День Святых Жен-мироносиц в Православии. Икона «Жены-мироносицы у Гроба Господня»

Дата в 2022 году: 16 мая, Воскресенье.

В православии День жен-мироносиц отмечают через две недели после Пасхи. В 2022 году это будет 16 мая. В церкви проводятся Божественные литургии, а по народным обычаям в этот день готовят блюда из курицы и яиц, поздравляют всех женщин, делают им подарки, проводят концерты.

Когда празднуетсяВторое воскресенье после Пасхи
Когда был учрежденИстория праздника начинается со времен воскрешения Иисуса Христа
ТрадицииКрестный ход, Божественная Литургия, Торжества в соборах и храмах, застолья, приготовления яиц и курицы, поминание усопших

В православной церкви второе воскресенье после Пасхи (по церковным канонам оно считается третьим) – время прославления подвига святых женщин: Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы, Марии, Сусанны. Праздник жен мироносиц в 2022 году будет отмечаться 16 мая. Это торжество посвящено смиренным, преданным женщинам. Они пришли после распятия Христа к пещере с его телом и принесли миро и ароматы.

В день святых жен мироносиц все женщины мира принимают поздравления, подарки и внимание.

Первые свидетели воскресения

Икона жен-мироносиц

«Они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его, что Он воскрес из мертвых» (Мф. 28, 7-8).

Впоследствии жены-мироносицы, наравне с апостолами, несли миру благую весть о Воскресении.

В неделю жен-миро­но­сиц. Про­по­ведь

мит­ро­по­лит Сурож­ский Анто­ний (21 апреля 1991 г.)

Во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа.

Мы празд­нуем сего­дня день святых жен-миро­но­сиц, Иосифа Ари­ма­фей­ского и Нико­дима. Они еле упо­ми­на­ются в Еван­ге­лии до Страст­ных Дней, когда Хри­стос был предан, взят, остав­лен, распят, убит. Но вот в это время они вдруг появ­ля­ются.

У креста апо­сто­лов не было. Иуда пове­сился. И только Иоанн стоял с Божией Мате­рью, потому что он был апо­сто­лом любви, как и Божья Матерь, была любо­вью вопло­щен­ной, выра­же­нием всей любви к Богу и всей любви Боже­ствен­ной к нам, людям.

И когда была по види­мо­сти одер­жана победа зла над Хри­стом, когда Он был предан и распят, когда Он умер как бы бес­по­во­ротно пора­жен­ный, тогда появи­лись Иосиф и Нико­дим, кото­рые ока­за­лись вер­ными Ему не только во дни Его учи­тель­ства, но во дни Его пора­же­ния. Кажу­ще­гося, но оче­вид­ного пора­же­ния, в кото­ром никто не мог сомне­ваться, и кото­рое могли побе­дить только любовь и вер­ность до конца.

И вот встает вопрос перед каждым из нас. Мы знаем, что Хри­стос одер­жал победу. Мы не можем упо­до­биться ни женам-миро­но­си­цам, ни Иосифу Ари­ма­фей­скому, ни Нико­диму в том смысле, что мы не можем вер­нуться даже вооб­ра­же­нием к страш­ным дням кажу­ще­гося пора­же­ния Спа­си­теля.

Он сказал нам: то, что вы совер­шили над самым малым, самым ничтож­ным чело­ве­ком, вы сде­лали для Меня. И мы все, все без исклю­че­ния бываем посто­янно пора­жен­ными. Мы устрем­лены к добру, и отпа­даем от добра; мы верим добру и изме­няем добру; мы стре­мимся изо всех сил к тому, чтобы быть достой­ными чело­ве­че­ского звания, и это нам не уда­ется.

И вот в эти моменты, а они слу­ча­ются посто­янно в нашей среде, в среде всего чело­ве­че­ства, мы должны поду­мать о женах-миро­но­си­цах, поду­мать об Иосифе Ари­ма­фей­ском, о Нико­диме, и как скала твер­дая стоять, под­дер­жи­вая друг друга. «Друг друга тяготы носите, и так вы испол­ните закон Хри­стов», – гово­рит апо­стол Павел.

Если мы не будем друг друга тяготы нести, если мы не будем изо всех сил под­дер­жи­вать друг друга, если мы не будем посто­янно, вдум­чиво, щедро отно­ситься друг ко другу, именно в моменты, когда нам кажется, что наш близ­кий, наш друг не достоин ни себя, ни нашей дружбы, мы не испол­ним закона Хри­стова.

Поду­маем о себе и о каждом чело­веке, кото­рый вокруг нас нахо­дится, о самых близ­ких и о слу­чай­ных встре­чах. Поду­маем о хруп­ко­сти чело­ве­че­ской, о том, как легко поскольз­нуться и упасть. И в момент пора­же­ния оста­немся вер­ными до конца. Любя­щим серд­цем не изме­ним и из страха не отвер­немся. И тогда дей­стви­тельно, понеся друг друга тяготы, мы испол­ним закон Хри­стов. Тогда мы войдем в сонм жен-миро­но­сиц, соеди­нимся с Иоси­фом и Нико­ди­мом, и оста­немся с теми, кто в тече­ние всей жизни чело­ве­че­ства не сты­дился пора­жен­ных, не отво­ра­чи­вался от падших, был Божией любо­вью и Божиим про­мыс­лом.

Аминь.

***

Сведения о святых женах-мироносицах

Икона Святые Жены Мироносицы

Мария Магдалина

Св. равноап. Мария родилась в Галилее, в Магдале (отсюда «Магдалина»). Из Евангелия известно, что женщина была одержима «семью бесами» (Лк. 8, 2), которых из нее изгнал Спаситель по ее вере. После исцеления она постоянно следовала за Господом (Мк. 15, 40-41). Св. Мария стояла при Кресте (Мф. 27, 56), утешая Богородицу и первой пришла ко Гробу Учителя. Ей явился воскресший Иисус Христос, Которого она не узнала, приняв за садовника (Ин. 20, 11-18). Св. Мария рассказала апостолам о Воскресении, а после Его Вознесения проповедовала в Риме (Рим. 16:6), где не испугалась прийти к императору Тиберию и преподнести ему в дар обычное куриное яйцо, которое в знак истинности Воскресения и ее слов, покраснело у нее в руках. С тех пор христиане на Пасху делают крашенки. Скончалась св. Мария в Эфесе.

Саломия

Св. Саломия была родом из Галилеи. Она – мать ап. Иакова и ап. Иоанна. Ее отец – святой Иосиф Обручник. Вместе с другими женами св. Саломия служила Господу, во время Его проповеди в Галилее, стояла при Кресте (Мф. 27, 55—56), ранним утром отправилась ко Гробу и, узнав о Воскресении (Мк. 16, 7), поспешила возвестить радостную весть апостолам.

Мария Клеопова

Св. Мария – дочь св. Иосифа Обручника, сестра св. Саломии, жена Клеопы (Лк 24, 18), мать Иакова Алфеева и Иосии, учеников Спасителя. Как и другие мироносицы, она служила Иисусу Христу, стояла при Кресте и удостоилась увидеть Его Воскресение. О жизни и смерти св. Марии ничего не известно.

Иоанна

Св. Иоанна – супруга Хузы, придворного царя Ирода Антипы, родилась в богатой и знатной семье. Когда заболел ее единственный сын, Спаситель исцелил его, не заходя во дворец. Во время проповеди Спасителя женщина обеспечивала Его и учеников всем необходимым (Лк. 8, 1-3). Священное Предание рассказывает, что когда св. Иоанну Крестителю отрубили голову, то его убийцы, опасаясь, его воскресения, спрятали ее. Св. Иоанна отыскала главу св. Иоанна Предтечи, тайно вынесла ее из дворца и похоронила на Елеонской горе. Хуза, опасаясь гнева Ирода, который вскоре узнал о поступке св. Иоанны, развелся с супругой. Св. Иоанна последовала за Иисусом Христом и разделила судьбу жен-мироносиц.

Сусанна

О св. Сусанне известно только то, что она была состоятельной женщиной, помогавшей Спасителю материально, когда он проповедовал (Лк. 8, 3).

Мария Иаковлева

Точно неизвестно, кем была эта мироносица. Свт. Иоанн Златоуст в своих сочинениях отождествляет ее с Богородицей, а блаж. Иероним Спиридонский – с Марией Клеоповой. В Евангелии она упоминается несколько раз (Мк. 15, 40; Мф. 27, 56; Мк. 16,1; Лк. 24,10).

Марфа и Мария

Свв. Марфа и Мария родились в Вифании. Их брат – св. прав. Лазарь, которого воскресил Спаситель на 4 день после его смерти. Сестры упоминаются в Евангелии (Лк. 10, 38-42). Согласно Священному Преданию после Вознесения Господа Мария и Марфа с братом переехали на Кипр, где праведный Лазарь был епископом.

Когда, как и кто отмечает этот день

Рисунок 1. Иоанно-Богословский монастырь, празднование

Рисунок 1. Иоанно-Богословский монастырь, празднование

«Бабья яичница» или «кумитное воскресенье» – другие названия праздника. Его отмечают на 15-й день после Пасхи (пасхальное воскресенье тоже считается). Это подлинный международный женский день, а не 8 марта, как принято считать в мирской жизни. Этот день прославляет верных учениц, следовавших за Иисусом на Голгофу. Все представительницы прекрасного пола принимают поздравления. Именно они дают жизнь, создают идеалы доброты, всеобъемлющей любви, оберегают домашний очаг и гармонию в доме, направляют в нужное русло детей и мужа своей верой в них. Самым ярким идеалом женского начала, безусловно, является Богоматерь.

Традиции:

  • В праздничную неделю проводятся службы в честь умерших святых. В каждый приход не забывают о поминальном сорокоусте.
  • Родительская суббота олицетворяет поминание собственных предков. В это время следует сходить на кладбище и отнести крашеные яйца на могилку.
  • Торжество отмечается по всей России и за пределами. В эту неделю все храмы, монастыри, соборы полны людей, как паломников, так и мирян. Священные служители проводят беседы, поздравляют всех и желают радости, добра.
  • В церкви вспоминают не только мироносиц, но и всех великих женщин. Особое внимание уделяется многодетным матерям. Подчеркивается важная составляющая участия женщин в делах церкви, как оплота целомудрия и верности.
  • В воскресенье проводится праздничный концерт, зачастую с участием детей. Читается множество текстов из священных писаний. Проводят помазание тела.
  • В домах готовят блюда из яиц и курицы, устраивают торжественные застолья, на которых поздравляют бабушек, жен, сестер и дочерей.

Раньше при Елизавете Федоровне эта дата была очень почитаема в обители. Там, где размещалась ранее икона святых жен-мироносиц, сейчас находятся мощи княгини.

Крестный ход и торжество праздника, 2022 г.

Иконография

Создано немало различных иконописных картин, на которых изображены мироносицы. Древнейшая икона, которая посвящена святым женщинам, была создана более двух тысяч лет назад. На ней можно увидеть девушек, которые в одной руке несут сосуды с маслом, а во второй освещенные факелы. Позднее начали появляться другие изображения, на которых показаны ангелы, сидящие около пещеры с телом Иисуса. Наиболее известной иконой считается образ, который называют «Явление ангела». Именно его можно часто встретить в храмах.

Еще одной известной работой считается иконостас Троицкого собора, который был создать в пятнадцатом веке. Здесь события, взятые из Евангелия, происходят около высоких гор. Ангел, спустившийся на землю, сидит на небольшом камне. Его крылья немного приподняты вверх. Мироносицы стоят лицом к ангелу, однако их взгляд направлен внутрь пещеры. Эта икона с изображением пещеры считается самой распространенной на территории Руси и поэтому ее можно увидеть как в храмах, так и в домах.

Мария Иаковлева и Сусанна

В отношении женщины, которая именуется в Евангелии как Мария Иаковлева, существует мнение, что она была младшей дочерью Иосифа Обручника. Из Священного Предания известно также о том, что находясь с Богородицей в самых тёплых отношениях, она была на протяжении долгих лет Её ближайшей подругой. Иаковлевой она именуется в честь своего сына апостола Иакова ― ближайшего ученика и сподвижника Христа.

Гроб Господень

Меньше всего сведений имеется о Жене-мироносице по имени Сусанна. В тексте Евангелия о ней говорится лишь то, что служила она Христу «от своего имения», то есть тех материальных средств, которыми располагала. Это даёт возможность заключить о том, что она была женщиной обеспеченной.

Называя эти семь имён, мы поступаем лишь в соответствии с православной традицией, но не установленным каноном, так как у исследователей существуют и иные точки зрения, также заслуживающие внимания. Часто, но не всегда, святые Жены-мироносицы изображаются на иконах именно в таком составе ― семь смиренных фигур.

Бабий праздник на Руси: традиции и запреты

Неделя (воскресенье) жен-мироносиц — это православный Женский день, который отмечается вместо 8 Марта. Жены-мироносицы особо почитались на Руси, в этот день славили женщин, как хранительниц чистоты и христианского брака. Согласно христианской традиции, в этот праздник жене следует быть особенно кроткой по отношению к мужу, а за ссоры и споры с ним или замечания в его адрес «виновнице» следует класть поклоны или отмаливать грех как-то иначе.

В то же время существовали и народные традиции отмечания этого праздника, которые предусматривали гораздо менее патриархальное отношение к женщине. На Руси праздник носил название Бабий день, когда все женщины считались именинницами.

В свой праздник женщины собирались большими компаниями, без мужчин, иногда на природе. Традиционно в этот день готовили главные весенние блюда — блины (символ солнца) и яичницу (символ возрождения и продолжения рода) из большого количества яиц. Для яичницы самая уважаемая женщина заранее собирала яйца у всех участниц пиршества. Такая яичница называлась Бабьей, во время праздничной трапезы ее делили поровну между всеми участницами. В народной традиции в этот день ни о какой покорности мужу не было и речи: всем верховодили женщины, а мужья, отцы и братья им ни в чем не перечили.

В праздник 3 мая запрещены ругань, споры, ссоры, дурные мысли, злословие и обман. В связи с ограничениями, введенными из-за пандемии, вызванной коронавирусом, публичные празднования в этот день под запретом, запрещено также посещение храмов и кладбищ.

Названия дня у славян

В восточнославянской культуре сегодняшний День жен-мироносиц имел свои интерпретации и названия, например такие как:

  • Бабий праздник.
  • Женский праздник.
  • Бабья братчина (Шапшиха).
  • Кумитное (Кумишное).
  • Маргоски (Моргосье, Маргошенье).
  • Бабья яичница.
  • Бабья неделя.
  • Завивальное воскресенье.
  • Лалынки.
  • Бабские свята.

Как видно из некоторых названий, праздник посвящался женщинам и сопровождался различными обрядами.

Одним из них было кумление, в котором принимали участвовали девушки, возраст которых приближался к брачному. Как правило, он проводился в день, когда происходило завивание березки. Две подружки с двух сторон подходили к березке, на которую был надет венок, три раза целовались через него. При этом они предлагали друг другу покумиться, никогда не браниться и навек подружиться. После этого происходил обмен нательными крестиками и маленькими подарками.

Православный Женский день

В память об этих женщинах церковь установила праздник ― День Жён-мироносиц. Это праздник всех православных женщин, своего рода аналог общепринятого Женского дня — Восьмого марта. Разница лишь в том, что Клара Цеткин, в память которой установлен официальный Женский день, исповедовала весьма сомнительные принципы революционерки-бунтарки и безрассудной феминистки, тогда как те, кто ранним утром узрели отверстым гроб Господень, несли в себе живую веру и любовь ― те самые чувства, на которые способны только женщины. Именно здесь наглядно проявляется принцип «в немощи — сила». Символом праздника является икона «Жёны-мироносицы».

Другие варианты обряда

День завивания березы

Существовал и другой вариант обряда, при котором девушки, желающие покумиться, плели две косы из березы — “мотушки”, заплетая в них ленточки. При этом они просили кукушку сберечь мотушку, обменивались друг с другом лепешками, крашеными яйцами. Покумившись, девушки становились кумочками, они гуляли по деревне, делились секретами, делали друг другу добрые пожелания, дарили подарки.

Считалось, что девушки после кумления вступали в родство духовного свойства, близкое к тому, которое появляется между людьми, которые крестят одного ребенка в церкви. Через неделю, в воскресенье, наступавшее после Троицы, девушки возвращались на место, где они покумились. Под песни о раскумлении они расплетали венки, возвращали назад подарки. Это обозначало, что их девичество подходит к концу, они вступают в брачный возраст и должны готовить себя к семейной жизни.

После это в лесу, под березами, устраивалось пиршество. В состав его основных блюд входили вареные и жареные яйца, лепешки, блины, пироги. Из спиртных напитков присутствовало пиво. При этом девушки пели песни, плясали, водили хороводы.

Не всегда действия с березкой ограничивались завиванием и расплетением кос. В некоторых российских губерниях дерево срубали, вешали на него такие украшения, как платки, ленточки, цветы. Затем его брали в руки и с песнями носили по деревне. После этого березку устанавливали в центре поселения, а на Троицу, опять же в сопровождении песен, с деревца снимались все украшения, и оно пускалось вниз по реке.

В неделю жен-миро­но­сиц. Про­по­ведь

про­то­и­е­рей Васи­лий Ерма­ков

Хри­стос Вос­кресе! Дви­жи­мые любо­вью к Своему Учи­телю жены-миро­но­сицы пер­выми пошли ко гробу, опе­ре­див уче­ни­ков. И что же: их жен­скому взору пред­стала пустая пещера, они уви­дели двух анге­лов, сидя­щих у гроба, кото­рые воз­ве­стили им о вос­кре­се­нии Гос­пода Спа­си­теля… Вот уже почти 2000 лет эта правда веры воз­ве­ща­ется роду чело­ве­че­скому. И этот день… можно назвать вели­ким днем, днем жен-миро­но­сиц. Не тем жен­ским уни­жен­ным, запле­ван­ным, оскор­би­тель­ным Днем 8 Марта, в кото­рый мир безум­ный кричит уни­жен­ной жен­щине: «Вот твоя сво­бода, вот цель твоей жизни». Кричат и нам, муж­чи­нам: «Пусть они отдох­нут, пове­се­лятся». Какой цинич­ный, уни­зи­тель­ный празд­ник. Вы, как и я, люди ста­рого поко­ле­ния, и поду­майте: «А что он, этот наду­ман­ный празд­ник, дает для цели жизни, и осо­бенно для жен­ской души?» Что он дает? Это было тогда еще. На работе пьян­ство пого­лов­ное, какие-то скром­ные вру­ча­ю­щи­еся подарки и какой-то льсти­вый, сла­ща­вый лозунг и слова. И идет она, совет­ская жен­щина, бедная бедо­лага в свой дом, где ее никто не ждет, только дети, что-то несет в своей сумочке, при­би­тая горем жизни земной.

А вот наш празд­ник, празд­ник жен-миро­но­сиц, он вдох­нов­ляет, он под­дер­жи­вает, он укреп­ляет, он гово­рит: «Цель земной жизни жен­щины – про­по­ведь о Христе-Спа­си­теле» – Бла­го­ве­стие. Чтобы она, была все­цело пре­дана Богу, наша рус­ская мно­го­стра­даль­ная стра­сто­тер­пица, дочь России. Вот ее извеч­ное назна­че­ние, вот ее святой, Богом начер­тан­ный путь зем­ного бытия, вот почему ни одной жен­щине мира не дана та вели­кая все­мо­гу­щая, миру Запада непо­нят­ная, сила бла­го­дати. Почему мы, обма­ну­тые, уни­жен­ные, оскорб­лен­ные жизнью, так радостно, тер­пе­ливо, без крика, как у тех обе­зу­мев­ших демон­стран­тов, несем крест за нашу Отчизну – за наших безум­ных мужей, отцов, дедов, тех, кто стре­мился раз­ру­шить пра­во­сла­вие, уни­что­жить Мать-Россию, святую Русь…

Все было направ­лено на то, чтобы именно убить в рус­ской жен­щине веру, скром­ность, стыд­ли­вость, тер­пе­ние, надежду не на чело­ве­че­скую, а на помощь Божию. Все было направ­лено и все было сде­лано, чтобы обо­льстить этим гряз­ным празд­ни­ком про­шлого, чтобы она забыла тыся­че­лет­нюю исто­рию своего не зем­ного, а Боже­ствен­ного назна­че­ния – про­по­ведь о Христе, бла­го­ве­ще­ние о веч­но­сти, и дать миру новых уче­ни­ков веры и пра­во­сла­вия.

Этот вели­чай­ший подвиг миру Запада не нра­вился и ныне не нра­вится. Вот почему они и влили, льют на нас всю нечисть той страш­ной музыки, той пор­но­гра­фии, того бес­стыд­ства, в кото­ром сами они осквер­ни­лись, изма­за­лись, изво­зи­лись в этой грязи лжи и нам несут ее с Запада. Мы их видим: и лите­ра­туру, и пере­дачи. Осо­бенно-то нас с вами эта грязь нрав­ственно не тронет, а наши дети, а наши внуки, деви­чья чистая неокреп­шая душа? Она рвется к этой грязи и, не под­чи­ня­ясь слез­ному обра­ще­нию, плачу мате­рей, бабу­шек: «не ходите, не смот­рите, не ухо­дите», махнет небрежно на наши слова своим моло­дым, бегу­щим в никуда взором, и пошла…

До войны все было направ­лено на то, чтобы изни­что­жить совет­скую, тогда еще неокреп­шую жен­щину. Это – крас­ная косынка, кожа­ные куртки, сапоги, жизнь без семьи и прочее. И вот гром войны их заста­вил опом­ниться, огля­нуться и, когда они видели, даже в нашем городе, как на их руках уми­рали дети, как они гибли от бом­бежки, от голода, как беженцы в окку­па­цию, в холод, в голод тащили за руку 2–3‑летних детей… Вот – плата, страш­ная, кро­ва­вая плата молоху бесов­щины за то, что они, быть может, ходили в то время на танцы в храмы. Потому что тот вождизм все­цело направ­лял на то, чтобы моло­дежь дово­ен­ная тан­це­вала в цер­ков­ных зда­ниях, в клубах. Это мы знаем по опыту, и вот насту­пила рас­плата.

Также и в после­во­ен­ное время: кто-то осмот­релся, кто-то огля­нулся, кто-то вер­нулся, нашел дорогу в храм Божий, ко Христу. А кто-то гово­рил: «Ну, слава Богу, война закон­чи­лась, теперь станет легче жить» – а как легче жить, не пони­мая? «Забу­дем Бога, в храм ходить не будем. Будем зара­ба­ты­вать пенсию». Этому я живой сви­де­тель, это я слышал, служа в Николь­ском соборе. И опять плата – плата времен Бреж­нева, да и теперь: нищен­ская пенсия и прочее, уни­жен­ное, раб­ское поло­же­ние бабу­шек. Что посе­яли, то и пожали.

А тот, кто шел тогда за Богом, кто не взирая на всю обо­льсти­тель­ную про­па­ганду шел ко Христу, тот ныне живет, раду­ется, тор­же­ствуя, и идет уже в свои 80 лет к веч­ному порогу жизни. Вот такова жизнь, таков путь каждой хри­сти­анки, и осо­бенно веру­ю­щей жен­щины, жен­щины-миро­но­сицы, жен­щины-бла­го­вест­ницы, жен­щины-кре­сто­но­сицы, жен­щины, стойко сто­я­щей за Пра­во­сла­вие Рос­сий­ское, не под­да­ю­щейся, не бегу­щей на запле­ван­ные ста­ди­оны, не слу­ша­ю­щей лживую про­по­ведь Запада, тех ино­стран­цев, кто на непо­нят­ном языке кричит нам, что мы Христа не знаем. Мы что не умеем молиться? Что мы забыли Христа? Что у нас за эту 1000-летнюю исто­рию не было Бога в жизни? Лезут, прутся, нагло вла­мы­ва­ются в дом нашей души пра­во­слав­ной. Это ваш дочер­ний подвиг ска­зать: «Не слу­шайте, не ходите, не лезьте, не гово­рите. Вы пожи­вите в тех усло­виях, в кото­рых мы жили. А почему вы не жела­ете нас послу­шать: про­стую, духовно-гра­мот­ную рус­скую жен­щину, пра­во­слав­ную, как я вам скажу о Христе?» Не слу­шают, бес­стыдно, мол­ча­ливо созер­цают. Про­ни­кают в наше созна­ние, в нашу Русь, в наше поло­же­ние. И никто муже­ственно не вос­клик­нет, не закри­чит голо­сом правды пра­во­сла­вия. Потому что сами не знаете родную веру. Сами не посе­ща­ете храм Божий, сами не испол­ня­ете то цер­ков­ное пред­пи­са­ние дис­ци­плины поста и молитвы. Так, что может ска­зать немой? А только кивком, согла­ша­ясь, что он и глухой, и немой, и не слышит, и не пони­мает.

И вот, если так каждая дочь Пра­во­сла­вия, дочь России будет идти за Хри­стом, твердо испо­ве­дуя свое пра­во­сла­вие, скажет своим ярким – а вы гово­рить умеете, наши рус­ские жен­щины – словом правды, вся нечисть Запада отой­дет. Вот этот бастион вашей молитвы, вашего слова правды Божией должен исхо­дить из ваших уст, из вашего сердца, из вашего ума – благо, что на сего­дня есть все усло­вия, есть все воз­мож­но­сти и поле дея­тель­но­сти. Именно за поро­гом храма защи­тить родную Святую Русь словом правды. Чтобы ощу­тили они это в сердце рус­ской жен­щины, жен­щины-хри­сти­анки. У нас время еще есть… И вот это, родные мои, надо хра­нить, надо нести, и чтобы мир Запада со своей ложью к нам не при­бли­жался, и вся ложь раз­би­ва­лась о твер­дую броню пра­во­сла­вия, веры, кре­по­сти и тер­пе­ния. Вот о чем гово­рит празд­ник, о чем мы так радостно воз­ве­щаем миру в слав­ные дни святой Пасхи, когда наши уста гово­рят: «Хри­стос вос­кресе!» – «Воис­тину Хри­стос вос­кресе»! Вот так пусть каждая наша рус­ская жен­щина воз­ве­щает вели­кую силу правды Божией.

Аминь.

***

Праздник Жён-мироносиц в иконописи

Эта тема нашла самое широкое отражение в византийском, а позже в русском изобразительном искусстве. Практически все наиболее известные иконописные школы оставили произведения, выполненные по этому библейскому сюжету. Однако композиционно многие из них отличаются друг от друга. Так, например, икона «Жёны-мироносицы», фото которой представлено в начале статьи, изображает семь женских фигур, а следующая за ней ― три. Это объясняется как раз тем, что в различных текстах их количество указывается по-разному, что и было отмечено выше.

Святые Жёны - мироносицы

Богородица ― первая получившая весть о Воскресении Сына

И, наконец, говоря о Жёнах-мироносицах, нельзя не упомянуть и мать Иисуса Христа ― Пресвятую Деву Богородицу. Несмотря на то что формально Она не входит в их число, по мнению многих исследователей, есть основания полагать, что под именами Марии Иаковлевой и «другой Марии» подразумевается именно мать Иисуса Христа.

Иисус Христос

Основанием для этого может служить тот факт, что после смерти Иосифа Обручника Мария взяла на себя попечение о его детях от первого брака, и вполне законно считалась матерью его сына Иакова. Однако даже в том случае, если эти предположения не верны, Пресвятая Богородица была первой, получившей известие о воскресении Её Сына. Эту благую весть, согласно Священному преданию, она получила из уст ангела.

Имена Жён-мироносиц

Кто же эти женщины, навсегда оставившие свою память в истории, и в честь которых установлен День Жён-мироносиц? Евангелисты называют разные имена, но на основе анализа оставленных ими текстов и учитывая Священное Предание, также повествующее об этом событии, принято относить к их числу следующие имена: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа, Мария и Сусанна. Остановимся несколько подробнее на каждом из имён. Икона «Жёны-мироносицы» представляет нам лишь сюжетную композицию, составленную на основе евангельского события. За более детальными подробностями обратимся к Священному писанию и Священному Преданию.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: