Храм Христа Спасителя – история, особенности строения и внутреннего оформления

История храма Христа Спасителя неразрывно связана с историей страны. Победив французов в войне 1812 года, Россия понесла тяжелые потери. На месте захоронения большого количества защитников столицы, решили поставить памятник, и возвести кафедральный собор. Храм Христа Спасителя в Москве строился, разрушался и вновь возводился. Он поднимался как Феникс вместе с возрождением в стране веры, христианства.

В настоящее время по зданию проводятся экскурсии. На смотровой площадке имеются подзорные трубы и видна вся Москва, до окраин. Во время пасхальных и других торжественных служб ведется прямая трансляция.

Архитектурные и культурные достопримечательности

По замыслу храм Христа Спасителя должен был символизировать связь Всевышнего с православными людьми и демонстрировать единство Бога в трех его ипостасях. Проект включал в себя три завершенные самостоятельные здания на едином фундаменте. В настоящее время кафедральный собор Христа Спасителя является самым большим на территории СНГ. Он имеет три уровня – символизирует триединого бога.

В нижнем храме расположилась Преображенская церковь. Она стоит на месте бывшего женского Алексеевского монастыря, снесенного при расчистке площадки. Собор имеет три алтаря:

  • большой – главный, в честь Преображения Господня;
  • первый малый в честь Божия человека Алексия;
  • второй придел иконы Божией Матери Тихвинской.

Нижний храм был освящен 6 августа 1996 года.

Верхний храм Спасителя имеет три престола, освященные:

  • во имя Рождества Христова;
  • южный в честь Николая Чудотворца;
  • северный с честь князя Александра Невского.

Освящение происходило в августе 2000 года.

В стилобатной – купольной части собора размещаются:

  • трапезные палаты;
  • зал Церковных соборов;
  • музей храма;
  • зал Высшего совета церквей;
  • служебные и технические помещения.

На самом нижнем уровне под храмом имеется стоянка на 305 автомобилей и автомойка.

По периметру строения расположены галереи. На их стенах находятся памятные доски и копии документов, связанные с Великой отечественной войной 12 года. Слева от входа размещен текст Высочайший манифест, изданный 13 июня 1812 года. Он оглашает о вступлении французской армии на территорию России. Рядом Воззвание к русскому народу о создании ополчения, подписанное царем 6 июля того же 1812 года.

Далее на стенах галереи помещены памятные доски с описанием 71 сражения, происходившие на протяжении войны с французами на территории России. В них указаны данные:

  • дата сражения;
  • название – где происходило, ближайший город или другой населенный пункт;
  • виды войск, принимавших участие, их количество;
  • список убитых и раненых офицеров;
  • сколько человек всего выбыли из строя.

Ряд с досками проходит по периметру здания и завершается в галерее на западной стороне манифестами: об изгнании Наполеона, благодарственными Русскому народу и отдельно дворянству, ставшему на защиту Отечества.

Справа от входа в галереи, манифест о построении храма Христа Спасителя и доски с описанием 87 сражений, в которых участвовали русские войска по дороге на Париж. Завершает памятный ряд манифест о низложении Наполеона и взятии Парижа. Над каждой памятной плитой расположены величания святым, память которых празднуется в день свершения сражения.

Собор представляет собой монументальное многофункциональное здание. В нем расположены:

  • музей церковного искусства с художественными произведениями, начиная с 15 века;
  • зал Церковных собор на 1300 мест;
  • залы, в которых хранятся святыни;
  • трапезные, объединяющиеся в один зал;
  • восьмигранный иконостас напротив главного входа;
  • смотровая площадка.

На богослужении могут присутствовать одновременно 10 тысяч человек.

При создании убранства храма Христа Спасителя, только на орнаменты ушло 50 кг золота. Главные композиции «Вход Господен в Иерусалим» и «Крещение Господне» разработаны м выполнены Василием Нестеренко. Группы по росписи придела святого Николая возглавлял профессор Сергей Репин. Художниками, расписывающими придел Александра Невского, руководил Александр Быстров.

Композиция «Отечество» украшает купольное пространство. Над изображением на нем изображена святая троица: Бог отец, Иисус Христос младенец и голубь – Святой Дух. На поясе нарисованы Богоматерь и Спаситель. Группой художников, создающих образы святителей и занимающихся отделкой купола, руководил Зураб Церетели.

ИНТЕРЕСНО: Молитва Иисусу Христу о помощи и защите.

Пилоны храма украшены картинами из земной жизни Христа. Главными композициями являются «преображение Господне» и момент вознесения. Под высокими сводами собора, иконостас выглядит как восьмигранный кремль под защитой куполов. Он представляет собой самостоятельный архитектурный элемент, гармонично сочетающийся с окружающим его залом.

Оригинальное архитектурное решение позволяет расположенные рядом три трапезные объединять в одну в праздничные и особенные дни.

Главная святыня столицы

Наиболее красивый вид на обитель доступен с Патриаршего моста. С этого ракурса открываются все выгодные точки постройки. Ничто не помешает вашему обзору. Обратите внимание, что Патриарший мост также является одной из главных достопримечательностей Москвы. Он считается пешеходным и раскинулся через Москву-реку. Далее он конструкции тянется к Болотному острову и пересекает Водоотводный канал. Мост спроектировал архитектор М. Посохин. Также над эскизами работали художник З. Церетели и инженеры инженеров А. Колчина и О. Чемеринского. Дата открытия приходится на 2004 год.

Красивый объект поражает великолепием своей архитектуры 12 века. Кстати, Кафедральный собор выполнен в таком же стилевом направлении. В темное время суток включается невероятно красивая подсветка. Установлены светильники необычного дизайна. Примечательно, что они монтируются прямо в полотно моста. Прогулявшись по Патриаршему мосту, вы сможете насладиться величественностью храма Христа Спасителя и сделать несколько красивых фотографий. Влюбленные здесь любят назначать свидания и организовывать неспешные прогулки. Для брачующихся тут установлены места для «замков любви». Сегодня здесь их весит уже великое множество и с каждой неделей становится только больше.

Существует красивая традиция – выпускать с моста голубей. Именно тут на фоне собора записывались новогодние обращения президента РФ. Также отсюда для обзора доступны и другие объекты – шоколадная фабрика «Красный Октябрь», памятник Петру Первому, великолепный вид на Москву-реку и многое другое. Непременно, задержитесь здесь, чтобы полюбоваться столичными, городскими пейзажами. С другой стороны, вы увидите Красную площадь, набережную Кремля, Кремлевский Дворец, Благовещенский и Архангельский Соборы.

Пройдя через мост, вы попадаете к могущественному зданию Христа Спасителя. Это самый крупный собор в России. Он способен вместить до 10 тысяч человек. Внешнее оформление восхищает своим богатством. Сразу же в поле зрения попадаю золотые купола и горельефы из мрамора. Храмовый комплекс представлен четырьмя куполами. Большой или Торжественный является самым большим. Его вес достигает 29,8 тонн. Его звон слышен 4 раза в год. Он работает в четыре самых главных православных праздника. Праздничный колокол звонит в дни в дни двунадесятых праздников.

Архитектура и внутренний декор

Конструкция здания отличается монументальностью. Золотые купола прекрасно виднеются из различных точек столицы. Такова была задумка авторов. Дело в том, что объект имеет выгодное положение. Он находится прямо на возвышенности. С разных ракурсов вид на святыню особенной. Она невероятно красивая, поэтому ей хочется любоваться бесконечно долго.

Собор оснащен несколькими входами и выходами. Центральный расположен со стороны улицы Волхонка. Именно с этой точки удобно попадать в храм. Вход является свободным. Поэтому, прийти может сюда каждый желающий. Проход осуществляется через металлоискатели. Такая мера сделана в целях безопасности прихожан. Не разрешается снимать и фотографировать. За действие налагается штраф. Поэтому, фотографии внутреннего убранства представлены в небольшом количестве.

Грандиозный в истории России строительный православный объект воплощает в себе задумки отечественного и мирового искусства. По форме здание похоже на квадрат, который наложен на крест. Это обеспечивается благодаря угловым пилонам. Центральная башня имеет четыре эффектных выступа. Всего установлено около 14 колоколов. Их общий вес достигает 64 тонн. Издалека здание смотрится торжественно и нарядно. Чем ближе к нему подходишь, тем больше ощущаешь его монументальность. В нижней части есть 20 арок. Они немного заострены к верху. Этот элемент придает постройке некую строгость. Западный фасад принято считать главным. По боковым сторонам изображены императорские покровители. На арке ворот вы увидите прекрасных ангелов, у которых раскрыты крылья.

Южная сторона храма указывает на направление, где происходили на Руси великие битвы, имеющие важное решение. Изображения на стенах имеют непосредственное отношение к Великой Отечественной войне. Внизу, в сторону арок, есть изображения из Ветхого Завета. Восточный фасад направлен в сторону Кремля. Северный фасад расписан образами национальных святых.

У входных ворот установлены скульптуры из бронзы. Они сделаны по эскизам Ф. П. Толстого. Крыльцо необычайно красиво. Его паперти выполнены из мелкозернистого гранита. Цвет материала – темно-красный. Таким образом, итогом немалых трудов мастеров становится торжественное, яркое, самобытное оформление здания. Подкупольное пространство украшено не менее необычно. Так, в центральной части преимущественно встречаются образы Бога, земная часть выполнена сюжетами из жизни Христа на земле. На пересечении двух сторон вы найдете иконы Богоматери и святых.

Иконостас отличается уникальностью. Он был изготовлен в виде беломраморной часовни, состоящей из восьми углов. Его высота достигает 26,6 метров. Главный алтарь расписан священными картинами. Повсюду вокруг много бронзовых фигур, серебряной утвари, шикарных люстр и других элементов интерьера.

Внутреннее оформление роскошное. Стены являются высокими и оснащены сводчатыми потолками. Они украшены росписью с библейскими и мифическими сюжетами, имеется много картин и образов святых. Преобладают преимущественно бордовые, красные, зеленые, золотые оттенки. Обитель состоит из множества залов. У входа вы сможете посетить торгово-сувенирные лавки.

При храме функционирует музей. Посетить его можно бесплатно. Здесь представлены материалы, которые раскрывают историю строительства объекта. Собор пережил много переломных этапов. Были как взлеты, так и падения. Много экспонатов, посвященных Великой Отечественной Войне. Галерея Воинской славы представлена мраморной доской. Все даты событий представлены в хронологическом порядке.

Любоваться богатством и роскошью внутреннего оформления хочется максимально долго, настолько оригинально и броско. Внутренний декор полностью соответствует статусу святыни.

Святыни и иконы храма Христа Спасителя

Кафедральный собор имеет для православных большое значение. Это подчеркивает роскошная отделка стен и арок галерей, залов и фасада. Для декора использовали порфир, мрамор разных цветов, лабрадор и сусальное золото. Как выглядит храм Христа Спасителя внутри, фото ниже демонстрирует. Купол, стены и арки расписаны картинами с изображениями случаев из земной жизни Христа, его воскрешение и вознесение на небеса.

В нижней части храма, в галерее героев, находятся мраморные таблички с выбитыми на них именами людей, чей вклад в строительство величайшего сооружения был особенно весомым.

В Кафедральном Соборе Христа Спасителя постоянно хранятся чудодейственные иконы. В их числе: пять икон Московских святителей, образ Смоленской Божьей Матери, древний нерукотворный Спас, чтимый лик Николая Чудотворца. Периодически в храме выставляют святыни, привезенные с Афона.

Среди реликвий, постоянно находящихся в храме, фрагмент ризы Христа. Ключарь храма уверен, что небольшой фрагмент достался одному из воинов во время распятия Иисуса. Кусочек хитона помещен в особый аналой и расположен в стороне от остальных реликвий. На Праздник ризы Господней – 23 июля, фрагмент одеяния Христа выносят и показывают прихожанам. Реликвия была передана собору в 2007 году. До этого она хранилась в Ярославском музее, где была обнаружена в хранилище экспонатов в 2002 году.

Гвоздь Христа спасителя. Подлинный кусок железа, весом 80 гр и длиной 14,5 см, которым пригвоздили Иисуса, попал в Россию в 18 веке. Гвоздь долго хранился в Кремлевском музее, затем был передан церкви и помещен в соборе Христа Спасителя.

Частица ризы Богоматери. Перед Успением, дева Мария завещала свой хитон вдовицам, которые прислуживали. Часть одеяния Богородицы хранилась на Святой земле. Ее похитили в 5 веке и перевезли в Константинополь. В 17 веке святыня попала в Россию. Она была упакована в аналой и хранилась, как и большинство достопримечательностей, в Кремлевском музее. В 2008 году реликвию подарили РПЦ и ее поместили к другим святыням храма Христа Спасителя.

Митрополит Филарет запомнился современникам своим благородством и христианским смирением. Он прославился богословскими трудами и деятельность пастыря. Филарет 46 лет возглавлял Православную церковь, переживал времена гонений на религию и ее возвышение. После смерти его возвели в святые. Мощи святителя Московского Филарета с 2006 года постоянно находятся в храме Христа Спасителя и доступны паломникам для поклонения.

Путешествие во времени

Наши предки строили храмы Спасителю и Пресвятой Богородице в благодарность за благодатную помощь в жизни, за чудесное спасение от гибели, за дарование побед в сражениях с врагами.

Страницы истории

Во время наполеоновского нашествия 1812 года 200 тысяч русских солдат сложили головы на полях сражений. Армейский генерал Михаил Ардалионович Кикин после окончания войны предложил императору увековечить победу русского народа, его мужество и героизм.

25 декабря 1812 года царь издал манифест, повелевающий построить церковь «в ознаменование благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозящей гибели», в честь победы России над армией Наполеона. Возводимый храм, по мысли императора, должен отличаться величием и духовной идеей.

Обрусевший швед, художник и архитектор Александр Лаврентьевич Витберг, угадал желание императора, предложив построить грандиозный собор. Замысел Витберга впечатляет: 600 гигантских колонн из трофейных пушек, парадная лестница длиной 106 метров, усыпальница для русских воинов при высоте здания 170 метров и полукруглыми галереями, каждая из которых равна 640 метрам. Украшать церковь должны были памятники монархам и видным полководцам, трофейное оружие, добытое в боях с французами.

Проект Витберга

Проект восхитил императора: выбранная для строительства площадка на Воробьевых горах находилась между Смоленской дорогой, по которой французы вошли в Москву, и Калужской дорогой, по которой враги бежали из Москвы. 48 колоколов возвещали бы начало и конец службы.

Попытка строительства храма

В пятую годовщину изгнания французов из Москвы 12 октября 1817 года торжественно заложили храм. Молодой архитектор при проектировании не учел особенности почвы, которая обвалилась и осела под тяжестью фундамента.

Строительство затягивалось, грунтовые воды и оползни сорвали возведение. В 1825 году работы остановили. Проект Витберга признали неудачным и, обвинив в растрате государственных средств, отправили в ссылку в Вятку.

Всем миром

Император Николай I, занявший престол в 1832 году, поручил создание нового проекта архитектору Константину Андреевичу Тону с предложением построить церковь на другом месте. Строить новый храм решили недалеко от Кремля на берегу Москвы-реки и ради этого разобрали Алексеевский женский монастырь.

По легенде, настоятельница обреченного монастыря отказалась покинуть обитель и приковала себя цепями к дубу. По специальному распоряжению Николая I дерево выкопали и вместе с игуменьей перенесли на другое место. Тогда она прокляла храм, который будет на месте монастыря, и предсказала, что он простоит только 50 лет.

Первый храм

В день 25-летия Бородинского сражения 10 сентября 1839 года в присутствии императорской семьи торжественно заложили новый храм на берегу Москвы-реки. Деньги на строительство собирала вся Россия, хотя много средств поступало из казны. Строили 44 года, а 26 мая 1883 года в присутствии Александра III и его семьи освятили, присвоив наименование кафедрального.

Слово «кафедральный» дословно обозначает «место, где сидит епископ». Для удобства управления территория Русской Православной Церкви поделена на области (епархии). В каждой епархии есть руководитель – епископ, архиепископ, митрополит, – который служит в своем кафедральном соборе. А представитель всей церкви – Патриарх – служит в главном кафедральном соборе страны.

Новый храм

Собор получился на славу. Скульптуры и живопись, иконы и барельефы, резьба и литье – какие только таланты ни приложили люди, чтобы увековечить память доблестных предков и воздать хвалу Богу! Над росписью храма, площадь которой 22 тысячи квадратных метров, (9 тысяч позолоченной), работали Василий Суриков и Иван Крамской, Василий Верещагин и Генрих Семирадский, Алексей Корзухин и Федор Бруни.

Храм в 20-е годы

На позолоту куполов ушло 400 кг золота. Горельефные изваяния святых выполнены скульпторами Антоном Ивановым, Николаем Рамазановым, Александром Логановским. Скульптор Петр Клодт – автор скульптурных композиций храма.

На мраморных досках в нижней галерее начертали золотыми буквами имена героев войны. Композитор Петр Ильич Чайковский к освящению храма, приуроченному к коронации нового императора Александра III, написал патриотическую увертюру «1812 год».

После освящения утверждена государственная награда – медаль «В память освящения храма Христа Спасителя», которая вручалась тем, кто его проектировал и строил.

Кафедральный собор, возведение которого обошлось казне в 15 миллионов рублей, играл заметную роль в общественно-религиозной и культурной жизни столицы Российской империи. Новый собор скоро стал символом Москвы. Дирижером хора храма Христа Спасителя в 1918-1922 годы был А. В. Александров – автор музыки гимна Советского Союза и современного гимна России.

Расписание богослужений в храме Христа Спасителя в Москве

В храме Христа Спасителя совершаются литургии и всенощные бдения по воскресеньям, а также в Велики е праздники.

В Преображенской церкви совершаются полиелейные богослужения и молебны в будние дни.

Весь летний период в храме-часовне иконы Богоматери «Державная» совершаются рядовые богослужения.

Патриарх Кирилл благословил вынос Ризы Господней в последние субботу и воскресенье месяца, после Богослужения, чтобы христиане могли ей поклоняться.

Во время праздников ведется прямой эфир из собора и каждый мирянин может онлайн поприсутствовать на богослужении.

Музей в храме

Патриарший музей церковного искусства, расположен в храме. В нем посетителям демонстрируют уникальные по своему происхождению, предметы культура, связанные с православии. В том числе чудом сохранившуюся закладную доску 1839 года, части мемориальных плит, уложенных при первом строительстве храма.

В музей храма Христа Спасителя вход бесплатный, пройти можно только с группой в сопровождении экскурсовода. Опытные гиды за пол часа покажут все экспонаты, покажут внутренние помещения собора и проведут на смотровую площадку. Экскурсии предоставляются комплексные, отдельных самостоятельных походов в музей нет.

В Центре искусств на нижнем ярусе, расположена площадка. На ней проводят концерты церковного пения, выставки и читают лекции. Пройти в зал можно самостоятельно.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Matrioshka

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
Храм Христа Спасителя. Храм Христа Спасителя в Москве — кафедральный собор Русской Православной Церкви недалеко от Кремля на левом берегу Москвы-реки, на месте, именовавшемся ранее Чертольем. Существующее сооружение — осуществлённое в 1990-х годах внешнее воссоздание одноимённого храма, созданного в XIX веке. На стенах храма были начертаны имена офицеров Русской армии, павших в войне 1812 года и иных по времени близких военных походах.

В плане собор представлял собой равноконечный крест около 85 м шириной. Внешняя часть была оформлена двойным рядом мраморных горельефов работы скульпторов Клодта, Логиновского и Рамазанова. Все входные двери — всего двенадцать — были выполнены из бронзы, а украшающие их изображения святых отлиты по эскизам известного скульптора графа Ф. П. Толстого.

Второй храм, в отличие от первого, строился практически полностью за казённый счёт.

Торжественная закладка собора произошла в день 25-летия Бородинского сражения — в августе 1837 года. Однако, активное строительство началось только 10 сентября 1839 года и продолжалось почти 44 года; общая стоимость Храма простиралась до 15 миллионов рублей. Свод большого купола закончен в 1849 году; в 1860 году были разобраны наружные леса. Ещё 20 лет продолжались работы по внутреннему убранству; над росписью работали знаменитые мастера В. И. Суриков, И. Н. Крамской, В. П. Верещагин и другие известные художники Императорской академии художеств.

Василий Нестеренко -Тайная вечеря — Патриаршая трапезная Храма Христа Спасителя. Василий Нестеренко — Чудесный улов — Патриаршая трапезная Храма Христа Спасителя.

26 мая (7 июня) 1883 года состоялось торжественное освящение Храма Христа Спасителя в Москве, совершённое митрополитом Московским Иоанникием (Рудневым) с сонмом духовенства и в присутствии Императора Александра III, коронованного в Московском Кремле незадолго до того.

Василий Нестеренко — Христос и самарянка Патриаршая трапезная Храма Христа Спасителя.

5 декабря 1931 года храм-памятник воинской славы был уничтожен взрывом. 2 июня 1931 года было отдано распоряжение снести храм Христа Спасителя для строительства на его месте Дворца Советов.

Василий Нестеренко -«Воскресение Христово» и «Апостол Матфей»

Несколько месяцев продолжались спешные работы по разборке здания, однако разобрать его до основания не удалось, и тогда было решено его взорвать. Взрывов было проведено два — после первого взрыва храм устоял. Не все современники в равной степени восхищались архитектурой громадного храма, но москвичи, уважавшие свою историю, видели в нём символ славных побед прошлого и памяти о погибших. По воспоминаниям потрясённых свидетелей, мощные взрывы содрогнули не только близстоящие здания, но чувствовались на расстоянии нескольких кварталов. Только для разборки обломков храма, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года.

Строительству Дворца Советов, начатому в 1937 году, не суждено было завершиться — началась Великая Отечественная война, и из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны Москвы, а вскоре, едва поднявшееся от уровня фундамента, здание пришлось разобрать совсем.

Роспись внутри храма.

Храм Христа Спасителя. Художник Василий Нестеренко.

Ф. А. Клагес. Внутренний вид храма Христа Спасителя (1883 г.)

Зал церковных Соборов

Уникальное по своей архитектуре и дизайну сооружение. Зал церковных соборов вмещает 1300 зрителей. Его открыли в 2008 году с целью проведения в нем различных собраний и заседаний церковных руководителей. В настоящее время в нем проводится много различных по тематике и объему религиозных мероприятий. В зале постоянно выступают церковные хоры и оркестры. Пройти на концерт можно бесплатно. На конференции и собрания вход только по приглашениям.

Уникальный храм на потолке украшает звездное небо. В центре его главная тема Нового завета – композиция сошествия на апостолов Святого Духа. По бокам картины размещены изображения небесного и Земного града.

Свод подпирается четырьмя мощными колоннами круглой формы. На них размещены портреты святых, живших в России, воинов Господних, государственных деятелей.

Фойе с зимним садом, мини-водопадами и статуями дивных зверей не отделено от зала. За счет этого в зале возникает боковая акустика, сохраняется приятный микроклимат.

В зале церковных Соборов удобные кресла. С любого места хорошо видно и слышно, что происходит на сцене.

Смотровая в храме Христа Спасителя

В стилобатной части храма расположен внешний балкон, точнее 4 площадки, находящиеся между храмовыми колокольнями, оборудованные под смотровую площадку. Пол расположен на высоте 40 метров от уровня земли. С них хорошо видны не только Патриаршие пруды, Кремлевская набережная, Москва река с Большим Каменным мостом. Собор строился с расчетом, что будет видна вся столица, до ее окраин.

Смотровая площадка безопасная. Она со всех сторон ограждена коваными перилами, имеет навес. Но подниматься на нее придется пешком. Самостоятельно посетителей не пускают на площадку. Только вместе с экскурсиями. С высоты балконов видна вся мощь и красота столицы, этапы ее развития и строительства.

Экскурсии

Нижние галереи можно посещать бесплатно. Все остальные достопримечательности показывают во время экскурсии. Группы сопровождает экскурсовод. Предварительно надо купить билет. Выбрать удобное время для экскурсии и заказать билет можно через сайт храма Христа Спасителя.

Желающие могут подняться вместе с экскурсией на смотровую площадку и провести там 30 минут, оплатив предварительно это мероприятие.

Экскурсия в храм Христа спасителя стоит от 350 рублей. Цена зависит от маршрута, посещаемых внутренних достопримечательностей, количества человек в группе.

Территория обители

После посещения святыни, уделите немного времени для того чтобы прогуляться по храмовому комплексу. Он состоит из собственного храма Христа Спасителя, Преображенской церкви, часовни, фонда и небольшого экскурсионного бюро.

Преображенская церковь Храма Христа Спасителя была построена в дань памяти Алексеевского монастыря. Он когда-то находился на этом месте. Внутреннее убранство выполнено в духе того периода, когда на здешних землях стоял монастырь. Это был 16 век. Церковь состоит из трех алтарей и имеет два небольших предела. Сюда люди приходят помолиться к образам Алексия человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери. Церковь открыли и осветили 19 августа 1996 года. Главным достоянием является икона Спас Нерукотворный художника Сорокина которая уцелела в период разгрома комплекса. Также здесь хранятся древняя икона Божией Матери Смоленская и икона Святителя Николая.

Часовня возведена в честь Державной иконы Божией Матери. Она отличается небольшими размерами и выполнена из дерева. Постройка находится несколько удаленно от основного здания. Главная святыня — икона Богородицы «Державная». Она была привезена на здешние места в 20 веке. В современной России образ является высоко почитаемым.

Если пройти несколько метров от иконы, то вы увидите еще одно красивое здание. Это дом знаменитого Перцова. Строение расположилось прямо на стыке Соймоновского проезда и Пречистенской набережной. Объект построили в 1905-1907 гг. Над проектом работал архитекторы Н.К Жуков, Б.Н. Шнауберт. Эскиз создавал популярный на тот период художник С.В. Малютин. Он известен во всем мире, как автор русской матрешки и зарисовок в народных сказках.

Здание отстроено в стилевом направлении – модерн. Однако балконы имеют выраженный древнерусский стиль. Встречаются также мотивы западной средневековой культуры. Декор фасада примечателен забавными мифическими изображениями. Сказочные существа, необычные животные и растения умело изображены на стенах. Окна и стены имеют много резного декора. Таким образом, перед глазами наблюдателя встает своеобразный домик-теремок, рассматривать который можно до бесконечности долго. Объект красного цвета гармонично вписывается в общую столичную картину, выступая эффектным украшением улицы. Туристы не могут пройти мимо интересного объекта, чтобы не сделать несколько фотографий.

Фонд Храма Христа Спасителя выступает в роли управленческого органа обители. Основная его деятельность направлена на привлечение благотворителей, сбор пожертвований, организацию реконструкций, выставок, мероприятий и экскурсии. Работа организации реализуется на основании Договора доверительного управления с 20о4 года. Внешне здание ничем не примечательно. Фонд специализируется на проведении разнообразных экскурсий.

Прихожане приходят для того чтобы познакомиться с интерьером храма, его историей, при желании организуется подъем на смотровые площадки. С высокой точки открывается головокружительный вид на внешние окрестности Москвы. Ни один турист не хочет упустить такой возможности. Поэтому, желающих подняться всегда бывает достаточно много. На сегодняшний день доступными являются такие экскурсионные маршруты, как«Горельефы Храма Христа Спасителя», «Росписи галереи Нижнего Храма (притчи)», «Выход на смотровую площадку». Возможно совмещение несколько экскурсий. Стоимость является приемлемой и начинается от 400 рублей. Прогулка проводится группами по 400 человек. Более детальную информацию всегда можно уточнить на официальном сайте монастыря.

Часы работы

Внутри храма имеется музей. Он работает ежедневно до 17 часов. В понедельник с 13-00, остальные дни с 10-00.

Преображенская церковь принимает гостей с 8 часов утра и до 19-30. Во время проведения богослужений в храме Христа спасителя, она закрыта.

В храм Христа Спасителя экскурсии проводятся организовано. В огромном соборе одинокому туристу легко заблудиться.

На сайте и на улице рядом с храмом имеется афиша мероприятий, которые могут посетить миряне и их краткий обзор.

Судьбы великих строек

Между многочисленными архитектурными предприятиями николаевской эпохи важнейшими были постройки Исаакиевского собора в СПБ, (Санкт-Петербурге) и московского храма Спасителя, тянувшиеся во все продолжение этой эпохи и доставившие работу целой толпе художников всех специальностей…(Тону) должно быть поставлено в заслугу, что он открыл русским зодчим глаза на наше древнее искусство и первый сделал попытку воскресить его в новейшей отечественной архитектуре. Энциклопедический словарь. Брокгауз и Ефрон. СПБ., 1899.

1860 году в Храм Христа Спасителя впервые вошли художники. Росписи и внутренняя отделка памятника заняли последующие 20 лет. Виной тому был не только очень большой объем и сложность работ, но главным образом постоянные финансовые затруднения. В отличие от первоначально задуманного храма на Воробьевых горах николаевский Храм Христа Спасителя строился не на частные пожертвования, как принято считать, а на средства государственной казны. Поэтому размеры ежегодных ассигнований были разными и зависели от общего положения России.

Распределением заказов по живописным работам руководила Академия художеств. Трем ее ведущим профессорам по живописи исторической и достались наиболее сложные росписи А. Т. Маркову, П. В. Басину и Ф. А. Бруни.

Над всем огромным внутренним пространством Храма, рассчитанным на одновременное пребывание в нем 10 тысяч человек, словно парило на своде главного купола изображение «Новозаветной Троицы» бога-отца с младенцем Христом и голубем символом святого духа, выполненное по эскизам Алексея Тарасовича Маркова. Ему же принадлежали в поясе главного купола лица из Ветхого и Нового заветов. На восточной стороне Храма он написал Спасителя в белом хитоне, восседающего на престоле в окружении 30 святых. Причем высота фигур достигала 3,5 метра.

Возраст и нездоровье не позволили самому Маркову взяться за росписи. Но очень характерно для академических профессоров тех лет, что он привлекает для этой работы учеников. И. Н. Крамской делает для своего учителя около 50 рисунков с натуры для купола Храма Христа и с них 8 картонов в натуральную величину. Даже участие Крамского в так называемом «бунте 14-ти», положившем начало художественному направлению передвижничества, не помешало Маркову именно ему поручить и исполнение росписей, которые будут вестись на протяжении 1866—1867 годов.

Но, внимательно всматриваясь в изображения, все же можно oпределить и те черты, которые характерны для творчества Крамского, как, например, в великолепно написанной голове бога-отца, и те особенности, которые привнес в русскую школу его учитель.

Основную роль для Маркова играло композиционное построение, строгая его логичность, хотя даже в сцены из священной истории он непременно вносил отдельные жанровые моменты. Возникала та узнаваемость происходящего, которая позволяла зрителю ощутить себя как бы участником сцены. Вернее, соотнести с теми положениями, в которых ему самому приходилось оказываться в жизни. Марков настаивал на том, чтобы сцена строилась на втором плане и чтобы действия каждого из изображаемых лиц участвовали в раскрытии сюжета. Он часто повторял, что каждый человек в композиции должен служить нотой в общем аккорде. Для его собственного искусства это сравнение было вдвойне верным, потому что основой композиции у него всегда служил определенный эмоциональный взрыв, как и в музыкальном произведении.

Отсюда такое удивительное решение образа Троицы с могучим и вместе с тем страдающим, переполненным болью за маленького сына отцом. В нем есть и величие, и порыв, и надломленность в больших, словно смотрящих далеко сквозь годы глазах.

Вместе с И. Н. Крамским эскизы Маркова претворили в настенные росписи еще два художника Н. А. Кошелев и К. Б. Вениг, оба выученики Академии художеств и золотые медалисты. Все они начинают с исполнения работ старших товарищей, но затем получают и самостоятельные заказы.

Карла Венига многие знают как талантливого исторического живописца. Его кисти принадлежат картины «Последние минуты Дмитрия Самозванца», «Иван Грозный и его нянька». В Храме Христа он напишет большие картины «Рождество Богородицы», «Успение», 16 фигур святых и по картонам своего профессора Ф. А. Бруни «Преображение» и «Вознесение». Из всех профессоров академии Ф. А. Бруни, автор находящегося в Русском музее грандиозного «Медного змия», особенно придерживался традиционного, идущего от классицизма построения сцен. Композиция служила для него формой выражения условных человеческих страстей. Одинаковыми приемами выражались радость, страдание, отчаяние, вера.

Человеческие чувства как бы воплощались в изобразительные знаки, привычные и потому легко воспринимаемые зрителем. Сила воздействия такого изображения зависела от той внутренней экспрессии, с которой художник пользовался подобными приемами. Совершенно обязательным условием успеха становилось блестящее владение рисунком и живописью, развитие зрительной памяти, позволявшей обходиться без натуры при построении самых сложных и многолюдных сцен. Современники говорили о Ф. А. Бруни, что если он и не волновал чувства, то всегда поражал воображение безошибочным и виртуозным мастерством.

Ф. Клагес. Внутренний вид Храма Христа Спасителя. Масло. 1888. Государственный Русский музей.

У Н. А. Кошелева иная творческая судьба. Уроженец далекого Арзамаса, он самоучкой становится иконописцем на родине, а затем уже добирается до Петербурга, где и оканчивает академию. Завершив работы в куполе Храма Христа, через два года возвращается в Москву снова, теперь уже по просьбе профессора П. В. Басина, потерявшего к тому времени зрение. Из всех работавших в Храме живописцев он сохранил наиболее глубокое понимание того, что должна была нести храмовая роспись.

В северном своде Н. А. Кошелев пишет огромную композицшо «Господь, восседающий иа престоле с книгой о семи печатях>, за которую получает звание академика. И дальше жизнь художника оказывается связанной с Храмом. В южном своде он пишет композицию «И слово плоть бысть», в восточном — семь таинств церкви, в западном «Поклонение 24-х царей-старцев>. Эти работы приносят ему звание профессора. И наконец,завершает королевскую серию панно в тамбуре главного купола «Вседержитель, восседающий, окруженный ангелами, Богоматерью, пророками, праотцами, апостолами, мучениками и праведниками».

В одном из своих писем художник скажет, что главной для него была внутренняя просветленность человека, созерцающего живописец «Нет надобности повторять древние иконы, они написаны не только иным манером, но и чувствами другими. Нам же следует позаимствовать от них не прориси, но мысли — о доброте, человеколюбии, милосердии. Главное же, по моему разумению, соотнести эти чувства с великими размерами Храма, не потерять в величественности его настроения молитвенного».

Подобно Н. А. Кошелеву, местным иконописцем, но только из Перми, был очень много написавший в Храме профессор В П. Верещагин — «Василий Темный», как звали его товарищи по академии за ту исключительно суровую дисциплину, которую он себе предписал. Замечательный русский художник-педагог П П. Чистяков, занимавшийся вместе с В. П. Верещагиным в академии, а затем проводивший пенсионерские годы в Италии, отзывался о нем как о великом труженике и мастере. После одиннадцатилетнего пребывания в Италии художник пишет сначала стенные декорации во дворце великого князя Владимира Александровича на тему русской истории, а затем приглашается к участию в росписях Храма Христа. Здесь ему принадлежали одна из лучших картин — «Снятие со креста» а также «Положение во гроб», «Распятие», фрески «Се человек», «Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского перед походом против Мамая».

Если Н. А. Кошелев видит в церковной картине иконное начало, то В.П. Верещагин прежде всего живую сцену. Это особенность молодого поколения живописцев, выпущенных той же Академией художеств. То внимание к окружающей жизни, стремление перенести на холст все ее особенности, характерные черты, скажем иначе — бытовой портрет окружающей действительности, который составлял существо направления передвижников, находит свое отражение и в церковных работах, которыми почти все они чаше или реже занимаются.

По сторонам хорной арки были написаны святители и учителя духовные — составители чина божественной литургии. Один над другим помешались с одной стороны святой Иаков, «Брат Господень» и святой Василий Великий, с крутом Иоанн Златоуст и Григорий Двоеслов. Их автором выступает известный жанровый живописец Фирс Журавлев. Современники увлекались его картинами «Перед венцом», «Поминки».

В. Васнецов. Икона «Господь Вседержитель»

Одному из лучших и любимейших своих учеников, В. И. Сурикову, «всеобщий учитель русских художников» П. П Чистяков настоятельно советует взяться за заказ для Храма Христа четыре огромных панно с изображением четырех так называемых Вселенских соборов собрании князей христианской церкви, на которых решались теоретические вопросы вероисповедания. Согласие Сурикова и само по себе предложение Чистякова иногда объясняется необходимостью для молодого художника заработать значительную сумму денег. Доля правды в этом есть, но небольшая. Главной представлялась возможность попробовать силы хз дожника в передаче того, по составит смысл лучших картин Cурикова,— чувств большой толпы людей, их очень разных и вместе с тем в чем-то общих переживаний. Это страстность в отстаивании своих убеждений, способность гореть огнем собственной веры.

В участниках Вселенских соборов прочитываются и образы «Утра стрелецкой казни», которое Суриков задумает во время работы в Храме Христа, и «Боярыни Морозовой», и даже «Меншикова в Березове». Значительность происходящего для каждого из участников находит свое воплощение в сочных и напряженных красочных сочетаниях, в той атмосфере внутренней грозы, которая создается композиционным решением.

В. Васнецов. Икона «Господь Вседержитель» Темпера.

Почти одновременно с Суриковым в работах по Храму Христа принимает участие Г. И. Семирадский. Любопытно вспомнить некоторые подробности его биографии. Уроженец Харькова, Семирадский закончил Харьковский университет по физическому отделению, получив степень кандидата за диссертацию «Об инстинктах насекомых». Затем следуют годы занятий в Академии художеств, золотая медаль и пенсионерская поездка в Италию, откуда молодой художник присылает эскизы для картин в Храме Христа. Эскизы получают одобрение. Семирадский напишет один из очень важных для Храма сюжетов-запрестольный образ «Тайная вечеря», а также «Крещение Спасителя», «Въезд Спасителя в Иерусалим» и четыре картины из жизни Александра Невского. По сравнению с привычными для нас его картинами, такими, как «Грешница» или «Фрина на празднике», панно Храма Христа отличается большей драматической напряженностью, словно потрясенностью художника событиями, которые он воссоздает.

Невольно возникает вопрос: при таком множестве участников живописного убранства Храма Христа (а следует еще назвать имена Виктора Васнецова, Константина Маковского, Тимофея Неффа и других) было ли возможно стилистическое единство, точнее, некая стилистическая соотнесенность всей живописи или в ней царил разнобой, так что Храм Христа становился своеобразным музеем разных мастеров? Конечно, такая связь существовала. Художники стремились не столько ярче проявить свои индивидуальные способности, сколько определенную сдержанность. Существенная разница была между настенными росписями и картинами. В первых преобладали принципы академического классицизма, картины же отличала живопись более эмоциональная, темпераментная, в соответствии с впечатлениями от реальной жизни.

Среди воспоминаний современников о Храме Христа есть слова дежурного генерала штаба Западного фронта времен первой мировой войны И. Г. Матвеева: «Мне довелось испытать чувство удивительное и просветленное. Храм так огромен, что чувствуешь, будто вступаешь в иной, лучший мир, но ты не теряешься в нем, не становишься песчинкой. Напротив, обступающие тебя толпой величественные образы как бы возвещают, приобщают к себе, а образа заставляют стать потрясенным свидетелем событий прошлого. Нигде так явственно не довелось ощутить, каким совершенным творением способен стать человек…»

Н.Молева, кандидат искусствоведения

Отели у храма Христа Спасителя в Москве

Остановившись рядом с храмом Христа Спасителя, гость города пешком сможет осмотреть большинство исторических и архитектурных достопримечательностей столицы.

Ближайшие отели к собору:

  • Moscow Point – Red October, расстояние до храма 410 м;
  • Великий Отель Моховая Москва, находится в 770 м;
  • Park inn by Radisson Sadu стоит в одном километре ;
  • Отель Арбат удален на 1200 м.

Кроме этих отелей, имеется множество других, а также капсульные гостиницы, отдельные квартиры на несколько дней для приезжих.

РЕКОМЕНДУЕМ: Молитвы Господу Иисусу Христу.

КОВЧЕГ С ЧАСТИЦАМИ СВЯТЫХ МОЩЕЙ

Ковчег находится слева от главного алтаря Храма Христа Спасителя, где хранятся мощи следующих святых:

  • Мощи Блгв. вел. кн. Александра Невского
  • Мощи Свт. Ионы митр. Московского
  • Мощи Равноап. вел. кн. Владимира
  • Мощи Прп. Марии Египетской и Блгв. кн. Михаила Тверского
  • Мощи Свт. Петра Митрополита Московского
  • Мощи Свт. Василия Великого
  • Мощи Иоанна Крестителя
  • Мощи Ап. Андрея Первозванного
  • Мощи Преп. Михаила Малеина
  • Мощи Св. вмч. Феодора Стратилата
  • Мощи Влкм. Евфимии Всехвальной
  • Глава свт. Григория Богослова
  • Мощи Прп. Евфросинии Московской

Храм Спасителя на карте Москвы

Кафедральный собор Христа спасителя легко найти на карте. Он занимает важное место в исторической старой Москве.

МоскваМосква — Яндекс.Карты

Метро до храма Христа Спасителя

К храму близко расположены три станции метро:

Библиотека Ленина:

МоскваЯндекс.Карты

Боровицкая:

МоскваЯндекс.Карты

Кропоткинская:

МоскваЯндекс.Карты

От первых двух дога к собору займет менее 15 минут. Для пассажиров красной линии метро от станции Кропоткинская достаточно пройти сотню метров.

Наземный транспорт

К храму можно доехать и наземным транспортом. Автобусы, троллейбусы и такси останавливаются рядом.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: