Как выглядят рай и ад? Свидетельство очевидцев очень бы помогло получить хоть какие-то представления об этих местах. Клиническая смерть — главный источник таких рассказов.
А если эти свидетельства о рае и аде ещё и совпадают с христианскими представлениями, для многих это становится едва ли не 100% доказательством верности популярных образов загробного мира.
Но всё не так просто. Не все, кто видел ад или рай (по их утверждениям) могут быть для нас непредвзятыми свидетелями.
Где находится рай: на земле, на небе или где-то ещё?
Как появился ад Библия не сообщает, но его мог сотворить только Господь
На первый взгляд, Библия ничего не говорит о том, кто создал ад. Это даёт почву для домыслов. Мол, Бог творит всё только хорошее. А ад — это уродливое место, полное зла и страданий. Его явно придумал какой-нибудь дьявол.
Но это противоречит всему тому, что мы знаем из Священного Писания. Если подробно изучить фигуру дьявола в Библии, то станет ясно, что её довольно сложно даже конкретизировать.
Есть ли этот дьявол вообще или это метафора всего злого в человеке? Тема большая, достойная отдельной большой книги.
Правильное изображение ада на православных иконах — тёмное место. Фото: belygorod.ru
Мы же поговорим об аде. В Библии есть лишь один Творец — Господь. Другим существам в подобном качестве отказывается. Как появился ад, в христианстве не сказано. Но ясно, что нечто столь грандиозное не могло быть чьим-либо творением, кроме творения Всевышнего.
Было бы странно допустить, что Бог дал некой демонической сущности право создавать столь грандиозные духовные, если угодно, институты, но ни словом не обмолвился об этом в Священном Писании. Отсюда единственный логичный вывод: ад — это часть Божественного творения.
В чем будут состоять мучения грешников в аду после Страшного Суда?
В отличие от иконографических образов и книжных миниатюр, сложившихся и утвердившихся на территории Руси в XVI-XVII вв., представляющих будущие муки грешников в свете ярко выраженного натурализма, Святое Евангелие сообщает об адовых муках в куда более сдержанных, однако не менее проникновенных символических формах.
В то время как изображения названного периода демонстрируют такие ужасающие картины, как повешение грешников за ребра, хребты, языки, жаренье их на адовых вертелах, уязвление змеями, избиение демонами посредством молотов, колотушек, горение в огненной реке, Евангельские символы в основном сводятся к огню неугасимому (Мк.9:44), червю неумирающему (Мк.9:46), тьме кромешной, внешней (Мф.8:12), плачу и скрежету зубов (Мф.25:30).
В действительности ни Евангелие, ни Православная иконография не предполагает буквальной, грубо-чувственной интерпретации этих образов. Именно поэтому они и называются символическими, что, впрочем, не делает их менее страшными, ведь так или иначе речь идёт о вечных адовых муках.
Раскрывая Евангельские символы, святоотеческое богословие представляло их в таком свете: под горением в огне следует подразумевать угрызения совести, под червем — проявление неуврачеванных страстей, под тьмой внешней — богооставленность, а под скрежетом зубами — ожесточение, вызванное недостатком или отсутствием любви.
При этом, конечно, и само положение грешников, подразумевающее тесное соседство с омерзительными демонами, будет являться одним из острейших факторов мук. Кроме того мучение грешников будет отягощаться и тем пониманием, что оно не завершится ни через сто, ни через тысячи лет. (см.: Для чего Бог создал людей, имеющих мучиться в аду?
)
Ад в Библии называли «шеол», это место без света
В Ветхом Завете ад называют «шеол». Греческие тексты переводят это слово как «хадес» (аид), хотя античный образ ада отличается от еврейского.
Упоминание «шеола» среди некоторых месопотамских богов даёт основания для осторожного предположения, что для древних семитов Шеол — это не только место, но ещё и божество. Возможно, так именовали супругу бога смерти Мота.
Шеол — возможно, имя богини, персонификации загробного мира.
Еврейские представления об аде нам известны мало. По всей видимости, это место, лишённое света, где души находятся, как в темнице.
Это роднит шеол с тартаром, но не с хадесом. Хадес — это просто царство мёртвых, без каких-либо положительных или отрицательных оценок. Тартар — однозначно плохое место, темница. Он упоминается в Новом Завете:
«Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания».
(2Пет. 2:4)
На счёт ада нам известно, что в этом месте есть врата.
«И Я говорю тебе: ты — Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее».
(Мф. 16:18)
Примечательно, что ещё в месопотамских мифах врата — деталь, которую связывали с адом.
Значимые события мировой истории.
Для нашего рассмотрения ими признаются: (1) творение мира, (2) творение Ангелов, (3) творение человека, (4) падение Денницы, (5) падение прародителей, (6) смерть Адама, (7) Воскресение Христа, (8) Страшный суд. Каждое из этих событий существенно меняло состав мироздания и устанавливало новые связи (и/или изменяло старые) между его составными частями.
Если попытаться последовательно осмыслить космологию тварного мира с христианских позиций, но не так пространно, как это сделал прот. Василий Зеньковский, получаем следующую картину.
Есть ли ад с демонами и огнём, — нет, такой ад придумал Данте
А как же раскалённые сковороды и демоны с трезубцами? Сам образ пламени возник на основе геенны огненной (то самое озеро огненное). Это не ад, а место, куда, согласно Библии, только предстоит попасть грешникам из ада.
«И смерть и ад повержены в озеро огненное».
(Откр. 20:14)
Ад на иллюстрации к «Божественной комедии» Данте не имеет ничего общего с христианским представлением об аде. Фото: eksmo.ru
Огненным ад показан в исламе. А кто придумал ад с пламенем для христиан? Это был поэт Данте. Он сильно исказил представление об аде и дьяволе в «Божественной комедии».
К сожалению, именно его фантазии сегодня известны широкой аудитории. Всё, что находится в аду у Данте, — это осколки греческих мифов, ничего не имеющие с христианством.
Поэтапная структура мироздания.
Творение мира.
Мы знаем что мир, видимый и невидимый, был сотворен из ничего. До творения мира нам достоверно известны лишь феномены отсутствия времени, существования Бога и Его плана домостроительства.
Творение ангелов.
Оно произошло до творения человека, на что указывает и ангельское предназначение и общая логика сотворения мира. Вспоминаем библейскую дефиницию: место обитания Ангелов – небеса (а вовсе не «рай», что бы под ним ни понималось).
Творение человека.
Сотворенный человек обитает в Эдеме – и это так же строгий библейский термин. Не в раю он обитает, а в Эдемском саду, который своею красотою заслужил возвышенную метафору «райский сад». Но это не сад в раю, это метафора. Рая в собственном смысле еще не существует.
А существуют небеса (место проживания Ангелов) и Эдем (место проживания человека). Ангелы свободно путешествуют с небес в Эдем (Денница – ангел-хранитель Земли) и обратно, человек способен общаться с Богом. Об общении людей и Ангелов не сказано.
Падение Денницы.
Согласно Преданию, падение Денницы было следствием сотворения человека. В принципе, чувства сатаны понятны: «Как это так! я, планетарный ангел херувимского чина, должен служить этой облезлой бывшей обезьяне, которая, видите ли, даром творчества обладает? Да ни за что, я сам – бог!» Верно ли так было, мы не знаем, да это и не важно. А важно то, что сатану изгнали с небес. То есть прекратили сатане и аггелам его свободный доступ на небеса. И он оказался способным находиться только в Эдеме (а не в раю), где успешно и соблазнил нашу праматерь.
Падение прародителей.
Падение сатаны не оказало на онтологическую (бытийную, физическую) основу материального Эдема никакого влияния, не произвело в ней никакого изменения. Другое дело падение человека, существа духовно-телесного. В результате его падения Эдем претерпел катастрофические перемены: возник основной закон нашего мира — энтропия (тление), пищевая цепочка (вся тварь стенает и мучается), земля произрастила тернии и волчцы, животные отвернулись от человека, появилась смерть. Эдем оказался поврежден, т.к. духовно-телесный человек нарушил главный духовный закон мироздания и через свою двойственную сущность повредил материальный Эдем, который превратился в наблюдаемый сейчас космос с некрасиво разбегающимися друг от друга звездами. Достоверно известно, что начиная самое позднее с этого этапа, в тварном мире существует время.
В результате имеем небеса как место проживания Ангелов, и привычную нам в научном смысле Вселенную, т.е. бывший Эдем, как место проживания человека и падших ангелов.
Чтобы предотвратить свободное общение человека и бесов, Господь милосердно и промыслительно одевает нас в «кожаные ризы» (из которых так стремится выскочить каждый экстрасенс). Таким образом, хотя мы и живем в одной Вселенной с бесами, мы их не видим и напрямую не ощущаем. Правда, бесы прекрасно видят нас, но влиять на нас непосредственно не могут.
На этом этапе развития мира никакого рая еще в помине нет. Как, впрочем, и ада.
Смерть Адама.
Смерть – это разлучение души и тела. Голенькая душа, оставшись без защиты кожаных риз, немедленно становится доступной сатане и его бесам, так как душа «единотелесна» ангелам вообще. В посмертии у души сохраняется память, сознание, способность желать… Одним словом, личность сохраняется, но у неё напрочь исчезает воля, понимаемая как способность к действию.
Что захочет сделать сатана, получив в свои руки безвольного и беспомощного Адама? Да и другие бесы, дотянувшиеся, наконец, до рода человеческого? Увы, гадать долго не приходится. Для умерших начинается настоящий ад. Господь этого ада не создавал. Место мучений — наша Вселенная (бывший Эдем), но живые в своих кожаных ризах не видят происходящего. Где находится место мучений конкретно – неизвестно и неинтересно. Согласно Преданию Церкви – в центре Земли (земная твердь для инотелесных, иноматериальных душ и бесов не плотнее воздуха, который умершему для жизни более не нужен). Внимание, восстанавливаем библейское определение: это место мучений называется шеол. Это еще не ад. Это место ожидания окончательного решения своей судьбы на Страшном Суде.
Шеол – это просто часть Вселенной, «оборудованная» сатаной и бесами под пыточные камеры. Есть ли там котлы и сковородки? Может и есть, не слыхал. Многочисленные свидетельства возвратившихся с того света указывают на то, что фантазия у сатаны побогаче. Во всяком случае, некоторые церковные интеллигенты, согласные испытать в посмертии максимум муки совести, будут жестоко и осязаемо разочарованы. Душа чувствует все то же, что и тело, если воздействовать на нее соответствующим сотелесным инструментарием: «огнем» ли, «холодом», или еще чем. Время для экспериментов и вдумчивого выбора у сатаны было в достатке (шеол – это часть Вселенной, в которой течет время), и ему найдется, чем удивить грешника. Но мы забегаем вперед.
Есть и хорошие новости. Они состоят в том, что как сатана не хозяин Вселенной, так он и не хозяин шеола. Нам известно, что в «аду», т.е. в шеоле, есть «круги»: от мест, где нет мучений, но нет и радости, до мест, где находится Иуда. Если бы сатана был хозяином шеола, то всех бы мучил одинаково и максимально жестоко, однако Господь не попускает этому более, чем заслужил того несчастный пленник за время своего земного существования.
Характерным и печальным признаком мироздания на этом этапе истории является необусловленность посмертной участи от степени праведности земной жизни. Грешник ты или праведник, а за гробом тебя ждет только шеол: к ангелам на небеса душу умершего бесы просто не допустят, а других мест мироздание не имеет. Ветхому Завету нечего обещать своим святым, и он молчит. Не пришел еще Тот, о Ком вопил Иов: «Кости мои прилипли к коже моей и плоти моей, и я остался только с кожею около зубов моих… А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его» (Иов. 19:20-27).
В итоге имеем: небеса (место жительства Ангелов), Вселенную (место жителей живых людей и бесов), и шеол (место обитания умерших людей и мучающих их бесов). Ни рая, ни ада, в собственном смысле этих слов, по-прежнему нет.
Воскресение Христа.
И вот наконец Господь непосредственно включает Себя в судьбы сотворенного Им мира, приняв поврежденную грехом человеческую природу. Для нас важно, что после преславного Христова Воскресения во Вселенной появляется еще одно «место»: место ожидания праведниками райского блаженства, предвкушения будущих благ. Где конкретно это находится – Бог весть.
Может быть это как раз небеса, место «прописки» ангелов? Этого нам не открыто.
А структурно мироздание выглядит теперь так: небеса, Вселенная, шеол, место предвкушения райского блаженства. И вновь ни рая, ни ада. Господь их не творил.
В месте предвкушения душа избавлена от мучений бесами, но пребывает вне тела, и поэтому не является полноценным человеком и не живет полноценной жизнью.
Вновь умершие получают возможность избегнуть шеола успешным прохождения мытарств.
Поскольку врата шеола взорваны воскресением Спасителя, грешники имеют возможность по молитвам Церкви переходить на более легкие круги мучений (если направление движения ко Христу совпадает с их желанием, ибо благовествование Христово в аду продолжается) и даже совсем покинуть шеол. Было бы крайним свинством оставлять своих умерших братьев без молитвенной помощи.
Страшный Суд.
Тут все кратко и просто. Второй акт творения Бога: «Се, творю все новое» (Откр.21:5) и небеса свернулись как свиток, и возникли новое небо и новая земля. Уничтожена поврежденная Вселенная (бывший Эдем), с ней (как пребывающие в ней) нашли свой конец и шеол, так как впереди настоящий ад, и место предвкушения будущих благ, так как впереди настоящий рай.
Уничтожены и небеса — за ненадобностью.
Структура Вселенной упрощается. Появляется новый, горний Иерусалим – место обитания праведников и Бесплотных. Это и есть Рай по существу.
Однако сатану, его бесов, и козлищ из людей желательно отделить от рая, иначе они его быстро опоганят, как это произошло с Эдемом. И возникает геенна. Очень хорошее слово выбрал Господь для обозначения ада. Геенна (арамейск.) – это всего лишь городская свалка с подветренной стороны Иерусалима, куда выносили ненужный мусор, поджигали его, и он вечно горел и вонял. Геенна – просто свалка для мусора. И это настоящий ад – ты элементарно никому не нужен, тебя никто не воспитывает и не наказывает, от тебя никто ничего не ждет и не требует – тебя выбросили. Из жизни выбросили. Ты исключен из общения даже с такими же грешниками как сам, тебя окружают кромешный мрак и ледяное молчание. Абсолютное, вечное одиночество, в котором твоими верными друзьями будут «червь неусыпающий» и «огнь неугасающий» (черное несветящее пламя).
Предназначена геенна, то есть ад в собственном смысле слова, прежде всего для сатаны и ангелов его, но люди могут попасть туда запросто. И если в шеоле бесы были «на коне» и мучили души людей, то в геенне они связаны и мучимы сами.
Сама абсолютность одиночества определена тем, что в геенне нет никакого пространства (или места); ничего нет, и времени тоже – просто ты неуничтожим как личность, и находишься в собственном персональном аду, не имеющем никакой протяженности, которая не нужна – ты связан. И так каждый из попавших в ад. Никакое место для них не создавалось, они просто выброшены из рая, из того места, где есть место. Может быть, отцы говорили о «тесноте» ада именно в этом смысле.
Обратите внимание – Господь ада снова не создавал – геенна это просто «вне место» для тех, кто выброшен вон. Источник мучения несчастных насельников геенны – божественная любовь, не отнявшая жизнь, и их собственная ненависть к ней, в сочетании с полной беспомощностью, абсолютным одиночеством, и отсутствием какой бы то ни было надежды на изменение своего состояния. Ждать нечего – уже ничто не изменится.
Царствие Божие есть Царство света. Возьмем деревянный ящик, выкрасим внутри черной краской и забьем. Что будет в нем? Темнота. И этот ящик, полный темноты, принесем в светлую комнату и раскроем. Мы увидим, что там никакой темноты уже нет, ящик полон света. Значит, темнота исчезла. Вот почему не может темная душа в Царствие Божие войти — потому что ей придется там исчезнуть. Поэтому прежде, чем войти в Царствие Божие, нужно душу свою наполнить светом. Свет сродни свету. Поэтому если мы станем сынами света, то и внидем в Царствие Божие (прот. Дмитрий Смирнов, проповедь на отдание Праздника Пасхи, Крестовоздвиженский храм, 30 мая 1984 года).
Свободный выбор свободного разумного существа, произведенный во времени, привел к вечным последствиям. Не к «временным» последствиям в «вечности», как многим хотелось бы, а просто к непрекращающимся. Предупреждали же.
Структура Вселенной проста – только рай, горний Иерусалим.
Пережившие клиническую смерть рассказывают о рае и аде, но их свидетельствам нельзя доверять
Рассказы про ад и рай для многих христиан — некая находка, возможность доказать, что их религия точнее всех описывает наш мир, в частности — его загробную область.
Но это неправильный подход. Во-первых, христианство не нуждается в том, чтобы кому-то доказывали его правильность. Это уже давно самая популярная религия, которой ничего не угрожает. Почти любой человек на земле с нею знаком и, если желает, может изучить подробнее.
Дикие времена религиозных войн прошли.
И чудеса сейчас ищут лишь показушники, которым никак иначе не укрепить веру. Видел ли кто-то ад, в православии это ничего не меняет. Оно уверенно чувствует себя без сомнительных доказательств.
Во-вторых, всевозможные «свидетельства» лишь искажают христианские представления людей о загробном мире. Вот, например, рассказывает некий «очевидец» загробного мира Борис Пилипчук:
«За огненными воротами я увидел сияющий золотом куб. Он был огромным».
Один из самых популярных образов, который видят люди в момент клинической смерти, — туннель. Фото: salik.biz
Чем такая история поможет православию? Образ явно отсылает к серии фильмов «Восставший из ада», а точнее — ко второй части серии, но никак не к Священному Писанию.
Притча. Три часа в аду
Как-то раз один больной утратил терпение и стал просить Господа избавить его от нестерпимых болей. Страждущему явился Божий Вестник и сказал:
– Необходимо, чтобы ты прожил на земле еще один год, дабы твоя душа очистилась болезнью. Если тебе это кажется трудным, то Преблагой Господь дает тебе возможность взамен провести три часа в аду. Итак, выбирай.
– Я предпочитаю провести три часа в аду, – не задумываясь, ответил больной, полагая, что год испытаний на земле мучительней.
Поместив душу больного в ад, Ангел сказал:
– Через три часа я вернусь.
Оказавшись один, несчастный испугался. Со всех сторон доносились ужасающие крики и вопли. В темноте он различил мучащихся и горящие глаза бесов. Прошло время. Больной ждал появления Ангела с минуты на минуту, но тот все не приходил. Ему показалось, что прошел уже целый век. Утратив всякую надежду на спасение, несчастный начал стонать и рыдать. Но вот чудесный образ Ангела снова показался в аду.
– Что с тобой, человек? – спросил он.
– Я не знал, что Ангелы лгут, – прошептал полумертвый больной. – Ты обещал забрать меня через три часа, а прошел целый век нестерпимых мучений.
– О чем ты говоришь, человек? Прошел всего лишь один час, и ты должен пробыть здесь еще два.
– Нет! – взмолился тот. – Я больше не выдержу! Забери меня отсюда. Пусть лучше я буду годами мучиться на земле!
– Пусть будет по-твоему, – согласился Ангел. – Преблагой Господь смилостивится над тобой.
С этими словами больной очнулся и с радостью увидел, что снова находится на своем одре. Милосердный Господь да дарует нам силы с терпением, без ропота переносить все жизненные обстоятельства. А когда наших сил будет недостаточно, пусть поддержит нас и укрепит наш дорогой Ангел Хранитель.
Те, кто видел ад, описывают его по-разному
А вот свидетельство, которое приводит исследователь загробной жизни Раймонд Моуди:
«Когда демоны продолжали мучить меня, я пытался, как бы избавиться от них, постарался выползти из этой своей камеры.
Я посмотрел в одну сторону, но там была непроглядная тьма, и я там услышал миллионы человеческих воплей.
Это были очень громкие вопли. И я так же имел это знание, что там есть очень много таких тюремных камер как моя и там были как бы ямы в горящем огне».
Раймонд Моуди
психолог
Это явно не тот ад, о котором рассказывает Библия. Это ад, пришедший из произведений Данте. Разве скептически настроенные люди после таких «свидетельств» не получают основания для того, чтобы свысока смотреть на религиозных людей?
Замечания о терминах.
О пространстве.
Невозможность дать привычные физические пространственные указания на то или иное конкретное место (координаты) не означает отсутствие места как такового или разницы между местами. Неограничен только Бог, Который везде, и ограничена Его тварь: если творение (человек, Ангел) находится в одном месте, его (их) нет в другом. Святой пророк Даниил три недели ждал посланного к нему Ангела, которому мешало пройти сатанинское войско, и который прошел в конце концов лишь при помощи Архангела Михаила (Дан. 10:12-13). Это означает, что, хотя речь и идет о «духовных реалиях», к которым «наши понятия неприменимы», Ангелу тем не менее потребовалось три недели, чтобы добраться куда надо. Ангел не смог одновременно быть в двух «местах», ему требовалось «прийти» из одного места в другое.
Поэтому, когда далее будет употребляться слово «место», это термин будет браться в широком смысле. В пятимерном ли пространстве, параллельном, духовном, как угодно и неважно, – но это именно место и есть; место как понятие, характеризующее ограниченность твари и неразрывно с этой ограниченностью связанное.
О времени.
Отсутствие времени не есть отсутствие процессов и причинно-следственных связей. Мы знаем, что было «время», когда времени не было, и настанет «время», когда времени не будет. Это библейское знание необходимо подразумевает, что ни Бог, ни Его твари, для того, чтобы жить (а не замереть), не нуждаются ни в каком времени.
Трудно даже и предположить, что после сотворения новых земли и неба все процессы остановятся. Как минимум известно, что праведники в горнем Иерусалиме будут славить Бога – в отсутствии процессов это было бы затруднительно.
Человек в горнем Иерусалиме будет пребывать в теле, как и наш Спаситель. Возвращение в тело (обновленное, духовное) означает для человека возвращение возможности творчества. Этой возможности принципиально лишены бестелесные Ангелы. И что же, творческий человек будет жить и не творить?
Когда появилось время: до творения мира или после? А что является причиной и следствием: Божий замысел о мире и человеке и, как следствие, творение мира, или наоборот? Причины и следствия, несмотря на отсутствие времени, существуют.
Коротко говоря, отсутствие времени не означает отсутствие событий, отсутствие жизни и творчества.
Скорее всего, время является служебным параметром поврежденной Вселенной, характеризующим неубывание энтропии (возрастание тления вплоть до смерти — т.н. «стрела времени»). А может быть, время является категорией, необходимой для реализации процесса изменения состояния человека из падательного в непадательное (могу согрешить, могу не согрешить, не могу согрешить). К сожалению, однозначных указаний в Писании и Предании найти пока не удалось.
Христианство учит, что в рай или ад человек попадает после настоящей смерти, а не после клинической
Очевидцы о рае и аде рассказывают часто. Христианские, эзотерические и СМИ мистического толка очень любят публиковать истории людей, переживших клиническую смерть.
Но клиническая смерть — это вовсе не то состояние, которое ждёт нас после смерти. Человек в нём остаётся живым и не преодолевает тот порог, который перешагивает умерший. Так что можно ли судить о том, есть ли ад или рай по таким вот воспоминаниям?
9 кругов ада по Библии
Есть и другие причины не доверять таким свидетельствам:
- В аналогичное состояние можно погрузить при помощи гипноза. Известный исследователь Раймонд Моуди собрал сотни свидетельств историй о том, что видели люди после смерти. Он верил, что рассказы про ад и рай отражают реальную картину.
- Но этот же исследователь обнаружил, что человеку вовсе не обязательно умирать. Сидя перед зеркалом в тёмной комнате люди тоже видели в отражении рай или ад. Стало быть, это игра психики.
Раймонд Моуди — известный на весь мир американский врач психолог, исследователь загробной жизни
Описания отличаются. Был бы один, конкретный рай или ад, люди бы описывали его похожим образом. Но нет. Есть некие общие черты, но то светлый тоннель с чернотой в конце, то тёмный со светом.
Загробный мир и вовсе разный: где-то ждут умершие родственники, а где-то просто стоят столы с яствами. Больше похоже, что у каждого человека возникают свои образы откуда-то из подсознания.
Описания воспроизводят религиозные представления. Занятно, что ни одно свидетельство христиан не описывает исламский рай, а видения мусульман не отражают религиозные воззрения христиан.
Африканец из дикого племени во время клинической смерти никогда не видел Иисуса Христа.
Не видел он и апостола Петра, либо кого-то, кто бы представился библейским персонажем. Опыт умирания всегда основан на тех идеях и образах, которые близки самому человеку.
В состоянии полусна люди видят то же самое. Известный российский исследователь Михаил Радуга много лет изучал феномен так называемого внетелесного опыта. Он доказал, что с помощью элементарных упражнений всего за три дня любой человек может добиться необычного состояния.
«Я открыла глаза и встала, а моё тело осталось на кровати, и это не было сном», — так описывают эффект от техник Михаила Радуги добровольцы. Но самое забавное в этом то, что состояние, которое автор методики назвал «фаза», в сущности, является именно сном, просто очень реалистичным.
Михаил глубоко убеждён, что многие внетелесные опыты, встречи с пришельцами и видения духов вызваны именно игрой подсознания на границе сна и яви. Человек без опыта просто не способен опознать состояние фазы.
Научно доказано, что выход души из тела чаще всего — грёзы в особом состоянии сознания. Фото: fb.ru
О психологических исследованиях Михаила Радуги можно прочесть на официальном сайте
Для нас же важно, что, как утверждает исследователь, практически любое аномальное событие, которое начинается словами «я лёг» спать или «я только проснулся», — это ни что иное, как провал человека в состояние фазы.
Католическое представление о чистилище
Согласно католическому учению сие последнее есть особое место в загробном бытии, нечто третье, ни рай, ни ад. И не особо согрешившие грешники там мучаются, чтобы этими мучениями искупить свои земные грехи. После чего их души вводятся в рай и получают вечное спасение.
Как говорится в катехизисе католической церкви:
«Те, кто умирает в благодати и дружбе Божией, но не совершенно очищенными, хотя им и обеспечено вечное спасение, после смерти претерпевают очищение, чтобы обрести святость, необходимую для вступления в радость небесную. Церковь называет чистилищем это конечное очищение избранных, совершенно иное, нежели наказание проклятых».
Отличие от православного учения здесь то, что у нас не предполагается какое-то особое место вне рая и ада, какое-то «чистилище», но считается, что такие грешники находятся в верхних отделениях ада, где нет особо тяжких мучений. И второе отличие состоит в том, что очищаются они там не за счет адских мучений, но молитвами, милостынями и добрыми делами в их память, которые совершают за них их родственники и близкие.
Впрочем, эти отличия не особо существенные, и сии учения (православное и католическое) вполне можно было бы привести к «общему знаменателю», например, если бы католики согласились считать свое чистилище не чем-то отдельным, а каким-то местом в аду.
Но когда такой православный пастырь, как святитель Марк Эфесский, прибыл на Флорентийский собор (1438-1445 г.г.), надеясь там выработать православное учение, удовлетворяющее и католическую церковь, то уже по вопросу о чистилище, где это было сделать проще всего, он убедился, что даже тут католики в ультимативной форме требуют принять их вероучение, со всеми его дырками и заблуждениями…
В результате этот православный святитель не подписал вероопределения и решения сего собора. Ибо Флорентийская уния действительно была заключена на основе католического вероучения, где главным пунктом было главенство папы. Причем, никакой пользы эта лже уния никому не принесла.
Католики так и не получили власть над Восточной Церковью. Ибо в новом, зарождающемся центре последней – Московской Руси уния была категорически отвергнута. А российский митрополит Исидор, подписавшийся под ней и рьяно начавший вводить ее решения в Москве, сначала был лишен своего престола и заключен под стражу, а затем, как вор и разбойник, бежал из заключения на запад, к католикам…
Византийский император, надеявшийся чрез заключение унии получить политическую и военную помощь Запада, также практически ничего от него не получил. Зато принятие унии с ненавистными католиками вызвало бурю негодования у греков, что было одной из причин отсутствия патриотизма в народе.
В результате чего при осаде Константинополя турками в 1453 году, этот город, с сотнями тысяч жителей, из коих при наличие минимального патриотического чувства можно было мобилизовать десятки или даже сотни тысяч бойцов, на деле защищал мизерный отряд императорских войск в несколько тысяч человек. Почему город пал, Византийская Империя прекратила свое существование, а святые отцы назвали причиной сего как раз эту самую Флорентийскую унию!
Впрочем, этот исторический экскурс несколько в стороне от основной темы данной статьи. А по ее теме зададимся таким сакраментальным и волнующим души многих людей, в том числе и православных христиан, вопросом:
Свидетельства тех, кто видел ад или рай, для христиан бесполезны
Невозможно знать всё про ад или рай. Мы живём в земном мире явнее не случайно. Господь установил некие рамки нашего существования, а всё, что за ними, покрыл завесой тайны. И если мы всецело доверяем Всевышнему, то должны согласиться, что этот барьер не случаен.
Описание ада в Библии, так же как и рая, отсутствует. Совершенно очевидно, что Бог не считал эти знания столь необходимыми для человека
Священное Писание призывает человека сосредоточиться на «здесь и сейчас», уже тут стать человеком веры, любви и совести.
Рассказы про ад и рай — это сильный стимул для того, чтобы заставить человека активнее действовать на духовом поприще. Но такая причина делает сам духовный энтузиазм человека не искренним.
Вера не нуждается в стимуле вроде рая или ада.
Поэтому справедливо, что Господь призывает человека совершать добрые дела по зову сердца, а не из-за того, что бедного смертного напугали адские картинки.
Христианство не может однозначно сказать, существует ли ад, рай в качестве некого места, либо это состояния, метафоры или что-то ещё. Но как бы то ни было, переживать верующим людям не о чем.
Даже когда мы переступаем порог между жизнью и смертью, нас сопровождает заботливый Господь. И на Него всегда можно положиться.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
Дом, Сад, Город, Царство, Брачный Пир
У нас слово «метафора» часто ассоциируется с чем-то неконкретным и малореальным. На самом деле, речь идет о вещах в высшей степени конкретных и реальных. Вы не сможете объяснить африканцу, на что похож снег, не прибегая к иносказаниям, но вы-то (в отличие от вашего собеседника) знаете, что снег абсолютно реален, вы помните, как он тает в руках и хрустит под ногами. Рай абсолютно реален, пóдлинен, несомненен — более реален, чем тот мир, в котором мы живем сейчас — но мы можем говорить о нем только иносказательно. Различные метафоры могут быть полезны потому, что в нашем мире, в нашем опыте есть отблески рая — мы живем в падшем мире, но не в аду, и те добрые и хорошие вещи, которые мы знаем, могут служить нам указателями.
Ибо знаем, — говорит апостол, — что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище (2 Кор 5:1,2). Рай — это наш родной дом; мы предназначены для него, а он — для нас. Мы не уходим в далекую страну; напротив, мы возвращаемся домой. У Сергея Есенина есть известные строчки: «Если крикнет рать святая: / “Кинь ты Русь, живи в раю!” / Я скажу: “Не надо рая, / дайте родину мою”». Может быть, это великая поэзия, но это ошибочное представление о рае. Рай и есть наша подлинная Родина, и то, что есть святого в святой Руси, несет в себе отсветы рая, на рай указывает и в раю обязательно будет. Можно вспомнить, что на другом конце христианской Европы, в кельтском мире, святые места, такие, как знаменитый монастырь Айона, назывались «тонкими» — местами, где небеса «просвечивают» сквозь земной ландшафт — для тех, кто имеет глаза их увидеть. Красота мироздания — как и красота Церкви — помогает нам, хотя и «гадательно, как через тусклое стекло», увидеть отсветы рая.
Писание называет рай городом — небесным Иерусалимом. Надо сказать, что «город» в библейские времена не был похож на современный мегаполис, где люди, даже стиснутые в вагоне метро, остаются чужими друг другу. Город был организмом, единством, в котором люди были связаны между собой узами взаимной верности, общей памятью и общей надеждой. Спасенные, как говорит пророк, вписаны в книгу для житья в Иерусалиме (Ис 4:3). Вступая в Церковь, мы обретаем небесное подданство; у нас есть родной город, где, как говорит апостол, мы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу (Еф 2:19).
Другой образ рая — это сад. Персидское слово «парадиз», вошедшее во многие языки для обозначения рая, первоначально и означало «огороженный со всех сторон сад». Сад полон растений, птиц, и нередко — прирученных животных. Сад — образ, говорящий о природе. Поэты, художники и композиторы всегда пытались передать чувство изумленного благоговения перед красотой и величием природного мира. Как сказал некто, пытаясь передать свои ощущения от посещения одного древнего собора, «это такое место, где атеист чувствует себя неловко». Природа — это огромный собор, и когда мы входим под своды зимнего леса, мы понимаем, что мы — в храме. Красота природы указывает на красоту за ее пределами, как сказал один человек, описывая открывшийся ему вид, «это как небеса — для тех, кто в небеса верит». Но в природе — какой мы видим ее сейчас, в нашем падшем мире — есть не только красота, но и угроза, паразиты и жала, клыки и когти. Хуже того, человек в своем отношении к природе чаще является хищником и грабителем, чем садовником. Но Сад — это не дикий лес, куда охотник входит, чтобы убивать или быть убитым. В Саду отношения между природой и человеком обретают гармонию. Как говорит об этом грядущем мире пророк Исайя, Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море (Ис 11:6—9).
Другой образ рая — это образ Царства. В наше время «царство» часто понимают как «страну», «территорию». В Евангельские времена речь шла о другом — о владычестве. Мы принадлежим к Царству Божию, если наш Царь — Христос. Как говорит Он сам, Царствие Божие внутрь вас есть (Лк 17:21). Это реальность, в которой Христос является Владыкой и законодателем, реальность, в которой правит Его любовь.
Христос говорит о рае как о свадебном пире. Для современного читателя Писания бывает трудно понять значение этих двух образов — пира и брака. Начнем с пира. В Палестине I века люди совсем по-другому воспринимали ценность пищи; они ели умеренно — часто вынужденно, из-за нехватки еды, иногда добровольно, принимая на себя пост. Сейчас, когда еда продается на каждом углу, мы утратили сознание ее ценности, и только церковные посты могут вернуть нам понимание того, что такое пир, радостное принятие изобилия Божиих даров.
Но пища имела еще одну, утраченную в современном обществе, функцию. Сегодня мы живем в культуре фаст-фуда, часто едим в одиночестве или на ходу, и нам нет никакого дела до человека, с которым мы случайно разделили столик в кафе быстрого обслуживания. Но для людей того времени есть с кем-то вместе было глубочайшим проявлением человеческого общения и общности. Нечто подобное сохранилось и в наше время, когда семья собирается за одним столом. Мы все, собравшиеся за столом, — родные или близкие друзья, разделяем не только пищу, но и жизнь друг друга. Пир был противоположностью не только голоду, но и одиночеству, он утолял потребность не только в еде, но и в человеческом братстве.
Это особенно относилось к свадебному пиру, когда любовь юноши и девушки соединяла не только их, но и их семьи — люди становились родными друг другу. Брак был проявлением того, что на библейском иврите называлось «хесед» — верной, неизменной любовью. Смутное томление первой любви, ожидание чего-то великого осуществлялось, когда влюбленные становились супругами, создавали семью. Счастливая семья, полная любви и заботы, — образ рая; близость и понимание, существующее между родными людьми, являет собой образ — пусть несовершенный и поврежденный — той любви, которая будет воздухом и светом будущего века.
Можно голодать и жаждать не только пищи и питья, но и любви, правды, красоты, смысла. Сам Господь использует этот образ жажды и голода, когда говорит Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся (Мф 5:6). В Раю будет утолена глубочайшая жажда человеческого сердца — мы придем к самому Источнику всякого добра, красоты и истины, чтобы никогда больше не покинуть Его.
Ад показывает нам масштаб Божьей любви в том, что Он спасает нас.
Почему Иисус говорил об аде больше, чем кто-либо еще в Библии? Потому что Он хотел, чтобы мы увидели, какие страдания Он собирался претерпеть на кресте ради нас. На кресте казнь Иисуса едва ли поддавалась описанию: этот окровавленный и обезображенный человек был повешен на крест, который, возможно, использовался для этих целей уже не первый раз – он был в крови, в испражнениях и моче других людей, которые висели на нем до этого. Испытывая неимоверную боль на кресте, Он медленно умирал.
Наихудшей частью было отделение Отца, которое почувствовал Иисус, разделение, которое само по себе было как ад.
«Боже Мой, Боже Мой, — прокричал Он. – Для чего Ты Меня оставил?» (Матфея 27:46). Во всем этом, Иисус взял ад нашего греха на Свое тело.
Люди обычно думают, что ад — это некий огромный недостаток в Божьей любви к нам. Библия показывает нам обратную сторону. Ад возвеличивает перед нами Божью любовь тем, что показывает нам, как далеко Бог пошел и как много Он сделал, чтобы спасти нас.
Люди вечны.
К. С. Льюис однажды заметил, что ад является необходимым выводом из христианской веры в то, что человек был создан для того, чтобы жить вечно. Это он определил так:
«Кроме того, христианство говорит, что каждый человек будет жить вечно, и это — либо истина, либо заблуждение. Значит, если мне суждено прожить каких-нибудь семьдесят лет, то о многих вещах мне не надо беспокоиться, но о них стоит беспокоиться, и очень серьезно, если мне предстоит жить вечно. Возможно, мой дурной характер становится все хуже или присущая мне зависть — все больше, но это происходит так постепенно, что изменения к худшему, накопившиеся за семьдесят лет, практически незаметны. Однако за миллион лет мои недостатки могли бы развиться во что-то ужасное. Если христианство не ошибается, «ад» — абсолютно верный термин, передающий то состояние, в какое приведут меня за миллионы лет зависть и дурной характер».
В другой своей книге Льюис писал:
«Ад… начинается с ворчливого настроения. Мы пытаемся обособиться от него и даже критиковать. У нас пока еще есть возможность покаяться в этом грехе недовольства и освободиться от него. Но в один прекрасный день мы понимаем, что больше не можем противостоять такому поведению. Ваше Я исчезнет, и вы не сможете ни критиковать свое недовольство, ни даже наслаждаться им. Останется одно лишь ворчливое недовольство, которое подобно безликому механизму будет работать безостановочно».
Для Бога недостаточно забрать нас из ада; Он должен забрать ад из нас самих.
Некоторые люди видят проблему том, чтобы использовать ад для принудительного подчинения христианству. Это как если бы Бог сказал: «Служи мне или у тебя будут проблемы». Это может показаться манипуляцией. Быть может, вас это удивит, но Бог согласится с вами.
Если люди уверовали в Бога просто потому, что они испугались или потому что Бог сотворил какое-то великое чудо (Луки 16:31), они могут покориться, но это не изменит отношения их сердец к Богу. Если вы принимаете Иисуса только для того, чтобы избежать ада, то вам будет ненавистна идея жизни на небесах, так как только те, кто любит Бога и доверяет Ему — будут наслаждаться жизнью на небесах. Если вы не любите Отца, тогда и жизнь в доме Отца будет похожей на рабство. Это как если бы вас заставили жениться на том человеке, на котором вы жениться не хотите. Вы можете попасть на небеса только в том случае, если вы учитесь любить Бога и доверять Ему.
Только когда вы испытаете любовь Бога, ваше сердце начинает меняться и в нем начинает зарождаться любовь и доверие к Богу. Для Бога недостаточно забрать нас из ада; Он должен забрать ад из нас самих.
Автор — Дж. Д. Гриар / thegospelcoalition.org Перевод — Юлия Малюхова для
Пожертвовать Последнее: 28.02. Спасибо!
Подписывайтесь: Telegram • Facebook • • • Twitter • Instagram • Youtube
Ад – это ад, потому что Бог – это Бог.
Люди поспешно говорят о «видении Бога» так, как будто бы видеть Бога лицом к лицу – это теплый и приятный опыт. Но Библия разъясняет, что Божья святость и совершенство столь полны, что если бы кто-либо увидел Его – он бы умер (Исаия 33:20). Даже малейший грех в Его присутствии приводит к мгновенному уничтожению. Когда Исаия, пророк Бога, оказался у Его престола, он упал на свое лицо, в страхе и уверенности, что умрет (Исаия 6:5).
Доктрина ада не нравится многим. Этому есть причина. Бог рассказывает нам про ад, демонстрируя весь масштаб своей святости. Ад это ад потому, что святость Бога — это святость Бога. Ад существует для того, чтобы мы стояли, разинув рот перед праведностью и святостью Бога. Ад должен заставлять нас трепетать перед Его величием и великолепием.
По иронии, избавляясь от ада, вы избавляетесь от тех ресурсов, которые демонстрируют справедливость Бога. Когда человек испытывает насилие или жестокое обращение, будучи ребенком, ему необходимо знать, что существует Бог такого уровня святости, что Он не терпит никакого зла.