Тема 13. Типология уроков окружающего мира и их технологические особенности

Разнообразие классификаций уроков окружающего мира в начальной школе. Взаимосвязь типа и структуры урока «Окружающий мир». Особенности современных уроков «Окружающий мир» разных типов. Подготовка учителя к уроку «Окружающий мир».

Технологизация образовательного процесса при изучении младшими школьниками учебного предмета «Окружающий мир». Требования к современному уроку. Особенности уроков по изучению окружающего мира в начальных классах. Различные подходы к построению и проведению уроков окружающего мира в зависимости от образовательной концепции, этапов обучения, содержания учебного материала, используемых методов, видов деятельности учащихся. Организация фронтальной, индивидуальной, групповой и парной работы учащихся на уроках курса «Окружающий мир».

Понятия “педагогическая технология”, “образовательная технология”, “технология обучения”. Технологии деятельностной направленности (проблемное обучение, метод проектов, проблемно-диалогическое обучение и т. п.) как средство реализации современных целей образования на уроках «Окружающий мир». Технология деятельностного метода: теоретические основы, сущность, содержательные и деятельностные цели уроков различной целевой направленности («открытия» нового знания, рефлексии, построения системы знаний, развивающего контроля), структура урока «открытия» нового знания. Алгоритм конструирования и схема анализа урока «открытия» нового знания. Универсальные учебные действия, формируемые на каждом этапе урока «открытия» нового знания.

Проектированию методической деятельности, направленной на создание образовательного пространства личностно ориентированной направленности.

Экологическое образование младших школьников в процессе обучения учащихся на уроках курса «Окружающий мир».

Тема 14. Экскурсии в структуре форм преподавания предмета «Окружающего мир»

Значение экскурсий как формы развития, обучения и воспитания учащихся. Место данной формы работы в изучении младшими школьниками окружающего мира. Эволюция экскурсионного дела. Классификация экскурсий по предмету «Окружающий мир».

Методика проведения экскурсий по окружающему миру. Подготовка учителя и учащихся к экскурсии. Этапы проведения экскурсионной работы, структура экскурсии. Современные требования к проведению экскурсий в начальной школе.

Специфика организации наблюдений учащихся на экскурсии, роль учителя в данном процессе. Методические приемы, активизирующие познавательную деятельность младших школьников на экскурсии.

Экологическая направленность экскурсий в природу. Организационные и методические основы создания экологических троп. Методика ознакомления детей с правилами поведения в природе. Практическая деятельность как основной вид работы младших школьников на экскурсии.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Формы, методы и приемы организации обучения младших школьников на уроках «Окружающего мира»

Столичный учебный центр
г. Москва

Формы, методы и приемы организации обучения младших школьников на уроках «Окружающего мира»

Эффективность учебно-воспитательного процесса по предмету «Окружающий мир» в первую очередь зависит от выбора учителем форм организации обучения. Существуют различные формы организации учебной деятельности учащихся при изучении предмета «Окружающий мир» в начальной школе. Выбор и целесообразность их проведения в первую очередь зависят от темы, цели и задач каждой отдельной части программного материала, а также видов естественных знаний, предусмотренных для формирования в учащихся .

Готовясь к проведению уроков, учитель:

• определяет дидактическую цель, развивающие и воспитательные задачи урока;

• определяет содержание и объем нового учебного материала, который должен быть усвоен на уроке;

• устанавливает основные линии связи с материалом, который предварительно изучили ученики;

• подбирает вопросы для повторения;

• определяет структуру урока и основные методы учебной работы на каждом этапе урока с учетом уровня подготовки учащихся;

• распределяет учебное время на отдельные виды деятельности;

• подбирает и готовит необходимые наглядные пособия к уроку, дополнительную литературу, материал для самостоятельной работы учащихся .

Высокого педагогического мастерства требует нахождения оптимальных путей их реализации. Здесь четко должны доминировать три основных аспекта:

• определение структуры урока;

• организация учебной деятельности учащихся.

Следует помнить, что результативность обучения определяется не количеством и разнообразием задач, а целенаправленным и планомерным воздействием на личность младшего школьника всей системы учебной работы на уроках.

Содержание любого урока определяется прежде всего учебной программой и учебником. Но следует глубоко осознать, что современное преподавание — не просто копирование, а воплощение методических идей. Главным должно быть вдумчивый подход к внедрению методических рекомендаций с учетом конкретных условий работы с детьми всего класса. Только просмотрев все рекомендации, проанализировав необходимые учебные пособия и дидактические материалы обдумав различные методы, с помощью которых должна быть достигнута цель, можно составить собственный конспект урока.

Чтобы обеспечить результативность урока, учителю следует продумывать режим деятельности учащихся. Важным при этом является правильное распределение времени на уроке, определение оптимального использования элементов его структуры. От того, как чередуются виды деятельности, продолжительность этапов урока и отдельных задач, зависит активность восприятия, внимание и работоспособность учащихся.

На результативность урока влияет и определенная учителем цель урока. Цель и задачи каждого урока усложняются. Это закономерное следствие решения школой ее основных задач: сформировать у учащихся знаний о природе и обществе, необходимые практические умения и навыки, развить умственные способности учащихся, их склонности и интересы, обеспечить надлежащее воспитание. Реализация этих задач обусловила наличие триединой цели урока (учебной, развивающей, воспитательной), что, в свою очередь, характеризует эффективность урока, которая по И.П. Пидласого определяется следующими критериями:

— Высоким научным обоснованием стратегий и тактики управления познавательной деятельностью учащихся на основе закономерностей и принципов обучения;

— напряженной, совершенно организованной и результативно- познавательной работой всех учеников с учетом психологических возможностей младшего школьника;

— тщательной диагностикой причин, влияющих на качество занятий, прогнозированием хода и последствий учебно-воспитательного процесса, выбором на этой основе совершенной технологии достижения запроектированных результатов;

— творческим, нестандартным подходом к решению конкретных задач в соответствии с имеющимися условиями и возможностями;

— обоснованным выбором, целесообразным применением необходимого и достаточного для достижения цели комплекса дидактических средств;

— дифференцированным подходом к отдельным группам учащихся, действующей индивидуализацией педагогического воздействия на основе диагностики реальных возможностей, проектирование конкретных сдвигов, контроля запланированных результатов;

— эффективным использованием каждой минутой учебного занятия;

— атмосферой демократии, соревнования, деловитости, стимулирования, дружеского общения, высокой ответственностью всех участников учебно-воспитательного процесса за результаты совместной работы.

Подготовить и провести такой урок очень непросто. Для этого надо и много знать, и много уметь, ответственно относиться к своим учительским обязанностям, а больше всего — выйти на новый уровень педагогического мышления.

Необходимо обратить внимание на привлечение дополнительного материала, который по дидактическим возможностям не должен уступать тому, что в систематизированном виде помещен в учебниках. Дополнительный материал можно использовать в тех случаях, когда он имеет воспитательные и развивающие возможности, когда его применение требует учебная цель урока, конкретные условия данного класса, местности. Таким материалом могут быть дифференцированные задания, творческие упражнения, информация, связанная с событиями настоящего, привлечение наблюдений учащихся и т.

В процессе изучения предмета «Окружающий мир» используется специфический тип урока — предметный. Он имеет свою историю теоретической разработки в методике преподавания предмета и практического применения в начальной школе. Впервые термин «предметный урок» был введен А. Гердом в 1863 году в методическом пособии для учителей «Предметные уроки в начальной школе».

Особенность предметного урока заключается в том, что собственно предметное содержание, которым овладевают учащиеся в процессе урока, предусматривает разностороннее изучение конкретного тела или явления природы: выявление признаков, свойств структуры, установления связей и зависимостей с другими, условий существования или протекания , происхождения, способов добычи или выращивания, важности человека. Именно поэтому целесообразно, чтобы на таком уроке дети работали с натуральными, живыми природными объектами. Это — одна из составных частей успеха его проведения. Если отсутствует возможность их обеспечения, тогда используют гербарные и коллекционные образцы. Раздаточные натуральные средства наглядности для каждого предметного урока ученики могут изготовить заранее под непосредственным или косвенным руководством учителя.

Предметный урок требует от учителя большой подготовительной работы.

Составляя конспект предметного урока, учитель должен четко определить:

— Учебную, развивающую и воспитательную цель урока;

— Какими умениями и навыками должны овладеть ученики;

— Что надо записать и зарисовать в тетради;

— Распределение времени по видам работы.

Все новые опыты учитель должен накануне обязательно проделать сам. Это даст возможность точно учесть, сколько времени займет данная работа, и определить качество проведения опыта. Иногда учитель должен подготовить инструкцию для проведения работы.

Для технической помощи учитель в каждом классе из числа учеников выбирает 2-3 ассистента, которые помогают учителю подготовить все, что нужно для урока и на самом уроке.

Опыты, проводимые на предметных уроках учениками, должны быть безопасными и безвредными. Учитель проводит соответствующий инструктаж по правилам техники безопасности при обращении с приборами, лабораторной посудой.

Начинать предметный урок целесообразно с вступительной беседы, задача которой — восстановить в памяти учащихся ранее виденное или изученное и тем самым подготовить их к сознательному восприятию нового материала. Например, сообщив, что сегодня будут изучать песок и глину, и показав эти вещества, учитель спрашивает учеников, что они знают о них. С помощью подобных вопросов учитель не только выявляет знания детей об объекте, но и готовит их к восприятию новой информации.

При изучении растений и животных предпочтение следует отдавать живым объектам, тогда представление учеников будут ярче и точнее. Кроме того, когда наблюдают за живым животным, запоминается не только его внешний вид, но и характерные движения, повадки.

На уроке, после вступительной беседы, учитель раздает предметы ученикам на парты и организует наблюдения. Он ставит последовательно ряд вопросов и направляет внимание детей на существенные признаки и свойства предмета. Сначала выясняют общие признаки, дальше переходят к деталям. При этом учитель не должен заранее называть признаки или свойства объекта или сообщать готовые выводы.

Большое значение имеет сравнение изучаемых предметов друг с другом и с ранее изученными. Это способствует лучшему пониманию и усвоению особенностей предмета и дает материал для мышления. Сравнение различных объектов по их признакам возбуждает в учащихся интерес к наблюдениям, приучает делать обобщения.

Иногда целесообразно использовать уроки-экскурсии (приложение В). На уроке-экскурсии процесс обучения реализуется не в условиях классного помещения, а в природе во время непосредственного общения учащихся с объектами и явлениями природы. Уроки-экскурсии имеют большое воспитательное воздействие на детей. Восприятие красоты природы, к которому их постоянно побуждают, ощущение гармонии, ее целесообразности, на которой сосредотачивается их внимание, способствуют развитию эстетических чувств, положительных эмоций, доброты, бережного отношения ко всему живому.

Смотрите так же:  Доплата за ордена

В начальной школе экскурсии в природу целесообразно проводить как в начале изучения темы, так и в конце, когда материал уже изучен в классе. Целесообразно проводить исследовательскую экскурсию в начале изучения темы. В непринужденной обстановке школьники учатся общаться друг с другом,изучают окружающий мир.

Педагогическая ценность уроков-экскурсий еще и в том, что все увиденное и собранное на экскурсии, является материалом, который учитель использует на уроке в классе, в практической работе. На экскурсиях дети собирают различные природные материалы: полезные ископаемые, плоды и семена, отдельные растения или их части. Уроки-экскурсии в природе, дают возможность лучше понять и воспринять данную тему, чего нельзя сделать на комбинированном уроке.

Однако есть и такие темы, которые изучаются только на комбинированных уроках, и к которым нецелесообразно применять другие формы работы. Этот тип урока распространенный в современной начальной школе. На комбинированном уроке можно достичь двух или нескольких дидактических целей. На таком уроке идет активная работа по повторению, изучение нового, закрепление знаний, применяются различные методы и приемы работы.

Комбинированный урок в общих чертах выглядит следующим образом. Подготовив класс к работе, учитель начинает беседу. Ее цель — повторить изученный материал, чтобы ученики лучше его усвоили, поставить новую проблему, пробудить интерес к новому. Рассказ или объяснение учитель применяет только тогда, когда надо выложить дополнительные сведения, когда у учащихся нет соответствующего запаса знаний для беседы. При этом он использует наглядность, демонстрирует опыты.

Закончив изложение нового материала, учитель проводит беседу, чтобы выяснить как ученики усвоили материал. После этого учитель коротко подводит итоги работы на уроке.

Что касается других форм работы (внеклассная и внеурочная работы), то учитель тоже учитывает целесообразность их проведений.

В частности, правильно организованная внеклассная работа (индивидуальная, групповая или массовая) способствует формированию в учащихся познавательных интересов, направленных на расширение и углубление знаний, усвоенных на уроках. Важным условием организации внеклассной работы является учет возрастных особенностей детей. Поскольку внеклассная работа, в отличие от внеурочной, не предусмотрена школьной программой, то учитель сам подбирает ее содержание. И главная его задача заинтересовать детей, активно привлекать к сотрудничеству.

Внеклассные занятия в начальной школе проводятся как с целым классом, так и с отдельными учениками. С целым классом проводят экскурсии в природу. С отдельными учениками внеклассные занятия проводятся во всех начальных классах. В 1-2 классах учитель, проявляя и используя интерес и любовь отдельных учеников к природе, поручает им провести то или иное наблюдение, выполнить ту или иную практическую работу, тесно связанную с уроками, проводимых в классе. Позже учитель выбирает такие виды занятий, для выполнения которых ученики объединяются в небольшие временные группы. Это такие работы, как наблюдение в уголке живой природы, оформление коллекций, подготовка материала к уроку и тому подобное. Занятия с этими группами учитель проводит после уроков. Он организует и руководит работой детей.

Внеурочная работа направлена на выполнение во внеурочное время задач, предусмотренных программой. Она является обязательной для всех учащихся. Это проведение систематических наблюдений за изменениями в природе в течение года, работа на пришкольном учебно-опытном участке, в уголке живой природы. Составной частью внеурочных работ является летние задания для наблюдений. Подбирая их для детей, учитель должен учитывать следующие требования:

— Целесообразно давать не одно задание для класса, а разное по выбору учащихся, поскольку самостоятельный выбор задания обеспечивает интерес к нему, а следовательно, и лучшее выполнение;

— в 1-2 классах не следует давать детям более двух заданий, в 3-4 классах количество их можно увеличить на одно-два задания;

— задание для каждого ученика должно быть посильным, четко сформулированным и не требовать много времени для выполнения;

— ученик должен получить подробный инструктаж о том, как выполнить и оформить задание;

— к собранному материалу дети должны сделать надпись с указанием, где собрал, когда.

Полученные задания ученики записывают в отдельную тетрадь для практических работ и наблюдений.

Фенологические наблюдения,которые дети будут проводить летом, следует начать еще до каникул. Тогда они будут иметь схему записи в дневнике видов проведенной работы, наблюдений и погодных условий и четко представлять цели и задачи наблюдений, которые будут проводить. Ведение дневников наблюдений должно сопровождаться зарисовками растений и животных, изготовлением гербария и коллекций. Такая фиксация наблюдений помогает ученикам лучше понять развитие растений и животных и влияние на них окружающей среды.

В начале нового учебного года ученики докладывают о результатах летних работ и наблюдений. Работа каждого ученика обсуждается и оценивается. Работы учеников используются на уроках.

Учитывая все выше сказанные требования, основная задача учителя-проанализировать содержание учебного предмета, определить формы организации его усвоения и подобрать методы и приемы для эффективного проведения всех форм организации при изучени предмета «Окружающий мир» в начальной школе.

Научная электронная библиотека

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, особенности изучения предмета в начальной школе

Год издания: 2017

ISBN: ISBN 978-5-91327-456-4

PDF: Скачать ( 2.4 Mb )

Учебное пособие разработано на основе современных подходов к обучению учебному предмету «Окружающий мир», с учетом требований ФГОС НОО и уровня развития педагогической теории и практики. Рассмотрены основные вопросы общей методики преподавания учебного предмета «Окружающий мир» в условиях информационно-образовательной среды начального общего образования. Соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Для студентов вузов, обучающихся по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, направленность — Начальное образование (уровень бакалавриата). Учебное пособие также может быть полезно магистрантам и учителям начальной школы.

Научная электронная библиотека

5.1.1. Требования ФГОС НОО к уроку по учебному предмету «Окружающий мир»

Внедрение стандартов второго поколения в учебный процесс начальной школы повлекло за собой множество изменений в организации этого процесса. В первую очередь оно коснулось проектирования и организации уроков. Особое внимание учителями начальных классов было уделено организации и проведению уроков по учебному предмету «Окружающий мир». Это было обусловлено как самим содержанием предмета, так и теми средствами, которые были привнесены в информационно-образовательную среду образовательной организации (например, мобильные электронные лаборатории, автоматизированные рабочие места учителя и школьника, интерактивные столы и т.п.).

А.В. Хуторской выделил следующие семь главных критериев современного урока, которые успешно могут быть применены при проектировании урока по предмету «Окружающий мир»: это урок самореализации ученика, урок открытия нового, урок создания образовательной продукции, урок развития компетенций, урок коммуникаций – очных и дистантных, метапредметный урок, урок социального учета.

Современный урок – совсем иной! Место проведения урока может варьироваться в зависимости от поставленной дидактической задачи. Традиционный урок в классе может быть заменен уроком в музее, уроком на пришкольном участке, в парке, на улице города или поселка и т. п. Урок, проводимый в классе, изменяет свое содержание и структуру, превращается в своеобразный урок-исследование и урок-экспериментальной проверки гипотез, урок-путешествие или урок-конференцию.

Рис. 29. Требования к уроку по предмету «Окружающий мир»

Деятельность учителя при подготовке к уроку по предмету «Окружающий мир» имеет свои особенности и включает в себя следующие этапы.

Рис. 30. Этапы деятельности учителя при подготовке к уроку по предмету «Окружающий мир»

Опишем основы проектирования урока с использованием технологических карт в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Урок – важнейший элемент образовательного процесса, так как именно на уроке сосредотачивается учебная деятельность учащегося. Следовательно, умение качественно подготовиться к уроку, обеспечить его содержательную и методическую наполненность, создать комфортную рабочую атмосферу – основной показатель профессионализма педагога.

Конспект, сценарий или технологическая карта являются той основой, канвой, которая позволит педагогу импровизировать на уроке, своевременно и адекватно реагировать на происходящие на уроке события, творчески решать поставленные задачи в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Технологизацию образовательного процесса невозможно осуществить без сформированности технологической культуры педагога, включающей умения определять приоритеты деятельности, прогнозировать желаемые результаты, выбирать адекватные средства и способы их достижения и т. д. Поэтому в современных условиях профессиональная успешность учителя во многом зависит от сформированности у него умения проектировать педагогическую деятельность.

Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся. Сегодня существует большое разнообразие предлагаемых как теоретиками, так и практиками образования вариантов технологических карт. Однако единства взглядов на сущность понятия, структуру и функции карты ни у теоретиков, ни в педагогическом сообществе нет. Наиболее часто сегодня авторы цитируют определение И. М. Логвиновой и Г. Л. Копотевой: «Технологическая карта урока – это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления учителем индивидуальных методов педагогической деятельности» . Технологическая карта в дидактическом контексте – современная форма проектирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся, в которой представлено описание процесса деятельности от цели до результата. В этом и состоит ее отличие от конспекта урока, в котором педагогу необходимо указывать еще и содержание деятельности.

Следовательно, при конструировании технологической карты урока необходимо учитывать следующие позиции:

– должен быть описан весь процесс деятельности с указанием конечного результата;

– должны быть указаны все операции, их составные части с максимально полным отражением их последовательности;

– в карте должны быть названы материалы, перечислено оборудование, указаны инструменты;

– должна быть отражена координация и синхронизация действий всех субъектов педагогической деятельности;

– должно быть рассчитано время выполнения всех операций.

Чтобы провести урок, отвечающий требованиям системно-деятельностного подхода и ФГОС НОО, учитель должен уметь:

– грамотно трактовать ключевые понятия, определяющие контекст современного урока;

– проектировать уроки, направленные на реализацию системно-деятельностного подхода и достижение результатов ФГОС НОО;

– организовывать ведущую к достижению результатов обучения деятельность учащихся на уроке;

– анализировать проведенный урок в соответствии с современными требованиями к нему.

Проектирование урока в процессе разработки его технологической карты включает в себя:

– определение темы урока и усваиваемых понятий;

– осмысление и формулировку целей и результатов урока;

– проектирование и указание технологии, методов, приемов;

– определение типа урока и проектирование его этапов;

– подробную характеристику технологии обучения на каждом этапе проектируемого урока.

При проектировании урока на основе технологической карты учитель должен учесть следующее:

− цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику;

− учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т. п.);

Смотрите так же:  Гигиенические требования к качеству молока и молочных продуктов

− используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе;

− учитель опирается на технологию диалога, обучает учащихся ставить вопросы;

– эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески;

− на уроке происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся;

− учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает его минимальные успехи;

– учитель специально планирует коммуникативные задачи урока;

− учитель принимает и поощряет выражаемую учеником собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения;

− стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта;

− на уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т. д.).

Н.Я. Мороз предлагает выделить в структуре карты три блока, соответствующие идее технологизации учебного процесса: блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить); инструментальный (какими средствами это достижимо); организационнодеятельностный (структуризация на действия и операции.) Если проанализировать разработанные разными авторами технологические карты, то можно убедиться, что все они в себе эти блоки содержат в большем или меньшем объеме.

Технологическая карта урока – документ, регламентирующий деятельность педагогических работников по планированию и организации образовательного процесса на уроке в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования. Исходя из вышеизложенного, можно говорить об общих подходах к ее проектированию, то есть параметрами структурирования технологической карты могут быть этапы урока, его цели, задачи, планируемые результаты, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся.

Основными компонентами блока целеполагания являются тема урока, цель урока и планируемые результаты урока. Остановимся на них более подробно.

Тема урока – проблема, определяемая рабочей программой учебного курса, предмета, материал, подлежащий преобразованию в процессе познавательной деятельности обучающихся на уроке, который должен превратиться в результате технологического процесса в сущностную характеристику обучающегося, содержание его компетенций, вектор личностного развития.

Под целью урока Ю. А. Конаржевский понимает «заранее запрограммированный учителем результат, который должен быть достигнут учителем и учащимися в конце урока». Анализ технологических карт, представленных на различных конкурсах для педагогов, позволил выявить тенденцию: педагоги указывают чаще образовательную цель урока, ориентированную на предметные результаты обучения, которые характеризуют опорную систему учебных действий в отношении опорного учебного материала. Подробный их перечень приводится в сборниках примерных ООП по ступеням обучения в блоках «Выпускник научится» к каждому разделу примерной программы.

Планируемые результаты урока в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования необходимо отразить в технологической карте урока как личностные, предметные и метапредметные (регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия).

Основными компонентами инструментального блока, фиксируемыми в технологической карте урока, являются задачи урока, тип урока и учебно-методический комплекс урока. Учебно-методический комплекс урока может отражать следующие разделы: источники информации, оборудование, дидактическое сопровождение, материалы для познавательной деятельности обучающихся.

Основными компонентами организационно-деятельностного блока, фиксируемыми в технологической карте урока, могут стать: основные понятия, организация пространства, межпредметные связи, описание урока. Основные понятия – ключевые дефиниции, названия, правила, алгоритмы, которые в результате изучения учебного материала должны быть усвоены обучающимися. Организация пространства определяется педагогом самостоятельно и отражает те формы деятельности обучающихся, которые максимально способствуют эффективному усвоению учебного материала, формированию и развитию универсальных учебных действий обучающихся. Межпредметные связи отражаются в технологической карте при их наличии. Педагогу необходимо указать предметную дисциплину, которая будет интегрирована с изучаемым предметом. Эти три параметра необязательные.

Описание урока обычно отражает следующие разделы: этапы урока (в зависимости от типа урока); ход урока, который включает действия педагога и обучающихся, диагностику результатов, домашнее задание; формирование универсальных учебных действий (на отдельных этапах урока).

Технологическая карта урока оформляется в виде таблицы, в которой учитель фиксирует необходимую информацию. Формат же таблицы определяется каждой образовательной организацией самостоятельно посредством локального акта школы.

Критериями оценки технологической карты урока могут стать следующие показатели:

– заполнен целевой раздел технологической карты урока (прописаны формируемые компетенции(я) или УУД на уроке);

– учтены требования системно-деятельностного подхода к организации и содержанию учебного процесса на уроке;

– соблюдена структура урока по выбранному типу;

– деятельность учителя и школьника соответствует формируемым УУД;

– эффективно подобраны методы и приемы по достижению поставленных задач на каждом этапе урока;

– учебно-методическая оснащенность учебной деятельности (самостоятельной работы) учащихся;

– применение компетентностно-ориентированных заданий;

– соответствие с предлагаемой формой технологической карты урока (зависит от требований конкретной ОО или требований конкурса);

– полнота, целостность заполнения всех аспектов технологической карты, приложений.

Для того чтобы технологическая карта действительно стала рабочим инструментом при организации учебного процесса, учителю начальных классов необходимо четко осознавать, почему для изучения той или иной темы он выбирает определенный тип урока и соответствующую ему структуру.

Это будет зависеть от тех целей и планируемых результатов, которые учитель задает, опираясь на рабочую программу по учебному предмету «Окружающий мир».

Статья по теме:
Требования к современному уроку в начальной школе в условиях внедрения и реализации ФГОС НОО

Материал для выступления на педсовете рассказывает об основных отличаях традиционного урока и урока по ФГОС.

Предварительный просмотр:

Требования к современному уроку

в начальной школе

в условиях внедрения и реализации

« Урок – это зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства ,

показатель его кругозора, эрудиции»

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.
Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.

Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения, где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут: (щелчок)
• анализировать свои действия; (щелчок)
• самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; (щелчок)
• отличаться мобильностью; (щелчок)
• быть способны к сотрудничеству; (щелчок)
• обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения? (Слайд №4)
Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

Какие требования предъявляются к современному уроку: (Слайд №5)
• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. (щелчок)
• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность обучающихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока; (щелчок)
• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять их на сотрудничество с учителем и одноклассниками; (щелчок)
• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность обучающихся; (щелчок)
• вывод делают сами обучающиеся; (щелчок)
• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; (щелчок)
• времясбережение и здоровьесбережение; (щелчок)
• в центре внимания урока — дети; (щелчок)
• учет уровня и возможностей обучающихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление обучающихся, настроение детей;
• умение демонстрировать методическое искусство учителя;
• планирование обратной связи;
• урок должен быть добрым. (щелчок)

При планировании урока необходимо обращать внимание на принципы педагогической техники: (Слайд №6)

(щелчок)
• свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора); (щелчок)
• открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса); (щелчок)
• деятельности (освоение учениками учебного материала преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания); (щелчок)
• идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих обучающихся); (щелчок)
• обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).

Как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.
Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Перед вами сводная таблица сравнительной характеристики деятельности педагога традиционного урока и современного.

Характеристика изменений в деятельности педагога,

Методические требования к подготовке и проведению урока по предмету «Окружающий мир»

Пояснительная записка

Изучение дисциплины «Методика обучения младших школьников предмету «Окружающий мир» требует от студентов овладения навыками проведения уроков, экскурсий, внеурочной и домашней работы по изучению окружающего мира. Это осуществляется в период прохождения педагогической практики.

Цель педпрактики: формирование специальной компетентности бакалавров педагогики применять знание теоретических основ и технологий начального естественнонаучного образования в профессиональной деятельности.

В процессе педагогической практике у студентов формируются следующие профессиональные компетенции:

· способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

· готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

· способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

· способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);

· В период прохождения педагогической практики будущие учителя должны научиться:

· осуществлять отбор содержания материала по темам программы в соответствии с ФГОС НОО;

· выбирать и разрабатывать структурную форму проведения занятий, организовывать педагогическое сотрудничество на уроке;

· грамотно использовать методы и методические приемы обучения, помогающие осознанному усвоению детьми естественнонаучных представлений и понятий, формированию практических умений;

· использовать ИКТ для проведения занятий по «Окружающему миру»;

· осуществлять экологическое образование младших школьников;

Смотрите так же:  Справка о получении пособия по беременности и родам

· навыками работы с программами, учебниками и учебными пособиями по предмету «Окружающий мир»;

· навыками составления календарно-тематических планов в соответствии с содержанием ФГОС НОО и учебных программ по предмету;

· навыками составления конспектов, технологической карты урока и проведения занятий по «Окружающему миру» в начальной школе;

· навыками проведения уроков и экскурсий по предмету «Окружающий мир»

· навыками организации внеурочных форм естественнонаучной деятельности младших школьников;

В данном пособии даются рекомендации студентам по организации учебного процесса с использованием различных форм, методов и средств обучения младших школьников предмету «Окружающий мир». Приводятся примеры уроков, экскурсий и внеурочной работы, критерии оценивания учебных достижений учащихся.

Формы организации обучения младших школьников предмету «Окружающий мир»

Можно выделить следующие формы организации обучения в начальной школе: урок; экскурсия; внеурочная работа; домашняя работа; внеклассная работа. В настоящее время Федеральный государственный образовательный стандарт требует организации проектной деятельности школьников.

Методические требования к подготовке и проведению урока по предмету «Окружающий мир»

Урок– основная форма организации учебной работы по естествознанию, при которой учебные занятия проводятся учителем с группой учащихся постоянного состава, одинакового возраста и уровня подготовки в течение определенного времени.

Главные требования к современному уроку:

1. Общая дидактическая целенаправленность урока. Часто учитель недооценивает специальное продумывание цели урока. В то же время постановка учебной задачи, диктующей формулировку целей (планируемых результатов) урока, помогает выбрать рациональную структуру и методы проведения урока. На современном уроке познавательная задача формулируется совместно с обучающимися, которые хотят разрешить проблемную ситуацию, созданную учителем на уроке. Этот методический прием влияет на мотивационную сферу детей, побуждая их к действию.

2. Достаточная материальная оснащенность. Вреден как недостаток, так и избыток наглядных пособий на уроке. Некомпетентное их применение тормозит развитие личности ребенка. Учителю важно рационально, обоснованно и целесообразно использовать на уроке средства обучения.

3. Концентрация внимания на главном, существенном, на усвоении основных понятий урока, ведущих воспитательных идеях учебного материала. Иногда на уроке наблюдается перегруженность учебного материала дополнительными сведениями, конкретными фактами. Учитель необоснованно стремится отойти от содержания учебника. При этом за деталями теряется суть урока. Необходимо во время объяснения выделять главные мысли голосом, опорными знаками на доске. Рекомендуется выписать на доску тему и задачи (или план) урока.

4. Систематичность, последовательность, преемственность и логическая завершенность учебных операций. Учитель, следуя замыслу урока, должен быть готов быстро перестроить его ход при изменении ситуации. Стремление любой ценой выполнить намеченный план вне зависимости от возникших на уроке обстоятельств часто приводит к формализму в обучении. У хорошего учителя всегда есть запасные методические варианты ведения урока.

5. Обязательное сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм организации учебной работы на уроке. Учитель должен стремиться к организации учебного труда как коллективной деятельности детей. На различных этапах урока следует давать задания не только всему классу, но и отдельным ученикам, парам или небольшим группам. Такие задания могут быть общими или дифференцированными в зависимости от учебных возможностей учащихся и содержания учебного материала. Коллективная деятельность развивает коммуникативные качества личности, усиливает взаимозависимость детей в классе.

6. Оптимальный психологический режим на уроке. Для этого нужно поддерживать познавательный интерес детей, использовать приемы активизации учебной деятельности. В современной школе в основе построения уроков лежит учебное сотрудничество учителя и учащихся, при котором происходит общение на основе сочетания высокой требовательности с уважением к личности. Нельзя недооценивать гигиенические и эстетические условия в классной комнате.

7. Экономия и рациональное использование времени на уроке. Учителю следует правильно определить тип урока и выбрать его рациональную структуру. Грамотный расход времени на различных этапах урока позволяет проводить его в оптимальном для конкретного класса темпе.

8. Восстановление делового равновесия при его нарушении. В классном коллективе с самого первого урока должны формироваться дисциплинарные традиции, помогающие учителю наладить деловую обстановку на уроке.

9. Непрерывный контроль и самоконтроль; закрепление и совершенствование знаний учащихся. Любой вид учебной работы на уроке должен завершаться первичным закреплением, помогающим учителю контролировать усвоение новых знаний и умений школьниками. Во время закрепления учитель может давать задания для самопроверки и взаимопроверки детей.

10. Межпредметные и внутрипредметные связи изучаемого на уроке материала. Любой урок является частью темы, раздела и поэтому должен быть их логической единицей. Важно знать, какую систему научных понятий дает программа, и встраивать новые понятия в эту систему, формировать ассоциативные связи с понятиями, полученными на уроках по другим предметам. В то же время каждый урок должен дать хотя бы небольшое, но целостное знание.

Чтобы сложилась система, состоящая из взаимосвязанных уроков, необходимо использовать преемственные и перспективные связи, знать место каждого урока в теме, его связь с другими. Без такой системы курс «Окружающий мир» не может быть логичным и целенаправленным.

Большинство методистов в начальной школе выделяют следующие типы уроков:

1) вводные; 2) предметные; 3) комбинированные; 4) обобщающие.

Каждый тип урока имеет определенную структуру, которая зависит от его целей, содержания учебного материала, методов проведения и определяется последовательностью взаимосвязанных этапов урока.

Каждый тип урока имеет определенную структуру, которая зависит от его целей, содержания учебного материала, методов проведения и определяется последовательностью взаимосвязанных этапов урока.

Вводные урокипроводятся в начале изучения курса, раздела или большой темы.По небольшим темам учитель дает введение в начале первого урока.

Основные дидактические цели таких уроков следующие:

1. Установить уровень подготовки учащихся к восприятию новых знаний, систематизировать имеющиеся знания.

2. Сформировать общие представления о содержании учебного материала, который предстоит изучать детям на последующих уроках.

3. Познакомить учащихся с особенностями построения и методами изучения новой темы (раздела, курса) в учебнике.

4. Возбудить интерес детей к новой теме (разделу, курсу). Поставить несколько новых проблем и оставить их открытыми.

Вводные уроки могут иметь следующую примерную структуру:

1) организация класса;

2) постановка учебных задач;

3) ознакомление с целями, содержанием, структурой раздела (темы) в учебнике;

4) актуализация имеющихся знаний;

5) формирование новых представлений и понятий;

6) отработка приемов работы с учебником;

7) домашнее задание;

Примервводного урока по теме «Что такое природа» (программа «Окружающий мир» 3 кл. 1 ч. А.А. Плешакова) см. в приложении 2.1

Предметные урокипредполагают работу учащихся с предметами природы или учебными приборами. На таких уроках всегда присутствует практическая работа. Выделение этого типа урока обусловлено спецификой содержания начального курса естествознания.

Цели предметного урока:

1. Добиться усвоения новых знаний путем непосредственной работы учащихся с объектами природы.

2. Развивать практические умения по проведению простейших естественно-научных исследований.

Этот тип урока требует серьезной предварительной подготовки. Учитель должен заранее подобрать раздаточный материал. Если требуется, то заложить опыты (например, при изучении развития растения из семени). Следует фронтальные опыты предварительно проделать самому, чтобы отследить, сколько времени тратится на их проведение.

Предметные уроки имеют следующую примерную структуру:

1) организация класса;

2) определение темы и постановка учебных задач;

3) актуализация опорных знаний;

4) проведение практической работы;

6) домашнее задание;

Пример предметного урока на тему: «Какие бывают почвы»(программа А.А.Плешакова, четвертый класс) см. в приложении 2.2

Комбинированные урокисамые распространенные в практике обучения. Это уроки такого типа, на которых изучается и закрепляется новый материал, устанавливается преемственность с ранее изученным. Они комбинируют несколько равных по своему значению дидактических целей:

1. Повторить и систематизировать ранее изученный материал.

2. Добиться усвоения новых представлений и понятий.

3. Развивать практические умения.

4. Закрепить полученные знания и умения.

На таком занятии можно применять комбинации структурных элементов различных типов уроков.

Пример комбинированного урока на тему: «Водоем – природное сообщество»(программа А.А. Плешакова, четвертый класс) см. в приложении 2.3

Обобщающие уроки проводятся в конце изучения большой темы или раздела.

Цели обобщающего урока:

1. Обобщить и систематизировать знания детей.

2. Отработать полученные умения и навыки.

3. Научиться применять знания и умения в новых ситуациях.

4. Установить уровень усвоения программного материала и овладения практическими умениями.

Традиционная структура такого урока следующая:

1) организация класса;

2) обобщение и систематизация знаний по изученной теме;

3) отработка умений и навыков в процессе самостоятельной работы;

4) использование знаний и умений в новой учебной ситуации;

5) обобщающая беседа;

Обобщающие уроки часто проводятся в нетрадиционной форме. Это уроки-конкурсы («Что, где, когда», «КВН» и т.п.) уроки-путешествия («Путешествие по природным зонам России», «Геологические экспедиции по родному краю» и т.п.), деловые игры («Экологическая конференция», «Если бы я был руководителем предприятия» и т.п.). На них рекомендуется организовывать групповую или индивидуальную самостоятельную работу учащихся. При организации уроков последнего типа учитель должен помнить, что для обобщения материала необходимо выделить в нем главное; охарактеризовать ведущие понятия; сравнить их между собой; установить причинно-следственные связи; найти общие закономерности; сформулировать выводы.

Пример обобщающего урока по теме «Полезные ископаемые своего края» (программа А.А. Плешакова, четвертый класс) см. в приложении 2.4

Характеристика уроков естествознания будет неполной, если мы не остановимся подробнее на особенностях их структуры в различных образовательных системах.

Другие публикации:

  • Трехсторонний договор оказания услуг Трехсторонний договор оказания услуг Договор N ______о возмездном оказании услуг г. __________ "___"________ ____ г. _____________________________________, именуем___ в дальнейшем "Заказчик", в лице _______________________________, […]
  • Начислен налог на дивиденды Дивиденды: проводки Начисление дивидендов: проводки Дивиденды — часть чистой прибыли, выплачиваемой участникам или акционерам общества. Размер прибыли, подлежащей распределению, определяется по окончании финансового года. Сумма ее […]
  • Приказ о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению Двинско-Печорское бассейновое водное управление федерального агентства водных ресурсов Оперативный дежурный: +7-921-077-01-33 Приказ и Положение о создании Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных […]
  • Как оформить кроссворд по математике Математический кроссворд Кроссворд по математике для школьников 6, 7, 8 классов. В этом кроссворде зашифрованы основные математические понятия и термины, которые вы успели изучить в школе. 1. Продолговатая окружность. 2. Разделяет […]
  • Акции газпром налог с продажи Акции газпром налог с продажи Взимается ли 13% налог при продаже акций ОАО "Газпром", которые были приобретены за ваучеры? Да, при продаже акций будет удержан налог на доходы в размере 13%, при условии, что Вы являетесь налоговым […]
  • Как платить налог ндфл за работника Граждане ЕАЭС и налогообложение в России - как платить налоги НДФЛ гражданину страны участника договора ЕАЭС В данной статье мы рассмотрим уточнения Минфина России касательно налогообложения доходов граждан стран – членов ЕАЭС от работы в […]
Требования к урокам окружающего мира