Мiръ
Россия Москва Церковь святителя Мартина Исповедника (Москва) Идёт загрузка карты…
{«format»:»leaflet»,»minzoom»:false,»maxzoom»:false,»limit»:50,»offset»:0,»link»:»all»,»sort»:[«»],»order»:[],»headers»:»show»,»mainlabel»:»»,»intro»:»»,»outro»:»»,»searchlabel»:»\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b»,»default»:»»,»import-annotation»:false,»width»:»auto»,»height»:»350px»,»centre»:{«text»:»»,»title»:»»,»link»:»»,»lat»:55.7433300000000002683009370230138301849365234375,»lon»:37.66028000000000020008883439004421234130859375,»icon»:»»},»title»:»»,»label»:»»,»icon»:»»,»lines»:[],»polygons»:[],»circles»:[],»rectangles»:[],»copycoords»:false,»static»:false,»zoom»:8,»defzoom»:14,»layers»:[«OpenStreetMap»],»image layers»:[],»overlays»:[],»resizable»:false,»fullscreen»:true,»scrollwheelzoom»:true,»cluster»:false,»clustermaxzoom»:9,»clusterzoomonclick»:true,»clustermaxradius»:80,»clusterspiderfy»:true,»geojson»:»»,»clicktarget»:»»,»showtitle»:true,»hidenamespace»:false,»template»:»»,»userparam»:»»,»activeicon»:»»,»pagelabel»:false,»ajaxcoordproperty»:»»,»ajaxquery»:»»,»locations»:[{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C_%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%98%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0_(%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0)\» title=\»\u0426\u0435\u0440\u043a\u043e\u0432\u044c \u0441\u0432\u044f\u0442\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u041c\u0430\u0440\u0442\u0438\u043d\u0430 \u0418\u0441\u043f\u043e\u0432\u0435\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430 (\u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0430)\»\u003E\u0426\u0435\u0440\u043a\u043e\u0432\u044c \u0441\u0432\u044f\u0442\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u041c\u0430\u0440\u0442\u0438\u043d\u0430 \u0418\u0441\u043f\u043e\u0432\u0435\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430 (\u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0430)\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E\u003Chr /\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE:%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F\» title=\»\u0421\u0432\u043e\u0439\u0441\u0442\u0432\u043e:\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\»\u003E\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\u003C/a\u003E: »’\u0426\u0435\u0440\u043a\u043e\u0432\u044c \u0421\u0432\u044f\u0442\u043e\u0433\u043e \u041c\u0430\u0440\u0442\u0438\u043d\u0430 \u0418\u0441\u043f\u043e\u0432\u0435\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430, \u041f\u0430\u043f\u044b \u0420\u0438\u043c\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e»’ \u2014 \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0441\u043b\u0430\u0432\u043d\u0430\u044f \u0446\u0435\u0440\u043a\u043e\u0432\u044c \u043a\u043e\u043d\u0446\u0430 XVIII \u0432\u0435\u043a\u0430, \u043d\u0430\u0445\u043e\u0434\u044f\u0449\u0430\u044f\u0441\u044f \u043c\u0435\u0436\u0434\u0443 \u0443\u043b\u0438\u0446\u0435\u0439 \u0421\u043e\u043b\u0436\u0435\u043d\u0438\u0446\u044b\u043d\u0430 (\u0434. 15) \u0438 \u0443\u043b\u0438\u0446\u0435\u0439 \u0421\u0442\u0430\u043d\u0438\u0441\u043b\u0430\u0432\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e (\u0434. 2) \u0432 \u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0435.»,»title»:»\u0426\u0435\u0440\u043a\u043e\u0432\u044c \u0441\u0432\u044f\u0442\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u041c\u0430\u0440\u0442\u0438\u043d\u0430 \u0418\u0441\u043f\u043e\u0432\u0435\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430 (\u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0430)»,»link»:»»,»lat»:55.7433300000000002683009370230138301849365234375,»lon»:37.66028000000000020008883439004421234130859375,»icon»:»»}],»imageLayers»:[]}
55.743593; 37.6615
Россия, Москва, улица Александра Солженицына
Москва
Россия
Телефон:
(495) 911-75-40
Церковь Святого Мартина Исповедника, Папы Римского
— православная церковь конца XVIII века, находящаяся между улицей Солженицына (д. 15) и улицей Станиславского (д. 2) в Москве. Церковь имеет главный престол, освящённый во имя Вознесения Господня и два придела, по одному из которых и называется весь храм.
История[править]
Церковь Святителя Мартина Исповедника, Папы Римского, — один из старинных московских православных храмов, уцелевших в годы лихолетья, свидетельство и свидетель многовековой церковной истории. Летописная традиция связывает основание храма святителя Мартина Исповедника с благословением на великое княжение Владимирское и Московское будущего Великого князя Василия Иоанновича III, данным в день памяти святителя Мартина – 14 (27) апреля 1502 года.
Первое архивное свидетельство о храме Мартина Исповедника относится к 1625 году. Алексеевская черная слобода, названная новой, была образована в начале ХVII века за Земляным городом вдоль дороги, которая соединяла Таганные ворота города со Спасо-Андрониковским монастырем. На этой дороге, ставшей впоследствии Большой Алексеевской улицей, и стояла Мартиновская церковь. Слобода получила свое название по церкви святителя Алексия, митрополита Московского, построенной, по преданию, на месте, где была разбита палатка святителя Алексия при посещении им Спасо-Андроникова монастыря. Основное население слободы, составляли «черные люди» — ремесленники и торговцы, которые несли повинности по городскому благоустройству. Во второй половине ХVII века в слободе проживали булочники, торговцы хлебом — церковь святителя Мартина именовалась «в Хлебниках».
1883 год
В 1791 году богатейший московский купец-чаеторговец, позже городской голова Москвы, Василий Яковлевич Жигарев заказал проект новой церкви Мартина Исповедника у архитектора Родиона Казакова. Р. Р. Казаков являлся крупным, — но незаслуженно забытым зодчим, стоящим в одном ряду с В. И. Баженовым и М. Ф. Казаковым. Начав свой творческий путь архитектурным учеником «Экспедиции Кремлевского Строения», он приобрел прекрасные теоретические знания и практические навыки у двух великих московских зодчих Баженова и Казакова. Достойно продолжив их деятельность, Родион Казаков после ухода на пенсию М. Ф. Казакова возглавил московскую архитектурную школу, вырастившую многих мастеров классицизма.
По благословению Митрополита Московского Платона (Левшина) в 1792 году приступили к строительству храма святителя Мартина Исповедника. В 1798 году храм был выстроен, в ноябре того же года завершилось возведение еще одного здания рядом с Мартиновской церковью — частного народного училища. Оно также было построено на средства В. Я. Жигарева.
В 1800-1801 годах церковь была расписана в итальянском стиле живописцем Антонио Клаудо, эти росписи сохранились и до нашего времени. Им же были выполнены большие овальные иконы для главного иконостаса. Настенная живопись церкви в итальянском стиле была нетрадиционна. Так, на парусах под барабаном были написаны несвойственные для православного храма сюжеты: пророк Моисей, апостол Петр в окружении множества фигур.
В 1806 году состоялось освящение нового храма Высокопреосвященным Платоном, Митрополитом Московским. Главный престол нового храма был освящен во имя Вознесения Господня, а два придела – во имя Грузинской иконы Богоматери и святителя Мартина Исповедника.
Храм святителя Мартина Исповедника всегда занимал особое место среди памятников русского классицизма. Это связано с тем, что он стоял особняком в истории московской архитектуры и выделялся своей оригинальностью. Расположенный на вершине холма, резко обрывающегося к берегу Яузы, храм был в свое время одной из наиболее мощных и значительных градостроительных доминант не только района Таганки и Рогожской улицы, но и всего Заяузья.
В 1812 году во время оккупации Москвы французами храм святителя Мартина Исповедника пострадал от пожара. В течение 9 лет, с 1813 по 1821 год, приводились в порядок железные покрытия и облицовка здания. При одном из ремонтов послепожарного периода был заложен открытый прежде переход между храмом и колокольней.
На протяжении всего XIX века главный храм Вознесения Господня оставался холодным. Только в 1904 году на средства старосты церкви, московского купца, Сергея Андреевича Александрова в храме было устроено калориферное отопление. Одновременно с этими работами в церкви была обновлена живопись.
В разное время при храме существовали народные училища, богадельни, приходское попечительство для вспомоществования бедным.
1950 год
После 1917 года храм разделил судьбу многих московских святынь. По Декрету 1922 года об изъятии церковных ценностей храм лишился значительной части своей ризницы, а в 1924 году был разграблен. В 1931 году храм был закрыт, и его помещения были переданы киностудии документальных фильмов «Востоккино». Были разобраны и уничтожены придельные иконостасы, разграблен интерьер. Следующим владельцем храма стала Всесоюзная книжная палата, занявшая его под свои книжные фонды.
Идея возвращения храма святителя Мартина Исповедника Русской Православной Церкви родилась в 1989 году среди прихожан церкви Успения Божией Матери в Гончарах. На протяжении многих лет эта небольшая церковь была единственным действующим православным храмом в районе Таганки. В конце 1980-х годов в связи с увеличением количества верующих и большой теснотой во время богослужений встал вопрос об открытии одного из близлежащих храмов. Выбор пал на величественную церковь святителя Мартина Исповедника.
Только в 1990 году храм был возвращен Русской Православной Церкви. 19 апреля 1991 года освящен первый престол возвращенного храма – престол в честь преподобного Серафима Саровского. Указом Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II настоятелем вновь открытого храма был назначен протоиерей Сергей Родионович Суздальцев. Усилиями о. Сергия храму была передана колокольня и возобновились богослужения.
1 сентября 1991 года, ко дню празднования Грузинской иконы Божией Матери, крестным ходом в храм был перенесен чудотворный образ Богоматери Грузинской, находившийся до революции в церкви Покрова на Воронцовом поле, а затем в храме Петра и Павла у Яузских ворот. Чудотворная икона, память которой празднуется 4 сентября, имеет особую благодать помогать женщинам, страдающим от бесплодия. Местонахождение собственно храмовой иконы Грузинской Богоматери, утраченной после революции, до сих пор неизвестно.
В 1992 году настоятелем храма был назначен протоиерей Александр Абрамов. К 1996 году храм был полностью освобожден от фондов книжной палаты. Произведена разборка шести этажей железобетонных перекрытий и перегородок, созданных внутри храма при большевиках, полностью заменены система отопления, кровля, полы, оконные рамы храма. Воссоздана настенная живопись, возвращен в храм иконостас центрального алтаря, перевезенный из Донского монастыря, где он находился на временном хранении. Активное участие в реставрации храма принимали священник Сергий Точеный, священник Михаил Федин, священник Андрей Бондаренко, диакон Дионисий Пряхин.
28 мая 1998 года Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II совершил Великое Освящение храма. На молитвенную память Святейший Патриарх Алексий передал настоятелю и приходу храма Феодоровскую икону Божией Матери со своей дарственной надписью.
В 1999 году в левом предалтарии Благочинным храмов Центрального округа г. Москвы Заведующим Канцелярией Московской Патриархии протоиереем Владимиром Диваковым был освящен придел в честь преподобного Александра, монаха Первоначальника обители «Неусыпающих». В следующем году в крипте храма создана крестильная церковь, освященная в честь преподобного Михаила Клопского с купелью для крещения взрослых.
Архитектура и убранство сооружения
Главное здание выполнено в форме латинского креста, его боковые стороны украшают порталы с коринфскими колоннами. Сверху находится большой купол диаметром 17 метров, а по бокам — четыре маленьких. С западной стороны пристроена колокольня, имеющая три яруса. Ее высота составляет 60 метров.
Росписи, выполненные Антонио Клаудио в 1800—1801 годах, сохранились до наших дней. Настенная живопись в итальянском стиле была нетрадиционна. На парусах написаны несвойственные православному храму сюжеты: апостол Петр и пророк Моисей в окружении множества фигур. Мастером были выполнены и овальные иконы для главного иконостаса.
Высокопреосвященный Платон в 1806 году освятил храм: главный престол — во имя Вознесения Господня, а два предела — во имя святителя Мартина Исповедника и Грузинской иконы Богоматери.
Современное состояние[править]
Описание[править]
Алтарь храма
Здание представляет собой один из шедевров русского зодчества. Искусствовед и знаток московской архитектуры Марина Иосифовна Домшлак писала, что это «безусловно, один из самых лучших и наиболее сохранившихся памятников архитектуры классицизма в Москве».
Главное здание в плане представляет собой латинский крест, боковые стороны которого украшены порталами с коринфскими колоннами. Над ним находится главный купол, имеющий форму ротонды диаметром 17 метров. По углам здания расположены четыре купола гораздо меньших размеров. С западной стороны к храму пристроена трёхъярусная колокольня, которая до 20-х годов XIX века была отдельным строением. Её высота от земли до креста около 60 метров.
Изнутри церковь расписана итальянским художником Антонио Клаудо, работы которого сохранились до нашего времени.
Деятельность[править]
- Воскресная школа
При храме имеется воскресная школа для детей, а также Православная школа для взрослых.
- Помощь детскому дому
Братство храма Святителя Мартина Исповедника в течении многих лет занимается различной просветительской и социальной деятельностью.
Ведется духовное окормление детского дома для брошенных детей инвалидов № 1 г. Москвы.
Проводятся поздравления детей с праздниками Рождества и Пасхи, раздача подарков, причащение, устроение различных постановок.
- Работа с ветеранами ВОВ
При самом храме осуществляются поздравления прихожан-ветеранов в те же праздничные дни.
Устраваются концерты, чаепития и раздаются подарки.
- Группа милосердия «Курский вокзал»
Действует инициативная группа прихожан на Курском вокзале по помощи бездомным, где проводится кормление, помощь в восстановлении документов и отправке по месту жительства.
Месторасположение церкви
Храм расположен на улице Александра Солженицына в Москве.
Находящиеся рядом здания:
- музей мебели;
- церковь Николая Чудотворца на Студенце;
- театр на Таганке;
- церковь Алексия, митрополита Московского, в Рогожской слободе;
- церковь Николая Чудотворца на Болвановке;
- дом-музей Владимира Семеновича Высоцкого на Таганке;
- церковь Сергия Радонежского в Рогожской слободе;
- церковь Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах.
Как добраться
В столицу можно попасть любым способом: на поезде, самолете, автобусе или личном транспорте.
В самом городе следует ориентироваться на ближайшие к храму станции метро:
- «Авиамоторная»;
- «Марксистская»;
- «Перово»;
- «Площадь Ильича»;
- «Шоссе Энтузиастов».
Подойдет и остановка «Серп и молот», входящая в маршрут троллейбуса № 53.
Святыни[править]
- Грузинская икона Божией Матери
Грузинская икона Божией Матери
- Мощевики с частицами святых мощей:
В первом мощевике хранятся: Частица Животворящего Креста Гоподня; Частицы мощей: Святителя Мартина Исповедника (в центре мощевика); Святителя Тихона; Блаженной Матроны; Преподобных: Никодима, Дамиана, Лонгина, Анатолия, Серафима, Григория Киево-Печерских подвижников.
Во втором мощевике хранятся частицы мощей: Митрополитов Московских Святителей Филиппа, Иннокентия, Филарета; Святого праведного старца Алексия Мечёва; Святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии; Святых младенцев, Иродом убиенных; Преподобного Саввы Сторожевского.
- Погребальная рубашка блаженной Матроны
Времена разорения
До 1917 года при храме были открыты училища, богадельни, производилось попечительское служение для бедных. Однако после революции комплекс повторил судьбу многих святынь. Его разграбили, а в 1931 году закрыли. Церковные помещения были отданы киномастерской «Востоккино». В это время иконостас уничтожили, а интерьер храма был окончательно разграблен. Позже помещение заняла Всесоюзная книжная палата, разместив в храме литературный фонд.
Престольные праздники[править]
Вознесение Господне
Мартин Исповедник, святитель, папа Римский
— 27 апреля
8 марта — день памяти преподобного Александра монаха
1 сентября — день перенесения в храм Грузинской иконы Божией Матери
4 сентября — день памяти Грузинской иконы Божией Матери
15 января — день памяти преподобного Серафима Саровского
24 января — день памяти преподобного Михаила Клопского
Кем был Мартин Исповедник
Папа Римский Мартин родился в VII столетии в Италии
и получил хорошее образование. Тогда церковь была единой, однако уже вовсю шли непримиримые споры об основах христианской веры. Папа Мартин активно выступал на стороне православия. Он созвал в
Риме
Поместный собор, который осудил взгляды монофелитов.
Римский император был разгневан дерзким поступком церковного иерарха. Он отдал приказ военачальнику Олимпию убить Папу Мартина, но судьба уберегла владыку от смерти. Священника обвинили в тайном общении с врагами империи, проповедях ереси и на год отправили в заключение, которое он провел на острове Наксос.
Потом в Константинополе прошел суд, на котором больного Мартина лишили сана и выставили на поругание толпе. После разбирательств смертную казнь заменили ссылкой на Крымский полуостров
, в греческую колонию
Херсонес Таврический
. В далеком полисе бывший Папа и провел остатки своих дней.
Католики чтят святого Мартина, как мученика. В православной вере его считают исповедником. Так называют людей, которые открыто признали себя приверженцами христианской веры, но не умерли в мучениях.
Паломнику[править]
Расписание богослужений:
Богослужения в воскресные дни, а также в дни двунадесятых и великих праздников, в дни памяти особо чтимых икон Божией матери и святых начало Божественной Литургии в 10:00.
В будничные дни Божественная Литургия в 8:00.
Вечерние Богослужения в 17:00.
В пятницу в 17:00 в храме совершается вечерня и утреня с чтением акафиста «Грузинской» иконе Божией Матери.
В воскресенье в 17:00 совершается вечерня и утреня с чтением акафиста святителю Мартину Исповеднику.
(Богослужения с чтением акафиста совершаются во все указанные дни, кроме дней Великого Поста, дней Двунадесятых и Великих праздников, дней памяти особо почитаемых святых и особо чтимых икон Божией Матери, а также дней попразднства Двунадесятых Праздников).
Архитектурный стиль
Храм Святого Мартина Исповедника на Таганке принадлежит к памятникам русского классицизма, однако стоит особняком среди них. Здание выделяется своей оригинальной архитектурой. Храм расположен на холме, нисходящем к побережью Яузы. В свое время комплекс являлся одной из центральных градостроительных доминант всего Заяузья и, в частности, Таганского района.
Здание отличается монументальностью. Его архитектор, Казаков, ради идеи композиционного единства отказался от деления здания на привычные три части. Здание выдержано в духе русского классицизма: его формы торжественны и объемны. Оно состоит из 4-стопного четверика и большой апсиды, западного притвора и 3-ярусной колокольни. Масштаб внешнего оформления крупный. Боковые фасады отмечены 8-колонными портиками. Окна крупные, расположены по бокам фасада. Особенно выразителен вид храма со стороны Садового кольца.
Советы перед посещением
Духовенство храма дает несколько советов верующим при посещении Храма Святого Мартина Исповедника в Москве:
- Входить в церковь следует с радостью, благоговением и кротостью.
- При входе нужно совершить три поясных поклона, а в пост — три земных.
- Во время богослужения не стоит ставить свечи и прикладываться к иконам, лучше сделать это заранее, до начала службы, чтобы не мешать никому из присутствующих. Чтение Евангелия, молитва «Единородный Сыне», часть литургии со слов «Иже Херувимы» — моменты особенного сосредоточения, когда запрещается ходить по храму.
- Церковная свеча — это символ нашего горения перед Господом, поэтому и она заслуживает благоговейного отношения. Зажигать ее следует от соседней, и опалив основание, поставить в подсвечник.
- Приветствовать знакомых следует скромно, поклоном.
- Во время молитвы не стоит с интересом разглядывать окружающих, а лучше вникать в ход богослужения, чтобы песнопения исходили из сердца.
- Детям следует привыкать к разумному поведению в храме, в чем немаловажна роль родителей. Запрещено принимать пищу в храме. Если ребенок заплачет, следует вывести или вынести его со службы.
- Деньги на свечи следует готовить заранее, дома.
- Покидать службу до окончания считается грехом, если это произошло, стоит исповедаться.
- Женщинам приходить на службу рекомендовано без косметики. Принимать причастие с накрашенными губами запрещено.
- Если кто-то из верующих в храме сделал замечание, не стоит расстраиваться, а лучше со смирением принять упреки.
- Мобильный телефон должен быть выключен.
Воскресная школа
В наши дни при храме действует воскресная школа. Целью ее является православное воспитание и образование детей в духе христианских ценностей. Дети учатся участвовать в Исповеди и Причастии, изучают Закон Божий, церковную историю, ход православного богослужения. Обучение в школе бесплатное. К воспитанникам предъявляются требования к опрятному скромному внешнему виду, благоговейному отношению к церковной утвари, в регулярном участии в богослужении.
Ранние годы
Храм иоанна предтечи на пресне: история, описание, расписание служб
Мальчик родился в городе Тубертума. Это место находится в Италии в Тосканской области. Мартин получил хорошее для того времени образование, что позволило ему поступить в клир Римской церкви.
Начало служения
В 649 году умер Папа Федор I. На святой престол сразу был поставлен Мартин. Времена его правления пришлись как раз на широкое распространение ересей. Кроме того уже тогда Римская и Константинопольская церкви не были едины. Расслоения и расхождения проявлялись во всех слоях населения.
Святой Мартин Исповедник
Император Византии и даже Патриарх относили себя к ереси монофелитов. Они выпускали «неверный» «Образец веры». Это творение было обязательным к прочтению.
Книга вскоре дошла и до Рима. Будучи ярым православным христианином, Папа Мартин тут же собрал Поместный Собор в Риме. На этом собрании монофелитская ересь была осуждена и признана неверным учением. Прошение о возвращении к правильной вере поступило и императору Византии и ее Патриарху.
Правитель был настолько разъярен, что приказал своему приближенному Олимпию убить святого Папу. Военачальник нанял убийцу и подослал его к Папе. Тогда-то и случилось первое чудо, связанное с Мартином Исповедником. Как только убийца приблизился к Папе, он неожиданно ослеп. Сам же Олимпий вскоре пал в страшном бою.
Падение
Император Византии понял, что вера Мартина была слишком сильна. Кроме того, простой народ был на его стороне. Тогда правитель пошел другим путем. В 654 году в Рим приехал еще один подданный Византии Феодор. Он предъявил Папе Мартину обвинения в тайном сообщении с врагами империи и веры, а так же поношение Пресвятой Богоматери и незаконное обретение папского престола.
Несмотря на невиновность Мартина, ночью Феодор с отрядом вооруженных воинов ворвался в комнату Папы и арестовал его. Мартин был брошен в тюрьму на одном из островов Эгейского моря. Спустя только год Мартина отвезли на суд в Константинополь.
Исповедник был так измучен заточением, что не имел сил даже держаться на ногах. Несмотря на это, судья приказал старику отвечать стоя. Так его держали стражи, причиняя еще больше боли больному.
Икона святого Мартина, папы Римского
Никто не собирался слушать оправданий больного старика. Вердикт был заранее известен. Мартина заковали в цепи на площади. Людей подговорили кричать: «Анафема Папе Мартину!». Те, кто верили в невиновность Мартина, могли только покинуть площадь со слезами на глазах.
Это интересно! Анафема — отрешение от церкви. Самые известные анафемы были присвоены Папе Римскому и Патриарху Православному при расколе христианства в 1054 году. Отречение от церкви было взаимное.
Папа Мартин был приговорен к лишению сана и смертной казни. По велению императора, который был осужден Патриархом, к Исповеднику послали людей для проведения нового допроса. Однако Мартин сказал: «Если даже и раздробят меня, не буду в общении с Константинопольской Церковью, пока она пребывает в зловерии».
Смерть
Император Византии был поражен мужеством Папы и заменил смертную казнь на пожизненное заточение в Херсонесе Таврическом. Там он умер 16 сентября 655 года, измученный нуждой и голодом. Тело Мартина было погребено за стенами города. Однако после осуждения ереси в 680 году останки Святого Папы перенесли в Константинополь, а потом в Рим.