Божья Матерь «Взыграние младенца»: молитва и в чём помогает

Образ Богоматери для России является особым. Конечно, во многих христианских странах (да и во всей христианской культуре) дева Мария пользуется огромным почитанием, но именно на Руси на протяжении многих лет этот образ не только активно культивировался, но и многократно позволял верующим обрести защиту и надежду. Многим известны Казанские и Владимирские иконы девы Марии, но есть и множество других чудесных образов.

Оранта

Не только в храме, но и на домашнем алтаре присутствует Богоматерь. Как говорится в писаниях, она ценится выше всяких ангельских чинов.

Каково значение иконы

На полотне чудодейственного образа изображен младенец Иисус, сидящий на руках у своей матушки — Пречистой Девы Марии. Изображение наполнено любовью и заботой о ребенке, ведь Богородица легко касается своего сына щекой, в ответ Иисус протягивает в Богоматери свои десницы, будто играясь хочет обнять ее. Взор Девы очень мягкий, исполненный любви, привязанности. Согласно иконографии, икона «Взыграние младенца» демонстрирует отношение Господа ко всем своим земным детям.

Если верить преданию, то малыш Иисус был принесен в Господний храм на сороковой день после момента своего появления на свет с целью прохождения таинства крещения. После завершения обряда сын Божий протянул свои маленькие ручки к матери. Согласно легенде именно этот момент был взят за основу сюжета иконы «Взыграние младенца».

История чудодейственного образа начинается в 1795 году, впервые лик был увиден в стенах Николо-Угрешинской монастырской обители. Утрата иконы произошла в период Октябрьских революционных действий, после чего на протяжении долгого времени о ней ничего не слышали. Святыня вновь была обретена лишь в 2003 году, оригинал иконы «Взыграние младенца» был принесен в храм одной прихожанкой.

Рукописная икона Взыграние младенца

Цена от: 5 500

Подробнее

Глава 3. Образ Божией Матери «Умиление» («Ласкающая»)

По православному Преданию, Владимирская икона Божией Матери105 была первым образом «Умиление», который написал апостол Лука на доске трапезного стола Святого Семейства. Это, пожалуй, единственное свидетельство Церкви об иконе апостола Луки как о конкретном материальном памятнике. Однако в XIX веке оно было сочтено легендарным и отвергнуто исследователями русской культуры. Многие специалисты (Н. П. Лихачев, Роо де Флери, Циммерман и др.) предполагали даже западное происхождение «Умиления». Наиболее авторитетный ученый, занимавшийся иконографией Богоматери, Н.П. Кондаков не сомневался в его византийском источнике. Владимирскую икону он датировал началом XII века на основании первого упоминания о ней и при это заметил, что ранее середины XI века иконы подобной иконографии не встречаются. В русских летописях 1131 годом говорится о том, что икона была подарена Константинопольским патриархом Лукой Хризовергом вел. кн. Юрию Долгорукому.

К сожалению, никто в XIX веке не видел подлинной живописи Владимирской иконы. Из летописей известно, что эта русская святыня поновлялась в XIII, XV и XVI веках, а в XVIII веке все изображение прописали заново. Икона была полностью раскрыта Г. О. Чириковым лишь в 1918–1919 годах. Выяснилось, что не тронутыми до нас дошли только лики и небольшие фрагменты на полях. Обе фигуры были переписаны еще в XVI веке. От XIII века сохранился фрагмент на плече Христа с пальцами левой руки Богородицы, показывающий, что иконография была изменена. Если раньше Божия Матерь крепко обнимала Своего Сына, то теперь Она рукой едва касается Его хитона. Но и в этом виде икона признана мировым шедевром. «… Художественное наполнение этих ликов оставляет далеко за собою все то, что до настоящего времени дошло до нас от византийской живописи»106, – писал крупнейший знаток византийского и древнерусского искусства В. И. Лазарев. Он же о107, то есть I век н.э. – время жизни апостола Луки.

Вглядимся же в этот скорбный образ жертвенной любви. Лики Богоматери и Христа исполнены по-разному и как бы противопоставлены друг другу. Лик Богородицы написан по оливковому санкирю графически тщательно, очень мелкими, незаметными глазу мазками. Румянец едва оживляет его, и кажется, что в нем гаснет всякий луч света. Рядом с ним – сияющий лик Христа. Живопись его выстроена по темной основе почти чистым белым цветом с горячими киноварными подрумянками и буквально излучает энергию света. Это сама Жизнь, возникающая под легкими свободными движениями гениального художника. Персть земная, подверженная тлению и смерти, рождает миру Свет и Жизнь, «яко зарю солнечную восприимши»108, и Сама предуготовлена преобразиться в соединении с Богом. Мы словно видим, как обоженная во Христе человеческая природа становится вся – светом, вся – жизнью. Этот образ причащения земли Богу прослеживается в текстах церковных евхаристических молитв: «… рождшая истинный Свет просвети моя умныя очи сердца: яже источник безсмертия рождшая, оживотвори мя умерщвленнаго грехом; Яже милостивого Бога любоблагоутробная Мати, помилуй мя, и даждь ми умиление…»109.

Золотом славы и благодати сияет на груди Богородицы вся фигура Богомладенца, закалающегося на каждой Литургии, «во очищение и освящение души же и тела и во обручение будущия жизни и Царствия»110. Богородица крепко прижимает к Себе Младенца (сейчас этого на иконе не видно). Взгляд Ее, подобного которому по пронзительной глубине нет во всей мировой иконописи, устремлен в мир. Будто просит Она в невыразимой печали и мольбе пощадить Сына. Ведь пока на земле не истреблен грех, Христос присно приносит Себя в жертву, «грех вземляй мира и немощи человеческие исцеляяй»111. Владимирская икона несет проповедь Церкви о том, что только праведная жизнь есть истинная и действенная любовь к Богу.

Такую живопись ликов построить невозможно. Она написана мастером, которому в истории искусства, быть может, не найдется равных. Бог – совершенная Любовь – живет и дышит в красках этой иконы. Остальная, поздняя, живопись лишь хранит древний иконографический канон.

История первого списка этой иконы связана с нашествием на Русь в 1395 году хана Тамерлана (Темир-Аксак). Когда из Владимира чудотворная икона была перенесена в Москву, во владимирском Успенском соборе ее сменила «заместительница», созданная прп. Андреем Рублевым. Видимо, ему принадлежит выполненная для Москвы еще одна, так называемая «запасная» Владимирская икона Божией Матери.

От древнего образа списки отличаются и рисунком, и цветом. Несомненно, это было сделано намеренно, так как великий мастер легко мог повторить прототип. Иконописец в своих работах по-новому осмыслил древнюю иконографию. Русь конца XIV – начала XV веков была уже повсеместно православной страной, и главным народным идеалом был идеал святости. Поэтому новые духовные задачи потеснили противопоставление земного и Божественного и проповедь небесных законов жизни, столь важные в апостольскую эпоху. В иконе тема жертвенной любви к Богу звучит как личный подвиг и самоотречение Христа ради. Вспомним, что именно в это время расцвета русского преподобножительства возникло название Святая Русь.

В иконе преподобного Андрея Рублева лики Богородицы и Христа едины по цвету. Граница между тварным и Божественным исчезает, есть только одна обоженная человеческая природа, освещенная тихим и ровным сиянием Благодати. Взгляд Пресвятой Богородицы устремлен в Себя, левая рука, крепко обнимающая Богомладенца на древней иконе, опущена и не удерживает Его, а только ограждает. Даже контур мафория, который почти полностью окутывал фигуру Богомладенца на древней иконе, у Рублева невидим. Это знак того, что Богородица готова к грядущему разлучению с Сыном. Она не только скорбит и смиряется с Его предначертанным жертвенным служением, Она Сама возложила Его на Жертвенную Чашу, которая символически обозначена раскрытой кистью Ее правой руки. Страшная жертва, приносимая Богом в лице Своего единородного Сына человечеству, соединяется с великой материнской жертвой, которая приносится Пречистой Девой Богу. Небеса преклонились, и Земля поднялась им навстречу. Это путь к обожению, к соединению товарной природы с Божественной.

Преподобный Андрей Рублев в своих иконах показал русский образ святости. В Византии более значимым представлялось осенение человека Божественными энергиями и преображения его творческой силой Бога. На Руси же не менее важной считалась необходимость возрастания в добродетелях к Богу. Самый известный византийский аскетический сборник назван «Филокалия». На русской почве он укоренился с названием «Добротолюбие» (добрута – духовная красота112). Это соотносилось с библейской традицией единства духовной и телесной красоты и ответственности человека за все творение. Внешность преображается так же, как и душа при нравственном совершенствовании, и вместе с человеком освящается вокруг него мир. Во времена Святой Руси человек осознавал себя соработником Богу, и поэтому жертва его должна была быть великой. Для спасения людей Бог отдал лучшее – Сына Единородного. Богородица тоже отдала самое дорогое. И глядя на Владимирскую икону прп. Андрея Рублева, каждый мог спросить себя: «А чем жертвую я?».

Сейчас Владимирская икона Божией Матери находится в церкви святителя Николая в Толмачах при Музейном комплексе государственной Третьяковской галереи.

В чем помогает образ

В православном мире эту икону принято считать женской, так как чаще всего к Пречистой Деве Марии обращаются девушки, женщины, семейные пары. Зачастую пред иконой «Взыграние младенца» читают молитву и просят:

  • О выздоровлении детей, супругов, родителей и других близких людей;
  • Супружеские пары, у которых долгое время не получается зачать ребенка;
  • О благополучном исходе родов и здоровье матери в период вынашивания младенца;
  • Молодые мамы, желающие, чтобы их ребенок родился здоровым и крепким.

Также Пресвятую Богородицу можно попросить о хорошем духовном и физическом здоровье новорожденного, возможности вырастить добродушного, благочестивого, воспитанного малыша. Через молитвенные слова к Деве и Богомладенцу можно обрести душевное успокоение и утешение, попросить о покровительстве и заступничестве.

Важно иметь чистые помыслы и верить в Бога, силу обращения к нему и жить по Господним законам.

Владимирская

Одна из известнейших святынь нашего Отечества – Владимировская икона Божьей Матери. Особым промыслом Божьим благоверный князь Андрей Боголюбский вывез её во Владимир. До этого момента образ находился в пригороде разоренного междоусобицами Киева. Божья Матерь благоволила князю. Её икона стала тем духовным символом, который стал собирать вокруг себя земли Руси. В 1395 году образ Пресвятой перенесен в небольшой городок Москву. С тех пор судьба этого города и всей России тесно связана с этой иконой.

О чем молятся перед этим образом:

  • укреплении веры;
  • помощи в выборе правильного пути;
  • избавлении от дурных мыслей, гнева и страстей;
  • исцелении физических недугов (особенно болезней сердца и глаз);
  • укреплении семейных уз и благополучии семьи.

Образ Божией Матери «Иверский»

История явления иконы Божьей Матери именуемой «Иверская» начинается в период иконоборчества в Византийской империи VIII века. Некая благочестивая христианка спасла икону от уничтожения. Она вручила её судьбу водам реки. Копьё стражника, который, хотел разбить икону, повредило лик Богоматери.

В следующий раз икона появляется у берегов Святой горы Афон, где на протяжении нескольких дней обращает на себя внимание ярким светом в ночное время. Так Иверский монастырь нашёл свою святыню. Монастыри всего Афона и христиане всего мира до нынешнего времени пребывают под защитой этой иконы.

Молитва перед этой иконой помогает:

  • укрепить веру и избавляет от напастей и бед;
  • избавляет от недугов;
  • защищает от недругов;
  • защищает дома;
  • от козней дьявола и его бесов.

“Казанская”

Икона Божьей Матери именуемая «Казанская» – духовный символ объединения России. Обретена митрополитом Гермогеном на пепелище одного из сгоревших кварталов Казани. Общенародное значение этот образ явил в связи с событиями Смутного времени. Тогда у иконы Божьей Матери ополчение Минина и Пожарского искало духовной помощи. Оберегая нации и государства этот образ благодатен и для простых людей с их нуждами.

О чем молятся «Казанской» иконе Богородицы:

  • об обретении внутреннего покоя;
  • об избегании ошибок в трудных жизненных ситуациях;
  • о здоровье телесном и душевном (особенно детей);
  • о семейном мире и благополучии;
  • о защите воинов.

Молитва

Тихвинский образ Богоматери

Тихвинская икона – икона путешественница. Ещё на заре своего прославления на Руси она многократно являлась верующему люду в разных местах. В 1560 году Богородицкий Успенский монастырь в городе Тихвин стал вместилищем этой чудотворной иконы. В годы Великой отечественной войны икона была перевезена оккупантами в Псков. Через Прибалтику её переправили в Северную Америку, в Чикаго. Там она хранилась до восстановления Свято- Успенской обители Тихвина. В 2004 году икона Божьей Матери торжественно возвращена домой.

Тихвинской иконе суждено было много путешествовать. Её судьба — оберегать верующих людей России.

Тихвинской Богоматери молятся:

  • о здоровье младенцев и маленьких детей;
  • о сохранении подростков от дурного влияния;
  • о помощи юношам и девушкам в правильном выборе жизненного пути;
  • об укреплении духовной связи между родителями и детьми;
  • о получении ответа на мучающий вопрос;
  • о защите от обманов и наговоров.

Феодоровская

Федоровская икона – родовая святыня русских князей, российских царей и императоров. Предание говорит нам о её древности. Про истоки особенного названия иконы есть несколько версий. Предполагают, что она названа в честь вмч. Феодора Стратилата, потому что долгое время находилась в Свято- Федоровском храме Костромы.

Икона написана, как подарок к венчанию и в благословение молодой семьи, т.к. на обороте иконы изображена святая Параскева – покровительница невест.

Этой иконой благословляли на брак Александра Невского. Ради неё немецкие принцессы, которые вступали в брак с великими князьями, принимали отчество. Да, все императрицы рода Романовых — Федоровны по отчеству в честь этой Святыни.

Феодоровской иконе молятся:

  • о счастливом замужестве;
  • об избавлении от бесплодия;
  • о благословении на рождение ребёнка;
  • о мире в семье и взаимопонимании между родными.

Образ Смоленской Богоматери

Смоленский образ Божьей Матери – святыня, которая утеряна. Первообраз Смоленской иконы Пресвятой Богородицы создан святым апостолом и евангелистом Лукой. В XI веке эта икона появляется на Руси как благословение на брак дочери императора Константина с князем Всеволодом Ярославовичем.

Дальнейшая судьба иконы тесно связана со Смоленском. Икона пережила с народом все тяготы и трудности становления государственности, войн и бедствий. Образ стал источником милости и заступничества Пресвятой Богородицы.

В Великую Отечественную войну оригинальная икона Божьей Матери «Смоленская» была утеряна. Сейчас существует большое количество чудотворных списков этой древней иконы:

  • о защите от бед и несчастий
  • о помощи путешествующим
  • об избавлении от болезней
  • о защите от недругов
  • во время массовых эпидемий

Почаевская икона

Икона Божьей Матери «Почаевская» находится в западной твердыне Православия, в Почаевской Свято-Успенской Лавре, в Тернопольской области на Украине. Появился образ в монашеской обители как дар благочестивой христианки. Много веков являет он через себя чудотворные силы Пречистой Девы.

Перед иконой Божьей Матери «Почаевская» молятся:

  • о выздоровлении от болезней;
  • о заступничестве и помощи детям;
  • об избавлении от необоснованных обвинений и неправедного суда;
  • от заключения в тюрьму.

Молитва

Пресвятая Дево, Мати Господа нашего Иисуса Христа, яже веси рождение и естество матере и чада, помилуй рабу Твою (ваше имя) и помози в час сей да разрешится бремене своего благополучно. О всемилостивая Владычице Богородице, яже не потребовала еси помощи в рождении Сына Божия, подаждь помощь сей рабе твоей помощи требующей, наипаче же от Тебе. Даруй ей благомощие в час сей, и младенца иже имать родитися и внити в свет мира сего сподоби в благопотребное время и умнаго света во святем крещении водою и духом. Тебе припадаем, Мати Бога вышняго, молящеся: Буди милостива мати сей, ейже прииде время быти мати, и умоли воплотившегося из Тебе, Христа Бога нашего, да укрепит ю силою своею свыше. Аминь

Почему существуют разные иконы Богородицы

В месяцеслове Русской Православной церкви упоминается более 1000 икон Пресвятой Богородицы. Почитаемых образов Богоматери намного больше. Например, только в Петербургской епархии чудотворных и местночтимых икон насчитывается 120.

Каждый образ Богоматери имеет свое название. Это связано с историей написания, обретения, прославления. По народной традиции со всевозможными просьбами христиане обращаются к различным образам Богородицы. Это связано в основном с явлениями чудесами. Так, в сочинении «Руно орошенное» (1683) святителя Димитрия Ростовского описан случай получения нежданной радости в прощении грехов одного нечестивого человека. После чего икона Божией Матери стала именоваться «Нечаянная радость». А икона «Прибавление ума» получила такое название после вразумления одного московского иконописца, который долго не мог понять смысла церковных реформ (1650-1680).

Но следует помнить, что Богородица одна и та же на всех иконах. Нет отдельных «Богородиц» в зависимости от местности или сферы деятельности. Такое восприятие Богоматери носит на себе влияние языческого и магического мышления. По учению Церкви, молясь перед написанным образом, верующие обращаются к первообразу. Икона служит «окошком» в духовный мир, помогает сосредоточить мысли во время молитвы.

«Иконы требуются нашею природою… может ли природа наша обойтись без образа? Можно ли вспомнить об отсутствующем, не вообразив его? не Сам ли Бог дал нам способность воображения? Иконы – ответ Церкви на вопиющую потребность нашей природы (праведный Иоанн Кронштадтский, 1829-1908).

Типы икон Богородицы

Чем отличаются иконы Божьей Матери друг от друга? По канонический системе изображения Богоматери и Богомладенца условно подразделяются на типы. Основными, выражающими богословскую идею почитания Пресвятой Девы Марии, являются следующие: «Знамение», «Одигитрия», «Умиление».

Каждый иконографический тип со временем приобрел несколько разновидностей.

Также можно условно выделить еще один тип Богородичных икон — это «Акафистная». Причиной появления образов с таким типом послужило желание прославить саму Божию Матерь. Появился он намного позже и, вероятно, под влиянием западноевропейской культуры.

Иконографический тип «Знамение»

«Слово воплотилось, чтобы людей, обратившихся в тление, снова возвратить в нетление и оживотворить их от смерти, присвоением Себе тела и благодатию Воскресения уничтожая в них смерть, как солому огнем» (святитель Афанасий Великий, 296-373).

Богословская идея «вопрошания Спасителя» легло в основу написания одного из распространенных иконографических типов — «Знамение» («Оранта», что в переводе с греческого означает «Молящаяся»). Такой вариант написания образа Богоматери связан со священными словами Библии.

В Ветхом Завете сказано: «Итак сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя: Эммануил» (Книга Исаии, 7:14).

Из Нового Завета выбраны строки: «Дух Святой найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Евангелие от Луки, 1:35).

Особенностью данного типа икон является то, что руки Пресвятой Богородицы подняты вверх в молитвенном жесте. У некоторых вариантов такого иконографического типа на уровне груди Богоматери находится изображение Младенца Христа. Примерами икон служат «Курская Коренная», новгородская «Знамение», Ярославская «Оранта».

Тип «Одигитрия»

Другой тип иконографии — «Одигитрия» (с греческого «Путеводительница»). Богословской основой таких образов послужило понимание того, что Богоматерь является лестницей на небо. По этой лестнице сошел Господь на землю и верующие приходят к Богу («Радуйся, лествице небесная, Еюже сниде Бог» — из акафиста Божией Матери).

На иконах этого типа Пресвятая Богородица изображается фронтально. Одной рукой Она держит Богомладенца. Другая рука Богоматери направлена в сторону Сына, как бы переводит взгляд молящихся на Спасителя, указывая Истинный Путь ко спасению.

«Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Евангелие от Иоанна, 14:6).

Иисус правой рукой благословляет, в левой Он держит свиток (знак Благой вести) или символ власти (скипетр и державу). Богородичные образы такого типа широко распространены во всем христианском мире. Наиболее известными иконами являются «Иверская», «Казанская», «Смоленская», «Троеручица», «Иерусалимская», «Всецарица» и другие. У каждой иконы имеются свои отличительные детали, что чаще всего связано с историей происхождения каждого образа. На Руси особо почиталась чудотворная икона Божьей Матери Владимирская.

Икона Божией Матери «Умиление»

Ещё одним из распространенных в Православии иконографических типов изображения Богоматери является «Умиление» («Елеуса», что в переводе с греческого — «Милостивая»). Также этот вариант написания образа Пресвятой Богородицы в Византии назывался «Сладкое лобзание». Младенец Иисус на изображении нежно обнимает Свою Мать за шею, Которая наклонена головой к Нему. Этот жест свидетельствует о близости Божией Матери к Сыну, имеет перед Ним великое дерзновение.

«Если Бога будет умолять о нас вся Церковь земная и небесная со всем Ангельским воинством, со всеми святыми, то не получится такой силы молитвеннаго ходатайства, какое принадлежит Ей одной, нашей Заступнице, Пресвятой Деве Марии» (святитель Серафим Соболев, 1881-1950).

Примерами икон типа «Акафистная» служит «Семистрельная», «Умягчение злых сердец», «Остробрамская».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: