Требования к рабочим программам по внеурочной деятельности

8(495)912-63-37
[email protected]

Изменение требований к рабочим программам учебных предметов в ФГОС ООО на основании приказа № 1577 от 31 декабря 2015 г. Минобрнауки России

Из приказа № 1577 от 31 декабря 2015 г. Минобрнауки России

«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»

«Пункт 18.2.2 изложить в следующей редакции:

«18.2.2. Рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности, должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности, разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом программ, включенных в ее структуру.

Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:

  1. планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
  2. содержание учебного предмета, курса;
  3. тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:

  1. результаты освоения курса внеурочной деятельности;
  2. содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
  3. тематическое планирование».

Полный текст приказа № 1577 от 31 декабря 2015 г. Минобрнауки России можно посмотреть здесь.

Ответственный за размещение информации: Долгополова С. В., методист ГМЦ ДОгМ.

Рабочая программа – документ, обеспечивающий совершенствование внеурочной деятельности

Согласно нормам Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273) и требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС), внеурочная деятельность – неотъемлемая часть основной образовательной программы образовательной организации[1] – организуется на основе специально разработанных рабочих программ курсов внеурочной деятельности.

Л.Н. Буйлова,
Зав. кафедрой педагогики внеурочной деятельности
ГАОУ ВО «Московский институт открытого образования»,
кандидат педагогических наук, доцент

Программа как базовый элемент внеурочной деятельности (если будет выстроена с учетом потребностей учащихся, будет способствовать достижению их личностных и метапредметных результатов), может стать инструментом совершенствования качества внеурочной деятельности и стимулировать профессиональное развитие самого педагога.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности, наравне с другими рабочими программами:

  • является нормативным документом, содержащим максимально полную информацию о предлагаемом учащимся содержании образования,
  • входит в содержательный раздел основной образовательной программы[2],
  • конкретизирует общие цели с учетом специфики реализуемого содержания,
  • обеспечивает достижение планируемых результатов основной образовательной программы соответствующего уровня и разрабатывается с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы,
  • определяет объем, содержание и последовательность изучения учебного материала,
  • по статусу рабочая программа относится к комплексу организационно-педагогических условий, обеспечивающих достижение планируемых результатов основной образовательной программы.

Требования к рабочим программам в ФЗ № 273 не конкретизированы, но при этом закреплена ответственность образовательной организации за разработку и утверждение образовательных программ, то есть каждая образовательная организация самостоятельно выбирает порядок изложения и структурирования учебного материала и регламент утверждения программы[3]. Это исключительная ответственность образовательной организации. Кроме того, образовательная организация разрабатывает локальный нормативный акт, в котором, помимо обязательных требований ФГОС, определяет, как разработать, оформить и утвердить этот документ. Это общеизвестные, нормативно закрепленные положения.

В настоящее время на государственном уровне в качестве главной проблемы нашего образования стали отмечать его колоссальнейшую бюрократизацию. У известного педагога Евгения Ямбурга, председателя общественного совета при Минобрнауки, есть любимая фраза: «школа превращается в место, где дети и педагоги мешают администрации работать с документами»[4]… А в декабре 2015 года были приняты меры по снижению бюрократической нагрузки педагога, связанной с составлением отчетов, разработкой и оформлением документов – это Приказы Министерства образования и науки[5] об изменениях, которые упрощают структуру рабочей программы. Судя по изменениям, составление рабочей программы теперь должно отнимать меньше времени.

Если прежде, до декабря 2015 года, любая рабочая программа должна была содержать 6-8 пунктов, то теперь сформулированы требования к рабочим программам курсов внеурочной деятельности, которая должна содержать 3 пункта:

  • результаты освоения курса внеурочной деятельности;
  • содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
  • тематическое планирование.

Сократился объем рабочей программы и убраны те пункты, которые к реальной работе отношения не имели, и обычно дублировали информацию из основной образовательной программы. Можно, конечно, возразить и не со всем можно согласиться, но документы приняты.

Теперь педагогу не нужно:

  • составлять пояснительную записку и конкретизировать цели общего образования с учетом специфики курса внеурочной деятельности,
  • не нужно давать общую характеристику курса внеурочной деятельности,
  • не нужно определять место курса внеурочной деятельности в общем учебном плане,
  • не нужно описывать материально-технические и учебно-методические условия, необходимые для обеспечения курса.

Конечно, исключение этих позиций облегчит работу педагога над программой, тем более что часть общей информации содержится в основной образовательной программе и, по сути, только копируется, переносится в рабочую программу педагогом.

Отныне рабочие программы должны содержать самое главное:

  • планируемые результаты освоения курса (личностные и метапредметные),
  • его содержание с указанием форм организации и видов деятельности
  • тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Предложенная трехчастная структура видится логичной: педагог определяет, чего хочет добиться, затем описывает, на каком материале будет это делать – и в финале дает примерную разбивку по темам и часам (обратите внимание: не по датам и занятиям, как это требуют многие проверяющие или чрезмерно активные методисты!).

Коллеги, теперь важно, чтобы между стандартом и учителем не встали разнообразные его толкователи, которые будут требовать добавлять в рабочие программы лишнюю информацию (особенно острым будет вопрос с формой календарно-тематического плана, которая стандартом не регламентирована). Все участники образовательного процесса должны руководствоваться в этом вопросе непосредственно требованиями стандарта, который изменен, как видим, в сторону разгрузки педагога от бумажной работы. И именно опираясь на стандарт, учителю надо доказывать свою правоту и право на такую разгрузку.

Хочу напомнить, что в соответствии с Федеральным законом (ст.48, п.1) педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой.

Поэтому задачей организаций дополнительного профессионального образования остается оказание всесторонней и многогранной помощи педагогу, которому нужно разъяснять положения законодательства, давать ориентиры, инструкции, шаблоны, макеты, способствующие грамотной реализации установленных подходов.

Несколько слов об опыте работы ГАОУ ВО «Московский институт открытого образования». Кафедрой педагогики внеурочной деятельности:

  • разработана и реализуется дополнительная профессиональная образовательная программа «Технология разработки и оценки качества рабочей программы курса внеурочной деятельности» (72 ч.), где формируются первоначальные представления о технологии составления программы и совершенствуются соответствующие профессиональные компетенции. Программа реализуется в двух форматах – в очном и в дистанционном, что позволяет работать и с регионами. Аналогичный модуль в объеме 6-12 часов включен во все дополнительные профессиональные программы;
  • в рамках новой образовательной услуги «Педагогический абонемент», которая позволяет оперативно реагировать на запросы педагогов, проводятся целевые семинары, круглые столы и консультации непосредственно в образовательных организациях (от 3 до 12 часов) по проблемам разработки и экспертизы рабочих программ «Учимся писать рабочую программу»;
  • по запросу образовательных организаций осуществляется экспертная оценка качества реализуемых рабочих программ курсов внеурочной деятельности;
  • разработан информационный ресурс «Электронный конструктор рабочей программы курса внеурочной деятельности», который рассчитан на двух адресатов – педагога-разработчика программы и эксперта-оценщика программы. Этот ресурс позволит педагогу пошагово пройти весь путь составления программы и с помощью соответствующих подсказок, маркеров, вопросов разработать свою индивидуальную программу; а эксперт в соответствующем пространстве потом даст оценку этой программе;
  • совместно с Ресурсным научно-методическим центром непрерывного образования ГБПОУ «Воробьевы горы» регулярно проводятся вебинары по вопросам организации внеурочной деятельности и разработки рабочих программ курсов внеурочной деятельности.

Уважаемые коллеги, приглашаем вас к сотрудничеству и надеемся, что работа по совершенствованию программ позволит повысить качество внеурочной деятельности и понять, какое содержание образования мы в нее закладываем.

Литература

Буйлова Л.Н. Дополнительное образование детей и внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС: типологические особенности, сходства и различия/Развитие детей и подростков в системе дополнительного образования: коллективная монография/В.П. Голованов, Л.Н. Буйлова, З.А. Каргина и др.; под общ. ред. Н.В. Лалетина; Сиб. федер. ун-т; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П.Астафьева.- Красноярск: Центр информации, ЦНИ «Монография», 2014.

Смотрите так же:  Финансовая отчетность газпрома

Буйлова Л.Н. Существенные различия и мнимое сходство дополнительного образования детей и внеурочной деятельности обучающихся/Развитие личности в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности (Библиотечка для учреждений дополнительного образования детей). Коллективная монография. Буйлова Л.Н., Каргина З.А., Филатова М.Н., Сизова О.А. – М., OOO «Новое образование», 2014.

Буйлова Л.Н. Методические советы по разработке и оформлению рабочих программ курсов внеурочной деятельности // Молодой ученый. 2015. — №16 (96). Август, 2015 (часть 4) [Электронный ресурс] – URL: http://www.moluch.ru/archive/96/ с.403-408.

Буйлова Л.Н. Методические рекомендации по разработке и оформлению рабочих программ курсов внеурочной деятельности // Практика административной работы в школе. 2016. № 3. С.24-29.

Буйлова Л.Н. Технология разработки и экспертизы дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и рабочих программ курсов внеурочной деятельности. – М.: ГАОУ ВО МИОО, 2015.

[1] ФГОС НОО (утв. приказом МОиН РФ от 6 октября 2009 г. № 373, с изменениями от 26 ноября 2010 г. № 1241), ФГОС ООО (утв. приказом МОиН РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897) и ФГОС СОО (утв. приказом МОиН РФ от 7 июня 2012 г. № 24480), Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

Требования к рабочим программам упрощены

Приказами Минобрнауки России от 31.12.2015 г. №№ 1576, 1577, 1578 внесены изменения в федеральные государственные образовательные стандарты: ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО. В частности, согласно им упростилась структура составления рабочей программы — из восьми пунктов, которых был обязан придерживаться педагог при составлении рабочей программы, остались только три. Теперь рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:

  • планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
  • содержание учебного предмета, курса;
  • тематическо6е планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:

  • результаты освоения курса внеурочной деятельности;
  • содержание курса с внеурочной деятельности указанием форм организации и видов деятельности;
  • тематическо6е планирование.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576

«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40936). Скачать

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577

«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40937). Скачать

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1578

«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (Зарегистрирован в Минюсте России 09.02.2016 № 41020). Скачать

Требования к рабочим программам упрощены : 40 комментариев

Добрый день, Наталья! В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» родителям предоставлено право выбора формы получения образования детьми – в образовательной организации либо вне ее – в форме семейного образования, самообразования. В соответствии с ч.5 ст.63 закона об образовании, а также разъяснениями в письме Минобрнауки РФ от 15.11.2013 г. за № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме», при выборе получения образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают. Как правило, этим органом является орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. А вот информирование об этом решении образовательной организации в Законе не предусмотрено!
Орган управления образованием прикрепляет ребенка к образовательной организации.
Примечание. 1. Учащиеся, обучающиеся в форме семейного образовании по основным общеобразовательным программам общего образования, не относятся к контингенту образовательной организации.
2. При досрочном прекращении образовательных отношений организация, осуществляющая образовательную деятельность, в трехдневный срок после издания распорядительного акта об отчислении обучающегося выдает лицу, отчисленному из этой организации, справку об обучении в соответствии с частью 12 статьи 60 закона об образовании.
3.В соответствии с Порядком приема в образовательную организацию, утвержденному приказом Минобрнауки России от 22 января 2014 г. N 32 г., зачисление в школу оформляется приказом по школе в течение 7 рабочих дней после приема документов.
4.С жалобой о нарушении закона об образовании Вы можете обратиться в региональный орган управления образованием либо прокуратуру.

При выборе родителями семейного образования на основании чего ребенок отчисляется из контингента ( в законе об образовании нет такой причины отчисления)

Добрый день, Любовь! На основании заявления родителей.

Добрый день! Как изменения в рабочей программе соотносятся с положением школы? Пока школа не изменит свое положение со старыми требованиями, учителя должны писать программы по положению школы? или все же этот приказ «выше» школьного положения?

Добрый день, Анастасия! Школа обязана внести соответствующие изменения в свой локальный акт. Приказы обязательны к исполнению. Советуем обратиться в орган управления образованием, которому подчиняется ваша школа.

Добрый день. А требования к рабочим программам не по ФГОС теже? Или точно такие?

Добрый день, Елена! Советуем обратиться в региональную методическую организация.

А как быть с рабочими программами СПО, если в части СПО требования одни, а в части ОО — другие теперь. Как быть? На сайте ФИРО с рабочими программами УД все по-прежнему.

Добрый день, Елена! Блог не располагает информацией по вашему вопросу. Советуем обратиться в Минобрнауки РФ.

Здравствуйте! С началом нового учебного года! Скажите, пожалуйста, что должно включать в себя тематическое планирование? Это может быть таблица с указанием разделов и количества часов? Или необходимо расписывать буквально темы каждого урока? Объм рабочей программы увеличился, так как надо создавать на всю ступень. (С нас требуют развернутое тематическое планирование). Спасибо!

Добрый день, Марина! По вопросам тематического планирования советуем обращаться в методическую службу.

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, данное распоряжение распространяется на адаптированные рабочие программы или нет?

Добрый день, Елена! Судя по приказам — нет.

Добрый день. Меня интересует вопрос рабочих программ 1-4 классов. Они могут быть написаны на год (1 класс, 2 класс, и т.д) или должны быть написаны на уровень 1-4 класс. В каком документе прочитать?

Добрый день, Нина Сергеевна! Советуем обратиться к разделу III. «Участие в разработке рабочих программ.» Приложения к письму Общероссийского профсоюза образования от 07.07.2016 г. № 323 «Дополнительные разъяснения по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей», размещенному на сайте Общероссийского Профсоюза образования, к приказу Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1576, а также к соответствующему локальному акту школы.

Добрый день! Хотелось бы понять по изменениям по ООО НОО приказ № 1576 по предметной области родной язык и родная литература. Эти предметные области нужно включать в учебный план 1-4 класов и каким образом?

Добрый день, Вера! Советуем обратиться в муниципальную или региональную методическую организацию.

Где можно найти измененный вариант санпина для школ, в частности для начальной школы? Спасибо.

Здравствуйте! В указанных приказах пункт 3) тематическое планирование, а в письме министерства образования от 28.10.2015 «О рабочих программах…» этот пункт 3) календарно-тематическое планирование. Это одно и тоже? И можно ли использовать в работе ОУ письмо министерство, если оно еще не вступило в силу?

Добрый день, Мария! Советуем обратиться в Минобрнауки.

Добрый день!
Подскажите, пожалуйста, требования к рабочим программам (учебные предметы + внеурочная деятельность) в начальных классах Санкт-Петербурга. Какие разделы должны быть обязательно? Какие графы в календарно — тематическом планировании? Есть ли отличия от методических рекомендаций Комитета по образованию Санкт-Петербурга № 03-20-1587/16-00 от 04.05.2016 года?

Добрый день, Ольга! Для ответа вам лучше обратиться в орган управления образованием С.Петербурга.

Добрый день. Коллеги, скажите, пожалуйста, относятся ли эти рекомендации к составлению СИПРов (индивидуальных программ для учащихся с умственной отсталостью и др.нарушениями развития)

Добрый день, Гала! Документ относится только к учителям.

Здравствуйте. Скажите должно ли оплачиваться ведение электронного журнала, если учитель ведёт в обязательном порядке обычный бумажный журнал.

Добрый день, Оксана! В соответствие с должностной характеристикой, утвержденной приказом Mинздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, учитель «Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся)». Т.о., это входит в его должностные обязанности и регулируется правилами внутреннего трудового распорядка школы.
Вместе с тем в п. 2.3 приказа Минобрнауки РФ от 11.05.2016 г. № 536 по этому поводу отмечено:
«в порядке, устанавливаемом правилами внутреннего трудового распорядка, – ведение журнала и дневников обучающихся в электронной (либо в бумажной) форме».
Т.о, Минобрнауки исключает одновременное ведение двух журналов и, следовательно, ведение одного из них должно быть дополнительно оплачено.
Кроме того в письме Минобрнауки РФ от 15.02.2012 N АП-147/07 сказано, что «при введении электронных форм учета необходимо соблюдение трудового законодательства. Недопустим неоправданный рост трудозатрат на ведение двойного учета, рабочие места должны быть оборудованы надлежащим образом».

Смотрите так же:  Трудовой договор контракт 2019

Добрый день! Татьяна. Можно ли учителям пользоваться авторскими рабочими программами в печатном виде?

Здравствуйте! Можно ли группе учителей начальных классов одной школы составить одну рабочую программу на всех и пользоваться ею. Или же каждый должен составить для себя? Спасибо!

Добрый день, Гузалия! Советуем ознакомиться с соответствующим локальным актом вашей организации.

Здравствуйте! Можно ли группе учителей создать одну рабочую программу на уровень образования и пользоваться ею всем, или же надо распечатать для каждого учителя отдельную раб.программу для себя? Спасибо!

Добрый день, Гузалия! См. локальный акт школы.

Здравствуйте. Можно ли использовать рабочие программы в электронном виде, заменив титульный лист в ворде на скан титульного листа с подписями. При необходимости директор может ввести пароль на рабочую программу. Мы же переходим на электронный документо -оборот.

Добрый день, Людмила! Советуем посмотреть локальный акт школы, если он есть, а также приказы Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1576, N 1577 и №1578.

Добрый день! Начинаю только работать в школе. Скажите пожалуйста структура рабочей программы в оош из каких разделов состоит программа. За ранее спасибо!

Добрый день, Анна! Советуем посмотреть приказы Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1576, N 1577 и №1578.
Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:
1.Содержание учебного курса.
2.Ожидаемые результаты обучения.
3.Приблизительное тематическое планирование.
На практике же все рабочие программы по предметам на 2018-2019 учебный год дополняют пояснительной запиской, в которой подробно расписывают особенности курса, нормативные документы, согласно которых составлена программа, рекомендации учителям и другие важные аспекты.
Учитель разрабатывает программу самостоятельно или в составе рабочей группы. Каждый педагог имеет право выбрать один из следующих вариантов:
1.Использовать рекомендованную программу, внеся в нее собственные корректировки.
2.Взять за основу одну из существующих авторских программ.
3.Работать по авторской программе, адаптировав ее к особенностям учебного заведения.
4.Написать свою авторскую программу.
Полезные ссылки
https://pro2019god.ru/novye-trebovaniya-k-rabochim-programmam-v-2018-2019-godu/
25.08.2018 05:13
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 № 08-1786

Здравствуйте! Прошу дать ответ на вопрос: «Какие нормативные документы, согласно которых составлена рабочая программа, необходимо прописывать в пояснительной записке ? «

Добрый день, Ольга! Нормативным документом является ФГОС. Например, согласно приказу Минобрнауки от от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373», рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности, должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности, разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учетом программ, включенных в ее структуру.
Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:
1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
2) содержание учебного предмета, курса;
3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Также вы можете ознакомиться с Письмом Минобрнауки России от 03.03.2016 N 08-334 .
За подробной консультацией вы можете обратиться к заместителю директора, курирующего методическую работу, и руководителю вашего МО. Они за это получают доплату.
Обращаем внимание, что то, о чем вы спрашиваете действовало до 2017/18 учебного года, когда рабочая программа состояла из 8 пунктов, в т.ч. включала и пояснительную записку. Теперь же, согласно указанному приказу не нужно писать пояснительную записку, общую характеристику предмета, давать описание его места в общем учебном плане. Сокращается и раздел, описывающий результаты освоения предмета: описание личностных и метапредметных результатов уходит на уровень школы, в общую образовательную программу, а в рабочих программах остаются только предметные результаты. Из тематического планирования убрано описание основных видов учебной деятельности. Можно обойтись теперь и без перечисления учебно-методического и материально-технического обеспечения.
К сожалению в некоторых школах ещё продолжают требовать вносить в рабочие программы лишнее, и учителю, опираясь на ФГОС, надо доказывать свою правоту и право на разгрузку от бумажной работы.

Методические советы по разработке и оформлению рабочих программ курсов внеурочной деятельности

Дата публикации: 06.08.2015 2015-08-06

Статья просмотрена: 11007 раз

Библиографическое описание:

Буйлова Л. Н. Методические советы по разработке и оформлению рабочих программ курсов внеурочной деятельности // Молодой ученый. — 2015. — №16. — С. 403-408. — URL https://moluch.ru/archive/96/21529/ (дата обращения: 09.02.2019).

Организация внеурочной деятельности в контексте реализации Федеральных государственных образовательных стандартов вызывает много вопросов и главный из них — разработка рабочих программ курсов внеурочной деятельности. В настоящее время эта тема является актуальной и в ее успешном решении заинтересованы не только педагоги и администрация образовательных организаций, но и сами учащиеся и их родители. В статье даны методические рекомендации по разработке этих программ.

Ключевые слова:внеурочная деятельность, рабочая программа, рабочая программа курса внеурочной деятельности, нормативно-правовые основания разработки образовательной программы, технология разработки программы.

Федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС) ввели «новое» понятие — внеурочная деятельность, которая, по замыслу разработчиков стандарта, позиционировалась как образовательная инновация, но оказалась проблемой, которую никто не ждал.

Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (МР МО РФ от 12.05.2011 № 03–296) [5], что позволяет реализовать требования ФГОС начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования в полной мере. Внеурочная деятельность является неотъемлемой, обязательной частью образовательного процесса в школе; это — органичное продолжение учебных занятий.

Материалы стандарта целенаправленно подводят педагога и руководителя образовательного учреждения к формированию устойчивых представлений о внеурочной деятельности как:

части основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида деятельности; формировании учебной мотивации;

деятельности, способствующей расширению образовательного пространства, создающей дополнительные условия для развития учащихся;

необходимом условии взросления, в рамках которого происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.

Внеурочная деятельность организуется на основе специально разработанных образовательных программ по направлениям развития личности (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и спортивно-оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное); в таких формах, как кружки, краеведческая работа, художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, юношеские организации, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и другие формы, отличные от урочной, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности разрабатываются:

в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» [7];

в целях реализации ФГОС НОО (утв. приказом МОиН РФ от 6 октября 2009 г. № 373, с изменениями от 26 ноября 2010 г. № 1241) [2], ФГОС ООО (утв. приказом МОиН РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897) [3] и ФГОС СОО (утв. приказом МОиН РФ от 7 июня 2012 г. № 24480) [4].

с учетом положений Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» [6] и иных нормативных правовых документов.

Согласно нормам Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 273-ФЗ) [7] рабочая программа учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) (далее — рабочая программа) является неотъемлемой частью основной образовательной программы организации, осуществляющей образовательную деятельность, а понятие «образовательная программа» определяется как «комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов [7, ст.2, п.9]. Исходя из этого, по статусу рабочая программа относится к комплексу организационно-педагогических условий, обеспечивающих достижение планируемых результатов основной образовательной программы, и является документом образовательной организации, определяющим объем, содержание и последовательность изучения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в рамках основной образовательной программы.

Смотрите так же:  Представление прокурора об устранении нарушения закона подлежит

Рабочая программа курса внеурочной деятельности выполняет следующие функции:

нормативную (определяет обязательность реализации содержания программы в полном объеме);

информационно-методическую (дает представление о целях, содержании, последовательности изучения материала и путях достижения результатов освоения образовательной программы учащимися средствами данного курса);

организационную (выделяет этапы обучения, структурирует учебный материал, определяет его количественные и качественные характеристики на каждом этапе).

Рабочая программа курса внеурочной деятельности, наравне с иными программами, входящими в содержательный раздел основной образовательной программы, является частной по отношению к ней, конкретизируя общие цели с учетом специфики реализуемого содержания. Целью рабочей программы курса внеурочной деятельности является обеспечение достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования [2, п. 19.5], основной образовательной программы основного общего образования [3, п. 18.2.2] или основной образовательной программы среднего общего образования [4, п. 18.2.2].

Рабочая программа курса внеурочной деятельности разрабатывается на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и программы формирования универсальных учебных действий [2, п.19.5] или с учётом основных направлений программ, включённых в структуру основной образовательной программы [3, п. 18.2.2; 4, п. 18.2.2].

Рабочая программа курса внеурочной деятельности является нормативным документом:

регламентирующим организацию и фиксирующим содержание обучения по конкретной дисциплине (то есть определяющим содержание изучаемого курса, вырабатываемые компетенции, составные части учебного процесса, учебно-методические приемы, используемые при преподавании, формы и методы контроля знаний учащихся, а главное — взаимосвязь данного курса и других дисциплин учебного плана);

содержащим максимально полную информацию о предлагаемом учащимся содержании образования, в рамках основной образовательной программы: образовательные цель и задачи, а также фиксируемые, диагностируемые и оцениваемые образовательные результаты.

Реализация принципа преемственности ФГОС по уровням общего образования позволяет выделить единство подхода к структуре рабочих программ, но при этом образовательная организация, помимо обязательных требований ФГОС к структуре рабочей программы, может включать также иные сведения, необходимые и достаточные по ее усмотрению.

Исходя из данных выше характеристик, обобщим требования к рабочей программе курса внеурочной деятельности:

учет основных концептуальных идей и положений основной образовательной программы образовательной организации;

системность, целостность, конкретность, логичность и однозначность содержания;

последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса;

учет логических связей с основными предметами учебного плана;

фиксируемые, диагностируемые и оцениваемые планируемые образовательные результаты;

наличие признаков нормативного документа, использование официально-делового стиля изложения и современной педагогической терминологии;

оптимальный объем, не перегруженный излишней информацией.

Требования к структуре рабочей программы содержат ФГОС всех уровней, но структура рабочей программы курса внеурочной деятельности определяется только в Федеральном государственном образовательном стандарте [4, п. 18.2.2] и должна содержать:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели среднего общего образования с учетом специфики курса внеурочной деятельности;

2) общую характеристику курса внеурочной деятельности;

3) личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;

4) содержание курса внеурочной деятельности;

5) тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся;

6) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности.

Рассмотрим содержание всех структурных элементов рабочей программы курса внеурочной деятельности.

Необходимый атрибут любой образовательной программы — титульный лист (лат. Titulus — «надпись, заглавие»), который предваряет текст этого документа и служит источником библиографической информации, необходимой для идентификации документа (наименование образовательной организации, гриф утверждения программы (реквизиты решений органов управления образовательной организации, участвующих в рассмотрении (принятии) и утверждении программы с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа), название программы, адресат программы, срок ее реализации, ФИО, должность разработчика(ов) программы, город и год ее разработки).

Раздел «Пояснительная записка» содержит:

указание на направление развития личности, в рамках которого разработана программа;

ссылку на нормативно-правовые и учебно-методические документы, на основании которых разработана программа;

цель программы, которая должна быть конкретизирована с учетом специфики курса внеурочной деятельности (цель — это обобщенный планируемый результат, на который направлено обучение по программе);

задачи программы — это конкретные результаты реализации программы (научить, привить, развить, сформировать, воспитать);

формы организации образовательного процесса (индивидуальные, групповые и т. д.) и виды занятий по программе, которые определяются содержанием и методикой реализации программы.

Раздел «Общая характеристика курса внеурочной деятельности» содержит:

актуальность программы — роль и значимость курса внеурочной деятельности с точки зрения целей общего образования соответствующего уровня (с опорой на концепцию ФГОС); соответствие программы современным достижениям в сфере науки, техники, искусства и культуры; соответствие запросам родителей и детей (обоснование актуальности должно базироваться на фактах — цитатах из нормативных документов, результатах научных исследований, социологических опросов, подтверждающих необходимость и полезность предлагаемой программы);

описание места курса внеурочной деятельности в основной образовательной программе образовательной организации;

адресат программы — примерный портрет учащегося, для которого будет актуальным обучение по данной программе (возраст, уровень развития, круг интересов, личностные характеристики, потенциальные роли в программе);

объем программы — общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы;

срок освоения программы — определяется содержанием программы и должен обеспечить возможность достижения планируемых результатов, заявленных в программе; характеризуют продолжительность программы — количество недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения;

режим занятий — периодичность и продолжительность занятий.

Раздел «Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности» содержит:

перечень личностных и метапредметных результатов освоения курса внеурочной деятельности, согласующиеся с его целью и задачами (определение основных знаний, умений, навыков, а также компетенций, приобретаемых учащимися в процессе изучения программы);

формы аттестации/контроля — разрабатываются и обосновываются для определения результативности усвоения программы (зачет, контрольная работа, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль художественно-прикладного творчества, отчетные выставки, отчетные концерты, открытые уроки, вернисажи и т. д.).

оценочные материалы — пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов — контрольно-измерительных материалов для оценки степени достижения запланированных личностных и метапредметных результатов [7, ст.2, п.9; ст. 47, п.5];

Раздел «Содержание курса внеурочной деятельности» содержит:

реферативное описание разделов и тем программы, перечень основных единиц содержания (понятий, фактов, законов, закономерностей и пр.);

перечень теоретических и практических занятий, направлений проектной и (или) исследовательской деятельности учащихся в соответствии с последовательностью, заданной тематическим планированием.

характеристику основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий), универсальные учебные действия, осваиваемые в рамках изучения темы.

Раздел «Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся» оформляется в виде таблицы (таблица 1), составляется на каждый год обучения и содержит:

наименование разделов и тем, входящих в каждый раздел,

общее количество часов на их изучение (с указанием теоретических и практических видов занятий, а также форм контроля.

Примерная структура тематического планирования рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)

Другие публикации:

  • Ведомственная экспертиза правовых актов Результаты проведения антикоррупционной экспертизы В Росаккредитации работа по проведению антикоррупционной экспертизы ведомственных нормативных правовых актов, проектов ведомственных нормативных правовых актов организована и […]
  • Адвокат сзао москва Адвокат сзао москва Вы не можете посетить текущую страницу потому, что: просроченная закладка/избранное поисковый механизм, у которого просрочен список для этого сайта пропущен адрес у вас нет прав на эту страницу Запрашиваемый […]
  • Приказ о единой комиссии по размещению заказов по 44-фз Приказ Министерства экономического развития РФ от 31 декабря 2013 г. N 806 "О создании Единой комиссии Минэкономразвития России по осуществлению закупок для государственных нужд" В целях организации в Министерстве экономического развития […]
  • Отчетность в фсс охрана труда Отчетность в фсс охрана труда В обязанности специалиста по охране труда входит составление и представление отчета. Однако нередко работники затрудняются с вопросом, какие отчеты для них обязательны, а какие нет. Виды отчетности делятся […]
  • Федеральный закон российской федерации от 31 декабря 2019 г n 488-фз Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" Дата размещения новости: 1 января 2015 г. Президентом подписан Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в […]
  • Едв льготы для инвалидов Ежемесячная денежная выплата инвалидам в 2019 году Ежемесячная денежная выплата инвалидам назначается на основании Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в дальнейшем по […]
Требования к рабочим программам по внеурочной деятельности