На сцену «Ленкома» вернулась «Поминальная молитва»


На сцену «Ленкома» вернулась «Поминальная молитва»

Анастасия ПЛЕШАКОВА (фото Женя Сирина)

В легендарном театре «Ленком» прошли первые показы восстановленного спектакля «Поминальная молитва». Рассказывает наш театральный обозреватель Анастасия ПЛЕШАКОВА.

Этот спектакль Марка Захарова, поставленный по пьесе Григория Горина (по мотивам повести Шолом-Алейхема «Тевье-молочник») вышел больше тридцати лет назад, в 1989-м году. Без всякого преувеличения это была одна из лучших захаровских постановок. Спектакль о жизни маленькой украинской деревни Анатовки начала ХХ века, где мирно уживались украинцы, евреи, русские хорошо принимали зрители. Они смеялись и плакали над тем, как бедный еврей Тевье, философ по мировоззрению, пытается устроить судьбу своих пяти дочерей посредством удачного замужества. Зрители хохотали над каждой остроумной репризой. И грустили, когда Тевье постигало горькое разочарование не только в его матримониальных затеях. В спектакле были и свадьбы, и похороны, и песни с плясками, и кровавые погромы… Время шло, а спектакль не надоедал зрителям. За пять лет его сыграли почти четыреста раз. И с аншлагом играли бы дальше, если бы не смерть главного исполнителя – Евгения Леонова. «Поминальная молитва», запланированная на 29 января 1994 года не состоялась: собираясь в тот вечер в театр, Евгений Павлович скоропостижно скончался. Марк Захаров спектакль снял с афиши театра. Как большой режиссер он придерживался твердого убеждения: «если в труппе нет актера на роль Гамлета (Джульетты, Тевье…), не надо и браться за пьесу».

Одно время роль Тевье репетировал Армен Джигарханян, но что-то не срослось. И на многочисленные просьбы дирекции театра: а не пора ли взяться за восстановление кассового спектакля, Захаров отвечал, что подумает об этом только в том случае, «если станет совсем тревожно и грустно». И вообще прошлое должно оставаться в прошлом.

После ухода Мастера директор «Ленкома» Марк Варшавер все-таки решил вернуть легенду на сцену.

За реконструкцию взялся Александр Лазарев. Актер, не режиссер. На премьере стало понятно, что экзамен на режиссерский дебют он выдержал. В его реконструкции нет никакой отсебятины. Он сделал максимально точное восстановление легендарной постановки, сохранив мизансцены, которые сочинил Марк Захаров, хореографию, костюмы… Та же чудесная музыка композитора Михаила Глуза, та же гениальная сценография Олега Шейнциса, тот же обугленный частокол и золотые маковки церкви. И даже белая лошадь, флегматично жующая сено в сарае Тевье, как будто все та же. Не говоря об ироничном, тонком тексте Григория Горина. А что же другое? Обновленный актерский состав, оттого и спектакль получился другим. Хотя на сцене немало артистов, игравших в первой версии. За прошедшие годы они «возмужали» и перешли на другие роли.

Сергей Степанченко, который 30 лет назад был урядником, теперь выходит в роли Тевье. А урядника вместо него играет Виктор Раков, исполнявший у Захарова роль Менахема-Мендла (в первом составе эту роль играл Александр Абдулов). Тридцать лет назад Иван Агапов был студентом Перчиком, теперь же он повзрослел и примерил лапсердак Менахема-Мендла. Актер Александр Сирин, исполнявший у Захарова роль портного Мотла, в ремейке играет возрастную роль мясника Лайзера-Волфа… Некоторые роли перешли к актерам «по наследству» от их родителей. Кроме Степанченко, в другом составе Тевье играет сын Евгения Леонова – Андрей. Его старшую дочь Цейтл – Татьяна Збруева, дочка Елены Шаниной, которая тридцать лет назад сама была Цейтл… Кто-то наверняка скажет: актерская преемственность – это мило, но второго Леонова нет и быть не может. Какими бы прекрасными не были нынешние исполнители, у оригинала был другой актерский масштаб. Никто с этим не спорит: тридцать лет назад масштаб был другой и не только в «Ленкоме». Он был другой повсеместно.

Что же касается новой «Поминальной молитвы» — это, пожалуй, лучшее, что выпустил «Ленком» после ухода Марка Захарова. Неслучайно на ближайшие показы все билеты проданы.

«Поминальная»-2021

Моя мудрая жена сказала, что название очень грубое. И вообще, надо посмотреть спектакль.

Жен надо слушать. Минуты три я оценивал спектакль, а потом погрузился в него, и началось то, что в театрах, увы, случается не так часто: сопереживание, слезы и смех…

Режиссер восстановления Александр Лазарев вместе со звездами Ленкома не повторили старый спектакль. Они сделали новый.

Режиссер Александр Лазарев вместе со звездами Ленкома не повторили старый спектакль. Они сделали новый

«Как! — слышу я возмущенные крики. — Ведь абсолютно повторены выдающиеся декорации Олега Шейнциса, мизансцены Захарова, осталась потрясающая музыка Михаила Глуза! Один в один — Захаровский спектакль!»

Я читал про это и в рецензиях после, и в анонсах до. Не согласен категорически! Разве спектакль — это мизансцены и декорации? Спектакль — это, в первую очередь, актеры. Скажу вам по секрету, что даже когда в декорацию приходит другой актер, сценический мир меняется. И текст становится иным. Иным становится все.

Сегодня все, кто пишет о «Поминальной», сравнивают два спектакля: прежний и этот. Занятие столь же естественное, сколь и нелепое. «Поминальная»-2021 — другой спектакль. Надо попробовать сделать над собой усилие, не вспоминать то, что, казалось бы, забыть невозможно. Смотреть как бы с чистого лица. Не заново, а впервые.

Ведь есть еще один полноправный участник любого театрального действа — это время. Время — бинокль, если текст хороший — время его увеличивает, плохой — мельчит. Спектакль еще раз убедил меня в том, что я знал всегда: Григорий Израилевич Горин — великий русский драматург. Еще при жизни Горина я написал эту фразу в одном театральном журнале, меня попросили сформулировать мягче. Сейчас ничто не мешает сей факт признать. Горин писал так, как нынче, увы, почти не пишут. Сегодня все больше стараются копировать язык жизни, Горин же оттачивал фразу, почти каждая реплика «Поминальной» — мысль. Потому текст со временем стал еще больше и выпуклей.

Давайте назовем вещи своими именами: Андрей Евгеньевич Леонов совершает в этой постановке подвиг. Я не знаю в истории мирового театра другого такого случая, когда сын не просто бы играл роль после отца, но — роль знаковую, выдающуюся. Можно ли оценивать человека, который совершает подвиг? Наверное, нельзя. Но Андрей Леонов доказывает, что может играть Тевье не только по праву фамилии. Это очень мощная актерская работа. И опять же — не надо сравнивать. Никто не лучше и не хуже. Просто по-другому. Андрей Леонов является центром спектакля, как и было задумано Гориным и Захаровым. Страдающий, очень живой человек.

В этом спектакле все актеры существуют, кажется, на пределе возможностей. Замечательные дочери: Татьяна Збруева, Елена Есенина, Александра Волкова. Поразительно работает Иван Агапов — да, в рисунке Абдулова, но — да, играя своего Менахема Мендла. Замечательны Владимир Юматов и Станислав Житарев. Очень точно ведет свою партию Павел Капитонов. Нина Горшкова — блеск! Прошу прощения, всех перечислить не могу.

Олеся Железняк в роли жены Тевье Голды — это, как говорится, нечто отдельное. Мне кажется, мы не заметили, как у нас в театре появилась поразительная, универсальная, по-настоящему большая актриса. Как она поразительно играет мать — прикосновением, взглядом, улыбкой. Предсмертный монолог Голды — образец актерского искусства. Олеся Железняк стала абсолютно отдельной, ни на кого не похожей актрисой, каждую работу которой теперь стоит ждать.

Слишком много восхищенных эпитетов в моей колонке? Но что поделать? Спектакль еще раз напомнил нам о гениальности Марка Захарова. «Поминальная» — мастерски скроенная, сшитая история, и благодарность Александру Лазареву, который, с одной стороны, сохранил это захаровское полотно, а с другой — помог артистам сыграть по-своему, сыграть свое.

Время — бинокль. Оно приблизило к нам тему, очень не модную в современном театре, но очень важную и для Горина, и для Захарова. В сущности, «Поминальная»-2021 — это спектакль о доброте и смирении. О человеке, который верит Богу больше, чем себе, и только это помогает ему сохраниться в нечеловеческих, немыслимых условиях.

«Поминальная»- 2022 — это спектакль о доброте и смирении. О человеке, который верит Богу больше, чем себе

«Поминальная»-2021 напомнила нам, что на сцене могут действовать живые, интересные люди. Люди, понимаете? Не носители проблем, как принято нынче, но — человеки. Которые совершают ошибки, отчаиваются, ошибаются, но всегда остаются людьми. Потому что их ведет доброта и вера. Потому что они умеют прощать и видеть в другом живого человека.

Современный театр любит тыкать нас лицом в жизнь: мол, смотрите, как вы живете. Я люблю тот театр, который, наоборот, вырывает нас из жизни. В ленкомовской «Поминальной молитве» действуют люди, которых не вдруг встретишь сегодня. У них какое-то иное, более, если угодно, нормальное и божественное отношение и к миру, и друг к другу. Это не пример, конечно. Но напоминание: так может быть.

Что ни говори, замечательно, что Ленком Марка Захарова восстановил один из самых знаменитых спектаклей театрального гения. Это не старая, но новая история. Нужная нам сейчас.

Ссылки

  • короткометражные Остановите Потапова! (1974) • 100 грамм для храбрости (новелла «Какая наглость») (1976) • Ёжик (1978) • Обнаженный Куренцов (1980) • Случай на фабрике №6 (1980) • Случай на фабрике №6 (2005) • Ёжик (2011)
    спектакли Маленькие комедии большого дома (1974) • Золотая рыбка (1975) • Кто есть кто? (1977) • Поминальная молитва (1989) • Шут Балакирев (2002) • Королевские игры (2005)
    : неверное или отсутствующее изображениеДля улучшения этой статьи желательно:
    • Проставив сноски, внести более точные указания на источники.
    • Добавить иллюстрации.К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

Отрывок, характеризующий Поминальная молитва (спектакль)

– Вот вам реляция и будет, – сказал Жерков, – глядишь, и меня в подпоручики произведут. – Доложите князу, что я мост зажигал, – сказал полковник торжественно и весело. – А коли про потерю спросят? – Пустячок! – пробасил полковник, – два гусара ранено, и один наповал , – сказал он с видимою радостью, не в силах удержаться от счастливой улыбки, звучно отрубая красивое слово наповал . Преследуемая стотысячною французскою армией под начальством Бонапарта, встречаемая враждебно расположенными жителями, не доверяя более своим союзникам, испытывая недостаток продовольствия и принужденная действовать вне всех предвидимых условий войны, русская тридцатипятитысячная армия, под начальством Кутузова, поспешно отступала вниз по Дунаю, останавливаясь там, где она бывала настигнута неприятелем, и отбиваясь ариергардными делами, лишь насколько это было нужно для того, чтоб отступать, не теряя тяжестей. Были дела при Ламбахе, Амштетене и Мельке; но, несмотря на храбрость и стойкость, признаваемую самим неприятелем, с которою дрались русские, последствием этих дел было только еще быстрейшее отступление. Австрийские войска, избежавшие плена под Ульмом и присоединившиеся к Кутузову у Браунау, отделились теперь от русской армии, и Кутузов был предоставлен только своим слабым, истощенным силам. Защищать более Вену нельзя было и думать. Вместо наступательной, глубоко обдуманной, по законам новой науки – стратегии, войны, план которой был передан Кутузову в его бытность в Вене австрийским гофкригсратом, единственная, почти недостижимая цель, представлявшаяся теперь Кутузову, состояла в том, чтобы, не погубив армии подобно Маку под Ульмом, соединиться с войсками, шедшими из России. 28 го октября Кутузов с армией перешел на левый берег Дуная и в первый раз остановился, положив Дунай между собой и главными силами французов. 30 го он атаковал находившуюся на левом берегу Дуная дивизию Мортье и разбил ее. В этом деле в первый раз взяты трофеи: знамя, орудия и два неприятельские генерала. В первый раз после двухнедельного отступления русские войска остановились и после борьбы не только удержали поле сражения, но прогнали французов. Несмотря на то, что войска были раздеты, изнурены, на одну треть ослаблены отсталыми, ранеными, убитыми и больными; несмотря на то, что на той стороне Дуная были оставлены больные и раненые с письмом Кутузова, поручавшим их человеколюбию неприятеля; несмотря на то, что большие госпитали и дома в Кремсе, обращенные в лазареты, не могли уже вмещать в себе всех больных и раненых, – несмотря на всё это, остановка при Кремсе и победа над Мортье значительно подняли дух войска. Во всей армии и в главной квартире ходили самые радостные, хотя и несправедливые слухи о мнимом приближении колонн из России, о какой то победе, одержанной австрийцами, и об отступлении испуганного Бонапарта. Князь Андрей находился во время сражения при убитом в этом деле австрийском генерале Шмите. Под ним была ранена лошадь, и сам он был слегка оцарапан в руку пулей. В знак особой милости главнокомандующего он был послан с известием об этой победе к австрийскому двору, находившемуся уже не в Вене, которой угрожали французские войска, а в Брюнне. В ночь сражения, взволнованный, но не усталый(несмотря на свое несильное на вид сложение, князь Андрей мог переносить физическую усталость гораздо лучше самых сильных людей), верхом приехав с донесением от Дохтурова в Кремс к Кутузову, князь Андрей был в ту же ночь отправлен курьером в Брюнн. Отправление курьером, кроме наград, означало важный шаг к повышению.

Действующие лица и исполнители

  • Евгений Леонов — Тевье
  • Любовь Матюшина — Голда, жена Тевье
  • Елена Шанина — Цейтл
  • Александра Захарова — Хава
  • Анастасия Семашко — Бейлке
  • Влада Мурашова — Шпринце
  • Людмила Артемьева — Годл
  • Александр Абдулов — Менахем-Мендл
  • Татьяна Пельтцер / Елена Фадеева — Берта
  • Всеволод Ларионов — Лейзер-Волф
  • Борис Чунаев — Степан
  • Александр Сирин — Мотл
  • Иван Агапов — Перчик
  • Андрей Леонов — Федя
  • Владимир Корецкий — Ребе
  • Юрий Колычев — Священник
  • Сергей Степанченко — Урядник
  • Борис Беккер — Войцек
  • Александра Дорохина — трактирщица
  • Сергей Чонишвили — Нохум
  • Татьяна Захава — барышня из города
  • Сергей Рудницкий — музыкант
  • Лёня Горелик — мальчик-скрипач
  • Оля Рябинкина — девочка
  • Ирина Мусаэлян (Женский вокализ)
  • Леонид Громов (Танец с платками)

“Поминальная молитва” Григорий Горин

«ПОМИНАЛЬНАЯ МОЛИТВА» Григорий Горин

Действие происходит в дореволюционной России в период массовых еврейских погромов. Сейчас, конечно, актуальнее другие «национальные акценты». Да суть – все та же. Разве не разучились мы жить в единой семье? Разве не волк человек человеку? Нас можно поздравить, мы научились быть одинокими среди себе подобных. И самые близкие и родные в один момент могут стать чужими, а то и врагами.

«Поминальная молитва» – это Библия, рассказанная на примере одной еврейской семьи, живущей в начале 20-го века в деревне Анатовке. Глава семьи – молочник Тевье. У его пяти дочерей есть только один шанс вырваться из нищеты — удачное замужество. Да только дочери одна за другой выбирают путь вопреки вере и традиции.

Крохотный мирок местечка сотрясают поистине шекспировские страсти: рушатся условности, трещит по швам привычный уклад. И без того нелёгкую жизнь Тевье судьба раскрашивает чередой происшествий, испытывая его веру. В довершение всего — указ, по которому все евреи должны покинуть губернию. Место, где жили их отцы и деды. Семья Тевье вместе с другими анатовскими евреями собирает свои пожитки, чтобы на новом месте – где?! – начинать свою жизнь заново – как. И как в тяжелейшие моменты жизни сохранить в себе способность к состраданию, не озлобиться и не сломиться?

– А почему смех, Тевье?

– А что нам еще остается?

Может быть, если со злом нет сил бороться, над ним нужно смеяться, тогда оно перестанет внушать уважение и страх.

ПОСТАНОВКА: Геннадий Шапошников

СЦЕНОГРАФИЯ: заслуженный художник России Владимир Боер

ХУДОЖНИК ПО КОСТЮМАМ: Мария Козлова

ХОРЕОГРАФИЯ: Ольга Семаева

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ:

ГОЛДА – заслуженная артистка России Наталья Гребенкина, заслуженная артистка России Юлия Авшарова

ШПРИНЦА – Полина Бухарева

БЕЙЛКЕ – Вероника Черникова

ПЕРЧИК – Григорий Мосоянц, Олег Парменов

СТЕПАН – заслуженный артист России Владимир Бадов, Евгений Булдаков

ВОЙЦЕК – Артем Сухоруков

ИОСЕЛЕ- Артем Сухоруков, Олег Парменов

ЖИТЕЛИ ДЕРЕВНИ АНАТОВКА – Андрей Сумцов, Алексей Терехов, Михаил Сегенюк, Владислав Купченко

Притча в двух действиях

Премьера состоялась 30 марта 2022 года

Продолжительность спектакля 2 часа 30 минут

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: