День памяти святителей Афанасия и Кирилла чтят 31 января


День памяти святителей Афанасия и Кирилла, история праздника

История праздника повествует о светлом жизненном пути святого. Афанасий с раннего возраста часто посещал церковь, куда его брала с собой мать. Он истинно верил в Господа, уважал людей старшего возраста. Но в то же время он болезненно переживал выпады язычников, которые постоянно оскверняли грубыми словами деятельность Небесных сил. После смерти великого епископа Александра Афанасия назначили на его место, тем самым высоко оценив его просветительскую деятельность.

Отступники сразу возненавидели святого, ведь он унижал их своим благородством и безмятежностью. Они начали писать лживые доклады императору. Чтобы не лишиться жизни, Афанасий был вынужден бежать из города. Но избежать незавидной участи ему не удалось и уже очень скоро святой оказался на суде. Он сумел доказать правосудию собственную невиновность, после чего вернулся на кафедру. Но спокойная жизнь святого не была долгой. Вскоре в Риме ко власти пришел новый император, который открыто выступал против христиан и лично возглавил движение против них. В течение следующих трех лет он пытался найти спасение в столице Римской империи. На родину Афанасий смог вернуться лишь после того, как власть сменилась. Там он прожил оставшиеся несколько лет своей жизни. Умер он прямо в стенах собственного храма.

Кирилл также был членом семьи богатых христиан, но его вовсе не интересовали финансовые блага. Еще в период отрочества мальчик решил связать свою жизнь с верой в Господа. В течение какого-то времени он был послушником в храме, после чего его посчитали достойным чина диакона. Со временем деяния Кирилла были высоко оценены и его провозгласили патриархом. У него появилась возможность нести Божье слово по планете. В течение всей жизни святой многих язычников и атеистов переубедил проповедями и образумил людей от отступнических поступков. По завершении земного пути Афанасий был похоронен в храме, где он нес службу.

День, когда вспоминают о святом Афанасии, является одним из наибольших торжеств для православных христиан в первом месяце года. В течение земной жизни ему пришлось вынести множество испытаний и неприятностей. В его ближайшем окружении никто не хотел верить в Бога, а он буквально говорил словами Господа. Гонения христиан были большой проблемой для тех, кто верил во Христа и особенно для Афанасия. Большая часть населения либо ненавидела святого, либо боялась оказывать ему поддержку. Тем не менее, многие верили его словам, ведь его слова были очень мудрыми.

Детство Афанасия

Будущий святитель Афанасий родился около 297 года в Александрии. Его семья строго придерживалась христианских догматов, посему мальчик рос в атмосфере благочестия и добродетели. Неудивительно, что с самого раннего детства он испытывал любовь к богослужениям. Более того, отрок предпочитал обычным детским развлечениям игру в священников, устраивая сие действо вместе со своими сверстниками, также воспитывавшимися в христианских семьях. Зачастую к ним примыкали чада язычников, но никто не гнал детей противников Иисусовой веры.

За что я так люблю своего робота-пылесоса: делюсь собственным опытом

Напротив, Афанасий старался донести до таких ребят слово Божие, рассказывая о жизни и служении людям и Богу Спасителя. Уверовавших отроков он обращал в христианство, совершая над ними обряд Крещения.

Такое ревностное и вместе с тем трепетное отношение к Богу и вообще церковной теме у юного Афанасия сформировалось, в том числе под влиянием поступка его матери. Она привела сына в храм к святителю Александру, патриарху Александрийскому, посвятив, таким образом, Господу.

Молитвы святым Афанасию и Кириллу

Молитва святителю Афанасию Александрийскому

О всехвальный и преславный святителю Афанасие Великий, за веру православную ты был еси в долзех трудех, мнозех подвизех, в пятикратных изгнанних и бегствех, претерпел еси многи клеветы и оболгания, многажды за ню хотеша врази твои убити тя, и токмо Сам Бог чудесно, сохрани тя от смерти. И все сие ты претерпел еси от нечестивых еретиков-ариан, с ними же и боролся еси, и ихже, в пучине словес погрузив, терпением твоим препобедил еси, и, зловерие их от Церкве отгнав и православное учение насадив, умножил еси семя веры Христовы. Воистину ты еси храбрый воин Христов, яко воин бо, до конца дний твоих славно боролся еси за правую веру со еретики. Воистинну ты еси столп веры православныя, ибо никакоже поколебася вера твоя от сих гонений еретических, но паче утвердися и укрепися, и не токмо у тя и у паствы твоей, но и во всей Церкве Христовой. К тебе молимся, угодниче Божий, испроси у Христа Бога нашего и нам имети веру непоколебиму и не уклонитися от праваго пути ея, но до конца дний своих пребыти на нем, не боящеся ни лести, ни прещения, ни даже гонения, и унаследовати Царство Небесное во славе Бога Отца, и Сына, и Святаго Духа, идеже ты со всеми святыми пребываеши. Аминь.

У врат учености

Жизнь Афанасия Александрийского (Афанасия Великого) похожа на сценарий блокбастера с бесконечными погонями и приключениями. С ним постоянно происходили какие-то «сальто-мортале»: то он возглавлял Александрийскую кафедру, то его с нее свергали и он оказывался вне закона, одни его разыскивали, другие спасали.

Родился он в Александрии, по мнению большинства исследователей, между 296 и 298 годом (в одном коптском тексте говорится, что ко времени поставления на Александрийскую кафедру в 328 году ему было 33 года). До рукоположения в свой первый сан — диакона — он шесть лет был чтецом и помощником архиепископа Александра, ставшего в 313 году Александрийским Патриархом.

В то время Александрийская кафедра была одним из важнейших богословских центров христианского мира. Правда, оттуда вышли не только святители, но и другие известные личности, в частности Ориген и дьякон Арий, ставший родоначальником ереси, получившей название «арианство».

«Пусть взвесят меня на весах правды»

Когда пресвитер Антиохийской церкви Несторий в 428 году был избран на Константинопольскую кафедру, он начал открытое гонение на православных. В его присутствии один из его приверженцев, епископ Дорофей, с церковной кафедры провозгласил анафему тем, кто именует Пресвятую Деву Марию Богородицей. Это вызвало возмущение, тем более что Божия Матерь считалась покровительницей византийской столицы. Заволновались монахи. От них к Несторию явилась депутация, но он, даже не поговорив с ними, отдал их под суд за непослушание, бросил в тюрьму и подверг бичеванию.

Мало того, в Константинопольской епархии он самочинно начал реформирование литургии, настроив против себя клириков. С церковной кафедры он анафематствовал театры, пение, концерты, танцы, атлетические состязания, чем нажил себе врагов в лице многих жителей столицы.

Опровергая его лжеучение, святитель Кирилл писал увещевательные послания самому Несторию, письма императору Феодосию Младшему, папе Целестину I и в разные монастыри.

В каких боях выковывалась православная догматика: кто и как противостоял арианам и несторианам

Несторий, в свою очередь, писал на Кирилла доносы и называл его еретиком. Положение обострилось настолько, что пришлось созвать Третий Вселенский Собор, который открылся в 431 году в Ефесе. На него приехали 200 епископов от всех Поместных Церквей. А председательствовал на нем Александрийский Патриарх Кирилл.

Время говорить и время молчать

Учение Нестория Собор осудил как ересь. Несторий не подчинился. А прибывший с опозданием Антиохийский епископ Иоанн открыл свой параллельный Собор, который провозгласил еретиком уже святителя Кирилла. Смута разрасталась, и, чтобы положить ей конец, император велел арестовать Кирилла Александрийского и Мемнона Ефесского. Но они бежали в Египет, где Кирилл нашел убежище у коптов.

Параллельный собор епископов Константинопольской и Антиохийской церкви Нестория оправдал, но, чтобы закончить смуту, тот сам отошел от дел и удалился в монастырь святого Евпрепия близ Антиохии. А потом подписал текст вероисповедания, отправленный ему Иоанном Антиохийским. Но через три года его, по приказу императора, все равно сослали в Петру, в Аравии, а затем в отдаленный египетский оазис Ибис, где около 451 года он скончался, пережив своего главного оппонента на 7 лет и до конца веря в свою правоту.

А о Кирилле никто ничего не слышал с 433 года — должно быть, и для него настало время отрешиться от вражды. Скончался он в 444 году, оставив потомкам множество богословских трудов и полемических сочинений.

В каких боях выковывалась православная догматика: кто и как противостоял арианам и несторианам

Арианская ересь: как она родилась и кто потом использовал ее в политических целях

Единственным, кто отказывался признавать равноправие истинного христианства и арианской ереси и принимать ариан в свою общину, был Афанасий Александрийский. Поэтому, имея огромное влияние в высших кругах, ариане сделали все, чтобы добиться осуждения своего непримиримого противника. В 335 году Тирский Собор обвинил его ни много ни мало в убийстве мелитианского епископа Арсения. При этом вещественным доказательств служила отрубленная рука Арсения, хотя, по некоторым данным, он вообще был на тот момент жив. И все-таки, несмотря на абсурдность обвинения, Афанасия сослали на задворки империи, в Трир (недалеко от границы между нынешними Германией и Люксембургом), откуда он вернулся только после смерти императора Константина.

Относитесь к людям терпимее

У всех нас есть свои недостатки. А мы порой убеждены, что наше «правильно» — истина в последней инстанции, и другой человек должен непременно сразу и без колебаний принимать декларируемую нами позицию. Даже если мы 100 раз правы – нужно помнить, что это не гарантия того, что мы сразу сможем донести свою позицию до человека. Порой, не столько наши доводы, сколько умение спокойно и терпеливо объяснять свое мнение, помогут наладить диалог с ближним. Может случиться и так, что мы вообще не будем услышаны. Но это не повод осуждать человека. Может быть, время еще не пришло.

Боровшийся с арианами святитель Афанасий просто спокойно покинул кафедру, когда его недоброжелатели буквально завалили царя Константина доносами. Хотя был на 100% прав и как епископ мог «стоять до последнего», не покидая Александрии. Время все расставило по своим местам, когда пришло время, святитель возвращался обратно и спокойно продолжал проповедь. А святой Кирилл терпеливо вел переписку с еретиком Несторием о догмате о неслитном соединении двух естеств в Лице Господа Иисуса Христа. Упорство Нестория окончилось ссылкой, а святитель продолжил управление вверенной ему епархией.

«Дом, разделившийся сам в себе, не устоит»

Первая четверть IV века стала для христиан переломной. В 324 году император Константин одержал победу над своим соправителем Лицинием и стал единовластным правителем Римской империи. Он взял курс на превращение христианства в государственную религию, поэтому был заинтересован в консолидации Церкви. Однако при вступлении в Никомидию получил множество взаимных жалоб сторонников и противников учения Ария, который утверждал, что Христос сотворен Богом и, следовательно, во-первых, не предвечен (имеет начало своего бытия) и, во-вторых, не равен, то есть не единосущен Богу.

В Египте их споры уже стали переходить в ожесточенные уличные стычки, участники которых «в пылу исступления покушались на дела нечестивые, осмеливались оскорблять изображение василевса». А ведь в римском праве покушение на изображение императора было тяжким преступлением — оскорблением величества.

В конце концов по приказу императора в Никее в 325 году был созван Первый Вселенский Собор, на котором арианство было осуждено, в качестве Символа веры было принято учение о единосущной Троице, а сам Арий изгнан. Афанасий в качестве секретаря сопровождал Патриарха Александра на этот собор и активно участвовал в спорах о природе Христа — Ария и всю его аргументацию он отлично знал.

Несторианство: лекция Михаила Ведешкина на сайте Академии «Фомы»

Суть их состояла в том, что в едином богочеловеческом лице Христа с момента зачатия неслитно соединены две ипостаси и две природы — Бога и человека, поэтому одни Его действия совершал человек, а другие (чудеса) — Божество. Поэтому для несториан подвиги Христа как человека — вплоть до смерти на кресте — были особо важны. А Богородица была для них «Христородицей», родившей не Бога, а человека Христа.

Кирилл же настаивал на исповедании единой Ипостаси воплощенного Бога и на важности слова «Богородица», так как именно от Девы Бог родился как человек, а не соединился с родившимся от Нее человеком.

Несторий и его ересь

Точных сведений о дате рождения святителя Кирилла также нет. Неизвестно где и у кого он учился. Зато известно, что дядей его был Александрийский Патриарх Феофил, а сам Кирилл в юности ушел в Нитрийские горы, вступил в скит святого Макария и пробыл там шесть лет, после чего дядя посвятил его в сан диакона и, видя его одаренность, поручил произносить проповеди.

После смерти Патриарха Феофила Кирилла избрали главой Александрийской кафедры, в IV—V веках соперничавшей с Константинопольским патриархатом по важнейшим догматическим вопросам. Вот и святителю Кириллу предстояла борьба с Константинопольским Патриархом Несторием и идеями, которые тот отстаивал.

В каких боях выковывалась православная догматика: кто и как противостоял арианам и несторианам

Битва титанов

Однако не успели Афанасия снова избрать на Александрийскую кафедру, как в 340 году опять изгнали — ариане сделали для этого все возможное. Его место в Александрии занял арианин Григорий. А в 341 году Антиохийский Поместный Собор, изначально не признанный Вселенским западным епископатом, закрепил арианство как официальное учение. Но в 345 году Григорий умер, и епископом в Александрии снова стал Афанасий. Причем каждый раз, когда его свергали, арианам удавалось добиться решения о заточении его в тюрьму, и с помощью близких людей святителю приходилось скрываться, пока его по всей империи искали как опасного преступника.

Надо сказать, Арий пользовался такой огромной поддержкой не только за свои богословские взгляды. Он был человеком харизматичным, ярким, умеющим убеждать. Но Афанасий ему в этом не уступал. И каждый раз он возвращался на кафедру из очередной ссылки потому, что был любим клиром и народом. Он был аскетом, человеком, которого было сложно обвинить в заигрывании с властью. Именно его харизматичность убеждала ариан в том, что только уничтожение Афанасия приведет к окончательной победе арианства.

И один в поле воин

А через год Патриарх Александр умер и Афанасия избрали его преемником. Впереди были 46 лет епископского служения, за время которого его много раз изгоняли и возвращали обратно.

Арий, некогда также претендовавший на это место, в то время был уже в ссылке, но значительная часть клира по-прежнему разделяла его взгляды. А один из ярых ариан, Евсевий Никомидийский, возвращенный императором из изгнания, сумел сделать все, чтобы тот поддержал именно арианскую версию христианства. В 330 году вернулся из ссылки и сам Арий. Константин же, действуя прежде всего как государь, пытался примирить враждующие партии.

В каких боях выковывалась православная догматика: кто и как противостоял арианам и несторианам

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: