О «СВЯЩЕННОЙ ВОЙНЕ» и «ВОИНСТВЕ ХРИСТОВОМ» В СРЕДНЕВЕКОВОМ МИРЕ ЗАПАДА


Установление празднества

В далеком IV веке стало распространяться ложное учение: среди христиан появились еретики, которые поклонялись Ангелам как богам и учили, что видимый мир сотворен не Богом, а Ангелами. Это учение было настолько опасно, что святые отцы были вынуждены созвать в Лаодикии Поместный Собор. Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение Ангелам как правителям мира и утвердил их православное почитание. Также было установлено праздновать Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил 21 ноября (8 ноября по ст. ст.).

Дата была выбрана не случайно. Ноябрь — это девятый месяц после марта, с которого в древности начинался год — в соответствии с числом девяти ангельских чинов. Восьмой же день месяца (по старому стилю) указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют «днем восьмым». Назначив празднество в честь ангельских сил на 8 ноября, Церковь особенно подчеркнула, что Ангелы будут свидетелями перед Богом о нас на Страшном Суде.

Библейские рассказы [ править ]

Изображение главнокомандующего армией Господа в Книге Иисуса Навина 5, Фердинанд Бол , 1642.
В еврейской Библии имя Яхве и титул Элохим часто встречаются со словом цеваот

или
сабаоф
(«воинства» или «армии», на иврите: צבאות) как YHWH Elohe Tzevaot («YHWH Бог воинств»), Elohe Tzevaot (« Бог Воинств «), Адонай ЯХВЕ Цеваот (» Господь ЯХВЕ Воинств «) или, чаще всего, ЯХВЕ Цеваот (» ЯХВЕ Воинств «). Это имя традиционно транслитерируется на латыни как Sabaoth , форма, которая будет более знакома многим английским читателям, поскольку она использовалась в Библии в версии короля Якова. [1]

В Книге Иисуса Навина 5: 13–15 Иисус Навин встречает «вождя воинства Господня» в первые дни своих походов в Обетованную землю. Этот безымянный небесный посланник послан Богом, чтобы ободрить Иисуса Навина в предстоящем требовании земли Обетованной:

Однажды, когда Иисус Навин был около Иерихона, он взглянул и увидел человека, стоящего перед ним с обнаженным мечом в руке. Иисус Навин подошел к нему и сказал ему: «Ты один из нас или один из наших противников?» Он ответил: «Ни то, ни другое; но теперь я пришел как командующий армией Господа ». И Иисус Навин пал ниц на землю и поклонился, и он сказал ему: ‘Что ты повелеваешь рабу твоему, мой Господь?’ Командующий войском Господа сказал Иисусу Навину: «Снимите сандалии с ног ваших, ибо место, на котором вы стоите, свято». Так и сделал Иисус Навин.

-  Иисуса Навина 5: 13–15 ( NRSV )

Архангел Гвидо Рени Михаил.
В Книге Откровения мятежные силы сатаны побеждены небесным воинством во главе с Архангелом Михаилом во время Войны на Небесах ( Откр. 12: 7–9 ).

Небесная иерархия

«Занятие Ангелов — славословить Бога», — пишет святитель Василий Великий. По своей природе Ангелы — это деятельные духи, имеющие разум, волю и знания. Слово «ангел» означает вестник. Много раз они являлись видимым образом, принимая на себя телесный вид, когда Бог посылал их к людям возвестить Свою Волю. Будучи бесплотными, Ангелы меньше, чем люди, зависимы от расстояний и места. Они быстро проходят небесные пространства, появляясь там, где им следует действовать.

Господь учредил удивительный порядок в этом Небесном Воинстве, создав ангельскую иерархию. Все Ангелы разделяются на девять чинов по три чина в иерархии, где низшие подчиняются высшим. Святой Дионисий Ареопагит описал все девять Ангельских чинов в книге «О Небесной иерархии».

Первую, высшую триаду составляют Серафимы, Херувимы и Престолы. Эти Ангелы находятся в непосредственной близости к Богу, «как бы в преддверии Божества». Слово «Серафим» означает «пламенеющий». О Серафимах Церковь говорит, что они — «само небесное выражение Божественной любви». Поэтому они изображаются возле престола Вседержителя в виде существ с человеческим ликом в окружении шести красных крыльев. Красный цвет здесь как символ пламенной любви к Богу.

Слово «Херувим» в переводе с древнееврейского означает «мудрость». Херувимы, обладающие высшей духовной мудростью, на иконах изображаются в виде человеческого лика, окруженного шестью или четырьмя крыльями голубого или зеленого цвета. Херувимы предстоят Престолу Божию.

В этот же высший разряд входят Престолы — духовные существа, которых часто изображают держащими Престол, на котором восседает Сам Господь.

Среднюю ангельскую триаду составляют Господства, Силы и Власти. Эта иерархия особенно полно отражает принцип Божественного мировладычества.

Господства сообщают волю Божию, ведут к ее исполнению земных властителей, помогают сильным мира сего господствовать над своими дурными намерениями. Силы ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости святым угодникам Божиим. Из Предания нам известно, что именно Ангелы Силы встречают человеческую душу после смерти. Власти помогают роду человеческому властвовать над своими страстями.

В низшую ангельскую триаду входят Начала, Архангелы и Ангелы. Эта триада отличается непосредственной близостью к миру и человеку.

Начала управляют природной стихией. Они начальствуют над низшими Ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять Вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради Славы Божией и пользы ближних.

Архангелы благовествуют «о великом и преславном», открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.

Ангелы наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Каждому христианину Бог дает при Крещении Ангела-хранителя, который невидимо помогает человеку во время всей его земной жизни. Ангелы хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.

Большинство искусствоведов и богословов объясняют, что крылья, которые мы видим у Ангелов на иконах, символизируют ту быстроту, с которой они приходят в этот мир и приносят весть о воле Божией.

Мы пересекали заснеженную степь Саракташского района, безжизненную, словно космос, в абсолютной черноте раннего зимнего утра. Метель заметала следы, а ураганный ветер грозил снести машину с дороги. Шли «по приборам». «Всё-таки МЧС объявляет штормовые предупреждения не ради забавы, – думалось мне сквозь наваливающийся сон. – Долго хотел сюда приехать и вот выбрал времечко…» «Кажется, мы на месте», – сказал водитель Виталий, выруливая на пригорок, пригасив свет фар.

В чернильной мгле виднелся подсвеченный храм. Он, словно орбитальная станция, висел в космосе. Свято-Андреевский мужской монастырь.

Для того чтобы понять образ жизни и мыслей монаха, нужно им быть. Поверь, читатель, молитва, помыслы, борьба внутри другого человека – это вселенная, пролететь которую нам не дано. Здесь у каждого свой путь. Я приехал сюда незадолго до Крещения Господня для того, чтобы хотя бы просто УВИДЕТЬ.

В понимании многих монастырь – это строения с тесными каменными кельями под землёй, скупо освещёнными огарком свечи, где с потолка капает вода, а посреди сидит со старинным Евангелием непрерывно молящийся отшельник, годами не видящий белого света. Это совсем не так. Несмотря на предназначение этого места, я видел, что вокруг меня ежеминутно что-то происходит. Богослужение в храме два раза в день: утреннее с 7 до 10 и вечернее с 17 до 20, а между этими событиями у обитателей монастыря много дел.

Прежде всего убрать снег: пропустишь день – не откопаешься, испечь хлеб, приготовить братьям пищу (монахи не едят мяса, только рыбу), убраться в кельях, поработать в столярном цехе, продолжить роспись храма и многое другое.

Праздность — матерь многих грехов, здесь не живёт. Просто эти люди любое действие совершают, непрерывно молясь. От этого и еда вкуснее, и лик, написанный на стене храма, краше.

Мобильными телефонами пользуются только старшие братья и молодёжь – ещё не определившиеся послушники. Большая часть добровольно отдаёт их настоятелю, ведь всегда есть соблазн поговорить с друзьями-приятелями, да и домой звонить, как здесь говорят, не полезно, потому что не о том начинает думать человек, посвятивший свою жизнь служению Богу. Интернет, как сказал мне один из братьев, «плохой по Божьей милости», поэтому электронные письма исключительно по хозяйственной надобности отправляют со смартфона.

Впрочем, все эти хлопоты как бы окаймляют главную ценность этого места – людей. Я говорил с монахами о многом – газеты не хватит, поэтому приведу лишь некоторые выдержки наших бесед.

Игумен Евлогий

, наместник Свято-Андреевского монастыря, монах:

– В своей прошлой жизни я много чем увлекался. В 14 своими руками собирал мопеды, затем занимался разными видами единоборства, больше всего ушу, около трёх лет. Всё получалось, но всё быстро надоедало, причём с течением времени всё быстрей. Поступил и закончил Саратовскую консерваторию. Именно в тот период я стал верующим. Мне нравились службы, любил петь в церкви. Когда я впервые попал в монастырь, у меня ещё не было планов становиться монахом. Думал, что это не для меня, что всё это слишком серьёзно, но прошёл месяц, полгода, год. И службы-то были тяжёлыми, с пяти утра, без выходных, однако я обнаружил, что это не приедается, что мне очень нравится. Ощутил, что есть ради чего жить.

Иеромонах отец Дионисий

:

– Монахами просто так не становятся. Только по призванию. Бог призывает.

Я поступил в художественное училище в Екатеринбурге будучи совсем молодым, и хорошо, что оно меня тогда сформировало, дало установку на искусство. Когда я пишу икону, я молюсь, это приносит мне удовлетворение. И ещё у меня есть в этом свой интерес: я же пишу иконы для людей, они будут молиться, может быть, и меня помянут. Ну а уж если не они, то помянет тот святой, лик которого я написал. Ведь каждый раз, когда я творю, я выхожу на связь с тем, кого пишу, и понятно, что заручаюсь и его молитвенной помощью. А ещё мы поём на клиросе. И если петь что-то византийское, иногда перед глазами встают византийские мозаики. Оживает древность христианства. В монастыре жить сложно, но интересно. Сложность заключается в борьбе со своими страстями, со своими немощами, со своей природой падшей. И когда мы видим, как Господь в нас побеждает, это укрепляет веру нашу.

Отец Варнава

: – Монахи – это люди, которые поставили себе цель – спасение души. Это для нас самое главное, и форма жизни монашеской, существующая с IV века, максимально приближена к решению этой задачи. Если для вас главное – зарабатывать деньги, вам не сюда, мы даём обет нестяжательства; если хотите наслаждений, снова мимо, мы держим себя в строгости. Нам запрещено жениться. В монастырь приходят за спасением, ибо в миру многое мешает. Я вот преподавал иностранные языки в педагогическом институте. Начинаешь поститься, и люди на тебя косо посматривают. Потом спрашивают, а чего ты бороду отпустил? Захочешь помолиться, а у тебя работа, обязанности разные, на дачу нужно ехать обязательно в воскресенье.

Поэтому когда я впервые посетил Оптину пустынь, мне показалось, что это рай на земле. Стоило только перешагнуть порог, а душа мне и говорит: «Ну вот, наконец-то. Я всегда сюда хотела. А ты меня 30 лет мотал неизвестно где…» Было ощущение, что наконец-то пришёл домой, и никуда не хочешь уходить. Люди попадают сюда по-разному, но обычно это призыв Господа. Чаще всего это продиктовано какими-то жизненными обстоятельствами. Мои были скорбными, но именно тогда я осознал Бога не как абстрактную идею, а как личность. Иногда я, выполняя здесь послушание, делаю открытки на Рождество или Пасху, пользуюсь фотоаппаратом. Конечно, это не плетение корзин, как в древности. Ведь главное в монашеской работе, чтобы она не была творческой, чтобы разум был свободен для молитвы, а руки заняты. С другой стороны, я отношусь ко всей этой технике, как к молотку или лопате, как к средствам. К тому же послушание, основа монастырской жизни, многое прощает, оно ведёт к смирению, а смирение – главная добродетель, без которой невозможен путь в Царствие Небесное.

Закрыв за собой дверь в келью, я долго и бесцельно смотрел на белые горы. В голове звучали слова монахов, но более всего я запомнил их лица. Одухотворённые, умудрённые опытом, ЗНАЮЩИЕ. И глаза, открытые миру. Они и сейчас передо мной.

Послушники снова откапывали дорогу к храму. В этом месте зимой часто метёт, даже когда в нескольких километрах от монастыря тихо. Провожая меня, один из монахов сказал: «Вы приезжайте сюда без фотоаппарата. Помолиться».

А машину нашего редакционного водителя Виталия, который должен был оставить меня в монастыре и вернуться в Оренбург, ветром на обочину вынесло. Вытаскивали трактором. Он опять ко мне в монастырь вернулся, дальше ехать не рискнул. Стихия. А ещё я точно знаю одно: где бы я ни был, кто бы ни побеждал у меня в душе, там, среди заснеженной степи, монахи, презрев суету, молятся и за меня.

Олег РУКАВИЦЫН, Фото автора

Литература

  • Дионисий Ареопагит
    [vehi.net/areopagit/nebesnaja.html О небесной иерархии].
  • Иванов М. С.
    [www.pravenc.ru/text/155128.html Воинство небесное] // Православная энциклопедия. — М., 2006. — Т. 9. — С. 209—210. — ISBN 5-89572-017-X.
  • Квливидзе Н. В.
    [www.pravenc.ru/text/149329.html Благословенно воинство Небесного Царя] // Православная энциклопедия. — М., 2005. — Т. 5. — С. 324—325. — ISBN 5-89572-017-X.
  • Лепахин В. В.
    [www.pravoslavie.ru/jurnal/299.htm Воинство в древнерусской литературе и иконописи. Часть 2] // Православие.Ru. — 3 марта 2005 года.
  • Emil G. Hirsch
    [jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=939&letter=H Host of Heaven] // Jewish Encyclopaedia.
  • [www.angelologia.it/ angelologia.it]
  • [angelologia.ru/ angelologia.ru]
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: