Святая София Киевская — уникальный памятник культуры, который имеет несколько названий. Его называют собором Святой Софии, Софийским музеем или Национальным заповедником. Но как бы ни звучало его название, это место остается уникальным памятником архитектуры Древней Руси и Византии.
Музей знаменит своими фресками и мозаиками. Фрески Софии Киевской украшают 3000 кв.м. На 260 квадратных метрах собрана впечатляющая мозаика. София Киевская для Древнерусского государства была не только церковным зданием, но и сооружением общественного назначения.
История создания
О времени строительства памятника практически ничего не известно. Однако в «Повести временных лет» упоминается 1037-й как год постройки собора Святой Софии. В это время правил Ярослав Мудрый. Некоторые источники утверждают, что фундамент храма был заложен еще в 1017 году во времена княжения Владимира I Святославовича. Большинство ученых все же склоняется к тому, что именно в 1037 году было начато строительство памятника. Удивительно, но фрески Софии Киевской сохранили свою первозданную ценность до нашего времени.
Летописи говорят, что 1036 год связан с нахождением Ярослава Мудрого в Новгороде Волынском. В это время до него дошло известие, что готовится наступление печенегов на Киев. Ярослав собрал союзников из жителей Новгорода. Вскоре состоялась битва, в которой царь одержал победу и заставил печенегов бежать. Во имя этой победы на месте битвы и был заложен храм.
С греческого языка София переводится как «мудрая». Поэтому храм Святой Софии считался символом христианской мудрости и ознаменовал победу православного народа над язычеством. София Киевская как памятник духовной культуры и сегодня представляет особую ценность.
Софийский собор в Киеве
Храм Софии — Премудрости Божией в этом году празднует 990-летие со дня закладки и 970-летие со дня освящения.
Храм посвящен Софии — Премудрости Божьей. Он относится к произведениям византийско-киевского зодчества. Святая София — главное культовое сооружение Киевской Руси времен Ярослава Мудрого (1019-1054).
Нет общепринятой датировки строительства церкви. Утверждение о том, что в качестве ктитора выступил Ярослав, воздвигший храм в память победы над печенегами в 1036 году, неоднократно подвергалось сомнению. Высказывалось предположение, что собор заложил еще Владимир I Святославич, а завершение строительства и украшение здания фресками и мозаиками относится уже к правлению его сына Ярослава и происходило не позднее 1020-х годов. Однако это мнение не стало общепринятым. А. Поппэ и А. И. Комеч утверждают, что начало строительства храма относится к 1037 году.
В «Новгородской первой летописи» закладка князем Ярославом Софийского собора упомянута под 1017 годом. Однако в «Повести временных лет» говорится: «В лето 6545 (1037). Заложи Ярославъ городъ великый, <…> заложи же и церковь святыя Софья, митрополью». Различие в датах, возможно, объясняется записью в Комиссионном списке новгородской летописи: «…заложи Ярославъ город Кыевъ, и церковь святыя София сверши». Собор, таким образом, строился в период с 1017 по 1037 год. В 1051 году в нем уже был хиротонисан Иларион, первый «митрополит из русских».</…>
Однако нет полной ясности и в вопросе о том, какая из двух церквей — Богородичная Десятинная или Святая София — была кафедральным собором киевских митрополитов.
В 1950-1960-е годы в научном сообществе утвердилось мнение о двух этапах строительства собора. Полагали, что наружные галереи и башни были пристроены к общему массиву здания в конце XI столетия или даже позже. В настоящее время можно считать доказанным: храм во всем своем объеме возводился одновременно без существенных перерывов в строительстве.
Строительная техника и архитектурные особенности собора свидетельствуют, что его строителями были греки, приехавшие из Константинополя. Они возводили храм по образцам и согласно традициям столичного византийского зодчества, правда, с некоторыми отклонениями.
Храм построен в технике смешанной кладки: ряды квадратного кирпича (плинфы) чередуются с рядами камней, а потом покрываются известняковой обмазкой — штукатуркой.
Софию первоначально венчали тринадцать глав, образующих пирамидальную конструкцию. Ныне у храма 19 глав. В древности кровля состояла из уложенных на своды свинцовых листов. По углам храм укреплен контрфорсами — вертикальными опорами с внешней стороны стены, которые принимают на себя ее вес. Для фасадов собора характерно обилие лопаток, которые соответствуют внутреннему членению пространства опорными столбами. Наружные стены галерей и апсид украшены многочисленными нишами.
С западной стороны, по византийской традиции, к храму примыкают две лестничные башни, ведущие на хоры и плоскую кровлю — гульбище. Во время богослужения хоры предназначались для великого князя, его семьи и приближенных. Однако имели они и светское предназначение: здесь князь, по-видимому, принимал послов и обсуждал государственные дела. Здесь же хранилось книжное собрание Софийского собора. Возможно, в отдельном помещении находился и скрипторий — мастерская по переписке книг.
Внутреннее пространство собора представляло собой равноконечный крест, с алтарной апсидой на востоке; с севера, юга и запада находились двухъярусные аркады. Над средней частью креста возвышался центральный купол. Главный объем здания окружали два ряда открытых галерей.
Вопрос о внутреннем декоре западной части главного нефа приобретает принципиальную значимость в связи с изучением ктиторской фрески с изображением семьи Ярослава Мудрого, расположенной на западной стене двухъярусной аркады.
В течение веков церковь претерпела многие изменения. При разгроме Киева Батыем в 1240 году она была разграблена. Впоследствии храм неоднократно горел, постепенно приходил в ветхость, подвергался «починкам» и переделкам.
В XVII веке София была «поновлена» митрополитом Петром Могилой в стиле украинского барокко и ее внешний вид стал весьма далеким от первоначального. Лучше всего уцелел восточный фасад с апсидами, где были расчищены фрагменты древней кладки.
Сохранились словесные описания Софии, созданные иностранными путешественниками XVI-XVII веков Эрихом Ляссотой, Павлом Алепским и другими, однако наиболее важным источником для воссоздания первоначальных форм постройки являются рисунки голландского художника Абрагама ван Вестерфельда. Он посетил Киев в 1651 году и сделал несколько зарисовок Софийского собора и его росписей.
Интерьер Софии Киевской в меньшей степени подвергся искажениям и сохранил часть своего первичного убранства. В храме сохранились самые ранние мозаики и фрески. Они также выполнены византийскими мастерами. На стенах собора были найдены нацарапанные надписи — граффити. Около трехсот граффити свидетельствуют о политических событиях прошлого, в них упоминаются конкретные исторические деятели. Наиболее ранние надписи дали возможность исследователям уточнить датировку внутренней отделки церкви.
София стала местом захоронения киевских князей. Здесь погребены Ярослав Мудрый, его сын Всеволод, а также сыновья последнего — Ростислав Всеволодович и Владимир Мономах. Вопрос о том, почему члены одного семейства были погребены в разных церквах, — в Софии и в Десятинной, — не получил у историков убедительного ответа.
Софийскому собору отводилась роль главного храма Киевской Руси и оплота христианской веры. На протяжении нескольких веков София Киевская была центром общерусской соборности и церковности, средоточием политической и культурной жизни страны.
Мозаики киевской Софии
Мозаика «Спаса Вседержителя» в зеркале центрального купола Софии Киевской — самый монументальный образ в искусстве Руси XI века. Диаметр медальона, в который он заключен, более четырех метров, расстояние от пола составляет 28,5 метра.
«Вседержитель» (греч. «Пантократор» — всевластный) является одним из главных канонических типов изображения Христа, где Он представлен как Царь Небесный и Судия на предстоящем Страшном Суде. Сын Божий изображается в возрасте своего проповедничества и в той одежде, которую он носил в своей земной жизни — в хитоне и гиматии. Христос восседает на троне, правой рукой Он делает благословляющий жест, а левой держит свиток или книгу с законом. Если книга раскрыта, то на страницах традиционно отображают различные речения Спасителя, содержащиеся в Евангелиях. Композиция отличается строгой фронтальностью и статичностью.
Распространение канона Христа — Царя Небесного относится ко времени государственного становления христианства — к IV-VI векам (известна равеннская мозаика без надписи середины VI века на триумфальной арке церкви Сант Аполлинаре ин Классе). На складывании этого иконографического образа оказала влияние позднеэллинистическая традиция изображения императоров.
В образе Пантократора заложена идея Богочеловеческого господства Христа над миром. Именование Иисуса Вседержителем указывает, с одной стороны, на Его Божественную природу: «Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откр 1:8). С другой стороны, такое именование связано и с человеческой природой Христа. Иисус становится Вседержителем, совершив второе творение, искупив крестной жертвой людские грехи и обновив человеческую природу. Бог Отец, по словам апостола Павла, «вводит Первородного во вселенную» (Евр 1:6).
Среди софийских мозаик «Спас Вседержитель» выделяется укрупненностью форм и цветовой контрастностью, дабы пришедшему во храм был ясно виден Царь Небесный.
Канон «Христа Вседержителя» распространен в двух изводах: изображения бывают в рост и поясные. Во всем православном мире в центральном куполе традиционно помещается поясное изображение Мессии. Эта традиция берет свое начало, по всей видимости, со второй половины IX века, со времени утверждения в Византии иконопочитания. В куполах ранних христианских храмов зачастую помещалось «Вознесение».
По своим огромным пропорциям и манере кладки смальты фигура архангела близка «Пантократору» в главном куполе и «Богоматери Оранте» в конхе Пантократора» и «Архангела» одну мастеру, в пользу чего говорит совершенно одинаковый характер мозаичной кладки в лицах. Голова «Оранты» исполнена в несколько иной манере (более плотная пригонка кубиков), но приземистая пропорция этой фигуры и прямолинейные тяжелые складки одеяния сближают ее с изображениями в куполе. Поэтому имеются серьезные основания полагать, что исполнение самых крупных по масштабу фигур было поручено одному мастеру, чьей специальностью являлась работа на больших плоскостях, находившихся на значительном расстоянии от глаз зрителя».
Мозаика в Софии Киевской выполнялась мастером, склонным к крупным, монументальным композициям. Он создал образ Христа с массивной головой, с укороченной шеей и прямоугольными плечами. На «Пантократоре», как и на византийском басилевсе, хитон пурпуровых тонов с золотой отделкой и красным клавом (нашивной вертикальной полосой). Поверх хитона надет голубой плащ, складки которого выложены смальтой темно-синего цвета и отделаны золотым ассистом (лучами, исполненными золотом). Борода почти полностью утрачена — она была дописана масляной краской при реставрации. Особенно красочно оформлен медальон, состоящий из девяти разноцветных кругов. Видимо, это реминисценция радуги, на которой восседал Христос при вознесении — это можно наблюдать в старой иконографии росписи храмового купола.
В киевском соборе им также созданы мозаика «Богоматерь Оранта» в конхе центральной апсиды и, по-видимому, «Архангел» в подкупольном пространстве храма.
В центральном куполе Софии Киевской «Пантократора» окружали четыре архангела — подобно церемониальной охране византийского императора при торжественном выходе. Это архангелы Михаил, Гавриил, Рафаил и Уриил. Из них сохранился только один, трудно сказать, какой именно, так как изначальных надписей нет.
Архангелы — начальники ангелов, они составляют высшую степень ангельского чина. Они благовествуют о Великом и Преславном (1 Фес 4:16), открывают тайны воли Божией, укрепляют в людях веру и просвещают их светом Святого Евангелия.
Единственный «Архангел» из мозаик Софийского собора дошел до нашего времени не полностью: имеются утраты в крыльях, а низ одежды и ноги были дописаны Михаилом Врубелем.
Фигура архангела огромна: ее высота составляет 3,85 метра. Пропорции архангела приземисты, и он выглядит тяжеловесным и грузным. На нем пышные одежды византийского императора. Он облачен в далматик синего тона — узкую длинную одежду из плотной ткани с широкими рукавами, надетую на пурпурную столу — длинную рубашку, наподобие туники, с узкими рукавами и обшлагами. Плечи и грудь начальника ангелов охватывает усыпанный жемчугами и драгоценными камнями лор, широкая и длинная полоса. На ногах красные сапожки. Далматик, стола, лор, обувь красных цветов — это атрибуты одеяния басилевсов и иконного образа архангелов.
Волнистые волосы архангела перетянуты тороками (или по-другому — слухами), означающими высшее знание. Через тороки ангелы получают повеления от Бога. В правой руке Архангел держит зерцало — сферу, на которой начертан установленный на Голгофе крест. Зерцало — символ предвидения, которое Бог передал своему ангельскому слуге. В зерцале архангел также читает повеления Господа. В левой руке архангел держит лабарум (хоругвь) — длинное древко с перекладиной, на которой закреплена ткань. На ней греческое слово «АГИОС», повторенное три раза: «Свят, Свят, Свят». Слова взяты из Откровения Иоанна Богослова: «Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (Откр 4:8). По преданию, первый церковный лабарум — штандарт с крестом — выставил Константин Великий в битве с Максенцием.
На восточных столбах подпружной арки помещены архангел Гавриил и Богоматерь, образующие композицию «Благовещение».
Описание явления Ангела Господня Деве Марии присутствует только в одном Евангелии — от Луки (Лк 1:26-39). На основе этого сюжета и построена иконография «Благовещения», которая весьма разнообразна, насыщена деталями и имеет несколько изводов благодаря дополнениям из многочисленных неканонических источников.
На софийской мозаике в руках Богородицы веретено с пурпурной пряжей, о котором евангелист Лука ничего не говорит. Однако, согласно апокрифическому «Протоевангелию Иакова» (XI, 1), когда к Пречистой Деве явился архангел с вестью о непорочном зачатии Спасителя мира, Она пряла пряжу для завесы Иерусалимского храма. «Благовещение с пряжей» стало одним из главных изводов в иконографии этого сюжета. Именно этот вариант «Благовещения» помещают на Царских вратах, которые ведут в святая святых — в алтарь. В мозаике отсутствуют какие-либо атрибуты конкретного места действия: это помогает указать на сокрытый и мистический характер начала Боговоплощения. Сведение к минимуму набора «рассказывающих» деталей — характерная особенность византийской иконописи эпохи македонской династии.
При выкладывании изображения Богоматери греческий мастер искусно использовал смальту различных оттенков синего: на Деве Марии хитон светло-синих тонов, а мафорий более темный, с густыми темно-синими складками, доходящими до черного цвета. Лик выложен розоватыми и белыми кубиками, сочетающимися в притененных местах с зеленовато-серыми. Справа от Богородицы греческая цитата из Евангелия, русский перевод которой: «[Я] раба Господня, да будет мне по слову твоему» (Лк 1:38).
Архангел Гавриил обращен к Богоматери. Правой рукой он благословляет, а в левой, как посланник Господа, держит жезл. Надпись гласит: «Архангел Гавриил: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою» (Лк 1:28).
Фигуры архангела и Девы Марии выполняли разные мозаичисты. Гавриил, в отличие от Богоматери, массивен и грузен, а складки его одеяний почти прямоугольны и ломки.
Мозаика Софийского собора является самым ранним сохранившимся «Благовещением» в древнерусском искусстве.
На снимках: Собор Святой Софии в Киеве, восточный фасад; реконструкция древнего вида храма; усыпальница Ярослава Мудрого в Софийском соборе; мозаики «Вседержитель», «Архангел» «Оранта», «Благовещение».
Подготовил Станислав Минаков
по публикациям к.и.н. Юрия Пелевина на Российском общеобразовательном портале (www.school.edu.ru)
Строительство собора
Специалисты говорят, что строительством Софии Киевской занимались около 40 мастеров с многочисленными помощниками. Строился памятник около 3 лет, и еще пару лет ушло на то, чтобы выполнить внутреннюю отделку. Возведением храма занимались мастера из Константинополя, которых специально пригласил Ярослав Мудрый. Изначально здание собора было прямоугольным и окружено двенадцатью столбами крестовидной формы. Его украшали тринадцать куполов (сегодня их уже 19), которые символизировали 12 апостолов и Иисуса Христа. Главный купол был возведен в центре храма, четыре находились над алтарем, остальные располагались в западных углах здания.
В то время собор имел только два ряда галерей в виде открытого балкона, окружающего здание с трех сторон. Второй этаж занимали так называемые палаты для княжеской семьи и знатных жителей города.
Для строительства собора использовали гранитные блоки и раствор известняка с добавлением дробленого кирпича. Фасады здания не штукатурили. Кровля была сделана из свинцовых листов, которыми покрывались купола и своды. Стены, столбы и своды Софийского собора украшали великолепные росписи, занимающие 5000 квадратных метров. Сегодня в первозданном виде сохранились только 2000 квадратных метров фресок.
Хронология событий
За свою историю Софийских собор перетерпел немало испытаний. Его неоднократно разрушали и заново возводили, практически полностью перестраивая. В 1240 году храм впервые подвергся серьезным изменениям, именно тогда на Киев напали монголо-татары. София Киевская (фото собора представлены в статье) была разграблена и практически полностью разрушена. Потухло на какое-то время великолепие и буйство красок.
Полное восстановление памятника София Киевская произошло при митрополите Петре Могиле, который основал при храме мужской монастырь. Собор имел прежний внешний вид, но само здание требовало немедленной реконструкции. В 1633-1647 годах храм был частично восстановлен. Отремонтировали, заменили крышу, полы и установили роскошно украшенный иконостас в соборе София Киевская. Фото, внутри сделанное, может передать только малую часть всей красоты.
1697 год стал для собора роковым. Пожар поглотил практически все деревянные постройки монастыря. После этого было принято решение о капитальном восстановлении. В то время была возведена трехъярусная Софийская колокольня. В 1852 году был достроен четвертый ярус. Само здание собора также перестроили, и оно приобрело характерные для того времени черты украинского барокко.
В 1722-1730 годах на территории монастыря построили трапезную и пекарню, в которой потом располагалось епархиальное управление.
В 1934 году здания храма по решению советского правительства были объявлены Государственным заповедником истории и архитектуры.
Советский период вдохнул новую жизнь в развитие монастыря. Именно в это время активно проводились реставрационные работы, в результате которых был восстановлен внешний вид храма и другие постройки комплекса.
В 1990 году София Киевская была включена ЮНЕСКО в Список сооружений мировой культуры. В том же году собору была вручена грамота, которая давала права на самостоятельное управление.
Уникальный памятник архитектуры – София Киевская. Описание и история его создания будоражит воображение даже людей далеких от религии.
Мозаичная роспись Софии Киевской
Данный вид живописи является главным элементом внутреннего оформления собора. Красочными элементами мозаики украшен центральный купол и апсида. На других же частях собора можно лицезреть не менее живописные фрески. В мире сохранилось множество древних росписей, но именно фрески и мозаики Софии Киевской считаются подлинными образцами монументальной живописи. Они сохранились в изначальном своем виде и никогда не подвергались реставрации и дополнениям. Их лишь очищали от пыли, что придавало им первоначальную свежесть и красоту.
Краски софийских мозаик настолько прекрасны, что порой кажется, будто глаз никогда не видел более гармоничного сочетания стольких цветов, оттенков и форм.
Опытные художники насчитывают здесь 35 оттенков коричневого, 34 полутона зеленого, 23 оттенка желтого, 21 оттенок синего и 19 тонов красного. Палитра софийских мозаик состоит из 150 оттенков, это говорит о том, что Киевская Русь была непревзойденной в производстве смальты.
Особую изысканность и роскошь придает софийским мозаикам золотой фон. Именно с ним идеально гармонируют все остальные оттенки.
Живопись Киевской Руси — виды, жанры, каноны Софии Киевской
Истоки русской живописи, как и других видов искусства, таятся в далеком X веке. Тогда Слово Божие восторжествовало на наших землях: Киевская Русь приняла христианство. А вместе с новой религией пришло в самое большое на то время государство Европы и чудодейственное влияние византийской культуры. Как оплоты христианства и места всеобщего собрания людей на службы Божии строились храмы. А для того, чтобы их украсить, и понадобились художники.
Так появилась настенная живопись Киевской Руси. Сейчас этот вид искусства росписи стен по сырой штукатурке называется фреской. Вместе с фресками стены украшали мозаики, которые выкладывали из кусочков разноцветной, переливающейся на солнце смальты. Также писали иконы, которыми украшали внутреннее пространство церквей. Эти виды изобразительного искусства и есть живопись Киевской Руси.
Живопись Софийского собора в Киеве
Мозаика «Оранта» в Софии Киевской
Первый каменный храм, Десятинная церковь, не уцелел – пал под натиском татаро-монгол, похоронив под собой и спасающихся киевлян, и первые образцы древнерусской живописи. Но вот София Киевская выстояла, пережив и войны, и революции, и сталинские времена.
Этот собор сохранил уникальные росписи, выполненные древними мастерами. Монументальная живопись Киевской Руси представлена здесь во всем величии. И русские, и византийские живописцы трудились бок-о-бок, прославляя своим искусством великого Бога. Как оказалось, на тысячелетия.
И сейчас захватывает дух, когда смотришь на пронзительный взгляд Богоматери Оранты, величественно и по-матерински поднявшей руки к небу. Так, будто просит у небесного Отца добра и благополучия для всей Руси. Этот образ является олицетворением Софии – Премудрости Божьей и занимает всю алтарную апсиду данного храма.
В центральном куполе этого киевского собора изображен — Христос Вседержитель Пантократор. Со всех сторон, как благословение, на него падает свет, что отвечает первоначальному замыслу архитекторов – прославить Бога, посеять в народе любовь и веру в него.
Но не только прославление христианства, а и свое мировоззрение, глубокую философию, представления о красоте воплотили авторы в настенной живописи собора. Ведь здесь не только изображены библейские фигуры, но и картины из светской жизни. Наряду с архангелами, апостолами и святыми изображались земные, но такие же воодушевленные правители – Ярослав Мудрый со своей семьей и императоры византийские Константин и Юстиниан. Посредством живописи передавались не только библейские сцены и сюжеты, но и совсем не касающиеся религии образы простых людей из народа: скоморохов, бойцов, музыкантов и танцоров, и даже ипподром. Монументальная живопись периода Киевской Руси– это прежде всего грандиозные произведения, сохранившиеся в Софийском соборе.
Византийский канон в древнерусской живописи
Христос Вседержитель — Пантократор.
Образы святых писались с учетом выработанных в византийской живописи канонов. Так, византийский канон живописи предполагал следующее написание:
- Овал лица изображали удлиненным,
- нос – прямым и длинным,
- рот – маленьким, губы: верхнюю – тонкой, а нижнюю – пухлой,
- глаза – широко открытыми.
- Выражение лица святых должно было быть бесстрастным, строгим и даже суровым.
- Канонизированы были и библейские сюжеты, изображавшиеся на стенах собора.
Иногда такие каноны в живописи Древней Руси нарушались, и наряду с суровыми аскетическими лицами появлялись черты славянского типа: широкие, округлые лица с мягкими линиями. Многие фрески (например, святители в апсиде) напоминают собой портретные изображения — иконы, только написанные на стене.
Таким образом, фрески Софии Киевской можно считать истоками иконописной традиции Руси.
Фрески и мозаики собора Софии Киевской
Фрески украшают боковые стены собора, а также галереи, башни, хоры:
- «Сошествие Христа в ад»;
- «Сошествие Святого Духа»;
- «Портрет семьи Ярослава Мудрого»;
- «Апостол Павел», «Апостол Петр», «Воин»;
- «Святой Николай», «Святая Варавара», «Святая Надежда»;
- «Явление архангела Валааму»;
- «Император Константин»,«Император Юстиниан»;
- «Единоборство архангела Михаила с Иаковом»;
- «Архангел», «Святой Георгий» и другие.
Мозаики занимают подкупольную и алтарную часть собора:
Алтарная апсида и центральный купол Софии Киевской
- «Христос Вседержитель» (Пантократор);
- «Оранта» (Богоматерь);
- «Архангелы»;
- «Евангелист Марк», «Евангелист Иоанн», «Матфей»;
- «Благовещение» (сюжет из Святого Письма);
- «Севастийские мученики»;
- «Деисус» (Христос в окружении Богоматери и Иоанна Крестителя);
- «Евхаристия» (обряд Святого Причастия);
- «Святительский чин»;
- «Апостол Павел», «Иерей» и многие другие, в том числе и орнаменты.
Мозаика «Христос — Пантократор»
Основание центрального купола украшает огромный медальон, в центре которого находится изображение «Христос — Пантократор». Мозаика выполнена по всем правилам восприятия с дальнего расстояния. Изначально в куполе находилось четыре изображения архангелов. К сожалению, из них частично сохранилось только одно мозаичное изображение, которое относится к XI веку. Остальные части были дорисованы красками в XIX веке.
На центральном подкупольном барабане также располагается мозаичная фигура апостола Павла и Иисуса Христа, представляющего образ Иерея. Изображение Богоматери наполовину утрачено.
Парус подкупольного барабана украшен изображением евангелиста Марка. На подпружных арках изначально было расположено 30 живописных мозаик, из которых сохранилось только 15.
Православная Жизнь
Комплекс мозаик Софии Киевской – в своем роде уникальное произведение, поскольку это единственный, сохранившийся к нашему времени в столь значительной степени, мозаичный ансамбль Киевский Руси (мозаики соборного храма Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве сохранились частично – сам храм был разрушен в 30-х годах XX века, мозаики же Десятинной церкви не сохранились вовсе – до нас дошли только отдельные кусочки смальты).
Софийский собор в Киеве
Построенный в первой половине XI века, собор св. Софии задумывался как место митрополичьей кафедры (кстати, уместно вспомнить, что летописное прозвание Киева – «матерь городов русских» – это дословная калька с греческого языка: «мать городов» – митрополия) и, соответственно, как самый большой и роскошный храм Руси.
Софийский собор. Интерьер
Огромный пятинефный тринадцатикупольный собор создан византийскими мастерами, но, что интересно, собственно в византийской архитектуре того периода прямых аналогов Софии Киевской мы не находим.
Внутреннее убранство также отличается, прежде всего смешением техник – мозаики и фресковой росписи (в Византии, как правило, храмы расписывались либо красками, либо мозаикой). Но Русь XI века была культурной периферией Византийского мира, к тому же мозаика стоила очень дорого (не считая затрат на транспортировку самих материалов). Потому было принято компромиссное решение: ключевые части храма (алтарь, купол, предалтарные столбы и подкупольные арки) были украшены мозаикой, а остальное пространство храма расписано красками.
Мозаики Софии Киевской относятся к позднему Македонскому стилю. Македонским стилем (Македонским ренессансом) обобщенно называют византийское искусство периода правления Македонской императорской династии (867–1056 гг.). Это был период глобального возрождения церковного искусства после иконоборческого гонения. В начале Македонского периода были сильны классические античные формы живописи, но к XI веку тенденции изменились. В этот период происходит перелом в сторону большей строгости, аскетизма. Формы застывают, фигуры святых приобретают суровость, неподвижность, симметричность. Предполагается, что такие трансформации Македонского стиля связаны с влиянием монашеской внутренней «интериорной» эстетики, которая в начале XI века стала если и не доминирующей, то весьма влиятельной. И именно на этот период приходится деятельность такого великого представителя эстетики аскетизма, как прп. Симеон Новый Богослов (+1022). Вот этот строгий, ориентированный на аскетику, напряженно духовный стиль в полной мере проявлен в мозаиках киевской Софии.
Когда мы входим в Софийский собор, первое, что открывается нашим глазам, – величественный образ Богородицы высотой 5,45 метра в алтарной апсиде. Вогнутая поверхность самой апсиды отражает свет таким образом, что создается иллюзия сияния золотого фона вокруг фигуры Богоматери. Это дополнительно подчеркивается кубиками смальты, которые вставлены в штукатурку фона под разными углами.
Фрагметны смальты мозаик Софии Киевской
Цветовая палитра киево-софийских мозаик довольно богата, например, синий цвет имеет 21 оттенок, зеленый – 34 и т. д. Даже золотые фоны неоднородны, золотой цвет имеет 25 оттенков. Всего же мозаики Софийского собора насчитывают 177 оттенков различных цветов.
Богородица изображена молящейся с воздетыми вверх руками, этот древнейший жест молитвы запечатлен еще в росписях первохристианских катакомб. По этому жесту богородичный образ Софийского собора часто именуют Орантой, т. е. молящейся. Также этот образ величают «Нерушимой стеной». Это словосочетание, изначально заимствованное из 12-го икоса акафиста Пресвятой Богородице «Радуйся, царствия нерушимая стено», со временем в народе приобрело буквальное толкование. Ведь за все столетия существования собора, несмотря на многие разорения, стена с этим образом никогда не разрушалась. Потому и возникло поверье, что православный Киев будет стоять до тех пор, пока в Софийском соборе находится с воздетыми руками молящаяся Владычица…
По периметру дуги апсиды проходит греческая надпись, которая еще раз подчеркивает предстательство Богоматери: «ὁ Θεὸς ἐν μέσῳ αὐτῆς καὶ οὐ σαλευθήσεται·βοηθήσει αὐτῇ ὁ Θεὸς τὸ πρὸς πρωΐ πρωΐ – Бог посреди ея и не подвижется: поможет ей Бог утро заутра» (Пс. 45:6).
Широко раскрытые глаза Богоматери, ее спокойный отрешенный взгляд, крупные черты лица – все это признаки нового аскетического стиля. Ее руки воздеты вверх – туда, где в куполе изображен Вседержитель Христос.
Образ Христа Пантократора – Вседержителя исполнен в той же строгой манере, тем же лаконичным языком, свойственным позднему Македонскому стилю.
Круглый щит диаметром 4,1 м с образом Спасителя в куполе окружают четыре архангела в богатых византийских церемониальных одеяниях. Как земные придворные окружают земного императора, ангелы окружают Царя Небесного. Каждый из них держит символы верховной власти: державу и длинный жезл – лабарум, который увенчан полотнищем с греческой надписью: «άγιος, άγιος, άγιος – Свят, Свят, Свят». Это напоминает нам Священное Писание, где говорится о серафимах, окружающих небесный Престол: «И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис. 6:3), и эти же слова – часть литургической Херувимской песни.
Цезуры между фигурами ангелов, заполненные золотым фоном, образуют в куполе золотой крест (нужно сказать, что тема сочетания креста и круга повторяется во внутреннем убранстве Софии Киевской неоднократно).
В отличие от «нерушимой» апсидной стены, купол Софии Киевской серьезно пострадал. Из четырех архангелов сохранился лишь один – в синем одеянии. Остальные трое написаны в 1884 году масляными красками выдающимся художником М. А. Врубелем, который при помощи мазков постарался сымитировать мозаичную поверхность и довольно точно воспроизвел сам стиль изображений.
Точно так же, как и купол, значительно пострадал барабан, где в простенках двенадцати окон были расположены образы двенадцати апостолов. Сохранился (и то частично – по пояс сверху) лишь один образ – апостола Павла.
Под куполом в парусах находились изображения четырех евангелистов. Удивительно, но, как и в случае с апостолами и архангелами, до наших дней уцелел лишь один из этих образов – апостол Марк. Здесь можно отметить, что фотографии, сделанные из самого купола передают многие изображения в «искаженном» виде, ведь эти образы изначально расчитаны на зрителя, который расположен внизу, для чего византийские мастера использовали особые перспективные искажения.
Частично (ноги и руки) сохранилась фигура Иоанна Богослова.
Совсем небольшой фрагмент (письменный стол) остался от изображения апостола Матфея…
Если провести мысленную линию от молящейся Богородицы к Пантократору в куполе, можно увидеть, что Христос на этой оси изображен трижды: Вседержитель в самом куполе, Христос-священник на уровне евангелистов и ниже – в арке, непосредственно над Орантой в сцене Деисиса.
Христос-священник представляет нам довольно редкий иконографический тип, примеров которого сохранилось очень мало. Здесь Спаситель изображен в Своем традиционном, а не в священническом одеянии. А на Его священство указывает лишь прическа, принятая у клириков того периода – выстриженная макушка, т. н. гуменцо (в русской церкви этот тип прически сохранился до середины XVII века, а в Римо-Католической церкви имел место буквально до недавнего времени («тонзура») вплоть до отмены папой Павлом VI в 1973 году).
Деисис (по-гречески – моление). Еще раз напоминает нам о заступничестве Богородицы и святых перед Спасителем за христиан.
В центре композиции изображен Христос в традиционном образе. А по сторонам от него «честнейшая херувимов» и «славнейшая серафимов» Богородица и «больший из рожденных женами» Иоанн Предтеча – главные молитвенники за род христианский.
В Алтаре ниже Богородицы Оранты в двухуровневых регистрах расположены образы Причастия апостолов и ниже – святительский чин.
В сцене Причастия в центре изображен Престол с литургическими принадлежностями на нем и сенью над ним. Вокруг Престола стоят ангелы в виде диаконов в стихарях с рипидами.
По сторонам Престола мы видим изображенного дважды Спасителя, который из Своих рук причащает апостолов (по шесть с каждой стороны), с одной стороны – Тела, с другой – Крови.
Расположение этой композиции именно в центре Алтаря не свойственно собственно византийской традиции. Есть мнение, что таким образом на Руси, принявшей христианство от Византии, подчеркивалась именно восточная традиция причастия двух видов, в отличие от имевшей место к тому времени на Западе, еще до отпадения Рима, традиции причащать мирян только Тела.
Ниже апостольской Евхаристии расположен «святительский чин» – изображение группы святителей – святых архиереев, среди которых мы видим чудотворцев, мучеников и учителей Церкви. Но среди святых епископов есть и два святых диакона: Стефан и Лаврентий.
Нижняя часть этих изображений тоже значительно пострадала и позднее была дописана красками.
Святительский чин. Иоанн Златоуст
Григорий Чудотворец
Климент, папа Римский
Архидиакон Лаврентий
Общий вид главного купола святой Софии с подпружными арками
Четыре подпружных арки, поддерживающие купол, украшены медальонами с образами сорока мучеников Севастийских (на сей день сохранилось 15 таких медальонов: 10 на южной арке и 5 – на северной). Мученические образы, расположенные в арках, несущих на себе свод, вероятно, должны были напоминать, что Церковь зиждется на крови мучеников.
Каждый из мучеников в одной руке держит крест, как символ своих страданий, а в другой – венец, как символ небесной награды.
Совмещенное изображение сцены Благовещения на предалтарных столпах
На столпах, расположенных вокруг алтарной апсиды, помещен образ Благовещения Пресвятой Богородицы – начало новозаветной истории. На одном столпе – архангел Гавриил, образ которого сопровождается написанным по-гречески приветствием: «Радуйся, Благодатная…», на другом – сама Богородица. Рядом – греческая надпись: «Се раба Господня…»
От других мозаик, напоминающих о Ветхом Завете, сохранился лишь образ первосвященника Аарона, расположенный на внутренней предалтарной арке.
Мозаичные орнаменты Софии Киевской. Оформление спинки трона Киевских Митрополитов
Также сохранилось множество орнаментов, которые, где нужно, оттеняют или подчеркивают основные изображения.
Мозаики Софии Киевской воплотили в себе итоги развития Македонского стиля византийского искусства. Их строгая сдержанная, направленная внутрь, красота возводила мысли древнерусских христиан к Божественным истинам, образом которых и призваны быть христианские иконы. Эта красота и ныне, спустя почти девять столетий, продолжает являть эти истины нашим современникам.
Дмитрий Марченко
Литература: Лазарев В. Н. Древнерусские мозаики и фрески XI–XV вв. М.: Искусство, 1973. Національний заповідник «Софія Київська». К.: Балтія-Друк, 2011. Бычков В. В. Малая история византийской эстетики. К.: Путь к истине, 1991. Колпакова Г. С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. СПб.: Азбука-классика, 2010. История иконописи VI–XX века. М.: Арт-БМБ, 2002. Сарабьянов В. Д., Смирнова Э. С. История древнерусской живописи. М.: ПСТГУ, 2007.
Смотрите также: Граффити Софии Киевской. Память о Древней Руси
Мозаика «Мария-Оранта»
Свод главного алтаря украшает огромная мозаика Богоматери (Оранты) в молитвенном состоянии. Это изображение выделяется из всей росписи интерьера. Высота его составляет около 6 метров. Божья Матерь стоит на украшенном драгоценными камнями помосте с высоко поднятыми руками. Она одета в синий хитон и накрыта длинным женским покрывалом с золотыми складками. Обута в красные сапожки.
Эта фигура отличается монументальностью и особым величием. Сочные краски сразу бросаются в глаза. Под этим изображением расположена мозаика «Евхаристия», символизирующая сцену причащения апостолов. Возле престола стоят архангелы с опахалами. Также рядом изображена фигура Иисуса Христа. Он раздает апостолам, торжественно подходящим к нему с разных сторон, причастие в виде хлеба и вина. Апостолы облачены в светлые костюмы, на Иисусе синий плащ и пурпурный хитон, украшенный золотом. Особую цветовую насыщенность композиции придает престол малинового цвета. Нижний ярус свода украшен изображениями святителей и архидиаконов.
Мозаики Софии Киевской (XI век)
— главный христианский храм Киевской Руси, резиденция правителей «митрополии русской», общегосударственный культурный центр — при соборе был создан центр летописи и библиотека. По своему величественному архитектурно-художественному облику, совершенству архитектурных форм и композиций, по грандиозным для того времени масштабам и высокому мастерству архитектурно-декоративной отделки София Киевская стала одним из выдающихся архитектурных памятников XI века мирового масштаба.
Центром композиции
внутреннего объема является залитое светом и украшенное золотом и многоцветными мозаиками пространство под центральным куполом. К нему примыкают короткие ответвления пространственного креста, которые замыкаются стрех сторон света двухъярусными аркадами, а с востока — богато украшенной мозаиками центральной апсидой с невысокой мраморной предалтарной преградой.
Монументальная мозаичная живопись
является важнейшим элементом внутреннего убранства собора. Мозаичными многокрасочными изображениями украшены главные части храма — центральное подкупольное пространство и центральная апсида. Другие части храма — центральный и боковые нефы, трансепт, хоры и башни — расписаны фресками. Из множества сохранившихся в мире древних мозаик именно мозаики Софии Киевской являются подлинным памятником монументальной живописи XI века, так как они никогда не переделывались и не дополнялись реставраторами, а лишь очищались от пыли, копоти, что возвращало им многокрасочную свежесть первоначального состояния.
Софийские мозаики являются одними из прекраснейших по своим краскам. В них своеобразно сочетается архаизм форм с необычайной красотой то ярких сияющих красок, то приглушенных благородных полутонов, полученных благодаря обилию разнообразнейших оттенков одного цвета. Коричневый насчитывает 35 оттенков, зеленый — 34, желтый — 23, синий -21, красный — 19. Всего в палитре мозаик Софии Киевской насчитывается более 150 оттенков, что свидетельствует о высокоразвитой технике производства смальты в Киевской Руси. Археологические находки подтверждают существование мастерской по производству смальт в непосредственной близости от собора в момент его строительства.
Свежестью цветовой гаммы софийские мозаики обязаны высокому мастерству мозаичистов, которые в совершенстве владели кропотливой и сложной техникой мозаичной живописи. Набирая по сырой известковой штукатурке мозаичное изображение из отдельных кубиков смальты, мастера мозаики придавали им различный наклон внешней поверхности. Лучи света, падая на мозаичное изображение, отражаются под разными углами, и возникает эффект динамики, подвижности среды рисунка. Мозаики как бы искрятся и хорошо воспринимаются с любого места в соборе.
Особую выразительность мозаичным изображениям Софии Киевской придает золотой фон, с которым хорошо гармонируют различные оттенки синего, фиолетового, красного и многих других цветов смальты.
В зените центрального купола в медальоне диаметром 4.1 м полностью сохранилось погрудное монументальное мозаичное изображение Пантократора, мастерски выполненное с учетом восприятия его зрителями с большого расстояния (до 30 м).
Мозаичное изображение: Христос-Пантократор
От четырех изображений архангелов в куполе сохранилась лишь одна мозаичная фигура, относящаяся к XI веку, да и то не полностью. Недостающие части, а также три фигуры архангелов дописаны масляными красками в конце XIX века.
На одном из простенков между окнами центрального подкупольного барабана уцелела верхняя часть мозаичной фигуры апостола Павла, а над подпружными арками, поддерживающими барабан главного купола — изображение Христа в образе Иерея и наполовину утраченное изображение богоматери.
Из четырех мозаичных изображений в парусах подкупольного барабана сохранилось лишь одно — евангелиста Марка на юго-западном парусе. В подпружных арках центрального купола сохранилось 15 из 30 мозаичных изображений в медальонах севастийских мучеников. Утраченные мозаики опять же дописаны маслом в XIX веке.
Центральное место во внутреннем убранстве Софии Киевской
занимают мозаики ее главной апсиды. Над коихой сохранилась мозаичная композиция «Деисус», скомпонованная в виде трех медальонов с полуфигурами, а на двух столбах восточной арки перед апсидой сохранилась мозаичная композиция «Благовещение» в виде фигур во весь рост: архангела Гавриила на северо-восточном и девы Марии на юго-восточном столбах. Классическая ясность, пластичность, строгая пропорциональность, мягкая прорисовка фигур связывает художественные произведения Софии Киевской с лучшими образцами античного искусства Эллады.
Самое видное место внутри собора занимает огромное мозаичное изображение Марии-Оранты
(Заступницы) в конхе центральной апсиды. Высота фигуры Марии — 5.5 метров. Изображение мастерски выполнено на вогнутой поверхности таким образом, чтобы воспринималось на расстоянии без искажений. Мария-Оранта стоит на широком помосте, украшенном драгоценными камнями. Одета она в темно-синий хитон со складками, поверх которого наброшен фиолетовый мафорий, за красный пояс заложен белый платок, расшитый золотом, на ногах — ярко-красные сапожки. Изображение Марии-Оранты является одной из наиболее величественных мозаик мира с монументальными изображениями фигур.
Мозаичное изображение Марии-Оранты (Заступницы)
Под изображением Оранты хорошо сохранилась многофигурная мозаичная композиция XI века «Евхаристия»
. Под ней сохранилась верхняя часть фигур «Святителей», недостающие части которых также дорисованы в поздний период. Портреты Святителей выполонены с индивидуальным подходом и раскрывают исключительное колористическое дарование художника, передавшего характеры образов.
Мозаичная композиция Евхаристия
Значительное место в убранстве храма отведено мозаичным орнаментам
, которые украшают обрамление конхи, боковые части главной апсиды и ее горизонтальные пояса, оконные проемы и внутренние вертикали подпружных арок. Применены как растительные мотивы орнаментов, так и чисто геометрические. Конха центральной апсиды обрамлена красочным орнаментом растительного характера в виде кругов со вписанными в них пальметками, а над шиферным карнизом, отделяющим фигуру Оранты от композициии «Евхарстия» идет очень красивая полоса орнамента чисто геометрического характера. Тонкие белые линии на темно-синем фоне переливаются с эффектом перламутра. Эффектны и другие орнаменты, каждый из которых оригинален и красив.
Мозаики Софии Киевской — образец совершенства монументальной живописи, соединение архитектурного замысла с художественным декором, идеальное цветовое решение сложных композиций и орнаментов.
Литература: Кресальный Н.И. София Киевская. Памятник архитектуры XI-XVIII столетий. Киев, «Будiвельник», 1967.
версия для печати
Следующая страница: Фонтан «Каменный цветок» на ВДНХ (ВВЦ)
• Начало • Искусство мозаики • Мозаики в соборе Софии Киевской (XI век) |
София Киевская: фрески
Фресками украшены все боковые части собора, также их можно увидеть на башнях, хорах и галереях. Изначальные изображения частично обновлялись во время реставрации в XVII веке. В конце XVII века поврежденные фрески Софии Киевской были полностью отреставрированы. Частично были нанесены новые изображения масляными красками. Масляная живопись в то время не представляла художественную ценность, но ее сюжеты полностью повторяли росписи древних фресок.
В XIX веке были проведены капитальные реставрационные работы, в результате которых все наслоения с древних фресок были расчищены. В некоторых местах для сохранения первоначального ансамбля пришлось наносить некоторые изображения.
Фресковая система Софии Киевской включает в себя изображения многочисленных орнаментов, сцен, фигур святых в полный рост и полуфигур.
Дизайн интерьера и архитектура
Во времена правления Ярослава Мудрого в Киеве был сооружен выдающийся памятник архитектуры — Софийский собор. Его строили приезжие греческие зодчие и местные мастера — русичи.
Не может не очаровывать и внутреннее оформление собора — великолепные мозаики, фрески, резные шиферные плитки, мраморная усыпальница Ярослава Мудрого, кованные и позолоченные двери, карнизы, капители колонн.
До наших дней София Киевская дошла в стилистике украинского барокко XVII — XVIII столетий. Но архитектурная основа, внутреннее оформление сохранило свой первоначальный облик.
Из всего первоначального количества мозаики, которое достигало 640 квадратных метров, на сегодняшний день осталось всего 260 квадратных метров. Полностью были разрушены мозаичные полы, обсыпалась часть картины на полукруглой стене за алтарем. Полы, искусно выложенные из кусочков мозаики, погибли в XIX веке после того, как на них положили чугунную плиту.
Много фресок было повреждено во время ремонтно — реставрационных работ в 1848 — 1853 годах. Художники — подрядчики Фокт, Жолтоножский, Поликонов — на свое усмотрение перерисовали старинные изображения масляными красками.
Мозаики Софии Киевской являются жемчужиной мирового искусства. Во время внимательного изучения большинства картин можно определить, что они выполнены в различных индивидуальных манерах. Особый интерес представляет мозаичное изображение архангела.
Мозаика архангела
Грунт для мозаики готовился очень тщательно. Стену покрывали тремя слоями штукатурки, и на верхнем из них художник рисовал цветными водяными красками той или иной образ или орнамент. Таким образом были нанесены фрески на стенах, изображающие евангелистов — Иоанна, Марка и Матфея.
Евангелист Марк
Евангелист Иоанн Евангелист Матфей
Цветовая палитра красок киевских мозаик — это одно из тех чудес, которое волнует и никогда не перестанет восхищать. Но мастерство художников проявляется не только в цветах. В Софийском соборе одни мозаики размещаются ближе к зрителям, другие — дальше. Одни освещены ярче, другие находятся в менее освещенных местах. Одни мозаики нанесены на ровненьких плоскостях, другие — на изогнутых.
Для мозаик Софии Киевской в целом характерны гармония, а не контраст. Определенное притяжение к контрастам заметно разве что в купольных мозаиках. В плавном переходе выполнены Мария Оранта, Причастие, Святитильский чин, Благовещение, а также орнаменты алтаря.
Центральный образ, который сразу приковывает внимание зрителей — это Мария Оранта, Богоматерь — заступница и защитница Киева. Она изображена на основном месте в храме. Весь фон выложено золотистой смальтой.
Мария с серьезным, даже суровым лицом, кажется действительно нерушимой и всесильной. А синие, голубые, золотистые, сиреневые и черные цвета в ее одежде придают ее фигуре торжественной праздничности.
Лицо Марии — Оранты издалека кажется розоватым. Ее лицо оживает, его выразительность усиливается проникновенным взглядом ее глубоких глаз. Взгляды святых то грустные, то умоляющие, то наполнены сурового величия или нежной любви. Но во всех случаях они страстные, бодрые и живые. Все это свидетельствует, что художники глубоко изучили внутренний мир человека.
Мария Оранта
Мозаики собора Софии Киевской за тысячелетнюю историю своего существования не утратили ни единого оттенка от своей первоначальной сочности и богатства своих красок. Они были и остаются примером чрезвычайной силы искусства.
Мозаика » Христос Вседержитель» ( Христос — Пантократор) расположена в центральном куполе Софийского собора. Это одно из самых главных и самых красивых изображений, сделанное древними художниками с большим искусством.
Фреска «Семья Ярослава Мудрого»
Это изображение является особенно интересным у памятника София Киевская. Фрески занимают северную, западную и южную стороны основного нефа. Удивительно, но центральная часть этой композиции не сохранилась до наших дней, узнать ее можно по работе голландского художника Абрагама Ван Вестерфельда, который посещал Киев в 1651 году.
На мозаике Ярослав Мудрый держит в руках макет Софии Киевской, рядом находится его жена княгиня Ирина. Они направляются к Иисусу Христу, который изображен вместе с князем Владимиром и Ольгой — основоположниками христианства в Древней Руси. За княжеской четой находятся их дети, также направляющиеся к Христу. Эта огромная композиция лишь частично сохранилась. Сегодня можно увидеть только две фигуры на северной стороне и четыре на южной стене.
Саркофаг князя Ярослава
Восточную часть галерей Софии Киевской занимала усыпальница князя. В ней находились захоронения всей княжеской семьи. Сегодня можно увидеть только саркофаг Ярослава Мудрого, который занимает часть алтарной комнаты северной галереи. Это прямоугольный ящик с выступающей по бокам крышкой. Все украшено изображениями растений, птиц, крестов и другими символами древнего христианства. Весит гробница около 6 тонн. Мраморный саркофаг был привезен из Византии.
В 1939 году гробница была вскрыта, и ученные обнаружили там скелеты мужчины и женщины, кости которых перемешались. Этот факт, а также то, что в саркофаге отсутствовали следы одежды, является прямым свидетельством ограбления.
Было доказано, что мужской скелет принадлежал Ярославу Мудрому, а женский — его жене Ирине. Череп Ярослава Мудрого послужил образцом для создания скульптурного портрета князя, который сейчас располагается в северной части собора. В сентябре 2009 года саркофаг вновь вскрывали для проведения исследований. После чего распространились слухи о том, что нет гарантии того, что останки костей принадлежат именно Ярославу Мудрому.
Каждый житель и гость города Киев может увидеть красоту и величие памятника София Киевская. Как добраться до главного храма Киевской Руси? Святыня находится по адресу: ул. Владимирская, 24.
Здесь же располагается и знаменитая Софийская площадь, на которой с давних времен проходили всевозможные мероприятия не только религиозного характера, но и общественно-экономического и политического назначения. Здесь устраивали собрания и организовывали ярмарки. Сегодня площадь украшает монумент Богдана Хмельницкого.
ИСТОКИ ХРИСТИАНСТВА
Сделанные в начале 11 века византийскими мастерами, мозаики собора Святой Софии в Киеве всегда занимали умы искусствоведов.
Самая известная из них — это мозаика Богоматерь Оранта из Собора святой Софии в Киеве, иначе называемая как «Богородица — Нерушимая стена».
Первое, что бросается в глаза, это объемность изображения: Богородица как будто выступает из золотого фона. Всё дело в том, что византийские художники намеренно стремились к тому, чтобы изображение казалось таким. Объем изображения достигался при помощи следующих приёмов:
— безусловно, это игра цвета: в мозаиках собора насчитывается 177 оттенков; — кусочки смальты находятся в 3 уровнях; мозаика была умышленно неровной, что и создаёт эффект объемности; — золото: изображение Богородицы находится на золотом фоне. Золото в византийском искусстве чрезвычайно важно — и в мозаиках, и на иконах оно символизирует Небесный Иерусалим и духовное измерение; — уникальная техника производства самих кусочков мозаичной смальты. Эффект «византийского золота» достигался с помощью сложной техники: внутри смальты помещалась золотая или серебряная пластинка, чтобы свет, проникавший через прозрачную смальту, отражался от неё под разными углами.
Этот эффект не смогли воспроизвести позднейшие переписчики. Византийский стиль был популярен в 19 веке, и в Российскую Империю приглашали большое количество итальянских мастеров, которые считались экспертами в византийской мозаике, но при всём их мастерстве их работы существенно отличались от прототипа. Совершенно другое понимание византийской мозаики демонстрируют и интерьеры западноевропейских костелов неовизантийского стиля.
Только представьте себе, все эти маленькие камешки золотой смальты, разных цветов и формы, укладываются под разными углами. Очевидно, что это было сделано для того, чтобы создать эффект живого света.
Если ненадолго задержаться перед киевской Богоматерью Орантой, то в конце концов можно увидеть, что изображение окружено мерцающим сиянием, которое постоянно меняется.
Создается впечатление, что Богородица излучает этот свет.
А золотое пространство позади неё — это ни что иное, как бесконечное божественное пространство. Существует мнение, что греческие мастера умышленно создавали образ Божьей Матери, который как бы появляется в пространство храма. Изображение здесь находится не в графической плоскости, а в пространстве между зрителем и представлением — граница между зрителем и изображением здесь как бы отсутствует.
Изображение Богоматери здесь выходит из плоскости в плоскость общения с наблюдающим человеком, присутствующим в церкви, если говорить на языке искусствоведов.
По их мнению, это и является фундаментальным принципом византийского иконического образа, как пространственного изображения, которое появилось в послеиконоборческий период. И этот принцип ясно демонстрирует киевская Богоматерь Оранта.
Кстати, это изображение считается чудотворным и в честь него был создан монастырь на юге России.
#истоки_христианства #иконы #икона #иконопись #чудотворные_иконы #мозаика #мозаики #Византия #иконография #паломничество