Учет износа деталей осаго

Страховое возмещение по ОСАГО осуществляется в форме:

  • выплаты страховой суммы в денежном выражении;
  • организации и оплаты страховщиком ремонта имущества потерпевшего.

Учитывается ли износ деталей или нет – зависит от формы страхового возмещения

Учет износа деталей, подлежащих замене при страховой выплате

В случае, если страховое возмещение осуществляется в форме страховой выплаты, то размер расходов на запчасти уменьшается на величину износа деталей, узлов и агрегатов, подлежащих замене при ремонте авто потерпевшего.

Разъяснения Верховного Суда РФ:

При осуществлении страхового возмещения в форме страховой выплаты размер расходов на запасные части, в том числе и по договорам обязательного страхования, заключенным начиная с 28 апреля 2017 года, определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте. При этом на указанные комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты) не может начисляться износ свыше 50 процентов их стоимости (абзац второй пункта 19 статьи 12 Закона об ОСАГО) ( см. подробнее п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).

Учет износа деталей, подлежащих замене при ремонте авто на СТО

В случае, если страховое возмещение осуществляется в форме организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства на СТО, то стоимость восстановительного ремонта автомобиля, принадлежащего гражданину и зарегистрированного в РФ, определяется без учета износа деталей, узлов, агрегатов.

Верховный Суд разъяснил, что по общему правилу не допускается использование при ремонте авто бывших в употреблении или восстановленных комплектующих изделий, деталей и агрегатов, если только стороны не пришли ко взаимному соглашению об этом.

Разъяснения Верховного Суда РФ:

В отличие от общего правила оплата стоимости восстановительного ремонта легкового автомобиля, находящегося в собственности гражданина (в том числе имеющего статус ИП) и зарегистрированного в РФ, осуществляется страховщиком без учета износа комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов) (абзац третий пункта 15.1 статьи 12 Закона об ОСАГО в редакции ФЗ от 28 марта 2017 года N 49-ФЗ).

Если в соответствии с Методикой требуется замена комплектующих изделий …, то при восстановительном ремонте поврежденного ТС не допускается использование бывших в употреблении или восстановленных комплектующих изделий … Иное может быть определено только соглашением между страховщиком и потерпевшим (абзац третий пункта 15.1 статьи 12 Закона об ОСАГО) ( см. подробнее п. 59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 58).

Расчет износа авто ОСАГО

ВНИМАНИЕ! С 19.09.2014 года вступили в силу новые правила расчета износа ТС в соответствии с требованиями Единой методики ЦБРФ. Калькулятор износа по методике на этой странице.

Калькулятор ОСАГО (до 19 сентября 2014 г.)

Расчет износа транспортного средства и его комплектующих в соответствии с Постановлением Правительства РФ №361 от 24 мая 2010 г. «Об утверждении Правил установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств», а также Постановлением Правительства РФ №717 от 30 июля 2014 г. «О внесении изменений в Правила установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств»

  • Дата выпуска ТС — дата производства автомобиля. Если информации о дате производства нет, то указывается дата первой продажи ТС. В случае, если дата первой продажи не установлена, то указывается 01 января года выпуска, указанного в ПТС
  • Пробег указывается в километрах, если одометр автомобиля в милях, то его показания нужно умножить на 1,61 (1 000 миль = 1 610 км)
Смотрите так же:  Страховка здоровья и имущества

Износ по ОСАГО уменьшится – проблемы останутся

Одной из последних поправок в закон об ОСАГО стало снижение максимально допустимого процента износа автомобиля при расчёте компенсации с 80% до 50%. Напомним, что на этапе обсуждения этого вопроса мнения законодателей разделились.

Игроки рынка ОСАГО ратовали за то, чтобы оставить всё как есть. Депутаты, пытавшиеся отстаивать интересы автовладельцев, вносили на рассмотрение законопроект, исключавший применение понятия «износ ТС» при расчёте размера выплаты по ОСАГО пострадавшим в ДТП. В конечном итоге, победило страховое лобби. Износ остался, хотя и стал на 30% меньше. Что это: благо или лишь иллюзия уступки автовладельцам?

Разберемся с терминами

Износ – это процент снижения стоимости ТС, его запчастей и комплектующих в процессе эксплуатации. Износ по ОСАГО считается только на заменяемые детали автомобиля. Элементы, подлежащие восстановлению, под это понятие не подпадают. Износ считается «нулевым» и при замене комплектующих изделий, влияющих на безопасность дорожного движения (полный перечень таких узлов изложен в Приказе Минтранса РФ № 20 от 25.01.2011 года). Износ рассчитывается на момент ДТП и зависит в первую очередь от даты выпуска ТС и его пробега.

По закону выплата по ОСАГО производится с учётом износа, что приводит к уменьшению суммы, которую пострадавший в ДТП автовладелец может получить при урегулировании убытка. Чем старше транспортное средство, тем значительнее его износ, и тем больше страховая компания вправе «урезать» размер возмещения. В среднем неинтенсивное использование авто приводит к его износу на 8-15 % в год.

В настоящее время существует пять различных методик расчёта износа. И подобно калькулятору ОСАГО , в интернете можно найти калькуляторы, позволяющие определить износ любого ТС. И только к концу 2014 года будет принята Единая методика расчёта стоимости восстановительного ремонта, которая будет включать в себя коэффициенты износа авто и его комплектующих.

Купить ОСАГО онлайн – удобный заказ и сравнение цен

Влияние на выплату износа по ОСАГО «на пальцах»

Предположим, у автомобиля, пострадавшего в ДТП, имеется ряд повреждений. При расчёте стоимости ремонта страховщик учитывает стоимость нормочаса конкретной фирмы, стоимость слесарных работ, работ по «железу», разборки-сборки авто и т.п. Но оказывается, что бампер безнадёжен и подлежит замене. Новый бампер условно стоит 8 000 рублей. Работа по его замене ещё 6 000 рублей. Конечно, страхователь справедливо рассчитывает получить только за бампер как минимум 14 000 рублей.

Однако так как по «возрасту» и пробегу износ автомобиля составляет 50%, то и заплатят ему не за новый, а за изношенный бампер, т.е. 8 000 * 50% = 4 000 рублей. Согласитесь, уже неприятно. А что если повреждения были значительными, и деталей, подлежащих замене, оказалось много? Можно представить, каковы будут убытки потерпевшего при учёте износа старенького авто после крупного ДТП. Не будет же он, в самом деле, искать и ставить себе запчасти, изношенные на 50%.

Поскольку с понятием износа в ОСАГО мы разобрались, можно «по достоинству» оценить снижение его максимального порога: раньше закон позволял урезать выплату за заменяемые детали на 80%, а теперь страховщик обязан заплатить даже за сильно изношенные комплектующие не менее половины их стоимости в новом состоянии. Таким образом, собственники авто получили гарантированный 30-процентный бонус к выплате. Но думается, что это не сильно облегчит положение владельцев «возрастных» авто, которых в нашей стране остаётся подавляющее большинство.

Проблема остаётся

Как ни старались правозащитники и автоюристы добиться отмены учёта износа при расчёте убытков по ОСАГО, а «воз и ныне там». Получается, что суммы выплат пострадавшим в ДТП будут по-прежнему недостаточными для полноценного ремонта. И никакие доводы страховщиков о том, что при отмене износа у страхователей появится возможность обновлять старые детали за их счёт, не могут рассматриваться всерьёз. Необходимо доработать методику расчёта так, чтобы страхователь не был в обиде. Ведь очевидно, что потерпевший не виноват в аварии, и его полис ОСАГО должен покрыть все убытки (в рамках страховой суммы). Иными словами, автомобиль должен «вернуться» в состояние, в котором он находился до наступления страхового случая. Именно так трактует понятие восстановительного ремонта Федеральный закон № 306-ФЗ от 01.12.2007 года.

Смотрите так же:  Уголовный кодекс лес

Потерпевший не должен рисковать своей и чужой безопасностью, покупая на авторазборах подержанные детали или приобретая неоригинальные запчасти (что точно не может считаться приведением имущества в состояние, в котором оно находилось до момента ДТП). Он также не должен оплачивать из своего кармана разницу между стоимостью новой запчасти и размером компенсации, выплаченной с учётом износа. Нередки и такие ситуации, когда незадолго до аварии автолюбитель меняет некоторые запчасти старого авто на новые.

И если новые детали после аварии оказались подлежащими замене, страховая компания все равно выплатит за них по ОСАГО с учётом общего износа ТС.

Как ни крути, любой расклад несправедлив, так как приводит к значительным убыткам автовладельца (особенно, если авто уже далеко не новое), сводя «на нет» саму идею «автогражданки». И это при том, что цена ОСАГО скоро непременно вырастет.

Напомним, что поправка о снижении предельно допустимого износа вступит в силу с 1 октября 2014 года и не будет распространяться на полисы ОСАГО, приобретённые до этой даты.

Как рассчитывается износ по ОСАГО в 2019 году?

Выберите тип транспортного средства

Если после ДТП производится выплата, а не ремонт на СТОА, и требуется замена отдельных деталей автомобиля, то расчёт выплаты по «автогражданке» производится с учётом износа. Эта норма описана в пункте 4.15 Главы 4 Правил страхования, утверждённых Центробанком.

Такое положение дел возмущает многих автолюбителей, особенно владельцев сильно подержанного транспорта. Нередко страхового возмещения не хватает на полноценный ремонт автомобиля. Например, стоимость подлежащего замене бампера составляет десять тысяч рублей, ремонтные работы обходятся ещё в три тысячи, а страховая компания выплачивает автовладельцу всего пять тысяч рублей. После такой выплаты помимо возмущения появляется желание проверить справедливость расчёта экспертов.

Как рассчитывается износ по ОСАГО в 2019 году?

Формула расчёта, его методика и применяемые коэффициенты регламентируются Положением Центробанка № 432-П от 19 сентября 2014 года. При определении степени амортизации конкретного автомобиля независимые эксперты учитывают в своих калькуляторах две позиции.

  1. Срок службы детали, выраженный в количестве лет эксплуатации.
  2. Пробег автомобиля на момент страхового случая.

Кроме того, в формуле используется специальный коэффициент, учитывающий влияние на амортизацию детали срока службы и пробега транспортного средства. Его значения указаны в Приложении № 5 к Положению Центробанка № 432-П.

Также в формуле могут быть применены коэффициенты дополнительной амортизации детали при наличии следующих факторов:

  • повышенная коррозия, не свойственная детали;
  • повреждения облицовки и кузова, занимающие больше десяти процентов площади детали и не относящиеся к страховому случаю;
  • следы ремонтных работ, выполненных с нарушением технологии;
  • дефекты ЛКП, занимающие больше десяти процентов площади детали;
  • ремонтные вставки и врезки при восстановлении детали;
  • трещины, сколы или потёртости стёкол, зеркал и световых приборов, занимающие больше десяти процентов их площади;
  • повреждения неокрашенной пластиковой детали, если они не относятся к страховому случаю.

Есть в Положении Центробанка № 432-П и положительные для автовладельцев моменты. В частности в Приложении № 7 приводится обширный перечень деталей, замена которых оплачивается без учёта износа. В их числе подушки и ремни безопасности, различные элементы системы торможения и рулевой системы.

Выплаты по ОСАГО планируется рассчитывать без учета износа деталей

Сейчас выплаты по страховому случаю рассчитываются с учетом износа (может составлять до 50% от стоимости детали), так как старые детали меняются на новые. При выплате в натуральной форме (ремонт) износ не учитывается, сообщает ТАСС.

Приравнять условия денежных выплат к натуральным предложил глава комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков. ЦБ готов «серьезно обсудить эти предложения в рамках подготовки законопроекта» об изменениях в ОСАГО, заявил на слушаниях в Госдуме зампред ЦБ Владимир Чистюхин.

Смотрите так же:  Стоимость квартиры для договора дарения

Российский союз страховщиков (РСА) эту идею не поддерживает, так как пока нет условий для справедливых тарифов. «Если сейчас на дорожную карту, которая есть по либерализации [тарифа ОСАГО], «нанизывать» еще какие-то важные изменения – будет перекос. Нынешняя дорожная карта, тарифы, которые есть, – они рассчитаны для существующей системы, без износа. И добавлять в нее без набора статистики, когда идет реформа, еще какие-то вещи – неправильно», – цитирует исполнительного директора РСА Евгения Уфимцева ТАСС.

Реформа ОСАГО подразумевает расширение тарифного коридора на 20% вверх и вниз и законодательные изменения, предложенные Минфином: отмена ряда коэффициентов в ОСАГО, введение полисов с разными лимитами и сроками действия. По итогам реформы появится возможность установления индивидуальной цены ОСАГО для каждого водителя.

Новости ОСАГО: учет износа деталей может быть отменен

Напомним, в настоящее время из денежной выплаты, которую получает пострадавший в ДТП по ОСАГО, вычитается сумма износа — разница в стоимости между старыми и новыми деталями, которыми заменяют поврежденные. По закону износ может составлять до 50% стоимости детали (ранее износ учитывался и при направлении поврежденного автомобиля на ремонт, но сейчас этого нет).

Представьте себе ситуацию: вы владеете 10-летним автомобилем «Форд Фокус» и страховая, рассчитывая выплаты, готова передать автовладельцу деньги – но не полную стоимость ремонта, а лишь 60% от рассчитанной суммы (например). А все дело в том, что страховщик решил, что износ исходных комплектующих составляет 40%. Обидно, да?

Обидно, — соглашаются авторы законопроекта. По их разумению, ситуация складывается не самая справедливая. Максимальный размер компенсации составляет 400 тыс. рублей, при этом предложенная страховщиком сумма не покрывает ремонт автомобиля. А это значит, что автовладелец страдает дважды (если не трижды): сначала ему бьют машину, а затем он вынужден ремонтировать его за свой счет. Или «таскаться» по судам, чтобы выбить оставшуюся сумму из виновника аварии. А виновнику аварии тоже обидно – он свою автогражданскую ответственность застраховал…

Банк России заявил, что готов рассмотреть эту инициативу, поскольку она направлена на решение проблемы недостаточности денежной выплаты для ремонта автомобиля после ДТП. Вместе с тем банкиров беспокоит вероятность повышения стоимости полиса ОСАГО. Они уже готовы провести дополнительные актуарные расчеты.

Другие публикации:

  • Компенсация за новогодние подарки Новогодние подарки: бухучет и налогообложение Работникам по итогам года были выданы небольшая премия и детские сладкие наборы (подарки). Стоимость подарков не превышает 500 руб. Возможность поощрения работников разовыми премиями (в том […]
  • 41 приказ роскомнадзор Приказ Роскомнадзора от 17.03.2017 N 41 "Об утверждении перечня должностей федеральной государственной гражданской службы в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее […]
  • Заявление для смены фамилии в паспорте Замены фамилии в паспорте в 2019 году – читайте где оформить процедуру и какие документы нужны Смена фамилии – процедура весьма распространенная и не такая сложная, как может показаться на первый взгляд. Но прохождения определенных этапов […]
  • Срок действия квалификационной категории сохранение категории после декрета Здравствуйте. я работаю в школе учителем 9 лет, в 2007 году у меня была аттестация на 12 разряд, в 2011 году я ушла в декретный отпуск, вышла из декрета в 2014 году сначала мне платили как по 12 разряду […]
  • Приказ минздравсоцразвития 704 Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 28 февраля 2013 г. N АПЛ13-29 Решение суда об отказе в признании недействующими Инструкции о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, […]
  • Независимая экспертиза аккумуляторных батарей АО "Тюменский аккумуляторный завод" Адрес: 625001, г.Тюмень, ул.Ямская, 103. Сферой деятельности предприятия является производство и реализация: свинцово-кислотных стартерных аккумуляторных батарей для автомобилей, автобусов, […]
Учет износа деталей осаго