Сегодня я расскажу вам о Троице-Измайловском православном соборе Северной столицы. Сразу отмечу, что полное его имя — собор Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка.
Это ещё один храм-хранитель чести и доблести русского воинства. Узнала я о нём совершенно случайно в начале 90-ых годов. Возле этой церкви разместился некогда весьма популярный у горожан Троицкий рынок, куда мы с подругой решили впервые наведаться.
И вот та самая поездка с совершенно приземленной целью, за покупками, обернулась встречей с грандиозным шедевром архитектуры. Хочу сказать, что сегодня, спустя 20 лет, отреставрированный собор удивительно похорошел.
С его небесно-синего купола в солнечную погоду вам приветливо улыбаются звёзды. Такие маковки я видела раньше лишь на храмах в Суздале, Сергиевом Посаде и в Москве. Но, чтобы перейти к рассказу о дне сегодняшнем Троицкого собора, начну своё повествование с его исторического прошлого.
История
13 мая 1828 года переливы колоколов провозгласили о возведении нового храма в честь Святой Живоначальной Троицы
Храм возводился в честь лейб-гвардии Измайловского полка. Он был сформирован 22 сентября 1730 указом императрицы Анны Иоанновны. У воинского формирования императора не было собственного храма, поэтому солдатам приходилось посещать другие приходы. В начале осени 1732 года в Петербург привезли переносную церковь, ее собрали и освятили. Это была “сезонная церковь” на берегу Фонтанки, с приходом холодов ее снова разбирали.
Через 10 лет на ее месте был в построен деревянный храм, но он был маленький для большого количества прихожан. В 1752 году полк подал прошение императрице Елизавете Петровне о необходимости возведения новой церкви. Она строилась на протяжении двух лет, однако во время наводнения 1824 года она была повреждена и не подлежала реставрации.
Решение о возведении каменного храма на месте разрушенного деревянного, принял Николай I. По его приказу, помещение храма должно было вмещать до трех тысяч человек. В строительстве принимали участие Николай I, архитектор В. П. Стасов и инженер П. П. Базен. Процесс продвигался медленно, так как каждое решение согласовывалось с императором.
Первый камень Свято-Троицкого монастыря был заложен 13 мая 1828 года, в праздник Пятидесятницы. Собор возводился дорогих семь лет и уступал по своим размерам только уже строящемуся тогда в Петербурге Исаакиевскому собору. Освятили собор 25 мая 1835 года в преддверии праздника Святой Троицы.
Император остался недоволен росписями стен и иконостасом, дважды просил заменить все, но несмотря на это храм казался очень светлым и просторным. Главными святынями храма считались: образ Воскресения Христова, икона Успения Божьей Матери и икона Божьей Матери “Всех скорбящих радость”.
Несмотря на то, что храм являлся полковым, здесь с каждым годом прибавлялось количество гражданских прихожан. Здесь обвенчался Ф. Достоевский с А. Сниткиной, а также в его стенах отпевали величайшего композитора А. Г. Рубинштейна.
Советское время
Судьба Свято-Троицкого Измайловского собора резко изменилась с приходом советской власти. Собор был превращен в обычную приходскую церковь, а сам полк, которой он принадлежал, расформирован.
15 марта 1922 года во время Божественной литургии, при большом скоплении прихожан, новые “реформаторы” потребовали у протоиерея Михаила Чельцова выдать главные ценности храма. Они получили твердый отказ, как от настоятеля храма, так и от его прихожан, и опасаясь “большой крови” отступили.
Спустя месяц отца Михаила заставили подписать указ о передаче церковных ценностей. Прихожане всеми силами собирали деньги и большую часть имущества и святыню удалось выкупить. Всего из храма большевиками было вывезено около 2 килограмм золота и 300 килограмм серебра. В 1932 году большевики решили вовсе уничтожить собор, стерев его с лица земли. На его месте планировали построить клуб для трудящихся. Благодаря многочисленным просьбам прихожан, ВЦИК временно оставил собор действующим. В 1939 году здание храма было передано театру им. Ленсовета под мастерскую.
Возрождение собора началось только в 1990-2000 годы, до этого периодически появлялись сообщения о хищениях, актах вандализма и незначительных разрушениях с течением времени.
Пожар
В 2006 году пожар, который начался на строительных лесах Свято-Троицкого Измайловского собора, уничтожил самый большой в мире купол с деревянной основой. Пожарные, которые прибыли на место трагедии не смогли справиться с языками пламени. Огонь поднимался на высоту более 100 метров, уничтожив не только купол, но и чердачные перекрытия. Причины пожара не были установлены. Божественная литургия в храме началась следующим утром, но уже не под куполом храма, а под открытым небом.
Расписание богослужений Троицкого собора
Каждый день совершаются такие служения:
- 9:30 – исповедь;
- 10:00 – поздняя литургия (после нее могут быть молебен и панихида);
- 13:00, 15:00 – обряд крещения;
- 16:00 – молитва у мощей святых Матроны, Петра и Февронии.
Прочие богослужения проходят по определенным дням недели. График дополнительных служб можно изучить на сайте собора.
- Венчания – после литургии, по нечетным дням недели, исключая время постов.
- Молебен у иконы «Всецарица» – вторник, 17:00.
- Молебен у иконы с мощами Георгия Победоносца – среда, 17:00.
- Вечерняя служба – пятница-воскресенье или накануне праздника, 17:00.
- Ранняя литургия – воскресенье, праздники, 7:00.
Архитектура
Измайловский Собор — большое здание с пятью куполами, построенное в стиле ампир. Его высота более 80 метров. На фасадах расположены шестиколонные портики, в нишах находятся фигурки ангелов из бронзы.
В 1836 году на стенах были вывешены мраморные доски с именами офицеров, которые погибли в боях под Аустерлицем, Кульме и Фридланде. Главный купол собора виден с любой точки города на расстоянии 20 километров.
Предание гласит, что голубой цвет куполов был выбран согласно цвету Измайловских мундиров
Внутреннее убранство
Внутри Измайловский собор светлый, просторный. Главный купол собора поднят вверх четырьмя коринфскими колоннами, он словно парит в воздухе. На стенах собора висели турецкие знамёна, которые напоминали о победе в войне с Божьей помощью. В 2005 году перед святыней была восстановлена колонна Славы, основой которой являются трофейные турецкие пушки.
Современная жизнь храма
Дополню моё повествование рассказом о нынешней деятельности этой церкви. Троице-Измайловский собор в 2015 году торжественно отметил 180-летие с момента своего освящения, а в 2016 отпраздновал 130-летие появления монумента «Воинская Слава». Мне отрадно сообщить вам, что реставрация успешно завершилась в январе 2017 года.
Здесь действует воскресная школа для взрослых, где учащиеся знакомятся с постулатами православной веры, общаются, ездят в паломничества. В XXI веке возродился приют для сирот и тех деток, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Это один из первых совместных проектов церкви и нашего государства.
Большую работу в приюте ведут волонтёры из числа прихожан Троицкого собора. При храме сплотилась и динамично функционирует община молодых петербуржцев. Она даже выпускает свой журнал «Измайловский вестник».
О церквях, которые приписаны к собору, интересная информация здесь.
Фото Троицкого собора в Санкт-Петербурге
Сложно не заметить Троицкий собор среди серой массы многоэтажек, это же четвертое по высоте здание Питера!
Снимок помогает рассмотреть «мундирную» синеву куполов Троицкого собора и понять, что ориентированы они необычно, на стороны света.
Благотворительная деятельность
В XIX веке на территории храма действовал полковой госпиталь для Измайловских солдат. Позже здесь учредили приют для осиротевших детей, “Общество для вспоможения бедным”. Троицкий собор считался главным благотворительным и духовным центром Петербурга.
Сейчас в храме продолжает процветать благотворительность, существуют такие акции как бесплатный обед, который могут получить все нуждающиеся. Эта традиция зародилась сравнительно недавно — в 2006 году. При поддержке спонсоров собор может накормить в специально отведенной для этого столовой каждого, кто просит о помощи.
Троицкий собор в Санкт-Петербурге много лет поддерживает благотворительность, собирает пожертвования, книги и канцелярские принадлежности для нуждающихся детей.
Колонна Славы
С восточной стороны от храма – Колонна Славы, устроенная в честь победы в русско-турецкой войне. Необычный монумент по проекту архитектора Гримма открыт в 1886 году при личном участии императора Александра III.
Памятник высотой 28 метров смонтирован из 108 чугунных пушек, попавших в Петербург как военные трофеи. Над орудиями, поставленными в 5 ярусов, возвышается аллегорическая скульптура Славы, богиня Ника, держащая в руке лавровый венок.
Внизу, на гранитном пьедестале, – доски, где перечислены главные сражения русско-турецкой войны и названы отличившиеся полководцы.
В 1930 году монумент сняли и переплавили, планируя поставить на месте мемориала памятник декабристам, который так и не сделали. Сегодня здесь стоит точная копия старой Колонны Славы, изготовленная в 2005 году.
Архитектурные задумки
Троицкий собор — один из самых заметных объектов в городе. Пять его куполов выполнены в небесно-синем цвете, несмотря на то, что изначально купола деревянной церкви были зелеными. Идею синих куполов с крупными золотыми звездами предложил император Николай I. Четыре портика с шестью колоннами украшают фасад здания. Бронзовые ангелы работы С.И. Гальберга расположены в западной части храма.
В строении выделяют несколько архитектурных стилей:
Ампир | Этот стиль выражен в наличии колонн, скульптур, строгих симметрий. Ампир символизирует власть, богатство императора. В Россию был завезен французскими архитекторами во второй половине XIX века. |
Неоклассицизм | Это своеобразное возвращение к канонам классицизма и античности. Перекликается это направление и с эпохой Возрождения. |
Псевдорусский стиль | На волне подъема насаждения европейского стиля, в России начали зарождаться движения пропаганды древнерусских канонов искусства и архитектуры. Храмы строились с нарочитым подражанием русско-византийской архитектуре с целью показать память о корнях русской православной церкви, сохранить её через века. В Троицком соборе архитектурный стиль выражен в белом цвете камня, классических формах и узких вытянутых окнах. |
,Первоначальный чертеж Троицкого Собора в Санкт-Петербурге
Троицкий собор в Санкт-Петербурге — это классический образец архитектурных течений своего времени.