Исторические сведения
Православная община западного региона Москвы во главе с отцом Леонидом долгое время добивалась, что власти столицы выделили место для строительства церкви, ответ на их молитвы пришел в 2003 году. По благословению Святейшего патриарха Алексия ІІ основана община храма в честь иконы Богородицы «Смоленская».
Храм-часовня во имя Смоленской иконы Божьей Матери в Фили-Давыдково
Согласно «Программе 200» в 2013 году был выделен участок под строительство храма, а в 2014 году, как память о 200-летии Битвы под Бородином, здесь выросла небольшая церковь Смоленской Иконы Богородицы. Это был уникальный случай, когда при возведении собора и его обустройстве работала молодежь.
Музей Новодевичьего Монастыря
В Новодевичьем монастыре проводятся различные исторические и художественные выставки.
Житие игуменьи Серафимы
Выставка, посвященная первой игуменье Новодевичьего монастыря в постсоветский период Варваре Васильевне Черной. Посетители могут увидеть архивные фотографии жизни игуменьи Серафимы, личные вещи и семейные реликвии, церковные и государственные награды.
Россия и Новодевичий монастырь в 1812 году
Эта выставка объясняет, как монастырь пережил вторжение Наполеона в Москву, и отображает общую информацию о сражениях, которые происходили во время войны 1812 года. Там вы увидите мундиры, артефакты Бородинского сражения, фрагменты разрушенных церквей, портреты исторических, военных и религиозных деятелей.
Коллекция икон Пресвятой Богородицы
Экспозиция всего собрания Новодевичьих икон Пресвятой Богородицы, насчитывающая более 80 икон разных стилей и периодов, в том числе некоторые из самых почитаемых икон России.
Московская епархия вчера и сегодня
Эта выставка показывает, как московские церкви были восстановлены из руин в постсоветское время. Она демонстрирует историческое, культурное и религиозное наследие Москвы со сталинского периода до наших дней с коллекцией фотографий и видео.
«Огненные языки благодати»
Эта выставка, размещенная в различных зданиях монастырского комплекса, включает иконы начала 1700-х годов русской и Западной школ живописи, деревянную религиозную скульптуру и важные архитектурные особенности монастырского ансамбля.
Описание архитектуры
Стиль Богородичной церкви присущ русским постройкам 19 века. В основе русского зодчества лежат каноны архитектуры Руси, примером которой может служить Покровский собор Божьей Матери на Рву.
Интерьер церкви Смоленской иконы Божией Матери
Суздальские православные святыни всегда возводились на возвышении, чтобы их можно было видеть отовсюду. По такому же принципу возведена церковь в честь Смоленского образа Богородицы в Давыдково.
Колокольня Новодевичьего Монастыря
Построенная в последний год регентства княгини Софьи колокольня считается одной из самых красивых и внушительных в Москве, и не имеет аналогов в русской религиозной архитектуре. 72-метровая башня состоит из шести восьмиугольных ярусов, украшенных белыми балюстрадами. Третий и пятый ярусы содержат колокола, а два нижних яруса заняты церквями. Из-за своей огромной высоты колокольня видна на многие километры вокруг.
Это интересно: Выдающийся советский архитектор и художник Владимир Татлин устроил мастерскую в несуществующей колокольне в 1920-1930-е гг. Здесь он разработал свой знаменитый планер «Летатлин», который, к сожалению, не взлетел.
Социальная работа храма
Социальная деятельность в районе курируется настоятелем храма Смоленской иконы Богородицы.
Под опекой прихожан находится московская детская инфекционная больница, они собирают пожертвования для приобретения медицинских препаратов и средств гигиены для малышей. Настоятель храма со священниками проводят раз в месяц обряд Крещения младенцев прямо в больнице.
Важно! Под духовным опекунством центра социального обслуживания находятся ветераны кино, солдаты воинских частей, сотрудники детских домов. Прихожане поддерживают духовной литературой осужденных исправительных колоний.
Престарелые и немощные люди здесь нашли приют, где их оденут и накормят. В воскресной школе идут занятия как для детей, так и для взрослых. С 11.00 утра и до вечера. 19.00 все желающие могут посетить церковную библиотеку.
Новодевичий Некрополь и кладбище
Новодевичий Некрополь был основан в XVI веке как место упокоения самых почетных государственных деятелей России: ученых, писателей, представителей дворянства и царской семьи. В 1898 году за монастырскими стенами было построено новое кладбище для захоронения выдающихся интеллектуалов, политических и военных деятелей. В 1940-х годах он был расширен как место захоронения важных советских деятелей и стал самым известным кладбищем в Советском Союзе.
В результате осквернения Новодевичьего Некрополя в 1930-е годы осталось менее ста могил, в том числе декабристов Сергея Трубецкого и Михаила Орлова, а также героя Дениса Давыдова. Однако на Новодевичьем кладбище, простирающемся за стенами монастыря, находится более 27 000 могил. Среди самых известных обитателей кладбища — писатели Николай Гоголь, Антон Чехов и Михаил Булгаков. Также оперный певец Федор Шаляпин, композитор Дмитрий Шостакович, театральный режиссер Константин Станиславский, кинорежиссер Сергей Эйзенштейн, основатель Третьяковской галереи Павел Третьяков, главный следователь по чернобыльской катастрофе Валерий Легасов, жена Сталина Надежда Аллилуева-Сталина, президенты Никита Хрущев и Борис Ельцин.
Основные сооружения
На сегодняшний день общая протяженность кирпичной стены, окружающей территорию, составляет 870 м. Высота конструкций до 11 м, толщина достигает 5 м. По периметру стен построено 12 башен, 4 угловые с пристроенными караульнями – круглые, остальные имеют четырехугольную форму. В комплекс находится 14 различных строений, храмов – 8, остальные нерелигиозного значения.
Преображенская надвратная, или Преображения Господня церковь
Расположилась у главного входа в обитель. Строилась по приказу Софьи в 1687-1688 годах, когда была опекушей наследников престола. Освящена в августе 1688 года. Построена в стиле «нарышкинском барокко», который господствовал в московской архитектуре до начала XVIII столетия. Архитектор интерьеров – К. И. Золотарев.
Поражают размеры и великолепный декор, выполненный из белого камня, сооружение венчают пять луковичной формы глав. После смерти царя Федора, царевна Софья серьезно претендовала на русский престол и стремилась основать здесь постоянную резиденцию. Поэтому во время своего регентства построила много новых великолепных зданий.
Лопухинские палаты
Расположены с правой стороны от северных ворот. Названы в честь Евдокии Лопухиной. Построены в 1688 году, в их стенах бывшая царица проживала с 1727 до 1731 годы. Это двухэтажное нарядное строение, построенное в стиле “нарышкинского барокко”. Фасады украшают лепнина из белоснежного камня, карнизы, наличники на окнах второго этажа, оставшиеся части колонн – пьедесталы и капители.
Вся архитектурная отделка органично сочетается с декором Преображенского собора. На фасаде установлены старейшие в Москве солнечные часы. Царские покои располагались на втором этаже, на нижнем расположились хозяйственные службы. Интересно, что Евдокия Лопухина была последней русской царицей, в дальнейшем у русских самодержцев жены были иностранками.
Певческие палаты
Строились на протяжении нескольких лет, с 1718 до 1726 года. Это самое крупное жилое одноэтажное строение в архитектурном комплексе – в длину вытянулось почти на 100 м, в ширину на 15 м. У каждого входа – крыльцо, над которым висит икона. Сначала здесь находились кельи братьев, затем проживала наставница. В 1724 году Петр I приказал обустроить в еще не полностью достроенных покоях приют для девочек-подкидышей, которые проживали здесь и обучались плетению брабантского кружева, для чего специально выписывали из Голландии мастериц, чтобы обучали тонкостям ремесла.
Певческими стали называть с XIX столетия, когда на месте уничтоженного здания построили новое, и поселили туда монахинь-певчих. В настоящее время здесь находится трапезная и кельи послушниц. За долгие годы существования постройка претерпевала несколько значительных реставраций, последняя была проведена в середине прошлого века по проекту архитектора Макарова. Во время работ была сделана замечательная находка – печь с фрагментами старинных изразцов.
Стрелецкая караульня
Предназначались специально для размещения гарнизона стрельцов, которые должны были охранять монастырские территории. Белоснежное двухэтажное здание возвели в XVII столетии в характерном для подобных сооружений стиле. Почти не имеет декоративных элементов, украшают фасад только сдвоенные окна с решетками остроовального рисунка. Когда молодой царь подавил стрелецкий бунт в 1698 году, он поместил на некоторое время в караульное помещение его вдохновительницу – Софью, постриженную насильно в монахини под именем Сусанна. Верных сподвижников сестры Петр были жестоко казнил перед ее окнами, чтобы сломить дух.
Напрудная башня
Известна как Софьина. В конце XVII века молодой царь Петр I подавил стрелецкий бунт, который организовала сводная сестра. Чтобы наказать заговорщицу, заточил ее в это мрачноватое помещение, в котором царевна прожила до своей смерти в 1704 году. Строение также печально известно тем, что в находивших под ним подземелье замуровала себя вместе с ценными святынями настоятельница Леонида. Игуменья сделала это, так как захватившие власть большевики захотели изъять все монастырские ценности на нужды революции. Существует поверье – если прикоснуться к стенам левой рукой (ближе к сердцу) и загадать желание, оно обязательно исполнится.
Успенская церковь
Расположилась с западной стороны Смоленского собора. Строительство ее началось в 1685 году и продолжалось почти два года. Строение изначально принадлежало к типу храм-трапезная, большая часть которого не имеет непосредственного отношения к богослужению. Все остальное пространство отдано общинной столовой, где столовались послушницы, а по праздникам накрывали для почетных гостей столы. В трапезной есть три зала меньшего размера, сени и вместительные кладовые помещения, где хранились заготовленные впрок продукты.
Мавзолей князей Волконских
Мавзолей князей Волконских или часовня-усыпальница героев Отечественной войны 1812 года князей Волконских построен в стиле “ампир”. Небольшая по размеру часовня имеет кубическую форму, с куполообразной крышей. Точная дата постройки неизвестна, предположительно в двадцатых годах XIX века. Расположена с правой стороны от Успенской церкви. Считается, что мавзолей спроектировал известный московский архитектор итальянского происхождения Жилярди.
Палаты Ирины Годуновой
Двухэтажная здание, строительство которой было завершено к середине XVI, считается старейшей в архитектурном ансамбле. После кончины в 1584 году Ивана престол перешел в Федору, Ирина, жена, становится царицей. Годунова играла значительную политическую и общественную роль в жизни государства – заседала в Думе, принимала иностранных послов, переписывалась с королевой Англии.
На девятый день после кончины своего мужа царя Федора Иоановича, Ирина по своей воле селится в монастыре, принимает монашеский постриг и получает новое имя -Александра. Здесь же до вступления на престол проживал брат – Борис Годунов, которого Александра благословила в 1598 на царствование. В этих стенах Годунова находилась 5 лет, после смерти здесь же была погребена.
Церковь Святого Амвросия
Небольшая одноглавая, построена из белого камня в 1560-х годах, первоначально была посвящена Иоанну Предтече. Позже ее переосвятили в честь Амвросия Медиоланского. Домовая церковь неоднократно перестраивалось. Примыкающее к ней сооружение служило одно время трапезной, до тех пор, пока не открылась новая общинная столовая. В 1770 году последнюю основательную перестройку осуществил архиепископ Амвросий Зертис-Каменский. В 1928 году в трапезной устроили алтарь придела Николая Чудотворца. Сейчас здесь открыта выставка реликвий.
Смоленский собор
Возведен зодчим Нестором, который погиб при строительстве (по другой версии – Алевиз Новый). Сооружение установлено на белокаменном подклете, практические не имеет декора. Тонкий аркатурный поясок украшает трехчастную апсиду. Окружен галереями с арочными проемами, с двух сторон находятся небольшие приделы. Главы собора несколько смещены к восточной части, поэтому одно отделение вынесено вперед. Росписи относятся к 1526-1530 гг.
Главный иконостас заказала Софья Алексеевна в 1683 – 1868 годах, его выполнили мастера Оружейной палаты. Привлекает внимание и иконостас, который изготовлен под руководством Клима Михайлова из города Шилова, весь покрыт резьбой и позолотой. Православный храм великолепен и величественен, считается одним из самых красивых в Москве.
Надвратная церковь Покрова
Сооружена была по указанию и на деньги царевны Софьи Алексеевны, которая к тому времени уже была заточена в одной из башен. Этот величественный трехглавый храм с террасой возводился в 1638-1688 годах над южными воротами, которые в настоящее время закрыты. Для строительства использовали красный кирпич. Историки считают, что в архитектуре соединились черты украинского и русского архитектурных направлений. В основе четверик, к нему сбоку примыкают притвор, алтарь и трапезная. С двух противоположных сторон пристроились звонницы. Внутри установлен старинный иконостас с иконой “Введения” (1690 г.).
Мариинские палаты
Мария, сестра Петра I, в отличие от своенравной Софьи, была тихая, благочестивая и кроткая, не участвовала в интригах. Но брат недолюбливал женщину, вероятно из-за того, что она поддерживала дружеские отношения со своей невесткой Евдокией Лопухиной, и с сестрой-заговорщицей. Специально для Марии было возведено это сооружение – нарядное и изящное, за что получило название “Русский терем”. По первоначальному замыслу должно быть двухэтажным, третий этаж появился значительно позже. Сейчас в “тереме” расположилась администрация.
Больничные палаты
Можно увидеть недалеко от Чеботаревой башни, белоснежное двухэтажное здание середины XVII столетия. Использовались как больница для солдат. Вокруг больничного корпуса был возделан аптекарский огород. На фасаде здания можно увидеть памятную доску, на которой написано, что в 1939 – 1984 гг. здесь жил реставратор Барановский. Этот человек внес большой вклад в восстановлении московских церквей и сооружений нерелигиозного назначения.
Колокольня
Колокольня в барочном стиле возведена в конце XVII столетия. Она была самой высокой, не считая звонницы Ивана Великого, которая возвышается над землей на 72 метра. Колокольня пятиярусная, в ней глухие ярусы чередуются с ажурными, придавая архитектуре легкость и изящество. Ученые считают, что строительство колокольни, начавшееся в 1683 году, было остановлено в 1689 году после подавления стрелецкого бунта. Историки предполагают, что звонница должна была иметь не менее шести ярусов.
Архитектура представляет собой восьмигранники, как бы поставленные друг на друга. На самом верху установлен барабан из восьми граней, увенчанный луковичной формы главой. В первом и втором ярусе расположены две церквушки, колокола находятся на третьем и пятом этажах. Колокольня считается одной шедевром русского зодчества.
Здание Филатьевского училища
В 1724 году царь приказал создать на территории обители приют для подкидышей-девочек. Их обучали плести голландские кружева, но первое здание не сохранилось. На месте прежнего помещения в 1871-1878 гг. вдова тайного советника В. И. Филатьева организовала для незаканоннорожденных или оставшихся без родителей девочек разных сословий приют, получивший название Филатьевское училище. В классовых комнатах училища в 1899 году открыли церковно-приходскую школу. После Октябрьской революции приют и училище были закрыты. В настоящее время в стенах училища расположился секретариат.
Часовня Прохоровых
Фабриканты Прохоровы соорудили в 1911-1915 годах часовню по проекту архитектора В. А. Покровского. Расположена недалеко от Смоленского собора. Небольшого размера часовенка возведена в неорусском стиле, средства для этого были выделены последним владельцем мануфактуры – Николаем Ивановичем Прохоровым. Отец Николая Ивановича – Иван Яковлевич жертвовал крупные средства, к тому же в этих стенах монахиней длительное время проживала родная сестра Прохорова.
Казначейские палаты
Недалеко от Смоленского собора располагаются старейшие Казначейские палаты, которые были возведены, как полагают ученые-историки, в последние десятилетия XVII столетия и предназначались специально для хранения монастырской казны. В этих же помещениях жили старицы и старцы. В первой половине XIX столетия к одноэтажному зданию был надстроен деревянный мезонин, добавлен портик. В начале XXI века фасад и интерьер были полностью отреставрированы. За домом установлен макет Богодице-Смоленского архитектурного ансамбля.
Происхождение названия
Существует несколько версий о происхождении названия монастыря. По одной из них поле, на котором он расположен, названо “девичьим” потому что отсюда уводили в Золотую Орду в неволю русских девушек как дань татарским ханам. Другие историки считают, что название дано в честь игуменьи Елены Девочкиной, которая была первой настоятельницей. Считается, что обитель в Хамовниках назвали Новодевичьей, чтобы избежать путаницы, так как в Московском Кремле была еще Стародевичья (разрушена во второй половине 1929 года).