведения кадастровых работ итоговое определение границ осуществляется органами Росреестра, которые проводят кадастровый учет участка.

Также определение границ участка может осуществляться в судебном порядке. Такая ситуация возникает при отсутствии соглашения между правообладателями смежных участков относительно общих внешних границ.

Положение на местности точек границ участка описывается их прямоугольными координатами в порядке, предусмотренном пунктом 2 Приказа Минэкономразвития от 17 августа 2012 года № 518.

Методы определения границ земельного участка

Приказом Министерства экономического развития РФ от 17 августа 2012 года № 518 устанавливает требования к точности и методам определения координат характерных точек границ участка земли. Данный нормативный акт является основным методическим документов в работе кадастрового инженера при определении границ.

Пунктом 3 указанного приказа определены следующие методы определения границ (координат характерных точек):

  1. Геодезический метод.
  2. Метод спутникового геодезического измерения;
  3. Фотограмметрический метод;
  4. Картометрический метод;
  5. Аналитический метод.

Понятие и содержание каждого указанного метода определены в Приказе № 518. Кроме того, для каждого метода указаны допустимые показатели средней квадратической погрешности. Выбор методов определения границ указывается кадастровым инженером при заключении договора подряда на выполнение кадастровых работ. Заказчик вправе предусмотреть в договоре условие о более высокой точности определения координат границ.

Точность определения границ земельного участка

Точность определения границ участка имеет ключевое значение на стадии проведения кадастровых работ. Каждый метод, выбранный кадастровым инженеров в рамках заключенного договора подряда, имеет показатель точности, для которого указывается конкретная величина среднеквадратической погрешности местоположения характерных точек или устанавливается порядок вычисления такой погрешности:

  1. При использовании геодезического и спутникового методов измерения погрешность вычисляется программным обеспечением, используемым при обработке данных, либо по формуле, указанной в Приказе № 518;
  2. Фотограмметрический метод допускает величину погрешности равной 0,0005 м. в соотношении масштабов аэроснимка и картографической основы;
  3. Картометрический метод имеет величину погрешности равной 0,0005 м. в масштабе карты;
  4. Аналитический метод использует величины погрешности, применяемые в указанных выше методах.
Смотрите так же:  Приказ о выдаче аттестатов 115 от 14022019

Заказчик может предусмотреть в договоре подряда условие о более высокой точности кадастровых работ. В этом случае кадастровый инженер при измерениях обязан руководствоваться положениями договора.

Отдельное правило предусмотрено Приказом № 518 для работ на смежных участках, имеющих разные требования к точности определения границ. В этом случае общие границы устанавливаются по более высокому показателю точности.

Стоимость определения границ земельного участка

Расчет стоимости определения границ участка зависит от следующих факторов:

  1. Размер формируемого участка;
  2. Срочность выполнения работ;
  3. Набор методов исследования, определенных в договоре между кадастровым инженером и заказчиком;
  4. Наличие у заказчика особых требований к повышенной точности определения координат характерных точек границ.

Стоимость подготовки межевого плана участка земли, включающая определение границ, зависит также от целевого назначения земли. Средняя стоимость изготовления межевого плана по России начинается от 7000 рублей (для земель под ИЖС, гаражи и т.д.) и 10000 рублей для промышленных и торговых объектов.

В качестве самостоятельной услуги возможно проведение выноса границы участка в натуру (на местность). Данные работы проводятся в соответствие с межевым планом и заключаются в установке точек (межевых знаков) на границах участка. Стоимость таких работ рассчитывается исходя из количества требуемых межевых знаков (в среднем по России от 500 рублей за один знак).

В последнее время многие люди стали обращаться к кадастровым инженерам, так как не знают, как узнать о месторасположении земельного участка и определить по кадастровому номеру его точные границы. В соответствии с Федеральным законодательством, уточнение границ земельного участка (в частности определение расстояния, площади и т. д.) может проводиться в нескольких случаях. Речь идет о ситуациях, при которых границы земельного участка были установлены с точностью, которая гораздо ниже нормативной, либо они вообще никогда не устанавливались, и т. д. Владельцам земельных участков нужно запомнить, что кадастровая ошибка в местоположении границ и процедура их уточнения это далеко не одно и то же.

Установление границ земельного участка может потребоваться владельцам в следующих случаях:

  1. изначально были неточно определены координаты (а также расстояние, площадь и т. д.) частных владений и построек;
  2. проводятся работы по землеустройству;
  3. произошло наложение границ соседнего участка;
  4. отсутствуют точные данные о месторасположении, а также расстоянии, площади учтенного земельного участка и построек;
  5. возникли проблемы с соседями относительно границ частной территории;
  6. участок не был поставлен на учет в Росреестр (по кадастровому номеру его не удалось найти);
  7. приобретенный участок имеет статус «ранее учтенный» (имеются приблизительные данные о расстоянии, площади и других параметрах);
  8. имеющиеся у владельца координаты не позволяют узнать точное месторасположение (а также расстояние, площадь и т. д.) участка и построек;
  9. координаты частных владений определены ниже нормативной точности;
  10. одна точка имеет несколько координат, которые отличаются друг от друга.

Определить точные границы земельного участка и построек может принудить суд, который вынесет соответствующее решение по иску, поданному любым заинтересованным лицом. Основанием для возбуждения судебного процесса может стать, например, кадастровая ошибка, допущенная при проведении межевания земли и оформления документации.

Кадастровая ошибка в местоположении границ земельного участка

Чаще всего ошибки возникают из-за неточностей, которые присутствуют в документах, переданных собственниками для регистрации земли. Кадастровую ошибку могут допустить как инженеры, так и государственные органы. Если произошла кадастровая ошибка, владельцам земли необходимо выполнить ряд действий для ее устранения:

  1. Решить проблему в досудебном порядке путем вызова кадастрового инженера на местность. Это можно сделать без привлечения соседей в том случае, если ошибка была допущена до марта 2008 года. Тогда при помощи суда, как правило, решались вопросы, касающиеся наложения чужих границ.
  2. Если ошибка была допущена после марта 2008 года, то процедуру нельзя будет провести в одностороннем порядке. Владелец земельного участка должен будет обратиться в суд и на основании решения суда провести исправление кадастровой ошибки.

Как определить границы земельного участка?

Чтобы определить точные границы земельного участка, необходимо проводить мероприятия в строгой последовательности. Для этих работ нужно приглашать специалистов из землеустроительной организации, которые будут делать следующие действия:

  1. Собирают и внимательно изучают сведения, полученные в государственном земельном кадастре. В обязательном порядке данные сравниваются с информацией, указанной в правоустанавливающей документации, предоставленной владельцами земельных участков и построек. Определяют местоположение (а также расстояние, площадь и т. д.) надела.
  2. Будут делать технический проект земельного участка, опираясь на полученное задание по межеванию земель.
  3. Все люди, чьи интересы могут быть затронуты из-за межевания, уведомляются о проводимых мероприятиях в письменном порядке.
  4. На местности специалисты определяют точные границы земельного участка и обозначают их межевыми знаками.
  5. Будут делать геодезическую съемку, получат фотографии со спутника, которые необходимы для определения точных координат межевых знаков.
  6. Определяют точную площадь земельного участка, будут делать план объекта (в обязательном порядке в него включается карта) и указывают границы, расстояние от других объектов.
  7. На завершающем этапе, когда определение или уточнение границ земельного участка было завершено, специалисты формируют межевое дело.

Как только установление границ земельного участка было завершено, специалисты должны будут передать на руки владельцам межевое дело (в 2-х экз.). Один экземпляр будет на протяжении всей жизни храниться у собственника земли, а второй передается в архив. Для получения кадастрового паспорта владелец участка должен будет сдать папку с межевым делом в Росреестр, после чего землю поставят на государственный учет, а ему выдадут все технические документы.

Участок без координат границ

Если владелец земельного надела не имеет никаких данных о координатах его границ ему нужно обратиться в землеустроительную организацию с просьбой провести необходимый комплекс мероприятий (во время исследований должно исключаться наложение границ). Как правило, специалисты выполняют местоположение и уточнение границ земельного участка, после чего отражают данные в соответствующей документации.

Чтобы выявить точные координаты и границы земельного надела, специалисты землеустроительных организаций на месте расположения частных владений будет делать геодезическую съемку. Полученные данные впоследствии будут использоваться для составления карт, включаемых в межевое дело.

Наложение границ земельного участка, что делать?

Если произошло наложение границ одного надела на другой, то проблема скорей всего будет решаться в судебном порядке, так как ни один собственник добровольно не уступит соседу ни сантиметра соседней земли. Несогласный с существующими границами владелец участка (на который произошло наложение границ) должен составить исковое заявление и подать его в суд, расположенный по месту регистрации спорного объекта. Если соседи проявят благоразумие и попытаются мирно решить возникшую конфликтную ситуацию, связанную с наложением границ, им нужно обратиться в землеустроительную организацию и написать заявление на уточнение границ земельного участка, не только своего, но и соседнего.

Как узнать границы своего земельного участка?

Узнать точные границы своего земельного надела владелец может несколькими способами:

  1. Пригласить специалиста, за услуги которого придется заплатить согласно действующему тарифу. Чтобы вызвать инженера собственнику земли нужно написать заявление и подать его в кадастровую палату. Специалист будет делать необходимые исследования на местности, получит данные по кадастровому номеру, и установит на границах участка межевальные колышки.
  2. Если надел земли был официально поставлен на кадастровый учет, то собственник может получить нужную информацию о его границах (а также расстоянии, площади и т. д.) посредством интернета по номеру. Для этого придется посетить официальный сайт Россреестра и в соответствующем разделе ввести данные об участке.
  3. Найти нужную информацию в правоустанавливающих документах, которые подтверждают право собственности на землю.

Возможно вам будет интересно

В 2000 году окончил юридический факультет НИУ «Высшая школа экономики». Работает в юридической сфере 16 лет, специализация — разрешение жилищных споров, сделки с имуществом, семейные дела, наследство, земельные споры, уголовные дела.

Другие публикации:

  • Договор нам лфк e-mail:[email protected] Лицензия на осуществление деятельности по лечебной физкультуре и спортивной медицине Лицензия на деятельность по лечебной физкультуре и спортивной медицине – лицензия на выполнение работ (услуг) по оказанию […]
  • Приказ министерства сельского хозяйства 345 Приказ Минсельхоза РФ от 11 октября 2010 г. N 345 "Об утверждении формы и порядка ведения похозяйственных книг органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов" (с изменениями и […]
  • Приказ мз рф 52 Приказ Минздрава России от 28.03.2013 N 166 (ред. от 25.09.2017) "Об осуществлении бюджетных полномочий администратора доходов федерального бюджета подведомственными Министерству здравоохранения Российской Федерации федеральными казенными […]
  • Приказ от 1 июня 2009 г 290н статус Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 июня 2009 г. N 290н "Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты" (с […]
  • Приказ 1122н от 171210 минздравсоцразвития Приказ 1122н от 171210 минздравсоцразвития Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 декабря 2010 г. N 1122н"Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и […]
  • Приказ от 11012011 1н Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11 января 2011 г. N 1н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики […]
Требования к определению границ земельных участков