Об иконе «Пастырь добрый», или Когда Бог несет нас на руках

Добрый Пастырь – один из древнейших иконографических типов, изображение Господа, которое создавалось христианами, начиная с первых десятилетий новой эры.

На образ повлияли античные традиции изобразительного искусства, и в работах первых христианских художников Добрый Пастырь представал красивым и весёлым безбородым юношей. В средние века такая интерпретация была забыта.

В европейские христианские церкви возвращение сюжета произошло в эпоху Ренессанаса, когда к теме Доброго Пастыря обратилось светское искусство, а следом изображение обрёло своё место и в религиозной жизни, хотя и не получило широкого распространения.

В византийской традиции в качестве основного иконографического типа был выбран образ Пантократора, поэтому в древней русской иконописи Добрый Пастырь вряд ли встречался. Самые ранние изображения Доброго Пастыря, созданные русскими иконописцами, относятся к XVIII веку.

Евангельская подоплека

На создание этого образа иконописцев вдохновили строки Евангелия от Иоанна:

Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. …Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец (Ин. 10-11,14-16).

Пастырь добрый — это Иисус Христос.

Овцы, блудные овечки — это люди, увязшие в грехах и суете мира сего.

Но ради их спасения на землю пришел Сын Божий — воплощенный Богочеловек. Он в прямом смысле положил жизнь свою за овец — принес Крестную жертву, чтобы примирить падшего человека с Творцом, воссоединить разорванную связь.

Это величайшая жертва, которую только можно себе представить, но так и не понять до конца. Как это: безгрешный Бог принимает самую позорную смерть, распинается вместе с разбойниками, терпит поругания и невыносимые муки? Как это — добровольно согласиться умереть ради людей? И не каких-то чистых и безупречных, а падших, почти безнадежных?

Значение образа доброго пастыря в православии

В переводе с иврита «пастырь» означает «пастух». Этот термин впервые был использован в Ветхом, а затем подтвержден в Новом Завете. Смысл термина заключается в аллегории: пастырь должен заботиться о своей пастве (христианах), как пастух о стаде овец. Учение, которое проповедовал Сын Божий, в своей сути содержит призыв любви к Богу, другим людям, он милосерден к раскаявшимся грешникам. Поэтому Иисус Христос – милосердный поводырь, который ведет тех, кто в него верует, дорогой к вечной жизни в раю.

Ветхозаветный отголосок

Точно неизвестно, когда появилась эта икона. Но предпосылки к образу Пастыря мы находим еще в Ветхом Завете. Самые яркие примеры — это цитаты с книги Исайи и Псалтири.

Пророк Исайя, который жил почти за 800 лет до Рождества Христова, пишет:

Как пастырь Он будет пасти стадо Своё; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных (Ис. 40:11).

Псалмопевец Давид в псалмах называет Господа своим Пастырем:

Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться (Пс. 22:1).

Для царя Давида, который до восхождения на царство пас овец, образ пастыря казался очень близким. Более того, на ранних изображениях «Пастыря доброго» Христос больно напоминал царя Давида в юности: молодого пастуха с посохом или крестом в окружении овец.

Со временем появились многие вариации на эту тему. Но все они, так или иначе, ведут нас к одной и той же мысли: милосердный Господь пасет свое стадо, а одну овечку, которой, наверно, хуже остальных, несет на руках.

Античные прообразы Доброго Пастыря

На иконографию образа Доброго пастыря оказало серьёзное влияние античное искусство, и прежде всего два классических изображения персонажей древнегреческой мифологии.

1. Орфей – пастух, музыкант, прекрасный певец древнегреческой мифологии

, который наверняка знаком большинству читателей по легенде о походе в мир мёртвых за женой Персефоной. Однако это далеко не единственное, чем он был знаменит в античном мире. Согласно сохранившимся письменным источникам Орфей также был основателем одной из первых античных философских школ, которая получила название орфеизм.

В традиции античного искусства Орфей изображался в образе пастуха, окружённого животными или стадом овец. Согласно эллинистическим традициям Орфей представал перед зрителями молодым, сильным и красивым юношей, часто босиком и с посохом в руке. Несомненно, что этот тип изображения был воспринят христианскими художниками первых веков.

2. Гермес Криофор, то есть несущий агнца, являлся одним из воплощений бога Гермеса.

Обычно вспоминают о том, что Гермеса почитали как божество торговли и обмана, но в действительности функции Гермеса были намного шире и значимее. Он входил в пантеон наиболее известных и почитаемых богов как покровитель пастухов и путешественников, как проводник душ умерших в подземное царство, как учитель и покровитель всевозможных наук. В Танагре существовал храм, посвящённый Гермесу Криофору, который обнёс ягнёнка вокруг города и тем самым спас его от эпидемии, так что Гермесу приписывали функции целителя и защитника от болезней.

Скульптурные изображения представляли божество молодым юношей атлетического сложения с ягнёнком на плечах. Именно такой образ Иисуса использовали и христианские художники первых веков, что создаёт подчас проблемы идентификации изображений той эпохи: нет элементов, позволяющих однозначно определить, языческий ли это образ или христианский. Некоторые исследователи полагают, что такое сходство защищало христиан в годы первых гонений, ибо истинный смысл образа был понятен только им самими, а гонители удовлетворялись сходством изображения с языческим божеством.

Несколько общих мотивов, вероятно, повлияли на выбор именно этих прототипов для образа Иисуса Христа. И Орфей, и Гермес обладали способностью спускаться в мир мёртвых и возвращаться оттуда живыми. Оба покровительствовали пастухам и выступали в роли учителей. Оба пользовались любовью как добрые сущности, призывающие к духовному совершенствованию. Оба спасали людей от гнева богов.

Когда Господь несет нас на руках…

Читать также:
В тяжелые минуты Господь несет человека на руках — притча

Есть такая современная притча: человек упрекает Бога за то, что Творец якобы забыл о своем творении. Обещал быть всегда рядом, но в самые трудные минуты оставил.

Чтобы образно показать, что человек заблуждается, Господь предлагает ему посмотреть на следы жизни. Где бы не шла эта «заблудшая овечка», рядом с ней всегда виднелись следы. Но в одном месте вместо двойных отпечатков — человека и Бога — остались только одни. Человек возроптал: «Господи, а вот здесь же ты меня оставил одного!». На что Бог ответил: «Нет, не оставил. Это не твои следы, а Мои. В это время Я просто нес тебя на руках».

Вот так каждого из нас, как заблудшую овечку, в самые тяжелые моменты Христос несет на руках. Только не надо ожесточаться и думать, будто в эти моменты Бог нас оставил. Присмотритесь к следам на песке: ваши они или Господни? «Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец».

Ранние изображения Доброго Пастыря

Самые ранние образы Доброго Пастыря сохранились в катакомбах Рима.

Их датируют I-II веками, и первые христиане создавали эти изображения не в качестве молитвенных образов. В Библии неоднократно встречаются запреты на изображение Бога, потребовалось несколько веков на разработку концепций христианского искусства и определению места иконы в нём. Для ранних христиан образы Доброго Пастыря не были изображениями самого Иисуса Христа. Возможно, мотивами создания этих изображений была простая необходимость обозначить место сбора, а также естественное желание украсить его, превратить подземелье в подобие храма. Добрый Пастырь служил символическим напоминанием о Спасении.

Добрый Пастырь. Катакомбы святого Калликста, Рим

Первые изображения Доброго Пастыря – это образ красивого стройного юноши-пастушка в короткой тунике. В руках он держит флейту и/или посох, иногда через его плечо перекинута сумка. Обычно пастушок стоит в свободной позе, протягивая руку к одному из животных. На плечах его лежит ягнёнок, размеры которого подчас непропорциональны по отношению к пастушку. В изображённых рядом с пастухом животных можно узнать не только овец, но и собак. Встречаются варианты сидящего Пастыря, а также образы, в которых Добрый Пастырь предстаёт совсем ребёнком, мальчиком лет семи-девяти.

Добрый Пастырь. Фреска

В первые несколько веков изображение Доброго Пастыря являлось едва ли не единственным типом картины в христианской живописи.

Причём сохранились свидетельства, что такие изображения встречались в разных регионах, в том числе и на бытовых предметах. Стилистика живописи отталкивалась, естественно, от античных образов, которыми был пронизан весь цивилизованный мир. Уже в V веке в мозаиках Равенны всё ещё прослеживаются черты античного влияния.

Добрый Пастырь. Мавзолей Галлы Плацидии

Отделение христианского искусства произошло вместе с развитием и распространением самого христианства. В IV веке христианство стало государственной религией, и это способствовало разработке новых, более торжественных и очевидно не похожих на античные образцы. Добрый Пастырь уступил своё место Пантократору (Вседержителю), появилось множество других иконографических типов. В эпоху иконоборчества большинство древних образов было уничтожено. А после возрождения христианской живописи Добрый Пастырь лишился примет античности – он стал старше, у него появилась борода, и его «приодели» согласно существующей иконописной «моде».

Галерея

  • На Катакомбы Присциллы, Рим
  • Изображение IV века в Музее Термы Диоклетиана, Рим
  • Мозаика в мавзолее Галлы Плацидии, Равенна, Италия, ок. 425
  • Христос как добрый пастырь, неизвестный художник из Нижней Баварии, 1750 г.
  • XIX век немецкого художника Бернарда Плохорста
  • 20 век витраж изображение, Австралия
  • Эмблема Катехизиса католической церкви
  • Оратория Санта-Куэва. Кадис, Испания
  • Иисус как пастушок, Церковь Доброго Пастыря (Розмонт, Пенсильвания)

В чем помогает иконы Александра Свирского?

Согласно историческим свидетельствам, преподобный Александр Свирский при жизни был яростным представителем православия и поэтому одной из главных молитвенных обращений к его иконе является молитва об усилении чистой приверженности к Господу и духовности людей. Молодые священники молят мудрого старца о помощи и поддержке на избранном ими пути жизни.

Отец и мать святого долго не могли зачать ребенка и почти потеряли надежду, и лишь после непрерывных горячих молитв к Всевышнему, Господь услышал и даровал им дитя — сына. Благодаря этому мольбы к Святому старцу о появлении наследника летят со всех стран мира. Удивительно, но факт у верующих в семьях, которых появлялись только дочери, молились Святому о рождении сына и были вознаграждены. Помимо этого, семейные пары, которым поставили диагноз бесплодие, также могут помолиться возле иконы о послании им ребенка. Известны и такие случаи, когда преподобный Александр сберегал в тайне наступления беременности от будущей матери, для того чтобы ребенок родился живой и здоровенький.

Родные детей, принявших решения уйти в монастырь, тоже обращаются со своими просьбами к Старцу, так, как и родители самого Святого сперва не одобряли такое решение своего ребенка, то теперь Чудотворец поддерживает и утешает всех, кто решил посвятить себя благому делу.

Молитвенные прошения, обращенные к лику Александра Свирского, также как и к остальным Божьим Угодникам должны звучать от всей души. Только в этом случае они быстрее дойдут до Всевышнего. Верующие, которые от чистого сердца молятся о помощи и поддержке, чаще всего получают Божьи дары.

Языческий символизм

Основная статья: Криофор

Позднеримская мраморная копия
Криофор
из Каламис (Museo Barracco, Рим)

В древнегреческом культе криофор или же криофор

(Κριοφόρος), «носитель барана» — это фигура, которая отмечает торжественное жертвоприношение баран. Это становится эпитет из Гермес:
Гермес Криофорос
.

В двумерном искусстве Гермес Криофорос

преобразованный в Христа, несущего агнца и идущего среди своих овец: «Таким образом, мы находим философов, держащих свитки или Гермеса Криофор, который может быть превращен в Христа, дающего Закон (Traditio Legis) и Добрый пастырь соответственно ».[12] Добрый пастырь — распространенный мотив из Катакомбы Рима (Гарднер, 10, рис 54) и в саркофаг рельефы, где христианская и языческая символика часто сочетается, что затрудняет надежную идентификацию. Это определяется как синкретизм, смешение изображений из разных культур и религий.

Войти на сайт

В православной иконографии большинство образов посвящено Пресвятой Богородице и разным святым. Но есть также и различные изображения Спасителя. Среди них контрастно выделяется «Пастырь добрый» — Христос держит на плечах овечку. Когда возник этот образ и как правильно его понимать?

Евангельская подоплека

На создание этого образа иконописцев вдохновили строки Евангелия от Иоанна:

Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. …Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец (Ин. 10-11,14-16).

Пастырь добрый — это Иисус Христос.

Овцы, блудные овечки — это люди, увязшие в грехах и суете мира сего.

Но ради их спасения на землю пришел Сын Божий — воплощенный Богочеловек. Он в прямом смысле положил жизнь свою за овец — принес Крестную жертву, чтобы примирить падшего человека с Творцом, воссоединить разорванную связь.

Это величайшая жертва, которую только можно себе представить, но так и не понять до конца. Как это: безгрешный Бог принимает самую позорную смерть, распинается вместе с разбойниками, терпит поругания и невыносимые муки? Как это — добровольно согласиться умереть ради людей? И не каких-то чистых и безупречных, а падших, почти безнадежных?

Ключ к пониманию образа

Человеку невозможно осознать глубину Божественной любви и милосердия. Но когда смотришь на икону «Пастырь добрый», частично чувствуешь это. Иконописцам удалось передать главные акценты. Мы видим, как Христос аккуратно держит эту заблудшую овечку на своих плечах. В руках у Него посох, а сзади — крест. Тот самый Голгофский крест, через который пришлось пройти Спасителю ради нашего искупления. Вот она любовь и жертвенность, готовность жизнь отдать ради человеческого спасения.

Ветхозаветный отголосок

Точно неизвестно, когда появилась эта икона. Но предпосылки к образу Пастыря мы находим еще в Ветхом Завете. Самые яркие примеры — это цитаты с книги Исайи и Псалтири.

Пророк Исайя, который жил почти за 800 лет до Рождества Христова, пишет:

Как пастырь Он будет пасти стадо Своё; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных (Ис. 40:11).

Псалмопевец Давид в псалмах называет Господа своим Пастырем:

Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться (Пс. 22:1).

Для царя Давида, который до восхождения на царство пас овец, образ пастыря казался очень близким. Более того, на ранних изображениях «Пастыря доброго» Христос больно напоминал царя Давида в юности: молодого пастуха с посохом или крестом в окружении овец.

Со временем появились многие вариации на эту тему. Но все они, так или иначе, ведут нас к одной и той же мысли: милосердный Господь пасет свое стадо, а одну овечку, которой, наверно, хуже остальных, несет на руках.

Когда Господь несет нас на руках…

Есть такая современная притча: человек упрекает Бога за то, что Творец якобы забыл о своем творении. Обещал быть всегда рядом, но в самые трудные минуты оставил.

Чтобы образно показать, что человек заблуждается, Господь предлагает ему посмотреть на следы жизни. Где бы не шла эта «заблудшая овечка», рядом с ней всегда виднелись следы. Но в одном месте вместо двойных отпечатков — человека и Бога — остались только одни. Человек возроптал: «Господи, а вот здесь же ты меня оставил одного!». На что Бог ответил: «Нет, не оставил. Это не твои следы, а Мои. В это время Я просто нес тебя на руках».

Вот так каждого из нас, как заблудшую овечку, в самые тяжелые моменты Христос несет на руках. Только не надо ожесточаться и думать, будто в эти моменты Бог нас оставил. Присмотритесь к следам на песке: ваши они или Господни? «Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец».

Значение иконы Александра Свирского

На данной иконе запечатлен старик с умными глазами и поднявшими в верх руками к Всевышнему в мольбе о всем человечество. В начале девятнадцатого века останки старца вывезли сторонники богоборческой войны, но как говорится церковных в летописях, одна служащая музея спасла мощи. Лишь в конце святые мощи Александра Свирского стали вновь доступны для преклонения.

Очень много исследователей на протяжении длительного времени изымали частицу останков мудрого старца на изучения, но так никто из них не смог дать научное объяснение этому чуду. Останки Чудотворца сбереглись в нетронутом времени состоянии и моменты особой важности они начинают испускать благоухания. В такое время в храме всегда много пчел.

Известны случаи исцеления, которые случались с верующими, страдающими парализованностью рук или ног, а также тех, у кого диагностировали онкологию, слепоту или одержимость нечистым.

К святому образу преподобного старца обращаются с молитвой об усилении веры и избавлении от телесных недугов. Кроме того, молятся и те, кто принял решения посвятить свою жизнь Господу и те, кто отчаялся заиметь ребенка. Дорогие Друзья, напоминаем Вам, что купить икону Александра Свирского легко у нас на страницах!

Рекомендации

Цитаты

  1. Грабарь 1980 г.: Фигура (…) является аллегорией Христа как пастыря.
  2. Рид 2001, п. 3.
  3. Халтгрен 2000, п. 2.
  4. Григгс 2003, п. 52.
  5. Барри 1911.
  6. фон Хюгель 1911С. 452–458.
  7. Syndicus 1962 г., стр. 21-23.
  8. Дженсен 2002.
  9. Дженсен 2000С. 37-41.
  10. Syndicus 1962 г.С. 130–131.
  11. Лоури 2007, п. 69.
  12. Мюррей и Мюррей 1996, п. 475.

Источники

  • Барри, Уильям (1911). «Притчи». В Herbermann, Charles (ред.). Католическая энциклопедия
    .
    11
    . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
  • Грабарь, Андре (1980). Христианская иконография: исследование истоков
    . Рутледж и Кеган Пол.CS1 maint: ref = harv (связь)
  • Григгс, Дональд Л. (2003). Библия с нуля: Новый Завет для начинающих
    . Вестминстерская пресса Джона Нокса. ISBN 978-0-664-22577-3 .CS1 maint: ref = harv (связь)
  • Халтгрен, Арланд Дж. (2000). Притчи Иисуса: комментарий
    . Wm. Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-6077-4 .CS1 maint: ref = harv (связь)
  • Дженсен, Робин Маргарет (2000). Понимание раннего христианского искусства
    . Психология Press. ISBN 978-0-415-20454-5 .CS1 maint: ref = harv (связь)
  • Дженсен, Робин М. (октябрь 2002 г.). «Два лица Иисуса». Обзор Библии
    . Vol. 17 нет. 8.
  • Лоури, Уолтер (март 2007 г.). Искусство ранней церкви
    . Читать книги. ISBN 978-1-4067-5291-5 .CS1 maint: ref = harv (связь)
  • Мюррей, Питер; Мюррей, Линда (1996). Оксфордский компаньон христианского искусства и архитектуры
    . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-866165-8 .CS1 maint: ref = harv (связь)
  • Рид, Барбара Э. (2001). Притчи для проповедников: Евангелие от Матфея: год А
    . Литургическая пресса. ISBN 978-0-8146-2550-7 .CS1 maint: ref = harv (связь)
  • Syndicus, Эдуард (1962). Раннее христианское искусство
    . Бернс и Оутс.CS1 maint: ref = harv (связь)
  • фон Хюгель, Фридрих (1911). «Иоанн, Евангелие св.». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия
    .
    15
    (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. С. 452–458.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: