Ростов-на-Дону был основан для защиты южных рубежей нашей страны более 265 лет назад. Его исторические и культурные достопримечательности ежегодно привлекают в город тысячи туристов, в том числе и из дальнего зарубежья. Среди них есть объекты, обязательные к посещению. Например, величественный собор Рождества Пресвятой Богородицы (улица Станиславского).
Ростов-на-Дону гордится этим сооружением, которое чрезвычайно похоже на Храм Христа Спасителя (Москва), поэтому его изображение украшает практически все туристические проспекты.
История (до осквернения)
В 1795 году городской голова М. П. Наумов обратился к митрополиту Гавриилу с просьбой разрешить построить каменную церковь. Ходатайство было удовлетворено, и вскоре центр города украсил новый каменный собор Рождества Пресвятой Богородицы.
Ростов-на-Дону со временем стал одним из экономических центров региона. Он активно застраивался и украшался. В 1854 году было принято решение о том, чтобы вместо обветшавшего храма с деревянными куполами построить новый собор Рождества Пресвятой Богородицы. Ростов-на-Дону украсился сооружением, выполненным по проекту известного архитектора К. Тона. Именно поэтому современных туристов всегда поражает его внешнее сходство с экстерьером и силуэтом столичного Храма Христа Спасителя работы того же автора.
История[править]
Ростовский кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы был построен всего за шесть лет и освящен на Рождество Пресвятой Богородицы в 1860 году.
История Ростовского кафедрального собора удивительна, и неразрывно связана с историей самого города. Ведет она свое начало от крепости в честь святителя Димитрия Ростовского, учрежденной высочайшим указом императрицы Елизаветы Петровны в 1761 году на южных границах России. При сооружении крепости на правом берегу Дона сразу же началось строительство церкви во имя Покрова Божией Матери и часовни во имя Рождества Пресвятой Богородицы, которая была освящена в 1761 году.
Вскоре эта часовня становится храмом. В 1781 году деревянный храм Рождества Богородицы был разобран и перенесен на торговую площадь города, то есть на его теперешнее место. Простоял он недолго — чуть более 10 лет, и сгорел при пожаре. В 1795 году богобоязненные ростовчане строят на месте сгоревшего храма новый — каменный, с деревянными куполами.
К середине XIX века церковь Рождества Богородицы на торговой площади уже не вмещала верующий народ. И тогда два ростовских купца Семен Кошкин и Федор Нефедов, с согласия Городской думы и по благословению правящего архиерея, обратились в начале 1854 года в Святейший Синод с просьбой о разрешении строительства большого кафедрального собора за счет их личныю средств. Просили они также предоставить и соответствующий архитектурный проект будущего главного храма города.
Ответ с разрешением пришел из Синода очень быстро, и к нему прилагался проект, означенный как типовой для строительства православных храмов с учетом нового времени. Автором проекта был академик архитектуры Константин Андреевич Тон.
Рядом с собором, с его западной стороны, была воздвигнута четырехъярусная колокольня высотой 75 метров. Ее строительство финансировал еще одни ростовский купец — П. Р. Максимов. Благовест ее 10-тонного колокола был слышен на 42 версты по Задонью. День рождения колокольни Ростовского кафедрального собора — на празднование Казанской иконы Божией Матери 4 ноября (по н. ст.).
Перед собором, с ее северной стороны располагалась просторная площадь, на которой проходили городские праздники, парады, народные гуляния. Посреди площади был установлен памятник императору Александру II.
Украшением Ростовского кафедрального собора были большие мраморные паперти, выходившие: с северной стороны — на Соборную площадь, а с южной — на торговую площадь, откуда и был главный вход. С этой стороны шел в собор верующий народ, приезжавший на богослужения из соседних станиц, из Задонья на различных речных судах и рыбацких лодках, и поднимался он с набережной реки Дона прямо на торговую площадь по Соборному переулку, а улица перед торговой площадью называлась Рождественской, по имени собора.
После революционных событий 1917 года начинаются страшные годы безбожия, гонений на церковь. Наступление на Ростовский кафедральный собор началось еще в 20-е годы. Тогда собор вместе с колокольней был обнесен кирпичной оградой, причем, были разобраны мраморные паперти, единственный вход в собор был разрешен с западной стороны.
В 1929 г. рабочие сняли последнюю икону в соборе.
С 1932 по 1942 годы кафедральный собор вообще был закрыт, кресты с куполов сняты, иконостас и все внутреннее убранство было утрачено. Внутри храма устроили склад зерна, на подворье разместили зверинец. Очевидцы рассказывали, что клетку с львицей-роженицей поставили в храм, чтобы она своим ревом не пугала народ, а она еще больше стала реветь и металась по клетке до тех пор, пока ее не вынесли на подворье.
В конце июля 1942 года верующие люди сами открыли собор. В начале 1951 года был установлен главный четырехъярусный иконостас, выполненный в Москве по проекту иконостаса Храма Христа Спасителя. Он был необычной формы — в виде часовни, увенчанной главкой с крестом. В 1955 году такие же иконостасы были сооружены в правом — Петро-Павловском и левом — Преображенском приделах. Росписи стен, пилонов и сводов были выполнены художником К. Волковым.
Новая страница истории Ростовского кафедрального собора начинается в конце 80- х годов. К 1000-летию Крещения Руси пять его куполов были покрыты медью и позолочены, а над ними воссияли позолоченные кресты.
К 1999 году была полностью восстановлена колокольня. Ее освятил во время визита в епархию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Возрождение собора
В 1937 году было принято решение о закрытии храма. Советская власть не нашла ничего лучше, чем разместить на территории собора зоопарк. Чуть позже его стали использовать в качестве складского помещения, а в начале ВОВ разобрали верхние ярусы колокольни, так как боялись, что враг будет использовать это сооружение в качестве ориентира при авианалетах.
В середине лета 1942 года, во время оккупации города, верующие сами открыли кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы и начали проводить там службы. Спустя 9 лет в храме был установлен главный иконостас, имеющий четыре яруса. Его изготовили в столице по эскизам алтарной перегородки взорванного Храма Христа Спасителя.
К 1999 году полностью восстановили колокольню собора, на освящении которой присутствовал сам Святейший Патриарх Алексий Второй.
История храма
Вскоре после заселения Солдатской Слободы было принято решение о демонтаже и переносе деревянной церкви во имя Рождества Богородицы, возведенной в границах Ростовской крепости, учрежденной в 1761 году императрицей Елизаветой Петровной. Строение достаточно быстро переместили на новое место рядом с торговой площадью. В феврале 1781 года храм был заложен, а уже через полгода — освящен.
Главный фасад, © Валерия Белоусова
Здание простояло чуть более десяти лет, пока во время грозы в него не попала молния. Пожар произошел 27 декабря 1791-го, но по прошествии четырех лет здесь же был возведен новый храм Рождества Пресвятой Богородицы с каменными стенами и деревянными куполами.
Статус соборной церковь получила в 1822 году согласно указу Святейшего Синода. До этого она была купеческой.
Город быстро разрастался, поэтому собор к середине XIX столетия уже перестал вмещать верующих. Два ростовских купца по благословению архиерея обратились в Святейший Синод за разрешением на строительство нового, более просторного и величественного храма. При этом они обязались взять на себя все текущие расходы.
Каменное здание было возведено в период с 1854 по 1860 г. Сразу же после окончания строительства собор освятили. В 1887 году рядом с ним соорудили четырехъярусную колокольню.
Золотые купола, ©
После 1917-го Кафедральный собор Ростова постигла участь большинства религиозных объектов того времени. Нападки на него начались уже с 20-х годов прошлого века. Тогда величественные мраморные паперти были разобраны, территория — обнесена кирпичным забором, а разграбление церковной утвари стало обычным делом. Последнюю икону сняли в 1929 году, а в 1932-м окончательно запретили богослужения. Церковь закрыли, внутри организовали зерновой склад, а на подворье устроили зоопарк. Верхняя часть колокольни была наполовину разрушена в начале сороковых, так как ее посчитали прекрасным ориентиром для вражеской артиллерии.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы открыл свои двери для прихожан в годы немецкой оккупации. Через пять лет после окончания ВОВ был произведен ремонт и частично восстановлены настенные росписи. Более капитальная реконструкция состоялась в конце 80-х годов прошлого века, а к 250-летию города по чертежам и старым снимкам восстановили колокольню.
Верхние ярусы колокольни, © АЛЕКСАНДР
Описание
Практически все экскурсии по Ростову-на-Дону включают посещение Кафедрального собора, русско-византийский силуэт которого считается одним из архитектурных символов города. Он имеет пять куполов, а планировка храма по форме напоминает крест.
В интерьере собора Рождества Пресвятой Богородицы особый интерес представляют росписи пилонов, стен и сводов, выполненные художником К. Волковым, а также главный иконостас. Он изготовлен в виде часовни, которая увенчана главкой с крестом. Такие же алтарные перегородки находятся в Петропавловском и Преображенском приделах.
К торжествам, посвященным тысячелетию Крещения Руси, купола храма покрыли медью и позолотили, так же поступили с крестами, которые видны из разных уголков Ростова-на-Дону.
Описание и архитектура
Каменное здание собора было возведено в 1860 году на основе типового проекта Константина Тона — талантливого зодчего, являющегося, по сути, создателем русско-византийского храмового стиля. Это отразилось на внешнем сходстве Собора с другими аналогичными объектами, созданными архитектором. Самым ярким тому подтверждением является храм Христа Спасителя в Москве, заложенный в 1839 году, освященный в 1883-м, разрушенный в 1931-м и воссозданный в конце 1990-х.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Ростове-на-Дону, © Алексей
Привязка типового проекта собора по месту была поручена архитектору и, как его называли современники, рисовальщику А. Кутепову, ранее принимавшему участие в конкурсе проектов храма Христа Спасителя.
Изначально главный вход располагался с южной стороны здания — для удобства верующих, приплывавших по Дону из других станиц. Поднимаясь с набережной по Соборному переулку, они оказывались непосредственно у храма. Со временем главным стал вход со стороны Соборной площади.
В плане величественное сооружение выглядит как равноконечный крест. Белоснежный фасад украшен килевидными закомарами, подчеркнутыми кровельным покрытием лазурного цвета. Над храмом возвышается пять куполов, установленных на световых барабанах разного диаметра. Центральный имеет 12 щелевых проемов, сочетающихся по форме с фасадными окнами. В четырех крайних барабанах каждый второй просвет наглухо заложен. Перспективные порталы завершают массивные кованые двери.
Вид на собор и колокольню со стороны Центрального рынка, © Алексей
Колокольня расположена справа от главного входа в собор. Авторами проекта являются военный инженер А. Кампиони и архитектор Д. Лебедев. Деньги на строительство и заказ главного колокола взяли на себя известные в те времена ростовские меценаты и церковный староста. Четыре яруса изначально венчал купол синего цвета, украшенный звездами. Под ним установили огромные часы с боем. Средние уровни предназначались для колоколов, а в нижнем ярусе была организована часовня-крестильня, освященная в честь св. Николая Чудотворца.
После восстановления колокольни в 1999 году, были установлены вновь отлитые колокола. Каждый из них носит свое имя, связанное с небесным покровителем — святыми Пантелеимоном и Сергием Радонежским, князем Владимиром, Архангелом Михаилом. Один из колоколов назван в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Колокола, © АЛЕКСАНДР
На подворье, кроме собора с одноэтажным притвором и колокольни с часовней, располагается ряд строений. Среди них:
- резиденция владыки Ростовской епархии;
- малый храм Иоанна Предтечи;
- служебные постройки;
- епархиальное управление;
- типография;
- духовно-просветительный центр;
- церковные лавки.
Колокольня собора
В 1875 году на западе от храма было начато строительство еще одной достопримечательности города. По проекту войскового архитектор-инженера А. А. Кампиони и на средства меценатов С. Н. Кошкина, П. Р. Максимова, В. И. Асмолова и И. С. Панченко в 1887 году была возведена колокольня.
Она имела высоту 75 м, и в ее архитектуре сочетались элементы русского ренессанса и классицизма. Главка купола колокольни была выполнена в синем цвете и украшена золочеными звездочками. На ее верхнем ярусе находились часы с четвертным боем и четырьмя циферблатами. Они были видны из большей части города и многие ростовчане долгое время сверяли часы именно по ним.
В средних ярусах размещались колокола. Главный из них отлили в Москве на средства И. Панченко. Он весил 1 032 пуда. Колокол украшали изображения святых, Богоматери и Иоанна Богослова. Сохранились свидетельства, что его переливистый звон был слышен за 4 десятка верст.
В 1882 году на первом ярусе колокольни устроили малый храм-крестильню во имя Святителя Николая.
Как уже было сказано, в начале войны уничтожили два верхних яруса сооружения, а спустя 7 лет оно практически перестало существовать, так как была разобрана его нижняя часть.
Колокольню восстановили в 1999 году, и сегодня многие обзорные экскурсии по Ростову-на-Дону начинаются у ее подножия.
Революция и ее последствия
Октябрьские события и Гражданская война принесли собору немало бед. В 1920 году из него было похищено большое количество дорогих икон. Причем кражи совершали обе стороны конфликта.
В следующем году клир собора страдал от сильных репрессий. Затем в Поволжье наступает голод. В связи с этим специальная комиссия приступает к изъятию церковных ценностей. В Ростове подобная акция не состоялась, из-за возмущенных прихожан, избивших делегацию.
В 1930-е годы собор перестал принимать верующих и был закрыт. Его территория сначала использовалась как зверинец, а затем превратилась в товарный склад.
Колокольня собора пострадала в период Великой Отечественной войны. Два ее верхних яруса были взорваны, поскольку могли служить ориентиром для артиллерии и авиации противника. Тем не менее центральная часть города все же сильно пострадала от обстрелов.
Новые колокола
Долгие годы над собором не звучал благовест. Ситуация изменилась к началу нового века, когда были изготовлены новые колокола. Эта ответственная задача была возложена на воронежское МП «Вера».
Новые колокола не являются точными копиями тех, звон которых когда-то звал в храм православных жителей Ростова-на-Дону. Их назвали в честь небесных покровителей светских и духовных руководителей региона.
Сегодня собор Рождества Пресвятой Богородицы (Ростов-на-Дону) оповещает прихожан звоном колоколов:
- великомученика Пантелеймона весом 4 тонны;
- святого князя Владимира (2 т);
- архистратига Михаила (1 т);
- Сергия Радонежского (0,5 т);
- Рождества Пресвятой Богородицы (0,25 т).
Соборная площадь Ростова-на-Дону
Интерес представляет не только храм, но и прилегающая к нему территория. Перед собором, между улицами Московской и Станиславского, расположена небольшая Соборная площадь. Ее история неразрывно связана с непростой судьбой храма.
В апреле 1890 года благодарные ростовчане установили там бронзовый памятник Александру Второму. Монумент был возведен по проекту М. О. Микешина. В 1920-м на памятник надели фанерный ящик с красной звездой, а через некоторое время и вовсе снесли. После этого площадь долгое время пустовала.
Монумент Святителю Димитрию Ростовскому
В 1999 году Соборная площадь преобразилась. Рядом с местом, где когда-то находился монумент, посвященный императору Александру Второму, установили памятник Святителю Димитрию Ростовскому. Авторами нового изваяния стали В. Г. Беляков и Н. Ф. Гмыря.
Монумент был поспешно смонтирован в дни торжеств, посвященных 250-летию Ростова-на-Дону, по настоянию городской администрации. Такое решение вызвало неоднозначную реакцию общественности. Прежде всего, причиной недовольства стал низкий художественный уровень памятника. Критиковали также облачение Святителя и надпись на постаменте. Многие специалисты указывали, что для установки этой новой достопримечательности города выбрано крайне неудачное место. Они призывали возвести памятник на территории, где ранее находилась крепость, либо на улице Степана Шаумяна (ранее носила название Димитриевская).
Ростовский собор Рождества Пресвятой Богородицы
Нынешний Ростовский-на-Дону собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы можно считать шестым в городе по счёту храмом одноимённого наименования. Его история началась с небольшой деревянной часовни, построенной в 1766 году жителями Восточного купеческого форштадта крепости Димитрия Ростовского в поселении Полуденный стан (Полуденке), находившейся на территории будущего города Нахичевани в границах между нынешними 1-й и 7-й линиями. Через небольшой промежуток времени часовня подвергается перестройке. В часовне устраивается иконостас, в результате чего она превращается в полноценную церковь и её можно считать вторым храмом, которому впоследствии только после нескольких перестроек и переносов на новые места в городе, предстояло стать собором. Есть сведения о том, что в 1771 году, вследствие распространявшейся в крае моровой язвы, жители Полуденного стана хотели устроить в храме придел во имя священномученика Харлампия, спасавшего верующих от эпидемии. Консистория предложила взамен малой церкви построить храм больших размеров. Но достигшая стана эпидемия не только не замедлила задуманное строительство, но и вынудила остававшихся в живых жителей поселения покидать свои жилища и разбегаться по округе. Только по прошествии двенадцати лет этот небольшой храм в том же районе заменяется также деревянным, но более вместительным храмом. Однако, создавая этот третий храм, и солдаты, и жители не подозревали, что существовать этому храму придётся всего один год. Уже в 1780 г. население Полуденного стана вынуждено было уступить место переселённым сюда из Крыма крымским армянам. Бывшие в стане малороссы были переселены «по ту сторону реки Дон, по речке Койсуг», а русские солдаты, купцы и мещане — в Солдатскую слободу крепости. В этой же слободе, около нынешнего Центрального рынка было определено и место для храма Рождества Пресвятой Богородицы. 20 февраля 1781 года протоиерей Иоанн Андреев освятил место закладки храма, а 5 сентября 1781 года — построенный храм. Но и на этом месте эта четвертая по счету церковь просуществовала всего десять лет: 27 декабря 1791 года церковь, именовавшаяся к этому времени купеческой, сгорела от удара молнии. Глава местного самоуправления нарождающегося города купец Михаил Прокофьевич Наумов ходатайствует перед Екатеринославским митрополитом Гавриилом о строительстве новой церкви. В результате удовлетворения этого ходатайства в 1795 года на месте сгоревшей сооружается каменная (купеческая), пятая церковь Рождества Пресвятой Богородицы, а в углу её каменной ограды — небольшая «теплая. церковь во имя Трёх Святителей. Новая Рождество-Богородичная церковь в указе Новороссийской консистории за 1800 год, по-прежнему названа купеческой, но уже в 1822 году Святейший Синод переводит её в ранг соборной. При этом скоро становится ясным, что соборная церковь ввиду малого размера не позволяет удовлетворить потребности быстро растущего города. Ссылаясь на быстрое увеличение населения Ростова, староста и попечитель храма, купец Константин Михайлов-Нефёдов и купец Семён Николаевич Кошкин обращаются к епископу Екатеринославскому и Таганрогскому Иннокентию и получают от Святейшего Синода разрешение на возведение нового, более вместительного собора. Они выделяют на строительство крупную сумму денег, основную часть которых составил взнос старосты собора. Кроме них строительству нового ростовского собора помогли переведённый сюда из крепостной Покровской церкви протоиерей Григорий Шербанский и Козьма Григорьевич Крамаренко. В результате деятельности этих лиц в 1845 году было закончено «Дело О Высочайшем утверждении проекта новой каменной церкви вместо пришедшей в ветхость каменной с деревянными куполами соборной церкви». Новый (шестой по счёту) ростовский собор был заложен в 1854 году, а закончен постройкой и освящён В 1860 году. Строился собор на бывшей улице Старо-Почтовой, теперь это улица Станиславского, 58. Главный храм Ростова дал название переулку Соборному (в советское время именовался переулком Подбельского) и улице Рождественской (ныне это улица Обороны). Автором проекта собора считается академик архитектуры, профессор Константин Андреевич Тон (1794-1881). Непосредственную «привязку» тоновского проекта церкви Введения во храм Просвятой Богородицы в Семёновском полку в Петербурге (уменьшенного варианта храма Христа Спасителя в Москве) к ростовским условиям с целью удешевления стоимости строительных работ выполнил архитектор А.С. Кутепов. Ростовский собор построен в русско-византийском стиле (термин нашего времени). До революции К.А. Тон считался создателем в России римско-византийского архитектурного стиля. Этот крестообразный в плане, пятиглавый собор отличается монументальностью своих форм. Он сразу стал неотъемлемым градоформирующим элементом как площади Старого Базара (нынешнего Центрального рынка), так и всего центра города. Собор имеет единую композиционную основу с московским храмом Христа Спасителя (проект К. А. Тона), но, в отличие от него, меньше по размерам (высота до креста 49,8 м) и более скромен в декоре оштукатуренных фасадов. Все пять глав собора предназначались к золочению, но из-за нехватки средств их тогда покрыли только ярь-медянкой. Золочение всех глав храма произведено лишь к 1988 году, т. е. к празднованию тысячелетия крещения Руси. Кроме главного престола в честь Рождества Пресвятой Богородицы собор имеет два боковых придела с престолами: правый в честь Преображения Господня и левый во имя Святых апостолов Петра и Павла. Интерьер Ростовского собора в XIX в. был украшен прекрасными фресками, выполненными на средства главного попечителя строительства собора, почётного потомственного гражданина Ростова-на-Дону И.С. Панченко. Главный иконостас выполнили из резного дерева и позолотили. Благодаря Панченко в соборе появились дорогие иконы. По стенам храма размещались шестнадцать вызолоченных резных киотов. Пол в храме искусно покрыли мраморными плитами. Главной святыней дореволюционного ростовского собора была особо чтимая икона Святителя Димитрия, митрополита Ростовского. Паперти были выполнены из мрамора. Южная паперть выходила на торговые ряды и в то время являлась главным входом в собор. Северная паперть выходила на соборную площадь. После освящения нового ростовского собора старый храм разобрали, и шестнадцать лет это место пустовало. В 1875 году на месте старого разобранного храма, т.е. с западной стороны возведённого собора была заложена четырехъярусная колокольня. Проект колокольни разработал областной войсковой архитектор А.А. Кампиони. Помогал ему в работе архитектор Д. В. Лебедев. Средства на возведение колокольни пожертвовал ростовский купец Петр Романович Максимов. Кроме него попечителями строительства были купец Донского торгового общества С.Н. Кошкин и табачный фабрикант, меценат В.И. Асмолов. Протоиерей Л. Крещановский, указывает, что средства на постройку колокольни поступали и от церковного старосты, почётного гражданина города И.С. Панченко, Строительство колокольни продолжалось двенадцать лет: она была освящена в 1887 году. Стройная белокаменная колокольня высотой 75 м, построенная с использованием архитектурных форм стилей классицизма и ренессанса, стала украшением площади и доминантой панорамы Ростова. Синюю главку купола колокольни украшали позолоченные звёзды. Помещение верхнего яруса колокольни предназначалось для установки часов. Эти четырехциферблатные часы с четвертным боем, стоившие по тому времени 2899 рублей, установили через четыре месяца после освящения колокольни. Средние ярусы колокольни предназначались для установки колоколов. Сюда 15 октября 1887 года повесили первые колокола, до этого находившиеся на временном деревянном строении на земле, а через неделю, 22 октября, во время литургии был освящен новый колокол весом 1032 пуда (16,5 т), отлитый на средства церковного старосты, купца И. С. Панченко в Москве на заводе Н. Д. Финляндского. Этот колокол был украшен четырьмя изображениями: Рождества Пресвятой Богородицы, великомученика Пантелеимона Целителя, Иверской иконы Божией Матери и Святого евангелиста Иоанна Богослова. Рассказывали, что звон этого главного колокола, разносился по 3адонью на расстояние свыше 40 вёрст. В 1882 году в помещении первого нижнего яруса колокольни был устроен, так называемый, малый храм-крестильня во имя Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. Через девять лет после убийства народовольцами императора Александра II, 17 апреля 1890 года (в день, приуроченный ко дню рождения покойного) перед ростовским собором состоялось торжественное открытие памятника царю-освободителю в присутствии епископа Екатеринославского и Таганрогского, войскового наказного атамана Войска Донского и других чинов. Памятник сооружался на частные пожертвования по проекту скульптора академика М.О. Микешина (1835-1896). Высота памятника составляла десять метров, а вес бронзовой скульптуры — 250 пудов (4 т). Надпись на памятнике гласила: «Император Александр II. Благодарные граждане Ростова-на-Дону». В 1920 году «новые» граждане заделали памятник фанерным ящиком с красной звездой, а через четыре года разрушили его совсем. Октябрьская революция и гражданская война явились для собора началом лихолетий. В 1920 году храм пережил большие потери: многие ценные иконы и утварь были разграблены как белыми, покидавшими родину, так и красными победителями. Как писали советские историки о событиях Гражданской войны, «при отступлении белой добровольческой армии генерала А.И. Деникина из Ростова в январе 1920 года её контрразведка оставила в городе для подрывной контрреволюционной работы свыше 200 белогвардейских офицеров. Во главе этой банды стояли князь Ухтомский и настоятель кафедрального собора Верховский». Подобные утверждения использовались для оправдания репрессий против церковнослужителей Ростова. Уже в начале 1920-х гг. настоятелю храма было предложено закрыть южный и северный входы в храм и использовать только один западный. Поэтому к западному входу храма пристраивается новый притвор, увенчанный небольшим цилиндрическим барабаном купола с луковичной главкой и крестом. С 1921 г. начинаются прямые репрессии в отношении клира собора. Так по придуманному делу «Армии спасения России» арестовывается упомянутый протоиерей Верховский. В 1922 году в стране начинаются акции по изъятию церковных ценностей в связи с голодом в Поволжье. В Ростове эта акция проходила 11 марта, но в соборе она была фактически сорвана. Возмущённые поведением комиссии, прихожане избили членов комиссии. В результате этого события были арестованы первый владыка Ростовской самостоятельной епархии, избранный на кафедру в Ставрополе в 1919 году епископ Ростовский и Таганрогский Арсений (Смоленец, 1873-1937), семь священников, в том числе протоиерей Иоанн Цариненко, ключарь собора, четыре члена приходского совета и ревизионной комиссии собора. В общем количестве перед Донским Ревтрибуналом предстало 37 человек. В 1930-е годы ростовский собор был закрыт совсем. На его территории вначале устроили зверинец. Очевидцы тех лет рассказывали, правда, в различных вариантах, о рёве рожавшей там львицы. Затем собор был превращён в товарный склад. Собор утратил кресты на куполах, иконостасы, иконы, мраморный пол и другое внутреннее убранство. В советское время было несколько случаев, когда хулиганствующая воровская молодёжь использовала облик колокольни в своих неблаговидных целях. В ясные дни при медленном движении облаков создавалась иллюзия падения колокольни. В этот момент эта хулиганствующая молодёжь криками «Колокольня падает!» создавала панику на базаре и тащила с прилавков товар убегавших от страха торговцев. Колокольню собора трагедия ожидала во время Великой Отечественной войны. По решению горкома и обкома ВКП(б), руководившими Городским комитетом обороны Ростова в июле 1942 года, два верхних яруса колокольни были взорваны, так как предполагалось, что она могла служить ориентиром немцам для ведения артиллерийского огня и бомбардировок авиацией. Тем не менее отсутствие высокого ориентира не помешало немецким летчикам летом 1942 года уничтожить почти всю центральную часть города. Во время второй немецкой оккупации Ростова, длившейся более полугода, началось возрождение церковной жизни в городе. Оккупанты не мешали возрождению епархиальной деятельности. Нашлись духовные лица, такие как Вячеслав Сериков, Иоанн Наговский, архиепископ Николай Амасийский, уволенный в 1937 г. от управления епархией, которые возродили религиозную деятельность в городе. По инициативе архиепископа собор привели в относительно благопристойное состояние и в нём стали отправляться регулярные богослужения. Однако, надо полагать, что архиепископ незадолго до освобождения Ростова от немецкой оккупации принял опрометчивое решение просить румынского патриарха принять Ростовскую епархию в его ведомство. Это деяние и другие самочинные решения архиепископа Николая вызвали крайне негативную реакцию Московской Патриархии. Начавшиеся в период немецкой оккупации богослужения не прекратились и после освобождения 14 февраля 1943 года города от оккупантов. Эти богослужения проводились одновременно с наведением благолепия в храме. Настенные росписи храма обновлялись художником Иваном Ивановичем Волковым (1887-1962), которые он вместе с художницей А. В. Подорожной исполнил ещё в 1929 году. В 1949 году силами находившихся в Ростове немецких военнопленных был разобран второй ярус колокольни. Нижний ярус был превращён в самостоятельный малый храм-крестильню (часовню) во имя Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. К сожалению, это мероприятие в 1990-е годы оказалось очень некстати для восстановления колокольни, так как по прочности новая колокольня значительно уступает своей предшественнице, что не позволило использовать колокола прежнего веса. В середине 1950-х годов по проекту ростовского архитектора Д.Ф. Эберга московские мастера восстановили иконостасы собора в виде часовен. В 1950-1970 годы с большими трудностями восстановили подворье собора. К празднику тысячелетия Крещения Руси над городом засияли золотом главки всех куполов собора. В 1991-1992 годы начались работы по восстановлению колокольни в прежнем виде. Проект воссоздания колокольни разработал архитектор Юрий Николаевич Солнышкин. К сожалению, из-за финансовых затруднений, а также ввиду низкого качества материала, строительство колокольни остановилось в 1996 году, когда кончились финансовые поступления от предпринимателя Адама Ясаевича Батажева. Строительные работы возобновились в 1998 году, когда администрация изыскала финансирование из бюджетных средств города и области. В связи с поздним поступлением средств, строительство завершилось в сентябре 1999 года буквально за день до торжеств, посвященных 250-летию Ростова. В день храмового праздника Рождества Пресвятой Богородицы, 21 сентября 1999 года, Патриарх Московский и всея Руси Алексий 11 освятил воссозданную колокольню. По заказу городской администрации на воронежском малом предприятии «Вера» были заказаны новые колокола для колокольни. Эти новые пять колоколов не повторяют названия предыдущих, да и уступают им по величине. Как подмечали в прессе внимательные ростовские журналисты, имена этих новых колоколов созвучны именам духовных и гражданских лиц города и области, причастных к воссоздаваемой колокольне, что, в общем-то, является обычным явлением в деле храмостроения. Самый большой колокол (4 т) назван именем великомученика Пантелеимона Целителя, являющегося небесным покровителем бывшего владыки епархии. Следующий по величине колокол (2 т) посвящен Святому равноапостольному великому Киевскому князю Владимиру, т. е. небесному покровителю бывшего губернатора области. Колокол весом в одну тонну носит имя ангела хранителя градоначальника (мэра) Ростова, а именно, архистратига Михаила. Полутонный колокол носит имя ангела хранителя бывшего настоятеля собора — преподобного Сергия Радонежского. Наконец, самый маленький колокол (0,25 т) посвящен собору, а именно Рождеству Пресвятой Богородицы. Тем не менее, по мнению некоторых специалистов и музыковедов, не всё удалось решить оптимально в этой реконструированной колокольне. Они считают, что жесткий тяжелый звон новых колоколов несколько противоречит современным гармоничным архитектурным формам ростовской колокольни. Реставрационные работы в интерьере первого яруса колокольни продолжались 12 лет: только 4 декабря 2011 г. была снова освящена возобновленная часовня во имя Свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских, чудотворца. В 1989 году городские власти Ростова-на-Дону утвердили охранную зону подворья Ростовского кафедрального собора. Такое решение способствовало не только постепенному благоустройству территории около собора, но и легализации его хозяйственной деятельности. Начались работы не только по восстановлению разрушенной колокольни, но и по возведению новых объектов. За короткий срок на подворье собора в 1992 году появился малый требный храм, освященный в честь Рождества честного славного Пророка Иоанна Предтечи, Крестителя Господня. Этот новый малый храм всегда переполнен верующими, которые нуждаются в церковных требах (отправлениях священного обряда). Он разместился в восстановленных флигелях соборного подворья и выделен только одной малой главкой. Рядом с ним была устроена воскресная школа. В этом же здании поначалу размешался и магазин духовной литературы, который в 2000 году нашёл для себя новое помещение рядом с подворьем собора на ул. Станиславского (б. Старо-Почтовой улице). Обзаводится ростовский собор и новыми святынями-реликвиями взамен утраченных. Из них можно отметить икону Святой Троицы с частицей Мамврийского дуба, мощевик Патриарха Московского и всея Руси Пимена и другие. Благоустраивается Соборная площадь перед храмом, на которой некогда стоял памятник императору Александру II Освободителю. 5 октября 1996 года архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон освятил символическую закладку памятника, правда, не убиенному императору, а Святителю Димитрию, митрополиту Ростовскому, хотя на тот момент проект памятника ещё не был утверждён. Такое оптимальное и дозволенное решение в бытность существовавшего ещё СССР, благословил митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (Сабодан) до избрания его Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины. Но многие ростовчане: историки, искусствоведы, архитекторы, художники, журналисты, краеведы, писатели и часть прихожан и теперь считают, что памятник Святителю Димитрию, митрополиту Ростовскому нужно установить на территории бывшей крепости, к примеру, в Первомайском парке, либо в районе улицы имени С. Шаумяна, ранее носившей название Димитриевской, по имени святителя. Тем не менее, по настоянию администрации Ростова-на-Дону памятник Святителю Димитрию был поспешно изготовлен и установлен на площади в дни празднования 250-летия города (скульптор В.Г. Беляков, архитектор Н.Ф. Гмыря). После торжественного открытия памятник вызвал новые споры теми, кто считает художественный уровень его исполнения низким, а также в связи с расположением памятника, надписях на нём, облачением Святителя и пр. За годы постперестроечного периода в ростовском соборе произошло много событий как неприятных, так и знаменательных. Так 1993 году одна фанатичка из «Белого братства» с ножом и топором пыталась изрубить и осквернила иконостас храма, а 11-го сентября 1994 года на усадьбе подворья из-за возгорания базарного торгового киоска возник пожар в здании епархиального управления. При этом пострадали покои владыки, канцелярия, библиотека религиозной литературы. Но, несмотря на эти беды, главный ростовский храм торжественно отмечал в 1995 году своё 135-летие, в 2010 году свое 150-летие. По случаю 250-й годовщины города 20 и 21 сентября 1999 г. Патриархом Алексием 11 года были совершены праздничные всенощные бдения и литургия. В 2003 году собор удостоился чести принимать мощи Покровителя России, Святого апостола Первозванного, которые были установлены в храме 23-25 июня для всеобщего поклонения по пути перенесении святыни из России через Украину, в Грецию, в Афон. Такой же чести удостоился собор принятием 1 июля 2006 года на пару дней под свои своды ларца с десницей Святого Иоанна Предтечи. С 23 по 24 июня 2005 года Ростовскую-на-Дону епархию посетил Блаженнейший Митрополит Киевский и Всея Украины, Священно-архимандрит Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры Владимир (Сабодан). Важность этого визита заключалась не только в том, что Митрополит Владимир с 1982 по 1992 годы был владыкой Ростовской епархии, но и то, что он являлся первым Митрополитом среди всех остальных митрополитов Русской Православной Церкви, т.е. как бы вторым лицом после Патриарха Московского. Киевские митрополиты получили такое право быть первыми среди всех российских митрополитов в 1685 году, когда Киевская митрополия перешла из юрисдикции Константинопольского Патриарха под омофор Московского Патриарха. Цель приезда Митрополита Владимира в Ростов была — доставить из ростовского собора Рождества пресвятой Богородицы в Киев частицу мощей Святого равноапостольного великого князя Киевского Владимира. В свою очередь Митрополит Владимир в дар Ростовской епархии привез из Киева икону первого известного нам древнерусского врача, преподобного Агапита Печерского с частицами мощей. Во время пребывания в Ростове предстоятель Украинской православной церкви совершил Всенощное бдение и Божественную литургию в Ростовском кафедральном соборе. Митрополиту Владимиру сослужили архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон и архиепископ Павел, викарий Киевской митрополии, наместник Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, а также духовенство епархии. К великому сожалению это торжество, привлекшее к себе многочисленных паломников, было омрачено появлением около храма нескольких мошенников в виде мнимых или действительных священнослужителей, которые под разными предлогами просили доверчивых, людей совершать пожертвования на вымышленные церковные нужды. В результате у некоторых выявленных мошенников были найдены крупные денежные суммы, собранные обманным путём. Это свидетельствует о необходимости всем верующим соблюдать на улицах высокую бдительность! Территория современного подворья Ростовского собора — это гармоничный архитектурный комплекс, в котором кроме трёх храмов: собственно собора, малого требного храма во имя Иоанна Предтечи и крестильни Святителя Николая в колокольне имеется несколько служебных зданий. Здесь находятся епархиальное управление, резиденция владыки Ростовской епархии, канцелярия и епархиальные отделы и комиссии. Здесь также находится духовно-просветительный центр во имя Святителя Димитрия, митрополита Ростовского, издательство Ростовской-на-Дону епархии и типография, магазины церковной утвари и духовной литературы. (Е.И. МАЛАХОВСКИЙ. Храмы и культовые сооружения Ростова-на-Дону, утраченные и существующие).
Было интересно? Скажите спасибо, нажав на кнопку «Поделиться» и расскажите друзьям:
Количество просмотров: 11992
olenalex вс, 18/11/2012 — 08:59
- Колокольня
- Памятник
- Пантелеимон архиепископ
- Православие
- Рождества Богородицы собор
- Сабодан Владимир
- Станиславского улица
- Тон Константин
- Храм
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Жизнь прихода
Собор Рождества Пресвятой Богородицы (Ростов-на-Дону) имеет подворье, представляющее собой гармоничный архитектурный ансамбль. Кроме самого храма, на его территории находятся действующая церковь, освященная во имя Иоанна Предтечи, и временно не функционирующий храм святителя Николая, располагающийся в колокольне.
В комплекс подворья входят и несколько зданий служебного пользования. В частности, там располагаются канцелярия, а также отделы и комиссии Ростовского Епархиального Управления.
Приход собора осуществляет активную деятельность, направленную на ознакомление жителей Ростова-на-Дону с православными традициями. Большую работу в этом плане проводит Просветительский центр им. святителя Димитрия, размещенный в здании, расположенном по соседству с храмом св. Иоанна Предтечи.
На подворье также находятся епархиальное издательство, типография, магазины, где продают церковную утварь и православную литературу.
Особенности храма
Собор имеет традиционную структуру. В основе находится крестообразная форма, позволившая придать ему византийский стиль с элементами русского зодчества. Внутри находится высокий иконостас-часовня. Возле соборного здания расположены также церковь Ивана Предтечи, небольшая крестильня святого Николая, служебные, канцелярские и епархиальные помещения, резиденция настоятеля, издательство и типография, духовный центр. Колокольня построена в смешанном стиле, где четко прослеживаются ренессансные и классические черты. Венчает здание синий купол, покрытый золотыми звездами. На самом верхнем ярусе находится циферблат. На третьем и втором ярусах повешены колокола, снятые во время ВОВ – они были заменены пятью новыми, носящими имена различных святых.
Как добраться
Адрес храма: Россия, Ростов-на-Дону, улица Станиславского, строение 58. Добраться туда можно на собственном автомобиле, на такси или на трамвае № 1. Остановка, на которой необходимо сойти, называется «Центральный рынок». Храм открыт для верующих в любой день недели с 10:00 до 17:00.
Теперь вы знаете, когда был основан Ростовский собор Рождества Пресвятой Богородицы и какая непростая была у него судьба. Обязательно посетите этот великолепный памятник церковной архитектуры и полюбуйтесь росписями, украшающими его интерьер.