Митрополит Филиппопольский Нифон: Жизнь в России для меня — постоянная школа


Митрополит Нифон
араб. نيفن صيقلي‎
Учёная степенькандидат богословия
Рождение4 декабря 1941(1941-12-04) (80 лет)
  • Захла, Ливан
Награды

Митрополит Нифон Сайкали
(4 декабря 1941, Захле, Ливан) — епископ Антиохийской православной церкви, митрополит Филиппопольский, викарий Патриарха Антиохийского и всего Востока. Представитель Патриарха Антиохийского при Патриархе Московском, настоятель Антиохийского подворья в Москве.

Биография[править | править код]

Родился 4 декабря 1941 года. Его отец Гуфраил Сайкали (Ghufrail Seikaly) был православным священником, а мать, маронитка, работала директором Американской школы в Каире[1].

Учился в иезуитской школе, окончил евангелический колледж в Захле и в 1959 году — математический факультет колледжа при Американском университете в Бейруте.

После знакомства с митрополитом Нифоном (Саба) решил посвятить себя церковному служению.

В 1959 году рукоположён в диаконский сан и в том же году приехал в Советский Союз учиться в Московской духовной академии.

В 1964 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В том же году в Храме святого Николая в Захле был рукоположён в сан священника с возведением в сан архимандрита[1].

Был секретарем митрополита Захлейского и Илиопольского Нифона (Саба). В свободное время преподавал математику и английский язык в школе святой Анны в городе Райяк (Ливан). После смерти митрополита Нифона, продолжил служить при новом митрополите Спиридоне (Хури)[1]. 10 лет исполнял обязанности епархиального церковного судьи в городе Захле.

9 мая 1977 года назначен настоятелем подворья Антиохийской Церкви в России и представителем Патриарха Антиохийского при Патриархе Московском[2].

13 ноября 1988 года в Дамаске был хиротонисан во епископа Филиппопольского, викария патриарха Антиохийского, с оставлением на должности представителя при патриархе Московском и всея Руси.

В России под его духовной опекой живет небольшая православная арабская диаспора, появившаяся в Москве в 1990-е годы[3] — сирийцы, палестинцы и ливанцы. Архиепископ Нифон духовно окормляет также антиохийскую паству в Греции. Владеет арабским, французским, английским и русским языками.

8 октября 2009 года решением Священного Синода Антиохийского Патриархата возведён в сан архиепископа[4]. 4 июля 2014 года возведён в сан митрополита[5].

Отрывок, характеризующий Нифонт (Солодуха)

«С рассветом две новые батареи, устроенные в ночи, на равнине, занимаемой принцем Экмюльским, откроют огонь по двум противостоящим батареям неприятельским. В это же время начальник артиллерии 1 го корпуса, генерал Пернетти, с 30 ю орудиями дивизии Компана и всеми гаубицами дивизии Дессе и Фриана, двинется вперед, откроет огонь и засыплет гранатами неприятельскую батарею, против которой будут действовать! 24 орудия гвардейской артиллерии, 30 орудий дивизии Компана и 8 орудий дивизии Фриана и Дессе, Всего – 62 орудия. Начальник артиллерии 3 го корпуса, генерал Фуше, поставит все гаубицы 3 го и 8 го корпусов, всего 16, по флангам батареи, которая назначена обстреливать левое укрепление, что составит против него вообще 40 орудий. Генерал Сорбье должен быть готов по первому приказанию вынестись со всеми гаубицами гвардейской артиллерии против одного либо другого укрепления. В продолжение канонады князь Понятовский направится на деревню, в лес и обойдет неприятельскую позицию. Генерал Компан двинется чрез лес, чтобы овладеть первым укреплением. По вступлении таким образом в бой будут даны приказания соответственно действиям неприятеля. Канонада на левом фланге начнется, как только будет услышана канонада правого крыла. Стрелки дивизии Морана и дивизии вице короля откроют сильный огонь, увидя начало атаки правого крыла. Вице король овладеет деревней [Бородиным] и перейдет по своим трем мостам, следуя на одной высоте с дивизиями Морана и Жерара, которые, под его предводительством, направятся к редуту и войдут в линию с прочими войсками армии. Все это должно быть исполнено в порядке (le tout se fera avec ordre et methode), сохраняя по возможности войска в резерве. В императорском лагере, близ Можайска, 6 го сентября, 1812 года». Диспозиция эта, весьма неясно и спутанно написанная, – ежели позволить себе без религиозного ужаса к гениальности Наполеона относиться к распоряжениям его, – заключала в себе четыре пункта – четыре распоряжения. Ни одно из этих распоряжений не могло быть и не было исполнено. В диспозиции сказано, первое: чтобы устроенные на выбранном Наполеоном месте батареи с имеющими выравняться с ними орудиями Пернетти и Фуше, всего сто два орудия, открыли огонь и засыпали русские флеши и редут снарядами. Это не могло быть сделано, так как с назначенных Наполеоном мест снаряды не долетали до русских работ, и эти сто два орудия стреляли по пустому до тех пор, пока ближайший начальник, противно приказанию Наполеона, не выдвинул их вперед. Второе распоряжение состояло в том, чтобы Понятовский, направясь на деревню в лес, обошел левое крыло русских. Это не могло быть и не было сделано потому, что Понятовский, направясь на деревню в лес, встретил там загораживающего ему дорогу Тучкова и не мог обойти и не обошел русской позиции. Третье распоряжение: Генерал Компан двинется в лес, чтоб овладеть первым укреплением. Дивизия Компана не овладела первым укреплением, а была отбита, потому что, выходя из леса, она должна была строиться под картечным огнем, чего не знал Наполеон. Четвертое: Вице король овладеет деревнею (Бородиным) и перейдет по своим трем мостам, следуя на одной высоте с дивизиями Марана и Фриана (о которых не сказано: куда и когда они будут двигаться), которые под его предводительством направятся к редуту и войдут в линию с прочими войсками. Сколько можно понять – если не из бестолкового периода этого, то из тех попыток, которые деланы были вице королем исполнить данные ему приказания, – он должен был двинуться через Бородино слева на редут, дивизии же Морана и Фриана должны были двинуться одновременно с фронта. Все это, так же как и другие пункты диспозиции, не было и не могло быть исполнено. Пройдя Бородино, вице король был отбит на Колоче и не мог пройти дальше; дивизии же Морана и Фриана не взяли редута, а были отбиты, и редут уже в конце сражения был захвачен кавалерией (вероятно, непредвиденное дело для Наполеона и неслыханное). Итак, ни одно из распоряжений диспозиции не было и не могло быть исполнено. Но в диспозиции сказано, что по вступлении таким образом в бой будут даны приказания, соответственные действиям неприятеля, и потому могло бы казаться, что во время сражения будут сделаны Наполеоном все нужные распоряжения; но этого не было и не могло быть потому, что во все время сражения Наполеон находился так далеко от него, что (как это и оказалось впоследствии) ход сражения ему не мог быть известен и ни одно распоряжение его во время сражения не могло быть исполнено. Многие историки говорят, что Бородинское сражение не выиграно французами потому, что у Наполеона был насморк, что ежели бы у него не было насморка, то распоряжения его до и во время сражения были бы еще гениальнее, и Россия бы погибла, et la face du monde eut ete changee. [и облик мира изменился бы.] Для историков, признающих то, что Россия образовалась по воле одного человека – Петра Великого, и Франция из республики сложилась в империю, и французские войска пошли в Россию по воле одного человека – Наполеона, такое рассуждение, что Россия осталась могущественна потому, что у Наполеона был большой насморк 26 го числа, такое рассуждение для таких историков неизбежно последовательно. Ежели от воли Наполеона зависело дать или не дать Бородинское сражение и от его воли зависело сделать такое или другое распоряжение, то очевидно, что насморк, имевший влияние на проявление его воли, мог быть причиной спасения России и что поэтому тот камердинер, который забыл подать Наполеону 24 го числа непромокаемые сапоги, был спасителем России. На этом пути мысли вывод этот несомненен, – так же несомненен, как тот вывод, который, шутя (сам не зная над чем), делал Вольтер, говоря, что Варфоломеевская ночь произошла от расстройства желудка Карла IX. Но для людей, не допускающих того, чтобы Россия образовалась по воле одного человека – Петра I, и чтобы Французская империя сложилась и война с Россией началась по воле одного человека – Наполеона, рассуждение это не только представляется неверным, неразумным, но и противным всему существу человеческому. На вопрос о том, что составляет причину исторических событий, представляется другой ответ, заключающийся в том, что ход мировых событий предопределен свыше, зависит от совпадения всех произволов людей, участвующих в этих событиях, и что влияние Наполеонов на ход этих событий есть только внешнее и фиктивное. Как ни странно кажется с первого взгляда предположение, что Варфоломеевская ночь, приказанье на которую отдано Карлом IX, произошла не по его воле, а что ему только казалось, что он велел это сделать, и что Бородинское побоище восьмидесяти тысяч человек произошло не по воле Наполеона (несмотря на то, что он отдавал приказания о начале и ходе сражения), а что ему казалось только, что он это велел, – как ни странно кажется это предположение, но человеческое достоинство, говорящее мне, что всякий из нас ежели не больше, то никак не меньше человек, чем великий Наполеон, велит допустить это решение вопроса, и исторические исследования обильно подтверждают это предположение. В Бородинском сражении Наполеон ни в кого не стрелял и никого не убил. Все это делали солдаты. Стало быть, не он убивал людей. Солдаты французской армии шли убивать русских солдат в Бородинском сражении не вследствие приказания Наполеона, но по собственному желанию. Вся армия: французы, итальянцы, немцы, поляки – голодные, оборванные и измученные походом, – в виду армии, загораживавшей от них Москву, чувствовали, что le vin est tire et qu’il faut le boire. [вино откупорено и надо выпить его.] Ежели бы Наполеон запретил им теперь драться с русскими, они бы его убили и пошли бы драться с русскими, потому что это было им необходимо. Когда они слушали приказ Наполеона, представлявшего им за их увечья и смерть в утешение слова потомства о том, что и они были в битве под Москвою, они кричали «Vive l’Empereur!» точно так же, как они кричали «Vive l’Empereur!» при виде изображения мальчика, протыкающего земной шар палочкой от бильбоке; точно так же, как бы они кричали «Vive l’Empereur!» при всякой бессмыслице, которую бы им сказали. Им ничего больше не оставалось делать, как кричать «Vive l’Empereur!» и идти драться, чтобы найти пищу и отдых победителей в Москве. Стало быть, не вследствие приказания Наполеона они убивали себе подобных.

Награды[править | править код]

  • ордена Поместных Православных Церквей: Русской, Румынской, Элладской, Болгарской, Чешской.
  • Орден святого равноапостольного великого князя Владимира II степени;
  • Орден святителя Алексия, митрополита Московского II степени (2011)[6]
  • орден «Алгыс» («Благодарение») Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан (2012);[7]
  • Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского 2-й степени (2014, Русская Православная Церковь)

Светские

  • Орден «Ливанского достоинства» (2003, от президента Ливана)
  • Орден Дружбы (2 августа 2007 года, Россия) — за большой личный вклад в укрепление дружественных связей между народами России и стран Ближнего Востока
    [8]
  • орден «За веру и Отечество» (2001, «Союз казаков России»)

Примечания[править | править код]

  1. 123
    Notes on Arab Orthodoxy: Archbishop Niphon (Seikaly) and the Antiochian Representation in Moscow
  2. Гавриила архангела и Феодора Стратилата в Антиохийском подворье — Благочиние
  3. Посланник древней Антиохии / / Независимая газета
  4. Настоятель Антиохийского подворья в Москве возведен в сан архиепископа / Новости / Патриархия.ru (неопр.)
    . Дата обращения: 26 апреля 2013. Архивировано 29 апреля 2013 года.
  5. Архивированная копия (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения: 24 июля 2014. Архивировано 23 сентября 2015 года.
  6. Представителю Антиохийского Патриарха при Патриархе Московском и всея Руси вручена высокая награда Русской Церкви
  7. Представитель Антиохийского Патриархата при Патриархе Московском и всея Руси архиепископ Филиппопольский Нифон удостоен ордена Митрополичьего округа в Республике Казахстан
  8. Указ Президента Российской Федерации от 2 августа 2007 года № 1011 «О награждении орденом Дружбы епископа Нифона (Сайкали Н.)»

Примечания

  1. 1234567891011
    Епископы Хмельницкие и Каменец-Подольские Варлаам (Борисевич) (1955—1956) • Иларион (Кочергин) (1956—1961) • Игнатий (Демченко) (1961—1962) • Феодосий (Дикун) (1990) • Нифонт (Солодуха) (1990—1992) • Питирим (Старинский) (1992—1993)
    Епископы Каменец-Подольские и Проскуровские Панкратий (Кашперук) (1946—1948) • Варлаам (Борисевич) (1948—1951) • Анатолий (Бусел) (1951—1953) • Андрей (Сухенко) (1953—1955, в/у)
    Епископы Проскуровские Валериан (Рудич) (1921—1923) • Димитрий (Галицкий) (1927—1932)
    Правящие Августин (Маркевич) · Агапит (Бевцик) · Агафангел (Саввин) · Алексий (Гроха) · Алексий (Шпаков) · Алипий (Козолий) · Амвросий (Поликопа) · Анатолий (Гладкий) · Антоний (Паканич) · Антоний (Фиалко) · Боголеп (Гончаренко) · Варфоломей (Ващук) · Виссарион (Стретович) · Владимир (Мельник) · Владимир (Орачёв) · Евлогий (Гутченко) · Евсевий (Дудка) · Елисей (Иванов) · Ефрем (Кицай) · Ефрем (Яринко) · Иларион (Шукало) · Иоанн (Сиопко) · Иоасаф (Губень) · Ионафан (Елецких) · Иосиф (Масленников) · Ириней (Семко) · Ириней (Середний) · Лазарь (Швец) · Лука (Коваленко) · Марк (Петровцы) · Мелетий (Егоренко) · Митрофан (Никитин) · Митрофан (Юрчук) · Нафанаил (Крикота) · Никодим (Барановский) · Никодим (Горенко) · Николай (Капустин) · Онуфрий (Лёгкий) · Пантелеимон (Луговой) · Пантелеимон (Поворознюк) · Питирим (Старинский) · Платон (Удовенко) · Роман (Кимович) · Сергий (Генсицкий) · Симеон (Шостацкий) · Софроний (Дмитрук) · Тихон (Чижевский) · Феодор (Гаюн) · Феодор (Мамасуев) · Филарет (Зверев) · Филарет (Кучеров) · Филипп (Осадченко)
    Викарные Александр (Драбинко) · Александр (Нестерчук) · Алипий (Погребняк) · Антоний (Боровик) · Антоний (Крипак) · Аркадий (Таранов) · Арсений (Яковенко) · Варнава (Филатов) · Варсонофий (Винниченко) · Варсонофий (Столяр) · Вениамин (Погребной) · Виктор (Быков) · Владимир (Мороз) · Дамиан (Давыдов) · Диодор (Васильчук) · Евлогий (Пацан) · Иларий (Шишковский) · Иоанн (Вахнюк) · Иона (Черепанов) · Кассиан (Шостак)· Климент (Вечеря) · Лонгин (Жар) · Николай (Грох) · Николай (Почтовый) · Павел (Лебедь) · Пантелеимон (Бащук) · Серафим (Демьянив) · Сергий (Зализницкий) · Сергий (Михайленко) · Феодосий (Снигирёв)
    На покое Василий (Златолинский) · Гурий (Кузьменко) · Дионисий (Константинов) · Иннокентий (Шестопаль) · Иоанникий (Кобзев) · Ипполит (Хилько) · Нифонт (Солодуха) · Пантелеимон (Романовский)
    Бывшие архиереи
    *
    Переведённые Антоний (Москаленко) · Глеб (Савин) · Иов (Смакоуз) · Иов (Тывонюк) · Нектарий (Фролов)
    Извергнутые из сана Филарет (Денисенко) · Андрей (Горак) · Иаков (Панчук)
    Покойные Антоний (Вакарик) · Василий (Васильцев) · Владимир (Сабодан) · Евфимий (Шутак) · Кронид (Мищенко) · Леонтий (Гудимов) · Макарий (Свистун) · Мефодий (Петровцы) · Никанор (Юхимюк) · Никодим (Руснак) · Савва (Бабинец) · Севастиан (Пилипчук) · Тихон (Жиляков) · Феодосий (Дикун)
    • Со времени превращения Украинского экзархата Московского патриархата в Украинскую православную церковь (Московского патриархата) в октябре 1990 года.

Ссылки[править | править код]

  • Нифон, архиепископ Филиппопольский (Сайкали)

интервью

  • С верой в Россию (Интервью с Представителем Антиохийского Патриархата при Московском Патриархате)
  • «НГ-РЕЛИГИИ»: Посланник древней Антиохии. Религия должна служить человеку, а не наоборот, считает епископ Нифон
  • Епископ Нифон: «Мне приятно служить русскому народу»
  • Епископ Филиппопольский НИФОН: НАМ НЕЛЬЗЯ БЫТЬ КАК ВСЕ! // Журнал «Фома», № 7 (51) июль 2007
  • Хлеб, соль и любовь, или полвека в России архиепископа Нифона (+ Видео + фото)
  • Архиепископ Филиппопольский Нифон: Все эти годы я старался объединить восточную красоту с русской духовностью

события

  • Экуменическая молитва 1980 (22 января 1980)
  • Экуменическая молитва 1981 (26 января 1981)
  • Экуменическая молитва 1983 (16 марта 1983)
  • Экуменическая молитва 1984 (8 февраля 1984)
  • Экуменическая молитва 1986 (23 января 1986)
  • Тысячелетие Крещения Руси (конференция) (21 июля 1986)
  • Экуменическая молитва 1987 (30 января 1987)
  • Экуменическая молитва 1988 (26 января 1988)
  • Экуменическая молитва 1989 (27 января 1989)
  • Экуменическая молитва о мире (1 сентября 1989)
  • Всемирный саммит религиозных лидеров (3 июля 2006)
  • Экуменическая молитва 2022 (23 января 2019)
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: