О грехе брадобрития — как решиться и отрастить, отпустить бороду

Поделиться с друзьями в социальных сетях.

Святый апостол Павел, предостерегая православных христиан от обольщения еретиков, пишет: «Помните наставники ваша, иже глаголаша вам Слово Божие, их же взирающе на скончание жительства, подражайте вере их» (Евр., зач. 334) и «в научения странна и различна не прилагайтеся».

Здесь мы, не входя в подробное рассуждение проявления безчиния в среде чад Церкви, остановимся на самом видном и всем бросающемся в глаза зле — брадобритии.

Эта эпидемическая болезнь, латинская ересь, быстро прививается между некоторой молодежи, которая, выйдя из должного повиновения родителей и не слыша живого, обличающаго их беззакония, поучительного слова пастырей Церкви, не стесняясь и не стыдясь никого и ничего, входит в таком нехристианском виде во святыи Божии храмы.

Эта блудолюбнаго образа прелесть, заражающая некоторых христиан, всегда осуждалась отцами Церкви и признавалась делом поганых еретиков и ересью.

Отцы Стоглаваго собора, рассуждая о брадобритии изложили следующее постановление: «Священная правила православным христианом всем возбраняют, чтобы не брить брад и усов не подстригать, таковая бо несть православных, но латинская и еретическая предания греческаго царя Константина Ковалина. И о сем апостольская и отеческая правила вельми запрещают и отрицают… Что же, о стрижении брад не писано ли в законе? Не подстригайте брад ваших, се бо женам лепо мужем бо не подобно. Создавый Бог судил есть Моисеови рече? Постризало да не взыдет на браду вашу, се бо мерзость есть пред Богом; ибо сие от Константина царя Ковалина и еретика суща узаконено есть. На том бо вси знаху, яко еретическия слуги суть, имже брады пострижены. Вы же се творяща человеческаго ради угождения противящеся законом, ненавидими от Бога будете создавшаго нас по образу своему. Аще убо хощете Богу угодити, отступити от зла. И в том сам Бог Моисеови рече, и святые апостолы запретиша, и от церкви таковых отвергоша, и того ради страшнаго прещения, православным таковаго творите неподобает» (Стогл., гл.40).

Апостольское же постановление по запрещению зла брадобрийства заключает в себе следующее изречение: «Не должно также и на бороде портить волосы, и изменять образ человека вопреки природе. Не обнажайте, говорит закон, бород ваших. Ибо сие (быть без бороды) Создатель Бог сделал пригодным для женщин, а мужчинам признал Он непристойным. Ты же обнажающий бороду свою, чтобы нравиться, как сопротивляющийся закону, мерзок будешь у Бога создавшаго тебя по образу своему» (Постановл. св. апостол. Изд. Казань, 1864 г., стр. 6).

Святии апостолы и отцы Церкви, признавая брадобритие ересью, воспрещая православным христианом предаваться сей мерзости, ко исправлению этой эпидемии брадобрийства принимали различные меры. В Большом Потребнике изложено так: «Проклинаю богоненавидимаго блудолюбнаго образа прелесть, душегубительныя ереси еже остризати и брити браду» (л. 600об.) Отцы Стоглавнаго собора, дабы окончательно пресечь зло брадобрийства, поступили более строго чем изложено в Большом Потребнике. Они изложили следующее определение: «Аще кто браду бреет и преставится тако, не достоит над ним служити, ни сорокоустия по нем пети, ни просфоры, ни свещи по нем в церковь принести, с неверными да причтется, от еретик бо се навыкоша» (гл. 40). А толкователь правил церкви Зонар, толкуя 96 правило 6 Вселенского Собора и, осуждая брадобритие, говорит: «И так отцы сего собора отечески наказывают деляющих то, о чем они выше сказали, и подвергают отлучению». Это так определяли святые апостолы и святии отцы соборне; теперь послушаем еще как смотрели на эту язву христианства отцы Церкви в частности.

Святой Епифаний Кипрский пишет: «Что хуже и противнее этого? Бороду — образ мужа остригают, а волосы на голове отращивают. О бороде в постановлениях апостольских Слово Божие и учение предписывают, чтобы не портить её, то есть, не стричь волос на бороде» (Творен. его, часть 5, стр. 302. Изд. Москва, 1863 г.).

Преподобный Максим Грек глаголет: «Аще же прокляти уклоняющиися от заповедей Божиих, якоже слышим во священном песнопении, тойже клятве подлежат и истребляющии бритвою брады своя» (Слово 137).

В Служебнике патриарха Иосифа говорится: «И не вем, в сицевый народ православия, в кое время в велицей Росии еретический недуг привниде. Якоже по летописным книгам рещеи, предание царя греческаго, паче же врага и отступника веры христианския и законопреступника Константина Ковалина и еретика, еже постригати брады, или брити, якоже рещи богосозданную доброту растлевати, или паки рещи по летописным книгам подтвержению сея злыя ереси новаго сатанина сына диаволя, предотечи антихристова, врага и отступника веры христианския, римскаго папы Петра Гугниваго, яко и тому сию ересь подкрепившу, и римским народом, паче же и чином их священным сицевая творити повелевшу, иже брады подстригати и брити. Епифанию архиепископу Кипрскому евтихскою сию ересь нарекшу. Ибо Константина царя Ковалина и еретика се узаконено есть, на том вси знают, яко еретическия слуги суть, иже брады им пострижены» (Изд. лета 7155, лист 621).

Подобно и сербский митрополит Димитрий писал: «Окаянии латини во многи ереси впадоша: во святую четыредесятницу в субботу и в неделю сыр и яйца ядят, и детям своим во весь пост не возбраняют. В субботу и в неделю повелевают поклоны земныя кланятися кроме правил святых апостол. Брады своя бреют и усы своя стригут, а инии и злейшии того творят и усы подкусывают… сия вся приемши от отца своего злейшаго сына сатаны, папы Петра Гугниваго, брити брады и усы. Ибо Господь Моисеови рече: да не изыдет постризало на брады ваша, се бо мерзско Господеви» (его книга глава 39, лист 502).

Указывая брадобрийцам закон Церкви, наставление, обличение и наказание пастырей Христовой Церкви, мы воспомянем и ревность христиан, причтенных к лику святых, которые страшась прещения отцов Церкви, ни за что не согласились исполнить приказание нечестиваго князя Ольгерда, чтобы обрить свои брады, за что и пострадали.

В святцах с житиями, напечатанных при патриархе Иосифе в 7157-е лето, говорится: «Антоний, Евстафий и Иоанн пострадали в литовстем граде Вильне от князя Ольгерда, первое за брадобритие, так и за прочая законы христианския, в лето 6849» (смотри под 14 апреля). Под этим же числом апреля в Четии-минеи указывается, что Антоний, Евстафий и Иоанн потому только и были познаны от князя Ольгерда христианами, что они, вопреки языческого обычая отрастили волосы на браде.

Такое страдание святых мучеников за христианские обычаи, между которыми на первом плане красовалась борода, должно служить для истинных христиан примером скромности и образом благочестивой жизни. Не брить и не стричь бороды — дело христианское, дело немаловажное — это есть исполнение предписанного Церковью закона, обязательно для верующих в Бога и Его святую Церковь.

Святии мученики, отрастив брады свои как требует долг христианина, показали нечестивому князю Ольгерда, что они не суть уже поклонники и служители демона, но подражатели образа жизни Христа во плоти, которою он проводил на земле ради спасения рода человеческого. Такую благочестивую жизнь и ношение по христианскому обычаю бороды нам заповедали отцы 6 Вселенского Собора; ибо они говорят: «Во Христа крещением облекшиися, дали обет подражати во плоти житию Его» (96 правило Шест. Всел. соб. полн. перев., толк. Зонара).

Так, стричь и брить бороду обычай не христианский, но поганых еретиков, идолопоклонников и неверующих в Бога и Его Святую Церковь. За таковый поганский обычай отцы церкви строго осуждают и наказывают, и предают клятве; и нераскаявшихся и в сем беззаконии преставльшихся лишают всякого христианского напутствия и поминовения.

Молим Господа нашего Исуса Христа, да престанет эта мерзость — брадобрийство в нашей единоверной братии, молим и вас, наших пастырей, чтобы вы поучали Богом вверенное вам стадо Христово, по священным правилам детей своих, всех православных христиан поучали бы и наказывали, чтобы от всех тех злых еретических дел престали и жили бы в чистом покаянии и в прочих добродетелях.

Неизвестный старообрядческий автор

Как отно­си­лись к бороде во вре­мена Вет­хого Завета?

В вет­хо­за­вет­ном законе суще­ство­вало тре­бо­ва­ние, правда, не без­услов­ное, о запрете на бра­до­бри­тие (Лев.19:27). В ряде слу­чаев сбри­ва­ние бороды могло иметь резуль­та­том бес­че­стие, позор (1Пар.19:4-5), но не всегда (Лев.14:9). Со сто­роны древ­них евреев бороде ока­зы­ва­лось немало вни­ма­ния (Пс.132:2). Счи­та­лось боль­шим оскорб­ле­нием, если кто-то, нахо­дясь в раз­дра­же­нии или для выра­же­ния своего гнева, пре­зре­ния, щипал бороду своего оппо­нента или брался за оную, иногда это дела­лось с целью «при­ве­сти в чув­ства» оппо­нента, про­тив­ника (Неем.13:25), цело­ва­ние же бороды, напро­тив, слу­жило осо­бен­ным знаком ува­же­ния и дружбы. Выры­ва­ние волос из бороды, или полное снятие оной и небре­же­ние о ее при­лич­ном виде слу­жили знаком глу­бо­кой печали (1Ездр.9:3, Ис.15:2, Иер.41:5, Иер.48:37), вместо остри­же­ния бороды в знак скорби можно было огра­ни­читься также закры­тием своей бороды. Нече­са­ная, неухо­жен­ная борода могла счи­таться и при­зна­ком невме­ня­е­мо­сти чело­века (1Цар.21:13-15).

Наказание через бороду

На Руси бороду ценили так, что самым тяжким преступлением было осквернение бороды. Так, согласно «Псковской судной грамоте» (XIV–XVвв.), за повреждение или насильственное лишение бороды нужно было заплатить гигантский штраф в 2 рубля, в то время как за убийство штраф был всего 1 рубль. Самым страшным оскорблением считался плевок в бороду, а подпалить недругу бороду означало объявить ему войну.

В летописях часто встречаются осквернения бород. Когда к князю приходили посланники с непригожими требованиями, им молча отрезали бороды и отправляли обратно. И этим было сказано больше, чем тысяча слов.

Если в Древней Греции кому-то встречался полностью выбритый человек, то это означало, что он наказан за какой-то серьезный проступок. В Греции воинам, струсившим на поле боя, обривали пол-лица.

Когда в России (или на Руси) стали брить бороду?

Вопрос о бра­до­бри­тии в России осо­бенно обо­зна­чился в начале ХVIII века, когда ука­зами импе­ра­тора Петра I было открыто гоне­ние на рус­скую бороду. Соб­ственно говоря, реформа нача­лась еще в 1699 году, по воз­вра­ще­нии госу­даря из-за гра­ницы. Он соб­ствен­но­ручно отре­зал бороды у знат­ных мос­ков­ских бояр. От того же 1699 года сохра­нился медный знак, вели­чи­ною с дву­гри­вен­ный, с изоб­ра­же­нием на лице­вой сто­роне бороды и усов, под сло­вами «деньги взяты», сви­де­тель­ству­ю­щий, по-види­мому, что тогда же воз­ни­кала мысль уже и о денеж­ном штрафе за бороду. Правда, пер­во­на­чально реформа кос­ну­лась не всех сосло­вий, но это про­дол­жа­лось только до 1705 года, когда было пове­лено брить бороды всем по всей России (кроме свя­щен­но­слу­жи­те­лей), под стра­хом штрафа от 30 до 100 рублей. Бра­до­бри­тие было встре­чено насе­ле­нием как нару­ше­ние бла­го­че­стия: «Многие из свет­ских бороды обрили, в послу­ша­ние госу­да­реву указу, однако те бороды имели в хра­не­нии у себя, яко мно­го­цен­ное сокро­вище, для поло­же­ния оных купно с телом во гроб по своей смерти, чая, что без бороды в цар­ствие небес­ное не при­мутся». Поли­тика иско­ре­не­ния бороды про­во­ди­лась весь XVIII век.

Цитаты из Священного писания

Левит, 19 1 И сказал Господь Моисею, говоря: 2 объяви всему обществу сынов Израилевых и скажи им: святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш. 27 Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей.

Левит, 21: 1 И сказал Господь Моисею: объяви священникам, сынам Аароновым, и скажи им… 5 Они не должны брить головы своей и подстригать края бороды своей и делать нарезы на теле своем.

2 Цар.10:4 И взял Аннон слуг Давидовых, и обрил каждому из них половину бороды, и обрезал одежды их наполовину, до чресл, и отпустил их. 2 Цар.10:5 Когда донесли об этом Давиду, то он послал к ним навстречу, так как они были очень обесчещены. И велел царь сказать им: оставайтесь в Иерихоне, пока отрастут бороды ваши, и тогда возвратитесь.

2 Цар.19:24 И Мемфивосфей, сын [Ионафана, сына] Саулова, вышел навстречу царю. Он не омывал ног своих, [не обрезывал ногтей,] не заботился о бороде своей и не мыл одежд своих с того дня, как вышел царь, до дня, когда он возвратился с миром.

Пс. 132:2 Это — как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его…

Ис. 7:20 В тот день обреет Господь бритвою, нанятою по ту сторону реки, царем Ассирийским, голову и волоса на ногах, и даже отнимет бороду.

Посл.Иер.1:30 И в капищах их сидят жрецы в разодранных одеждах, с обритыми головами и бородами и с непокрытыми головами.

Грех ли брить православному христианину броду и усы или нет решайте сами!

Есть ли каноны, запре­ща­ю­щие бра­до­бри­тие?

Непо­сред­ственно о бороде кано­нов нет, но о воло­сах – есть. Так, 21 пра­вило Трулль­ского Собора гласит: «Ока­зав­ши­еся винов­ными в пре­ступ­ле­ниях, про­тив­ных пра­ви­лам, и за сие под­верг­ну­тые совер­шен­ному и все­гдаш­нему извер­же­нию из своего чина, и в состо­я­ние мирян изгнан­ные, аще, при­ходя доб­ро­вольно в рас­ка­я­ние, отвер­гают грех, за кото­рый лиши­лись бла­го­дати, и от онаго совер­шенно устра­няют себя: да стри­гутся по образу клира. Если же само­про­из­вольно не поже­лают того: да растят власы подобно миря­нам, яко пред­по­чет­шие обра­ще­ние в мире жизни небес­ной». Стри­гутся по образу клира – речь здесь идет о гуменце, то есть выбри­той макушке, отли­чи­тель­ном знаке кли­ри­ков (на Западе такая выбри­тая макушка име­но­ва­лась тон­зу­рой).

42 пра­вило того же Собора осуж­дает мона­хов с отра­щен­ными воло­сами. В нем гово­рится: «Об име­ну­е­мых пустын­ни­ках, кото­рые в черных одеж­дах и с отра­щен­ными вла­сами, обхо­дят грады, обра­ща­ясь среди мир­ских мужей и жен, и бес­сла­вят обет свой, опре­де­ляем: Если вос­хо­тят, постригши власы, прияти образ прочих мона­ше­ству­ю­щих, то опре­де­лять их в мона­стырь, и при­чис­лять к бра­тиям. Если же не поже­лают сего, то совсем изго­нять их из градов, и жить им в пусты­нях, от коих и име­но­ва­ние себе соста­вили».

И, нако­нец, 96 пра­вило Трулль­ского собора: «Во Христа кре­ще­нием облек­ши­еся, дали обет под­ра­жать житию Его. Того ради власы на главе, ко вреду зрящих, искус­ствен­ными пле­те­ни­ями рас­по­ла­га­ю­щих и уби­ра­ю­щих, и таким обра­зом неутвер­жден­ные души пре­льща­ю­щих, оте­че­ски вра­чуем при­лич­ною епи­ти­миею». Смысл дан­ного пра­вила – сохра­не­ние уме­рен­но­сти в отно­ше­нии своего внеш­него вида.

Наставления древних

Завещано было апостольскими постановлениями «не обнажать бород» мужчинам. Ибо Господь создал нас и не человеческое это дело, изменять свою внешность, идти против природы. Говорится в Ветхом Завете о том, что бритва не должна коснуться бороды истинно верующего.

Памятна и притча о слуге Давида, который вернулся к нему без бороды после послушания. Давид истолковал это как лишение чести — «Моего слугу обесчестили». И пока слуга не оброс бородой снова, отказывался царь принимать его у себя.

До сих пор мы помним, что одной из многих претензий православных к католикам, разведших их на два больших ответвления в христианстве, была привычка бриться у последних. Православные напомнили латинянам. Что в Писании сказано – не брить брад ваших.

Только жёнам к лицу ходить с обнаженными подбородками. Но латиняне пропускали мимо ушей это предостережение, и оно, среди всех прочих, разлучило бывших братьев по вере.

Знаменитый Стоглавый собор, прошедший в 1551 году, еще раз подтвердил – православному мужу должно быть бородатым. Более того, грозились, что бритым не будет ни сорокоуста, ни отпевания и даже свечку нельзя в церкви за него поставить. Да, несколько позже решения этого собора были признаны… несколько старомодными и невежественными.

Но не стоит так высокомерно относиться к седой древности. Особенно, к бородатой седой древности. И древние за бороды свои готовы были жизнь отдать. Есть предание, что святые мученики Иоанн, Антоний, Евстафий Виленские погибли, потому что отказались сбрить бороды по требованию неверных.

Есть в желании православных носить бороду еще один смысл – стремление приблизиться к образу Господа нашего Иисуса Христа. А он в иконографии бородат и никак иначе.

Старообрядцы и вовсе уверены, что не попасть человеку во Царствие Божие без бороды, бритому, ощипанному «как кур». И даже в церковь старообрядческую бритый не войдет. Вот почему знаменитый купец Третьяков отращивал окладистую русскую бороду – он был из старообрядцев. Однако некоторым старообрядцам, сделавшим карьеру, бриться приходилось. И тогда перед смертью они каялись в этом священнику.

Церковь очень ревностно относилась к соблюдению видимой разницы во внешности полов. Никогда не любила стриженых женщин, женщин в брюках. И мужское лицо, если оно бритое, уже не такое мужественное.

Что же тогда скажем о священничестве, которое не стрижет волос, хотя мужики волосы стригли? И этому нашлось основание в Ветхом Завете: запрет на пострижение волос для монашества есть для чина назорейства. Канон изображения лика Иисуса тоже предполагает длинные волосы.

Борода в иудаизме: почему евреи не бреются

Евреи всегда, всеми силами и при любых обстоятельствах стараются чтить традиции, постигать мудрость древних писаний и расти духовно. Выполнять волю Творца предпочтительнее в облике и с внешним видом, который был присущ предкам. При первом взгляде на человека должно быть понятно, что он уважает и принимает многовековое еврейские наследие. Борода, пейсы, кипа, черное одеяние – служат идентификатором, представитель какого народа перед нами. Тора дает конкретную установку евреям на счет растительности на лице: нельзя стричь волосы в пяти точках на нижней части лица. Одну точку определить несложно – это виски. Оставляя волосы на висках, евреи отращивают пейсы. А вот границы остальных четырех точек установить крайне сложно, конкретных толкований нет, поэтому принято оставлять нетронутой всю бороду. Тем более, сбривая бороду, человек отдаляется от Творца, ибо лишается части себя, а ведь он создан по подобию Всевышнего. Но есть примечание: если человек чувствует, что не постиг наивысшего духовного уровня, то бритья опасаться не стоит. Толкуя Тору, мудрецы постановили: можно срезать волосы на лице ножницами; выщипывать пинцетом; бриться только кошерными машинками для бритья (в настоящее время их две); пользоваться лезвием опасной бритвы категорически запрещено; срезать волосы на лице можно в любой день, кроме субботы. Этим правилам должны следовать те, кто всей душой стремиться быть истинным и духовным евреем. Но мирская жизнь еврея полна своих правил и нюансов, так что порицать его за сбритую бороду или отсутствие кипы не стоит.

Сбривать или не сбривать бороду, конечно же выбор каждого. Но то, что она придает шарма, мужественности и солидности ее обладателю – вне всякий сомнений. Уважаемые мужчины, вне зависимости от религиозных убеждений, будьте мужественными, будьте sborodoy, и посещайте барбершопы Киева или вашего города.

Борода в исламе: что означает борода у мусульман

Среди мусульман отращивание бороды принято классифицировать как «сунну». Сунна – это священное придание о жизни Мухаммада, это те действия, которые совершал сам Пророк. То есть, если он носил и отращивал бороду, то и современные мусульмане должны брать с него пример. Другой вопрос в том, какой именно должна быть борода. Нельзя допускать беспорядочного роста, лохматости и взъерошенности бороды. Человек, который не следит за растительностью на своем лице может прослыть неопрятным и неряшливым, а у мусульман это недопустимо. Есть множество историй о том, когда праведные халифы приказывали приводить в порядок и укорачивать растительность на лице мужчинам, которые по образу походили на дикарей. Мусульманину полагается быть красивым не только внутренне, но и внешне. Он должен быть аккуратным, опрятным. Заходить в мечеть позволительно только в таком виде, появляясь среди своих братьев нужно быть примером для людей. Так завещал сам Пророк. Именно поэтому, в современном мире, мусульмане лидируют в рейтинге самых красивых и ухоженных бородачей. Имея густую и жгуче черную растительность на лице от природы, они следят и облагораживают ее согласно религиозным законам. Но, следует отметить, что усы у мусульман принято укорачивать, причем не реже чем один раз в сорок дней. Это правило так же обязательно к выполнению, так как является сунной. Часто мусульмане носят бороду без усов.

Ислам и борода: борода у мусульман без усов

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: