Преподобномученик Евфимий (Любовичев). 1875-19.07.1931


Схимонах Евфимий

Схимонаха Евфимия я узнала в первый же свой приезд в Оптину пустынь… Когда мы с приятельницей, кажется, фотографировались у ёлочек по пути к источнику, батюшка шёл нам навстречу, остановился и прочёл короткий стишок-экспромт: что-то вроде, мол, идёшь и неизвестно, под какой ёлочкой прячется бес.

В другой приезд подруга попросила у отца Евфимия благословения для поступления в аспирантуру Литературного института, и батюшка очень заинтересовался этим (мы тогда и не знали, что он очень любит литературу и сам пишет стихи) и стал беседовать с ней. В то лето подруга поступила в аспирантуру, но это было не обычное стечение обстоятельств, и её поступление не назвать иначе как чудом.

Сын ещё одной подруги сказал батюшке, что отправляется служить на севере. Отец Евфимий ответил, что там же холодно и достал из кармана ему в подарок вязаные шерстяные носки.

Позже другая моя подруга просила молитв и совета у отца Евфимия. Много лет не решалась ситуация с её замужеством: ей никак не делали предложение. Батюшка, хотя уже был поздний вечер, беседовал с ней больше часа. В скором времени спутник подруги повёз её в Дивеево и там сделал ей предложение, и они обвенчались.

Каждый раз, приезжая в Оптину, рядом с батюшкой Евфимием мы видели толпы людей, просивших его молитв и совета, и каждому он уделял время, помогал решать вопросы и, конечно, подсказывал, как молиться, раздавая выдержки из Евангелия и Псалтири и другие подарочки…

*** Отец Евфимий скоропостижно умер 29 ноября, а мы купили билеты на самолёт до Москвы недели за две до этого и прилетали 2 декабря, чтобы посетить и Оптину пустынь на праздник Введения во храм Богородицы, но о болезни батюшки тогда и не знали. И тут было понятно, что на похороны мы не попадаем, так как третий день смерти будет до нашего приезда. Я говорю, как наивный ребёнок: «Перенесли бы похороны хотя бы на четвёртый день, и тогда мы бы, может, успели». Уже в аэропорту мы узнали, что батюшку Евфимия привезут в Оптину только 2 декабря, а похоронят там 3-го, на 5 день. То есть случилось чудо, как будто он нас подождал. И мы смогли проводить его в Царствие Небесное, присутствуя на отпевании и похоронах.

…В том разговоре у скита я спросила отца Евфимия: «А давно Вы стали таким верующим, давно воцерковились?» А он ответил: «Я ещё младенец…»

40 дней батюшке будет на праздник Рождества, когда в мир родился Богомладенец…

Упокой, Господи, со святыми Твоими схимонаха Евфимия и сотвори ему вечную память!

Кто не бывал в Оптиной Пустыни, обязательно побывайте!

Записки паломника.

Ранним мартовским утром, мы паломники Североморской епархии вошли в святые Врата обители Введенского ставропигиального мужского монастыря. Здесь спасались, и спасали тысячи и тысячи других душ, 14 великих старцев, преподобных отцов Оптинских, 12 из которых мощами находятся в монастыре, а двое преподобных, безвестно захоронены в местах их последних мученических подвигов, во времена советских гонений. Это преп. Никон — исповедник и преподобномученик Исаакий. Е.Н. Поселянин пишет об Оптиной: «В трех верстах от Козельска, на правом, лесном берегу не широкой, но глубокой и сплавной реки Жиздры, на полугоре, от которой начинается густой сосновый бор и расположена Оптина Пустынь».

Происхождение Оптиной остается неизвестным. Предположительно строили ее сами подвижники по призванию свыше, покаянными слезами, трудом и молитвой.

Когда воцарилась на Руси династия Романовых, обители были пожертвованы земли. При Петре I пустынь была упразднена, но через 2 года по прошению вновь открыта. Это был период оскудения, который продолжался и во времена царствования Екатерины II. К концу 18 века была восстановлена общежительная жизнь митрополитом Московским Платоном.

Духовное же возрождение Оптиной началось лишь 30 лет спустя, когда было принято решение епископом Калужским Филаретом об устройстве скита. Обитель вновь оживает, возрождаясь в даровании благодатного старчества.

Духовный расцвет Оптиной связан с именами ее великих старцев: преподобных Льва, Макария, Моисея, Антония, Амвросия и их последователей. Старчество укреплялось благодаря деятельности преп. Макария, продолжало процветать при преп. Амвросии и последующих великих преемниках. Братство Обители, имело широкое освящающее влияние на свой народ.

И до сегодняшнего дня, дух мира Христова, обретенный через святое старчество, ощущается всеми посетителями обители. Эта атмосфера сосредоточенности и тишины охватила и нас паломников.

Перед революцией в Оптиной было около 300 монахов. В то время, в Россию, началось проникновение западно-европейской культуры, и становилось все больше людей, не понимающих нашего истинного православия, сохраненного Церковью. Октябрьский переворот 1917 года показал падение человеческой души, оторванной от Бога. Монастырь был закрыт, монахи изгнаны, многие арестованы, сосланы и погибли в лагерях. Обитель была разорена, разграблена и поругана.

Промыслом Божиим, в год тысячелетия Крещения Руси 1987г., Оптина Пустынь была возвращена Русской Православной Церкви. Сейчас в Оптиной около 180 монахов.

Монастырь впечатляет своими размерами, архитектурой и духовной атмосферой. В плане, монастырь имеет форму квадрата. В его центре находится главный храм – Введенский собор, а вокруг него крестообразно расположены церкви: Казанской и Владимирской икон Божьей Матери и преп. Марии Египетской. Самым первым после разорения был восстановлен Введенский собор. В течение дня главные храмы обители: Введенский, Казанский и Владимирский, всегда открыты. Всем желающим благословляется свободный вход и доступ к святыням: чтимым иконам и св. мощам преподобных отцов и Старцев Оптинских. За рощей монастыря располагается скит, в котором живут монахи.

С началом восстановления монастыря, в рощу вновь возвратились птицы, покинувшие ее в годы разорения. На Пасху 1993 года в Оптиной Пустыни были убиты три её насельника: иеромонах Василий (Росляков), иноки Трофим (Татарников) и Ферапонт (Пушкарев). Иноки Ферапонт и Трофим звонили на колокольне, возвещая Пасхальную радость. Они были убиты первыми. Иеромонах Василий шёл в скит исповедовать молящихся, но у скитских врат, спеша на помощь братьям, был настигнут убийцей.

В 2004 году вышла в свет книга Нины Павловой «Пасха Красная», о трёх Оптинских монахах, убитых на Пасху. Это летопись событий, составленная на основе воспоминаний о новомучениках и рукописей, оставшихся от них.

Над местом погребения убиенных монахов была построена часовня, в честь Воскресения Христова. Оптинские монахи официально ещё не прославлены, но среди христиан почитаются святыми. Их любят, молятся им — и получают помощь.

За 5 дней проведенных в Оптиной, наши паломники посещали богослужения: Божественные литургии, молебны, панихиды в часовне, акафисты особо чтимым святым и иконам. Окунались в монастырском целебном источнике прп. Пафнутия Боровского. И, конечно же, потрудились на уборках в храмах и часовне.

А наиболее настойчивым, удалось пройти на встречу наместника монастыря архимандрита Венедикта с паломниками Оптиной.

Побывали в Шамордино, посетили Клыково, Тихонову пустынь. В Пафнутиев-Боровс ком монастыре, основанном в 14 веке, останавливались с ночлегом и посещением ранней Литургии.

Поездка насыщенная, богатая впечатлениями, с ощущением благодатной радости святого места, навсегда останется в памяти и незримой молитвенной связи с преподобными старцами. В Оптиной, мы встречали монаха беседующего с людьми, это схимонах Евфимий, ему уже далеко за 70 лет, и пишет он духовные стихи. Они очень просты и искренни. Несколько таких стихотворений, дал мне после исповеди иеромонах Антоний, и сказал: — «поделись с другими». Одним из них, делюсь с вами:

Сегодня БОГ явился утром рано… Он жалобы и просьбы принимал…

И людям из кувшина без обмана желаемое в сердце наливал.

Но не у всех открыто было сердце, и место есть для чуда не у всех.

То завистью, враждой закрыта дверца, то жадность не дает налить успех… А у кого- то до краев разлита, печаль и безысходность, вот беда.

и БОГ жалел, что сердце так укрыто, любви хотел налить, да вот куда?

и БОГ грустил, что люди не умеют, сердца и души чистить от обид.

Они с годами в сердце каменеют и сердце превращается в гранит. и БОГ ходил, смотрел и улыбался, когда в сердцах любовь Он к ближнему встречал.

Когда Он видел жертвенность, единство, Он брал кувшин и от души им счастье бережно вливал…

А люди постепенно расплескали подаренную БОГОМ благодать

И всех вокруг в утрате обвиняли, забыв в себе самих вину искать. Ведь если б мы могли прощать и верить, любить благодарить и отпускать,

то БОГ бы мог не каплей счастье мерить – кувшин чудесный мог бы весь отдать!

Сегодня БОГ явился на рассвете. Огромный ящик с просьбами у ног…

А рядом лишь один без просьб конвертик: «Благодарю за все Тебя, мой БОГ…»

Возвратились мы из семидневного паломничества, перед самым началом Великого поста, в свои приходские храмы, чтобы с церковной молитвой, в прощении и покаянии, начать дело спасения своей души, в благодатное время поста, назначенное нам Церковью.

Анисимова Е.А.

Просмотров (5328)

Поделиться:

  • Поделитесь в Twitter (Opens in new window)
  • Отправить ссылку в ВКонтакте (Opens in new window)
  • Отправить ссылку в Одноклассники (Opens in new window)
  • Click to share on Facebook (Opens in new window)
  • Нажмите, чтобы распечатать (Opens in new window)

Не хочешь учиться – иди работать в колхоз

В те годы дети рано начинали работать в колхозе. Витя с начальной школы пас летом стадо колхозных овец и коз. После 4 класса ему пришлось работать пастухом почти до конца октября, и когда вернулся в школу, оказалось, что первая четверть уже закончилась, и он сильно отстал от одноклассников. Как-то вечером, после семейного ужина, к Богомоловым пришла классная руководительница, стала жаловаться, что мальчик хоть и способный, но догонять класс ему трудно, нужно заниматься дополнительно, стараться. Папа выслушал спокойно, а потом спросил сына: – Сынок, а хочешь ли ты учиться? Вот, сидишь ты в углу под иконами, уже почти взрослый… Решай сам! Если не хочешь учиться – иди работать в колхоз. Пойдешь на ферму возить корм и дрова… Витя встал, посмотрел на спокойное лицо отца и ответил: – Ладно, папа, благослови. Мама, до этого молчавшая, всполошилась и, взволнованно крестясь на иконы, запричитала: – Ой, да что же это вы так неразумно решаете! Классная руководительница, не ожидавшая такого поворота событий, тоже встревожилась, стала возражать, что мальчик еще маленький, ему нужно ходить в школу. Витя же встал в позу и ответил: – Мне в январе 13 лет будет – какой же я маленький?! Так Витя начал свою трудовую деятельность с 12 лет. А папа знал, что для учебы нужно желание, и, видимо, был уверен, что это желание к сыну придет, просто немного позднее. Забегая вперед, скажем, что так и вышло.

Помощь блаженного Кирьяна Пеньковского

В 1948-м году 13-летний Витя работал прицепщиком в тракторной бригаде. Работали парами: тракторист и прицепщик. Мужчин после войны не хватало, и в паре с Витей трудилась 20-летняя девушка Надя. Пахали землю перед севом круглосуточно, с небольшим перерывом для технического ухода за трактором, а звенья менялись на стане или прямо в поле. Как-то Надя и Витя пахали ночью поле у Кирькиной березы, названной так в честь блаженного Кирьяна Пеньковского. Вдруг, уже близко к рассвету, трактор резко наклонился на бок и забуксовал. Оказалось, старая воронка, еще со времен Гражданской войны. Надя кричит: – Витенька, надо бы бревнышко какое-нибудь! Он сбегал в ближайший пролесок, принес две чурки. Надя умело вставила их в шпоры трактора и просит напарника: – Витя, молись! – А кому молиться? – Какое это дерево? – Кирьки блаженного береза… – Вот и проси его молитвенной помощи и заступничества перед Господом! – Блаженный Кирьян Пеньковский, помолись за нас ко Господу, чтобы помог нам выехать из ямы! И тут же выехали! Закончили смену утром, проработав всю ночь, вернулись на полевой стан, Надя рассказала бригадиру, как буксовали, как с молитвой блаженного выехали. Бригадир Степан Иванович Витю похвалил, дал второй кусок колхозного хлеба с молоком и отправил до следующей смены спать. Потом смотрит: мальчишка прямо за столом от усталости заснул. Ростом он был маленький, весом легонький, и Степан Иванович взял его на руки и отнес в полевой вагон, в углу которого была икона Пресвятой Богородицы. Витя проснется – его ласковый взгляд Богородицы встретит, он снова заснет, и спалось ему тогда так сладко! А колхозники, хоть и советские люди, а большинство по-прежнему в Бога верили, и иконы в домах держали. Во время войны и после вера только крепче стала. Даже вот и в полевом вагоне икона была. Может, убирали, когда начальство приезжало, да только вряд ли начальники в полевые вагоны заглядывали…

Оптина Пустынь, история основания

В старые времена пустынью называлось место обитания небольшой мужской монашеской общины. По преданию (письменных свидетельств не найдено) в конце XIV века основал пустынь разбойник по имени Опта. Он раскаялся в своих недобрых делах, принял монашеский постриг под именем Макария и стал первым настоятелем этого небольшого монастыря. В течение долгого времени монастырь влачил жалкое существование, пережил Смутное время после смерти царя Бориса Годунова, разорение во время польско-литовского нашествия, но всё-таки выстоял. В 1724 году в монастыре числилось всего 12 монахов, и Макарьевскую Оптину Пустынь упразднили. Однако, уже в 1726 году она была восстановлена, ей возвратили всё монастырское имущество, но очень долго число монахов было ничтожно: в 1770 году было 3 монаха, в 1772 году — два монаха, оба в очень преклонных годах. Судьба Оптиной Пустыни резко изменилась в 1796 году, когда её посетил митрополит Московский и Калужский Платон. Он был очарован местоположением старинной обители. На берегу реки Жиздры, рядом с сосновым бором, это место как-будто специально было создано для отшельнической жизни, для духовных исканий. Монастырь стал отстраиваться, появились соборы и церкви, часовни, больница, трёхъярусная колокольня с пристроенными монашескими кельями. Построили скит для пустынников, которые добровольно обрекли себя на жизнь в одиночестве в размышлениях о вере, о предназначении человека. Постепенно Оптина Пустынь превратилась в островок духовности, куда приезжали тысячи людей, чтобы набраться мудрости, получить совет, помощь (говорят, что старцы Оптиной Пустыни обладают исцеляющей силой).

Как Виктору понравилось учиться

Когда Виктору исполнилось 15, его по разнарядке направили в ФЗУ – Фабрично-заводское училище, учиться шить обувь (тогда обувь была дефицитной). Выучился, поработал, затем отслужил 3 года в армии и демобилизовался в звании старшего сержанта. После армии 5 лет работал в шахте, а еще закончил школу рабочей молодежи, получил среднее образование. Учиться ему так понравилось, что поступил в сельхозинститут на агронома, а потом и в аспирантуру. Защитил кандидатскую, стал старшим, затем ведущим научным сотрудником, заведующим лабораторией, замдиректора по научной работе. По результатам исследований опубликовал 250 научных статьей и получил 2 серебряные медали ВДНХ.

И Небо новое и Новая земля

Схимонах Евфимий. На фото еще монах Елисей
29 ноября 2022 года схимонах Евфимий отошел ко Господу. Оптинский скитоначальник, игумен Тихон (Борисов), посвятил отцу Евфимию свои стихи: Сгорела ярко жизненная искра. Все людям отдано до мелкого зерна. И ангел поднимает душу быстро Сквозь ставни зимние открытого окна. Туда, где чуда полный виноградник, Где старцы Оптиной, гуляющие в нем, И молчаливый созерцанья праздник, И Агнца Трапеза исполнена огнем. Раздай с высот всем нам по кисти – Своей любви и молодости глаз. Ты древо был, мы – высохшие листья, Но ждет Садовник у Себя и нас. Мы верим – в памяти вернешься, Как парус белый, как любимый свет, И, улыбнувшись, обернешься С пригоршнями таинственных конфет. Трепещет солнцем вытертая схима, Другим кивают Елисейские поля. Тебя ждут вместе с херувимом – И Небо новое и Новая земля…

Ольга Рожнёва

Детские молитвы

Когда Вите исполнилось 6, папу забрали на фронт – шел 1941 год. Каждый вечер все дети в семье молились на коленях перед иконами, просили Господа о защите отца и других русских воинов. В Андреевке в те годы имелось 68 дворов, и почти все жители этих дворов были людьми верующими, в красных углах держали иконы, каждый день молились и освящали иконы к праздникам святых. В пятистенном доме Богомоловых имелось три красных угла с иконами и лампадами. Бабушка по праздникам и по необходимости помазывала внуков маслом из лампадок. Отец Евфимий вспоминал позднее, что икон не было в шести избах, и хозяева пяти из них не вернулись домой с войны.

Без Бога – ни до порога

Родился будущий схимник, а тогда просто Витя Богомолов, в 1935-м году в деревне Андреевке Ордынского района Пермской области. В те времена деревня, основанная в 1782-м году, еще жила полной жизнью – это сейчас в ней осталось совсем немного жителей. Семья Богомоловых была многодетная: 8 человек детей. Мама работала на колхозной ферме скотницей: доила коров, пасла, чистила навоз. Работы было много, а с детишками помогала управляться бабушка, дети звали ее «старая мама». Старая мама с утра молилась, причем до глубокой старости читала молитвы по памяти, а потом вставала к печи и готовила обед на всю ораву, а также корм корове, козам и овцам. Будила внучат к завтраку и вместе с ними снова молилась – дети были приучены к молитве. Витя не представлял себе, как без молитвы можно сесть за стол или лечь спать. Вечером молились при керосиновой лампе, а когда не было керосина – при горящей лучине. Впрочем, лучину долго не жгли, ведь бабушка все равно знала все молитвы наизусть.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: