Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 24 ноября 2016 г. N 01/15760-16-32 «Об изменениях в государственные требования к профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих Российской Федерации»

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее — Роспотребнадзор) информирует, что 15.06.2016 вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 02.06.2016 N 494 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 362», которым внесены изменения в государственные требования к профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих Российской Федерации.

Скорректированы государственные требования к профессиональной переподготовке и повышению квалификации федеральных государственных гражданских служащих Российской Федерации (далее — гражданские служащие).

Дополнительное профессиональное образование гражданских служащих включает их профессиональную переподготовку и повышение квалификации.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих осуществляются с отрывом (обучение в пределах нормальной продолжительности служебного времени) или без отрыва (обучение вне пределов нормальной продолжительности служебного времени (вечерние группы) от государственной гражданской службы Российской Федерации (далее — гражданская служба), в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих вне пределов нормальной продолжительности служебного времени осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих в форме стажировки осуществляются с отрывом от гражданской службы.

Общий объем аудиторной учебной нагрузки гражданских служащих определяется дополнительной профессиональной программой.

Количество гражданских служащих в учебных группах при проведении практических и семинарских занятий определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, по согласованию с государственным органом, по инициативе которого осуществляется дополнительное профессиональное образование гражданских служащих. При проведении лекционных занятий возможно объединение групп в потоки.

При проведении организациями, осуществляющими образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, профессиональной переподготовки и повышения квалификации гражданских служащих объем лекционных занятий не должен превышать 30 процентов общего объема аудиторных занятий.

Освоение гражданскими служащими дополнительных профессиональных программ завершается итоговой аттестацией в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, самостоятельно.

Гражданским служащим, успешно освоившим дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о квалификации (удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке).

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих проводятся по дополнительным профессиональным программам, разрабатываемым с учетом квалификационных требований для замещения должностей гражданской службы.

Профессиональная переподготовка гражданских служащих (далее профессиональная переподготовка) осуществляется в целях получения гражданскими служащими компетенции, необходимой им для выполнения нового вида профессиональной служебной деятельности, приобретения новой квалификации.

Минимально допустимый срок освоения программы профессиональной переподготовки для гражданских служащих не может быть менее 500 часов.

При освоении программы профессиональной переподготовки гражданскому служащему в качестве ее разделов по согласованию с представителем нанимателя могут быть зачтены программы повышения квалификации, освоение которых подтверждено удостоверениями о повышении квалификации, полученными не позднее 3 лет до начала обучения по соответствующей программе профессиональной переподготовки.

Квалификация, указываемая в дипломе о профессиональной переподготовке, дает гражданскому служащему право претендовать на замещение должностей гражданской службы, для которых представителем нанимателя установлены квалификационные требования к наличию квалификации по результатам дополнительного профессионального образования.

Повышение квалификации гражданских служащих (далее — повышение квалификации) осуществляется в целях совершенствования и (или) получения гражданскими служащими новой компетенции, необходимой им для профессиональной служебной деятельности и (или) повышения профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

Срок освоения программ повышения квалификации для гражданских служащих не может быть менее 16 часов.

При освоении программы повышения квалификации объемом более 72 часов гражданскому служащему в качестве ее разделов по согласованию с представителем нанимателя могут быть зачтены программы повышения квалификации, освоение которых подтверждено удостоверениями о повышении квалификации, полученными не позднее 3 лет до начала обучения по соответствующей программе повышения квалификации.

Информация направляется для сведения и использования в работе.

Обзор документа

С 15 июня 2016 г. действует постановление Правительства РФ, которым внесены изменения в государственные требования к профессиональной переподготовке и повышению квалификации госслужащих.

Так, отмечено, что профессиональная переподготовка и повышение квалификации в форме стажировки осуществляются с отрывом от службы.

Объем лекционных занятий не должен превышать 30% общего объема аудиторных занятий.

Минимально допустимый срок освоения программы не может быть менее 500 часов.

Освоение программ завершается итоговой аттестацией в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, самостоятельно.

Гражданским служащим, успешно освоившим программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о квалификации (удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке).

Квалификация, указываемая в дипломе, дает госслужащему право претендовать на замещение должностей, для которых установлены квалификационные требования к наличию квалификации по результатам дополнительного профобразования.

Срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов.

При освоении программы объемом более 72 часов госслужащему в качестве ее разделов по согласованию с представителем нанимателя могут быть зачтены программы, освоение которых подтверждено удостоверениями, полученными не позднее трех лет до начала обучения по соответствующей программе.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Постановление Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 494 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 362»

Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 362 «Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 19, ст. 2194).

Изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 362
(утв. постановлением Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 494)

1. В наименовании и тексте слова «к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке» заменить словами «к профессиональной переподготовке и повышению квалификации».

2. В государственных требованиях к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденных указанным постановлением:

а) в наименовании слова «к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке» заменить словами «к профессиональной переподготовке и повышению квалификации»;

в абзаце первом слова «на базе высшего или среднего профессионального образования, осуществляемое в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования, а также непосредственно в государственных органах или иных организациях» заменить словами «на базе среднего профессионального и (или) высшего образования, получаемое в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам»;

абзац второй изложить в следующей редакции:

«Организации, осуществляющие образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, самостоятельно определяют их содержание и применяемые образовательные технологии с учетом потребностей государственного органа, по инициативе которого осуществляется дополнительное профессиональное образование гражданских служащих.»;

в абзаце третьем слова «профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку» заменить словами «профессиональную переподготовку и повышение квалификации»;

абзац первый изложить в следующей редакции:

«2. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих осуществляются с отрывом (обучение в пределах нормальной продолжительности служебного времени) или без отрыва (обучение вне пределов нормальной продолжительности служебного времени (вечерние группы) от государственной гражданской службы Российской Федерации (далее — гражданская служба), в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.»;

абзац четвертый изложить в следующей редакции:

«Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих в форме стажировки осуществляются с отрывом от гражданской службы.»;

г) пункты 3 и 4 изложить в следующей редакции:

Смотрите так же:  Приказ о утверждении проектно-сметной документации

«3. Общий объем аудиторной учебной нагрузки гражданских служащих определяется дополнительной профессиональной программой.

4. Количество гражданских служащих в учебных группах при проведении практических и семинарских занятий определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, по согласованию с государственным органом, по инициативе которого осуществляется дополнительное профессиональное образование гражданских служащих. При проведении лекционных занятий возможно объединение групп в потоки.»;

д) в пункте 5 слова «образовательными учреждениями» заменить словами «организациями, осуществляющими образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам,»;

в абзаце первом слова «образовательных программ дополнительного профессионального образования завершается обязательной государственной итоговой аттестацией» заменить словами «дополнительных профессиональных программ завершается итоговой аттестацией в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, самостоятельно»;

в абзаце втором слова «программы дополнительного профессионального образования, выдаются документы государственного образца» заменить словами «дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о квалификации (удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке)»;

ж) в пункте 7 слова «образовательных учреждений высшего, среднего и дополнительного профессионального образования» заменить словами «организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам»;

з) в пункте 8 слова «образовательным программам, формируемым в соответствии с федеральными государственными требованиями, устанавливаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования» заменить словами «программам, разрабатываемым с учетом квалификационных требований для замещения должностей гражданской службы»;

и) пункт 9 изложить в следующей редакции:

«9. Профессиональная переподготовка гражданских служащих (далее — профессиональная переподготовка) осуществляется в целях получения гражданскими служащими компетенции, необходимой им для выполнения нового вида профессиональной служебной деятельности, приобретения новой квалификации.»;

к) пункт 10 признать утратившим силу;

л) пункт 12 изложить в следующей редакции:

«12. Минимально допустимый срок освоения программы профессиональной переподготовки для гражданских служащих не может быть менее 500 часов.»;

после слов «ее разделов» дополнить словами «по согласованию с представителем нанимателя»;

слово «(стажировки)» исключить;

слова «документами государственного образца» заменить словами «удостоверениями о повышении квалификации»;

н) пункты 14 и 15 признать утратившими силу;

о) пункт 16 изложить в следующей редакции:

«16. Квалификация, указываемая в дипломе о профессиональной переподготовке, дает гражданскому служащему право претендовать на замещение должностей гражданской службы, для которых представителем нанимателя установлены квалификационные требования к наличию квалификации по результатам дополнительного профессионального образования.»;

п) пункты 17 и 18 изложить в следующей редакции:

«17. Повышение квалификации гражданских служащих (далее — повышение квалификации) осуществляется в целях совершенствования и (или) получения гражданскими служащими новой компетенции, необходимой им для профессиональной служебной деятельности и (или) повышения профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

18. Срок освоения программ повышения квалификации для гражданских служащих не может быть менее 16 часов.»;

после слов «ее разделов» дополнить словами «по согласованию с представителем нанимателя»;

слова «краткосрочного повышения квалификации, освоение которых подтверждено документами государственного образца» заменить словами «повышения квалификации, освоение которых подтверждено удостоверениями о повышении квалификации»;

с) пункты 20 — 25 признать утратившими силу;

т) в пункте 27 слова «образовательным учреждением, определенным в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов (далее — образовательное учреждение), с иностранными государственными органами, организациями и образовательными учреждениями» заменить словами «с определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд организацией, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам (далее — образовательная организация), с иностранными государственными органами и организациями, в том числе с организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;

абзац первый дополнить словами «в установленном порядке»;

подпункте «а» слово «утверждает» заменить словом «формирует»;

в подпункте «б» слова «и утверждает» исключить;

дополнить подпунктами «д» и «е» следующего содержания:

«д) осуществляет контроль качества дополнительных профессиональных программ, освоенных гражданскими служащими за рубежом;

е) ведет учет гражданских служащих, прошедших обучение по дополнительным профессиональным программам, освоенным гражданскими служащими за рубежом.»;

в абзаце первом слова «Образовательное учреждение» заменить словами «Образовательная организация»;

в подпункте «г» слова «учебных заведений и иных организаций образовательные программы» заменить словами «организаций, в том числе организаций, осуществляющих образовательную деятельность, дополнительные профессиональные программы»;

в подпункте «д» слова «документ государственного образца о получении соответствующего дополнительного профессионального образования» заменить словами «удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке»;

х) в пункте 32 слова «, в соответствии с образовательными программами обучения» заменить словами «в ходе обучения»;

ц) пункт 34 изложить в следующей редакции:

«34. Дополнительные профессиональные программы, подлежащие освоению за рубежом, могут предусматривать предварительное обучение гражданских служащих.»;

ч) в пункте 35 слова «периоды предварительной подготовки и итоговой аттестации» заменить словами «предварительное обучение и итоговую аттестацию»;

в абзаце первом после слова «обучаются» дополнить словами «как индивидуально, так и»;

в абзаце втором:

слова «и стажировка» исключить;

слово «осуществляются» заменить словом «осуществляется».

Обзор документа

Скорректированы гостребования к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих России.

Уточнено, что дополнительное профобразование госслужащих осуществляется на базе среднего профессионального и (или) высшего образования в организациях, реализующих дополнительные профпрограммы (ранее предусматривалось его получение в имеющих госаккредитацию образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профобразования, а также непосредственно в государственных органах или иных организациях).

Содержание дополнительных профпрограмм и применяемые образовательные технологии должны определяться образовательной организацией с учетом потребностей госоргана, по инициативе которого осуществляется дополнительное профобразование служащих.

Отменены требования к максимальному общему объему аудиторной учебной нагрузки госслужащих. Теперь она определяется дополнительной профпрограммой. В последней также устанавливается количество госслужащих в учебных группах при проведении практических и семинарских занятий (до внсения изменений действовало ограничение — не более 6 человек).

Итоговая аттестация проводится в форме, определяемой образовательной организацией. По ее результатам выдаются документы о квалификации (удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке). Ранее речь шла о документах гособразца.

Дополнительные профпрограммы разрабатываются с учетом квалификационных требований для замещения должностей госслужбы (прежде закреплялось, что они формируются в соответствии с федеральными гостребованиями).

Программы повышения квалификации осваиваются не менее 16 часов, программы профессиональной переподготовки — не менее 500 часов.

Исключено упоминание о стажировке как о самостоятельном виде дополнительного профобразования госслужащих.

Предусмотрена возможность повышения квалификации за рубежом в форме индивидуального обучения.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Дополнительное профессиональное образование гражданских служащих

«Отдел кадров бюджетного учреждения», 2011, N 3

Одним из принципов гражданской службы является профессионализм и компетентность лиц, замещающих должности гражданской службы, — государственных гражданских служащих. На протяжении всего периода службы гражданским служащим периодически нужно не только подтверждать, но и повышать свою квалификацию, проходить переподготовку и стажировку, в том числе за рубежом.

В данной статье рассмотрим, что является основанием для направления гражданского служащего на повышение квалификации, как формируется заказ на получение дополнительного профессионального образования, каковы особенности прохождения переподготовки, повышения квалификации и стажировки.

Основания для получения дополнительного образования

Одной из основных задач трудового законодательства, установленных ст. 1 ТК РФ, является правовое регулирование трудовых и иных связанных с ними отношений по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников.

Общие положения профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки государственного гражданского служащего (гражданского служащего), которые вместе составляют систему дополнительного профессионального образования, установлены Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон N 79-ФЗ). Положение о порядке получения дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих утверждено Указом Президента РФ от 28.12.2006 N 1474 (далее — Положение). Основные же требования и особенности получения этого образования — Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 362 (далее — Постановление N 362). Отдельным категориям гражданских служащих помимо указанных документов следует руководствоваться отраслевыми нормативными правовыми актами. Так, организация дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих Роспотребнадзора по образовательным программам повышения квалификации в 2010 г. регламентировалась Приказом Роспотребнадзора от 26.04.2010 N 159.

Итак, дополнительное профессиональное образование гражданского служащего включает в себя профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку и является образованием на базе высшего или среднего профессионального образования, осуществляемого в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования, а также непосредственно в государственных органах или иных организациях. Направлено такое образование на непрерывное профессиональное развитие государственных гражданских служащих РФ.

Смотрите так же:  Как можно выписать временно прописанного человека

В силу ст. 62 Закона N 79-ФЗ основанием для направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку являются:

  • назначение на иную должность гражданской службы в порядке должностного роста на конкурсной основе. Задача при получении дополнительного профессионального образования в данном случае — расширение профессиональных возможностей по исполнению новых должностных обязанностей;
  • включение в кадровый резерв на конкурсной основе. Предполагается расширение квалификации служащего в определенной области знаний в связи с новыми условиями или новыми требованиями к выполняемым обязанностям;
  • результаты аттестации гражданского служащего, если он признан соответствующим замещаемой должности гражданской службы, при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации.

Обратите внимание! При отказе гражданского служащего от профессиональной переподготовки, повышения квалификации или перевода на другую должность гражданской службы по результатам аттестации представитель нанимателя вправе освободить служащего от замещаемой должности и уволить его с гражданской службы (п. 17 ст. 48 Закона N 79-ФЗ).

В силу п. 5 ст. 62 Закона N 79-ФЗ повышение квалификации проводится не реже одного раза в три года, но в случае назначения гражданского служащего на иную должность или включения его в кадровый резерв он может быть направлен на внеочередную переподготовку или повышение квалификации. Отметим, что служащий, принятый на гражданскую службу впервые, направляется на повышение квалификации по истечении испытательного срока или шести месяцев после поступления на гражданскую службу.

Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка гражданского служащего могут осуществляться как в образовательных учреждениях и научно-исследовательских организациях в пределах РФ, так и за рубежом. При этом получать дополнительное образование в РФ можно с отрывом от гражданской службы, с частичным отрывом или без отрыва, а за пределами РФ — только с отрывом.

Обучение за рубежом осуществляется в соответствии с международными договорами и на основе договоров о размещении заказов, заключаемых государственным органом по управлению государственной службой или образовательным учреждением, определенным в соответствии с законодательством РФ, с иностранными государственными органами, организациями и образовательными учреждениями, а также с международными организациями.

Обратите внимание! На период прохождения гражданским служащим профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки за ним сохраняются должность и денежное содержание.

Государственный заказ

Государственный заказ формируется по согласованию государственного органа и соответствующего органа по управлению государственной службой и размещается в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 94-ФЗ).

Государственный заказ на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных гражданских служащих утверждается Правительством РФ после вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год, а служащих субъекта РФ — законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ. Например, Государственный заказ на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих на 2010 год был утвержден Распоряжением Правительства РФ от 23.03.2010 N 389-р.

Федеральный государственный орган (заказчик) совместно с федеральным государственным органом по управлению государственной службой, с одной стороны, и образовательное учреждение, определенное в соответствии с Законом N 94-ФЗ, с другой стороны, заключают государственный контракт на профессиональную переподготовку или повышение квалификации федеральных гражданских служащих по форме, утверждаемой Правительством РФ. Этот контракт должен содержать условие о возмещении федеральным государственным органом по управлению государственной службой образовательному учреждению затрат на профессиональную переподготовку или повышение квалификации указанных служащих.

Государственный заказ на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских служащих формируется с учетом программ государственных органов по профессиональному развитию гражданских служащих, основанных на индивидуальных планах их профессионального развития. Такой план разрабатывается в соответствии с должностным регламентом совместно с непосредственным руководителем служащего сроком на три года и утверждается в порядке, устанавливаемом представителем нанимателя. В индивидуальном плане указываются:

  • цель, вид, форма и продолжительность получения дополнительного профессионального образования;
  • направления этого образования;
  • ожидаемая результативность дополнительного профессионального образования.

Учреждения дополнительного профессионального образования

Итак, профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка гражданских служащих в силу ст. 62 Закона N 79-ФЗ осуществляются в образовательных учреждениях профессионального образования, имеющих лицензию на проведение профессиональной переподготовки и повышения квалификации гражданских служащих и государственную аккредитацию.

Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов утверждено Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 N 610 (далее — Постановление N 610). В соответствии с данным Положением такое учреждение создается в целях повышения профессиональных знаний специалистов, совершенствования их деловых качеств, подготовки их к выполнению новых трудовых функций. Его главными задачами являются:

  • удовлетворение потребностей специалистов в получении знаний о новейших достижениях в соответствующих отраслях науки и техники, передовом отечественном и зарубежном опыте;
  • организация и проведение повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов предприятий (объединений), организаций и учреждений, государственных служащих, высвобождаемых работников, незанятого населения и безработных специалистов;
  • организация и проведение научных исследований, научно-технических и опытно-экспериментальных работ, консультационная деятельность;
  • научная экспертиза программ, проектов, рекомендаций, других документов и материалов по профилю его работы.

Повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения:

  • краткосрочное (не менее 72 ч) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;
  • тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 ч) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения;
  • длительное (свыше 100 ч) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.

Как уже было отмечено выше, профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов осуществляются на основе контрактов (договоров), заключаемых образовательными учреждениями повышения квалификации с органами исполнительной власти. К таким учреждениям Постановление N 610 относит:

  1. Академии (за исключением академий, являющихся образовательными учреждениями высшего профессионального образования). Ведущие научные и учебно-методические центры дополнительного профессионального образования преимущественно в одной области знаний, осуществляющие обучение кадров высшей квалификации, проводящие фундаментальные и прикладные научные исследования и оказывающие необходимую консультационную, научно-методическую и информационно-аналитическую помощь другим образовательным учреждениям повышения квалификации.
  2. Институты повышения квалификации (усовершенствования) — отраслевые, межотраслевые, региональные, а также:
  • учебные центры профессиональной переподготовки, повышения квалификации и обеспечения занятости увольняемых из Вооруженных Сил РФ военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, деятельность которых направлена на организацию профессиональной переподготовки на гражданские специальности этой категории граждан, а также членов их семей;
  • межотраслевые региональные центры повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, деятельность которых носит координирующий характер и направлена на удовлетворение потребностей региона в повышении квалификации кадров, научно-методическое и информационное обеспечение расположенных в регионе образовательных учреждений повышения квалификации независимо от их ведомственной подчиненности.
  1. Курсы (школы, центры) повышения квалификации, учебные центры службы занятости. Это образовательные учреждения, в которых специалисты, безработные граждане, незанятое население и высвобождаемые работники предприятий (объединений), организаций и учреждений проходят обучение в целях получения новых знаний и практических навыков, необходимых для профессиональной деятельности.

В академиях и институтах повышения квалификации (усовершенствования) осуществляется послевузовское профессиональное образование в установленном для высших учебных заведений порядке.

Государственные образовательные учреждения повышения квалификации, а также прошедшие аккредитацию негосударственные образовательные учреждения повышения квалификации выдают слушателям, успешно завершившим курс обучения, следующие документы государственного образца:

  • удостоверение о повышении квалификации лиц, прошедших краткосрочное обучение или участвовавших в работе тематических и проблемных семинаров по программе в объеме от 72 до 100 ч;
  • свидетельство о повышении квалификации лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 ч;
  • диплом о профессиональной переподготовке лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 500 ч;
  • диплом о присвоении квалификации лицам, прошедшим обучение по программе в объеме свыше 1000 ч.

Примечание. Формы документов государственного образца о прохождении повышения квалификации или профессиональной переподготовки разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования, и действительны на всей территории РФ.

Смотрите так же:  Мировой суд пролетарск

Сведения о результатах повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов направляются в кадровые службы по месту основной работы.

Профессиональная переподготовка

Согласно Постановлению N 362 профессиональной переподготовкой является приобретение дополнительных знаний и навыков, необходимых для осуществления нового вида профессиональной служебной деятельности или получения дополнительной квалификации, совершенствование знаний.

Потребность профессиональной переподготовки гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)» или «специалисты», относящиеся к высшей и главной группам должностей, а также должности гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты», относящиеся к главной группе должностей, с присвоением им дополнительной квалификации определяется:

  • руководителем государственного органа;
  • лицом, замещающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ;
  • представителем руководителя или лица, осуществляющих полномочия нанимателя от имени РФ или субъекта РФ.

Срок прохождения профессиональной переподготовки для выполнения гражданскими служащими нового вида профессиональной деятельности должен составлять более 500 аудиторных часов, а для получения дополнительной квалификации — более 1000 ч. По окончании профессиональной переподготовки проводится итоговая аттестация, по результатам которой выдаются дипломы государственного образца о профессиональной переподготовке или о дополнительном (к высшему) образовании. При этом диплом о дополнительном (к высшему) образовании дает гражданскому служащему право претендовать на замещение должностей гражданской службы, квалификационными требованиями по которым предусмотрено наличие высшего профессионального образования соответствующего профиля.

Решение о получении дополнительного профессионального образования гражданским служащим принимается представителем нанимателя в зависимости от перспективных направлений деятельности государственного органа и должностных обязанностей кандидата. Лица, стаж гражданской службы которых составляет более двух лет, причем более одного года в замещаемой должности, имеют преимущества. Профессиональная переподготовка служащего за рубежом осуществляется в индивидуальном порядке, поэтому он должен владеть тем языком, на котором будет происходить обучение.

Повышение квалификации

Повышением квалификации в силу Постановления N 362 является обновление знаний и совершенствование навыков гражданских служащих, имеющих профессиональное образование, в связи с повышением требований к уровню их квалификации и необходимостью освоения ими новых способов решения профессиональных задач.

Повышение квалификации осуществляется в целях:

  • освоения актуальных изменений в конкретных вопросах профессиональной деятельности гражданских служащих (программа составляет от 18 до 72 аудиторных часов);
  • комплексного обновления знаний по ряду вопросов в установленной сфере профессиональной служебной деятельности для решения соответствующих профессиональных задач (программа от 73 до 144 аудиторных часов).

Освоение гражданскими служащими образовательных программ повышения квалификации также завершается обязательной государственной итоговой аттестацией, предусматривающей следующие виды аттестационных испытаний:

  • по краткосрочным программам повышения квалификации — экзамен в форме тестирования;
  • по программам повышения квалификации объемом свыше 72 ч — экзамен в форме тестирования и защита итоговой работы.

По результатам проведения аттестации выдаются документы государственного образца:

  • удостоверение о краткосрочном повышении квалификации — гражданским служащим, прошедшим обучение по программам объемом от 18 до 72 ч;
  • свидетельство о повышении квалификации — прошедшим обучение по программам объемом от 73 до 144 ч.

В отличие от профессиональной переподготовки гражданские служащие, осуществляющие повышение квалификации за рубежом, обучаются не индивидуально, а в группах численностью не более 10 человек, которым при необходимости предоставляются услуги переводчика.

Стажировка — изучение гражданским служащим передового опыта, в том числе зарубежного, а также закрепление теоретических знаний, полученных при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретение практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении должностных обязанностей (п. 22 Постановления N 362). Программа стажировки разрабатывается образовательным учреждением совместно с государственным органом, гражданские служащие которого направляются для прохождения стажировки, и государственным органом (иной организацией), принимающим стажеров.

Стажировка может быть самостоятельным видом дополнительного профессионального образования. Продолжительность такой стажировки составляет от двух до четырех месяцев. Ее освоение гражданскими служащими завершается отчетом о стажировке и обязательной государственной итоговой аттестацией, предусматривающей выпускную квалификационную (аттестационную) работу. По результатам аттестации выдается документ государственного образца — свидетельство о прохождении стажировки.

Если же стажировка является частью профессиональной переподготовки или повышения квалификации, ее продолжительность определяется учебным планом соответствующих программ.

Если профессиональная переподготовка и повышение квалификации могут происходить как с отрывом от гражданской службы, так и без отрыва от нее, то стажировка гражданских служащих и на территории РФ, и за ее пределами осуществляется только с отрывом от гражданской службы.

В заключение отметим, что дополнительное профессиональное образование гражданских служащих — это обязательное условие продвижения в системе государственной службы, которое учитывается при проведении аттестации и квалификационных экзаменов, при присвоении классных чинов. Напомним, что аттестация — это процедура определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности (ст. 48 Закона N 79-ФЗ), по результатам которой решаются вопросы формирования кадрового состава государственной гражданской службы, определения преимущественного права на замещение должности гражданской службы при сокращении должностей и изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

В соответствии со ст. 49 Закона N 79-ФЗ квалификационный экзамен проводится при решении вопроса о присвоении классного чина гражданской службы по замещаемой должности гражданской службы по мере необходимости, но не чаще одного раза в год и не реже одного раза в три года. Сдают такой экзамен служащие, замещающие без ограничения срока полномочий должности гражданской службы категорий «специалисты» и «обеспечивающие специалисты», «руководители», относящиеся к главной и ведущей группам должностей гражданской службы .

Указ Президента РФ от 01.02.2005 N 111 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными и гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)».

При сокращении должностей гражданской службы или ликвидации государственного органа государственно-служебные отношения с лицом, замещающим сокращаемую должность гражданской службы, могут быть продолжены, если оно направлено на профессиональную переподготовку или повышение квалификации (ст. 31 Закона N 79-ФЗ).

Кроме этого, гражданскому служащему, имеющему более высокую квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности, предоставляется преимущественное право на замещение должности гражданской службы, а в случае сокращения численности или штата работников — преимущественное право на оставление на работе (ч. 7 ст. 31 Закона N 79-ФЗ, ст. 179 ТК РФ). Если же гражданский служащий отказывается от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением, он освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется (ч. 4 ст. 31 Закона N 79-ФЗ).

Также напомним, что в соответствии с п. 21 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225, запись о времени обучения на курсах и в школах по повышению квалификации, по переквалификации и подготовке кадров вносится в трудовую книжку.

Другие публикации:

  • Приказ ам-23-р от 14 марта 2008г Распоряжение Минтранса РФ от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р "О введении в действие методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте" (с изменениями и дополнениями) Распоряжение Минтранса РФ от […]
  • Приказ 843 Приказ Федеральной службы государственной статистики от 19 декабря 2017 г. N 843 "Об организации работы лиц, привлекаемых в 2018 году на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации к выполнению работ, […]
  • Права инвестора жалоба Федеральный закон от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ"О защите прав и законных интересов инвесторов […]
  • П 23 правил осаго Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. N 431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (с изменениями и дополнениями) Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. N […]
  • Федеральный закон от 12 августа 1995 Федеральный закон от 12 августа 1995 Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ"Об оперативно-розыскной деятельности" С изменениями и дополнениями от: 18 июля 1997 г., 21 июля 1998 г., 5 января, 30 декабря 1999 г., 20 марта 2001 г., […]
  • Закон охранник полномочия Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-I"О частной детективной и охранной деятельности в Российской […]
Требования к повышению квалификации гражданских служащих