Храм Косьмы и Дамиана в Шубине. Расписание богослужений, история, фото


«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Сегодня существует достаточно большое количество православных храмов. Одним из самых известных считается храм Косьмы и Диамиана в Шубине. Он находится в России в городе Москва. Ежегодно к этому храму съезжается много туристов и паломников. Ведь это один из старых храмов, который существует на сегодня.

Адрес храма Косьмы и Дамиана в Шубине

Храм Косьмы и Дамиана в Шубине принадлежит благочинию Иверскому, является частью епархии христианской веры города Москвы. Местоположение святого места: Шубино, Столешников переулок, д.2. Здесь работает и воскресная школа, и подростковый кружок по интересам, проводятся семинары для молодежи и более взрослого поколения.

также действуют группы поддержки, где можно получить многостороннюю помощь в борьбе с зависимостью от наркотиков и алкоголем.

Возвращение в лоно Церкви и современное состояние

Начатая в конце 70-х годов 20 столетия реставрация внутренней отделки церкви святых бессребреников Космы и Дамиана была завершена в 1991 году. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй благословил богослужение в обновленном храме, который возглавил отец Александр (Борисов).

Интересно! 14 июля православный мир отмечает день памяти святых Космы и Дамиана. В этот день в 1991 году совершается молебен с освящением воды и крестным ходом при участии благочинного протоиерея Владимира Дивакова, священника Александра и представителей духовенства соседних церквей.

Первая торжественная Литургия была отслужена 19 декабря 1991 года в честь Николая Угодника в небольшой комнатушке, в это время в храме продолжала свою работу типография.

В конце осени 1992 года типография переезжает в другое место, Северный придел освящается заново и начинается постепенное оживление церковной жизни.

Бригадой реставраторов начинается интенсивное восстановление стен, очистка их от краски, свет увидели древние росписи:

  • Поклонение кресту;
  • Вход в Иерусалим;
  • Снятие с Креста.

Были восстановлены картины с изображением святителей и митрополитов, а также обнаружен чудотворный образ «Благовещения», Валентин Коновалов возглавил группу художников по созданию нового иконостаса.

Патриарх Московский Алексий Второй благословил возвращение в Церковь иконы святителей Космы и Дамиана, которая с 1929 года хранилась в церкви Воскресения Словущего.

В 1998 году на Пасху с новой звонницы «запели» колокола, а 14 ноября 2000 года в храме Космы и Дамиана звучала Божественная Литургия, которую совершил Патриарх Алексий Второй.

Во время богослужения состоялось возведение в сан протоиерея отца Александра и освящение святого образа, хранящего мощи блаженной Матронушки Московской.

Как добраться на машине

Каждый год, с первого месяца осени и по май, раз в неделю, организовывается Катехизация, в процессе чего, каждый желающий может посвятить себя таинству Крещения. Время процедуры: 18.30. Если человек ранее уже был крещен, то можно воцерковиться, пройдя процедуру вновь.

Многие стараются добраться на личном транспорте, но не учитывают факт, что храм расположен в зоне, закрытой для автомобилей.

Только транспорт специального назначения имеет право заезжать со стороны Тверской улицы (поворачивать необходимо за 6-ым домом, перед книжным магазином «Москва»). На тротуаре нельзя парковаться, но имеются частные стоянки на ближайших, от этого места, улицах, где есть возможность оставить свой автомобиль, и пешком добраться до храма.

Как доехать на общественном транспорте

Храм Косьмы и Дамиана в Шубине – популярное место среди верующих. Каждый желающий может посетить православное место, воспользовавшись общественным транспортом: автобусы под номерами 10 и 901 довезут до остановки «Тверская площадь», что расположена вблизи храма.

Храм Косьмы и Дамиана в Шубине. Расписание богослужений, история, фото

Этот вариант наиболее удобный, в сравнении с проделанной дорогой на машине, учитывая запрет на парковку автотранспорта и невозможность заезда на территорию церкви. Центральное месторасположение церковного сооружения позволяет добраться до него по средствам метрополитена.

Отправные пунктыНаправление
  1. «Тверская».
  2. «Пушкинская».
  3. «Чеховская».
необходимо следовать к центру по Большой Димитровке или по Тверской
  1. «Театральная».
  2. «Охотный ряд».
рекомендуется пешком идти аналогичным путем, вдоль выше упомянутых улиц, только в обратную сторону.

Святыни

В храме, основанном еще в 14 веке, не сохранилось древних ценностей. Основными святынями являются святые образа:

  • бессребреников Космы и Дамиана;
  • икона блаженной Матроны.

Около них всегда можно встретить людей, молящихся о своих проблемах.

История храма

По приданию, на Руси «шубниками» называли территорию, где жили скорняки, которые занимались торговлей мехами и шубами. По другому историческому объяснению: на данной земле в 14 столетии жил боярин Иакинф Шуба, который поставил свою подпись на документе, подготовленным государем Дмитрием Донским.

Храм Косьмы и Дамиана в Шубине. Расписание богослужений, история, фото

Начиная с 18 столетия, улица, протяженностью от Тверской площади до Большой Дмитровки, носила название «Шубная», а позже стала «Космодамиановской», во имя близко расположенного места для верующих. Храм в Шубине отметился на страницах «Софийского временника» в 14 веке.

В издании упоминалось, что Иакинф Шуба решил возвести место, где верующие смогут молиться, первоначально оно было наречено его же именем, а позже – в честь Косьмы и Дамиана. Документы 1625 года из духовного архива подтверждают наличие храма из дерева придела Николая Чудотворца.

В 1626 году произошло возгорание, которое уничтожило здание полностью.

На территории, где ранее существовала церковь, стали возводить новое сооружение, посвященное Благовещению Пресвятой Богородицы. Престол Дамиана и Косьмы ранее размещался в обеденной, но после 58 года 19 столетия был перенесен в центральную комнату.

Храм Косьмы и Дамиана в Шубине. Расписание богослужений, история, фото

Нельзя точно указать год и месяц окончания строительных работ, где основным материалом стал камень, но кладка показывает, что не ранее середины 17 века. Об этом и свидетельствует найденный кирпич орленого типа. В книге Описной, где располагается информация о церквях Белого города, имеется запись, где описан каменный храм, «мерою 19 сажень в длину и столько же поперечь».

Капитальный ремонт сооружения потребовался уже в первое десятилетие 18 столетия, но работы, спустя 11 лет были приостановлены: вышло распоряжение, который запрещал каменные строительные работы в столице Руси. Только в 1722 году ремонт был продолжен после выхода соответствующего постановления о завершении реставрации.

В 1773 году здание снова было охвачено огнем, разрушительные последствия которого устранили лишь в 1785 году.

В 1812 году возле церкви был произведен расстрел тех, кто был обвинен в «поджигании Москвы», но само здание пламя огня не тронуло. Южный предел Святых Дамиана и Косьмы и новая колокольня северо-западной части здания возвели в конце 50-х годов 19 века.

Храм Косьмы и Дамиана в Шубине. Расписание богослужений, история, фото

В начале прошлого столетия многие иконы, в силу обстоятельств, забрали из хранилища, а в конце 20-х годов 20 века здание закрыли для верующих. В непростой период здание служило библиотечным архивом заграничных иноязычных книг, немного позже здесь разместилась книгопечатня управления Минкультуры Советского Союза.

Начало 30-х годов отметилось разрушением звонницы до второго уровня, а также сооружением пристройки в виде жилого дома с трактиром «Арагви». К началу 60-х годов появилось предложение окончательно снести здание и поставить на его месте многоквартирный дом.

Исторически эта задумка не была реализована, в конце 70-х годов провели восстановительные работы, и внешний вид церковного сооружения преобразился. Специалист художественно-прикладного искусства сделал стекломозаику святых покровителей.

Храм Косьмы и Дамиана в Шубине. Расписание богослужений, история, фото

Реставрацией занимаются в святом месте до сегодняшнего дня.

Немного истории

Согласно историческим фактам, первый храм в честь Косьмы и Диамиана была построена в 1368 году. Его основал Дмитрий Донский. Существующее ж здание было построено в 1722 году. Но с того времени оно еще не раз реставрировалось и перестраивалось.

Одно время храм был очень популярен среди знатного населения. Его прихожанином был даже князь Гагарин, Тютчевы, Дохтуровы и многие другие представители элиты. В этом храме отпевали великого художника В.Сурикова. Но по не понятным причинам храм был закрыт в 1929 году и в его помещении разместили библиотеку иностранной литературы. Но в конце 70-х годов в здании начали проводить реставрационные работы по восстановлению самого храма и с 1991 года он начал был восстановлен и начал снова принимать прихожан.

Лучшая статья для Вас, переходите: Соборы и храмы Санкт-Петербурга

Также необходимо отметить, что при храме работает психологическая служба, группа молитвенного пения. Эта служба проводит заседания анонимных алкоголиков. В храме находится икона Косьмы и Димиана к которой приходят прихожане, чтобы помолится и попросить о помощи в разных жизненных ситуациях.

Архитектор и внешняя отделка храма

Настоящий облик здания существует с 1722 года, с этого времени в храме были организованы многочисленные восстановительные работы. В 20-е годы 19 века Александр Элькинский (архитектор Комиссии зданий столицы) организовал благотворительный сбор средств во имя Воскресения Словущего, благодаря чему возвели звонницу и апсиды.

Церковная обстановка и интерьер были улучшены немного позже – в 40-е годы, благодаря купцу Борисовскому В.И., тогда же установили иконостас, состоящий из 3-х ярусов с колоннами. В 1979 году Череватая О.В. завершила тонкую работу по реконструкции внешнего вида центрального сооружения.

Одновременно А.Карнаухов сделал уникальную композицию, изображающую лики святых.

Архитектурный ансамбль храма

Храм Косьмы и Дамиана в Шубине возведен с использованием элементов стиля барокко. Его отличительными чертами являются миниатюрность в убранстве, простота и отсутствие пафоса, что создает правильную атмосферу для погружения в молитву. Углы здания выделяются своеобразными лопатками, грани восьмерика –нишами в виде прямоугольных.

Храм Косьмы и Дамиана в Шубине. Расписание богослужений, история, фото

Окна украшены пластинами с поврежденными окончаниями, что на передней части стены.

В современности внешняя фактура храма была доработана до желаемого результата, а также вновь поставлена звонница. Новая жизнь внешнего убранства святого места началась в 1992 году, после регистрации общины православной веры. В 93 году прошлого столетия сооружение передали в пользование церкви, а первую литургию отслужили уже через год.

Перекрытия второго уровня были разобраны спустя 2 года, после чего, возведена звонница еще через 3 года, а вскоре, к Пасхе, установили новые колокола. К 2005 храм был расписан художниками полностью. Реставраторы вложили много труда и времени в реставрацию уникальной росписи центральной части моленной.

В процессе, была выявлена под краской икона Благовещения Пресвятой Богородицы.

Социальные служения

Церковь святых бессребреников Космы и Дамиана стала поистине всенародной, ее двери открыты для каждого, желающего приобщиться к православной вере.

При храме работают:

  • группы по чтению святого писания;
  • клуб для общения молодежи;
  • клуб милосердия, который собирает и раздает одежду для всех нуждающихся;
  • воскресная школа;
  • подростковый клуб.

На пастырские беседы приходят прихожане семьями. Перед принятием Крещения взрослыми с ними проводятся занятия с ознакомлением основ Катехизации. Служение в Детской клинической больнице было начато отцом Менем, продолжено отцом Чистяковым и группой церковной молодежи.

С 2007 года возведены новые здания трапезной и других зданий для социального служения.

На заметку! Церковное служение несут психологи и люди из трудовой общины «Ной», помогающие тем, кому негде жить, или тем, кто потерял себя в этом мире, зависимым и осужденным.

Святыни и мощи храма

В 1997 году сюда привезли икону бессребреников Ассийских, что долгое время находилась в соборе Воскресения, стоящем в Брюсовом переулке. Другой важной реликвией, к которой стараются прикоснуться верующие – икона святой Матроны Московской. Там же находится частичка ее мощей.

Храм Косьмы и Дамиана в Шубине. Расписание богослужений, история, фото

Из дорогих храму вещей здесь хранятся кованые железные двери 18 века, которые напоминают о сложном периоде в истории церкви, а также белокаменная надгробная доска, выполненная в виде барочного картуша (она использовалась в качестве подпорки церковного холма).

Наставники

Петр Ильин, который известен, как епископ Иларий, служил здесь с 14 года XX столетия и до очередного приостановления деятельности моленной. В то время старостой был Илья Комов. Чтение молитв продолжилось в 1991 году, настоятелем выбрали Александра Борисова, позже его в 2000 году возвели в сан протоиерея.

Последующие 4 года службы и литургии проводил Лапшин Владимир. На сегодняшний день он настоятель в соборе Успения Пресвятой Богородицы. Одновременно, с 1993 года, литургию проводил Георгий Чистяков. Он скончался в 2007. Каждый, кто являлся настоятелем в храме, окончил Духовную семинарию в Москве или Смоленске.

Храм Косьмы и Дамиана в Шубине. Расписание богослужений, история, фото

Настоятели и служителиСанГоды службыПолезная информация
Петр ИльинотецС 1914 г – до закрытия храма в 1929 гИмел сан архиепископа Чувашии и Чебоксар.
Александр БорисовпротоиерейС 1991 гЗакончил пединститут имени Ленина, кандидат биологических наук, кандидат богословия
Георгий ЧистяковсвященникС 1992 гНекоторое время проводил службы в моленной Покрова Пресвятой Богородицы при отделении детской больницы. Кандидат исторических наук, окончил МГУ.
Александр КузинпротоиерейС 15.02.2000 гЗакончил авиационный институт Москвы.
Иоанн ВласовпротоиерейОкончил Духовную Семинарию.
Петр КоломейцевсвященникС 1.02.2012Получил диплом столичного архитектурного института.
ИоанниеромонахС 2014Уроженец Италии, закончил ВУЗ в Женеве, итальянский университет лингвистического направления, Международный институт во Флоренции, общецерковную аспирантуру и докторантуру имени Кирилла и Мифодия.
Сергий БулычевдиаконДуховная Семинария
Александр КонстантиновдиаконДуховная Семинария Смоленска

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Приход храма святых бессребреников Косьмы и Дамиана в Шубине известен с 1625 года.
Современное здание трехпрестольного храма было построено в 1857 году. Архитектор неизвестен.

Престолы: главный – Благовещения Пресвятой Богородицы, приделы – Воскресения Словущего и святых бессребреников Космы и Дамиана.

Освящение престолов было совершено только иерейским чином в 1991, 1992 и 1995 гг.

В годы гонений приход был снят с юридической регистрации, а храм закрыт для богослужений и передан в народное хозяйство в 1929 году.

В 1991 году приход был возрождён и получил юридическую регистрацию. В том же году приходу было передано бывшее здание храма.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил в храме Божественные литургии в дни престольных праздников 14 ноября 2001 и 2006 года.

СВЯТЫНИ ХРАМА

Храмовая икона святых бессребреников Космы и Дамиана, икона блаженной Матроны Московской с мощами.

БОГОСЛУЖЕНИЕ

По средам, четвергам, пятницам и субботам — утреня и Литургия в 8.30 час., по воскресеньям — две Литургии в 7 и в 10 час. (от Троицы до Преображения по воскресеньям служится одна Литургия в 10 ч.), накануне — всенощное бдение в 18 час., в воскресенье в 18 час. — вечерня с акафистом и пастырской беседой.

Богослужение (летнее расписание): Храм открыт ежедневно с 8 (10) до 20 час., работает книжный киоск. При храме проводятся занятия по подготовке к крещению и воцерковлению.

Богослужение (зимнее расписание): Храм открыт ежедневно с 8 (10) до 20 час., работает книжный киоск. При храме проводятся занятия по подготовке к крещению и воцерковлению.

Богослужение (Великий пост): По средам и пятницам, а также в дни, предусмотренные православным календарем – Литургия Преждеосвященных Даров в 8-30. В понедельник или во вторник 3-ей, 4-й и 6-й седмиц совершается соборование. На Страстной неделе проводятся ежедневные богослужения. На Пасху совершается три Божественных Литургии: в 0.ч., в 7 ч. и в 10 ч

ДУХОВЕНСТВО

Протоиерей Александр Ильич БОРИСОВ, настоятель. Родился 13 октября 1939 года. Образование:
Московский Государственный Педагогический Институт (МГПИ им. Ленина), Московская Духовная Академия, кандидат богословия. В 1991 году назначен настоятелем храма.
Протоиерей Александр Иосифович КУЗИН. Родился 29 августа 1946 года. Образование:
Московский Авиационно-Технологический Институт, Московская Духовная Семинария.
Протоиерей Иоанн (Иван) Викторович ВЛАСОВ. Родился 26 июня 1966 года. Образование:
Московская Духовная Семинария.
Иеромонах ИОАНН (Гуайта), штатный клирик прихода храма. Родился 26 ноября 1962 года. Образование:
Университет города Женевы, Богословский Институт города Флоренция. 28 марта 2010 года рукоположен в сан диакона. 11 сентября 2010 года рукоположен в сан пресвитера. 31 октября 2010 года пострижен в монашество.
Священник Петр Леонидович КОЛОМЕЙЦЕВ. Родился 18 июня 1959 года. Образование:
Московский Архитектурный институт, Московская Духовная Семинария.
Диакон Сергий Михайлович БУЛЫЧЕВ. Родился 14 мая 1959 года. Образование:
Всесоюзный заочный институт текстильной и легкой промышленности, Смоленская Духовная семинария.
Диакон Александр Викторович КОНСТАНТИНОВ. Родился 12 мая 1977 года. Образование:
Московский Государственный Агроинженерный университет им. В.П. Горячкина, Смоленская Духовная семинария.

СХЕМА ПРОЕЗДА

При храме действуют приходская воскресная школа, подростковый клуб, молодежный православный семинар, православный семинар для взрослых, группы психологической поддержки. Оказывается помощь лицам страдающим алкоголизмом и наркотической зависимостью. Ежегодно с конца сентября до конца мая по четвергам в 18-30 проводится Катехизация, т.е. занятия для всех желающих принять таинство Святого Крещения, а также для тех, кто принял ранее Святое Крещение и желает воцерковиться

Как проехать общественным транспортом: м. «Охотный Ряд», «Театральная», «Тверская», «Пушкинская», «Чеховская». Далее пешком до Тверской площади.

Как проехать на машине: храм находится в пешеходной зоне. Спецтранспорт может заезжать с Тверской улицы, поворот за д. 6 (перед книжным магазином «Москва»). Парковка машин в пешеходной зоне не предусмотрена и возможна только на платных парковках близлежащих улиц.

Расписание служб, режим работы

Каждый день в церкви проводят вечерние («вечерня», «пастырская беседа» в 6 вечера) и утренние («утреня» в 8:30) службы. Исключением являются первые два дня недели. В воскресное утро можно попасть на две Литургии (7 и 10 утра), а в субботний вечер – на Всенощное Бдение.

Храм Косьмы и Дамиана в Шубине. Расписание богослужений, история, фото

Также в этот же день в 11 по полудню проводятся Водосвятные молебны. На исповедь настоятель ждет всех желающих в пятницу в 18.00. Панихиды проводятся ежедневно после службы. Тем, кто хочет поучаствовать в Акафисте Дамиану и Косьме, необходимо запланировать поездку в воскресенье, чтобы успеть к 6 вечера.

Расписание храма Косьмы и Димиана в Шубине

В храме проводятся ежедневные утренние, Литургийные и вечерние службы кроме понедельника и вторника. В субботу вечером здесь совершают Всенощное Бдение, а воскресенье утром происходит сразу две Литургии.

В пятницу вечером проводят исповедь в 18:00. Панахиды служат ежедневно после каждой службы. А вот Акафист Косьме и Дамиану читают только по воскресеньям в вечернее время с 18:00-18:30 вечера.

Господь всегда с Вами!

Правила посещения храма

Церковь открывает свои двери верующим, вне зависимости от летнего или зимнего времени, с 8 или 10 утра до 8 вечера. Рядом предлагает широкий выбор соответствующей специальной литературы книжный киоск, где можно приобрести всю необходимую атрибутику. При храме можно посетить занятия по подготовке к воцерковлению и крещению.

Храм Косьмы и Дамиана в Шубине – это святое место, посещение которого предполагает соблюдение негласных правил, которые нельзя нарушать.

Общие нормы поведения включают в себя запрет на распитие спиртного, курение, громкие разговоры. Алтарь размещен на небольшой платформе, что именуется «солея». На амвон, и его, так называемую центральную часть, и на саму солею без разрешения священника ступать неприемлемо.

Что надевать и как вести себя в церкви, можно узнать из этого видео:

Перед тем, как вступить на божью территорию, верующий должен перекреститься и поклониться, затем, пройдя за двери, сделать это снова, скрестив вместе 3 пальца правой руки, последовательно прикоснувшись ими ко лбу, животу, плечу правому и левому.

Рекомендуется при посещении церкви соблюдать пунктуальность: приходить заранее намеченного богослужения, чтобы успеть купить свечи, а также оставить пожертвования. В случае, если на службу получилось попасть во время ее проведения, не стоит шуметь и мешать молиться другим, а тихо присоединиться к молебне.

Молитву произносят только стоя, садиться разрешается прихожанам больным или сильно утомленным. В случае, если решено посетить храм с ребенком, необходимо следить за тем, чтобы он не кричал и не бегал, если он заплакал, матери следует вывести его на улицу, чтобы не мешать другим.

Телефоны следует выключать или ставить на беззвучный режим.

Храм Косьмы и Дамиана в Шубине. Расписание богослужений, история, фото

Соответствующая одежда – важный компонент посещения храма. Закрыть рекомендуется большую часть тела, исключать вещи спортивного назначения, недлинные юбки и шорты, рубашки с короткими рукавами. Женщинам необходимо прикрыть голову, а также отказаться от косметики.

При встрече наставников, следует произносить: «Батюшка благословите!». Во время благословления, после скрещивания ладоней, целуют батюшке правую руку.

Храм свв. бесср. Космы и Дамиана в Шубине

Мы с вами вступаем в очередной Великий пост, время покаяния и подготовки нашего ума и сердца к Великому празднику Пасхи Христовой. Как я уже писал вам в предыдущем письме на февраль, к каждому Великому посту следует относиться очень серьезно, как, быть может, к последнему в нашей жизни, в которой никогда нельзя исключить каких-то роковых неожиданностей. Мне представляется очень важными для наступающего времени Великого поста слова о. Александра Меня о покаянии, сказанные в одной из его проповедей в храме Сретения перед исповедью. Позволю себе привести их в этом письме. (прот. Александр Мень. «Прости нас грешных». Фонд имени Александра Меня. Москва. 2004, стр. 13-20).

«Сегодня мы попытаемся еще раз заглянуть в свою совесть, чтобы принести Господу сердце, которое надо очистить. Каждый из вас по своему опыту хорошо знает, что мы сами его не можем очистить. Из года в год приходим мы с одними и теми же грехами, и каждая исповедь как в зеркале показывает, что на протяжении всех этих лет мы не способны изменить ни свою жизнь, ни свое сердце.

Значит ли это, что покаяние для нас бесполезно? Значит ли это, что наша духовная жизнь нам ничего не дает? Нет, не значит. Наоборот! Самое важное для излечения— это правильно определить болезнь, не воображать, будто ты здоров, а знать свой недуг и искать средство. А средство у нас только одно — это прибегать к Божией милости. Прибегать к тому, что нас преображает и исцеляет, — прибегать к Божественной благодати.

Мы все знаем, что если человек начинает приобретать праведность (формальную праведность), если он перестал совершать те или иные грехи, а в сердце своем приобрел самодовольство, гордыню, успокоенность, если такой человек, не устами, так в сердце, считает себя праведником, то все его усилие оказалось напрасным и тщетным.

Подумайте над словами, которые сказал Спаситель: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк.2,17). Потому что на самом деле нет праведников, все одинаково грешны: один больше, другой меньше. Как сказал апостол: «Все под грехом» (Рим.3,9). И без этого чувства, без этого сознания, без этой мысли мы не можем быть настоящими христианами. Есть только одно чудо — это чудо Божьего спасения, которое нам дано, потому что другого спасения нет. Господь нас к Себе привлекает, приобщает, Он одухотворяет всю нашу жизнь, несмотря на то, что мы грешны. Значит, первое, что от нас требуется, — это вера, вернее, доверие благодатной силе Божией. И второе— это желание направить всю нашу волю к этому. Человек не может не грешить, но он может хотеть не грешить, он может к этому стремиться, он может любить Господа и любить святость.

И вот сегодня мы должны в покаянии пробуждать в себе эту волю, это желание не грешить. Вспомним о том, чем заполнены наши мысли и чувства, как мало у нас остается времени для молитвы. Как вяло, равнодушно, холодно мы молимся. Как нам трудно встать на молитву; встали — не можем сосредоточиться. Какие у нас бывают в это время посторонние мысли! О чем это говорит? О том, что воля наша, сердце наше не прикованы к подножью креста Господня, а находятся где-то в стороне. Если что-то нас заинтересует в жизни, мы с таким пристальным вниманием обращаемся к этому, что нас невозможно оторвать. А тут выходит так, что малейший помысел, малейший звук, малейшая помеха нас сразу отвлекают от молитвы.

Виноваты мы перед Тобой, Господи, за то, что веры в нас мало.

Не такой веры, которая есть знание существования над нами Бога, а глубокой, сердечной преданности Ему, такой, чтобы мы могли поставить Его на первое место, а себя на второе.

Господи, прости нас, грешных, что у нас все наоборот: мы сами на первом месте, а все Божие — на втором.

Господи, виноваты мы перед Тобой, что плохо знаем Твое Слово, Твое Священное Писание, мало углубляемся в Божий Закон.

Часто от этого происходят и недоразумения, и недоумения, и грехи! Потому что Слово Божие неисчерпаемо, а мы думаем, что его можно читать, как обычную книжку, и поэтому ничего в нас по–настоящему не остается. А иногда, когда читаем, то вместо того чтобы понять дух Слова Божия, мы цепляемся за слова, иногда даже не понимая их как следует, вырывая их из живого тела Слова Божия.

Виноваты мы перед Тобой, Господи, что в духовных трудах наших мы часто бываем нерадивы.

К этому относится и посещение храма. Иногда нам надо заставлять себя приходить сюда. Но это нам нужно, необходимо: из своеобычной суеты, которая каждый день, каждый месяц, каждый год все одна и та же, мы должны вырваться, чтобы помолиться здесь вместе, чтобы хотя бы эти час–полтора никуда не торопиться. Мы пренебрегаем этим, забывая о том, насколько драгоценен это дар, когда мы можем прийти и, не торопясь, постоять здесь, подумать, помолиться за близких, принять участие в литургии, в таинстве, приобщиться Святых Тайн.

Господи, прости нас, грешных, за то, что мы плохо готовимся к таинствам.

Иногда накануне причастия, вместо того чтобы немножко собраться, сосредоточиться, мы проводим время совершенно рассеянно. К исповеди готовимся плохо. Для нас нет большего труда, как найти свои грехи, тогда как мы отлично знаем грехи наших ближних и можем их все перечислить. А свои нам перечислить трудно.

Помните, что грех имеет свои особенности — он прячется внутри души. И когда ты пытаешься вспомнить — наступает как будто провал в памяти. Это не случайно.

Господи, прости нас, грешных, за то, что мы пренебрегаем постами.

Не надо думать, что пост — вещь ненужная и бесполезная. Человеку он дан для укрепления его воли, для просветления тела! Но те, кто соблюдает пост, не должны гордиться перед теми, кто его соблюдает плохо или совсем не соблюдает. Гордиться здесь нечем, потому что делаем мы это для себя. Богу не нужно, чтобы мы что-то ели или не ели. Это мы делаем по закону Церкви для нашего собственного духовного укрепления.

Виноваты мы перед Тобой, Господи, за маловерие, которое нас всегда преследует, за маловерие ума, когда мы придавали большое значение нападкам против веры, и они застревали в нашем сердце.

То, что идет от ума, умом же и разрушается.

Виноваты мы сердечным маловерием, когда в трудных обстоятельствах жизни начинаем роптать, вместо того чтобы всецело предаться Богу. Виноваты и просто маловерием, потому что живем так, как будто Господь Бог с нами только в воскресенье на обедне, а остальное время мы живем вдали от Него, сами по себе.

А на самом деле нет места на земле, нет состояния человека, нет минуты нашей жизни, когда бы Бог не мог быть призываем и когда бы Он не находился рядом с нами. Недаром апостол нам говорил, что Бог живет не в храмах рукотворных — всюду находится Господь (Деян.17,24).

Если вы трудитесь в своем доме или там, где вам приходится работать, напоминайте себе, что и здесь вы можете молиться, и здесь Господь может оказаться рядом с вами, хотя это и трудно, и помех внешних много.

Господи, прости нас за суеверия.

Даже люди грамотные и образованные часто бывают к ним склонны. Вспомните, у кого из вас не было желания проникнуть в будущее. Все это еще один вариант нашего маловерия. Мы ищем ответов поблизости: или в человеческой мудрости, или в человеческой глупости, или в стихиях, или в демонских силах, вместо того чтобы иметь одно спасение, которое нам дано, и другого нет.

Виноваты мы перед Тобой, Господи, за то, что мы плохо свидетельствовали о своей вере.

На работе, в семье, всюду мы были плохими христианами. Если бы люди по нашему поведению судили бы о нашей вере, что бы они могли о ней подумать! Люди всегда верят не словам, а делам. Они смотрят на нас, когда мы возвращаемся из храма, — чего они ждут от нас? Они ждут, чтобы мы им принесли мир, спокойствие, доброту. А что мы приносим? Озлобление, ворчливость, нетерпение и даже ненависть. И они думают, что все это мы получили в храме.

Виноваты мы перед Тобой, Господи, что не сумели сохранить Закон Твой, не сумели сохранить Твоих заповедей по отношению к людям. Прости нас, Господи, за злобу, за то, что мы иногда ее храним, как какое-то сокровище, иногда годами лелеем обиды!

Мы не умеем терпеть недостатков, слабостей ближних, мы вспыльчивы, раздражительны — каждая небольшая шероховатость у других вызывает в нас взрыв, между тем себе мы все легко прощаем.

Прости нас, Господи, за то сердечное удовольствие, которое мы получаем от унижения и от осуждения других людей.

Нам нравится думать и помнить, что другие люди хуже, слабее нас. Нам доставляет это радость, потому что мы говорим себе: а я лучше. Мы мыслим, как тот евангельский фарисей.

Виноваты мы перед Тобой, Господи, за наше фарисейство, когда нам хотелось показать свою набожность, показать свое благочестие или похвастаться своими добрыми делами, чтобы люди нас одобрили.

Виноваты мы перед Тобой за всякую ложь, неправду в жизни, наговоры, клевету, напраслину, ложное свидетельство на суде против человека.

Прости нас, Господи, что мы за глаза можем человека очернить, оклеветать.

Прости нас за неправедность нашу в труде; если кто делает свое дело плохо, он также согрешает перед Богом.

Виноваты мы перед Тобой, Господи, за нечистоту нашего сердца, за лукавые, блудные и хульные помыслы.

Из нашей нечистоты вырастают блудные грехи, грехи плоти, грехи против семьи…

Плоть — это огонь. Огонь, который создал Бог. Если огонь находится там, где ему положено, он может обогревать дом, он может служить человеку. Но вырвавшийся наружу, он сжигает этот же дом и губит того же человека. Так и плоть, над которой мы должны всегда стремиться держать свою власть. Это касается как молодых, так и пожилых, потому что демон блудный всегда может смущать человека, даже если ему 80 лет. Годы здесь не значат ничего.

Виноваты мы также перед Тобой, Господи, если не сохранили своей семьи, разрушали чужую семью, создавали вражду между близкими, толкали других на разлуку, развод, ссоры, были косвенными виновниками чужих бед.

Кайтесь также женщины, которые не дали жизни своим детям; если они уже появились, то мы должны благоговейно относиться к жизни как к священному! Человеческая жизнь неприкосновенна.

Виноваты мы перед Тобой, Господи, что не ценили добра, которое имели в жизни, были неблагодарны по отношению к Тебе — ведь Ты нам дал так много!

Почаще надо вспоминать о людях, которые лишены всего, что имеем мы! Вспомним о людях, которые жили, может быть, 20 лет назад, — они и того не имели, что теперь имеем мы. Подумаем о людях, которые сейчас живут где-нибудь далеко, в глуши, у которых нет ни храма, ни Евангелия, ни общения, вообще ничего нет. А мы все имеем в избытке.

Неблагодарны мы и к людям, которые делали нам добро. Начиная с родителей, к которым мы относились без уважения, без должного чувства. Если чувства нет — человек не волен в своем сердце, — он должен хотя бы, как говорит нам Писание, почитать отца и мать, то есть оказывать им уважение и делать для них все, что требуют совесть и долг.

Виноваты мы перед Тобой, Господи, за то, что не ценили Твоих даров и поэтому их растрачивали. Все, что Ты нам дал: здоровье, силы, молодость, драгоценное время, обстоятельства, книги, встречи, людей, — все это дары, которые Ты нам посылаешь. И как плохо мы ими распорядились. Господи, прости нас, грешных.

Виноваты мы перед Тобой, Господи, что желали друг другу зла.

Когда Господь говорит, что мы должны любить врагов, — это высшая ступень христианской жизни. Что это означает? Это не означает, что мы должны любить их так же, как мы любим своих близких и дорогих нашему сердцу людей. Это означает, что мы должны желать даже врагам добра. Простое доброжелательство! — вот начало нашего пути, а у нас и этого нет.

Итак, когда мы смотрим на наши мысли, мы видим, что они спутаны, противоречивы, неустойчивы; наши чувства полны греха, тьмы; наши поступки нас изобличают, они показывают, что на самом деле мы язычники, а не христиане. И вот с этим грузом, с этим стыдом мы приходим сегодня к Кресту Христову. Приходим, по человеческому рассуждению, не имея надежды, потому что правда Божия должна нас отвергнуть, потому что нам и порог храма переступать нельзя. Нам бы всем, как некогда людям, готовящимся к крещению, оглашенным, стоять бы в притворе и головы не поднимать, как мытарь. Однако мы дерзаем. Почему? Потому что верим в спасающую силу Господню. «Все могу, — говорит апостол, — в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп.4:13).

И вот с этой надеждой, что Господь нас поддержит, вложит в нас силы для борьбы с грехом, что Он нас преобразит, сделает иными людьми, постепенно воздействуя на нашу жизнь, на наше сердце, на наш разум, что Он нас сегодня прощает и примиряется с нами, — вот с этой надеждой будем подходить к кресту и к Евангелию, искренне прося у Господа прощения. Мы приходим к Нему и говорим, как некогда блудный сын: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим» (Лк 15:21).

Господи, мы недостойны называться детьми Твоими, как Ты бы хотел, — мы и говорим «рабы Божии», потому что сынами Божиими называться недостойны.

Господу помолимся, Господи, помилуй…»

Дорогие друзья, конечно кроме нашего внутреннего состояния у нас есть еще и другое направление наших молитв — военный конфликт между Россией и Украиной. Будем руководствоваться теми наставлениями, которые содержатся в обращении Святейшего Патриарха Кирилла. Привожу его по тексту, опубликованному на официальном сайте Московской Патриархии.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с обращением к архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!

С глубокой и сердечной болью воспринимаю страдания людей, вызванные происходящими событиями.

Как Патриарх всея Руси и Предстоятель Церкви, паства которой находится в России, Украине и в других странах, глубоко сопереживаю всем, кого коснулась беда. Призываю все стороны конфликта сделать всё возможное, чтобы избежать жертв среди мирных жителей.

Обращаюсь к архиереям, пастырям, монашествующим и мирянам с призывом оказывать всемерную помощь всем пострадавшим, включая беженцев, людей, оставшихся без крова и средств к существованию.

Русский и украинский народы имеют общую многовековую историю, восходящую к Крещению Руси святым равноапостольным князем Владимиром. Верю, что эта дарованная Богом общность поможет преодолеть возникшие разделения и противоречия, приведшие к нынешнему конфликту. Призываю всю полноту Русской Православной Церкви возносить сугубую, горячую молитву о скорейшем восстановлении мира.

Всемилостивый Господь предстательством Пречистой Владычицы нашей Богородицы и всех святых да сохранит русский, украинский и другие народы, которые духовно объединяет наша Церковь!

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, 25 февраля 2022 г.

Будем и все мы молиться о скорейшем восстановлении мира и посвятим этому время предстоящего Великого поста. Помоги нам, Господи! Храни вас всех Бог!

Всегда ваш, настоятель храма свв. бесср. Космы и Дамиана в Шубине,

прот. Александр Борисов. 02 марта 2022 г.

Престольные праздники

В церкви принято проводить приходские встречи в честь грядущих православных праздников. В январе – в честь Рождества Христова, в марте – в честь Великого Поста, а в мае планируется весенняя выездная конференция. Занятия по Катехизации (получение знаний об основах христианской веры) проводятся с октября в 18.30 по четвергам, в формате лекционных встреч и групповых занятий.

Храм Косьмы и Дамиана в Шубине. Расписание богослужений, история, фото

На такие мероприятия приглашаются все, кто хочет в будущем принять Таинство Крещения, а также те, кто уже крещен, но душой не проникся верой. Курс лекций помогает осознать свою духовную цель и предопределение христианского человека. Обучающий материал предоставляет протоиерей Александр, а групповые занятия проходят под руководством прихожан.

Такие встречи проводятся абсолютно бесплатно.

Интересные факты про храм

Примечательно, что прихожанами храма являлись знаменитые представители:

  • княжеского рода Урусовы ногайского происхождения;
  • болховского княжества Солнцево-Засекины;
  • происходящих от князей Черниговских – рода Одоевских;
  • ветви Рюрика и князей Голибесовских — Гагарины.

Нередкими гостями были представители дворянского рода:

  • Тютчевы – потомки из Угличско-Мышкинского Верхневолжья;
  • Дохтуровы – потомки героя Бородинской битвы;
  • Чертковы из Ярославской и Владимирской губерний;
  • Кожины – поколение вышедшего из королевства Шведского «мужа честна» Юрия Бахты-Франца;
  • относившиеся к разным сословиям, Мещеряковы.

Храм Косьмы и Дамиана в Шубине. Расписание богослужений, история, фото

В начале прошлого века здесь играл свою музыку композитор Павел Чесноков. В 16 году 20 века проводили панихиду по знаменитому художнику Сурикова Василия.

Информация для паломников

Приход не занимается организацией паломнических поездок, но на своем сайте периодически публикует объявления о планируемых выездах.

Например:

  • в Германию;
  • Израиль;
  • Португалию;
  • Алтай;
  • Грузию;
  • Марокко;
  • Великобританию;
  • Италию.

Храм Косьмы и Дамиана в Шубине. Расписание богослужений, история, фото

Каждая паломническая поездка включает увлекательную программу посещения святых мест, исторически-культурного наследия, памятников архитектуры. Храм, возведенный и названный в честь святых Косьмы и Дамиана, старается помочь каждому, кто нуждается в психологической и духовной поддержке.

Чтобы помолиться, принять крещение или вживую прикоснуться к святому месту, необходимо ехать в Шубино, что находится в центре Москвы. Также с историей и жизнью храма в режиме онлайн можно ознакомиться в социальных сетях «Интаграмм» и «Фейсбук», где представители церкви публикуют расписание предстоящих приходских встреч.

Оформление статьи: Е.Чайкина

Психолог Петр Дмитриевский

Подростковый лагерь храма свв. Космы и Дамиана в Шубине (Москва)

В этом лагере я являюсь директором. Вместе с командой единомышленников мы проводим лагерь уже 16 лет. Ниже привожу описание целей и задач проекта.
1) Мы уделяем внимание физической и психологической безопасности.

Дети большинство времени находятся под присмотром. С одной стороны, это потому, что программа достаточно насыщенная. С другой стороны, и в свободное время кто-то из вожатых тоже присматривает, все ли в порядке. Кто-то общается с ребятами, кто-то играет с ними. После дождя ведущие смотрят, все ли переоделись. В случае похолодания мы смотрим, все ли адекватно одеты.

О психологической безопасности заботится команда, в которой много психологов и педагогов. Программа придумана с учетом возраста участников. Например, с вечерних мероприятий ребята помладше (11-12 летние) уходят спать раньше. Мы не «грузим» долго серьезной информацией и не затягиваем «буйство».

афиша small

2) А вот наши представления о полезности. Родитель вправе заранее их узнать.

Психологическая безопасность предполагает, что детям не будут прививать идеи и ценности, которые им будут мешать в жизни. Тут нам важно согласовать позиции с родителями — ведь то, что одному взрослому кажется полезным, другой может счесть вредным. Вот почему мы описываем здесь, какое мировоззрение стоит за программой.

Мы представляем, что подросток: (а) стремится к тому, чтобы жить интересной, счастливой жизнью (в христианской терминологии: «радоваться»

) и (б) нуждается в навыках совладания с болью и кризисами (в христианской терминологии:
«находить утешение в скорбях»
).

Мы полагаем, что ключом к радости и утешению является развитие у подростка трех навыков: 1) Навык осознавания себя, своих переживаний, потребностей и мотивов (что соотносится с понятиями «бодрствования»

и
«наблюдения за собой»
в Библии). 2) Навык выстраивания искренних и взаимообогащающих отношений с людьми (
«любовь»
в христианской терминологии). 3) Навык взаимодействия с Иисусом Христом в молитве, в соприкосновении со Словом и в таинствах, навык
«хождения пред Богом»
.

Эта мировоззрение транслируется в ходе программы, включающей в себя: — самораскрытие ведущих, — упражнения и игры в малых группах с постоянным составом, — совместное обсуждение текстов Евангелия, молитвенные встречи, ответы священника на анонимные вопросы, — яркие, запоминающиеся развлекательные мероприятия, дающие подросткам опыт получения радостных эмоций без привлечения алкоголя и наркотиков, — организацию площадок для проявления подростками активности, пробования себя, — организацию дискуссионных площадок по актуальным для данного возраста темам, — спорт, творческие кружки, купание, кино, танцы.

3) В лагере интересная, разнообразная программа.

Про это мы немного написали выше, когда описывали программу. В программе чередуются веселые мероприятия со спокойными, «медитативными». Каждый день проводятся спортивные мероприятия, творческие кружки. В хорошую погоду мы ходим купаться. Иногда смотрим доброе кино. Традиционно в лагере проходит большая игра типа «Зарницы» и карнавал, где мы воспроизводим какую-либо эпоху или атмосферу какой-то книги.
Религиозные мероприятия
предлагаются подросткам с учетом их особенностей восприятия. На утренней молитве, помимо каноничных молитв мы поем христианские песни под гитару. Часто это — переложенные музыкантами на современные спокойные мелодии Псалмы. В песенник также включены песни разных групп (Аквариум, Машина Времени, ДДТ), в которых, не напрямую религиозными словами, но поется о вечном и серьезном. Обсуждение отрывка из Евангелие означает, что ведущие будут задавать подросткам вопросы, относящиеся к Евангельскому тексту: какие слова неясны, с чем они согласны, а с чем — нет, что мог хотеть сказать людям Бог через эти слова, бывали ли они в похожих ситуациях. Иными словами, подростки имеют возможность откликнуться на священный текст. Говорить подростки будут по желанию. Задача таких групп — ближе познакомиться друг с другом через разговор о Писании, душевно откликнуться на священный текст и вместе разобраться, что хотел сказать людям Иисус из Назарета. Размышления подростков (в том числе из нецерковных семей) часто чрезвычайно обогащают взрослых, участвующих в дискуссии. В лагере будет организована встреча со священником, который будет отвечать на анонимные записки. Те священники, которые к нам приезжают, относятся к ребятам с симпатией и уважением, отвечают неформально и тоже с учетом возраста и контекста подростков. В целом, наша задача — предложить подросткам христианские практики и способы взгляда на происходящие в жизни события, которые бы помогли им жить полной, радостной жизнью и находить утешение в трудностях.

Наш опыт показывает, что программа лагеря с интересом воспринимается и воцерковленными ребятами и обычными «общечеловеческими» подростками, специально не интересующимися религией.

Страница Приходского лагеря.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: