Протоиерей Михаил Рязанцев о сокровищах Храма Христа Спасителя

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Рязанцев.

В Википедии есть статьи о других людях с такими же именем и фамилией: Рязанцев, Михаил.

В Википедии есть статьи о других людях с такими же именем, отчеством и фамилией: Рязанцев, Михаил Иванович.

Михаил Иванович Ряза́нцев

(27 марта 1955, Москва) — митрофорный протоиерей Русской православной церкви, ключарь Московского кафедрального соборного храма Христа Спасителя, председатель Церковного суда при Епархиальном совете города Москвы.

Биография

Родился в 1955 году в семье московского протоиерея и был крещён с именем в честь благоверного князя Михаила-Ростислава Киевского.

С детства впитал в себя, по его словам, «стиль и манеру служения Богу» как своего отца так и других маститых московских священников.

В 1971 году становится иподиаконом Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Пимена (Извекова), ставшего в том же году Патриархом Московским и всея Руси. Как отмечает протоиерей Михаил: «Службы Патриарха Пимена были наполнены особым смыслом и духовным горением. Для меня они были и остаются примером».

Прервал иподиаконское служение в связи с армейской службой. По возвращении из армии вновь иподиакон Патриарха Пимена. Поступил в Московскую духовную семинарию. По окончании семинарии в 1978 году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1982 году со степенью кандидата богословия.

15 марта 1981 году Патриархом Пименом рукоположён в сан диакона. 7 апреля 1982 года — в сан священника с возложением набедренника и камилавки. Назначен штатным священником в Успенский храм Московского Новодевичьего монастыря, где проходил служение при митрополите Крутицком Ювеналии.

На Пасху 1985 года возведён в сан протоиерея.

В 1988 года к празднику Пасхи и 1000-летию Крещения Руси награждён крестом с украшениями.

8 октября 1994 года был назначен первым ключарём ещё не воссозданного Храма Христа Спасителя. На тот момент бассейн «Москва» был уже разобран, и готовилась площадка для постройки главного Храма России.

31 декабря 1999 года удостоен права ношения митры.

В 2007 года в связи с 25-летием священнического служения удостоен права служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до Херувимской песни.

Участник Поместного собора 2009 года как член Комиссии по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви.

22 декабря 2010 года был определён на три года председателем Церковного суда при Епархиальном совете города Москвы[1].

3 апреля 2011 года «к 30-летию служения в священном сане» патриархом Московским и всея Руси Кириллом награждён орденом равноапостольного великого князя Владимира 3-й степени[2].

Протоиерей Михаил Рязанцев о сокровищах Храма Христа Спасителя

В преддверии праздника Рождества Христова ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев рассказывает о святынях кафедрального собора, иконах с интересной историей, старинном Евангелии, которое выносят только 2 раза в год, а также отвечает на вопрос о елках и корпоративных праздниках, которые якобы проходят в Храме.

— Отец Михаил, какую святыню Храма Христа Спасителя Вы бы назвали главной?

— Думаю, что главной святыней является частица Ризы Господней. Не так давно мы сделали для нее особый аналой, и теперь она помещается у правого клироса отдельно от других святынь.

Частица Ризы Господней

Второй по значимости святыней я считаю частицу Ризы Пресвятой Богородицы. Она хранится в общем мощевике вместе с другими святынями, и в настоящее время мы делаем для нее особый аналой, который будет расположен у левого клироса, симметрично аналою с частицей Ризы Господней. Это делается для того, чтобы все, кто приходит в наш храм, могли по отдельности приложиться именно к этим великим святыням.

Общий мощевик, расположенный слева от главного алтаря собора

Частица Ризы Божией Матери

Кроме этого, у нас есть гвоздь Креста Господня и прочие святыни.

Гвоздь Креста Господня

— Думаю, если о главной святыне Храма Христа Спасителя москвичам, большинство назовут мощи святителя Филарета, а о частицах Риз и не вспомнят. Как Вы считаете, почему?

— Боюсь, что, к сожалению, многие москвичи не назовут и мощи святителя Филарета. Часто бывает, что люди приходят в наш храм, видят раку с мощами святителя и спрашивают: «А кто это?». И приходится им рассказывать, кем был святитель Филарет, какое духовное влияние он оказал на историю нашей Церкви и какой интеллектуальный вклад внес в проектирование и создание Храма Христа Спасителя.

Мощи святителя Филарета в Храме Христа спасителя расположены справа от главного алтаря

Наверное, о том, что у нас находятся частицы Риз, мало кто знает, потому что об этом нигде не было сказано публично. И потом, они ведь были переданы в наш храм не так давно, а раньше находились в Музеях Московского Кремля и поэтому не были широко доступны для поклонения. До революции, например, частицу Ризы Господней выносили для поклонения верующим один раз в год — в день ее положения в Москве. Это был большой московский праздник, и множество народа стекалось, чтобы помолиться перед этой великой святыней и приложиться к ней.

Успенский собор Московского Кремля

Потом Риза хранилась в запасниках Музеев Московского Кремля.

19 августа 2000 года, в день великого освящения Храма Христа Спасителя, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II и с разрешение дирекции Музеев Кремля мы с крестным ходом обнесли частицу Ризы Господней вокруг храма, и весь этот день она пребывала в Храме Христа Спасителя. Конечно, потом мы вынуждены были отдать ее обратно в музей, и только в 2007 году по просьбе покойного Патриарха Алексия II было принято решение передать ее и некоторые другие святыни, которые также хранились в кремлевских музеях, Русской Православной Церкви.

Нам передали и Ризу Господню, и Ризу Пресвятой Богородицы, а кроме того — гвоздь Креста Господня, мощи святого равноапостольного великого князя Владимира, святого великомученика Феодора Стратилата, великомученицы Евфимии Всехвальной, преподобного Михаила Малеина, Иоанна Крестителя, Василия Великого и главу святителя Григория Богослова.

Святыни были переданы в исторических ковчегах, что, конечно, было некоторым спорным моментом, потому что для музеев эти ковчеги представляли ценность. Но нашлись люди, которые оплатили изготовление копий этих ковчегов, в которые мы и переложили частицы мощей. Таким образом, ковчеги были возвращены в музеи, а святыни, которые не представляли ценности для светской истории, остались в Церкви.

В первое время мы выносили частицу Ризы Господней только на субботу-воскресенье. Но в наш храм приезжает множество паломников из разных городов и стран, не все имеют возможность прийти именно в выходные дни, поэтому мы сочли возможным и необходимым, чтобы она пребывала в храме и была доступна верующим в любой день.

— Какова история частиц Ризы Господней и Ризы Божией Матери, как они попали в Москву?

-Что касается частицы Ризы Господней, не совсем понятно, что это за Риза. Один из вариантов предания гласит, что это хитон Спасителя, полученный по жребию одним из воинов, присутствовавших при Распятии. Согласно другой версии, Риза Спасителя — это не хитон, а другая верхняя одежда — плащ (гимантий), потому что хитон просто нельзя было бы позже разделить на части: он бы распустился, так как был вязаным. Так или иначе, Риза Господня была перенесена в Иверию (Грузию), где хранилась в древней столице — Мцхете, в Патриаршем соборе Светицховели.

В 1617 году Грузию захватил персидский шах Аббас II. Его солдаты разорили храм и передали Ризу шаху. В 1625 году шах, по настоянию русского посла, прислал Ризу в дар царю Михаилу Федоровичу. Патриарх Московский Филарет (Романов) собрал достоверные сведения о Ризе Господней, и только после этого она была торжественно положена в Успенском соборе Московского Кремля. В честь этого события был установлен ежегодный праздник Положения Ризы Господней в Москве, 10 июля по старому стилю (23 июля — по новому). Впоследствии фрагмент Ризы Господней был разделен для того, чтобы отправить частицы святыни в крупные города империи. В 1918 году частица ризы Господней, которая хранилась в алтаре Успенского собора Московского Кремля, была перенесена в Крестовоздвиженский монастырь, а после его закрытия конфискована и помещена в фонды Музеев Московского Кремля.

Частица Ризы Божией Матери в XIV веке Дионисий Суздальский привез на Русь из Константинополя. В числе прочих святынь она находилась в так называемом «ковчеге Дионисия», который был значимой реликвией московских великих князей. После октябрьского переворота 1917 года частица Ризы Богородицы попала в Музеи Московского Кремля. В наш храм ее передали в 2008 году.

Более точных сведений об истории этих реликвий у нас нет.

— В Храме Христа Спасителя находится икона Божией Матери «Смоленская» с очень необычной историей…

— У нас в храме есть две Смоленских иконы.

Одна, XVI века, пребывает в нижнем храме.

Икона Божией Матери Смоленская, которая сегодня пребывает в Преображенской церкви комплекса Храма Христа Спасителя

Этот образ имеет трагическую судьбу: его распилили на 4 части и готовились переправить за границу, но что-то не сложилось, и каким-то образом он попал к моему знакомому художнику — реставратору. Он отреставрировал эту икону, соединил четыре части так, что следов распила практически незаметно, и решил, что Храм Христа Спасителя — достойное место для размещения этого большого старинного образа. Сейчас он находится слева от иконостаса, возле Тихвинского придела.

Вторая икона находится в верхнем храме у мощей святителя Филарета. Это знаменитая чудотворная икона Божией Матери «Смоленская — Устюженская» из города Устюжна Вологодской губернии.

Икона Божией Матери Смоленская из города Устюжна

Изначально икона пребывала в местном соборе, после революции в храме сделали музей, и икона стала музейным экспонатом. Потом она куда-то пропала, может быть, ее тайно вывезли или выкрали, и в какой-то момент появилась на одном из заграничных аукционов. Некий благотворитель выкупил эту древнюю икону, и в период своего первого президентства Владимир Владимирович Путин преподнес ее в дар Святейшему Патриарху Алексию II. По благословению Святейшего икона была передана в Храм Христа Спасителя в особом киоте, и было решено, что она будет пребывать здесь до тех пор, пока Устюженский собор не будет передан Церкви.

Надо сказать, к нам в храм приезжали люди из города Устюжна и просили, чтобы икона пока осталась в нашем храме, потому что боятся, что она снова может пропасть и уже вряд ли будет возможно снова ее найти.

— Какие еще иконы с необычной историей есть в кафедральном соборе?

— Икона святителя Николая из города Бари, которая находится в нижнем, Преображенском храме с правой стороны, у придела Алексия человека Божия. Этот образ сделан итальянским художником в 1994 году. Я не случайно употребляю именно это слово — «сделан» — потому что икона выполнена в достаточно редкой технике и не просто написана красками, но и содержит в себе аппликации из полудрагоценных камней.

Образ святителя Николая из города Бари. Фото www.xxc.ru

Изначально икона была помещена в городе Бари в базилике, в которой пребывают мощи святителя Николая. Видя, с какой любовью русские паломники приезжают поклониться святителю, создавший ее художник принял решение передать образ в дар Русской Православной Церкви, и по благословению Патриарха Алексия II он был принесен в Храм Христа Спасителя, один из приделов которого посвящен святителю Николаю.

Интересен путь, который икона проделала из Бари до Москвы. По морю она была привезена в Одессу, из Одессы по суше ее пронесли и провезли до Москвы через несколько епархий Русской Православной Церкви, причем на протяжении всего пути перед ней совершали молебны, пели акафисты. Многие, зная об этом, приходят к нам в храм, преклоняют колена перед этим образом и, как рассказывают, через это изображение святитель Николай подает людям свою помощь.

В декабре 2012 года в наш храм была передана еще одна икона святителя Николая, которая связана с именем великой певицы Галины Павловны Вишневской, которую мы отпевали совсем недавно — 14 декабря.

В 1979 году муж Галины Павловны, Мстислав Леопольдович Ростропович, купил икону в одном из лондонских антикварных магазинов. Образ святителя Николая долгое время хранился в их семье и был очень почитаем. В последние годы жизни Галина Павловна приняла решение передать икону в Храм Христа Спасителя, зная, что один из его приделов посвящен святителю Николаю, и намеревалась осуществить это 19 декабря этого года. Для певицы 19 декабря было значимо не только как общецерковный праздник святителя Николая, но и как очень памятная личная дата: 19 декабря 1961 года Анна Андреевна Ахматова, услышав по радио, как Вишневская поет «Бразильскую бахиану №5» Эйтора Вилла-Лобоса, написала посвященное ей стихотворение:

Женский голос как ветер несется, Черным кажется, влажным, ночным, И чего на лету ни коснется — Все становится сразу иным. Заливает алмазным сияньем, Где-то что-то на миг серебрит И загадочным одеяньем Небывалых шелков шелестит. И такая могучая сила Зачарованный голос влечет, Будто там впереди не могила, А таинственный лестницы взлет.

Но Господь распорядился иначе: 11 декабря Галина Павловна скончалась. На 9-й день, который приходился как раз на 19 декабря, ее дочери Елена и Ольга, исполняя волю почившей матери, принесли икону в наш храм.

Родные Галины Павловны Вишневской у иконы святителя Николая, которую передают в Храм Христа Спасителя по ее воле. 19 декабря 2012 года. Фото www.xxc.ru

Образу святителя Николая необходима определенная реставрация. После того, как она будет сделана, мы найдем для иконы подобающее место, на котором она будет находиться постоянно.

Есть в нашем храме еще одна интересная икона — образ Спасителя из южного придела верхнего храма, изготовленный одним из православных людей Грузии. Образ этот не привлекает к себе внимания какими-то красками или художественными особенностями, но с ним связана особенная история. Человек, который изготовил его, вместе с супругой пешком пронес его из города Кутаиси в Москву в Храм Христа Спасителя. Единственное место, где супруги проехали на машине — Карачаево — Черкесия, потому что им запретили нести образ Христа по территории этой мусульманской республики.

— Наверное, нельзя не упомянуть и знаменитый образ священномученика Александра Хотовицкого?

— Да, такую икону больше нигде не найдешь. Протопресвитер Александр был последним ключарем первого Храма Христа Спасителя, и было желание каким-то образом запечатлеть память о нем в нашем храме.

Первоначально священномученик Александр был канонизирован в Американской Православной Церкви. Естественно, там был написан его образ, и я попросил сделать с этой иконы список, но только приблизить его к нашей традиции. Так в нашем храме появилась первая небольшая икона священномученика Александра, которая сейчас расположена в нижнем храме. Но хотелось, чтобы образ отца Александра присутствовал в самом Храме Христа Спасителя, и по моей просьбе художник Никита Нужный, который принимал участие в росписи нашего храма, написал икону священномученика Александра в полный рост, стоящего как бы у стены внутри Храма Христа Спасителя. На мой взгляд, получилось очень удачно.

Симметрично этой иконе в правой части храма располагается образ святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, созданный тем же художником. Как известно, после долгих десятилетий Синодального периода именно в нашем храме схиархимандрит Алексий вытянул жребий и произнес имя будущего Патриарха: «Тихон». И хотелось, чтобы память об этом моменте в нашем храме тоже была как-то запечатлена.

— Одно из сокровищ храма — старинное Евангелие. Что это за книга и как она попала в храм?

— Это напрестольное Евангелие времен императрицы Елизаветы Петровны.

Протодиаконы выносят старинное Евангелие времен императрицы Елизаветы Петровны. Великая вечерня 7 января 2012 года. Фото www.patriarchia.ru

В наш храм оно было передано по завещанию покойного митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима для особо торжественных праздничных богослужений. Когда я был иподиаконом у патриарха Пимена, в храме святителя Николая в Хамовниках было большое старинное Евангелие, которое выносили в престольный праздник, когда служил Патриарх. Вспомнив об этом, решили такую традицию поддержать и установить в Храме Христа Спасителя. По благословению приснопамятного Патриарха Алексия II наше старинное Евангелие выносится только дважды в год: на великую вечерню в день праздника Рождества Христова и на Пасхальную великую вечерню. Обычно его выносят два протодиакона, потому что одному человеку поднять 30-килограммовую книгу не под силу.

Пасхальная великая вечерня. Фото www.patriarchia.ru

Святейший Патриарх читает Евангелие, стоя в Царских вратах, и это придает богослужению особенную торжественность. В остальные дни Евангелие хранится у нас в ризнице.

Патриарх читает старинное Евангелие, стоя в Царских вратах. Великая вечерня 7 января 2012 года. Фото www.patriarchia.ru

— В алтаре храма находятся шесть подлинных отреставрированных полотен художника В.П. Верещагина. Есть ли возможность хотя бы иногда выносить их, чтобы можно было посмотреть? — Вынести их из алтаря невозможно, потому что это громадные полотна 6 на 3 метров.

— А почему было решено оставить эти шедевры в алтаре, где их не видит никто, кроме священнослужителей? Ведь, к примеру, фрагменты «Тайной вечери» из разрушенного храма выставлены в Музее Храма Христа Спасителя.

— От «Тайной вечери» ничего не осталось, кроме этих фрагментов, а полотна Верещагина сохранились полностью, и после реставрации их решили поместить на прежнее места. Некоторое время назад один художник делал с них репродукции, которые можно было приобрести у нас в лавке с иконами. Сейчас мы с ним не сотрудничаем, но эти полотна можно найти в альбомах, посвященных Храму Христа Спасителя.

— Порой у нас бывают крайности: мощи воспринимаются или как магический предмет, благодаря которому совершаются чудеса, или же, напротив, видятся как нечто ничего не значащее, к чему относятся с равнодушием и невниманием. Как правильно относиться к мощам?

— Сейчас практически в каждом храме Русской Православной Церкви есть частицы мощей тех или иных святых, появилась возможность привозить мощи или частицы мощей из одних городов и стран в другие. Порой это происходит несколько бесконтрольно, поэтому Святейший Патриарх создал специальную комиссию по перевозу мощей, так что сейчас перемещение святынь регулируется священноначалием и приводится в должный порядок.

Очередь к Поясу Пресвятой Богородицы перед Храмом Христа Спасителя, ноябрь 2011 года. Фото www.patriarchia.ru

К сожалению, приходится наблюдать, что у некоторых из наших верующих людей вошло в привычку приходить в храм, искать реликвии и стремиться приложиться к как можно большему их количеству: считается, что чем больше святынь поцелуешь, тем больше благодати получишь. В этом есть опасность, потому что в этой погоне за количеством человек может попросту потерять духовное настроение, расположение и благоговение, которое должно быть при виде святыни. Помню, с каким благоговением мы приезжали в Троице-Сергиеву лавру, чтобы приложиться к мощам преподобного Сергия Радонежского. Это было целое событие! И все внимание было сконцентрировано на этой встрече с преподобным и молитву у раки с его мощами и ни на что более не рассеивалось.

К святыне нужно подходить, не думая, что, если мы приложимся к ней, она непременно произведет на нас какое-то магическое воздействие и мы станем лучше, чище, здоровее, богаче. Чтобы стать чище и лучше, нужно произвести определенную работу внутри себя и прикосновение к святыне может только помочь нам в этом духовном делании и совершенствовании, вдохновить, придать сил и радости. Разумеется, у мощей происходят чудесные явления и исцеления, но это зависит от веры и состояния человека и от того, что желает для нас Господь. Надо помнить, что, надеясь получить помощь, мы обращаемся ни в коем случае не к частице мощей, а к святому, который незримо присутствует рядом с ними и через святыню может подать нам помощь, если на то будет воля Господа.

— Отец Михаил, сейчас, в дни новогодних каникул, многие возмущены тем, что в Храме Христа Спасителя проводятся елки, корпоративы и концерты. Насчет корпоративных праздников возникают вопросы на протяжении всего года. Как возможно, чтобы такие вещи проводились в помещении храма?

— Спасибо за этот вопрос, потому что он постоянно возникает. Как бы мы ни объясняли, что бы ни говорили, почему-то сознание людей не воспринимает наши слова. Журналисты — я не знаю, почему, то ли специально, то ли по незнанию, то ли потому что им все равно, что говорить публике, — постоянно говорят о том, что в храме проводятся эти мероприятия. Один из последних примеров — прошедшая по телевидению новостная передача про благотворительный концерт Пласидо Доминго и Хосе Каррераса, который проходил в Зале Церковных соборов. Я сам видел, как корреспондент, стоя напротив Храма Христа Спасителя и показывая на него, говорил, что вот, сегодня вечером в главном кафедральном соборе страны поют мировые знаменитости. Это была ложь, потому что Каррерас и Доминго давали концерт исключительно в Зале Церковных соборов, ни о каком выступлении в храме речи не было и быть не могло.

Еще раз хочу сказать, что в самом храме, там, где совершается богослужение, никаких елок, концертов, корпоративов, автомобильных стоянок и автомобильных моек нет. В Храме Христа Спасителя совершается только богослужение. Мероприятия проводятся в Зале Церковных соборов и трапезных палатах.

— А разве эти помещения не относятся к храму?

— Зал Церковных соборов с храмом никак не соединен и не имеет к нему никакого отношения. Он был построен не на церковные, а на бюджетные деньги правительства Москвы. Им, равно как и трапезными палатами и вообще всем комплексом, распоряжается не Церковь, не те, кто служит в Храме Христа Спасителя, а Фонд Храма Христа Спасителя — организация, которая никаким образом не связана с Московской Патриархией. Наряду со множеством светских там проходят и церковные мероприятия, например, Архиерейские и Поместные соборы, Епархиальные собрания московского духовенства.

— То есть с просьбой об аренде Зала Церковных соборов и трапезных палат обращаются не к Церкви, не к Патриарху и не к Вам?

— Нет. Это все — к Фонду. И поскольку Фонд управляет этими помещениями, мы никак не можем влиять на мероприятия, которых проходят в этих залах, будь то концерт или корпоратив. С нами их никак не согласовывают.

— Если Церковь не владеет этими помещениями и, условно говоря, приходит туда, условно говоря, «в гости», значит ли это, что для церковных мероприятий — например, патриарших трапез, Архиерейского собора и так далее — эти залы также приходится арендовать?

— Если трапезы или мероприятия (например, Архиерейский собор или Епархиальное собрание) проходят в присутствии Святейшего Патриарха, Фонд не берет арендную плату. Но если мы хотим, скажем, провести детскую елку или молодежный вечер в трапезной палате или в Зале Церковных соборов, то должны заплатить за аренду.

Расширенное заседание Епархиального совета города Москвы в трапезных палатах Храма Христа Спасителя. Фото www.patriarchia.ru

— А почему в этом году Епархиальное собрание московского духовенства проходило не в Зале Церковных соборов, как в прежние годы, а в самом Храме Христа Спасителя?

Епархиальное собрание московского духовенства. 28 декабря 2012 года. Фото www.patriarchia.ru

— Обычно Епархиальное собрание проходило раньше, чем начинались елки, и Зал Церковных соборов был свободен, в нем не были установлены декорации, которые сложно поставить и демонтировать. В этом году собрание состоялось почти перед самым Новым годом, когда все елки были уже распланированы и декорации смонтированы, поэтому было решено собраться в самом храме. Многим это понравилось, потому что была более церковная обстановка. И Святейший Патриарх сказал, что в будущем году Епархиальное собрание также будет проходить в самом Храме Христа Спасителя.

https://www.taday.ru/text/1975167.html

Ссылки

  • [www.unification.net.au/articles/read/503 Будни и праздники ключаря главного храма России] // «Единение», 1 марта 2010
  • [www.e-vestnik.ru/interviews/protoierey_mihail_ryazantsev_4129/ Протоиерей Михаил Рязанцев: «Храм Христа Спасителя — памятник доблести и святости наших предков»], Церковный вестник, 12 января 2012
  • [www.interfax-religion.ru/?act=news&div=47003 Ключарь храма Христа Спасителя сетует на свою бесправность] // Интерфакс-Религия
  • [www.patriarchia.ru/db/text/2931414.html Протоиерей Михаил Рязанцев: Уровень подготовки кандидатов в священство нужно повышать]

Обычный приход необычного храма

Приблизительное время чтения: 4 мин.

«Незачем тратить такие огромные деньги на строительство нового храма, когда у нас, например, тюрем не хватает», — было время, когда можно было услышать вот такие возражения против восстановления храма Христа Спасителя. Патриарх Алексий II однажды остроумно заметил, что, если будут больше строить храмы, может быть, со временем отпадет необходимость строить тюрьмы.

А еще многие опасались, что храм будет стоять полупустой. Дескать, и в небольших московских церквях молящихся мало, а в таком огромном храме и вовсе будет безлюдно. Однако время все расставило по своим местам: сегодня поток людей в наш храм такой, что на крупные церковные праздники мы даже вынуждены печатать пригласительные билеты. И совершенно не потому, что — как утверждается в расхожем мифе — в Храм Христа Спасителя пускают только высокопоставленных персон, а для простых верующих он закрыт. Те, кто приходят сюда каждую неделю на Литургию, знают, что это не так. Просто поток верующих на праздничные патриаршие службы стал настолько велик, что для собственной безопасности людей приходится ограничивать вход. Храм, рассчитанный на несколько тысяч человек, на Пасху и Рождество не может вместить всех желающих, и людям надо дать возможность молиться, а не бороться с давкой. Поэтому мы печатаем пригласительные — и раздаем нашим прихожанам. Часть билетов поступает на московские приходы, если их настоятели об этом просят, также приглашения расходятся по различным церковным структурам и социальным учреждениям. Мы приглашаем детей из детских домов или детей-инвалидов. Они очень радуются и с удовольствием приезжают на службу, исповедуются и причащаются. Но такие особые меры, как печать пригласительных билетов, мы принимаем только дважды в году! В остальном наш храм — это обычный православный приход. У нас совершаются все церковные Таинства: венчание, крещение, исповедь и причастие. Как и в любом храме, у нас отпевают усопших, подчеркну — всех, чьи близкие этого пожелают.

Есть у нас, естественно, и своя община. Ее ядро — около 200 человек. Многие ходят в храм еще с того времени, когда он только строился. Как любой приход, мы ведем и социальную деятельность. Начинали с переписки с заключенными, посылали в колонии одежду и туалетные принадлежности, Новый Завет и простую для восприятия просветительскую литературу, передавали утварь, богослужебные книги, священнические облачения для открывавшихся там церквей. Постепенно наше служение расширилось. Мы наладили связь с одним из военно-морских госпиталей и с госпиталем им. Н. Бурденко. Опекаем несколько детских домов. В Детскую республиканскую больницу мы привозим лекарства, которые родителям больных детей пришлось бы иначе покупать за свой счет, потому что они не входят в список утвержденных Минздравом препаратов.

Поскольку храм Христа Спасителя — памятник воинам-освободителям, у нас традиционные тесные связи и с Вооруженными силами. Курсанты военно-дирижерского факультета при Московской консерватории во время присяги проходят торжественным маршем перед храмом, а на молебне поет военный хор, с которым специально перед этим занимается наш регент.

Еще у нас проходят практику московские священники, и это для нас очень большая честь. Ведь в Москве всего четыре храма, где священнослужители принимают «боевое крещение»: Богоявленский кафедральный собор, храм Большого Вознесения у Никитских ворот, церковь Мартина Исповедника, и наш храм.

Храм Христа Спасителя — место особое. Ведь практически каждый в нашей стране о нем что-то слышал. К нему приковано внимание не только Москвы и всей России, но и всех Поместных Православных Церквей. Все прекрасно понимают, какое он имеет значение для Русской Православной Церкви. На всех, кто служит здесь, это накладывает особую ответственность и постоянно держит в тонусе.

И когда люди решают пойти и своими глазами посмотреть на храм, который они видели по телевизору, мы стараемся абсолютно всех приходящих встретить достойно, чтобы никто не ушел разочарованным. У нас, например, каждый день дежурит священнослужитель, который должен отвечать на вопросы посетителей.

Ключарем Храма Христа Спасителя я стал в 1994 году. У меня к тому времени уже был опыт сослужения архиереям: я в юности одиннадцать лет был иподиаконом у патриарха Пимена, потом был священником в Новодевичьем монастыре, где регулярно служит митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. И я с самого начала стремился воплотить в наши богослужения все лучшие примеры, которые раньше были у меня пред глазами. Мои прямые обязанности — подготовка храма и обеспечение Патриарших богослужений.

Мы стараемся сделать наши службы красивыми и запоминающимися. Например, у нас поет большой замечательный хор. Одно его звучание уже само по себе сильно воздействует на человеческую душу. Я много раз наблюдал такую картину: человек, оказавшись у нас в храме впервые, удивляется его масштабу и красоте, а потом подходит и спрашивает: «Как же такую красоту можно было разрушить?»

Отрывок, характеризующий Рязанцев, Михаил Иванович (протоиерей)

Пришло утро с его заботами и суетой. Все встали, задвигались, заговорили, опять пришли модистки, опять вышла Марья Дмитриевна и позвали к чаю. Наташа широко раскрытыми глазами, как будто она хотела перехватить всякий устремленный на нее взгляд, беспокойно оглядывалась на всех и старалась казаться такою же, какою она была всегда. После завтрака Марья Дмитриевна (это было лучшее время ее), сев на свое кресло, подозвала к себе Наташу и старого графа. – Ну с, друзья мои, теперь я всё дело обдумала и вот вам мой совет, – начала она. – Вчера, как вы знаете, была я у князя Николая; ну с и поговорила с ним…. Он кричать вздумал. Да меня не перекричишь! Я всё ему выпела! – Да что же он? – спросил граф. – Он то что? сумасброд… слышать не хочет; ну, да что говорить, и так мы бедную девочку измучили, – сказала Марья Дмитриевна. – А совет мой вам, чтобы дела покончить и ехать домой, в Отрадное… и там ждать… – Ах, нет! – вскрикнула Наташа. – Нет, ехать, – сказала Марья Дмитриевна. – И там ждать. – Если жених теперь сюда приедет – без ссоры не обойдется, а он тут один на один с стариком всё переговорит и потом к вам приедет. Илья Андреич одобрил это предложение, тотчас поняв всю разумность его. Ежели старик смягчится, то тем лучше будет приехать к нему в Москву или Лысые Горы, уже после; если нет, то венчаться против его воли можно будет только в Отрадном. – И истинная правда, – сказал он. – Я и жалею, что к нему ездил и ее возил, – сказал старый граф. – Нет, чего ж жалеть? Бывши здесь, нельзя было не сделать почтения. Ну, а не хочет, его дело, – сказала Марья Дмитриевна, что то отыскивая в ридикюле. – Да и приданое готово, чего вам еще ждать; а что не готово, я вам перешлю. Хоть и жалко мне вас, а лучше с Богом поезжайте. – Найдя в ридикюле то, что она искала, она передала Наташе. Это было письмо от княжны Марьи. – Тебе пишет. Как мучается, бедняжка! Она боится, чтобы ты не подумала, что она тебя не любит. – Да она и не любит меня, – сказала Наташа. – Вздор, не говори, – крикнула Марья Дмитриевна. – Никому не поверю; я знаю, что не любит, – смело сказала Наташа, взяв письмо, и в лице ее выразилась сухая и злобная решительность, заставившая Марью Дмитриевну пристальнее посмотреть на нее и нахмуриться. – Ты, матушка, так не отвечай, – сказала она. – Что я говорю, то правда. Напиши ответ. Наташа не отвечала и пошла в свою комнату читать письмо княжны Марьи. Княжна Марья писала, что она была в отчаянии от происшедшего между ними недоразумения. Какие бы ни были чувства ее отца, писала княжна Марья, она просила Наташу верить, что она не могла не любить ее как ту, которую выбрал ее брат, для счастия которого она всем готова была пожертвовать. «Впрочем, писала она, не думайте, чтобы отец мой был дурно расположен к вам. Он больной и старый человек, которого надо извинять; но он добр, великодушен и будет любить ту, которая сделает счастье его сына». Княжна Марья просила далее, чтобы Наташа назначила время, когда она может опять увидеться с ней. Прочтя письмо, Наташа села к письменному столу, чтобы написать ответ: «Chere princesse», [Дорогая княжна,] быстро, механически написала она и остановилась. «Что ж дальше могла написать она после всего того, что было вчера? Да, да, всё это было, и теперь уж всё другое», думала она, сидя над начатым письмом. «Надо отказать ему? Неужели надо? Это ужасно!»… И чтоб не думать этих страшных мыслей, она пошла к Соне и с ней вместе стала разбирать узоры. После обеда Наташа ушла в свою комнату, и опять взяла письмо княжны Марьи. – «Неужели всё уже кончено? подумала она. Неужели так скоро всё это случилось и уничтожило всё прежнее»! Она во всей прежней силе вспоминала свою любовь к князю Андрею и вместе с тем чувствовала, что любила Курагина. Она живо представляла себя женою князя Андрея, представляла себе столько раз повторенную ее воображением картину счастия с ним и вместе с тем, разгораясь от волнения, представляла себе все подробности своего вчерашнего свидания с Анатолем.

№37 (886) / 4 октября ‘16

Беседы с батюшкой

В этой теме:

Беседы с батюшкой

Священник Василий Секачев: О святителе Димитрии Ростовском (память – 4 октября)

Беседы с батюшкой

Иеромонах Иероним (Миронов): О святом апостоле Иоанне Богослове (память – 9 октября)

Прежде чем мы поговорим о святынях, хотелось бы услышать историю (может быть, кратко) этого великого Храма – главного храма нашей страны.

– Наверное, многие знают о том, что Храм Христа Спасителя был задуман императором Александром I как памятник в благодарность за избавление нашего Отечества от нашествия наполеоновских войск. Не случайно, когда Храм Христа Спасителя уже был построен, он был освящен в честь Рождества Христова. А именно в день Рождества Христова, 25 декабря по старому стилю, последний наполеоновский солдат покинул пределы России, то есть Россия была освобождена от неприятеля. В честь этого замечательного события – избавления России от неприятеля, в честь великого праздника Рождества Христова и был освящен этот храм в 1883 г.

Но, к сожалению, история его была недолгой. В 1931 году он, как известно, был взорван. Взорван не сразу, потребовалось очень много взрывчатки, было несколько попыток его взорвать. Но все-таки он был уничтожен, и на этом месте предполагалось построить грандиозный Дворец Советов – новый храм новой религии, который должен был быть в четыре раза больше Храма Христа Спасителя. Храм Христа Спасителя имеет высоту 104 метра – это было самое высокое сооружение в Москве. Вообще существовал такой порядок, что в Москве здания не должны были быть выше колокольни Ивана Великого. Это было единственное отступление – когда Храм Христа Спасителя соорудили выше, чем колокольню Ивана Великого.

А Дворец Советов должен был быть в четыре раза выше – 400 метров, и на вершине этого дворца предполагалось поставить стометровую фигуру Ленина, одна рука которого должна была быть длиной десять метров. Даже для того, чтобы создать узел прикрепления руки к туловищу, был создан отдельный проектный институт, который так и назывался – Институт руки. Но, как мы знаем, эта мечта советского правительства не осуществилась: помешала Великая Отечественная война.

После окончания войны к этой идее уже не стали возвращаться, потому что надо было восстанавливать разрушенное хозяйство. До начала шестидесятых годов на этом месте в самом центре Москвы находился котлован. В это время готовились к приезду американского президента Эйзенхауэра, Москву приводили в порядок, и Хрущеву предложили сделать на этом месте плавательный бассейн. Многие, наверное, его помнят, а многие и купались; люди приходят и приносят покаяние, говоря, что они купались на этом месте и даже не знали, что раньше здесь стоял храм.

Бассейн тоже просуществовал недолго – до начала девяностых годов, когда он пришел в полную негодность. В то время возникли дебаты, что делать на этом месте – то ли восстанавливать храм, то ли делать какие-то другие сооружения… Но к тому времени общественное мнение поднялось в защиту того, чтобы восстановить этот храм. В 1994 году президентом Ельциным был подписан указ об особом отношении к памятникам культуры и истории, где первым пунктом говорилось о воссоздании Храма Христа Спасителя. С 1995 по 2000 год на строительной площадке происходило воссоздание Храма Христа Спасителя. В 2000 году он был освящен и стал кафедральным собором Патриарха Московского и всея Руси. С этого момента идет история его современной жизни.

Какие святыни того храма, который был до взрыва, сохранились сейчас, где они нашли себе место, вернулись ли они на свое прежнее место?

– Действительно, когда возникла мысль и начались работы по воссозданию Храма Христа Спасителя, хотелось не только воссоздать стены, скульптуру, но и вернуть на это место святыни, бывшие в этом храме. Было принято решение начать розыск по музеям, архивам, чтобы найти святыни из Храма Христа Спасителя. Оказалось, их не так много, потому что, очевидно, была такая ненависть к храму, что хотели просто стереть с лица земли не только сам храм, но и всякое воспоминание о нем. Было уничтожено практически все. К счастью (я тоже думаю, что Господь каким-то чудесным образом ее сохранил), сохранилась храмовая икона художника Сорокина, написанная на цинковой плите, – «Нерукотворный образ Спасителя», который находился в киоте правого клироса храма. Перед этой иконой служились молебны, люди молились.

Интересна история, как сохранилась икона. Когда началось воссоздание храма, на Волхонке (может быть, кто-то из москвичей помнит) был сделан небольшой музей из строительных вагончиков с видом на строительную площадку, чтобы интересующиеся люди могли прийти и посмотреть, как происходит строительство. И вот как только оно началось, некая женщина принесла сверток, в котором как раз и находилась эта храмовая икона Нерукотворного образа. Женщина рассказала историю. Она оказалась родственницей митрополита Александра Введенского, который был последним настоятелем этого храма (храм перед его разрушением был у обновленцев).

И вот когда уже было принято решение о разрушении, как рассказывала эта женщина, Луначарский пригласил к себе Александра Введенского и предложил, если тот хочет, взять что-то на память о храме. И он взял эту икону. Но поскольку, я уже сказал, люди боялись хранить эти святыни, потому что Храм Христа Спасителя действительно пытались уничтожить до основания, эту икону они запаковали и положили в какой-то далекий угол и со временем о ней забыли. И так произошло, что как только началось воссоздание храма, совершенно независимо от этого потомки Александра Введенского решили навести порядок в каком-то своем чулане – и наткнулись на икону. Естественно, это произвело огромное впечатление на них, и они принесли ее сюда. Сначала икона находилась в музее, а потом, естественно, когда храм был воссоздан, заняла место. К сожалению, не свое, потому что наши проектировщики немного промахнулись с размерами киота. Размеры оказались меньше. Но нашли другое решение: эта икона находится в нашем нижнем Преображенском храме, специально для нее сделали киот. Там у нас как раз совершаются ежедневные богослужения, и, как и раньше, перед этим образом совершаются молебные пения, люди молятся и почитают этот образ.

Кроме того, сохранились (я считаю, тоже чудесным образом) шесть полотен художника Верещагина. Они сохранились в Ленинграде, теперешнем Петербурге, в Музее истории религии. Они были свернуты в рулоны, лежали где-то в запасниках, про них тоже как-то забыли. И вот когда стали искать подлинные вещи из храма, обнаружили эти полотна. Понадобилась небольшая реставрация, и когда храм уже был построен, они снова встали на те места, где и находились до его разрушения.

К сожалению, больше пока никаких святынь, никаких элементов интерьера храма не сохранилось, кроме (наверное, многие знают) барельефов, которые сейчас находятся в Донском монастыре.

Тем не менее, в храме очень много святынь. Одна из них – это мощи святителя Филарета Московского. Он занимает там законное место, ведь он участвовал в организации начала стройки этого храма. Какую святыню Вы бы назвали главной в вашем храме?

– Это, несомненно, частицы ризы Господней.

Расскажите, пожалуйста, как она у вас появилась.

– Когда освящали Храм Христа Спасителя, покойный Святейший Патриарх Алексий II обратился в музей Московского Кремля, для того чтобы на это время, хотя бы на один день, на время освящения, выдали ковчег с ризой Господней, которая является величайшей святыней всего христианского мира и величайшей святыней нашего города, нашей Церкви. Разрешение было дано, и когда освящали храм и обходили вокруг него с крестным ходом, со святыми мощами, то частицу ризы Господней тоже обносили вокруг. Была мысль, желание оставить ее насовсем.

Были долгие переговоры, потому что известно, что музейщики очень неохотно расстаются со своими экспонатами. Для них это был просто экспонат, для нас – величайшая святыня. И вот в конце концов в свой первый президентский срок Президент Владимир Владимирович Путин, когда закончился Архиерейский собор в Кремле, передал ковчег с частицей ризы Господней Святейшему Патриарху Алексию в присутствии всего сонма архиереев нашей Церкви. С этого момента эта святыня стала находиться в Храме Христа Спасителя. Правда, исторический ковчег, сделанный при святителе Филарете, митрополите Московском, музей просил вернуть, поэтому для храма была сделана копия ковчега. Нам, собственно говоря, не важно, в чем находится наша святыня, хотя копия была сделана в точности такой, как и подлинный ковчег. И вот с этого момента святыня стала находиться в храме.

Другая святыня не меньшего значения – частица ризы Пресвятой Богородицы, которая также пришла к нам из кремлевских музеев. Было целое действо, в срок президентства теперешнего премьер-министра Медведева были переданы несколько святынь из тех же кремлевских музеев из патриаршей ризницы. Это частица ризы Пресвятой Богородицы, мощи Марии Египетской, частицы мощей князя Владимира, которые путешествовали от Владивостока до наших западных пределов в год тысячелетия князя Владимира. Также есть частицы мощей апостола Андрея Первозванного. Все это можно узнать, зайдя на наш сайт. Там есть и описание, и фотографии, и место, где собраны все эти святыни. Те, кто знает, особенно в субботу и воскресенье после Литургии выстраиваются в очередь, прикладываются к этим святыням.

Продолжим разговор о святынях. В храме есть две Смоленские иконы Божией Матери. Расскажите, пожалуйста, о них.

– Одна икона находится в нижнем храме. Это большая икона XVI века, тоже пришла к нам. Глядя на историю нашего храма, я убеждаюсь, что все происходит не случайно, а Господь действительно как-то приводит эти святыни. Большая икона имела трагическую судьбу. Ее хотели вывезти за границу. Она большая, вывозить ее было сложно, и ее распилили на четыре части. Но что-то не заладилось, и она лежала распиленная, ее долго не могли вывезти, до тех пор пока один из реставраторов не выкупил ее. Он отреставрировал ее, привел в полный порядок, и поскольку такую большую икону поместить куда-то трудно, в домашних условиях она не могла храниться, не во всякий храм ее можно было передать из-за ее размеров, он предложил поставить ее у нас в храме. Как раз к тому времени был освящен нижний храм Преображения Господня, мы выбрали место, специально сделали для этой иконы киот, и она теперь находится в Преображенском храме. Можно прийти, увидеть ее, помолиться и приложиться, прикоснуться к этой святыне.

А другая икона – Смоленская Устюженская – была вывезена за границу, появилась где-то на аукционе. Сначала она была украдена из города Устюжны, находилась в бывшем соборе (теперь это музей), из музея ее выкрали, переправили за границу. Она меньшего размера. И вот какие-то благодетели, состоятельные люди, выкупили ее. Президент Владимир Владимирович Путин в свое первое президентство передал эту икону Святейшему Патриарху Алексию, который благословил разместить ее в Храме Христа Спасителя с одним условием. Когда обнаружилось, что икона вернулась в Россию, в Москву, то стали обращаться с просьбой вернуть ее опять в Устюжну. Но Святейший Патриарх сказал: мы не будем ее удерживать, вернем с условием, когда музей снова станет собором, когда храм передадут Церкви, когда приготовят это место. Так же, как это произошло с Тихвинской иконой Божией Матери. Только после того, как монастырь передали Церкви, сделали место, где она находилась, Тихвинская икона Божией Матери вернулась на свое место. Предположили, что так же будет со Смоленской Устюженской иконой, но, к сожалению, этот храм до сих пор остается музеем, а икона находится в нашем Храме Христа Спасителя.

Есть еще икона одного из новомучеников – Александра Хотовицкого. Это один из ключарей Храма Христа Спасителя. Расскажите, пожалуйста, о ней и об этом святом.

– Это был последний перед захватом Храма Христа Спасителя обновленцами. Он был ключарем храма в послереволюционное время. Конечно, на его долю выпало очень много испытаний. Когда он отвечал за состояние ризницы, сохранность храмовых святынь, когда было отказано в государственном финансировании, храмоподдержании, поддержании жизнедеятельности храма, он организовал братство Храма Христа Спасителя, члены которого какими-то своими средствами помогали выживать в тех сложных условиях. Но когда храм был захвачен обновленцами, новомученика Александра перевели в другой московский храм – Ризоположения. Там его возвели в сан протопресвитера.

Он служил там до своей трагической кончины. Александр Хотовицкий был расстрелян в 1931 году, уже после разрушения Храма Христа Спасителя. Место его упокоения неизвестно, но исторические сведения говорят о том, что он был расстрелян вместе с другими верующими православными людьми и похоронен в братской могиле недалеко от Ризоположенского храма – там, где сейчас крематорий. Он был причислен к лику святых, и теперь у нас два особо почитаемых святителя, можно сказать, мучеников нового времени – святитель Тихон, Патриарх Московский (имя которого как раз впервые прозвучало в Храме Христа Спасителя, когда старец Зосимовой пустыни Алексий вынул бумажку с именем Тихон, и таким образом жребием Святейший Патриарх Тихон стал предстоятелем нашей Церкви; думаю, он тоже мученически закончил свой земной подвиг, земной путь), и протопресвитер Александр Хотовицкий, который был расстрелян и причислен к лику святых.

Еще есть святыня, которая вызывает нескрываемое удивление. Это напрестольное Евангелие. Как я понимаю, его можно увидеть несколько раз в год, его выносят два протодиакона.

– Да, на Рождество и на Пасху. Оно весит около тридцати килограммов. Действительно, это уникальное Евангелие времени императрицы Елизаветы Петровны. Это Евангелие пришло к нам после кончины митрополита Питирима. Оно принадлежало ему, он отдал его на реставрацию. После кончины, когда отреставрировали это Евангелие и думали, куда его передать (в музей или нет), поскольку храм большой и Евангелие большое, нашли место здесь. Святейший Патриарх Алексий благословил, чтобы оно было у нас. Конечно, для каких-то праздничных служб невозможно его часто употреблять, потому что оно действительно очень тяжелое, но на пасхальной и рождественской вечернях его выносят, Святейший Патриарх читает его в царских вратах.

Спаси Господи, батюшка, за эту беседу. Пожалуйста, скажите напутствие нашим телезрителям.

– Я уже сказал о том, что верующие люди, хотя и читают Евангелие, но как-то не применяют его к себе. Так вот, мне бы хотелось, чтобы Евангелие было все-таки настольной книгой для верующего человека, чтобы каждый раз, обращаясь к страницам этой священной книги – не только Евангелия, но и апостольских посланий, мы находили для себя ответы на все вопросы – прежде всего духовной жизни, которые как раз там и содержатся. Чтобы мы не думали, что это написано для тех людей, а применяли для своей жизни то, что будем там читать. Помощи Божией хотелось бы пожелать каждому из вас в этом духовном делании.

Записала: Маргарита Попова

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

В других номерах:

№02 (947) / 6 января ‘18

Беседы с батюшкой

В этой теме:

Беседы с батюшкой

Священник Димитрий Ваулин: Брак – это некое чудо, некий дар, к которому можно приобщиться

Беседы с батюшкой

Протоиерей Артемий Владимиров: Предоставить Богу собственное сердце в вифлеемский вертеп

Батюшка, благословите наших телезрителей.

– Дорогие телезрители, прежде всего, хочу поздравить всех вас и нас с Новым годом и праздником Рождества Христова. Трудно сказать, как сложится для каждого из нас год наступивший, но я надеюсь, что Господь не оставит нас Своей милостью.

Спасибо Вам, что Вы пришли к нам вновь. В прошлом году мы с Вами говорили о святынях Храма Христа Спасителя. Есть некоторые вопросы, которые тогда мы не успели осветить, и уже сегодня, я думаю, закончим то, что не успели тогда; вопрос касается охраны и безопасности храма. Турист или простой верующий, заходя в Храм Христа Спасителя, проходит через металлоискатель. Это немного непривычно простому верующему, и вопрос касается именно системы охраны. Почему именно такие меры безопасности Вы принимаете в храме?

– К сожалению, это веяние последнего времени. Раньше, когда приходилось бывать за границей, мы видели такие же меры безопасности, входя в известные храмы в Риме или Венеции. У нас еще этого не было, но, как показывает практика, храм (тем более – наш храм) посещают люди не только с благими намерениями, а желая совершить какую-то провокацию. И чтобы не допустить серьезных, трагических последствий этих посещений, было принято решение все-таки поставить металлоискатели на входе. Это сейчас не только в храмах, но и практически во всех учреждениях культуры или магазинах.

Но действительно, человек, идущий в храм помолиться, встречаясь с такими мерами безопасности, смущается. Некоторые относятся к такому совершенно спокойно. В частности, наши прихожане понимают, какова цена противоправных действий, если они произойдут, и поэтому совершенно спокойно проходят через металлоискатели, встречаются с представителями охраны. Потом они уже могут чувствовать себя в безопасности, надеясь, что эти меры помогают тому, чтобы люди могли, придя в храм и пройдя через эти «кордоны», уже думать только о том, куда и для чего они пришли, спокойно молиться, зная, что ничто не может помешать совершающемуся в храме богослужению.

Мы говорим: кафедральный соборный Храм Христа Спасителя. А могли бы Вы разъяснить, что это значит, какой статус у этого храма в нашей Церкви?

– Он считается главным храмом нашей Русской Православной Церкви. Храм Христа Спасителя – кафедральный собор, то есть здесь находится кафедра Патриарха Московского и всея Руси. И, как известно, Святейший Патриарх Кирилл совершает в нем праздничные богослужения. Пасхальные службы совершает Патриарх, и в какие-то общецерковные праздники Святейший Патриарх совершает свое служение. Вот сейчас мы готовимся к Рождественскому богослужению – это престольный праздник нашего храма.

Почему называется «соборный»? Потому что здесь служит не один священник, а собор священнослужителей (нас несколько). Вот как расшифровывается это название «кафедральный соборный Храм Христа Спасителя»: храм кафедры Патриарха Московского и всея Руси.

То есть настоятель этого храма…

–…сам Святейший Патриарх Кирилл.

А Ваша должность – ключарь?

– Моя должность – ключарь. Эта должность существует в кафедральных соборах, где настоятель либо Святейший Патриарх, как в нашем храме, либо Правящий архиерей епархии. И настоятель этого храма дает свои полномочия по управлению кафедральным собором старшему священнику, который несет ответственность за то, что происходит в соборе, – за порядок богослужения, благолепие и благочиние в этом храме. Так что фактически настоятельские функции передаются старшему священнику храма, а должность его называется «ключарь».

Часто мы видим по телевизору (не только на православном телевидении, но и светском), что здесь проходят мероприятия высокого уровня (и Соборы, и какие-то светские) в Зале Церковных Соборов, главные службы. А есть ли у этого храма приходская жизнь? Есть ли воскресная школа, какие-то собрания, постоянные прихожане или какой-то другой вид приходской жизни?

– Несмотря на высокий статус, храм несет все функции приходского храма нашей Русской Православной Церкви, как и любой городской или сельский храм. Действительно, есть какая-то небольшая община (небольшая потому, что храм находится в самом центре Москвы, здесь мало жилых домов, и практически все прихожане приезжают в наш храм из других уголков нашего города), есть воскресная школа, детей в нее тоже привозят из разных районов города, совершаются все таинства, все требы, как и в любом православном храме.

Кстати, очень хороший вопрос, ведь многие до сих пор не знают, что храм живет нормальной церковной жизнью. И для многих бывает большим откровением, когда узнают об этом, думая, что данный храм существует только для каких-то высокопоставленных лиц, что Патриарх там бывает только в присутствии Президента или премьер-министра, как показывают на Рождество или Пасху, а в остальное время он является музеем. Ничего подобного. Службы у нас совершаются ежедневно – будничные богослужения совершаются в нижнем Преображенском храме, а в праздники и воскресные дни мы служим в самом Храме Христа Спасителя. И любой желающий и интересующийся историей храма, историей Отечественной войны 1812 года (храм является еще и памятником тем событиям) может совершенно спокойно прийти, пройдя через средства обеспечения безопасности, помолиться или познакомиться с событиями Отечественной войны 1812 года, которые отображены на памятных мраморных досках.

Еще один несколько провокационный вопрос. В сети интернет можно увидеть фотографии храма, где изображены шестиконечные звезды, на полу кресты, и многие люди с недовольством высказываются, что в храме много иудейских символов, масонских и т.д. Есть даже мнение, что на дверях тоже какие-то непонятные символы, словно заходишь не в православный храм, а в синагогу. Как Вы можете это прокомментировать?

– Очень хороший вопрос, с которым мы сталкиваемся практически ежедневно. Люди, приходящие в храм, каждый день задают такие вопросы: «Что это за шестиконечные звезды? Это масонский храм?» Был даже такой курьезный случай, когда дежурил наш отец Александр Агейкин (он был еще протодиакон): приходит какой-то мужчина и задает этот вопрос. А тот, чтобы подвести его к осознанию этой символики, спрашивает: – А шестиконечная звезда как именуется? – Звезда Давида. – А кто такой Давид? Вы знаете? – спрашивает отец Александр. – Ну, Давид был царь. – А еще?

Мужчина уже как-то начал смущаться от этого вопроса. Отец Александр ему подсказывает: – А еще он пророк. Вы читаете Псалтирь? – Да, читаю. – Так вот, Псалтирь как раз написал царь и пророк Давид.

И реакция была потрясающей. Когда этот человек услышал, что Псалтирь написана пророком Давидом, он опешил и говорит: – Так что же, мне теперь Псалтирь не читать?

То есть до такого доходят люди, которым шестиконечные звезды перебивают смысл нашей христианской символики. Давайте поговорим об этом. Я тоже долго думал, почему так многих этих символов.

А до разрушения тоже были эти символы?

– Да, храм ведь полностью восстановлен таким, каким он был до разрушения. И в оформлении храма очень деятельное участие принимал святитель Филарет, митрополит Московский. А он ведь был очень глубоким богословом и глубоким православным мыслителем, для него эта символика означала много. Но вот сейчас, в преддверии праздника Рождества Христова, мы слышим, как поются ирмосы Рождественского канона. В одном ирмосе этого канона говорится: «Жезл из корене Иессеова, и цвет от него, Христе, от Девы прозябл еси…». Почему? Кто такой Иессей и почему это соединяется с Девой Богородицей? Если мы хорошо знаем историю Ветхого Завета, то должны знать, что Иессей был отцом царя Давида. А Матерь Божия была из рода царя Давида. Так вот, Храм Христа Спасителя посвящен Рождеству Христову, прославляется Дева, Матерь Божия, и, естественно, что этот символ царского дома, символ царя Давида присутствует в храме, посвященном Рождеству Христову. Это настолько глубокая мысль, что о каком масонстве может идти речь? Получается, царь Давид был масоном?

Так что здесь никакие масоны ни при чем, а вот паникадила, которые сделаны в форме этой звезды, орнаменты, что присутствуют в Храме Христа Спасителя в виде звезд царя Давида, указывают на царское происхождение Матери Божией. Вот и все.

Не надо выдумывать никакие символы ни масонства, ни синагоги и уходить куда-то далеко от самых простых объяснений, которые мы слышим в церковных песнопениях и церковных гимнах. Просто нужно чаще заглядывать на страницы служб праздничных богослужений, где очень хорошо все это объясняется.

Некоторые символы из Ветхого Завета в наше время приобрели некие другие значения.

– Действительно, если какие-то человеческие общества, в частности, масонские, употребляют какие-либо ветхозаветные или христианские символы, то это совершенно не значит, что символы теряют свое христианское или Божественное значение. Это все равно что считать: если на фашистских танках были изображены кресты, значит, христиане все – агрессоры и убийцы. Размышляя так, можно дойти до совершенно диких объяснений. Поэтому, приходя в Храм Христа Спасителя и видя эти символы, не смущайтесь, что орнаменты в виде шестиконечных звезд, думайте о тех корнях человеческой природы, которые заключены в нашем Спасителе. Пусть эти орнаменты не загораживают того главного, ради чего и построен этот храм и ради чего в храм приходят люди – чтобы помолиться Христу Родившемуся, Христу Воскресшему и спасшему нас от вечной смерти почему этот храм и называется Храмом Христа Спасителя.

Спасибо Вам за ответ. Часто приходилось встречать в литературе о громогласных протодиаконах Храма Христа Спасителя. Отец Константин Розов, «великий архидиакон», служил в этом храме. Храм, как мы знаем, был разрушен. В наше время продолжаются ли традиции, бывшие еще до революции? Вы как-то работаете над их возобновлением, поддержанием? И какие это были традиции?

– Да, мы стараемся возрождать те традиции. Не только храм возродили в том виде, какой он был, – но ведь душой храма является богослужение, все то, что происходит внутри него. В частности, мы ежегодно совершаем молебен, который был составлен святителем Филаретом, митрополитом Московским, в благодарность Богу за избавление нашего Отечества от галлов и двадесяти (не «двунадесяти», как обычно говорят) народов (то есть не 12-ти, а 20-ти), с которыми Наполеон пришел на нашу землю. Ведь Храм Христа Спасителя освящен в честь Рождества Христова, потому что последний наполеоновский солдат покинул пределы нашего Отечества именно в этот праздник.

Святитель Филарет составил благодарственный молебен, его до революции служили всегда в праздник Рождества Христова, 25 декабря. Но поскольку сейчас уже новая традиция родилась, и в праздник Рождества Христова мы совершаем торжественную вечерню, как это бывает на Пасху, и поздравления Святейшего Патриарха происходят в этот день, то еще, по благословению покойного Патриарха АлексияII, мы этот молебен совершаем 25 декабря, но по новому стилю. Это и день рождения императора Александра I, его мы поминаем за Литургией, – не только его, но и военачальников, участвовавших в Отечественной войне 1812 года, молимся об упокоении погибших воинов. И ежегодно, на протяжении уже более 10-ти лет, мы этот молебен совершаем.

Кроме того, сейчас очень неплохой хор собрался в храме, и мы стараемся возрождать певческие традиции, что существовали в Храме Христа Спасителя до его разрушения. В отношении громогласных протодиаконов… К сожалению, сейчас очень редко можно встретить протодиаконов с голосом «великого архидиакона» Константина Розова. Но у нас есть протодиакон Константин, который служит со Святейшим Патриархом Кириллом. Он еще молодой, у него все впереди, и он обладает мощным, громким и бархатным басом, каким всегда славились наши протодиаконы. Так что есть такие традиции, о которых мы знаем и которые стараемся возрождать и поддерживать.

К слову, празднование у нас получается наоборот: Нового года и Рождества, хотя до революции было иначе. Как Вы считаете, разные календари – это проблема на или уже сложившиеся в стране традиции?

– Для меня лично это никогда не было проблемой несовместимости Нового года и Рождественского поста. Обычно мы провожали старый год, совершая вечером новогодний молебен. Первого числа я всегда имею обыкновение служить Литургию, поэтому никаких особых приготовлений к новогоднему столу, таких, как салат оливье, колбаса… Все, что обычно присутствует у наших людей на новогоднем столе, для нас не было непременным атрибутом.

А главным праздником всегда у нас был праздник Рождества Христова, когда можно после ночного богослужения прийти домой разговеться и почувствовать праздник даже и в этом – не только духовно, но и телесно, когда после долгого промежутка времени можно уже вкушать скоромную пищу. Поэтому нет никакой проблемы. Это уже, видимо, сейчас, когда в церковь пришли новые люди, которые привыкли отмечать Новый год так, как всегда отмечали, – для них, может быть, это проблема. Тем более, что Новый год – это ведь достаточно относительная дата. В истории нашего Отечества было несколько дат, когда мы встречали Новый год: это был и сентябрь, и март. По указу Петра I мы стали отмечать его 1 января, а теперь он у нас по старому стилю перешел на 14 января. Так что это достаточно условные даты.

Я считаю, при всем веселье и изобилии на столах, человеку верующему воздержание как раз и полезно испытать, зная, что впереди великий праздник, который действительно для нас является праздником, имеющим под собой все основания.

В чем смысл Рождества Христова и что бы Вы сказали людям, которые предпочитают Рождество без Христа?

– Тем, кто предпочитает Рождество без Христа, я бы ничего не сказал, ведь смысл этого праздника как раз и заключается в Рождении, Воплощении Сына Божия. Кстати, сейчас времена меняются, и если раньше о нем вообще молчали, то сейчас все-таки как-то неудобно не упоминать о Рождестве Христовом. Сейчас в поздравлениях можно слышать: «Поздравляем с Новым годом и Рождеством»… Но ничего не произносится дальше.

Это как будто с Запада пришло…

– Да, ну Рождество и Рождество. Что такое Рождество? Это подарки, ходит Санта-Клаус и раздает их. Уже в этом чувствуется какое-то лукавство и недоговоренность. И получается Рождество без Христа. А если без Христа, то какое может быть Рождество? Чье Рождество? Поэтому что скажешь этим людям? К сожалению, сейчас все чаще и чаще можно слышать, что неудобно не поминать Рождество, но лучше не говорить о Христе, об этом событии. Ну так это что-то такое… Я всегда поправляю людей, которые поздравляют с Рождеством. Говорю: с Рождеством Христовым. И тогда это действительно имеет смысл, иначе все до этого сказанное не имеет смысла – вот эта сорокадневная подготовка, очищение души. Если Христа нет, то ради чего все это делается? Ведь именно Христос Спаситель Родился, воплотился. И я рекомендую познакомиться с богослужебными текстами праздника Рождества Христова и предпразднства Рождества Христова, в которых очень хорошо разъясняется смысл этого явления и смысл праздника.

Престольный праздник Храма Христа Спасителя… Как Вы к нему готовитесь, как проводите? Есть ли какие-то особенности?

– Особенностей, наверное, нет, ведь он престольный, престол освящен в честь праздника Рождества Христова. Но, как и в любом православном храме, идет подготовка. Прежде всего, конечно, мы сами и наши прихожане готовимся духовно, внутренне через пост, воздержание, а храм украшаем елочками. Это тоже традиция. Но хочу сказать, бывают какие-то недовольства, что, дескать, природу губим, рубим деревья. Мы всегда елки берем в лесничестве, всегда заранее с лесниками договариваемся, и они нам дают те деревья, которые уже подлежат вырубке – никакого варварства здесь нет, все совершенно официально.

А теперь столкнулись с трудностью: ужесточили меры борьбы за экологию и категорически запретили делать вырубки даже тех деревьев, которые нужно вырубить (больные, некондиционные деревья). Поэтому я не знаю, как мы выйдем из этой ситуации, но я сказал, что лучше мы останемся без украшения храма, чем пойдем на окольные пути, чтобы неправомерными методами приобрести деревья. И, конечно, украшается центральная праздничная икона.

Наш храм еще имеет ту особенность, что на Рождество, в наш престольный праздник, его посещают первые лица нашего государства. Конечно, перед ночным богослужением проводятся особые меры по безопасности. После всенощного бдения, которое начинается в 5 часов вечера, мы закрываем храм, проводятся необходимые меры, и уже открываем храм для доступа людей на ночное богослужение. Центральную часть мы отдаем для гостей Святейшего Патриарха, для почетных людей, но доступ в Рождественские праздники в остальные зоны храма совершенно свободный. Поэтому те, кто хочет прийти помолиться на ночной службе со Святейшим Патриархом, могут это сделать свободно, без каких-то приглашений. Но приходится учитывать, что таких желающих может быть больше, чем может вместить сам храм. Тогда мы, конечно, прекращаем доступ. Это нужно понимать, чтобы было без обид: хотя храм и имеет большие площади, но, к сожалению, не может вместить всех желающих.

Кстати, сколько верующих может вместить храм?

– Вообще, если считать площади галереи, то до 10 000, а практически на праздничные богослужения в храме собирается до 5 000.

Я бы хотел попросить Вас поздравить наших телезрителей с наступающим праздником Рождества Христова.

– Я поздравляю всех зрителей с великим праздником Рождества Христова. Пусть Богомладенец Христос, Пришедший в мир две с небольшим тысячи лет назад, всегда живет в вашем сознании и вашем сердце, в вашей душе – все дела, мысли, начинания вы всегда согласовывали бы с Родившимся Христом. Помощи Божией, благословения Божия желаю каждому из вас в наступившем новом году и в светлые великие праздники Рождества Христова.

Записала Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

В других номерах:

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: