Св. король Стефан Владислав. Фреска Милешевского монастыря. |
Стефан Владислав
(+ после 1267 [1]), король Сербский, святой. Память 24 сентября
Второй сын преподобного короля Стефана Первовенчанного. Одно время управлял жупой Чёрная стена и в то время, в 1218-1219 году, построил в своих землях Милешевский монастырь.
Когда его брат Стефан Радослав был изгнан из Сербии, Владислав был объявлен его преемником. Радослав объявил было о намерении возвратить престол, но убеждения святителя Саввы Сербского, их дяди, предотвратили междоусобицу. Приняв царственное имя Стефан, Владислав правил Сербским королевством с 1234 по 1243 год [2].
Вскоре после его взошествия на престол, граф Омышский Владимир со своими людьми, привыкшими к морскому разбою, опустошил приморские земли Сербии. Расправившись оружием с грабителями, Владислав обязал дубровчан грамотою не помогать ни Владимиру, ни другому подобному, в действиях неприязненных для Сербии.
Заботясь о внутреннем устройстве Сербии, король Владислав отыскал серебряные рудники в стране разработкой их обогатил державу. По известию Даниила:
«
желая достигнуть небесных селений, он построил на земли храмы прекрасные и снабдил их дарами (землями) и всякими принадлежностями; им с основания построен храм Вознесения Господня, называемый Милешев, в который он перенес из Тернова тело великого архиерея Саввы
«.
Король также обильно благотворил нищим, странным и больным.
На монетах он писался: «раб Христов Владислав
«, и изображался как стоящий король с венцем на голове, в длинной одежде, опоясанный, с державой в правой руке.
Ещё во время правления Стефан Владислав выговорил себе помощь и безопасное пребывание в Дубровнике, если он принужден будет покинуть Сербию. Впоследствии Владислав был вынужден уступить королевский престол своему младшему брату Урошу I, а сам воспользовался этим договором и управлял Зетой. Скончался он после 1267 года и был похоронен в своей задушбине — Милешевском монастыре.
Имя Владислав в Святцах
В православном церковном месяцеслове есть только один день, где записано это имя – 7 октября (24 сентября по старому стилю).
Значение имени
У имени 2 основы: «влад» и «слав». Отсюда его конкретное значение – «владеть славой». Аналог существовал у древних германцев – Вальдемар. Возможно, его перевод был заимствован славянами и переложен на свой язык.
Этот антропоним не является исконно русским. Он пришёл из Сербии или Польши в 13 ст.
Светские уменьшительный именоформы: Влад, Владя, Вадя, Владик, Слава.
Это интересно: у других народов Владислав произносится как Ладислав, Ладисло, Власло, Ладислао, Ладислау, Володыслав, Уладзислау, Влоджислав, Владослав, Ладислаус, Ладислас.
Основные черты
Значение имени просто обязывает своего носителя иметь огромную силу воли, стойкость и гибкий ум.
Характер
Специалисты, занимающиеся изучением влияния имени на человека, считают, что Владислав, составленное из 2-х основ, формирует двойственный характер своего носителя, делая его непростым. Трудно узнать, что на самом деле чувствует человек, который «сам себе на уме». Внешне он может соглашаться с оппонентом, оставаясь при своих убеждениях. Узнать его настоящее мнение могут только близкие ему люди. Владу свойственны такие черты характера:
- Чувство собственного достоинства, порядочность, тактичность. Мужчина никогда не будет лицемерить и подхалимничать.
- Ироничность, умение подшутить. Из-за своих насмешек Владик даже может быть несносным.
- Настойчивость, трудолюбие. Благодаря упорству в сочетании с умом, появляются большие возможности добиться успехов в карьере, бизнесе, политике.
- Добродушие. За помощь, поддержку в трудную минуту носителей этого имени любят и уважают.
Двойственность характера проявляется и в семейной жизни. Возможны 2 линии поведения. После свадьбы перед супругой предстаёт немного иной Влад, который может разочаровать. Романы на стороне ему не претят, но при этом он становится ревнивцем, изводя подозрениями жену. Другой, диаметрально противоположный Владислав, – примерный семьянин, домосед, однолюб, который не допускает даже мысли об измене с чьей-либо стороны.
Владислав – заботливый и любящий отец, авторитет которого никогда не ставится под сомнение.
В России имя имеет большой рейтинг. Более 90% опрошенных считают его красивым, сексуальным, современным, приносящим удачу.
Святой Владислав, король Сербский
Статья из т. 9 «Православной энциклопедии».
Владислав [тронное имя — Владислав Стефан] (ок. 1200 — 11 нояб. между 1264 и 1281), св. серб. король (1234-1242) (пам. 24 сент.). Внук Стефана Немани (см. Симеон Мироточивый), 3-й сын Стефана Первовенчанного (см. Симон монах) от брака с Евдокией, дочерью визант. имп. Алексея III Ангела. В. женился ок. 1234 г., вероятно во 2-й раз, на Белославе, дочери болг. царя Иоанна Асеня II. От этого брака имел сыновей Стефана и Десу, а также дочь, имя к-рой не сохранилось, выданную замуж за кн. Чуру Качича, владетеля Омиша в Сев. Далмации. До восшествия на престол В. был соправителем старшего брата Радослава, они совместно подтвердили в 1230 г. жалованную грамоту г. Котору. Через 4 года, после битвы при Клокотнице (1230), в к-рой болг. войска Иоанна Асеня II разгромили армию эпирского имп. Феодора Ангела, на дочери к-рого был женат кор. Радослав, В., опираясь на серб. вельмож, сверг с престола старшего брата, лишившегося поддержки тестя. Архиеп. св. Савва I, не одобряя этих действий, но и не видя выхода из ситуации, короновал В. и способствовал заключению его брака с болг. царевной — дочерью сильнейшего в то время государя на Балканах.
Серб. агиографические источники (Житие св. Саввы — см. статьи Доментиан, Феодосий Хиландарец) и восходящие к ним позднейшие родословия характеризуют В. в сравнении с братьями очень положительно (Наумов. Господствующий класс. С. 242-243). По благословению св. Саввы В. ок. 1234 г. начал возведение и роспись своей задужбины, мон-ря-мавзолея Милешева. В. участвовал в церковном Соборе в Жиче, на к-ром св. Савва передал обязанности Главы Сербской Церкви своему преемнику — архиеп. Арсению I, и щедро снабдил св. Савву средствами для благотворительности и раздачи милостыни во время путешествия по св. местам.
После изгнания из страны Радослава В. заключил мирный договор с Дубровником, а 23 июля 1237 г. со Сплитом. В. так же, как Радослав, титуловал себя «кралем всех сербских и поморских земель», при нем было впервые документально зафиксировано употребление титула «самодержец» применительно к серб. государям (не исключено, что этот титул использовался и раньше) (Острогорски. Автократор. С. 326, 327, 329; Наумов. Господствующий класс. С. 232-233); есть также сведения об именовании В. царем (Там же. С. 242). В. выдал ряд жалованных грамот (хрисовулов), содержащих привилегии и льготы (Там же. С. 115-119): мон-рю Богородицы на Бистрице, основанному Стефаном Неманей, островному Вранина на Скадарском (Шкодер) оз. (1242) и, вероятно, мон-рю Милешева. В 1237 г. В. организовал перенесение из Тырнова в Милешеву мощей св. Саввы. Иоанн Асень II желал оставить мощи святого в своей столице, В. пришлось лично уговаривать тестя вернуть их на родину и сопровождать перенесение святыни. Очевидно, В. наряду с архиеп. Арсением был инициатором написания проложного Жития св. Саввы и служб на его успение и перенесение мощей (см.: Трифуновић Ђ. О делима у Србљаку // О Србљаку: Студиjе. Београд, 1970. С. 273-276).
В последние годы правления В. заметно ослабли его позиции в Приморье, возможно, в результате монг. набега 1241 г., но нельзя исключать, что он мог уступить нек-рые земли, пытаясь найти союзника в грядущей междоусобице: с 1241 г. источники вновь упоминают изгнанного из Зеты в правление кор. Радослава его двоюродного брата Георгия Вукановича, сначала как князя в Улцине, а в 1242 г. как короля. Вскоре после смерти Иоанна Асеня II (1241) В., лишившийся поддержки тестя, был свергнут младшим братом Урошем I, к-рый дал ему в удел с сохранением королевского титула юж. часть серб. приморских владений в Зете со столицей в Шкодере. В качестве удельного соправителя В. играл значительную роль в политической жизни региона, во всяком случае в Далмации: в договоре болг. царя Михаила II Асеня, заключенном с Дубровником в 1253 г. и направленном против Сербии (см.: Стоjановић Љ. Стари српске повеље и писма. Сремски Карловци, 1934. Књ. 1. Дио 2. С. 206-207), В. фигурирует наряду с Урошем в качестве основного противника. По преданию, В. умер на руках своего племянника Милутина.
В. был погребен во внешнем притворе (припрате) Вознесенского собора мон-ря Милешева. «Проявление» мощей В. произошло в правление кор. Уроша V (1356-1371), известна дата события — 30 июня. По свидетельству венецианского путешественника П. Контарини, относящемуся к 1580 г., гробница В. находилась к востоку от раки св. Саввы (Contarini P. Diario del viaggio da Venezia a Constantinopoli… nel 1580. Venezia, 1856. P. 19). В посланиях милешевских иноков в Москву 1587 и 1652 гг. упоминается о том, что мощи В. находятся в мон-ре (в наст. время их местонахождение неизвестно).
Краткое житие В. было написано во 2-й четв. XIV в. архиеп. Даниилом II и вошло в агиографический сб. «Жития кралей и архиепископов сербских». Службы В. в ср. века и раннее Новое время, видимо, не существовало. Память преставления В. как ктитора мон-ря впервые встречается в месяцеслове пергаменного серб. Апостола 1-й трети XIV в. (РНБ. Гильф. № 13; СКСРК, XIV. № 12), привезенного А. Ф. Гильфердингом в 1857 г. из мон-ря Милешева, начиная с сер. XIV в. помещается в ряде серб. списков Иерусалимского устава (Афон. Хиландар. № 165. Л. 45 — см.: Богдановић Д. Каталог ћирилских рукописа манастира Хиландара. Београд, 1978. С. 98).
В России личность и деяния В., прежде всего его участие в перенесении мощей св. Саввы, стали известны в 1-й четв. XVI в. благодаря житию св. Саввы, написанному Феодосием (принесено в Москву с Афона в 1517), и родословию серб. правителей в житии деспота Стефана Лазаревича Константина Костенечского, послужившими источниками Русского Хронографа (1518-1522), а через него Никоновской летописи (ПСРЛ. Т. 10. С. 45-48; 1911. Т. 22. Ч. 1. С. 392-395). Почитание В. в России как святого началось не ранее посл. четв. XVI в. и связано с достаточно регулярными (упом. в 1587, 1628, 1635, 1638, 1647, 1652, 1657, 1659, 1664, 1667, 1688) посольствами за «милостыней» в Москву иноков мон-ря Милешева (Сношения России с Востоком по делам церковным. Ч. 1. С. 187; Бантыш-Каменский Н. Н. Реестры греч. делам Моск. архива Коллегии иностр. дел (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1). М., 2001. С. 52, 68, 74, 92, 111, 114, 155, 198). Возможно, почитанию В. отчасти способствовало смешение его с соименным венг. королем из популярной на Руси «Повести о убиении Батыя» (см. ст. Пахомий Логофет), по легенде обращенным в Православие св. Саввой сербским. В 1751 г. иноки афонского мон-ря св. Павла приносили в Россию ставротеку, изготовленную по заказу В. (Леонид [Кавелин], архим. Словено-српска књижица на св. Гори Атонскоj у манастиру Хиландару и св. Павлу // Гласник Српског ученог друштва. Београд, 1877. Књ. 44. С. 270).
Прижизненный портрет молодого В. сохранился в росписях Вознесенского собора мон-ря Милешева в наосе в ктиторской композиции с моделью храма в руках, сопровождаемый Богоматерью, во внутреннем притворе, на вост. стене со своими предками и братьями и, возможно, на юж. стене в царском облачении. Прижизненное изображение В. также могло находиться на ставротеке, изготовленной по его заказу и снабженной надписью: «И мене грешнаго недостоинаго раба твоего Стефана, сотворившаго и принесшаго тебе крьсть сеи милостью же твоею и помощию и силою честнаго крьста, краля всьсехь рашскыхь земьль и поморскихь Владислава сохрани и помилуи» (Стоjановић. Записи. Књ. 3. С. 36. № 4930); до 2-й пол. XIX в. реликвия хранилась в мон-ре св. Павла на Афоне (в наст. время местонахождение ее неизвестно). Раннее посмертное изображение В. находится в стенописях мон-ря Арилье (1296). Изображение В. включено в состав агиодинастической композиции «Лоза Неманичей» в росписях притворов соборных церквей в Грачанице (ок. 1320), Пече (ок. 1330), Дечанах (ок. 1350) и Ораховице (1594). В. изображен как король в зубчатом царском венце на миниатюрах Лаптевского тома Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 233), в сюжетах, посвященных серб. истории XIII в., как святой — на гравюре в «Стематографии» Христофора Жефаровича (Вена, 1741. Л. 5). Описание иконографии В. содержится в списках рус. Иконописного подлинника сводной редакции XVIII в. под 7 июля: «…сед, кудряв в царском венце, брада Афанасия Александрийскаго, в порфире, в правой руке крест, а в левой свиток: величит душа моя Господа и возрадовася дух мой» (Большаков. Подлинник иконописный. С. 113).
Литература: Марковић В. Православно монаштво и манастири у средњевековоj Србиjи. Сремски Карловци, 1920. Горни Милановац, 2002р. С. 78-80; Руварац И. Краљице и царице српске // Зб. Илариона Рувараца: Одабрани ист. радови. Београд, 1934. Св. 1. С. 5-8; Мошин В. Повеља краља Владислава Богородичном манастиру у Бистрици и златне буле краља Уроша // Гласник Скопског научн. друштва. Скопље, 1940. Т. 21; Павловић Л. Култови лица код Срба и Македонаца: Ист.-етногр. расправа. Смедерево, 1965. С. 189; Острогорски Г. Автократор и самодржац // он же. Сабрана дела. Београд, 1970. Књ. 4. С. 326-329; Радоjчић С. Милешева. Београд, 1971. С. 9-10, 20-21, 30, 32-33, 38-40; Наумов Е. П. Господствующий класс и гос. власть в Сербии XIII-XV вв. М., 1975. С. 117-119, 226-229, 232-236, 238-243; Богдановић Д. Кратко житиjе Св. Саве // ЗбМСКJ. 1976. Књ. 24. № 1. С. 7, 14, 28-30; Bojović B. I. L’idéologie monarchique dans hagio-biographies dynastiques du moyen Âge serbe. R., 1995; Марjановић-Душанић С. Владарска идеологиjа Немањића: Дипломатичка студиjа. Београд, 1997.
А . А . Турилов
Первые годы правления
Святой король Стефан-Владислав стал еще одной благородной ветвью на славной лозе династии Неманичей, подарившей миру множество святых мужей и подвижников благочестия. Он жил в годы становления и укрепления сербской государственности и был вторым сыном святого Стефана Первовенчанного, племянником святителя Саввы, архиепископа Сербского, и внуком родоначальника династии сербских правителей Стефана Немани, известного под именем преподобного Симеона Мироточивого. И дед, и отец, и дядя благоверного Владислава достигли своими трудами и подвигами подлинной святости, удостоившись от Господа нетленных венцов славы.
Стефан Владислав, Стефан Радослав и Стефан Первовенчанный Неманичи После блаженной кончины Стефана Первовенчанного Сербией правил его старший сын Радослав, который поначалу был властителем, достойным всякой похвалы, но, по словам церковного писателя Феодосия, постепенно подпал под сильное влияние своей жены, от красоты которой повредился умом. Сербская знать была недовольна поведением правителя, и под ее давлением власть вынужден был принять Владислав. Между братьями началась вражда. Родной дядя – архиепископ Савва – увещевал их жить в мире, но был не в силах скоро примирить их. Лишившийся власти Радослав искал убежища в городе Драче, но и там красота супруги послужила ему источником бед. В скором времени он был лишен злонравной и лукавой жены, которая стала для него, по словам того же Феодосия, как Далила для Сампсона. По ее вине на Радослава обрушилась ненависть местного правителя Драча, и он едва спасся от смерти. Желая окончательно прекратить вражду между братьями, святитель Савва украсил Радослава ангельским иноческим чином, дав ему в монашестве имя Иоанн. Для окончательного прекращения смуты и распрей архиепископ венчал Владислава королевским венцом. А вскоре по благословению дяди Владислав породнился с могущественным болгарским царем Иоанном II Асенем, взяв в супруги его дочь Белославу.
Путь на родину
Приготовив царскую багряницу и все необходимое для поднятия тела святого из могилы, Владислав повелел совершить Божию службу, а сам вместе с епископами открыл могилу святого и увидел, что тление не коснулось его тела, так что даже волосы на голове и бороде его были светлыми и целыми. Всем казалось, что святой просто спит. Нетленное тело святителя источало чудесное благоухание, аромат которого разливался вокруг. По словам блаженного Феодосия, благоухание источали не только тело святителя, но дерево и земля, в которых оно почивало. Узнав о происходящем, народ во множестве стал стекаться, чтобы видеть святого. Многие, притекавшие к мощам, получали исцеления от болезней. Мучимые нечистым духом бывали свободны, хромые ходили, горбатые распрямлялись, и глухим святой даровал слух. Видя такие чудеса и благодать, народ стал роптать на Асеня за то, что он отдал мощи святого. Услышав об этом, сербский правитель из опасения, что царь может изменить свое решение, повелел без промедления взять святые мощи и нести их в Сербию. Царь же в это время призвал Владислава на братскую трапезу, во время которой обратился к нему с такими словами: «Богом дарованное мне богатство – святого – ты, придя, получил и отправил в дом свой. Итак, ты насытился, ибо исполнил желание своего сердца. Пусть и мы молитвами святого получим от Бога милость, ибо мы имели к нему при его жизни и после смерти истинную любовь!» Владислав отблагодарил щедрыми дарами и почестями царя и патриарха, а царь – короля и всех бывших с ним, и так они расстались с любовью. Простившись с болгарским царем, Владислав достиг процессии с мощами святого. По сообщению Феодосия, король ликовал, подобно Давиду перед Кивотом Завета, и, идя впереди мощей, радостно восклицал: Возвеселится душа моя о Господе, ибо Он облек меня в ризы спасения и одеждой веселия одел меня, даровав мне господина моего, святого моего отца и учителя, заступника в молитвах моему отечеству и почет наследия моего. И еще: Вознесу Тя, Боже мой, ибо Ты возвеличил на мне милость Свою, и ныне блажен я, и ныне благоукрасился я, выше царей земных возвеличился, более людей обогатился. Как велика милость Твоя ко мне, Господи, Как, возлюбив меня, вознаградил, Боже мой, Милость моя! Буди имя Твое благословенно во веки веков! Так, вознося хваление Богу и радуясь, он вместе с епископами и вельможами нес с псалмами и песнопениями драгоценное тело святого. Когда они достигли пределов Сербии, архиепископ Арсений с епископами, игуменами и благородными людьми вышли им навстречу и с благоговением поклонились честным мощам своего духовного отца. Узнав о прибытии мощей, народ сербский во множестве стекался отовсюду. Многие получали от Бога и Его святого угодника исцеления от своих болезней.
Ближайшие именины Владислава
Как правильно определить духовного покровителя и день именин Владислава по православному календарю? В качестве вариантов можно рассматривать:
Именины Владислава в октябре
Традиционно христиане называли детей строго по уставу церкви, поэтому путаницы между Именинами с Днем Ангела не было. Сегодня не все различают эти две памятные даты.
День Ангела Владислава
– это день его крещения. Называется так, потому что после Таинства у крещеного появляется Ангел Хранитель, который сопровождает и оберегает подопечного.
А Именины имени Владислава
– это день почитания одного из святого с именем Владислав.
Характер именинника и происхождение имени
Владислав — от. сербск. владеющий славой.
Производные: Владиславка, Слава, Славуня, Славуся, Владя, Ладя, Вадя.
Если до Владислава с березы лист не опал, снег ляжет поздно.
Отзывчив, добр, глубоко чувствует прекрасное. Он трудолюбив, ответствен, порядочен, тактичен. Болезненно воспринимает всякую несправедливость, но ему не всегда удается отстоять правду, поскольку для этого порой надо проявить резкость, грубость, которые ему не присущи. Владиславу трудно найти подругу «по себе», хотя он умеет и.
Святые с именем Владислав согласно православному календарю 2020 поминаются 1 раз в году
.