Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь Ставропигиальные монастыри РПЦ


Заиконоспасский монастырь. Собор Спаса Нерукотворного Образа, вид от площади Революции. 20 сентября 2013

Заиконоспасский мужской монастырь в г. Москве
, ставропигиальный монастырь Русской Православной Церкви

  • Адрес: Россия, 103012, Москва, ул. Никольская, 7-9 (м. «Театральная»)
  • Телефон
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Монастырь основан в 1600 г. царем Борисом Годуновым. Первое упоминание в исторических документах относится к 1635 г. Наименование «Заиконоспасский» объясняется его расположением за иконным рядом, находившися вдоль Никольский улицы. С 1665 г. в монастыре была устроена школа, которую возглавлял Симеон Полоцкий. Школа готовила чиновников для правительственных учреждений. В 1685 г. в помещениях обители была открыта Славяно-греко-латинская академия, во главе которой встали известные в русской истории братья Иоанникий и Софроний Лихуды. Из академии вышли многие деятели Церкви, ученые, литераторы. В 1814 году академия была преобразована в Московскую духовную академию и переведена в Троице-Сергиеву лавру, а в монастыре осталось Заиконоспасское духовное училище.
Главный храм монастыря — Спасский собор — построен в 1660 г. по повелению государя Алексея Михайловича кн. Ф.Ф. Волконским. Освящен в 1661 г. 20 ноября. Ныне существующий собор возник на базе этого здания. Точная дата его постройки неизвестна (предположительно датируется 1711-1720 гг.; обходная галерея на колоннах — второй четвертью XVIII века). Принадлежит к памятникам круга И.П. Зарудного (в деталях наблюдается сходство с такими сооружениями, как Меншикова башня и церковь Иоанна Воина на Якиманке). Это ярусный, крестчатый в плане храм типа восьмерик на четверике, в декоре которого главная роль отведена элементам классического пилястрового ордера.

Заиконоспасский монастырь. Собор Спаса Нерукотворного Образа. 20 сентября 2013

В 1737 г. храм был сильно поврежден пожаром, но восстановлен при Елизавете Петровне искусным мастером И.Ф. Мичуриным. Императрица Елизавета Петровна, приехав в Москву на коронацию, лично повелела восстановить собор и летом 1742 года присутствовала на его освящении. Тогда верхний престол освятили в честь иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость». А на следующий год Святые ворота, выходящие на Никольскую, были увенчаны колокольней.

В 1812 г. весь комплекс монастыря сильно пострадал во время нашествия и бесчинств французской армии. Храм обновлялся в 1851 году, тогда на куполе собора появилась изящная луковичная главка-ротонда.

Наверху был расположен придельный храм в честь иконы Божией Матери Всех Скорбящих радость. Эта церковь одновременна главной. Стены ее богато расписаны внутри изображениями событий Ветхого и Нового заветов, позади левого клироса церковная кафедра в виде «столпа», иконы богато украшены. Вход в нижний соборный храм в честь Всемилостивого Спаса идет со стороны монастырского двора. Первое впечатление при входе в храм — его необыкновенная мрачность, почти полное отсутствие дневного света из-за того, что этот низкий храм с трех сторон окружен высокими двухэтажными и трехэтажными монастырскими строениями. Храм поддерживается четырьмя каменными столпами.

В соборе хранился список с чудотворной Владимирской иконы Богоматери в золотой ризе, подаренный графом Н.П. Шереметевым, чей московский родовой дом находился на Никольской улице. В праздник Владимирской иконы 21 мая сюда совершался крестный ход из Успенского собора в память избавления Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году.

В 1920-х храм стал центром обновленческого «Союза церковного возрождения», а в 1929 г. был закрыт.

В здании храма размещались различные государственные учреждения. В 1960-х гг. здание закрытого собора было отреставрировано. Верхний ярус перестроен — в крыше сделаны люкарны, на 3 и 4 ярусах поставлена декоративная ограда и проч. Вместо креста водружен позолоченный штырь.

Храм был возвращён Церкви в 1992 году. Богослужения возобновились в июле того же года. Храм имеет статус патриаршего подворья. К храму были приписаны колокольни бывшего Заиконоспасского и бывшего Никольско-Греческого монастырей.

5 марта 2010 года Священный Синод постановил открыть Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь города Москвы, выделив его из Патриаршего подворья бывших Заиконоспасского и Никольского монастырей в Китай-городе города Москвы.

Статистика

  • январь 2012 — ок. 20 насельников (5 монахов, 4 инока, послушники) [1]

Настоятели

  • Макарий (упом. 1620) игум.
  • Варлаам (упом. 1634 — 1644) игум.
  • Пафнутий (1645 — упом. 1647) игум.
  • Мисаил (упом. 1650 — упом. 1653) игум.
  • Иосиф (упом. 1675 [2] — упом. 9 сентября 1676 [3]) архим.
  • Сильвестр (Медведев) (упом. 25 августа 1680) [4]
  • Лукиан (? — 1700) игум.
  • Палладий (Роговский) (1700 — 23 января 1703)
  • Рафаил (Краснопольский) (1703 — нач. 1704)
  • Сильвестр (Крайский) (1704 — 11 марта 1705)
  • Антоний Кармелит (1705 — 1706)
  • Иосиф (Туробойский) (1706 — 1708)
  • Феофилакт (Лопатинский) (1708 — 1722)
  • Гедеон (Вишневский) (1723 — 1728)
  • Герман (Копцевич) (1728 — 1731)
  • Софроний (Мигалевич) (2 мая 1731 — 16 августа 1732)
  • Феофилакт (Журовский) (30 августа 1732 — 12 декабря 1733) иером., в/у
  • Стефан (Калиновский) (12 декабря 1733 — 1736)
  • Антоний (Кувечинский) (14 октября 1736 — 10 апреля 1737)
  • Митрофан (Слотвинский) (1738 — 8 ноября 1738)
  • Платон (Левитский) (4 марта 1739 — 1741)
  • Кирилл (Флоринский) (июль 1741 — 5 сентября 1742)
  • Порфирий (Крайский) (5 сентября 1742 — 1748)
  • Иоанн (Козлович) (8 мая 1748 — 7 марта 1753)
  • Варлаам (Лящевский) (23 июля 1753 — июль 1754)
  • Иоасаф (Хотунцевский) (1754 — 12 мая 1757)
  • Геннадий (Драницын) (12 мая 1757 — 1758)
  • Гедеон (Сломинский) (30 апреля 1758 — 9 августа 1761)
  • Гавриил (Петров-Шапошников) (20 сентября 1761 — 6 декабря 1763)
  • Геннадий (Границкий) (1 января 1764 — 1768)
  • Антоний (Герасимов-Зыбелин) (20 марта 1768 — 10 октября 1770)
  • Феофилакт (Горский) (12 октября 1770 — 8 августа 1774)
  • Амвросий (Подобедов) (18 августа 1774 — 1778)
  • Дамаскин (Семенов-Руднев) (май 1778 — 1782)
  • Павел (Пономарёв) (1782 — 1783)
  • Аполлос (Байбаков) (17 декабря 1783 — 1786)
  • Афанасий (Иванов) (1786 — 12 ноября 1788)
  • Мелхиседек (Заболотский) (декабрь 1788 — 1791)
  • Мефодий (Смирнов) (1 января 1792 — 1794)
  • Амвросий (Орлин) (1794 — 1795)
  • Евлампий (Введенский) (1795 — 1798)
  • Серафим (Глаголевский) (1798 — 1799)
  • Владимир (Третьяков) (6 января 1800 — 25 декабря 1801)
  • Августин (Виноградский) (25 декабря 1801 — февраль 1804)
  • Моисей (Близнецов-Платонов) (февраль 1804 — март 1808)
  • Сергий (Крылов-Платонов) (20 апреля 1808 — 1 января 1810)
  • Симеон (Крылов-Платонов)) (24 января 1810 — 12 августа 1814)
  • Евгений (Казанцев) (1814 — 1817)
  • Парфений (Чертков) (21 сентября 1817 — 1819)
  • Феоктист (Орловский) (июнь 1820 — 1827)
  • Виталий (Щепетов) (1827 — 1833)
  • Исидор (Никольский) (11 июня 1833 — 14 ноября 1834)
  • Иосиф (Богословский) (21 января 1835 — 27 декабря 1842)
  • Алексий (Ржаницын) (14 февраля 1843 — 1853)
  • Леонид (Краснопевков) (22 апреля 1854 — 26 апреля 1859)
  • Сергий (Ляпидевский) (8 августа 1859 — 1861)
  • Иоанникий (Холуйский) (3 марта 1861 — упом. 1868)
  • Николай (Трусковский) (? — 20 августа 1881)
  • Иосиф (Баженов) (1881 — 1884)
  • Арсений (Иващенко) (1886 — 1889)
  • Феодосий (Рождественский) (? — 23 января 1895)
  • Владимир (Филантропов) (1895 — 1898)
  • Анатолий (Станкевич) (? — 20 декабря 1898)
  • Феофилакт (Клементьев) (1903 — 1907)
  • Евфимий (Елиев) (2 июня 1909 — ?)
  • Владимир (Синьковский) (14 июля 1914 — 3 августа 1917)
  • Сщмч. Василий (Богоявленский) (11 августа 1917 — 27 августа 1918)
  • Московские и всея Руси патриархи (с 5 марта 2010)
    • Пётр (Афанасьев) (5 марта 2010 — 11 апреля 2016)
    • Даниил (Константинов) (с 8 июня 2016) и.о. наместника

    Академия

    Но настоящий подъем этого религиозно-учебного заведения начался в 1665 году благодаря усилиям его тогдашнего настоятеля — Симеона Полоцкого. Каким было мирское имя этого монаха, неизвестно. Сохранилась лишь его фамилия — Ситнианович-Петровский. Полоцким его начали называть по прежнему месту служения. Этот монах преобразовал обычную «общенародную» школу обители с полуграмотными учителями в серьезное учебное заведение.

    Первая попытка создать в стенах Заиконоспасского монастыря настоящую Академию была предпринята в 1680 году настоятелем Сильвестром Медведевым. Этот монах подал прошение царю Федору Алексеевичу о ее открытии. Однако государь вскорости умер, а поэтому осуществить задуманное не удалось.

    В 1687 г. в Заиконоспасский монастырь была перенесена из Богоявленского Еллино-Греческая школа. Создали ее братья Лихуды, рекомендованные русскому царю восточными патриархами. Эти монахи были потомками византийского царского рода и проходили обучение сначала в Греции, а затем в Венеции. После переноса Академии было дано название Славяно-греко-латинской. Долгое время она оставалась единственным в государстве высшим учебным заведением. Ректорами ее являлись архимандриты и игумены монастыря. В стенах этого заведения проходили обучение многие известные русские ученые, в том числе и Михаил Ломоносов.

    заиконоспасский монастырь в москве

    Литература

    1. Бельдова М.В., Воробьева Ю.С., Жукова М.П. и др. сост.; Иннокентий (Просвирнин), архим., научный руковод.. История Русской Православной Церкви в документах Федеральных архивов России; Архивов Москвы и Санкт-Петербурга: Аннотированный справочник-указатель.. Москва. Новоспасский монастырь. 1995 . 397,[3] с..
    2. Судариков А.В., Чапнин C.В.. Православная Москва: Справочник действующих монастырей и храмов.. М.. Братство Святителя Тихона. 1993 . 224 с..
    3. Чапнин С.В.. Православная Москва: Справочник действующих монастырей и храмов.. Москва. Изд-во Братства Святителя Тихона. 1999 . 256 с..
    4. Николаева Т.Е., Судариков В.А., Чапнин С.В.. Православная Москва: Справочник монастырей и храмов. М.. Издательство братства святителя Тихона. 2001 . 320.

    ЗАИКОНОСПАССКИЙ В ЧЕСТЬ НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА СПАСИТЕЛЯ МОСКОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

    По сведениям документов 20-50-х гг. XVII в., на территории З. м. находились каменный, очевидно Спасский, собор и деревянная церковь.

    Новый каменный Спасский собор был построен в 1660 г. на средства боярина кн. Ф. Ф. Волконского. Нижний храм был освящен в честь Нерукотворного образа Спасителя, верхний — в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Дата строительства подтверждается надписью на закладном камне, полный текст к-рой можно было прочесть в XVIII в.: «Лета 7168 [1660] апреля в 30 день начата быть строитися церковь Всемилостиваго Спаса Нерукотворенного Образа с повеления… царя… Алексия Михайловича… строил по обещанию своему боярин князь Феодор Феодорович Волконской, а совершена 7169 [1660] года, ноября в 20 день» (см.: Дамаскин. 1791. С. 200). В 1701 г. храм пострадал от пожара, в том же году к нему была пристроена трапезная (Памятники. 1982. С. 418). К 1702 г. относится 2 подрядных договора (от 30 апр. и 24 сент.) с игум. мон-ря Палладием на разборку и постройку вновь церкви неизвестного посвящения (Словарь архитекторов. 2008. С. 261; РГАДА. Ф. 282. Оп. 1. Ч. 1. Д. 1031. Л. 677-677 об., 869; Николаева М. В. Иконостасы храмов Москвы и Подмосковья 1-й четв. XVIII в.: История создания — «столярство и резьба» // Христианское зодчество: Новые мат-лы и исслед. М., 2004. С. 406). Неизвестно, о каком храме идет речь в договоре от 17 сент. 1702 г. об изготовлении иконостаса в новопостроенную церковь (Словарь архитекторов. 2008. С. 261), т. к. к тому моменту церковь еще даже не разобрали.

    Храм является одним из классических образцов петровской архитектуры Москвы, к-рая соединила формы доминировавшего в русском зодчестве с сер. 80-х гг. ХVII в. нарышкинского стиля с только что начавшим проникать из Европы (решающую роль сыграло Великое посольство 1697-1698) барокко, в основном в его скромном протестант. изводе. Нижний храм имеет традиц. для XVII в. планировку (четверик, алтарь с 3 апсидными полукружиями, трапезная); 4 столба в зап. части основного объема были установлены, вероятно, при надстройке верхнего храма. Последний представляет собой четверик, увенчанный 2 восьмериками, меньший из них несет небольшую главку. Собор З. м. является одним из первых храмов Москвы, в к-ром применен т. н. малый восьмерик — значительно уступающий четверику по ширине и опирающийся не на стены четверика, а на возведенные над ними своды. Центральные прясла четверика, фланкированные пилястрами, сильно выступают из плоскости стен, придавая объему крестообразный характер; выступы завершены полуциркульными фронтонами (т. н. полуглавиями), зрительно облегчающими переход к восьмерику. Подобную роль играют и малые полуглавия, и 4 люкарны, устроенные в своде нижнего восьмерика. Нижняя часть четверика окружена крытым гульбищем, проходы, ограниченные легкими балюстрадами, устроены также по краям четверика и в основании нижнего восьмерика (в последнем случае не только снаружи, но и внутри).

    По архитектуре храм близок к ряду московских храмов петровского времени, в первую очередь к ц. Иоанна Воина на Якиманке (1709-1717) и собору Варсонофиевского мон-ря (1709-1714, освящен в 1730, не сохр.). Нек-рые исследователи считали, что архитектором храма был И. П. Зарудный (Рус. архитектура. 1954. С. 64-69, 73-76); эта т. зр. не получила документального подтверждения (Словарь архитекторов. 2008. С. 250) и не может быть принята (Зодчие Москвы времени барокко и классицизма (1700-1820-е гг.). М., 2004. C. 96).

    Старый иконостас верхнего Скорбященского храма, так же как и утварь обветшавшего придела вмч. Феодора Тирона, сгорел во время пожара 1737 г. Вероятно, после пожара этот придел был упразднен. По описанию 1781 г., в верхней Скорбященской ц. находился деревянный резной позолоченный 4-ярусный иконостас, к-рый сохранялся за более новым до нач. XX в. Клиросы и проповедническая кафедра были богато вызолочены к кон. XIX в. Высокое, залитое светом внутреннее пространство храма с 3 сторон окружали хоры, которые в наст. время переделаны в балконы внутри выступающих прясел. Верхний храм был целиком расписан на сюжеты из «Ветхозаветной и Новозаветной истории. Свет в этот храм обильно притекает из стеклянной галереи, слуховых окон и купола; глаз молящегося приятно нежит голубой фон стенной живописи храма» (Ковалёв. 1887. С. 92).

    В кон. XVIII в. в нижней Спасской ц. находился 2-ярусный «каменный раскрашенный красками и местами позолоченный» иконостас. Деревянные царские двери с 6 образами были также раскрашены и местами позолочены. Храмовая икона «Спас Нерукотворенный» была украшена серебряным венцом, в 1793 г.- алмазами и изумрудами (РГАДА. Ф. 1189. Оп. 1. № 334. Л. 77).

    В 1812 г. франц. солдаты разорили и осквернили Спасский собор, устроив в нем конюшню; затем он был восстановлен; перестраивался в 1851 г. (изменена форма главы) и во 2-й пол. XIX в.

    Согласно описанию нач. XX в., в алтарном иконостасе нижнего храма находились иконы Нерукотворного образа Спасителя в серебряной ризе, Божией Матери в серебряной ризе, вмц. Екатерины, св. Марии Магдалины пред Распятием, св. ап. Иоанна Богослова, св. блгв. кн. Александра Невского, апостолов Петра и Павла, а также живописное изображение св. Иоанна Крестителя с хоругвями или бумажными развернутыми свитками. На стенах алтаря — живописные изображения Рождества Иисуса Христа, святителей Николая Чудотворца и Спиридона Тримифунтского. Среди святынь за правым клиросом в небольшом киоте хранились частицы мощей апостолов Андрея Первозванного и Варнавы, первомч. архидиак. Стефана, свт. Спиридона Тримифунтского, св. Михаила Синадского (Фригийского), мч. Андрея Стратилата, мц. Саломии, прмч. и исп. Стефана Нового, св. блгв. вел. кн. Василия Ярославского, преподобных Пимена Великого и Макария Калязинского. Здесь же хранился киот с частицами мощей святых, частицами от камня, на к-ром «возвести Ангел о Христовом Воскресении», 2 камня из «Столпа Господня». К 2008 г. первоначальные убранство и росписи храма полностью утрачены.

    Описание, в к-ром указаны размеры участка и ориентировочная топография построек З. м., содержится в переписи дворов Китай-города после пожара Москвы 1626 г. Согласно переписи, мон-рь располагался вдоль Никольской ул., занимал 14 саж., в глубину, к Китайгородской стене,- 16 саж.; деревянная монастырская церковь выступала на линию улицы, и в 8 саж. от нее во дворе находилась каменная церковь длиной 6 саж. К востоку от З. м. указана Никольская обитель. Оба монастыря разделяют деревянные кельи, отстоящие от алтаря каменного храма на 1,5 саж. Земля к западу от З. м. принадлежала Земскому двору. В 1626 г. ее арендовали частные лица. Ближайший к мон-рю двор отделялся от улицы 9 торговыми лавками Иконного ряда. Т. о., в нач. XVII в. мон-рь был небольшим и, по-видимому, его формирование только начиналось.

    К сер. XVII в. здесь существовало здание школы «для грамматического учения», а в 1665 г. для школы Симеона Полоцкого строились особые деревянные хоромы (РИБ. Т. 23. Дела Тайного приказа. Стб. 638, 649). В 1681 г. «на устройство… академии» предполагалось прибавить «земли подле того монастыря к Неглинным вратам в длину на 18 саженей, поперек на 15 саженей» (РГАДА. Ф. 18. № 85. Л. 507).

    В 1685 г. на участке земель Земского двора, примыкавшем к мон-рю с запада и отданном ему Петром I, построили грандиозный 3-этажный каменный коллегиум (академический корпус) с галереями и квадратной лестничной башней у юго-зап. угла, увенчанной восьмериком. Дипломат де ла Невилль в «Записках о Московии» 1689 г. назвал здание «огромным и прекрасным». В 1819 г. архитекторы М. Ф. Казаков [Л. К. Карлони?] и О. И. Бове предложили разобрать здание. Новый 3-этажный училищный корпус был построен в 1821-1822 гг. в стиле ампир по проекту Бове (иногда ошибочно приписывается архит. В. Яковлеву); были использованы старые фундаменты, но здание значительно расширилось в сторону стены Китай-города.

    К северу от храма в одну линию с коллегиумом стоял 2-этажный братский корпус. Это сложное здание было построено на рубеже XVII и XVIII вв. (традиционно датируется 1686; известен документ 1702 г. о выдаче денег бывш. Рязанскому митр. Авраамию за строительство каменных и деревянных келий). Нижний этаж предназначался для хозяйственных нужд, наверху располагались жилые комнаты. По указу Петра I в 1718 г. в сев. линию зданий были встроены 2-этажные учительские кельи, напоминавшие братский корпус (вместе с к-рым их называли учительским корпусом): подрядный договор на их строительство «по первому чертежу, который учинен Иваном Зарудневым» был заключен в 1720 г. (Словарь архитекторов. 2008. С. 499). В 1729 г. вдоль юж. стены возвели галерею, зрительно объединившую учительские кельи и коллегиум. Сохранился Учительский корпус: западная часть (кельи) была перестроена на рубеже XVIII и XIX вв., большая восточная — в 1886 г. в формах рус. стиля (архит. Н. А. Шер) с надстройкой 3-го этажа.

    В 1784 г. на зап. части двора было построено 2-этажное здание бурсы (разобрано в 1895).

    С Никольской ул. в мон-рь вели св. ворота с флигелями по обеим сторонам; через них попадали на площадку перед юж. входом в храм, а также в крытую галерею верхнего храма. В 1743 г. ворота были перестроены и увенчаны колокольней. Западнее находились школьные ворота, ведшие в монастырский двор, вдоль юж. стороны к-рого тянулось одноэтажное здание иконного ряда. Право на владение зданием было дано мон-рю по указу царя Петра I от 12 февр. 1718 г., подтвержденному жалованной грамотой имп. Петра II от 9 окт. 1728 г. В 1753 г. по приказу имп. Елизаветы ряд был снесен «ради того, чтобы улица не тесна была»; вместо него было велено выстроить 2 каменные палаты, соразмерные с боковыми флигелями св. ворот. В 1781 г. после разборки обветшавшей ограды между колокольней и Греческим мон-рем в З. м. был построен 2-этажный корпус. В фундаменте этого корпуса были проложены белокаменные трубы для стока воды с Никольской ул. через территорию обители в Неглинку. На нижнем этаже корпуса находились конюшня и каретный сарай, на 2-м этаже — 2 кельи с сенями (РГАДА. Ф. 280. Оп. 17. № 89. Л. 1-14).

    На рубеже XIX и XX вв. по новой красной линии Никольской ул. было построено 2 монументальных дома, сохранившиеся до наст. времени. К западу от школьных ворот возведен Торговый дом (1899-1901, архит. М. Т. Преображенский) в рус. стиле, декором и высокими кровлями схожий с расположенным на противоположной стороне улицы зданием Верхних торговых рядов (1890-1893, архит. А. Н. Померанцев). Восточнее в том же стиле, но в варианте, имитирующем нарышкинские формы, построили доходный дом монастыря (1900, архит. З. И. Иванов); над встроенным в центральную часть фасада проемом св. ворот (ныне заложен) была возведена колокольня (верх разобран в 1924), к-рая копировала завершение колокольни московского храма Успения на Покровке (1696-1699; не сохр.). Дома полностью отделили обитель от улицы и значительно уменьшили пространство двора.

    А. В. Маштафаров, Л. К. Масиель Санчес

    Использованные материалы

    • Строев П.М., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския церкви. — СПб., 1877, стб. 158-162.
    • История Заиконоспасского монастыря // Официальный сайт мужского ставропигиального монастыря города Москве:
    • (материал использован частично)

    [1] Богданова Ольга, «Игумен Петр (Афанасьев): Надо любить все, что дает Господь,» Татьянин день

    (интернет-издание), 20 января 2012,

    [2] Упоминается в звании строителя (Строев, Указ сочин.

    ст. 158.)

    [3] Упоминается как архимандрит. См. Евгений (Болховитинов), митр. Словарь исторический. О бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви

    , Том II. — Москва: Изд-во «Русский Двор», Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995, с. 254, 287.

    [4] Евгений (Болховитинов), митр. Словарь исторический. О бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви

    , Том II. — Москва: Изд-во «Русский Двор», Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995, с. 254, 287.

    Основание обители

    В 14-м столетии на месте Заиконоспасского располагался монастырь Николы Спасского. Сведений об этом комплексе, к сожалению, сохранилось очень мало. Известно лишь, что когда-то западный участок отделился вместе со стоявшей здесь церковью. Новый религиозный центр на этом месте был основан предположительно в 1620 году. Поскольку прямо за ним начинались Иконные торговые ряды, назван он был Заиконоспасским.

    заиконоспасский монастырь

    По другим сведениям, основал Заиконоспасский мужской монастырь князь Волконский по распоряжению царя Алексея Михайловича в 1600 году. В любом случае, к 1626 году за этим центром числились две церкви — каменная и деревянная, а также тесные кельи, установленные ровными рядами. Первое документальное упоминание об этом монастыре относится к 1635 году. Называли в те времена в Москве этот монастырь «учительским». Уважением в столице он пользовался просто исключительным.

    Завершение строительства

    Примерно через год строительство было завершено, что принесло верующим огромную радость и счастье. Храм получился невероятно красивым, очень светлым и просторным. В 1721 году его облик был взят как шаблон архитектурного образца для возведения других храмов. В 1737 году собор снова постигло неприятное событие: именно в этом году в Москве случился масштабный пожар, в ходе которого пострадал и монастырь. После пожара началось активное восстановление храма под руководством архитектора Мичурина. Работы длились на протяжении не одного года. По окончании храм снова освятили.

    Утраченное богатство

    Изучая описания начала ХХ века, можно узнать, что в храме было огромное количество чудотворных икон, которые находились в серебряной ризнице. Немногие монастыри Москвы могли похвастаться таким богатством. У стен алтаря изображено Рождество и многие другие прекрасные сюжеты. Мастер настолько постарался, что все образы выглядит живыми. Также в храме хранится огромное количество мощей святых, которые славятся чудотворным действием. К огромному сожалению, все это духовное богатство было утрачено в полной мере к началу 2008 года.

    Памятники церковных древностей

    история заиконоспасского монастыря

    В ходе многочисленных катаклизмов и перестроек многие ценности пострадали или были утеряны по разным причинам. Так, во время московского пожара ризница монастыря пострадала более всего, но на этом все не закончилось. После восстановления, как уже известно, храм захватили французы, что снова принесло огромный вред и разрушения.

    В 1813 году архимандритом Симеоном была проведена сверка имущества храма, в ходе которой выяснилось, что в наличии нет огромного количества икон, драгоценностей и серебряных крестов. Среди этих крестов был один уникальный, в нем было 420 частиц мощей разных святых, также здесь был кулон с частицами ризы Господа. Таким образом, из храма пропало огромное количество уникальных вещей, которым просто нет аналогов. Все эти вещи были проданы или просто уничтожены. На сегодняшний день, возможно, что-то и осталось, но находится в частных коллекциях и, наверное, в монастырь уже не вернется. Но все же какие-то вещи удалось сохранить.

    Монахи пытаются поддерживать здание, чтобы оно могло прожить еще не одно столетие и поражать своей красотой и величественностью все новые поколения, а стены академии могли вновь выпускать уникальных людей, преданных своему духовному призванию. Уже с первых шагов в этих стенах чувствуется особая энергетика. На долю храма выпало немало испытаний, но по сей день он действует. Служба в Заиконоспасском монастыре возносится с небесам ежедневно, и так будет еще не один век.

    Внутреннее убранство

    служба в заиконоспасском монастыре

    Из описания 1781 года также можно узнать много интересного. Так, в нижней церкви располагался невероятной красоты позолоченный иконостас, который был сохранен до ХХ века. Пространство храма было залито солнечным светом, а по трем стенам располагались хоры. На сегодняшний же день месторасположение хоров перенесено. В верхний храм было вложено невероятное количество труда и таланта, стены были полностью расписаны сюжетами. Сюда проникало огромное количества света, благодаря которому все образы как будто оживали и тоже радовались солнцу. А вот в вечернее время при свете свечей лики казались более строгими.

    В конце XVII века в храме произошли некоторые изменения. В Спасской церкви расположился великолепный каменный иконостас. Царские двери, выполненные из дерева, были местами покрыты позолотой, чтобы подчеркнуть величественность икон. А вот для иконы «Спас Нерукотворенный» был изготовлен потрясающий серебряный венец. В 1812 году произошло возмутительное событие. Во время нашествия Наполеона храм снова подвергся осквернению и разграблению. Французские солдаты устроили в церкви конюшню, в кельях поселили своих портных. Недолгой была радость захватчиков. Однако обновить храм удалось лишь в 1851 году. Собор был полностью восстановлен, и здесь снова начались богослужения.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: