Когда день памяти Грузинской чудотворной иконы Божией Матери? О чем ей молятся, о чем ее просят?

История Грузинской иконы Божией Матери уходит в глубокое прошлое. Точное время и место ее написания неизвестны. Первоначальное ее местонахождение было в Грузии, но когда в 1622 году страна была завоевана персидским шахом Аббасом, этот образ, как и другие грузинские иконы, захватили и вывезли персы, для которых торговля православными святынями стала выгодным занятием.

Дальнейшая история Грузинской иконы Божией Матери поистине полна чудес. В Персии по делам, связанным с торговлей, оказался Стефан Лазарев, служивший приказчиком у ярославского купца Григория Лыткина. Некий перс принес Лазареву икону для продажи. Из-за серебряного с золотом оклада она стоила очень дорого, но Лазарев, тем не менее, выкупил ее.

Грузинская икона Божией Матери

Вещий сон об этом событии приснился купцу Лыткину, его хозяину; ему велено было пожертвовать икону в Красногорский монастырь близ Архангельска. Купец, однако, вскоре позабыл о своем вещем сне, и лишь когда четыре года спустя приказчик возвратился с иконой, вспомнил о повелении свыше и сам повез ее в указанный монастырь. Он не просто передал икону, но и построил специально для нее церковь и закупил богослужебную утварь и книги.

И сразу же Грузинская икона Божией Матери явила чудо: после долгих молитв перед ней слепой и глухой монах Питирим вновь обрел зрение и слух. Чудотворный образ носили во главе крестных ходов не только по Центральной России, но донесли даже до сибирской реки Лены.

Чтобы подновить живопись на иконе и изготовить для нее новую ризу, в 1654 году она была доставлена в Москву, охваченную в тот момент эпидемией моровой язвы, и явила множество чудес исцеления.

Последние сведения о Грузинской иконе Божией Матери относятся к 1946 году, когда ее пронесли крестным ходом; далее ее следы теряются. Однако значение списков с иконы также велико: они явили множество чудес, поэтому считаются чудотворными.

Описание иконы

По иконографии Грузинская икона Божьей Матери принадлежит к типу Одигитрия («Путеводительница») и близка к другим грузинским иконам Богородицы, датируемым X—XVI вв., особенно из Кахетии.
На ее лицевой поверхности имеется ковчег в виде углубленной части в центре, большую часть которой занимает образ Богоматери с сидящим на Ее левой руке Младенцем Иисусом. Матерь Божия слегка склонила к Нему голову, Он же с любовью взирает на Нее, подняв правую руку для благословения; в левой руке Младенца свиток, символизирующий Евангелие – Благую Весть, которую Он принес в мир.

Особенно трогательно выглядит маленькая босая ступня подвернутой правой ноги Младенца, выглядывающая из-под Его одеяния.

Когда слава о чудотворной силе Грузинской иконы Божией Матери разнеслась по всей Руси, с нее был сделан целый ряд списков. В настоящее время списки иконы Грузинской Божьей Матери в Москве представлены в храме Троицы Живоначальной (Никитники), в храме Воскресения Христова (Сокольники) и в храме святителя Мартина Исповедника.

Грузинская икона Божией Матери в Раифской Богородицкой пустыни

Еще одна Грузинская икона Божией Матери в Раифском монастыре уже при перенесении ее в 1661 году из Казани стала являть чудеса исцеления слепых, хромых и душевнобольных. И сегодня Раифский монастырь с иконой Грузинской Божьей Матери остается местом паломничества.

История появления чудотворного лика

Достоверно не известно, кто является автором иконы и когда она была написана. Её первоначальным местонахождением была Грузия. В 1622 году грузинские земли завоевали персы, во времена правления шаха Аббаса. Именно тогда святой образ переправили в Персию, где местные жители хорошо наладили торговлю христианскими святынями.

  • Спустя 3 года одному славянскому приказчику, приехавшему в Персию по купеческим делам, предложили купить образ Богоматери. Стефан Лазарев не мог отказаться от такого приобретения. Он выкупил икону в серебряно-золотом окладе, хоть цена и была довольно высока. Тем временем ярославскому купцу Григорию Лыткину, у которого служил Лазарев, приснилось странное сновидение. Голос во сне приказал купцу доставить образ Богородицы в Красногорский монастырь на реке Пинеге, неподалёку от Архангельска. Купец не воспринял серьёзно этот сон и вскоре забыл о нём. И лишь по прибытии приказчика домой, Лыткин вспомнил наставление свыше и тут же отправился в путь к Архангельску.

Купец передал священный образ инокам монашеской обители. Кроме того, он на свои средства построил там церковь и купил всю церковную утварь с книгами.

  • Впоследствии икона Девы Марии начала являть чудеса исцеления. Монах Питирим, давно не видящий и потерявший слух, горячо молился перед ликом Царицы Небесной об исцелении от своих недугов. И по окончании чтения молитвы к нему вернулось зрение, и способность слышать. Молва о чудотворной иконе быстро разнеслась по округе. Митрополит Новгородский Никон, ознакомившись со всеми фактами исцеления, назначил празднование дня Грузинской иконы Богоматери на 22 августа.

Крестные ходы с древней иконой шли до сибирских лесов. А в 1698 году вышло постановление приносить святыню в Архангельск для освящения города и его жителей каждый год.

В 1654 году икону решили отреставрировать. Она была переправлена в Москву. В это время город страдал от эпидемии моровой язвы. После того как икону привезли, к ней стали приходить верующие горожане на паломничество и получали исцеление от страшной болезни.

Важно! С иконы Богородицы сделали многочисленные списки, проявившие себя, как чудотворные.

В революционные годы религиозных гонений Красногорский монастырь перестал действовать, а след иконы затерялся. В 1946 году о ней снова заговорили. По словам священнослужителя, из Архангельска с образом совершили крестный ход.

Некоторые источники содержат упоминания о том, что грузинская икона Божьей Матери хранилась в Третьяковской галерее до конца пятидесятых годов. Однако ревизионная проверка 1964 года не выявила образ среди экспонатов галереи. Возможно, власть СССР продала его зарубежным коллекционерам или икону украли.

Еще об иконах Богородицы:

  • «Неопалимая Купина»
  • «Отчаянных Единая Надежда»
  • «Касперовская»

Молитва Грузинской иконе Божьей Матери

Приими, всеблагомощная Пречистая госпоже Владычице Богородительнице, сия честныя дары от нас, недостойных рабов Твоих, к Твоему цельбоносному образу пение возсылающих со умилением, яко Тебе Самой сущей ту и послушающей моления наша и подающи с верою просящим по коемуждо прошению и исполнение: скорбящим скорби облегчаеши, немощным здравие даруеши, расслабленных и недужных исцеляеши и от бесных бесы прогониши, обидимыя от обид избавляеши, и насилуемых спасаеши, грешных прощаеши,. Прокаженных очищаеши и малых детей милуеши, и неплодныя от неплодства разрешаеши. Еще, госпоже Владичице, от уз и темниц свобождаеши и всякия многоразличныя страсти исцеляеши и очныя болезни уврачуеши и от смертоносныя язвы избавляеши: вся бо возможна суть ходатайством Твоим к Сыну Твоему,. Христу Богу нашему. О всепетая Мати, Пречистая Богородице! Не престай молити о нас недостойных раб Твоих, славящих Тя и почитающих, и поклоняющихся Пречистому образу Твоему, и надежду имущих невозвратну, и веру несумненну, к Тебе Приснодеве, преславней и непорочной, славящих и чтущих, и поющих Тя во веки веков. Аминь.

(5 оценок, среднее: 4,60 из 5)

Где находится святой образ

Оригинальная икона не сохранилась до наших дней. Сегодня в Третьяковской галерее находится точная копия, соответствующая по размеру оригиналу картины. Копия была сделана в 1707 году гравером Кириллом Улановым.

Три других экземпляра, которые оказались чудесными, также находятся в Москве:

  • в церкви Живоначальной Троицы;
  • Церковь Воскресения Христова (Сокольники);
  • Церковь Святого Мартина Исповедника.

Четвертая и очень почитаемая копия образа Божией Матери находится в монастыре Божией Матери в Раифе. Он был создан по заказу митрополита Лаврентия. По монастырскому преданию, копия иконы исцелила от психических расстройств и изувеченных конечностей, а также вернула зрение по пути в монастырь.

Многие нашли утешение и получили помощь после молитвы у этого чудотворного образа, даже когда официальная медицина не давала никаких шансов на выздоровление. Это доказывает, что Божья милость безгранична и только искренняя вера может помочь в трудных жизненных ситуациях.

Адрес, как добраться. Где остановиться

Монастырь расположен на территории Волжско-Камского заповедника в 30 километрах от Казани, недалеко от города Зеленодольск и всегда открыт для туристов и паломников. Из Казани до Раифы добраться можно на автобусах №552 и №554 от Северного вокзала, из Зеленодольска — автобусом №405. Координаты места: 55.901451, 48.730545.

Остановиться на ночлег можно в гостинице «Дом паломника», принадлежащей обители. В отеле находятся 25 номеров, плата за проживание чисто символическая — от 500 рублей. Забронировать номер в гостинице или узнать более подробную информацию можно по телефону +7.

Интересные факты. Чудеса Раифского монастыря

  • Раифский Богородицкий мужской монастырь знаменит своими неквакающими лягушками, живущими в Сумском озере. По легенде, монахи обители однажды попросили Бога заставить лягушек замолчать, так как их кваканье мешало им петь, и лягушки действительно замолчали. Примечательно то, что на территории Раифы замолкали и любые другие лягушки, привозимые сюда ради эксперимента и развенчания мифа, которые заливались кваканьем, как только их увозили от стен обители.
  • С 1994 года при монастыре действует приют для детей сирот, в котором воспитываются мальчики в возрасте от 8 до 18 лет;
  • Далеко за пределами обители известен монастырский хор — квартет «Притча»;
  • На берегу Раифского озера находится памятник Казанскому Коту. Другой памятник Коту находится на главной пешеходной улице Баумана;
  • На территории монастырского комплекса находится множество статуй, выполненных послушником Владимиром Савельевым;
  • С 2001 года Раифа на собственные средства и средства, собранные в ходе пожертвований, издает газету «Раифский вестник» и детское приложение к газете «Светлячок».

Монастырь в наши дни

В 1918 году обитель была закрыта. С 1930-х годов на ее территории размещалась тюрьма для политических заключенных, позже — колония для малолетних преступников. В 1991 году первой в Казанской епархии Раифа была возрождена. В течение 1990-х годов был отреставрирован ее архитектурный ансамбль и восстановлена полноценная монашеская жизнь.

Сейчас в монастыре проживает около 60 послушников. Он привлекает как паломников, так и туристов со всей страны и даже за ее пределами. Многие приезжают в Раифу ради святого источника, другие — получить душевное спокойствие. На Крещение в монастырь приезжают желающие окунуться в прорубь.

Святая Варвара

Варвара родилась в начале 4 века в семье знатного финикийского купца. Против воли отца она уверовала в христианское вероучение и приняла за это мученическую смерть. Вместе с сострадавшей ей жительницей Иулианией Варвара была обезглавлена собственным родителем, которого потом настигло возмездие (его убило ударом молнии).

В 6 веке мощи великомученицы перенесли в Константинополь, а в 12 — уже в Киев. В настоящее время реликвия хранится во Владимирском соборе г. Киева.

Верующие молятся святой Варваре об избавлении от скорой кончины и тяжких болезней, о том, чтобы не окончить жизненный путь без причащения и исповеди. В православной и католической церкви день памяти великомученицы установлен 4 декабря.

История Раифского монастыря

В 1613 году на берегу окруженного лесами Сумского (Раифского) озера поселился монах-отшельник по имени Филарет. Первое время в уединенной келье-хижине жил Филарет в одиночестве, все свое время посвящая молитвам и общению с Богом. Лишь черемисы (предки современного марийского народа), приходя на берег лесного озера в определенные дни с целью совершения своих языческих жертвоприношений, нарушали уединение Филарета. Вполне вероятно, что именно черемисы разнесли по окрестностям весть о монахе-отшельнике. Так, рядом с Филаретом стали селиться другие монахи, и возникло новое монашеское поселение.

Как правильно молиться перед иконой Богородицы «Грузинская»

Освященный образ приобретают в храме и располагают в домашнем иконостасе. Обращаться к Богородице можно своими словами, не обязательно использовать молитвы из Молитвослова.

Но в день особого поминания Грузинской иконы (4 сентября)лучше вспомнить одну из Богородичных молитв или прочитать специально написанный Канон, посвященный образу. Молитвы совершают с чистым сердцем и искренним упованием на помощь Пресвятой Девы Марии. Небесная Заступница всегда помогает молитвенникам и защищает их от житейских невзгод и нестроений.

Грузинская икона Божией Матери в Алексеевском монастыре

Одна из святынь древней Алексеевской обители — икона Божией Матери Грузинская, ныне пребывающая в храме Воскресения Христова в Сокольниках.

История этого образа восходит к 17-му столетию. Первая икона Богородицы с именованием Грузинская (как привезенная из Грузии), прославившаяся в России чудотворениями, была пожертвована в 1629 году в Красногорский монастырь Архангельской губернии. От этого образа было явлено множество исцелений от самых различных недугов. В 1650 году было установлено ежегодное празднование в честь Грузинской иконы Божией Матери 22 августа (4 сентября) и в 1698 году была составлена ей служба. С этой иконы в Москве были сделаны несколько списков, которые также в скором времени стали почитаться как чудотворные. Во время свирепствовавшей в Москве моровой язвы, один из жителей получил откровение помолиться пред Грузинскою иконою Богоматери. Исполнив это, он остался жив со всем своим семейством. Этот случай огласился в народе, люди стали во множестве притекать к чудотворному образу, получая благодатную помощь.

Что касается чудотворной Грузинской иконы Богородицы, находившейся в Алексеевском девичьем монастыре – то это другой образ, хотя тоже привезенный из Грузии. Сведения о ней были изложены в рукописном сказании, хранившемся в библиотеке обители.

Эта икона была явлена в 1654 году во время морового поветрия, бушевавшего в Москве (эпидемии чумы). Одна из монахинь обители, сильно страдавшая от смертоносной болезни, в сокрушении сердца со слезами много молилась Пресвятой Богородице. Узнав о Грузинской иконе, от которой в Москве многие получали помощь, эта монахиня очень хотела, чтобы чудотворный образ был принесен в Алексеевскую обитель, надеясь от него получить исцеление. Но из-за эпидемии некому было это сделать. И, как гласит сказание: «… по мале времени прииде к той больной монахине в монастырь и в келлию благоговейный монах, яко от Бога посланный, и глаголаше ей: о, монахины! Почто скорбите, что не принесена Пресвятыя Богородицы Грузинския иконы из того места, откуду хощете. Ближае убо вам ея Богоматере икона. Из тоя же грузинския земли принесенную зде в вашем монастыре обрящете в пещере и узрите милость Божию и Ея к вам предстательство и от болезни свободу и исцеление, яко всещедрая Владычице, многое вам милосердие показует и попечение о вас непрестанное имеет… и изыде оный монах из келлии, ни ким же знаем откуду бяше».

Сестры обители недоумевали, что за пещера и где искать икону. Была же «в стене церковней внутрь трапезы пещера мала для положения книг или инаго чего», где оказалось сложено много икон, потому что во время морового поветрия оставшиеся от умерших вещи складывали, где придется. Там и обрели Грузинский образ Богоматери. Икону отнесли сначала в храм, а затем в келью той самой монахини. После молебна болящая почувствовала облегчение, выздоровела и прожила в монастыре еще долгие годы. Чудотворный образ Божией Матери с молебным пением носили в монастыре по кельям, все заболевшие насельницы поправились, «и преста ветротление моровое в монастыре и во граде Москве».

Окрестные жители, услышав об этом чуде, приходили в обитель, икону носили по домам. И куда была приносима икона, больные исцелялись.

В дальнейшем образ Пресвятой Богородицы Грузинской прославился в Алексеевской обители другими многими чудотворениями. Подробно записан случай исцеления от слепоты княжны Марфы Прозоровской. Во многих скорбях, напастях и болезнях подавала людям Пречистая Дева чрез эту икону.

Особое торжественное празднество в честь Грузинской чудотворной иконы совершалось в Алексеевском монастыре 15(28) октября, в тот день, когда, по преданию, эта икона была обретена. Служилось всенощное бдение с литией, а наутро перед поздней Божественной литургией совершалось малое освящение воды. Святой водой окроплялись в этот день все келии монастыря.

Тропарь перед Грузинской иконой в Алексеевском монастыре пелся тот, который положен для Иверской иконы Богородицы.

Молитва читалась следующая:

«О, Всемилостивая наша Госпоже, Дево Владычице! Высши еси всех ангел и архангел и всея твари честнейши, помощница еси обидимых, ненадеющихся надеяние, печальных всех праведное утешение и всем уповающим на Тя – живот и воскресение. Приклони, о Госпоже Пречистая, Своя ушеса к молитве недостойных рабов Своих. О, Мати милосердия! Яви нам милость в печалех сущих и в бедах и не презри рабов Своих. Просим Твоея милости: воззри на нас, грешных, милосердным Своим оком. О, преблаженная Мати Божия, благословенная Дево Богородице, заступнице христианская! Помози нам, рабом Своим. О, Дево преславная, благое радование, Ты еси смертных человек оживление и погибших избавление; прими моление наше грешных и недостойных рабов Своих в час сей горькаго и болезненнаго смущения, якоже дерзаем, недостойнии раби Твои, глаголати и приносити Тебе, пресветлой Царице. Взываем пред пречистою иконою Твоею, скорой помощи от Тебе ожидающи во всех наших напастех. О, Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице Владычице! Прими от нас малое моление; не презри нас, многогрешных рабов Своих. О, Дево Мати Божия, христианскому роду крепкая заступнице! Прими плач и воздыхание сердец наших; виждь, Пречистая, яко от Тебе помощи чаем. О, Госпоже! Вемы, яко не может ни едина помощь человеческая нищете нашей помощи́, токмо к Тебе единей прибегаем. Призри и буди помощница скорая. Тебе славу, благодарение возсылаем, яко благословенна еси от всех родов, и славится Твое пречистое имя на небеси и на земли, всегда ныне и присно и во веки веков».

Ныне в нашей обители возобновлена традиция торжественного чествования Грузинской иконы Пресвятой Богородицы 15(28) октября, составлена особая служба.

Пресвятая Богородице, спаси нас!

Литература:

Священник Николай Романский. «Чудотворная икона Грузинской Богоматери в Московском Алексеевском женском монастыре», М., 1903.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: