Результаты проведения антикоррупционной экспертизы

В Росаккредитации работа по проведению антикоррупционной экспертизы ведомственных нормативных правовых актов, проектов ведомственных нормативных правовых актов организована и осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и приказом Росаккредитации от 20 января 2014 г. № 77 «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов Федеральной службы Российской Федерации по аккредитации».

Антикоррупционная экспертиза актов, проектов актов проводится Управлением правового обеспечения и международного сотрудничества Росаккредитации.

Работа по проведению антикоррупционной экспертизы актов, проектов актов и их размещению на официальном интернет-сайте Росаккредитации для проведения независимой антикоррупционной экспертизы осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».

Сведения о результатах проведенной с 1 января по 31 декабря 2014 г. Минюстом России антикоррупционной экспертизы

Количество приказов Росаккредитации, направленных на государственную регистрацию
в Минюст России

Количество приказов Росаккредитации, прошедших государственную регистрацию в Минюсте России

Выявлено по итогам проведения Минюстом России антикоррупционной экспертизы в приказах Росаккредитации, направленных на государственную регистрацию, коррупциогенных факторов

Об экспертизе ведомственных нормативных актов с целью выявления в них положений, затрудняющих инвестиционную и предпринимательскую деятельность

Автор: Татьяна Бекренева

Об экспертизе ведомственных нормативных актов с целью выявления в них положений, затрудняющих инвестиционную и предпринимательскую деятельность

Указом Президента РФ от 12.07.2011 № 929 «О внесении изменения в Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313» Минюсту России предоставлено право направлять федеральным органам исполнительной власти представление об отмене или изменении принятых ими определенных нормативно-правовых актов (их отдельных положений). Речь идет о тех актах, которые необоснованно затрудняют ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности. Это будет происходить в установленном Правительством РФ порядке и на основании предложения Министерства экономического развития РФ (Минэкономразвития). Таким образом, указ обеспечивает участие бизнеса в экспертизе ведомственных нормативных актов с целью выявления в них положений, затрудняющих инвестиционную и предпринимательскую деятельность.

Министерство экономического развития, куда будут жаловаться предприниматели, сможет проводить экспертизу действующих актов. А Минюст РФ теперь вправе требовать от ведомств их отмены или корректировки. Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) уже подготовил перечень документов, вызывающих у бизнеса озабоченность.

В подготовленном РСПП перечне нормативно-правовых актов, которые, по мнению предпринимателей, могут мешать бизнесу и инвестклимату (и будут подвергнуты экспертизе) 16 позиций. Из них четыре приказа были выпущены Минкомсвязи, по одному — Минпромторгом, МНС, Минздравсоцразвития, два приказа — МЧС. Одна методика принадлежит Минприроды, одно положение — Госкомиссии по радиочастотам при Минкомсвязи. Ростехнадзор является автором двух приказов и методических указаний. Представление о том, в каких непредсказуемых местах может скрываться вредное воздействие на бизнес, дают имеющиеся в перечне правила безопасности — в сталеплавильном и доменном производстве. Их автором является Федеральный горный и промышленный надзор .

Президентский указ наделяет дополнительными полномочиями сразу два ведомства. Минэкономразвития получает право проводить экспертизу действующих нормативных актов для выявления в них положений, затрудняющих инвестиционную и предпринимательскую деятельность. А Минюст на основании предложений Минэкономразвития может направлять ведомствам представления об отмене или корректировке этих нормативных актов. С предложениями об их отмене Минэкономразвития может также обращаться в правительственную комиссию по административной реформе.

Бизнес-сообщества уже получили письмо Минэкономразвития с предложением представить свои перечни действующих актов, в отношении которых целесообразно провести экспертизу уже в этом году. Теперь остается лишь дождаться соответствующего постановления Правительства РФ, чтобы работа началась .

«Указом и будущим постановлением будет выстроена эффективная система правового регулирования, — считает управляющий директор РСПП по корпоративным отношениям и правому обеспечению Александр Варварин. — Указ уже есть, так что мы ожидаем, что постановление вот-вот выйдет». Говоря о дальнейшем порядке работы, управляющий директор РСПП пояснил, что после выхода постановления в рамках консультативного совета при Минэкономразвития порядок проведения экспертизы будет обсужден и утвержден .

Ранее на сайте Минэкономразвития и на сайте Правительства РФ уже был опубликован проект постановления правительства, в котором отмечалось, что экспертиза будет проводиться Минэкономразвития как по своей инициативе, так и на основании обращений представителей бизнес-сообщества. Проект предусматривает наделение Минэкономразвития России полномочием по осуществлению экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также правом вносить в Минюст России предложения об отмене таких актов или их отдельных положений .

В проекте Постановления РФ «Об экспертизе нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской, в том числе инвестиционной деятельности, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» указано, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие отношения, участниками которых являются или могут являться субъекты предпринимательской, в том числе инвестиционной деятельности, подлежат экспертизе в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской, в том числе инвестиционной деятельности (далее — экспертиза).

Экспертиза проводится Министерством экономического развития Российской Федерации, которое наделяется правом вносить в Министерство юстиции Российской Федерации обязательные для исполнения предложения об отмене нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти или их отдельных положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской, в том числе инвестиционной деятельности, а также представлять в Правительственную комиссию по проведению административной реформы предложения по внесению изменений в федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, на основе и во исполнение которых изданы нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие отношения в сфере предпринимательской, в том числе инвестиционной деятельности.

В случае принятия проекта Правительством Российской Федерации Министерством экономического развития Российской Федерации будет разработан порядок проведения экспертизы, определяющий механизм взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти при проведении экспертизы.

Проведение экспертизы будет обеспечиваться в том числе на основе письменных обращений представителей предпринимательского сообщества и с их возможным участием в ее осуществлении.

Кроме того, проектом предлагается утвердить изменения, которые вносятся в некоторые акты Правительства Российской Федерации.

В постановлении Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» предлагается изложить в новой редакции пункт 4.1, в котором следует предусмотреть, что представление об отмене принятых федеральными органами исполнительной власти нормативных правовых актов или их отдельных положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской, в том числе инвестиционной деятельности, направляется Министерством юстиции Российской Федерации и исполняется федеральным органом исполнительной власти. При неисполнении представления Министерство юстиции Российской Федерации вносит в Правительство Российской Федерации предложение об отмене или о приостановлении действия такого акта.

Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 437, предлагается дополнить полномочиями по утверждению порядка проведения экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, проводимой в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской, в том числе инвестиционной деятельности, и проведению экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской, в том числе инвестиционной деятельности, а также правом вносить в Министерство юстиции Российской Федерации обязательные для исполнения предложения об отмене нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти или их отдельных положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской, в том числе инвестиционной деятельности.

Смотрите так же:  Страховые взносы ип 2019 отчетность

РСПП — общероссийская общественная организация, представляющая интересы деловых кругов и предназначенная для консолидации усилий промышленников и предпринимателей России в направлении улучшения деловой среды, повышения статуса российского бизнеса в стране и в мире при условии баланса интересов общества, власти и бизнеса.

Проблемные вопросы и практика осуществления антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов органами местного самоуправления

(Гулягин А. Ю.) («Государственная власть и местное самоуправление», 2012, N 10)

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ И ПРАКТИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИХ ПРОЕКТОВ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

——————————— Gulyagin A. Yu. Controversial issues and practice of effectuation of anticorruptional expertize of normative-law acts and drafts thereof by the agencies of local selfgovernment.

Гулягин Александр Юрьевич, заместитель прокурора области, старший советник юстиции, кандидат юридических наук.

В статье рассмотрены проблемные вопросы теории и практики реализации органами муниципальной власти нормативных положений федерального антикоррупционного законодательства о проведении антикоррупционной экспертизы нормативных актов и их проектов. Автором раскрываются актуальные вопросы процедуры и субъектов проведения экспертизы, высказываются предложения о совершенствовании действующих правовых актов, повышении уровня взаимодействия органов власти с надзорным ведомством.

Ключевые слова: коррупция, антикоррупционная экспертиза, коррупциогенный фактор, нормативный правовой акт, органы местного самоуправления.

The article considers controversial issues of theory and practice of realization by the agencies of municipal power of normative provisions of federal anticorruptional legislation on carrying out of anticorruptional expertise of normative acts and drafts thereof. The author reveals topical issues of procedure and subjects of carrying out of expertize, makes proposals on improvement of the current legal acts, increase of level of interaction of agencies of power with supervision department.

Key words: corruption, anticorruptional expertize, corruptogenic factor, normative-law act, agencies of local self-government.

В сфере противодействия коррупции одной из действенных превентивных мер является исключение из нормативных актов и их проектов коррупциогенных факторов — явлений или их совокупности, порождающих коррупцию или способствующих ее распространению. Для наиболее эффективной реализации ключевых положений Национального плана противодействия коррупции, Федерального закона «О противодействии коррупции» необходимо раннее выявление и устранение из действующих нормативных правовых актов и их проектов факторов, создающих потенциальную угрозу коррупционных решений и действий субъектов правоприменения. Пунктом 2 ст. 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» определено, что профилактика коррупции осуществляется в т. ч. путем проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов. Таким образом, антикоррупционная экспертиза, осуществление которой на постоянной основе предусмотрено Национальным планом противодействия коррупции, является новым институтом российской правовой системы. В целях разрешения задач по борьбе с коррупцией проведение антикоррупционной экспертизы должно стать системной частью правотворческого процесса. Очевидно, что недостатки правовых актов, способствующие возникновению коррупционных проявлений, могут быть устранены путем повышения качества действующего законодательства. Большую роль в этом играет разработка методик, описывающих типичные нормы или положения, реализация которых может повлечь те или иные коррупционные проявления. На федеральном уровне принято несколько нормативных правовых актов, посвященных этому вопросу. Так, 26 февраля 2010 г. Правительством Российской Федерации принято Постановление N 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», которым утверждены Правила и Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов (далее — Методика). Одновременно признаны утратившими силу Постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2009 N 195 и N 196, которыми были утверждены Правила и Методика проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции. Более двух лет действует специальный федеральный закон, посвященный антикоррупционной экспертизе (Федеральный закон от 17.07.2009 N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»), который устанавливает понятие коррупциогенного фактора, правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения, а также ее субъекты. В соответствии с ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий. Кроме того, в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом N 329-ФЗ от 21.11.2011 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» в ст. 14, 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», на соответствующие муниципальные образования возложена обязанность осуществления мер по противодействию коррупции в определенных границах. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов проводится в т. ч. организациями, их должностными лицами — в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих органов местного самоуправления, и согласно Методике, определенной Правительством Российской Федерации. Очевидно, что местные органы власти наиболее близки к населению и несут большой объем обязанностей перед ними, а принимаемые ими решения напрямую затрагивают интересы значительной части граждан, проживающих на территории конкретного муниципального образования. Однако анализ складывающейся практики в ряде случаев свидетельствует о ненадлежащем и некачественном исполнении органами местного самоуправления возложенной законом обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. Так, проведенное в 2011 г. обобщение показало, что, несмотря на императивное требование закона, из общего количества расположенных на территории Владимирской области муниципальных образований (137) в двадцати двух деятельность по проведению ведомственной антикоррупционной экспертизы не осуществлялась, порядок ее проведения не определялся. По фактам выявленных нарушений прокурорами на местах направлены акты реагирования о необходимости разработки и принятия нормативных правовых актов, устанавливающих порядок проведения ведомственной антикоррупционной экспертизы, а также об определении органа, на который будет возложена соответствующая обязанность. Кроме того, в 32 муниципальных образованиях принятые нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность по проведению ведомственной антикоррупционной экспертизы, не соответствовали действующему законодательству, в связи с чем опротестовывались прокурорами. Распространенным недостатком в работе муниципалитетов является отсутствие мониторинга принимаемых на федеральном уровне нормативных правовых актов, что явилось причиной действия правовых норм, содержащих перечень коррупциогенных факторов, противоречащих их определению, определенному в Федеральном законе N 172-ФЗ. Так, прокурором Судогодского района 26 сентября 2011 г. опротестовано Постановление главы г. Судогда от 23.03.2011 N 74 об утверждении соответствующего Положения, перечень коррупциогенных факторов в котором не соответствовал перечню федерального нормативного правового акта. Прокурором Селивановского района в июне 2011 г. опротестованы три решения Советов народных депутатов муниципальных образований Волосатовского, Новлянского, Чертковского сельских поселений, которыми были утверждены Положения о проведении антикоррупционной экспертизы, выполняемой на основании Методики, утвержденной Постановлением Правительства России, признанным утратившим силу с 26 февраля 2010 г. Анализ действующих правовых актов органов местного самоуправления, определяющих орган, на который возложены обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы, показал, что данная работа на местах осуществляется соответствующей комиссией, в которую входят представители администрации муниципального образования, депутаты представительного органа власти и независимые эксперты, либо юридическим отделом (правовым управлением) или юристом (специалистом). При этом подавляющее большинство действующих комиссий муниципальных образований осуществляет проведение экспертизы постановлений глав администраций и решений представительных органов, а также их проектов, что закреплено в нормативных правовых актах муниципальных образований. В большинстве муниципальных образований антикоррупционная экспертиза нормативных актов и их проектов осуществляется с 2010 г., т. е. с момента принятия соответствующих правовых актов. В то же время органы местного самоуправления не в полном объеме исполняют требования Федерального закона N 172-ФЗ от 17.07.2009 в части обеспечения надлежащего качества проводимой экспертизы. Так, за 2011 г. в ходе изучения прокурорами 5064 (2010 — 2982) действующих на территории области нормативных правовых актов органов местного самоуправления выявлено 338 (299) актов, содержащих коррупциогенные факторы, в связи с чем прокурорами подготовлены и направлены в органы местного самоуправления 187 (149) протестов, 35 (35) требований, 7 представлений, 8 (5) информаций. Кроме того, в суд направлено 6 (1) заявлений о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений решений представительного органа местного самоуправления. В ходе изучения 2952 (2010 — 1996) проектов нормативных правовых актов в представительные органы местного самоуправления направлено 63 информации, а в исполнительный орган — 125 информации об исключении коррупциогенных факторов. Удельный вес нормативных правовых актов органов местного самоуправления и их проектов, содержавших коррупциогенные факторы, выявленные прокурорами, составил от общего количества изученных актов за 2011 г. — 6,5% (2010 — 6,3%), что соответствует среднестатистическому показателю по Центральному федеральному округу. Среди коррупциогенных факторов, предусмотренных Методикой, наиболее часто встречаются факторы, связанные с реализацией полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления, такие, как широта дискреционных полномочий, определение компетенции по формуле «вправе», наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, выборочное изменение объема прав и принятие нормативного правового акта сверх компетенции. В то же время наибольшую опасность для общества представляют нормативные правовые акты, создающие дополнительные административные барьеры для реализации гражданами и юридическими лицами установленных законом прав и свобод. В условиях ненадлежащей правовой регламентации прохождения разрешительных процедур чиновники наиболее подвержены коррупционным проявлениям. Так, например, по результатам проведенной антикоррупционной экспертизы Ковровской городской прокуратурой 24 октября 2011 г. главе г. Коврова направлено требование об изменении Постановления администрации г. Коврова от 25.06.2010 N 109 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий юридическим лицам за исключением субсидий государственным и муниципальным учреждениям, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг из бюджета г. Коврова». Одним из пунктов Порядка предусматривалось, что рассмотрение вопросов о предоставлении субсидий осуществляется на основании заявлений субсидиантов, подаваемых ими в администрацию г. Коврова, с обоснованием и приложением необходимых расчетов и иных документов. Рассмотрение вопросов о предоставлении субсидий субсидиантам также возможно на основании ходатайства структурного подразделения администрации г. Коврова. Кроме того, в Порядке не был регламентирован перечень документов, прилагаемых к ходатайству структурного подразделения администрации г. Коврова о выделении субсидии, а также условия, при которых подразделение может обратиться с таким ходатайством. Постановлением администрации г. Коврова от 20.12.2011 N 2949 в муниципальный акт внесены соответствующие изменения. В целях устранения нарушений, связанных с неисполнением требований законодательства при проведении антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов, а также активизации работы органов местного самоуправления в анализируемой сфере территориальными прокурорами внесены представления с постановкой вопроса об ответственности должностных лиц, допустивших принятие нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы. Так, Суздальским межрайонным прокурором принимались меры реагирования по фактам некачественной подготовки нормативных правовых актов и их проектов, а также о непроведении антикоррупционной экспертизы в адрес трех глав муниципальных образований. По результатам рассмотрения представлений должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности. Таким образом, представляется целесообразным на местном уровне нормативно обязать чиновников не только противостоять коррупциогенности, но и нести реальную ответственность за разработку «злокачественных» норм, что реально для исполнения и принесет явную пользу в профилактике коррупции. При осуществлении надзорной деятельности прокуроры на постоянной основе взаимодействуют с представительными и исполнительными органами муниципальной власти, проводят мониторинг законодательства в целях выявления пробелов, изучают проекты нормативных правовых актов, принимают меры по предотвращению принятия актов, содержащих коррупциогенные факторы. 23 марта 2012 г. прокуратурой области в рамках совершенствования работы по привлечению институтов гражданского общества к проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, в т. ч. органов местного самоуправления, а также взаимодействия по иным вопросам организации совместной правозащитной деятельности, в целях реализации п. 1.4 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации N 400 от 28.12.2009 заключено Соглашение о взаимодействии с Владимирским региональным отделением Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России». Соглашение предусматривает порядок взаимодействия в сфере нормотворчества, изучения нормативных правовых актов и их проектов на предмет коррупциогенности, защиты прав и свобод граждан, проведения совместных методических мероприятий и правового просвещения граждан. 23 мая 2012 г. прокуратурой области заключено аналогичное Соглашение о сотрудничестве со Счетной палатой Владимирской области. С 2009 г. в рамках заключенных соглашений органы прокуратуры области по данному вопросу также взаимодействуют с региональным управлением Министерства юстиции России по Владимирской области и Торгово-промышленной палатой Владимирской области. В настоящее время широкое распространение получила практика обсуждения проблем взаимодействия органов прокуратуры и органов местного самоуправления по вопросам проведения антикоррупционной экспертизы на заседаниях межведомственных рабочих групп по противодействию коррупции, которые образованы в каждом районе области. Системная организация проведения антикоррупционной экспертизы эффективно дополняется правотворческой деятельностью органов прокуратуры, принимающих меры по разработке и внесению проектов нормативных правовых актов, направленных на приведение региональных и муниципальных актов в соответствие с требованиями федерального антикоррупционного законодательства. Представляется, что антикоррупционная экспертиза является реальной превентивной мерой в борьбе против коррупции. Именно сейчас, в свете принятия комплекса нормативных документов, у нее открылись наиболее реальные перспективы. Вместе с тем правовое регулирование этой деятельности еще нельзя считать завершенным. Вызывает определенные вопросы непоследовательность законодательных органов по регулированию проблем, связанных с проведением антикоррупционной экспертизы. Причем оно связано не только с уже состоявшимся «опаздыванием» федерального нормотворчества от регионального в этой сфере, но и с несогласованностью позиций федеральных органов государственной власти и судебных органов о порядке обращения в суд в случае отклонения требования прокурора об изменении нормативного правового акта, содержащего коррупциогенные факторы и не противоречащего действующему законодательству (в соответствии с главами 24 или 25 ГПК РФ). На практике вызывают особые сложности вопросы, касающиеся конкретизации процедуры и порядка обращения прокурора в суд в случае отклонения внесенного требования об изменении нормативного правового акта, содержащего коррупциогенные факторы, согласно п. 1.7 Приказа Генерального прокурора РФ N 400 от 28.12.2009 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов». Очевидно, что для полноценной реализации новелл Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» требуется внесение изменений в процессуальное законодательство, которые бы урегулировали спорные вопросы. О необходимости таких изменений свидетельствует и складывающаяся в настоящее время судебная практика, которая в отсутствие законодательного регулирования этого вопроса, по сути, лишает прокурора возможности судебного оспаривания нормативных правовых актов по признаку их коррупциогенности. В то же время на практике далеко не всегда можно обосновать необходимость исключения коррупциогенных факторов через их прямое противоречие действующему законодательству, что осложняет механизм защиты прав конкретных субъектов и, как следствие, ослабляет возможность влияния на криминогенную ситуацию в России. Осмысление данной проблемы получило отражение в распоряжении Генерального прокурора Российской Федерации N 6/20р от 14.01.2010 «Об организации исполнения решения заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 21 декабря 2009 года», которым указано на необходимость разработки проекта федерального закона о внесении соответствующих изменений в действующее законодательство в части регламентации порядка обращения прокуроров в суд с заявлениями о выполнении предписаний прокуроров об изменении нормативного правового акта с целью устранения выявленных коррупционных факторов. Однако до настоящего времени в процессуальное законодательство изменения, регламентирующие порядок обращения в суд с требованиями об исключении коррупциогенных факторов из нормативных правовых актов, не внесены.

Смотрите так же:  Судебные приставы белоруссия

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов, как мера предупреждения коррупции

В числе мер предупреждения коррупции, предусмотренных действующим законодательством, отдельное место занимает антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов.

Антикоррупционная экспертиза представляет собой изучение положений как действующих нормативных правовых актов, так и проектов планируемых к принятию нормативных документов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

Коррупциогенными факторами являются нормы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Проведение антикоррупционной экспертизы осуществляется в соответствии с утвержденной Правительством Российской Федерации методикой, где приведен перечень коррупциогенных факторов.

Антикоррупционная экспертиза подразделяется на несколько разновидностей в зависимости от субъектов, ее проводящих.

В первую очередь антикоррупционная экспертиза проводится самим органом, издавшим нормативный правовой акт (т.н. ведомственная антикорруцпионная экспертиза).

Проведение антикоррупционной экспертизы также возложено на органы прокуратуры и министерство юстиции Российской Федерации.

Кроме того законодательством предусмотрено проведение независимой антикоррупционной экспертизы гражданами и юридическими лицами, аккредитованными в качестве независимых экспертов в министерстве юстиции Российской Федерации.

Выявленные по результатам антикоррупционной экспертизы коррупциогенные факторы подлежат исключению посредством внесения необходимых изменений в положения нормативного правового акта или его проекта.

Независимая экспертиза проектов нормативных правовых актов

C 15 апреля 2013 года нормативные правовые акты, разработанные МВД России, размещаются для проведения антикоррупционной экспертизы на портале regulation.gov.ru .
Заключения экспертов по результатам независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов направляются в МВД России по адресу: [email protected]

Паспорта проектов нормативных правовых актов:

Смотрите так же:  Договор поставки продукции образец 2019

Проект приказа МВД России «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, а также форм отметки и бланка документа о разрешении на временное проживание в Российской Федерации»

Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, а также форм отметки и бланка документа о разрешении на временное проживание в Российской Федерации

Проект приказа МВД России «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации»

Проект приказа МВД России «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации»

Проект приказа МВД России «О внесении изменений в приказ МВД России от 2 августа 2017 г. No 593 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений Министерства внутренних дел Российской Федерации на право ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров»

Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронный носитель информации

Проект приказа МВД России «О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России по вопросам предоставления государственных услуг по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации»

Проект приказа МВД России «Об утверждении форм заявлений о выдаче паспорта, предъявляемых в связи с оформлением и выдачей паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации»

Проект приказа МВД России «О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России по вопросам предоставления государственных услуг по выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации»

Проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о направлении дактилоскопической информации в органы внутренних дел»

Проект приказа МВД России «О внесении изменений в Административный регламент исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, утвержденный приказом МВД России от 23 августа 2017 г. № 664»

Об использовании информации сайта

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Ведомственная экспертиза правовых актов

Прокуратурой Ивановской области проанализирована работа органов местного самоуправления по проведению ведомственной антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

Прокурорские проверки показали, что в соответствии с требованиями статьи 3 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» необходимые муниципальные правовые акты по вопросам организации и проведения антикоррупционной экспертизы, приняты практически всеми органами местного самоуправления.

Нарушение указанных требований выявлено в 9 сельских поселениях Кинешемского и Южского района.

Вместе с тем, в ряде случаев правовые акты органов местного самоуправления, регулирующие порядок проведения антикоррупционной экспертизы, противоречили нормам федерального законодательства. Такие факты выявлены Кинешемской городской прокуратурой, Фурмановской межрайонной прокуратурой.

Органами местного самоуправления в Тейковском, Кинешемском и Шуйском районах антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов не проводилась, несмотря на то, что порядок ее проведения был урегулирован.

Должностными лицами органов местного самоуправления не всегда составляется предусмотренное законом заключение по результатам проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативно-правовых актов (администрации Савинского, Фурмановского, Шуйского муниципального районов).

Проверка показала, что в органах местного самоуправления поселений изучение нормативно-правовых актов на предмет наличия в них коррупциогенных факторов, как правило, осуществляют муниципальные служащие, не имеющие юридического образования.

Недостатки в организации антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов существенно влияют на качество ее проведения.

Так, за 9 месяцев 2011 года по результатам проведения прокурорами антикоррупционной экспертизы коррупциогенные факторы выявлены в 96 муниципальных нормативных правовых актах и их проектах.

По фактам ненадлежащей организации и неисполнения требований законодательства при проведении органами местного самоуправления ведомственной антикоррупционной экспертизы внесено 47 представлений об устранении нарушений закона, 3 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности, принесено 9 протестов.

Другие публикации:

  • Мвд приказ 120 Приказ МВД РФ от 24 февраля 2012 г. N 120 "Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в системе МВД России" (с изменениями и дополнениями) Приказ МВД РФ от 24 […]
  • Требования к содержанию и оформлению отчета об оценке МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Об утверждении федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)" В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об […]
  • Приказ фмс 391 Приказ Федеральной миграционной службы от 30 ноября 2012 г. N 391 "Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской […]
  • Порядок заполнения листка нетрудоспособности приказ Проект Приказа Министерства здравоохранения РФ "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июня 2011 г. № 624н "Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности" […]
  • Алгебра 8 мордкович методическое пособие Мордкович А.Г. Алгебра. 8 класс. Методическое пособие для учителя М.: Мнемозина, 2010. — 77 с. В пособии представлены концепция и программа курса алгебры в 7—9 классах, примерное планирование учебного материала в 8 классе, методические […]
  • Инструкция по заполнению 1-пв месячная Как заполнить форму № 1-ПВ (месячная)? 10.01.2017 3308 0 0 Госстат предоставил разъяснение от 13.07.2016 г. N 17.4-12/4 относительно заполнения формы государственного статистического наблюдения N 1-ПВ (месячная) "Отчет по труду". Эти […]
Ведомственная экспертиза правовых актов