Информационно-аналитический журнал

Модернизация российского образования вышла на новый этап – разработку основных образовательных программ (ООП), обеспечивающих реализацию утвержденных Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)

Как избежать типовых ошибок

Модернизация российского образования вышла на новый, очень важный этап – разработку основных образовательных программ (ООП), обеспечивающих реализацию утвержденных Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). На всех уровнях образования предстоит большая работа по созданию комплекса учебнометодических документов, входящих в состав ООП. Наиболее значимыми документами в ООП являются учебные планы, программы учебных дисциплин и практики.

Проведенные УМО экспертизы примерных программ учебных дисциплин позволили выявить ряд типовых ошибок, допускаемых разработчиками вузовских программ. Знание этих типовых ошибок позволит предупредить их возникновение при разработке рабочих программ вузами.

Далее приведены наиболее типичные из выявленных ошибок, а также показаны возможности коррекции и установлены причины их возникновения.

1. Цель освоения дисциплины указывается без учета компетентностного подхода.

Изучение любой учебной дисциплины преследует следующую обобщенную цель – освоение теоретических знаний в определенной области науки и/или профессиональной деятельности, приобретение умений их применять на практике или в ситуациях, имитирующих эту деятельность, а также формирование общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых выпускнику.

2. При определении места учебной дисциплины в образовательном процессе неверно указывают предшествующие и последующие дисциплины.

В примерной программе это должны быть дисциплины базовой части, рекомендованные ФГОС ВПО по направлению, а в рабочей программе – дисциплины не только базовой, но и вариативной части. Установление градаций межпредметных связей – предшествующих, сопутствующих и последующих – осуществляется на основе базового (примерного) или рабочего учебного плана. В программе не должны быть указаны в перечне межпредметных связей дисциплины, которые отсутствуют в примерном или рабочем учебном планах.

3. Согласно макетам примерных и рабочих программ, в п. 2 должны быть указаны требования к входным знаниям студента.

Зачастую эти требования отсутствуют или указаны неверно.

При определении требований к входным знаниям разработчикам необходимо ориентироваться на требования к знаниям и умениям, регламентированным ФГОС ВПО по предшествующим дисциплинам, указанным в п. 2. В рабочей программе эти требования могут быть дополнены разработчиками.

Сложность возникает при определении требований к входным знаниям и умениям, формируемым в школьной программе (например, знания и умения по дисциплинам циклов СЭГД и ЕН – история, информатика и др.).

4. Требования к результатам освоения учебной программы должны включать не только знания, умения и навыки, но и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции.

Эти требования в конце программы (п. 10. «Используемые образовательные технологии») должны быть подкреплены оценочными средствами.

В примерной программе компетенции необходимо взять из ФГОС ВПО, а в рабочей программе перечень формируемых компетенций может быть дополнен.

Допускаемые разработчиками ошибки:

  • игнорирование требований ФГОС ВПО;
  • стремление расширить компетенции без достаточного на то обоснования;
  • указание компетенций, дублирующих компетенции ФГОС, но иначе сформулированных.

При разработке этого пункта нужно помнить, что все указанные в программе компетенции должны быть подкреплены оценочными средствами, позволяющими выявить сформированности таких компетенций.

Требования к знаниям, умениям и владениям должны соответствовать ФГОС ВПО по данной дисциплине. Достаточно часто разработчики приводят другие дидактические единицы, в результате чего возникает несовпадение требований к знаниям, умениям и формируемым компетенциям.

5. В п. 4 «Объем дисциплины и виды учебных занятий» иногда отмечается неверное распределение часов на аудиторные занятия и самостоятельную работу студентов.

Согласно ФГОС ВПО, в бакалавриате это соотношение равно 50:50, а в магистратуре – 30:70.

Еще одна ошибка встречается при распределении аудиторных часов на теоретическое (лекции) и практическое обучение (семинары, практические и лабораторные занятия). Необходимо учесть, что лекций должно быть суммарно не более 40 процентов от всех аудиторных занятий. Однако есть ряд дисциплин, в которых лекций мало или они отсутствуют (физическая культура, иностранный язык и т.п.). Поэтому разработчики должны четко ориентироваться на бюджет времени по дисциплине, определенный базовым или рабочим учебным планом по направлению и профилю.

6. Содержание дисциплины должно отражать дидактические единицы, которые обеспечивают достижение заявленных в п. 3 требований к результатам освоения учебной дисциплины.

В ряде случаев встречается ошибка, вызванная несоответствием содержания и регламентированных требований к знаниям, умениям, владению. Поэтому разработчики программы должны проверять соответствие п.п. 3 и 5.

Часто встречается ошибка, заключающаяся в несоответствии умений, требуемых в ФГОС и п. 3 разрабатываемой программы, с умениями, которые реально могут быть сформированы, исходя из перечня практических, семинарских и лабораторных занятий.

Ошибкой является включение в список литературы недействующих, отмененных нормативных документов, устаревшей литературы, а также литературы, не относящейся к рассматриваемой дисциплине.

Иногда список рекомендуемой литературы бывает чрезмерно большим. Рекомендуется в основной литературе указывать не более пяти учебников, желательно с грифом УМО или Министерства образования и науки, а в дополнительной – не более 15-20 источников. Нельзя указывать учебники по другим дисциплинам.

9. Наиболее сложным является 10й раздел программы, в котором должны быть приведены образовательные технологии, в том числе активные методы и средства обучения, оценочные средства.

К числу распространенных ошибок относятся:

  • отсутствие информации по используемым образовательным технологиям;
  • указание образовательных технологий, обеспечивающих лишь репродуктивную деятельность;
  • отсутствие образовательных технологий, нацеливающих студентов на продуктивную деятельность по формированию заявленных в ФГОС ВПО и п. 3 программы компетенций;
  • включение методов, неприемлемых для данной дисциплины (например, диспуты и дискуссии по информатике при указании в перечне только практических работ на персональных компьютерах).

10. Оценочные средства во многих программах представлены только тестами с закрытыми вопросами и/или открытыми тестами с непроблемными вопросами, привычными для преподавателей по ГОС ВПО первого и второго поколений.

Подобные тесты могут выявить лишь усвоение студентами базовых знаний и неприемлемы для выявления сформированности требуемых профессиональных компетенций.

Для предупреждения или устранения этой ошибки необходимо в перечень оценочных средств включать проблемные задания, которые позволят выявить способность студентов применять полученные теоретические знания и приобретенные умения в ситуациях, моделирующих профессиональную деятельность. Таким образом возможно оценить сформированность профессиональных компетенций.

В примерных программах учебных дисциплин приводятся лишь примеры оценочных средств, но эти примеры должны быть достаточными для выявления сформированности установленных профессиональных компетенций. В рабочих программах учебных дисциплин должен быть приведен полный перечень оценочных средств для текущего контроля и промежуточной аттестации.

К числу наиболее эффективных оценочных средств, позволяющих выявить сформированные компетенции, можно отнести:

  • проблемные задания тестов с открытыми вопросами, побуждающими студентов применять теоретические значения для объяснения практических ситуаций;
  • проблемные задания ситуационных задач, кейсов, деловых игр, формирующие у студентов способность применять знания и умения в ситуациях, описывающих или моделирующих профессиональную деятельность;
  • проектные задания, развивающие у студентов готовность к выполнению продуктивной деятельности.

Приведенный перечень не является исчерпывающим и может быть дополнен с учетом специфики дисциплины и личных методических приемов разработчиков программы.

В заключение, необходимо отметить, что рассмотренные типовые ошибки являются следствием нарушения разработчиками важнейших дидактических принципов соответствия и профессиональной значимости знаний, а также компетентностного подхода к разработке учебно-методических документов, входящих в ООП.

  • Николаева М.А. Инновационные педагогические технологии обучения. Учеб. пособие. – М.: ОЦПКРТ, 2007. – 32 с.
  • Николаева М.А. Оценочные средства для выявления сформированности компетенций и требования к ним. Учеб. пособие. – М.: ОЦПКРТ, 2010. – 20 с.
  • Разъяснения по формированию примерных основных образовательных программ высшего профессионального образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. – М.: Департамент государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации, 2009.

Требования к рабочей программе по фгос впо

‘> Входит в РИНЦ ® : да

‘> Цитирований в РИНЦ ® : 0

‘> Входит в ядро РИНЦ ® : нет

‘> Цитирований из ядра РИНЦ ® : 0

‘> Норм. цитируемость по журналу:

‘> Импакт-фактор журнала в РИНЦ: 0,007

‘> Норм. цитируемость по направлению: 0

‘> Дециль в рейтинге по направлению: 7

‘> Тематическое направление: Educational sciences

Разработка рабочей программы дисциплины в соответствии с требованиями ФГОС ВО 28.10.2014 г. Управление высшего образования. — презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемЛидия Шагаева

Похожие презентации

Презентация на тему: » Разработка рабочей программы дисциплины в соответствии с требованиями ФГОС ВО 28.10.2014 г. Управление высшего образования.» — Транскрипт:

1 Разработка рабочей программы дисциплины в соответствии с требованиями ФГОС ВО г. Управление высшего образования

3 Лист согласования РП : включить представителя НТБ или МО РП утверждается на заседании кафедры (кафедра-разработчик РП), обеспечивающей данную дисциплину, далее передается экспертам по УГС и в методическую комиссию факультета, на котором реализуется ОП. Методическая комиссия факультета обсуждает и рекомендует РП к утверждению и передает на согласование в УВО. РП по дисциплинам циклов Б1(С1), (М1), Б2(С2), (М2) утверждается проректором по учебной работе, по дисциплинам цикла Б3 (С3) утверждает декан факультета.

Смотрите так же:  Возврат аптечных товаров

4 ОК -1 Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения знать : — основные методы сбора и анализа информации, способы формализации цели и методы ее достижения уметь : — анализировать, обобщать и воспринимать информацию — ставить цель и формулировать задачи по её достижению ; владеть : — культурой мышления

5 Таблица формируется УВО с использованием программы автоматизированного учета дисциплин и компетенций

6 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

10 4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (указывается список учебно-методических материалов, (в т.ч. виды заданий), которые помогают обучающемуся организовать самостоятельное изучение тем (вопросов) дисциплины, приводится перечень собственных материалов, к которым студент имеет возможность доступа) (могут быть включены формы организации самостоятельной работы обучающихся (темы, выносимые для самостоятельного изучения; вопросы для самоконтроля; типовые задания для самопроверки и другое). Методические указания в т.ч. для самостоятельной работы обучающихся и методические указания для обучающихся по освоению дисциплины приводятся в Приложениях к рабочей программе.

11 5. Образовательные технологии ( раздел не является обязательным ) Указываются образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы и дающие наиболее эффективные результаты освоения дисциплины. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий ( компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги и т. д.) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития требуемых компетенций обучающихся. В рамках учебных курсов рекомендуется предусматривать встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер — классы экспертов и специалистов. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется разработчиком рабочей программы.

13 6. Формы контроля освоения дисциплины 6.1. Перечень оценочных средств для текущего контроля освоения дисциплины Раздел включает описание форм текущей аттестации, например : Текущая аттестация студентов производится в дискретные временные интервалы лектором и преподавателем ( ями ), ведущими лабораторные работы и практические занятия по дисциплине в следующих формах : тестирование ; письменные домашние задания ; выполнение лабораторных работ ; защита лабораторных работ ; устные опросы ; контрольные работы 6.2. Состав фонда оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине Промежуточная аттестация по результатам семестров по дисциплине проходит в форме письменного экзамена ( включает в себя ответ на теоретические вопросы и / или решения задач ), зачета или тестирования.

14 7. Учебно — методическое и информационное обеспечение дисциплины 7.1. Перечень основной и дополнительной учебной литературы ( указывается список учебной литературы, имеющейся в фонде научно — технической библиотеки СамГТУ или электронно — библиотечных системах СамГТУ, сформированных по согласованию с правообладателями, в соответствии с требованиями ФГОС ВО ). В перечень основной литературы включаются издания, имеющиеся в фондах НТБ СамГТУ ( в электронно — библиотечной системе и ( или ) электронной библиотеке СамГТУ ). Если издания в электронно — библиотечных системах отсутствуют, то имеющиеся в книжном фонде НТБ СамГТУ издания должны быть в наличии не менее 50 экземпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин на 100 обучающихся и не менее 25 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся. Список дополнительной литературы может включать следующие типы изданий : учебники ; учебные пособия ; справочно — библиографическую литературу : отраслевые энциклопедии, отраслевые справочники ( по профилю образовательной программы ), отраслевые словари ( по профилю образовательной программы ), библиографические пособия ; научную литературу. Список периодических изданий должен включать перечень необходимых журналов по профилю дисциплины, имеющихся в библиотеке.

15 7.2. Перечень ресурсов информационно — телекоммуникационной сети » Интернет » Приводятся ссылки на интернет — ресурсы из перечня интернет — ресурсов, размещенных на сайте НТБ СамГТУ и информационных сайтах кафедр *. *- указывается адрес Интернет ресурса, его название и режим доступа

16 7.3. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине ( при необходимости ) ( Информационные технологии – это совокупность методов, способов, приемов и средств обработки документированной информации, включая прикладные программные средства, и регламентированного порядка их применения ). Под информационными технологиями понимается использование компьютерной техники и систем связи для создания, сбора, передачи, хранения и обработки информации для всех сфер общественной жизни. В перечне могут быть указаны такие информационные технологии, как использование на занятиях электронных изданий ( чтение лекций с использованием слайд — презентаций, электронного курса лекций, графических объектов, видео — аудио — материалов ( через Интернет ), виртуальных лабораторий, практикумов ), специализированных и офисных программ, информационных ( справочных ) систем, баз данных, организация взаимодействия с обучающимися посредством электронной почты, форумов, Интернет — групп, скайп, чаты, видеоконференцсвязь, компьютерное тестирование, дистанционные занятия ( олимпиады, конференции ), вебинар ( семинар, организованный через Интернет ), подготовка проектов с использованием электронного офиса.)

17 8. Материально — техническое обеспечение дисциплины ( Приводятся сведения о специализированных аудиториях, оснащенных оборудованием ( стендами, моделями, макетами, информационно — измерительными системами, образцами и т. д.) и предназначенных для проведения лабораторного практикума, о технических и электронных средствах обучения и контроля знаний студентов по дисциплине ).

Методические рекомендации по составлению рабочих программ учебных курсов в образовательном учреждении

Настоящие рекомендации по составлению рабочих учебных программ общеобразовательных учреждений разработаны в соответствии с требованиями п. 7 ст. 32, п. 5.2 ст. 29 Закона Российской Федерации «Об образовании», приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»)» от 14.08.2009 № 593, приказом МОиН РТ № 1763/10 от 29 апреля 2010 года «Об утверждении примерного порядка разработки рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательными учреждениями Республики Татарстан».

Методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов и учителей-предметников, испытывающих затруднения при написании рабочей программы учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения.

Виды учебных программ

Структура рабочей программы

Требования к оформлению рабочей программы

Рассмотрение и утверждение рабочей программы

Технология разработки рабочей программы

В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» (далее – Закон) образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности.

Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона.

В соответствии с п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» в компетенцию образовательного учреждения входит разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин.

Данные методические рекомендации предполагают рассмотрение технологии составления учебной рабочей программы по дисциплине (курсу, факультативу) с учетом требований, предъявляемых к такому роду учебно-программных материалов.

Виды учебных программ

В соответствии с п. 6 ст. 9 Закона РФ «Об образовании» обеспечение

реализации федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников призваны осуществить основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Общеобразовательные программы включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы.

Инструментом для реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в образовательных учреждениях являются Примерные программы.

Примерная (типовая) учебная программа (далее – Примерная программа) – документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана. Разработка примерных учебных программ относится к компетенции Российской Федерации в области образования в лице ее федеральных органов государственной власти (ст. 28 Закона РФ «Об образовании»). Носит рекомендательный характер.

Примерная программа является ориентиром для составления авторских

учебных программ и учебников, рабочих программ учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, предмета, дисциплины (модуля), за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы учащимися.

Авторская программа – это документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта и Примерной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Авторская программа разрабатывается одним или группой авторов. Для авторской программы характерны оригинальная концепция и построение содержания.

Включение авторской программы в образовательный процесс школы предполагает проведение следующих процедур:

1. Рецензирование. Рецензии выдаются как науч­ными или методическими учреждениями, так и от­дельными специалистами по профилю программы. В практике образовательных учреждений иногда ис­пользуются внутренние и внешние формы экспер­тизы. Обсуждение авторской программы на засе­дании методического совета образовательного уч­реждения или на заседании методического объе­динения является формой внутренней экспертизы. Рецензирование научными или методическими уч­реждениями, специалистами, работающими в дан­ной предметной области, является формой внеш­ней экспертизы. Возможно получение нескольких рецензий, особенно в том случае, когда предлагае­мый учебный курс носит интегрированный харак­тер.

Смотрите так же:  Льготы при ввозе в уставный капитал

2. Апробация. Включению авторской программы в об­разовательный процесс школы должно предшество­вать ее экспериментальное изучение, то есть апро­бация. В ходе апробации могут вноситься рекомен­дации по совершенствованию программы. По итогам апробации оценивается эффективность программы, определяется целесообразность ее дальнейшего использования.

3. Утверждение. Утверждение программ осуществляется после получения положительных экспертных заключений (рецензий) и положительного результата апробации. Учебная программа утверждается руко­водителем образовательного учреждения. Если ре­цензии содержат замечания или при апробации про­граммы выявлены недостатки, то она утверждается после устранения замечаний.

Рабочая программа – нормативно-управленческий документ

образовательного учреждения, характеризующий систему организации

Рабочая программа и Примерная программа имеют отличия.

Примерная программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам общего образования, представленных в федеральном государственном стандарте общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий, даются общие рекомендации методического характера.

Разработка рабочей программы по учебным предметам проводится на основе материала Государственного стандарта общего образования и примерных программ, рекомендованных (допущенных) компетентными органами.

Составитель рабочей программы может самостоятельно: расширить перечень изучаемых тем, понятий в пределах учебной нагрузки, раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в Государственном образовательном стандарте и Примерной программе; конкретизировать и детализировать темы; устанавливать последовательность изучения учебного материала; распределять учебный материал по годам обучения; распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их дидактической значимости, а также исходя из материально-технических ресурсов ОУ; конкретизировать требования к результатам освоения основной образовательной программы обучающимися; включать материал регионального компонента по предмету; выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач, методики и технологии обучения и контроля уровня подготовленности обучающихся.

Исходными документами для составления рабочих программ учебных курсов являются:

o закон «Об образовании»;

o федеральный государственный образовательный стандарт;

o примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта;

o Базисный учебный план общеобразовательных учреждений;

o Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

o требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Таким образом, рабочая программа – нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины, основывающийся на типовой программе по учебному предмету.

Цель рабочей программы – планирование, организация и управление учебным процессом по определенной учебной дисциплине.

Задачи учебной рабочей программы – конкретное определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины с учетом особенностей учебного процесса того или иного образовательного учреждения и контингента обучаемых.

Рабочая программа выполняет три основные функции: нормативную, информационно-методическую и организационно-планирующую.

Нормативная функция определяет обязательность выполнения программы в полном объеме.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, последовательности изучения этого материала, а также путях достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы учащимися средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Функции программы определяют следующие требования к ней:

1. Наличие признаков нормативного документа.

2. Учет основных положений образовательной программы школы.

3. Полнота раскрытия целей и ценностей обучения.

4. Системность и целостность содержания образования.

5. Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы.

6. Учет логических взаимосвязей с другими предметами учебного плана ОУ.

7. Конкретность и однозначность представления элементов содержания образования.

Структура рабочей программы

Структура рабочей программы является формой представления учебного предмета (курса) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:

1) титульный лист;

2) пояснительная записка;

3) содержание учебного предмета, курса;

4) тематический план;

5) требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса);

6) критерии и нормы оценки результатов освоения основной образовательной программы обучающихся;

7) перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

8) список литературы (основной и дополнительной);

9) учебно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

Согласно Примерному порядку разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями Республики Татарстан, реализующими программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, рабочая программа имеет следующую структуру:

– литература и средства обучения, в том числе электронные образовательные ресурсы (перечень учебно-методического обеспечения).

Разделы: содержание тем учебного курса, тематический план, требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе, формы контроля знаний представлены не отдельными структурными элементами, а включены в Пояснительную записку.

Следует заметить, что Законом не определены требования к рабочей программе. Каждый учитель выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы. Один из вариантов рабочей программы может быть составлен по аналогии с Примерной программой по предмету. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей обучающихся конкретного класса. Например, определить новый порядок изучения материала, изменить количество часов, внести изменения в содержание изучаемой темы (с учетом федерального и школьного компонентов), дополнить требования к уровню подготовки учащихся. Таким образом, рабочая программа должна показывать, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе государственных стандартов. Это позволит увидеть особенности содержания, реализуемого учителем.

Примечание: во избежание разночтений на уровне образовательного учреждения следует разработать единые подходы к написанию и оформлению рабочих программ, закрепив Положением о рабочей программе.

Титульный лист содержит

– наименование общеобразовательного учреждения;

– грифы рассмотрения, согласования и утверждения рабочей программы;

– фамилию, имя, отчество учителя, составителя рабочей программы;

– название учебного предмета (курса), для изучения кото­рого написана программа;

– указание класса, параллели, на которой изучается про­грамма;

– год составления программы. (Приложение 1)

В пояснительной записке к программе должны быть отражены:

– место учебного предмета в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования;

– цели и задачи изучения учебного предмета (должны пониматься однозначно и быть диагностируемыми), роль учебного предмета в достижении личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы, которыми должны овладеть обучающиеся;

– краткая характеристика сформированных личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы, которыми должны овладеть обучающиеся на начало года;

– личностные, метапредметные и предметные результаты освоения образовательной программы, которыми должны овладеть обучающиеся в течение учебного года в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся – выпускников начальной, основной и средней ступени общего образования;

– сведения о примерной учебной программе, на основе которой разработана рабочая программа, или сведения об авторской программе с указанием наименования, автора и года издания, новизна и отличие рабочей программы от примерной;

– особенности организации учебного процесса по предмету в ОУ (указать количество годовых и недельных часов, а также уровень обучения – базовый, углубленный, профильный);

– УМК, на основе которого ведется преподавание предмета в данном классе (обязательно из федерального перечня и утвержденного приказом директора ОУ);

– предпочтительные формы контроля;

– педагогические технологии, средства обучения, используемые учителем для достижения требуемых результатов обучения.

Могут быть представлены пояснения к каждому из разделов и краткие методические рекомендации по изложению теоретического материала, проведению практической части занятия.

Назначение пояснительной записки в структуре программы состоит в том, чтобы:

• кратко и обоснованно охарактеризовать сущность данного учебного предмета, его функции, специфику и значение для решения общих целей и задач образования, определенных в образовательной программе данной ступени обучения школьников;

• дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения.

Формулирование целей и задач учебного предмета является весьма важным разделом программы. При постановке целей учебного предмета должны быть учтены требования государственных стандартов, а также заказ на образовательные услуги обучающихся и их родителей. Главными целями учебного предмета являются те, которые характеризуют личностные, метапредметные и предметные результаты освоения образовательной программы, которыми должны овладеть обучающиеся, опыт ценностных отношений и творческий опыт. Важно, чтобы цели и задачи понимались однозначно, были диагностируемыми. Поэтому при разработке рабочей программы необходимо планировать создание адекватных средств диагностики (оценки) степени достижения целей и задач.

Смотрите так же:  Вдова иов льготы

Цели и задачи обучения поставлены диагностично, если:

· дано настолько точное и определенное описание личностного качества, которое формируется в результате изучения программы, что его можно безошибочно отделить от других качеств личности;

· описан способ, «инструмент» для однозначного выявления диагностируемого качества личности;

· возможно измерение развитости или интенсивности проявления оцениваемого качества на основе данных контроля;

· существует шкала оценки качества, опирающаяся на результаты измерения.

Задачи предмета обычно группируются как мировоззренческие, методологические, теоретические, развивающие, воспитывающие, практические. Они выступают в качестве частных, относительно самостоятельных способов достижения целей (подцелей). Кроме того, в учебной программе может быть сформулирован круг типовых задач (в общей их постановке) по всем разделам курса, которые должен научиться решать каждый учащийся.

При формулировке целей и задач учитываются требования к уровню освоения дисциплины, компетентности учащихся по предмету, предъявляемые после завершения изучения курса.

В этих требованиях, как правило, отражаются:

· основные идеи и система ценностей, формируемые учебным предметом;

· конечная система или комплекс знаний;

· перечень личностных, метапредметных и предметных результатов;

· перечень проблем, которые учащиеся должны научиться решать, творчески изучая данный предмет.

Требования к результатам обучения и уровню освоения дисциплины рассматриваются по направлениям личностного развития, в метапредметном и предметном направлениях, формулируются в терминах «знать», «уметь» и «применять в практической деятельности». Они должны отвечать требованиям определенности всех характеристик конечного результата и контролируемости учебных достижений.

В тематическом плане отражены темы курса, последовательность их изучения и количество часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на отдельные темы.

При заполнении учебно-тематического плана следует учитывать, что формулировка темы рабочей программы, учебно-тематического плана и записи в учебном журнале должны совпадать.

Формирование содержания учебного курса осуществляется на основе следующих принципов:

· единства содержания обучения на разных его уровнях;

· отражения в содержании обучения задач развития личности;

· научности и практической значимости содержания обучения;

Если учебный курс включает теоретический и практический разделы, то соотношение между ними в общем объеме часов можно варьировать в зависимости от разных факторов (специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования и других). Основная цель практического раздела программы – формирование у обучающихся базовых компетенций, связанных с использованием полученных знаний, закрепление и совершенствование практических навыков.

Раздел включает перечень лабораторных и практических работ, учебных экскурсий и других форм практических занятий. В описания отдельных видов практических занятий (например, семинаров) целесообразно включить перечень обсуждаемых на них вопросов.

Контроль предметных результатов освоения конкретного учебного предмета учащимися является важнейшим этапом учебного процесса и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков способов деятельности; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в начале каждого курса в виде требований к подготовке учащихся. При подготовке авторской или рабочей программы нередко возникает потребность в переработке, отборе или самостоятельной разработке проверочных материалов.

В данный пункт рабочей программы может быть включен перечень вопросов для итогового контроля по изучаемой дисциплине. Контроль должен планироваться и фиксироваться в учебно-тематическом планировании.

Обобщенная оценка личностных результатов освоения обучающимися основных образовательных программ должна осуществляться в ходе мониторинговых исследований.

Учебно-тематическое планирование является обязательным приложением к рабочей программе. Данный раздел конкретизирует «Основное содержание»: указываются темы и количество часов, отводимое на их изучение, практические, лабораторные и контрольные работы.

При заполнении учебно-тематического плана следует помнить, что формулировки тем в разделах «Основное содержание», «Учебно-тематический план» и записи в классном журнале должны обязательно совпадать. Форму учебно-тематического планирования автор может выбрать самостоятельно или если в ОУ есть локальный акт о рабочей программе, то в соответствии с ним.

Учебно-тематическое планирование может включать в себя следующие разделы:

– Наименование раздела программы и количество часов на раздел.

– № – номер урока. Применяется сплошная нумерация уроков с целью показать соответствие в количестве часов рабочей программы и учебного плана.

– Темы отдельных уроков, расположенные в последствии и в соответствии с логикой изучения учебного материала.

– Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности.

– Виды контроля. Измерители. Планируется на каждый урок, может быть с индивидуальным, фронтальным и групповым оцениванием.

Основные виды контроля: тест, самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа, математический диктант, орфографический диктант, словарная работа, контрольная работа, работа по карточкам и т. д.

– Планируемые результаты. Формулируются в деятельностной форме (знать, уметь, осознавать, иметь представление).

– Домашнее задание в письменной или цифровой форме (№__, стр.___). По мере прохождения материала педагог имеет право перераспределить домашнее задание между уроками, но обязан выполнить весь объем.

– Дата проведения. При составлении учебно-тематического планирования дата проведения урока планируется, а при проведении и заполнении классного журнала делается запись фактического проведения урока. В случае планирования блока уроков дата проведения определяется на каждый урок.

В разделе «Литература и средства обучения» указываются учебная и методическая литература, нормативные и инструктивно-методические материалы, перечень необходимых для реализации программы учебно-методических пособий, лабораторного оборудования, а также дидактических материалов, которые будет использовать учитель для реализации целей, указанных в программе.

Литература по учебной дисциплине подразделяется на основную и дополнительную. Перечень основной литературы включает издания, используемые учителем при составлении программы и организации учебного процесса. Дополнительный список зависит от предпочтений авторов рабочей программы. Он включает учебники, учебные пособия, справочники и другие источники, расширяющие знания обучаемых по отдельным аспектам и проблемам курса.

В библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для учащихся, и литература для педагога (как основная, так и дополнительная). Список литературы включает библиографические описания рекомендованных автором программы изданий, которые перечисляются в алфавитном порядке с указанием автора, названия книги, места и года издания.

Можно посоветовать оформлять списки литературы по основным разделам программы, что является очень удобным для самостоятельной деятельности учащихся по изучению курса.

Оборудование и приборы, методические и дидактические материалы, включая ЦОРы и ЭОРы и др.

В течение учебного года возможна корректировка планирования в зависимости от уровня обучаемости и обученности классов, темпов прохождения программы, других ситуаций, при условии прохождения тем в соответствии с Государственным стандартом обязательного минимума содержания образования.

Р.И. Шаяхметовой, директора Городского методического центра Управления образования г. Казани, кандидата педагогических наук, доцента.

А.Г. Залялова, директор Казанского педагогического колледжа, кандидат педагогических наук;

Р.М. Арсланова, методист по начальному образованию ИМО ГМЦ по Советскому району г. Казани;

Г.А.Юсупова, учитель начальных классов СОШ № 18 Вахитовского района г. Казани;

О.Ю.Минакова, руководитель ШМО учителей начальных классов СОШ № 110 Советского района г. Казани.

В.Н. Земскова, методист по естественно-математическим дисциплинам ИМО ГМЦ по Кировскому району г. Казани, преподаватель КТК ГОУ ВПО КГТУ;

М.Б. Кузнецова, методист по начальному образованию ИМО ГМЦ по Кировскому району г. Казани;

Н.А. Серегина, учитель начальных классов высшей квалификационной категории СОШ № 141 Советского района г. Казани;

Г.Р. Хайруллина, учитель начальных классов СОШ № 70 Кировского района г. Казани.

Другие публикации:

  • Льготы для инвалидов 2 группы по оплате коммунальных услуг Как и в каком размере предоставляются льготы по оплате коммунальных услуг для инвалидов Часто в жизни люди оказываются в сложных ситуациях из-за проблем со своим здоровьем или здоровьем своих близких. Многие теряются, не знают, кто и как […]
  • Как оформить повышение квалификации в другом городе Повышение квалификации работника в другом городе Уважаемые коллеги, может у кого-то был опыт направления сотрудника в другой город для повышения квалификации. Вопрос вот в чем: отправляем инженера в Москву, заключаем с ней дополнительный […]
  • Льготы педагогам в городе Льготы учителям Многих интересует, какие льготы у учителей на сегодняшний день, и почему именно учителям они предоставляются. Профессия педагога очень ответственная и требующая большого количества затрат – как временных, так и […]
  • Средняя пенсия по коми Минимальная пенсия в Республике Коми Минимальная пенсия в Республике Коми в 2019 году В Республике Коми в 2019 не работающим пенсионерам полагается доплата к пенсии до 10742 руб. Размер регионального прожиточного минимума пенсионера […]
  • Приказ 10 25 мвд Приказ МВД РФ от 23 апреля 2012 г. N 348 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации лицензии на […]
  • Стаж пилота это Когда и с какими почестями уходят на пенсию пилоты Вопрос интересный, пенсионный возраст увеличивают, работать надо больше, но есть профессии, на которые это не действует. Профессии с выслугой лет, например пилоты. Сколько нужно лет […]
Требования к рабочей программе по фгос впо