Почаевская икона Богородицы: самые интересные факты о святыне

Мiръ

Украина Тернопольская область Почаев Цельбоносная стопа Богородицы Идёт загрузка карты…

{«format»:»leaflet»,»minzoom»:false,»maxzoom»:false,»limit»:50,»offset»:0,»link»:»all»,»sort»:[«»],»order»:[],»headers»:»show»,»mainlabel»:»»,»intro»:»»,»outro»:»»,»searchlabel»:»\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b»,»default»:»»,»import-annotation»:false,»width»:»auto»,»height»:»350px»,»centre»:{«text»:»»,»title»:»»,»link»:»»,»lat»:50.00540399999999863211996853351593017578125,»lon»:25.50855200000000166937752510420978069305419921875,»icon»:»»},»title»:»»,»label»:»»,»icon»:»»,»lines»:[],»polygons»:[],»circles»:[],»rectangles»:[],»copycoords»:false,»static»:false,»zoom»:8,»defzoom»:14,»layers»:[«OpenStreetMap»],»image layers»:[],»overlays»:[],»resizable»:false,»fullscreen»:true,»scrollwheelzoom»:true,»cluster»:false,»clustermaxzoom»:9,»clusterzoomonclick»:true,»clustermaxradius»:80,»clusterspiderfy»:true,»geojson»:»»,»clicktarget»:»»,»showtitle»:true,»hidenamespace»:false,»template»:»»,»userparam»:»»,»activeicon»:»»,»pagelabel»:false,»ajaxcoordproperty»:»»,»ajaxquery»:»»,»locations»:[{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE-%D0%A3%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%9F%D0%BE%D1%87%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%9B%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B0\» title=\»\u0421\u0432\u044f\u0442\u043e-\u0423\u0441\u043f\u0435\u043d\u0441\u043a\u0430\u044f \u041f\u043e\u0447\u0430\u0435\u0432\u0441\u043a\u0430\u044f \u041b\u0430\u0432\u0440\u0430\»\u003E\u0421\u0432\u044f\u0442\u043e-\u0423\u0441\u043f\u0435\u043d\u0441\u043a\u0430\u044f \u041f\u043e\u0447\u0430\u0435\u0432\u0441\u043a\u0430\u044f \u041b\u0430\u0432\u0440\u0430\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E\u003Chr /\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE:%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F\» title=\»\u0421\u0432\u043e\u0439\u0441\u0442\u0432\u043e:\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\»\u003E\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\u003C/a\u003E: \u041a\u0440\u0443\u043f\u043d\u0435\u0439\u0448\u0438\u0439 \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0441\u043b\u0430\u0432\u043d\u044b\u0439 \u0445\u0440\u0430\u043c\u043e\u0432\u044b\u0439 \u043a\u043e\u043c\u043f\u043b\u0435\u043a\u0441 \u0438 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c \u043d\u0430 \u0417\u0430\u043f\u0430\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0423\u043a\u0440\u0430\u0438\u043d\u0435 \u0438 \u0432\u0442\u043e\u0440\u043e\u0439 \u043f\u043e\u0441\u043b\u0435 \u041a\u0438\u0435\u0432\u043e-\u041f\u0435\u0447\u0435\u0440\u0441\u043a\u043e\u0439 \u043b\u0430\u0432\u0440\u044b \u0432 \u0423\u043a\u0440\u0430\u0438\u043d\u0435. \u0412 \u043b\u0430\u0432\u0440\u0435 \u043f\u043e\u0434\u0432\u0438\u0437\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f \u0431\u043e\u043b\u0435\u0435 300 \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a \u0431\u0440\u0430\u0442\u0438\u0438. \u041f\u0440\u0438 \u043e\u0431\u0438\u0442\u0435\u043b\u0438 \u0438\u043c\u0435\u0435\u0442\u0441\u044f \u0433\u043e\u0441\u0442\u0438\u043d\u0438\u0446\u0430 \u0434\u043b\u044f \u043f\u0430\u043b\u043e\u043c\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432.»,»title»:»\u0421\u0432\u044f\u0442\u043e-\u0423\u0441\u043f\u0435\u043d\u0441\u043a\u0430\u044f \u041f\u043e\u0447\u0430\u0435\u0432\u0441\u043a\u0430\u044f \u041b\u0430\u0432\u0440\u0430",»link»:»»,»lat»:50.00540399999999863211996853351593017578125,»lon»:25.50855200000000166937752510420978069305419921875,»icon»:»»}],»imageLayers»:[]}

50.005404; 25.508552

Украина, Тернопольская область, Кременецкий район, Почаев, улица Воссоединения, 8

Почаев,Тернопольская область

Украина

Цельбоносная стопа Богородицы —

Отпечаток стопы Богородицы с целебным источником (в Успенском соборе)

православная святыня, находящаяся в Успенском соборе Свято-Успенской Почаевской Лавры. Представляет собой камень с отпечатком Стопы Богородицы, источающий святую целебную воду.

О названии города и стопе Богородицы на Почаевской иконе

Существуют две версии названия монастыря:

  1. Первые монахи бежали из Киева, где вблизи реки Почайны находилась их обитель. В честь этого притока Днепра они и назвали монастырь.
  2. Вторая версия связана с явлением Божьей Матери, которое, по некоторым данным, произошло в середине августа 1250 года (по иным — в 1240-м).

Согласно второму варианту, один из монахов после молитвы поднимался к вершине горы. Там он увидел в огненном свете Деву Марию с короной на голове и скипетром в руках. Свидетелем этого явления также стал пастух, некий Иван Босой.

Царица Небесная исчезла не менее внезапно, чем явилась. Но после себя Она оставила на камне след правой стопы. С тех пор из камня льется святая вода. Эта же стопа Богоматери сегодня отличает все списки Почаевской иконы.

После чудесного явления у подножия скалы монахи построили небольшую церковь Успения Пресвятой Богородицы. Затем, в 1649-м году, когда настоятелем обители был Иов Почаевский — сегодня прославленный святой — над стопой Богоматери был построен храм. В наше время на этом месте расположен Успенский собор.

До сих пор паломники приезжают в Почаев, чтобы помолиться перед святынями и набрать воды, которая по молитвам к Богородице лечит от недугов.

Но вернемся к этимологии названия.

Весть о чудесном явлении Богородицы распространилась за пределами обители. Люди стали говорить: «Поча Діва творити чудеса» («Начала Дева творить чудеса»). Из первых слов и возникло название сначала «Почадів», а потом без буквы «д» — «Почаів» (далее — «Почаїв»). Это и есть вторая версия названия.

Но как бы там ни было, люди были правы. В каком смысле? В том, что действительно на этом месте Дева начала творить чудеса. А в 1597 году в монастыре появляется и чудотворный образ, известный сегодня как Почаевская икона Божией Матери.

Чудеса[[править]h2>

С момента появления на горе Почаевской Цельбоносная Стопа является источником чудес. Многие из них были занесены в Летопись и дошли до наших дней, многие же, особенно самые древние остались неведомы миру.

Самое древнее из зафиксированных исцелений произошло в 1664 году. Тогда у помещицы Хойнацкой тяжело болел слуга, он почти утратил зрение. Однако по молитвам игумена Почаевского монастыря, помазав глаза водой от Стопы Пресвятой Богородицы, больной был исцелен.

Также известен случай чудесного исцеления священника Григория Белецкого в 1763 году. Он страдал от грудного нарыва, который прошел вскоре после помазания его Святой водой. Однако болезнь вернулась в более сложной форме: у него возник новый нарыв, внутренний. На полдороге к обители ему стало лучше и он смог самостоятельно войти в храм. Больной испил воды от Стопы, а дома омыл ею все тело. Боли уменьшились, опухоль спала, и вскоре он был полностью исцелен от недуга.

В 1780 году недалеко от Почаева умирал младенец возраста трех лет. После усердной молитвы к Пресвятой Богородице его матери во сне было видение старца, который сказал ей: “Что ты плачешь и кричишь? Лекарство у тебя в доме”. Женщина дала сыну испить Святой воды от Стопы и опять уснула. Во сне ей явился тот же старец, который возвестил ей об исцелении сына. Проснувшись, она увидела мальчика, сидящим на кровати. Болезнь отступила, ребенок был чудесно исцелен.

История Почаевского образа Богородицы

В 1559 году по территории Волыни проезжал греческий митрополит Неофит, которому в будущем предстояло стать константинопольским патриархом. Владыка как раз возвращался из Константинополя и по дороге заглянул в гости к некой помещице Анне Гойской, проживавшей в имении Орля, вблизи Почаева. Женщина получила благословение митрополита и образ Богородицы в дар.

Не один раз Анна Гойская видела исходящее от иконы свечение, а когда еще в 1597 году от слепоты исцелился ее брат, помещица поняла: такую святыню нельзя держать дома. Поэтому Гойская и решила передать чудотворный образ близлежащему монастырю. Так икона Божией Матери получила название «Почаевская».

Но образ пробыл в обители недолго, чуть более 20 лет. А потом святой лик был похищен наследником Анны Гойской. Андрей Фирлей, так звали похитителя, пробрался в монастырь, ограбил его и увез икону с собой. Где-то 20 лет образ Богородицы пребывал в его доме. Но, по преданию, поступок Фирлея имел свои последствия: его жена стала одержимой. Болезнь якобы отступила только тогда, когда по совету игумена Иова Почаевского икону вернули в монастырь. Это произошло в 1644 году.

А в 1675 году Дева снова явила чудо.

Как старец Зосима на колодец преподобного Иова указал

Если поклониться Божией Матери и испить из Стопы ее в силе каждый паломник, то попасть к колодцу преподобного Иова, из которого берется целебная вода, может не каждый. Нам можно сказать, повезло, а точнее – промыслительно «повезло».

Готовя публикацию о разгуле раскольников в регионе, разбойных нападениях на православные храмы, мы попросили наместника Почаевской Лавры встречи с известным старцем – 86-летним схимонахом Зосимой (Росоловским), духовно окормлявшимся в свое время у почаевского старца Прохора, который в свою очередь был руководим прп. Ионой Киевским. Хотелось услышать совет многолетнего лаврского подвижника по поводу нынешних времен, которые переживает Церковь Христова в Украине и вообще в мире. Пообщавшись и получив утешительные советы, мы собрались уходить.

Но отец Зосима подозвал своего келейника, послушника Димитрия, приведшего нас в келью старца и присутствующего при нашей беседе.

– Ты им водицы святой дай и просфор, – велел старец. – И колодец преподобного покажи.

Чуть позже мы поняли, почему он дал такое распоряжение. Брат Дмитрий, 28-летний послушник из Белоруссии, несет послушание «колодезного». То есть является хранителем и ответственным за обслуживание святого колодца преподобного Иова.

Богородица спасает обитель от турок

Это случилось после Збаражской битвы. Почаевскую обитель с трех сторон окружили турки. Монахи понимали, что осталась только надежда на Божью помощь и покровительство Его Матери. Всю ночь иноки на коленях молились перед Почаевской иконой.

А когда уже утром пели кондак «Взбранной Воеводе», в небе снова явилась Пресвятая Богородица в окружении ангелов. Перед Ней на коленях молился преподобный Иов Почаевский, уже почти как 25 лет почивший.

Все эти события описаны в акафисте пред иконой «Почаевская».

По преданию, турки решили, что перед ними привидение, и стали в него стрелять. Но все стрелы возвращались обратно и ранили их. В испуге многие бежали и затем погибли, некоторые же после этого уверовали и остались служить в монастыре.

Это произошло 23 июля 1675 года, а по новому стилю — 5 августа. В память о чудесном спасении обители в последующем и был установлен день памяти Почаевской иконы Божией Матери.

«Униатский» период и коронация образа

Обитель не всегда принадлежала Православной Церкви. 110 лет, с 1721 года по 1831-й, здесь служили греко-католики. Почему так произошло и насколько «добровольным» было решение — трудно сказать однозначно.

Но тем не менее «униатский» период имел и позитивное влияние: открылись новые храмы и типография. Также греко-католики повлияли на современный вид чудотворной иконы Божьей Матери — на головах Девы Марии и Младенца появились золотые короны. Для чего и когда это было сделано?

В Католической Церкви существовал пышный обряд коронации иконы Девы Марии — на голову Богородицы возлагали корону. Это являлось видимым и торжественным подтверждением святости образа.

Так и в 1773 году греко-католики «официально» заявили о святости Почаевской иконы. Празднование длилось восемь дней, собралось множество верующих и более 1000 католических священников. По одной из версий это событие должно было повысить статус униатской церкви. В Риме даже изготовили 12 видов медальонов с изображением Почаевской иконы Божией Матери.

В назначенный день под пушечные выстрелы и всевозможные почести на головы Почаевской Богородицы и Спасителя возложили царские венцы.

Для православных это кажется странным и непривычным, ведь святость того или иного образа определяется не короной и пышностью украшения, а молитвой.

Но пышность в понимании католиков была одним из проявлений их веры. Поэтому в «униатский» период активно расстраивается и сам монастырь, чему способствовал граф Николай Потоцкий, один из инициаторов коронации этой чудотворной иконы Божией Матери. Именно его усилиями и денежными средствами была реконструирована обитель, возведен Успенский собор и братский корпус.

Чудотворные списки Святого образа

Списки святыни представлены во по всему миру, включая православные храмы России, Украины, Болгарии, Сербии и Боснии. Однако самыми знаменитыми считаются образы, которые находятся в нижеперечисленных храмах, церквях и монастырях:

  • Димитрия Солунского храм в Москве;
  • Иоанно-Введенский монастырь для женщин, находящийся поблизости с Тобольском;
  • Троицкий собор, расположенный на территории Свято-Данилового монастыря в городе Москве;
  • храм Святых Апостолов в Лефортове.

Что предшествовало коронации образа?

Читать также:

Пресвятая Дева или просто женщина: православные против протестантов

Стоит сказать об одном явно позитивном последствии этого «официального» прославления.

Чтобы признать Почаевскую икону чудотворной, стоило собрать многочисленные подтверждения святости.

Это напоминает современную канонизацию святых. Специальная комиссия собирает различные свидетельства о помощи: один получил исцеление от болезни, второй — поддержку в затруднительном положении и так далее. Эти данные должны быть достоверными и зафиксированными в письменном виде.

Чтобы короновать Почаевскую икону Божией Матери, Луцкий епископ Сильвестр Рудницкий исследовал все известные факты чудотворений, собрал истории о явлении Богоматери и удивительном спасении от турок.

В греко-католический период были записаны все случаи помощи по молитвам у святого образа. Вот почему точно известно, что за 1721-1831 годы произошло 539 чудес.

Таким образом, в «униатское» время была детально описана история чудотворного образа и самого монастыря.

В чем помогает и о чем молиться

В минуты потери веры и полной безысходности многие христиане просят покровительства у Спасителя Нашего и Матери Его. Икона Почаевская дарует человеку духовное и телесное прозрение. Святой лик избавляет от сомнений, недобрых мыслей и соблазнов на пути жизненном, укрепляет веру в силы Небесные и противостоит дьявольским искушениям.

Почаевская святыня защищает и оберегает, а также излечивает от самых тяжелых и опасных для жизни недугов.

Читая молитвенные обращения пред Почаевским образом Богоматери, можно просить о следующем:

  • об успешном преодолении хронических, тяжелых и/или врожденных форм различных патологий;
  • о крепком здравии для родных;
  • о налаживании доверительных отношений средь близких;
  • о предотвращении несчастий и трудностей;
  • о защите дома от воров, гостей непрошенных и людей с грешными помыслами;
  • о безопасности жилья и нажитого имущества;
  • о спасении от задумов тяжких и греховных;
  • о защите земли родной от нашествий врагов.

Обитель, которая никогда не закрывалась

В 1831 году, после подавления польского восстания, монастырь снова стал православным и через два года получил статус лавры. В то время в Российской империи это была только четвертая лавра.

В Успенском соборе над царскими вратами разместили Почаевскую икону Богородицы. Чтобы верующие могли приложиться к святыне, ее опускали на специальных лентах. Эта традиция сохранилась и до нашего времени.

Какие бы бедствия ни постигали монастырь — пожары, гонения со стороны советских властей, но обители удалось выстоять даже в 1950-1980-е годы. Она никогда не закрывалась. Люди верят, что сама Богородица охраняет обитель. Эту идею использовали и для дизайна сайта монастыря.

А об удивительной помощи по молитвам перед Почаевской иконой Божией Матери вы узнаете из этого видео:

Икона Иова Почаевского

Преподобный при рождении имел имя Иоанна по фамилии Железо. Он появился на свет примерно в 1551 году в Галиции – области на территории нынешней Украины. Уже 10-летним ребенком он пришел в Угорницкий Спасо-Преображенский монастырь, чтобы стать послушником. По сведениям его жития, Иван, едва научившись читать, старался освоить и Евангелие, и творения Святых Отцов, особенно полюбив «Лествицу» – указания к строгой духовной жизни святого древних веков Иоанна Лествичника. Его родители были мелкопоместными дворянами, которые вели праведную и благочестивую жизнь, а среди родственников были лица духовного сана. Неудивительно, что он стремился к высокой и святой жизни, уже с юных лет взяв за образец серьезные монашеские труды.

В 12 лет, что очень рано по монастырским меркам, будущий святой принял монашеский постриг с именем Иов. Вскоре его полюбила и вся монастырская братия, и все жители окрестности за кроткий нрав, многие подвиги и желание помочь всем нуждающимся. В тридцать лет – в то время еще соблюдались древние уставы относительно рукоположения в священники именно в этом «совершеннолетнем» возрасте – он был хиротонисан во священника. По преданию, в том же году он был возведен в великую схиму – высший монашеский сан, обозначающий достижение определенной степени духовных дарований. Слава о юном подвижнике к тому времени достигла многих областей, люди специально шли за советом в Угорницкий монастырь. Тогда святой еще не имел дара чудотворений, но по Божией благодати давал советы, которые помогали людям обретать верный путь.

Возможно, опасаясь бунтов или народных волнений, или наоборот желая заполучить известного священника, князь Островский просил правящего архиерея тех мест перевести святого в Дубенский Крестовоздвиженский монастырь неподалеку. Здесь преподобный настоятельствовал более 20 лет, противостоя все увеличивавшимся гонениям на Православную церковь со стороны униатов.

Униатство (от латинского слова «унио» -объединение) – объединение нескольких представителей Православной Церкви с католиками. Представляло собой мнимое «единение церквей» с сохранением внешней стороны православных обрядов (привычных людям), но с принятием католических догматов (сути вероучения) и главенства непогрешимого Папы Римского. Оно было создано в 1596 году и навязывалось жителям нынешних Белоруссии и Украины с Запада посредством политической силы, поэтому не пользовалось популярностью. Русская Православная Церковь в ее полноте никогда не принимала унию, однако униатство было выгодно политически, поэтому правители определенных стран и областей насильно отбирали храмы у православных, давая униатам возможность совершать в них свои богослужения.

Праведник словом и делом противостоял униатам, не давая им отобрать храмы обители. Он создал ряд богословских воззваний, обращенных против униатства.

Через несколько лет настоятельской деятельности святой стал тяготиться постоянной жизнью на виду у всех. Он желал больше времени посвящать молитвенному труду, общению с Богом, самопознанию.

Уже в преклонных годах, после 50-ти, он отправился в Свято-Успенскую обитель на Почаевской горе. Здесь он поселился в вырытой им пещере на уступе горы, неподалеку от монастыря. Никто не знал о его духовных дарованиях, прошлой известности и высоком положении, однако вскоре многие иноки стали приходить к нему, получая помощь и совет, а затем его вновь избрали игуменом – на сей раз обители, по названию которой он и прославлен. Здесь он и трудился более полувека, отмеренных ему Господом.

Все свое время он посвящал устроению обители, помощи и наставлению братии; трудился и молился почти без отдыха. Всех радовали его добродетели, спокойствие и кротость. Так, однажды святой игумен проверял ночью монастырское хозяйство и застал вора, тащившего мешок с зерном и припасами. Праведник помог ему поднять мешок на спину, при этом лишь напомнив о том, что грешное дело вспомнится ему на Суде Божием. Человек был удивлен поведением святого, испытал душевное потрясение и искренне покаялся перед ним и в попытке воровства, и в других делах своей жизни.

Угодник Божий дисциплинировал и упорядочил монастырскую жизнь с помощью общежительного устава, тогда только начинавшего укореняться на Руси. Своим трудолюбием, которое проявлялось во всем – от посадки деревьев и создания плотин до обнесения монастыря оградой и строительства семи монастырских храмов – он вдохновлял и братию монастыря, и мирян округи. Например, известны имена благотворителей монастыря тех времен, бывших, очевидно, духовными чадами святого: Федора и Евы Домашевских.

При помощи ктиторов также была создана типография, где печатались духовные книги того времени и труды самого преподобного о Православии. В 1628 году святитель как настоятель обители принял участие в Киевском Соборе – историческом событии, где Православная Церковь осудила униатство, не в последнюю очередь благодаря преподобному. Под постановлением о твердом сохранении веры Православной на Руси после заседаний Киевского Собора сохранилась собственноручная подпись святого: «Иоанн Железо, игумен Почаевский».

Святитель скончался столетним старцем 28 октября 1651 года, предсказав день своей кончины и уйдя ко Господу тихо и праведно, в окружении благословленных им учеников.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: