Псалом Давида 61 на русском и церковнославянском языках


Текст молитвы псалом 61

В православной традиции эта молитва читается в храме на церковнославянском языке. Но для простого прихожанина этот язык может быть сложен из-за особенности чтения и ударений в словах. Смысл станет понятнее, если вы заранее ознакомитесь с переведенным на русский язык текстом. Только тогда можете приступать к заучиванию оригинала.

На церковнославянском языке

На русском языке

Христианский псалом 61: толкование и текст на русском языке

Комментариев нет

Текст 61 православного псалма, по мнению толкователей, относится ко времени, когда его автор, израильский царь Давид, был на грани свержения с престола. Его положение лучше всего иллюстрирует пятый стих псалма: «Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своем клянут» (Пс. 61, 5), где под словом «высота» подразумевается как раз высокое общественное положение царя, а вторая часть стиха говорит о лукавстве и лицемерии его приближенных. В христианском тексте 61 псалма пророк Давид обращается к ним, спрашивая, когда же они перестанут преследовать его, и предупреждает, что скоро они будут низвержены, очевидно, имея при этом в виду Божью кару.

Когда нужно читать 61 христианский псалом?

Толкование 61 псалма повествует о том, что под словами «сыны мужей» Давид имел в виду детей знатных людей, а «сынами человеческими» он назвал детей простых смертных. В 61 псалме царь уравнивает их, говоря о том, что ни те, ни другие не имеют никакого веса: когда дело касается человеческой жизни, только Бог решает судьбу своих созданий. Того же мнения придерживается псалмопевец и относительно богатства – в трудных ситуациях он советует не рассчитывать на накопления, а положиться на волю Божию. Слушать онлайн и читать христианский псалом 61 следует тем, кто больше не в силах терпеть испытания, посланные свыше.

Слушать на видео православную молитву псалом 61 на русском языке

Читать на русском языке текст молитвы псалом 61

Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.

Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое. Только Он — твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более. Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся. Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своем клянут. Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя. Только Он — твердыня моя и спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь. В Боге спасение мое и слава моя; крепость силы моей и упование мое в Боге. Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище. Сыны человеческие — только суета; сыны мужей — ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты. Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца. Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога, и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его.

Церковно славянский текст псалом 61, из Псалтыри

Не Богу ли повинется душа моя? от того бо спасенiе мое. Ибо той Бог мой и спас мой, заступник мой; не подвижуся наипаче. Доколе належите на человека? убиваете вси вы, яко стене преклонене и оплоту возриновену. Oбаче цену мою совещаша отринути, текоша в жажди; усты своими благословляху, и сердцем своим кленяху. Oбаче Богови повинися, душе моя; яко от того терпенiе мое. Ибо той Бог мой и спас мой, заступник мой; не преселюся. О Бозе спасенiе мое и слава моя; Бог помощи моея, и упованiе мое на Бога. Уповайте на него, весь сонм людiй; излiяйте пред ним сердца ваша, яко Бог помощник наш. Oбаче суетни сынове человечестiи, лживи сынове человечестiи в мерилех eже неправдовати; тiи от суеты вкупе. Не уповайте на неправду, и на восхищенiе не желайте; богатство аще течет, не прилагайте сердца. Единою гла Бог, двоя сiя слышах, зане держава Божiя, и твоя, Господи, милость; яко ты воздаси комуждо по делом eго.

История написания

Псалом написан в тяжелый момент для Давида, когда произошло восстание в Иерусалиме. Сын Давида Авессалом, будучи жадным и алчным человеком, предал своего отца, подговорив израильтян восстать против помазанника Божьего. В этот миг все переменилось.

Некогда близкие друзья царя в один момент стали его врагами, все отвернулись от него. Уныние и скорбь уничтожили бы душу царя, если бы не помощь Господа и его живительной силы. В момент духовного упадка, только благодаря Всевышнему, Давид сумел сохранить трезвость ума и твердость мысли.

61:1-3 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида. 2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое. 3 Только Он — твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более.

И здесь — песня сердца Давида с благодарностью к милости Божьей. И каждый раз, воспевая Богу и придавая себе уверенности с оптимизмом в процессе общения с Иеговой — Давид говорил сам себе: всё, больше не поколеблюсь! Однако проходило время, обстоятельства снова тяжестью наваливались на сердце Давида, и он снова искал защиты и спасения у Иеговы. Поэтому так много песен сложил Давид, посвящая их Богу спасения своего.

61:4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.

Риторический вопрос, на который только Бог знает ответ: доколе нечестивые будут притеснять нормальных людей? Одно только знает Давид, что рано или поздно, а закончится этот «мёд» для нечестивцев всей земли.

61:5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своем клянут.

Нечестивцы задумали занять главенствующее положение на земле Бога. Интересно, что даже они понимают: не пролезть наверх откровенным нечестием, его приходится замаскировывать под благовидную деятельность. Уста благословляют, а сердце ненавидит — излюбленная тактика, к которой вынуждены прибегать все лицемеры земли ради собственного процветания, в противном случае ненависть, выливающаяся наружу — не пробьёт себе дорогу к успеху: даже сами нечестивые ненависть не уважают, потому и скрывают её под маской благолепных речей.

61:6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.

Потому Давид и выбрал доверять только Богу: поди разберись, кто из говорящих благолепно и сладостно — лицемер, скрывающий ненависть сердца, а кто — искренний любитель Давида? Это трудная задача. Проще от Бога выслушивать в свой адрес все речи, уж Он, по крайней мере, лицемерить не станет.

61:7,8 Только Он — твердыня моя и спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь. 8 В Боге спасение мое и слава моя; крепость силы моей и упование мое в Боге.

Потому Иегова — единственная твердыня Давида, скала, на которую можно опереться во время падения и не упасть. Только на Него и может надеяться Давид. Всё остальное, каким бы крепким с виду не казалось – дружба связи, деньги, положение и т.д. — не может быть опорой верующему, ибо недолговечны, как и сам человек.

61:9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.

Именно поэтому Давид советует опираться на Бога — и всему своему народу: только Богу одному есть смысл изливать сердце своё и всё, что на нём грузом навалено, все беспокойства и тайны — только Богу небес стОит отдавать, ибо нет более никого столь крепкого и надёжного во вселенной для человека, кому можно было бы доверить всё самое своё сокровенное и ценное. Он – Бог, и слушает ВСЁ, чтобы понятно Ему было, как и в чём помочь служителям Своим, куда направить их и как излечить раны их. Как доктор — выслушивает ВСЁ, чтобы правильный диагноз установить, даже если признаки болезни – непривлекательны бывают и молитвы наши, может, и режут, порой, Ему слух.

61:10
Сыны человеческие — только суета; сыны мужей — ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
Сыны же человеческие — недоразумение одно: если их всех собрать по земле и положить на Божьи весы, то воздух окажется тяжелее. Если же все вместе они легче пустоты, то сколько же тогда весит один???? Чтобы ему открывать сердце своё? Ну уж нет, не бывать тому, чтобы такому пустому человеку доверить своё сердце.

61:11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте [к нему] сердца.

Если даже надеяться на способности человеческие, практично устраивать седалище своё и накапливать сокровища — то и это пустое. Даже если и удаётся чего-то достичь, не следует возвышаться и думать, что от этого – весу у нас на весах Божьих прибавляется. ВСЁ пустое, как в человеке, так и во всём, с чем он дело имеет и чем тщеславится — ЕСЛИ человек без Бога в голове живёт и только самим собой любуется.

61:12,13 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога, 13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его.

Только Иегова имеет вес в этой жизни, только за него возможно держаться, ибо пустота не удержит при падении и от краха не спасёт. А за скалу уцепишься — и глядишь, не завалишься навзничь, устоишь на ногах, чтобы и дальше в путь к Богу продвигаться можно было.

Толкование

Узреть истинный смысл псалма всегда было сложно, но мы постараемся разобраться в этом вопросе. Само песнопение состоит из трех частей. Каждая из частей состоит из четырех стихов, которые насыщены идеями об успокоении души и божественной защите от несправедливости этого мира.

Стихи 1-3. Здесь говорится о том, насколько Господь всемогущ. Он принесет спасение всем, кто крепок в своей вере. Давид считает, что количество грешников и их греховных дел не имеет значения. Бог видит каждого из них, и все они будут низвергнуты и наказаны.

Стих 4. Давид не может смириться с лицемерием ближних своих, которые перед царем говорили одно, но за его спиной замышляли недоброе. Правитель осуждает таких людей, считая их преступниками перед лицом Бога.

Стихи 5-8. Бог никогда не оставит Свои творения на растерзания грешникам. Давид в этой песне сообщает, что Господ помогает не только ему персонально, но и другим праведным людям. На протяжении своих скитаний, царь встретил немало добрых людей и укрепил их веру во Всевышнего.

Стих 9. В этом стихе заходит вопрос о предназначении. Давид говорит, что люди изначально имеют свое предназначение. Вне зависимости от категорий, классов, сословий – все равны перед Богом и его провидением. В ведении Господа судьба каждого человека – от простолюдина до знати. Слово Божие во много раз тяжелее всех деяний в земном царстве.

Стих 10. В этом стихе пророк говорит, что богатство не имеет веса перед Богом. Если же его нет, значит мечтать о нем, и не стоит, если же оно имеется, то не стоит им хвалиться. Если богатство есть и преумножается – будьте счастливы всей душой.

Стихи 11-12. Давид говорит, как Всевышний сказал о том, что власть, сила и милость сосредоточена только в Его руках. Эта мысль подтверждает факт, что земное превосходство несущественно перед могуществом Господа. Но деяния, плохие или добрые, будут оценены Им по достоинству.

Кафизма 8 Псалом 61

Псалом 61

Означенный псалом, как и предыдущий, можно относить ко времени бегства Давида из Иерусалима во время восстании Авессалома. С этим согласно указание, что враги задумали низвергнуть Давида «с высоты» (5), разумеется общественного положения, т. е. престола, каким он не владел при Сауле. Враги для своего успеха прибегали к лицемерной лжи (5) и их преобладание сопровождалось грабежами и хищениями. Последние две черты совпадают с означенным временем, так как восстание на Давида подготовлялось лицемерным внешним выражением почтительности к нему и в то же время распространением о нем лживых сведений; после же временного перехода власти в их руки враги отдались всякого рода хищениям. О последнем Давид очень часто уже говорил в других псалмах из того же времени.
Я надеюсь только на Господа, а потому все мои враги будут низринуты, к какой бы лжи они ни прибегали (2-5). Моя единственная и верная защита, как и всех людей, только Господь. Прибегайте к Нему, и не надейтесь на людей, так как только у Господа сила и милость (6-13).

1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида. 2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое. 3 Только Он — твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более.

3. «Он — твердыня моя»

, обычное сравнение, которое многими переводится: «Он — скала моя», указывающее на несокрушимость Божественной помощи. —
«Не поколеблюсь более»
— у Давида не может более быть сомнения в том, чтобы нападения врагов оказались успешными, а потому в нем исчезает опасение в возможности своей гибели, а заменяется верой в освобождение.

4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.

4. Гибель врагов будет непредотвратима никакими средствами. Они будут восходить на разваливающуюся стену, которую никакими усилиями поддержать невозможно.

5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своем клянут.

5. В отношениях Давида, как царя, к своему народу, враги не могли указать ничего преступного и вредного для последнего. Авторитет его стоял высоко не по сану, как царя, но и по действительной ценности, засвидетельствованной всей его предшествующей деятельностью, как правителя. Чтобы низложить его с престола («с высоты»

) враги
«прибегли ко лжи»
. Для усыпления же бдительности Давида и для успеха своего предприятия они оказывали пред ним ложную почтительность,
«а в сердце клянут»
. Такие приемы — обычны там, где нет правды в действиях и чистоты в стремлениях.

6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя. 7 Только Он — твердыня моя и спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь. 8 В Боге спасение мое и слава моя; крепость силы моей и упование мое в Боге. 9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.

9. Под «народом» можно разуметь тех людей, которые сопровождали Давида в его бегстве и которые отчаивались в возможности для него спасения. — «Изливайте пред Ним сердце»

— обращайтесь к Нему с искренней, нелицемерной молитвой и твердой верой.

10 Сыны человеческие — только суета; сыны мужей — ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.

10. «Сыны человеческие»

— обыкновенные люди, простой народ;
«сыны мужей»
— знатные лица. Надежда на тех и других в день своего спасения «суета и ложь», так как степень их влияния на конечную судьбу человека, в сопоставлении с божественным водительством, если положить на весы, окажется
«легче пустоты»
, человек в определении своей судьбы ничто.

11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к
нему
сердца.

11. Не должно думать, что безнаказанность хищений и грабительств, равно также материальные богатства в руках человека могут для него служить защитой и опорой и несокрушимым оплотом. Временный перевес на стороне нечестивого и его внешнее преобладание не должно вызывать подражания: «не прилагайте»

к этому сердца. Все содержание 9-11 ст. направлено Давидом к окружающим его в изгнании людям, которых повергало в уныние и которые теряли веру в возможность спасения Давида и самих себя потому, что видели материальный перевес на стороне его хищных врагов.

12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога, 13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его.

12-13. «Однажды сказал Бог, и дважды слышал я»

— я слышал двоякую истину, сказанную однажды Богом в руководство человеку: 1.
«Сила у Бога»
— власть распоряжаться всем существующим принадлежит только одному Богу, как верховному Миродержцу; 2.
«Милость»
ниспосылается тоже Им. Смысл всего выражения — истинная и верная защита только у одного милостивого Господа.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: