«Богородица на троне» икона Божьей Матери
По мнению исследователей, изображение Богоматери с младенцем, восседающей на троне, относится к категории древнейших иконописных изображений. Самая ранняя находка на эту тему датирована пятым веком. Среди христианских верующих эта трактовка была широко распространена. Предполагают, что это изображение входило в число достопочтимых. Оно существовало еще со времен существования Константинополя.
Изначально образ относился к числу самых парадных сцен. Скорее всего, мать и младенца сначала выделили из сцены «Поклонение волхвов», лики укрупнили. Фигуры вынесли вперед, они составили первый план.
Образ тронной Богоматери в иконах почитали особо. Поэтому размещали его по центру предалтарной группы. Примером этого утверждения исследователей традиционно служат иконописные изображения на алтарной аспиде храма Святой Софии Константинополя.
Такой же подход к иконописанию встречается в миниатюрных вариантах. Это небольшие иконописные книги, которые сделаны вручную. Кроме того, прославляемые образы находятся на престолах различных храмов и монастырей Византии. Примером может служить Кипрская, Сицилийская Богоматерь, а также Дева Мария из Синая.
Русский образ Тронной Богоматери появился позднее. Икона была прислана из Константинополя в XI веке в Успенский собор Киево-Печерской лавры. Она стала своеобразным благословением Влахернской обители. Иконе дали название «Печерской».
С XVII по XVIII век слава иконы была велика как никогда. Ее помещали по центральной оси ложи иконостаса, вставляли в пророческий ряд как образ «Воплощение Богоматери».
Державная тронная икона изображает Богоматерь, которая восседает на троне. Вокруг изображают царскую порфиру. Пресвятая держит на коленях младенца. Обычно прославляют образ, где Дева Мария держит сына руками. Поэтому восседание на троне и сидячая поза Божьего сына кажутся необычными. Вокруг головы Богоматери сияет нимб. Руки заняты царскими регалиями, то есть скипетром и державой.
Есть необъяснимое сходство с земной царицей, хотя все атрибуты указывают на небесное воцарение. Верующие вкладывают особый смысл в том, что полотно было обнаружено при смерти царя Николая. Это как бы символизирует передачу земной власти во власть небесную. Именно этот прием особенно приветствовали монархисты, когда говорили о будущем страны. В переходе власти таким способом многим виделся намек на спасение России.
К сожалению, после обретения иконы началось самое настоящее религиозное гонение. После расстрела императорской семьи многие священники тоже были расстреляны или сосланы. Религия была официально запрещена. Положение православия было подпольным. О развитии и речи быть не могла. Именно тогда образ Богородицы на троне поддерживал многих, в том числе, и бывших монархистов. Именно они дали название иконе. От этого и пошло обозначение «Вседержавная» – таким способом признавалось преобладание Божественной власти на земле, а также на небе.
Икона Божией Матери «Державная»
Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Державная»
Кондак 1 Избранней от всех родов Заступнице рода христианскаго, покровом Своея благости покрывающей страну нашу православную, благодарственная пения приносим Ти, Владычице, о явлении нам чудныя иконы Твоея «Державныя». Ты же, яко Всемилостивая Заступница всех с верою к Тебе притекающих, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти:
Радуйся, Мати Божия Державная, Заступнице усердная рода христианскаго.
Икос 1 Ангелом радость приимшая, благоволила еси, Владычице, возвестити старице благочестивей радость о явлении иконы Твоея честныя «Державныя», юже и обретше по указанию Твоему, яко знамение милости Божией к нам, грешным, благодарственно вопием Ти сице:
Радуйся, воли Господней тайны нам открывающая; радуйся, гнев Его праведный, на ны движимый, умягчающая.
Радуйся, зловерия нечестивых обличение; радуйся, гордыни их низложение.
Радуйся, веры христианския утверждение; радуйся, почитания святых икон освящение.
Радуйся, тихое пристанище спасения душ наших; радуйся, Всемилостивая Заступнице наша у престола Святыя Троицы.
Радуйся, от бед и скорбей наше избавление; радуйся, Церкве Православныя утверждение.
Радуйся, Звездо Невечерняго Света, нас озаряющая; радуйся, Матерь Света, всех просвещающая.
Радуйся, Мати Божия Державная, Заступнице усердная рода христианского.
Кондак 2 Видящи, Всенепорочная, с высоты небеснаго жилища Своего, идеже с Сыном Твоим во славе пребываеши, скорбь верных рабов Твоих, яко гневнаго ради Божия посещения вера Христова поругаема бывает нечестивым зловерием, благоволила еси явити нам икону Твою «Державную», да вси христолюбивии людие усердно молятся пред нею, вопиюще Богу: Аллилуиа.
Икос 2 Разуму нашему просвещение свыше исходатайствуй, Пресвятая Богородице, да познаем, что есть воля Божия благая, угодная и совершенная, и сердце направи, еже со усердием творити ю, Тебе же, Всемилостивая Заступнице, непрестанными гласы восхваляти:
Радуйся, явлением честныя иконы Твоея тьму лютых обстояний от нас отгоняющая; радуйся, лучами чудес всех просвещающая.
Радуйся, душевными и телесными очами ослепших прозрение; радуйся, омраченных смыслов просвещение.
Радуйся, всех христиан вожделенная Помощнице; радуйся, всех уповающих на Тя непостыдная надеждо.
Радуйся, вдов и сирот надежный покрове; радуйся, алчущих Питательнице.
Радуйся, духовных сокровищ Подательнице; радуйся, богомудрых премудрая доброто.
Радуйся, пресветлая, Божественная красото; радуйся, обоняние Христова благоухания.
Радуйся, Мати Божия Державная, Заступнице усердная рода христианскаго.
Кондак 3 Силу Божественныя благодати даруй нам, Пресвятая Богородице, во еже неуклонно и непреткновенно ходити нам спасительным путем Христовых заповедей, сердцем же и устами непрестанно воспевати Всемогущему Богу: Аллилуиа.
Икос З Имуще Тя, Богоизбранная Заступнице рода христианскаго, яко зарю светлую, просвещающую душ наших темноту и разгоняющую мрак сердечнаго неведения нашего, припадаем к честней иконе Твоей «Державней» и с умилением вопием Ти сице:
Радуйся, сохраняти и спасати всех призывающих Тя обещавшая; радуйся, прославляющих Тя прославляющая.
Радуйся, к Сыну Твоему и Богу нашему молитвы верных приносящая; радуйся, благодать Твою иконам Твоим честным даровавшая.
Радуйся, всю вселенную лучами Твоея благодати озарившая; радуйся, премудрости Божия приятелище.
Радуйся, Божественныя благодати Подательнице; радуйся, яко Тобою от вечныя смерти свобождаемся.
Радуйся, яко Тобою безконечныя жизни сподобляемся; радуйся, честнейшая Херувим и славнейшая Серафим.
Радуйся, Матерь Света и Царице Небесная; радуйся, Владычице, Всемилостивая за нас пред Богом Заступнице.
Радуйся, Мати Божия Державная, Заступнице усердная рода христианскаго.
Кондак 4 Буря житейскаго моря сокрушает духовный корабль наш волнами мирских попечений, и мир убогих душ наших мятется. И где обрящем тихое пристанище спасения? Токмо на Тя возлагаем надежду, Владычице; имущи бо державу непобедимую, от всяких бед, глада, скорбей и болезней избави нас, верно вопиющих Богу: Аллилуиа.
Икос 4 Слышавше православнии людие повеление Твое, Владычице, молитися пред образом Твоим «Державным», со умилением сердечным прибегают к Твоему всесильному заступлению у престола Всемогущаго Бога и благоговейно вопиют Ти сице:
Радуйся, горняго мира украшение; радуйся, дольняго мира заступление.
Радуйся, Дщи благословенная Отца Небеснаго; радуйся, Родительнице неискусомужная Сына Предвечнаго.
Радуйся, демонския полки побеждающая; радуйся, враги спасения человеческаго посрамляющая.
Радуйся, яко волею Твоею сокрушаются еретические главы; радуйся, яко вернии Тобою сподобляются славы.
Радуйся, телес наших безмездная Целительнице; радуйся, душ наших к Царствию горнему Путеводительнице.
Радуйся, яко сотвори Тебе величие Сильный; радуйся, яко призре на смирение Твое Господь.
Радуйся, Мати Божия Державная, Заступнице усердная рода христианскаго.
Кондак 5 Боготечная звезда явися нам, Владычице, честная Твоя икона «Державная», страну Российскую всю обтекающая и лучами чудес Твоих осиявающая всех блуждающих по морю страстнаго жития, мрак печалей и мглу всяческих недуг и скорбей прогоняющая и наставляющая на путь спасения с верою к Тебе притекающих и вопиющих Богу: Аллилуиа.
Икос 5 В дни лютых скорбей и злых обстояний явила еси нам, Владычице, велию милость обретением честныя иконы Твоея «Державныя», да вси, с верою молящиися пред нею, приимут здравие и душ спасение. Сего ради и мы, прославляюще Твое милосердие неизреченное, усердно вопием Ти сице:
Радуйся, светило незаходимое, светом истиннаго богопознания нас просвещающее; радуйся, Вратарнице, двери райския верным отверзающая.
Радуйся, многотекущая река Божественныя благодати; радуйся, неистощимый источниче святыни.
Радуйся, ко благочестию наша Наставнице; радуйся, душ наших освящение.
Радуйся, кающихся грешников с Богом примирение; радуйся, добрыя обеты приемлющая.
Радуйся, благим намерениям способствующая; радуйся, злыя начинания разрушающая.
Радуйся, вражия козни расторгающая; радуйся, скорая человеком Помощнице.
Радуйся, Мати Божия Державная, Заступнице усердная рода христианскаго.
Кондак 6 Воспеваем Твое милосердие досточудное и многое к нам снисхождение, Пресвятая Богородице, не престаеши бо молитися о нас, грешных, Сыну Твоему и Богу нашему, еже отвратити гнев Его праведный, на ны движимый, и помиловати всех, верно вопиющих Богу: Аллилуиа.
Икос 6 Возсиявает в души наша, омраченныя скорбию и унынием от множества согрешений, свет благодатнаго утешения, и сердце наше исполняется веселия и радости, егда непрестанными Твоими, Владычице, вразумлениями возбуждаеши нас вопити к щедрому Богу, да милостив будет и простит нам прегрешения наша. Не премолчи убо, Владычице, наставляющи и вразумляющи нас, зовущих Ти сице:
Радуйся, в скорбех и болезнех долготерпению нас научающая; радуйся, вся помышления наша к распятому за грехи мира Спасителю устремляющая.
Радуйся, страдания Его и крестную смерть в памяти нашей обновляющая; радуйся, правосудием Божиим к ожесточенным и нераскаянным нас устрашающая.
Радуйся, ожиданием будущих небесных благ нас услаждающая; радуйся, к наследству нетленному и вечному нас приводящая.
Радуйся, наследниками Царствия Божия нас сотворяющая; радуйся, трапезо святая, хлебом жизни нас питающая.
Радуйся, маслино благоплодная, елеем милости сердца умягчающая; радуйся, яко молитвою пред иконою Твоею приемлем духовное утешение.
Радуйся, яко сердцам нашим даруеши благодатное сокрушение; радуйся, яко благостынею Твоею угашаеши в нас огнь нечестия.
Радуйся, Мати Божия Державная, Заступнице усердная рода христианского.
Кондак 7 Хотяй всем человеком спастися и в разум познания истины прийти, премилосердный Господь и Создатель наш посла во дни гневнаго посещения Своего ангела пресветла в новоявленнем образе Твоем «Державнем», да вси, с верою молящиися пред ним, приимут помощь и заступление Твое всесильное и радостно вопиют Всемогущему Богу: Аллилуиа.
Икос 7 Новую показа милость всех Творец и Владыка наш Господь, егда положи во гневе Своем наказати род человеческий огнем, мечем, гладом и болезньми, сотвори сие наказание для многих человеков ко вразумлению и исправлению во спасение душ. Сего ради и мы, Владычице, припадающе к Пречистому образу Твоему «Державному», усердно молим Тя: не даждь нам погибнути до конца, но милосердия двери отверзи нам, вопиющим Ти сице:
Радуйся, неприступнаго Божества селение; радуйся, ангельское непрестающее удивление.
Радуйся, рабов Божиих тайное вразумление; радуйся, Заступнице всех сущих в скорбех и болезнех.
Радуйся, благодатное безстрастие ищущим его подающая; радуйся, всех в чистоте целомудрия живущих зело любящая.
Радуйся, пристанище небурное подвижников благочестия; радуйся, гневом Божиим вразумляющая сынов нечестия.
Радуйся, безмолвствующих сладкая Собеседнице; радуйся, отшельников Христа ради крепкое упование.
Радуйся, постников Божественное радование; радуйся, пустынножителей тихое веселие.
Радуйся, Мати Божия Державная, Заступнице усердная рода христианскаго.
Кондак 8 Странни и пришельцы есмы на земли сей: житие бо наше суетно и маловременно есть. Мы же смерти безвестное во ум никогдаже приемлем, ни помышляем о Страшнем судищи Христове, в немже имамы праведному Судии предстати и дати ответ о всяком же деле и слове. Темже молим Тя, Владычице: возбуди нас скоро от сна греховнаго, да не постигнет нас час смерти неисправленных и да сподобимся Твоим ходатайством получити беззакониям нашим прощение и во гласе радования воспевати Христу Богу: Аллилуиа.
Икос 8 Вся бывши горе, к небесным взята еси и земных не оставляеши, Пресвятая Богородице, священным Твоим предстательством: имаши бо дерзновение к Сыну Твоему и Богу нашему. Темже утверди, Владычице, в мире глубоце страну нашу православную и вся полезная даруй рабом Твоим, да величающе воспеваем Ти тако:
Радуйся, умным очесем нашим горький и страшный час смертный представляющая; радуйся, на кийждо день, аки уже на последний жития нашего, взирати нас научающая.
Радуйся, любити мир и яже в мире нам воспрещающая; радуйся, пристрастие к тленному богатству из сердц наших искореняющая.
Радуйся, вся блага земная быти привременна и скоропреходяща нам показующая; радуйся, славы человечи, аки тени преходящия, искати нам возбраняющая.
Радуйся, яко сладчайшее имя Господа Иисуса Христа устами непрестанно произносити и во уме держати нас побуждаеши; радуйся, яко от празднословия, многоглаголания, паче же от кощунства нас удержаваеши.
Радуйся, яко воздержанию в пищи и питии приобучити нас печешися; радуйся, яко Твое за нас ходатайство сильно есть пред Богом, еже не вверженным нам быти во тьму кромешнюю.
Радуйся, яко присно внушаеши нам омывати грехи своя слезами покаяния, да избавимся геенны адския; радуйся, яко побуждаеши нас день и нощь молитися, да не посланы будем со демоны мучитися.
Радуйся, Мати Божия Державная, Заступнице усердная рода христианскаго.
Кондак 9 Всякое естество ангельское удивися делу Твоего милосердия, Господи, яко даровал еси нам толико твердую и теплую Заступницу роду христианскому во дни гневнаго Своего посещения, нам невидимо сопребывающую, слышащую же Тебе поющих: Аллилуиа.
Икос 9 Витии многовещаннии, непросвещеннии светом истиннаго богопознания, поклонишася златому тельцу. По слову же апостола, всяк любостяжатель есть идолослужитель. Сего ради Божие гневное посещение всему миру зряще, и мы, грешнии, смиренно молим Тя, Владычице: умилостиви Создателя, да потщится гнев Свой праведный преложити на милость и помиловати нас, вопиющих Ти сице:
Радуйся, яко Твоея помощи и заступления никогдаже нас лишаеши; радуйся, яко ум наш, омраченный небрежением, светлым Твоим покровом озаряеши.
Радуйся, яко Тобою от страстей телесных избавляемся; радуйся, яко Тобою сладостей духовных исполняемся.
Радуйся, твердое Православия укрепление; радуйся, честное Пресвятыя Троицы носило и похваление.
Радуйся, и во временней жизни полезная нам подающая; радуйся, душевныя раны наша елеем спасительным умащающая.
Радуйся, яко из рова беззаконий наших рукою Твоея помощи нас исхищаеши; радуйся, яко греховный сон душевредныя нашея лености отрясаеши.
Радуйся, душевное умиление и сердечное сокрушение в нас раждающая; радуйся, яко твориши всем спастися, в державный покров Твой прибегающим.
Радуйся, Мати Божия Державная, Заступнице усердная рода христианскаго.
Кондак 10 Спасти хотя многия люди от обдержащих их скорбей и болезней и веру их утвердити во всесильное заступление Твое, Владычице, даровала еси нам изображение честныя иконы Твоея «Державныя», да вси, видяще являемую Тобою милость, вопиют со умилением Богу: Аллилуиа.
Икос 10 Стена явилася еси, Богородице Дево, Российстей стране честными Твоими иконами, изливающи чудеса во бранех и осеняющи благодатною помощию Твоею христолюбивых воинов. Под державным бо покровом Твоея благости Российская страна созидашеся, и врата адова не одолеша Православныя Церкве Христовы. Сего ради припадающе к честней иконе Твоей «Державней», радостно вопием Ти сице:
Радуйся, Российския страны покрове и утверждение; радуйся, от нашествия иноплеменных избавление.
Радуйся, сущих в пленении свобождение; радуйся, от глада и болезней наше спасение.
Радуйся, саде земли обетования; радуйся, цвете Божественнаго саждения.
Радуйся, лозо добродетельная винограда Христова; радуйся, древо чудоточное рая Иисусова.
Радуйся, жилище и дом Христа Бога нашего; радуйся, вместилище неизреченныя Его славы.
Радуйся, Владычице, Всемилостивая Подательнице щедрот; радуйся, яко много может молитва Твоя пред Сыном Твоим и Богом нашим.
Радуйся, Мати Божия Державная, Заступнице усердная рода христианскаго.
Кондак 11 Пение хвалебное и благодарственное приносим Ти, Владычице, под державным бо покровом Твоея благости пребываем в непостыдней надежде всесильнаго заступления Твоего за нас, грешных, и все упование наше на Тя возложивше, радостно вопием Богу: Аллилуиа.
Икос 11 Светильницы наши угасоша, елея же благих дел не имамы, во еже возжещи благодать Духа Святаго. И где обрящемся, окаяннии, сном греховным отягченнии, егда постигнет нас внезапу в полунощи час кончины нашея? Но да не услышим и мы, якоже юродивыя девы, грознаго гласа Жениха: не вем вас! Помози нам, Владычице, наполнити сосуды душ наших елеем благих дел, паче же милосердия и смирения, да благодарственно воспоем Ти сице:
Радуйся, яко воспоминанием грядущаго грознаго суда Божия от грехов нас отреваеши; радуйся, яко души наши, аки невесту, ко сретению прекраснаго Жениха Христа предуготовляти нас поучаеши.
Радуйся, яко возбуждаеши нас на всяк день же и час приносити Христу Богу молитвы, прошения и благодарения; радуйся, яко с мудрыми девами, душами праведных, внити в брачный чертог Сына Твоего и Бога нашего помогаеши.
Радуйся, яко в ризу непорочности и чистоты облещися нам способствуеши; радуйся, яко стати нам на Страшнем суде Христовом одесную Его ходатайствуеши.
Радуйся, яко благоутробие Божие о причастии нас лику избранных умоляеши; радуйся, яко ум наш, омраченный небрежением, светом Своим озаряеши.
Радуйся, яко голубину простоту и агнчу кротость стяжати нам приискренне желаеши; радуйся, яко самоотвержению и отречению от злыя нашея воли приобучити нас тщишися.
Радуйся, яко младенческое незлобие даровати нам способствуеши; радуйся, яко хладное сердце наше молитвами воспламеняти нам помогаеши.
Радуйся, Мати Божия Державная, Заступнице усердная рода христианскаго.
Кондак 12 Благодать прияла еси, Владычице, от Всемогущаго Господа Бога миловати благочестивых чад Церкве Христовы и вразумляти нечестивых сынов ея. Сего ради, притекающе под державный покров Твоея благости, усердно молим Тя, Владычице: избави нас от ухищрений духов злобы, разслабляющих наши душу и тело леностию и нерадением, и возбуди нас от сна греховнаго, да благодарственно вопием Богу: Аллилуиа.
Икос 12 Поюще Твоя чудеса, бывшая в древняя и настоящая времена, хвалим Тя, Владычице, яко живоносный источник благодати и неистощимую чудес реку, бездну бо милости и щедрот даровала еси роду христианскому явлением честных икон Твоих. Сего ради и мы, припадающе к честней иконе Твоей «Державней», со умилением вопием Ти сице:
Радуйся, Церкве Небесныя и земныя украшение; радуйся, девства честный покрове и ограждение.
Радуйся, светлое пророческое сбытие; радуйся, всехвальных апостолов восхваление.
Радуйся, честная похвало иереев благоговейных; радуйся, молние, неверных устрашающая.
Радуйся, славою чудес Твоих верных смыслы озаряющая; радуйся, печаль и скорбь нашу в радость претворяющая.
Радуйся, яко молиши Сына Твоего и Бога нашего всем нам спастися; радуйся, яко твориши милости всем в державный Твой покров притекающим.
Радуйся, Заступнице всех сущих в скорбех и болезнех; радуйся, всем с верою Тебе молящимся полезная дарующая.
Радуйся, Мати Божия Державная, Заступнице усердная рода христианскаго.
Кондак 13 О, Всепетая Мати, Державная Владычице! Приими ныне сие малое моление наше и величия ради благости Твоея и неизреченных щедрот Твоих не помяни множества грехов наших, но исполни во благих прошения наша: даруй нам вся потребная к жизни и благочестию, избави нас от глада, болезней и печали, и Царствия Небеснаго наследники всех сотвори, верно вопиющих Богу: Аллилуиа.
Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Ангелом радость приимшая…» и 1-й кондак «Избранней от всех родов …».
История происхождения
Считается, что икону нашли 2 марта 1917 года. Это день отречения императора от престола. Событие стало символичным, чем долгие годы пользовались монархисты, которые были вынуждены действовать втайне от официальной власти. Для многих отречение императора стало падением монархии, а нахождение иконы – подтверждением передачи власти. Монархисты не рассматривали власть большевиков всерьез, поэтому могли судить только о царской власти или небесном управлении.
Документально подтверждена история обретения иконы. Записи подтверждают, что икону нашла крестьянка из селения близ Москвы. Она как будто видел Богоматерь во сне. Та приказала ей сходить до села Коломенского и найти черную икону. Крестьянка сделала все так, как было ей велено во сне. При появлении в Коломенском она сразу нашла церковь Вознесения, рассказала о своем сне служителю-батюшке.
Вместе они спустились в подвал, раскопали почерневшую от старости икону, где увидели очертания фигуры Богоматери, которая восседала на троне с ребенком на коленях. Крестьянка была удивлена, до этого такой тип изображения был ей неизвестен, так как она привыкла к другим иконам.
Служитель сразу сообщил о находке. После того, как изображение рассмотрели под слоем пыли и грязи, и увидели царские регалии, иконе сразу дали название. Ее назвали «Вседержавная».
Оказалось, что сначала полотно находилось внутри иконостаса церкви Вознесения. Тот храм относился к Вознесенскому женскому монастырю, но был разрушен. На том же месте возвели церквушку размером меньше.
Есть еще один вариант, который гласит о том, что местонахождение подлинника неизвестно. А на территории Коломенского была найдена копия. Об этом писал отец Серафим, бывший одним из настоятелей монастыря.
После того, как религия была запрещена, полотно не перестало совершать чудеса. Хотя верующим пришлось скрываться от властей. Икона продолжила утешать и вселять веру в лучшее будущее. Оно действительно наступило. Постепенно стали открываться храмы, произошла полная реабилитация религии.
Например, известен случай, когда благодаря ходатайству Божьей Матери в день празднования «Вседержавной» в 1925 году из тюрьмы освободили настоятеля храма святителя Николая протоиерея Владимира Воробьева. Он почитал Тронную икону и по воскресеньям всегда служил ей акафист на своем месте службы.
Известно, что строительство храма Христа Спасителя, взорванного зимой 1931 года, началось с возведения деревянной часовни во имя Державной Тронной иконы. Первые 2 литургии в возведенной часовне служили по молитвам Пресвятой Девы Марии и ее прославления.
Известно, что было сделано несколько списков, которые распространились по всей стране. Например, образ, который был написан в 1991 году известным иконописцем Жаровым, начал мироточить. Это произошло после того, как икона была освещена на Гробе Господнем во время празднования Пасхи. Мироточение продолжалось 15 дней.
Весной 1997 года мироточение вновь возобновилось. После молитв перед иконой жительница Бреста получила исцеление. На тот момент у нее была диагностирована слепота и рак поледеней стадии.
С 1992 года архимандрит Наум с архимандритом Кириллом и группой верующих начали ежедневную читку акафиста перед разрушенным Христовым храмом. Через год на этом месте патриарх Алексий II дал благословение храму-часовне в честь Державной Божьей Матери. А закладка состоялась осенью 1994 года.
После строительства, во второй половине 2000 года справа от основного иконостаса была выставлена работа Державной Тронной Богоматери в серебряном окладе с драгоценными камнями. Работу провели по фотографии 1917 года, которая была получена от родственников руководительницы мастерской монастыря при Алексиевском храме.
2 марта 1917 г., в день отречения от престола последнего русского императора Николая II, произошло чудесное событие — обретение «Державной» иконы Пресвятой Богородицы. О нем сразу же стало широко известно по всей России. Почитание «Державной», несмотря на преследования властей, продолжалось и в 1920-е гг., и в эмиграции, и начиная с 1990-x гг. – вновь в России. Эта икона стала объектом особого почитания со стороны монархически настроенных людей, полагающих, что ее явление позволяет надеяться на грядущее восстановление монархии в России. Но так ли это на самом деле? Каков был символический смысл явления этой иконы в свете произошедших затем исторических событий? Наш собственный ответ на эти вопросы мы попытаемся набросать в настоящей статье.
Вкратце напомним историю обретения чудесной иконы. В феврале 1917 г. крестьянке деревни Починок Бронницкого уезда Евдокии Андриановой приснился сон: голос торжественно объявил ей, что «есть в Коломенском большая черная икона, ее нужно сделать красной и пусть молятся»[1]. Через две недели она вновь увидела сновидение с близкими образами: «Вижу – белая церковь, где должен быть спор со старообрядцами, вижу – в храме народ стоит в беспорядке, прохожу на середину, народ вмиг пропал и только осталась одна женщина, которая села среди храма»[2]. Затем сновидица узнает в этой женщине «Царицу Небесную». Несмотря на то, что второй сон был не столь ясным (в нем было много достаточно случайных деталей, характерных для сновидений), именно он окончательно побудил женщину пойти в Коломенское — кстати заметим, расположенное не близко к ее родной деревне (около 30 км.). В Вознесенской церкви села Коломенское она сразу же узнала церковь из своего сна и обратилась к ее настоятелю, протоиерею Николаю Лиxачеву, с просьбой отыскать икону, о которой ей было сказано во сне. После долгих поисков отец Николай обнаружил в подвале большую почерневшую икону. После того, как ее отмыли, все увидели изображение «Царицы Небесной, восседающей на Царском Троне, в руках имея скипетр и державу в красной мантии, на голове корона, на коленах Божией Матери – Благословляющий Спаситель»[3] – образ, соответствующий сонным видениям Евдокии Андриановой.
Икона, обретенная в день отречения от престола Николая II, быстро стала объектом всенародного почитания. Она начала распространяться во множестве списков, в Марфо-Мариинской обители перед ней молилась св. Елизавета Федоровна. Впоследствии она прислала ее список своей сестре, императрице Александре Федоровне. В октябре 1917 г. был составлен акафист «Державной», в работе над которым принимал участие Московский митрополит, будущий Патриарх Тихон. В годы революции почитание иконы стало рассматриваться большевиками как проявление нелояльности. По словам И.М. Андреевского, «прошло несколько лет — и жесточайшие гонения обрушились на головы почитателей этой иконы, молившихся пред ее копиями по всей России»[4]. После закрытия Свято-Георгиевской церкви в Коломенском, где после 1917 г. находилась «Державная», и превращения комплекса в музей, икона была передана в запасники Исторического музея. Возвращена в Коломенское она была только в 1990 г., накануне падения Советской власти.
Прежде чем перейти к символическому толкованию произошедших тогда событий, следует сказать несколько слов об иконописной и религиозной традиции, лежащей в основе образа Богородицы «Державная», а также об истории места ее обретения — села Коломенского и Вознесенской церкви. «Державная» относится к типу богородичных икон «Панахранта» («Всенепорочная»), на которых Дева Мария изображена сидящей на троне с Младенцем на коленях. В Византии этот образ получил название «Богородицы Кипрской»[5]. Этот иконографический тип широко распространился уже в VI–VII вв. Мы находим его и в Софии Константинопольской, в мозаике «императоры Константин и Юстиниан перед Богоматерью». По мнению исследователей, изображения Богородицы, сидящей на троне, сложились не без влияния портретов византийских императриц той эпохи[6]. Позднее этот иконописный тип распространился также на Руси и в других славянских странах.
Тем не менее, на перечисленных иконах отсутствует важная деталь, характерная для «Державной», – корона, венчающая Святую Деву. Первые подобные изображения мы находим на римских фресках VII–VIII в. н.э. – на них Богородица изображалась в венце византийских или каролингских императриц[7]. Позднее, начиная с XIII в., образы, изображающие Деву Марию в короне, получили широкую популярность на Западе. Эти изображения были основаны на двух источниках — католическом учении о небесном короновании Богородицы после ее Успения и идентификации Богородицы с «Женой, облаченной в Солнце» из Откровения св. Иоанна Богослова. В России подобные изображения начинают встречаться с середины XVII в. под западным влиянием — см. например икону «Благодатное небо» в Архангельском соборе Московского Кремля, явно навеянную образами Откровения. Иногда в русской иконописи мы находим даже сцену коронования Девы Марии Св. Троицей или ангелами.
Наиболее ранний русский пример близкого к «Державной» иконописного типа мы находим в иконе «Богородицы Кипрской», написанной в 1680 г. Семеном Спиридоновым[8]. На ней изображена Богородица, сидящая на троне с Младенцем на коленях, на ее голове — корона, а в руках — скипетр. Этот иконописный тип, судя по всему, стал результатом развития традиционной «Кипрской» и «Печерской» Богородицы под влиянием западной иконописной традиции. Именно к этому типу икон, получившему большое распространение в XVIII столетии, принадлежит «Державная».
В связи с нашей темой большой интерес представляет и история села Коломенское, и история Вознесенской церкви, в которой была обретена икона. Коломенское издревле, со времен Ивана Калиты, было вотчиной московских князей, а затем — русских царей. Они часто пользовались Коломенским как своей дачей или загородной резиденцией. Иван Грозный имел обыкновение праздновать здесь свои именины[9]; Алексей Михайлович, особенно любивший Коломенское, построил здесь себе отдельный дворец. Петр I в юности также подолгу жил в Коломенском. После переноса столицы в Санкт-Петербург Коломенское начинает постепенно приходить в упадок. Тем не менее, российские императоры и императрицы не забывали подмосковную вотчину своих предшественников и периодически посещали село Коломенское. Таким образом, мы можем заключить, что село Коломенское теснейшим образом связано с российским императорским домом — что, конечно, позволяет нам говорить о неслучайности места явления иконы.
Еще больший интерес представляет собой история церкви Вознесения, в которой была обретена «Державная». Она была построена в 1528–1532 гг. великим князем Василием III. С архитектурной точки зрения храм представляет собой шатровую церковь — первую в истории русского церковного строительства. Шатер храма напоминает киворий — сооружение, традиционно воздвигавшееся над алтарями или христианскими святыми местами. Большой интерес вызывает трон, стоящий в церкви Вознесения спиной к алтарной стене. По мнению некоторых исследователей, шатер церкви был призван символизировать Вознесение Спасителя, а трон являлся етимасией, символическим царским местом, предназначенным для Христа, который явится как Судия[10]. Как бы то ни было, сложно сомневаться в том, что трон реально использовался как царское место на протяжении истории церкви Вознесения. Так, известно, что на этом троне восседали цари Алексей Михайлович и Федор Алексеевич, часто посещавшие Коломенское.
Рассмотрев историко-культурный контекст явления «Державной», мы можем перейти к выяснению его символического смысла. Большинство его свидетелей и комментаторов издавна понимали его похожим образом: Богородица взяла себе царскую власть, теперь став царицей России. Так, архиепископ Аверкий (Таушев) писал: «Что означает это, как не то, что Матерь Божия Сама взяла в Свои руки верховную власть, после того, как обезумевшие русские люди отвергли своего Государя — Помазанника Божия?»[11]. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорил, что «и теперь в России Царство не от мира сего, теперь вместо Царя правит страной Матерь Божия»[12]. Протоиерей Василий Швец также полагал, что явлением «Державной» Богородица «всему миру показала, что отныне Она является Державной Правительницей России и держит судьбу страны и народа Российского в Своих руках. И какая власть будет здесь, на земле, не столь важно, ибо отныне Россия всецело поступила в удел Ее — Матери Божьей»[13].
Действительно, с этой позицией сложно не согласиться. Чудесное явление иконы, изображающей Богородицу Царицу в день падения самодержавия, без сомнения, свидетельствует о том, что Богородица стала царицей России, взяв себе самодержавную власть. Самая идея воцарения Девы Марии или передачи ей государственной власти имеет долгую историю, и ее реализация в глубоко символических событиях весны 1917 года стала только окончательным аккордом ее исторического воплощения. Именование Девы Марии «Госпожей», «Царицей» или «Царицей Небесной» возникло еще в раннехристианское время и получило всеобщее распространение в VI в. н.э. Идея коронования Девы Марии, как мы уже писали, имеет западное происхождение. Рассказ о нем первоначально был развитием легенды о телесном вознесении Богородицы на небеса после Ее Успения. «Золотая легенда» — известный западный житийный сборник — рисует торжественную встречу Богоматери на небе Ее Сыном и ангельскими воинствами, которая вскоре была осмыслена как Ее торжественное коронование. Оба мотива — Богородицы как Царицы небесной и легенды о короновании Девы Марии — получили развитие в иконописи, в уже упомянутых нами образах Богородицы Кипрской, картинах небесной коронации Девы Марии и ее изображения как «Жены, облаченной в Солнце» (Откр 12, 1). Идея символической передачи Богородице земной власти также получила развитие в католической традиции — в популярном культе Девы Марии как «Королевы Польши». Тем не менее, наибольшая глубина символизма идеи «Богородицы Царицы» осуществилась только во дни явления в России, наследнице имперской традиции Рима, «Державной» иконы Божьей Матери. Чудесное обретение иконы «Богородицы Царицы» в день падения монархии явным образом символизировало то, что Богородица теперь, вместо рухнувшей императорской династии, сама стала Царицей России.
Примечательно, что идея передачи верховной власти Богородице подтверждается всеми обстоятельствами явления иконы. Она была явлена в царской вотчине — Коломенском, в церкви, построенной великим князем Василием III и столетиями посещавшейся российскими государями. Эпизод из второго сна Е.И. Андриановой, в котором Богородица «садится среди храма», скорее всего, следует понимать как указание на то, что Дева Мария села на царское место — трон русских государей, стоящий в Вознесенской церкви. Здесь мы снова видим тот же образ — Богородица теперь занимает трон русских государей.
Каким образом следует понимать этот символ? Что он может обозначать или возвещать в нашем материальном, земном мире? По распространенному среди монархистов мнению обретение «Державной» в день падения монархии может служить основанием для надежд на то, что монархия когда-нибудь в будущем будет восстановлена. В достаточно прямолинейной и явной форме оно было высказано уже русским богословом и церковным историком Иваном Андреевским: «Символ этой иконы ясен для духовных очей: через неисчислимые страдания, кровь и слезы, после покаяния, русский народ будет прощен и Царская власть, сохраненная самой Царицей Небесной, будет России несомненно возвращена. Иначе зачем Пресвятой Богородице сохранять эту власть?»[14] Впоследствии эта идея стала основным толкованием смысла явления «Державной» в монархической публицистике.
Тем не менее, такое толкование кажется нам не только не самоочевидным, но даже сомнительным и весьма маловероятным. Богородица стала Царицей России после падения династии Романовых, символически заняв опустевший престол. Пребывание Богородицы на престоле русских царей говорит о любви Бога и Девы Марии к России и русскому народу, свидетельствует о том, что после падения монархии милость Божия не оставила русский народ и Русскую Церковь, но даже пришла к ней в куда большем объеме. Но если Россией правит Богородица, незримо хранящая нашу страну, то зачем же нам отказываться от Царицы ради земного царя? Где и в каком священном тексте мы видели примеры того, чтобы Небесный Царь передавал свои полномочия земному царю? В «Откровении Мефодия Патарского», знаменитом византийском сочинении о последних судьбах мира, говорится о том, что последний царь Михаил перед явлением антихриста отправится в Иерусалим и там вручит свое царство «Богу и Отцу». Не видим ли мы в этой истории еще один пророческий намек на события 1917 г., когда русский царь смиренно отрекся от своей власти, которая была символически принята у него Пресвятой Девой?
Как бы то ни было, те, кто надеется на восстановление земной монархии, явление земного царя вместо Царицы Небесной, уподобляются тем иудеям, которые просили пророка Самуила дать им царя, который будет править ими вместо руководивших ими доселе богодухновенных судей и пророков: «И сказали ему: вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов. И не понравилось слово сие Самуилу, когда они сказали: дай нам царя, чтобы он судил нас. И молился Самуил Господу. И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними» (1 Царств 8, 6-7).
Но тогда какой земной, исторический смысл был в явлении «Державной»? Ведь после падения монархии последовали Октябрьская революция, кровавая Гражданская война, приход к власти большевистского режима и невиданные гонения на Церковь? Возможно, именно эти исторические факты дают основания монархистам полагать, что Богородица не правит Россией как Царица, а просто хранит царские регалии для будущего последнего царя. Это предположение, насколько нам известно, не высказывалось напрямую, но оно логически вытекает из всего хода мысли монархической публицистики. Разумеется, мы можем указать, что оно противоречит художественному замыслу иконы «Державная», где Богородица изображена как Царица, а не как хранительница царских регалий. И если даже Дева Мария является здесь не полноправной государыней, а регентом при будущем наследнике, то совершенно очевидно, что царские регалии она в будущем передаст сидящему у нее на коленях Младенцу — Христу второго пришествия, — а вовсе не последнему русскому царю. Но кроме толкования, исходящего из художественной логики образа «Державной», нам кажется необходимым найти конкретное историческое событие, о котором возвестило чудесное обретение этой иконы. Это, вне всякого сомнения, восстановление Патриаршества в России.
Патриаршество было отменено Петром I еще в начале XVIII века. В 1700 г., после смерти Патриарха Адриана, Петр запретил выборы нового патриарха, назначив Стефана Яворского местоблюстителем патриаршего престола. В 1721 г. царь учредил Священный Синод, духовную коллегию, которая с этого времени руководила Русской Церковью. После петровской реформы Церковь не просто была подчинена государству — фактически она и ранее, как правило, находилась в зависимости от государственных властей. Церковь фактически стала частью государственного аппарата, министерством, управляющимся светскими обер-прокурорами, подчинявшимися царям. Члены Синода также назначались императором, а его распоряжения по церковным делам были окончательны и обязательны для Синода. Подобное подчинение Церкви государству, по мнению многих исследователей, привело к упадку ее авторитета в народе, поставив ее в положение придатка и орудия государственной власти. Ненормальность этой ситуации была осмыслена уже в конце XIX — начале XX в., но приступить к ее разрешению стало возможно только после начала революционных событий. В марте 1905 г. Священный Синод ходатайствовал перед государем о созыве церковного собора, получив, однако, отрицательный ответ. Ситуация резко изменилась после принятия закона «Об укреплении начал веротерпимости», фактически ставшего началом отделения Церкви от государства. Необходимость реформы церковного управления стала очевидна и высшей власти: в декабре 1905 г. император обратился к председателю Священного Синода митрополиту Антонию (Вадковскому) с рескриптом о необходимости проведения церковных преобразований. В январе 1906 г. к работе приступило Предсоборное Присутствие, призванное осуществить подготовку к церковному Собору. Однако в 1907 г., ознакомившись с его докладом, Николай II наложил на него резолюцию «собор пока не созывать»[15]. Вопрос о созыве Собора вновь встал в 1912 г., когда было созвано Предсоборное Совещание. Его работа была прекращена в 1914 г. в связи с началом войны.
Вопрос о созыве Собора вновь встал в 1917 г., после падения монархии. В апреле 1917 г. Священный Синод обратился к архипастырям, пастырям и чадам Российской Церкви с обращением, где, в частности, говорилось:«Давно уже в умах православных русских людей жила мысль о необходимости созыва Всероссийского Поместного Собора для коренных изменений в порядке управления Российской Православной Церкви и вообще для устроения нашей церковной жизни на незыблемых началах, данных Божественным Основателем и Главою Церкви в Священном Писании и в правилах св. Апостолов, св. Вселенских и Поместных Соборов и св. Отец. Происшедший у нас государственный переворот, в корне изменивший нашу общественную и государственную жизнь, обеспечил и Церкви возможность и право свободного устроения. Заветная мечта русских православных людей теперь стала осуществимой, и созыв Поместного Собора в возможно ближайшее время сделался настоятельно необходимым»[16].
Собор открылся в Москве 15 августа 1917 г., в день Успения Пресвятой Богородицы. Восстановление Патриаршества стало одним из наиболее важных вопросов, обсуждавшихся на Соборе. Большинство участников высказалось в его поддержку; тем не менее, некоторые выражали сомнения, опасаясь возникновения в Церкви своего рода абсолютизма. Октябрьский переворот покончил с сомнениями — стало очевидно, что без твердой центральной власти Церковь не будет в состоянии пережить предстоящие испытания. 5 ноября 1917 г. после молитвы перед Владимирской иконой Божьей Матери старец Зосимовой пустыни Алексий вытащил жребий, который указал на Московского Митрополита Тихона. 21 ноября, в день Введения во Храм Пресвятой Богородицы, состоялась интронизация Патриарха Тихона, первого русского Патриарха после более чем двухсот лет «синодального пленения Церкви».
Все события, происходившие во время восстановления Патриаршества, имели ярко выраженную символику, связанную с Богородицей. Поместный собор 1917—1918 гг. открылся в день Успения Пресвятой Богородицы. Окончательный выбор Патриарха был основан на жеребьевке, проведенной после молитв у чудотворной Владимирской иконы Богородицы, а интронизация Патриарха Тихона состоялась в день Введения Богородицы во Храм. Сам Патриарх Тихон говорил: «Утешением и ободрением служит для меня и то, что избрание мое осуществилось не без воли Пречистой Богородицы. Дважды Она, пришествием честной своей иконы Владимирской, в храме Христа Спасителя присутствует при моем избрании: в настоящий раз самый жребий взят от чудотворного Ея образа. И я как бы становлюсь под честным Ея омофором»[17].
Патриарх Тихон принимал непосредственное участие и в прославлении «Державной» иконы. В октябре 1917 г. митрополит Тихон составил «Донесение Св. Синоду о явлении в селе Коломенском 2 марта 1917 г. иконы Божией Матери». Акафист «Державной» был составлен с участием самого Патриарха. Впоследствии он несколько раз служил перед этой иконой молебны и Божественную литургию.
Таким образом, нам кажется, что явление «Державной» стало символом того, что вместо рухнувшей династии власть над Россией взяла Пресвятая Богородица, — а ее земными представителями стали Русские Патриархи и Русская Церковь. Здесь следует сказать еще об одной стороне богородичного символизма — Пресвятая Дева в христианской традиции издавна рассматривалась как символ Церкви. Основания этой идеи мы находим уже в Священном Писании — в Откровении св. Иоанна Богослова. В нем изображается увенчанная короной «Жена, облаченная в Солнце», рождающая чудесного младенца — Христа. Этот образ в христианской экзегетике традиционно понимался как символическое изображение Церкви[18]. С другой стороны, многие толкователи связывали это видение с Девой Марией, реальной Матерью Христа[19]. Действительно, чтение текста Откровения св. Иоанна Богослова согласно его «простому», прямому смысла позволяет идентифицировать Жену с Богородицей, а его аллегорическое толкование заставляет нас думать о том, что тайновидец понимал под Женой общину верующих, истинную Церковь. Таким образом, Дева Мария оказывается здесь как бы символическим изображением Церкви. Ассоциация между образом Пресвятой Девы и Церковью развивалась позднее и в святоотеческих писаниях: об этом писал, в частности, блаженный Августин[20]. Эта тема получила развитие и в иконописи, особенно на Западе. Примечательно, что символическое изображение Девы Марии как символа Церкви обычно связывалось с именно с иконографическими изображениями «Жены, облаченной в Солнце» и образами восседающей на троне «Богородицы Царицы». Как мы уже о представляет собой именно этот иконографический тип, что делает ее толкование как символа Русской Церкви еще более убедительным.
Восстановление Патриаршества не стало для Русской Церкви временем наступления подлинной независимости и свободы, как на то надеялись многие участники Поместного Собора. Пришедший к власти большевистский режим обрушил на Церковь невиданные гонения, фактически поставив ее на грань выживания. Тем не менее, все годы советской власти Церковь оставалась единственным институтом исторической России, сохранившимся на ее территории и обеспечившим преемственность русской истории. По словам о. Сергея Булгакова, «…Если в прежнее время Россия была Империей, теперь она стала Патриархией: Царя Всероссийского сменил Патриарх Всероссийский. Только в этом титуле продолжает сохраняться до лучших дней святое имя нашей страны»[21].
Таким образом, воцарение Богородицы есть воцарение Церкви, и символическая передача Деве Марии скипетра и короны в земном плане выразилась в восстановлении Патриаршества. Символическим предвосхищением этого события и стало, по нашему мнению, явление «Державной». В таком случае, идея восстановления монархии, популярная в том числе и в православной среде, является не только безосновательной, но даже неблагочестивой — ведь Россией уже правит Богородица, ставшая вечной правительницей Русской земли вплоть до второго пришествия Иисуса Христа.
[1] М.А. Бабкин. Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году: материалы и архивные документы по истории Русской православной церкви. М., 2008. С. 417.
[2] Там же, с. 420.
[3] Там же, с. 417.
[4] С.В. Фомин. Царица Небесная — Державная Правительница земли Русской. Коломенская икона Божией Матери «Державная» : службы, акафисты, молитвы, сказания, свидетельства. М., 2007. С. 259.
[5] Фомин С.В. Царица Небесная – Державная Правительница земли Русской. Коломенская икона Божией Матери «Державная»: службы, акафисты, молитвы, сказания, свидетельства. М., 2007. С. 23.
[6] Грабар А.Н. Император в византийском искусстве. М., 2000. С. 203.
[7] Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. М., 1998. Т. 1. С. 280-284.
[8] Фомин С.В. Царица Небесная – Державная Правительница земли Русской. Коломенская икона Божией Матери «Державная»: службы, акафисты, молитвы, сказания, свидетельства. М., 2007. С. 40-41.
[9] Корсаков А.Н. Село Коломенское. Исторический очерк. М., 1870. С 8-9.
[10] Швидковский Д.О. Трон ко второму пришествию. Загадка церкви Вознесения. // Современный дом. 2003. №7. С. 178.
[11] Цит. по Фомин С.В.Царица Небесная – Державная Правительница земли Русской. Коломенская икона Божией Матери «Державная»: службы, акафисты, молитвы, сказания, свидетельства. М., 2007 С. 294.
[12] Там же, с. 312.
[13] Там же, с. 313.
[14] Цит. по Фомин С.В.Царица Небесная – Державная Правительница земли Русской. Коломенская икона Божией Матери «Державная»: службы, акафисты, молитвы, сказания, свидетельства. М., 2007. С. 259.
[15] Шкваровский М.В. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 2010. С. 51.
[16] Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния. М., 1918, Кн. 1, вып. 1, С. 3.
[17] Цит. по Фомин С.В.Царица Небесная — Державная Правительница земли Русской. Коломенская икона Божией Матери «Державная»: службы, акафисты, молитвы, сказания, свидетельства. М., 2007. С. 13.
[18] Св. Андрей Кесарийский. Толкование на Апокалипсис св. Андрея, Архиепископа Кесарийского. М., 1992. С. 90-91; Православная энциклопедия. М., 2010. Т. XXIV. С. 726.
[19] Св. Андрей Кесарийский. Толкование на Апокалипсис св. Андрея, Архиепископа Кесарийского. М., 1992. С. 90.
[20] Augustinus Hipponesis. De sancta virginitate, 5-7.
[21] БулгаковС.Н. Христианский социализм. Новосибирск, 1991. С. 295.
Обретение иконы на Руси
С 1 века н.э., когда была писана икона пресвятой Богородицы Федоровской, и до ее обретения в начале 13 века в маленьком русском городе Городец, история ее покрыта мраком. Известно лишь, что, когда в 1239 году Городец сожгли монголы, икона пропала, но через некоторое время произошло ее чудесное обретение князем Василием Костромским, младшим братом князя Александра Невского.
Случилось это так: охотясь, князь Василий заметил на ветвях дерева икону, однако при попытке достать ее она поднялась в воздух. Удивительно, но точно в это же время многие костромичи видели неизвестного воина, шедшего по городу с иконой в руках. Воин этот походил на св. великомученика Феодора Стратилата, в его честь в городе был возведен собор.
Икона «Державная Божья Матерь» – в чём помогает реликвия?
В церковных летописях сохранились многочисленные свидетельства того, как благая сила образа меняет жизни людей. Прежде всего, к ней обращаются те, кто страдает от различных недугов – святыня позволяет быстрее преодолеть болезнь и справиться с её последствиями. Исцеляет она и душевные травмы – апатию, неврозы, депрессию.
Кроме того, к лику Пречистой Девы припадают христиане, мечтающие найти верного и любящего спутника жизни, создать крепкую и счастливую семью, обзавестись детьми. Созерцание реликвии дарит душевное спокойствие и равновесие, способствует усмирению злобы, гнева, обиды. Также она разрешает материальные и финансовые затруднения, указывает правильный путь и предостерегает от опрометчивых поступков.
А ещё истовая молитва Державной иконе Божией Матери приносит мир в Вашу страну! Она избавляет от вражеских захватчиков, вразумляет руководителей и политиков, предупреждает вооружённые конфликты, примиряет противников.
Наш интернет-магазин «Янтарь Полесья» с радостью поможет Вам приобрести уникальную святыню, вручную изготовленную из мерцающих самоцветов и мелкой каменной крошки. Возвышенные лики Спасителя и Небесной Царицы, переливающиеся тысячами бликов и оттенков, станут лучшим дополнением к Вашему домашнему иконостасу и замечательным подарком для родных, близких и друзей!