Текст панихиды по усопшим для мирян: для дома и для кладбища на русском и старославянском языках. Чинопоследование в храме и келейно читать с ударением, порядок пения, скачать бесплатно


Что происходит с душой после смерти

После смерти жизнь человека не заканчивается, по крайней мере – для души. Пока тело остывает, в нем развиваются естественные процессы распада тканей, нетленная оболочка начинает путь в новой форме. Ей необходимо вскоре покинуть землю, предстать перед престолом Господним. Это происходит на 3-й день после смерти.

Тогда же проводятся похороны, а уже после душа попадает в рай для краткого «знакомства» с этой обителью.

Через 6 дней она отправится в ад с той же целью, но смысл иной: увидеть страдания грешников, а также начать свой путь преодоления испытаний – мытарств. Через 30 дней Господь ожидает душу умершего перед своим престолом. Тогда же начинается Частный суд – малая версия Страшного Суда, который однажды наступит для всех. В период прохождения испытаний перечисляются грехи покойного человека, совершенные при жизни, что определяет, куда попадет его душа: в ад, рай.

Значение молитвы для упокоения души умершего

Душа продолжает существование, а потому родственники могут найти способ взаимодействия с ней. Наиболее простой и доступный, а также действенный метод – прочтение молитв, а еще лучше – совершение чинопоследования во храме или дома. При этом душа чувствует, что о ней проявляют заботу: просят облегчения пути у Господа, прощения грехов, защиты и милости.

С такими требами обращаются к Богу родные, которые любили умершего человека.

Отец Всевышний исполняет мольбы тех, кто обращается к нему искренне через молитву. Это приводит к улучшению положения нетленной оболочки в ином мире. В некоторых случаях она даже попадает в рай, несмотря на грехи, совершенные при жизни – их прощают благодаря молитвам близких. Если за душу покойного не молиться, ей придется тяжело – будет крайне сложно преодолеть мытарства без поддержки, т. к. самостоятельно в ином мире уже нет возможности покаяться, отмаливать грехи.

Как родственники могут помочь обрести душе покой

Чтение молитв

Молитва как принятие смерти для родственников

Не только нетленной оболочке покойного сложно при переходе к вечности от мирской жизни. Его родные также страдают, испытывают мучения от потери близкого. Почти всегда они не могут принять смерть, как способ ухода любимого человека из своей жизни навсегда. В этом также помогает молитва, совершение богослужений. Приближение к Господу позволяет смягчить удар, заполнить пустоту в душе. Так происходит постепенное принятие факта утраты близкого. Этому способствует молитва, последование панихиды.

Горечь потери может сохраниться надолго, но уходит негативное восприятие смерти человека.

Об обрядах, следующих за погребением православного христианина

Останки почившего преданы земле, где будут покоиться до конца времен и всеобщего воскресения. Но не иссякает любовь Матери-Церкви к своему детищу, ушедшему из этой жизни. Как чадолюбивая мать, в известные дни совершает Церковь моления об умершем христианине и приносит святейшую Бескровную Жертву за упокоение его. Эти дни особых молений об умершем суть следующие: третий, девятый, сороковой и годовой по кончине его (считая и сам день кончины).

Поминовение усопшего в эти дни освящено древним обычаем христианской Церкви.

Поминовение умершего в третий день после его смерти христианская Церковь совершает в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.

Далее христианская Церковь совершает поминовение умерших в девятый день по их смерти в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившемуся. Поминовение новопреставленного в сороковой день по его кончине, по преданию апостолов, имеет основанием сорокадневный плач израильтян о кончине Моисея. Кроме того, известно, что сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого божественного дара, для получения благодатной помощи Отца Небесного. Так, пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали Закона лишь по прошествии сорокадневного поста. Пророк Илия достиг горы Хорив через сорок дней. Израильтяне достигли земли обетованной через сорок лет, после сорокалетнего странствия по пустыне. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо в сороковой день по Воскресении Своем. Принимая все это за основание. христианская Церковь установила совершать поминовение усопших в сороковой день по их смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведниками. Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается, хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православно верующего — это день рождения для новой, вечной жизни.

Церковное предание благовествует нам со слов святых подвижников веры и благочестия, сподобившихся получить божественное откровение, о тайне испытания души после отшествия ее от тела. Первые два дня, как повествует предание, душа преставившегося пребывает еще на земле и с сопровождающим ее ангелом ходит по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, добрых дел и злых. Так проводит душа первые два дня, в третий же день Господь, во образ своего тридневного Воскресения, повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему — Богу всяческих. Сколь благовременно в этот день церковное поминовение души усопшего, представшей пред Лице Правосудного. Потом душа, как бы на возвратном пути от Лица Божия, в сопровождении ангелов заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии душа пребывает шесть дней — от третьего до девятого. В девятый день Господь повелевает ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред Престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении/со святыми души своего преставившегося сына. После вторичного поклонения Господу ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой день по смерти душа в третий раз возносится к Престолу Всеблагого. Теперь решается ее участь — ей назначается определенное место, которого она удостоилась по делам своим.

Неусыпаемая псалтирь

Неусыпаемая Псалтирь читается не только о здравии, но и о упокоении. Издревле заказывание поминания на Неусыпаеом Псалтири считается великой милостынью за усопшую душу..

Также хорошо заказывать Неусыпаемую Псалтирь и за себя, будет живо чувствоваться поддержка. И ещё один важнейший момент, но далеко не самый маловажный, Существует вечное поминовение на Неусыпаемой Псалтири. Кажется дорого, но результат в больше чем в миллионы раз превышает потраченные деньги. Если же такой возможности все равно нет, то можно заказываться на меньший срок. И хорошо также читать самому.

Заказать в монастыре в Иерусалиме

Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми. В эти дни совершаются панихиды и литии. Кроме этих дней, Церковь установила особенные дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех умерших. Это дни: суббота мясопустная, субботы второй, третьей и четвертой седмиц Великого поста, вторник Фоминой недели, суббота пред днем Святой Пятидесятницы. Кроме того, в России установлено поминать «православных воинов, за веру и отечество жизнь на поле брани положивших», в субботу перед днем великомученика Димитрия Солунского (перед 26-м октября) и 29 августа, в день Усекновения главы Иоанна Крестителя. В первый день Пасхи и в день Рождества Христова панихида и погребение в храме до и после литургии не совершаются, до вечера. Поминовение усопших на литургии в праздники Пасхи, Рождества Христова и другие большие праздники, а также в воскресные дни должно быть совершаемо только на проскомидии и после освящения Святых Даров во время пения «Достойно есть», особой же заупокойной ектений «ради торжества праздничного» в эти дни произносить не положено (Типикон, гл. 59, 169 и пр. Номоканон при Требнике). Но если в воскресные дни служится ранняя литургия за упокой, а также прилагаются заупокойные Апостол, Евангелие, прокимен и причастен, то заупокойная екте-ния и поминовение усопших бывают.

На первой седмице Великого поста, Страстной и Пасхальной седмицах, а также в седмичные дни святой Четыредесятницы панихиды в храме не совершаются. (Поминовение усопших отнесено к субботам 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста.) Если в седмичные дни Великого поста случится 3-й или 9-й день по смерти, то панихида по новопреставленному служится в ближайшую к этим дням заупокойную субботу. Только в 40-й день, на который бы день он ни пришелся, совершается панихида в храме.

«Сорокоуст» не бывает в Великом посту и на Пасхе, а начинается от недели апостола Фомы и продолжается до исполнения 40 дней. При погребении и в 40-й день смерти в седмичные дни Великого поста разрешается совершать литургию Преждеосвященных Даров с приложением заупокойных Апостола, Евангелия и ектении.

Ограничения для совершения панихиды в храме

Для некоторых категорий людей создан ряд запретов, не позволяющих проводить полноценные церковные обряды. Это обусловлено тем, что при жизни они так и не пришли к Богу, пренебрегали им, проявляя неверие, неуважение, отказываясь от служения ему. Церковные обряды, включая чин последования панихиды на церковно-славянском языке, не совершаются в ряде случаев:

  • иноверцы: люди другой веры посещают свои храмы, где молятся, совершают пожертвования, соответственно, основные обряды проводятся над ними там же;
  • некрещеные: дети и взрослые не всегда отказываются от Бога, если по разным причинам не приобщаются к таинству крещения, но даже верующие люди, которые не прошли этот обряд, не могут считаться полноценными членами церкви, а значит, отношение к ним будет таким же, как и к неверующим (отпевание не проводят, церковные обряды не совершают);
  • крещеные атеисты: случается и обратная ситуация, когда человек, который в свое время приобщился к церкви через таинство крещения, позднее отказался от Бога (по разным причинам стал атеистом, в лучшем случае не верует, а в худшем – стал богоборцем), таких людей запрещено отпевать, как и проводить чин панихиды для мирян;
  • некрещеный самоубийца: наиболее тяжким грехом по праву признается самоубийство, люди, которые сами решают убить себя, более не могут приблизиться к Богу, они лишаются права на отпевание, как и другие, перечисленные выше, нельзя читать традиционные молитвы о них, поэтому под запретом и домашняя панихида по усопшим.

Литургия и панихида

Тропари, глас 5-й

Припев:

Благослове́н еси́, Го́споди, научи́ мя оправда́нием Твои́м.

Святы́х лик обре́те исто́чник жи́зни, и дверь ра́йскую, да обря́щу и аз путь покая́нием. Поги́бшее овча́ аз е́смь, воззови́ мя, Спа́се, и спаси́ мя.

Благослове́н еси́, Го́споди, научи́ мя оправда́нием Твои́м.

А́гнца Бо́жия пропове́давше, и закла́ни бы́вше я́коже а́гнцы, и к жи́зни нестаре́емей, святи́и, и присносу́щней преста́вльшеся, Того́ приле́жно, му́ченицы, моли́те долго́в разреше́ние нам дарова́ти.

Благослове́н еси́, Го́споди, научи́ мя оправда́нием Твои́м.

В путь у́зкий хо́ждшии приско́рбный, вси в житии́ крест я́ко яре́м взе́мшии, и Мне последова́вшия ве́рою, прииди́те наслади́теся, и́хже угото́вах вам по́честей, и венце́в небе́сных.

Благослове́н еси́, Го́споди, научи́ мя оправда́нием Твои́м.

О́браз е́смь неизрече́нныя Твоея́ сла́вы, а́ще и я́звы ношу́ прегреше́ний; уще́дри Твое́ созда́ние, Влады́ко, и очи́сти Твои́м благоутро́бием, и вожделе́нное оте́чество пода́ждь ми, рая́ па́ки жи́теля мя сотворя́я.

Благослове́н еси́, Го́споди, научи́ мя оправда́нием Твои́м.

Дре́вле у́бо от не су́щих созда́вый мя, и о́бразом Твои́м Боже́ственным почты́й, преступле́нием же за́поведи па́ки мя возврати́вый в зе́млю, от нея́же взят бых, на е́же по подо́бию возведи́, дре́внею добро́тою возобрази́тися.

Благослове́н еси́, Го́споди, научи́ мя оправда́нием Твои́м.

Упоко́й, Бо́же, раба́ Твоего́ (рабу́ Твою́, рабы́ Твоя́) и учини́ его́ (ю, я́) в раи́, иде́же ли́цы святы́х, Го́споди, и пра́ведницы сия́ют я́ко свети́ла; усо́пшаго раба́ Твоего́ (усо́пшую рабу́ Твою́, усо́пшия́ рабы́ Твоя́) упоко́й, презира́я его́ (ея́, их) вся согреше́ния.

Слава: Трисия́тельное Еди́наго Боже́ства благоче́стно пое́м, вопию́ще: Свят еси́, О́тче безнача́льный, собезнача́льный Сы́не, и Боже́ственный Ду́ше, просвети́ нас ве́рою Тебе́ служа́щих, и ве́чнаго огня́ исхити́.

И ныне: Богородичен:

Ра́дуйся, Чи́стая, Бо́га пло́тию ро́ждшая во спасе́ние всех, Е́юже род челове́ческий обре́те спасе́ние, Тобо́ю да обря́щем рай, Богоро́дице чи́стая благослове́нная.

Аллилу́ия, аллилу́ия, аллилу́ия, сла́ва Тебе́, Бо́же. (Трижды

)

Го́споди, поми́луй (40 раз

).

Помяни́, Го́споди Бо́же наш, в ве́ре и наде́жди живота́ ве́чнаго усо́пшаго раба́ Твоего́ (усо́пшую рабу́ Твою́, усо́пших раб Твои́х) (имена их

), и я́ко благ и человеколю́бец, отпуща́яй грехи́ и потребля́яй непра́вды, осла́би, оста́ви и прости́ вся во́льная его (ея, их) согреше́ния и нево́льная, возставля́я его́ (ю, их) во свято́е второ́е прише́ствие Твое́ в прича́стие ве́чных Твои́х благ, и́хже ра́ди в Тя Еди́наго ве́рова, и́стиннаго Бо́га и Человеколю́бца, я́ко Ты еси́ воскресе́ние и живо́т, и поко́й рабу́ Твоему́ (рабе́ Твое́й, рабо́м Твои́м) (
имена их
), Христе́ Бо́же наш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, со безнача́льным Твои́м Отце́м, и с Пресвяты́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в, ами́нь.

Место проведения и порядок службы

Мирской чин последования (для мирян) проводится в любом другом месте, преимущественно дома. При этом не требуется участие священника. Исключение составляет литургия. Только эта служба не может быть совершена мирянами. Обычай проводить мирянский чин последования панихиды произошел с давних времен, когда монахи редко принимали сан.

Чинопоследование в храме

Длительность службы, совершаемой священнослужителем, составляет 20-30 минут. При этом периодически вступают чтецы. В храме чин последования панихиды совершается перед кануном. Здесь (согласно Требнику) ставится блюдо с кутьей, но сегодня данное правило утратило актуальность. Начинают богослужение утром (8-9 часов, что зависит от церкви). Тексты, согласно чину, произносят торжественно, громко. Священнослужитель также перечисляет имена умерших в записках родственников.

Представители другой веры (исповедующие ислам, буддизм и т. д.) не отпеваются в православных храмах

Православная церковь

Как научиться читать молитвы в храме и дома

При чтении молитвенных текстов священнослужитель использует особые приемы, чтобы слова звучали достаточно громко, отчетливо, в то же время текст произносится нараспев, без длинных пауз, т. к. панихида совершается за короткий период. Необязательно повторять все детали пения в точности, как это делают чтецы на клиросе, главное – научиться основным тонкостям:

  • соответствующий настрой: чин панихиды совершается, когда на душе благодать, это позволит передать ее и душе умершего, получить милость от Всевышнего, если на душе смешанные чувства (боль, гнев, безысходность), следует помолиться о даровании облегчения, после чего снова попробовать читать молитвы;
  • ритм: нужно учитывать, что в храме совершается пение, значит, должен быть определенный ритм – это характерная особенность для молитв, которые произносят священники;
  • голос: следует громко читать текст, как это делается во храме, а дома (при келейном произнесении священных слов) молитва поется спокойно, причем совсем иначе следует читать ее, если собрались близкие, друзья, например, на церковном празднике в домашней обстановке, тогда нужно произносить текст так, чтобы было слышно во всем помещении, существует несколько гласов (2, 4, 5, 6, 8), каждый помогает выразить определенную эмоцию;
  • распевность: чин панихиды – особое богослужение, должно петься на церковно-славянском языке, что усложняет произнесение молитв, но следует учитывать еще и необходимость их чтения нараспев, слова легче произносить таким образом;
  • правильное имя усопшего: молиться о покойном следует, называя его по имени, записанном в свидетельстве о крещении, при мирском проведении панихиды это будет несложно, достаточно посмотреть документы умершего;
  • отличия церковно-славянского языка: ранее разговорная речь понималась лучше разными народами, т. к. различия между славянскими языками были невелики, сегодня же разница существенная, слова имеют другие значения, даже если при произношении можно интуитивно угадать правильное произношение, будет сложно понять истинный смысл сказанного, поэтому важно заучить текст или уточнить непонятные моменты у батюшки, местных богословов, еще одним отличием церковнаго языка является отсутствие буквы ё;
  • нюансы текста: даже если неясен смысл домашней панихиды по усопшим, нужно понять, как читать молитвы, научиться расшифровывать сокращения, например, что следует делать, когда встречается Трисвятое (Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас), или дается указание на частоту произнесения определенных слов (Господи, помилуй – трижды) и т. д.

При домашнем чтении допустимы неточности при произнесении слов (неправильно делаются ударения), но люди воцерковленные, а также имеющие отношение к церкви, знают церковнославянский язык, а потому понимают правила произнесения отдельных слов. Следует подготовиться к чтению текста прежде, чем произносить незнакомые слова.

Поминки на полгода после смерти мнение священника

Заупокойные последования мирянами

Существует несколько вариантов прочтения молитв. Разница заключается в том, где будет совершен молебен.

Краткая лития дома или на могиле

Панихида, которая проводится самостоятельно в домашних условиях, в богослужебных книгах называется литией. Она представляет собой сокращенный вариант службы для чтения мирянами. Содержит основные молитвы, но не все из тех, что включает в себя традиционный обряд.

Краткая редакция мирской панихиды

Мирской вариант богослужения также представлен еще более коротким, как в случае с панихидой. Количество молитвенных текстов меньше, но остаются наиболее весомые из них. Это позволяет за максимально короткий срок прочесть все, что написано.

Структура панихиды

Панихида мирским чином. Скачать текст с ударениями

Проводится, когда по разным причинам нет священнослужителя рядом, а молитву прочесть необходимо. В храме алтарь закрывается перед прочтением. Особенности богослужения:

  • непривычные для слуха возгласы священнослужителей можно заменить краткой молитвой: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе, Боже наш, помилуй нас, Аминь»;
  • миряне читают тексты с аналоя, не с алтаря и даже не с амвона;
  • прочие возгласы (аллилуарии, прокимны, «Господи помилуй» и др.) можно пропустить;
  • допустимо применять только ручное кадило;
  • читающий не должен надевать наряд священнослужителя.

https://www.youtube.com/watch?v=WBVBHpCa82s

Когда можно читать мирскую панихиду

Панихида представляет собой службу по умершему. Соответственно, произносят молитвенные слова по определенным дням. Если планируется читать панихиду по усопшим, текст для мирян можно найти в Требнике, молитвослове.

Молитвы до 40 дней после смерти

Душа покойного особенно нуждается в помощи после смерти тела. Можно обращаться к Господу разными способами: посещать храм, самостоятельно читать молитвы или совершить краткий мирской чин панихиды. В период до 40 дня душа проходит мытарства, а потому любая помощь будет важна.

Традиционные дни поминовения усопших

Кроме частных дней поминовения (3, 9, 40 после смерти), можно рассматривать панихиду для чтения мирянами дома и на кладбище по определенным дням – общим поминальным. Они установлены Православной Церковью с учетом значения даты:

  • Родительские субботы: Мясопустная Вселенская, суббота 2, 3, 4 седмицы Великого поста, Троицкая, Димитриевская;
  • Радоница – наступает в первый вторник после Пасхи, считается всеобщим днем поминовения, поэтому, как и остальные установленные Церковью даты, подходит для проведения мирской панихиды.

Калькулятор подсчёта дней поминок усопшего

Поминальные молитвы об усопших: когда можно их читать

Глас 8-й

Стих 1:

Аллилу́ия, аллилу́ия, аллилу́ия.

Припев:

Аллилу́ия, аллилу́ия, аллилу́ия.

Стих 2:

Блаже́н, его́же избра́л и прия́л еси́, Го́споди

(или:

Блаже́на, ю́же избра́л и прия́л еси́, Го́споди,

или:

Блаже́ни, я́же избра́л и прия́л еси́, Го́споди).

Припев:

Аллилу́ия, аллилу́ия, аллилу́ия.

Стих 3:

Па́мять его́ (ея́, их) в род и род.

Припев:

Аллилу́ия, аллилу́ия, аллилу́ия.

Стих 4:

Душа́ его́ (ея́) во благи́х водвори́тся

(или:

Ду́ши их во благи́х водворя́тся).

Припев:

Аллилу́ия, аллилу́ия, аллилу́ия.

Порядок пения чина мирянином дома

Важно не просто произносить священные слова, но и понимать читаемые молитвы. По возможности нужно избегать ошибок, применения неправильных ударений. Нельзя нарушать установленный порядок проведения панихиды по усопшим, текст в храме и дома отличается комбинацией молитв. Мирской вариант намного короче.

Чтение «обычного начала»

При сравнении панихиды по усопшим, текст в храме и дома может отличаться (используется полная и сокращенная версия), но вступление одинаковое. Называется обычным началом, представляет собой комбинацию кратких молитвенных текстов, среди которых Трисвятое, «Господи, помилуй», «Отче наш», а также слова восхваления Отца Небесного. Читаются последовательно.

Чтение 90-го псалма после 3 поклонов

Молитва «Живый в помощи вяшнего» произносится после троекратного поклонения Господу. Она читается, когда человеку необходимо укрепить надежду, обрести силы. Молящийся уповает на Бога, полагается на его волю, испрашивает помощи, защиты.

Чтение 90-го псалма после 3 поклонов

Богослужение мирянским чином

Пение тропарей и 17 кафизма

При чтении тропаря (включая Богородичен) избирается глас 8. Тот, кто поет молитвы таким образом, выражает надежду на скорое наступление блаженства души при единении с Богом. При чтении кафизмы выказывается готовность встать на путь истинный (исправления), нести слово Божие, озвучивает просьбу раскрыть глаза человека (молящегося), дабы лицезреть чудеса, творимые Господом, дает обещание жить по законам Его.

Произнесение «Господи, помилуй» 40 раз

Молятся о возможности поминовения Отцом Всевышним всех умерших, о прощении грехов. Дают обещание признания Бога, как единого. Произносят тропари, выбрав при этом глас 5 – это мелодия, позволяющая усилить покаяние, а также дарует покой душе. Затем произносят седален (включая Богородичен).

Покаянный псалом 50

При чтении Псалма 50 испрашивают прощения за грехи у Господа, очищения души от последствий беззакония, творимого человеком. Надеются на дарование радости сердцу.

Канон о усопшем, пение «Вечной памяти» и прочтение молитвы Трисвятое

Прочитывают канон (неоднократно поют песни, входящие в состав). При традиционном совершении панихиды эту функцию выполняет хор на клиросе. Затем поочередно поют седален, икос, кондак (разные песни). Последней совершается заупокойная лития. Учитывая достаточно, что в результате служба получается достаточно объемной, лучше распечатать скачанные бесплатно молитвы. Если же планируется часто совершать в обиходе последование панихиды, текст следует приобрести в формате книги (Молитвослов или Требник). Его повторяют при возникновении потребности души по специальным дням.

Разъяснения священника

Чтение псалтыря

Приметы во время панихиды

Верования в приметы, прочие суеверия – грех, т. к. это не имеет отношения к православной вере. За века совершения богослужения чина поминовения сформировались различные народные традиции. Многие из них не имеют под собой оснований, возникли на почве страхов, отсутствия знаний о процессах, которые происходят с человеком после смерти. Сегодня эта завеса несколько приоткрылась, люди получили больше информации, поэтому праведный страх перед необъяснимым уже исчез. Но все же некоторые традиции и ошибочные суждения сохранились:

  • закрытые зеркала: принято считать, что отражающие поверхности могут стать причиной многих неприятностей, прежде всего, в них непременно отразится душа умершего, кроме того, она может затеряться в лабиринтах загробного мира, не найти покоя, а напоследок высказывают опасения, будто из зеркал являются злые сущности, будут докучать живым (отсюда появление стуков, скрипов, стонов дома);
  • погасшие церковные свечи: должен гореть огонь во время совершения чина последования панихиды, принято считать, что если пламя погасло, это дурной знак, на самом деле так происходит из-за сквозняков и по причине низкого качества свечи.

Известен лишь один случай, когда во время совершения чинопоследования произошло чудо – пламя зажглось само собой. Это случилось, когда проводилась панихида по св. Петру, митрополиту Московскому (XIV век). Позднее эта свеча помогла совершить чудо – вернуть зрение слепой женщине (жене монгольского хана).

Мнение служителя церкви

Рубрика «вопрос-ответ»

Можно ли провести панихиду дома самостоятельно по самоубийце или некрещеному ребенку?

Мнение эксперта

Отец Павел

Священнослужитель

Совершение панихиды вне зависимости от ее продолжительности, содержания не может проводиться по самоубиенным, некрещеным, атеистам. Традиционные молитвы не читают над такими людьми, т. к. они отказались от Бога по разным причинам. При погребении не используют ритуальную атрибутику, не совершают богослужения в храме и дома. Существует специальный чин, облегчающий страдания близких, которые не могут молиться за покойных – «чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшагшо».

Что будет, если ошибиться в порядке чтения мирского чина панихиды?

Мнение эксперта

Отец Павел

Священнослужитель

Мирянин, произносящий молитвы, которые составляют мирской чин панихиды, не является священнослужителем (не принимал сан). Это значит, что неточности и некоторые несоответствия при произношении слов на церковнославянском языке, ошибки при постановке ударений не являются критичными. Но все же следует проявлять внимательность, стараться не менять местами части панихиды, максимально точно проговаривать священные тексты.

Чин отпевания младенцев до 7 лет

Крест и свечи в церкви

Нужно ли родственникам присутствовать на панихиде по усопшему в храме?

Мнение эксперта

Отец Павел

Священнослужитель

Присутствие на богослужении, которое проводится с целью поминовения усопших, не является обязательным для родственников. Однако это предпочтительное действие, позволяющее оказать более существенную помощь покойным. Можно слушать молитвы, читаемые священником, или тихо проговаривать слова священных текстов, если они уже знакомы. При этом важно участие близких.

Что поется на панихиде?

Мнение эксперта

Отец Павел

Священнослужитель

Обычно верующие в храме подпевают хору на этапе, когда произносят «Вечная память». Также нараспев читается «Непорочны», тропарь, кондак. При совершении домашней панихиды не всегда можно в точности сохранить порядок песнопений, но следует стараться.

Как читать панихиду по усопшему дома?

Мнение эксперта

Отец Павел

Священнослужитель

Существуют общепринятые правила совершения чинопоследования поминовения. Во храме, как и дома, читают священный текст перед пламенем свечи. Можно зажечь лампадку, если она есть под рукой. Это являет собой символ вечности, упокоения. Но отсутствие свечи не означает, что нельзя произносить молитвы об умершем. Нужно помнить, что это лишь одно из условий совершения обряда. Свеча не заменяет собой помощь душе покойного. Без молитвы она не имеет силы. Важно произносить текст панихиды перед иконами. Дома должен быть образ Иисуса Христа, Богородицы. Но сегодня не у всех обустроен красный уголок, как раньше, поэтому при возникновении такой необходимости можно читать молитвы наедине с собой. Тишина и покой позволят достичь нужного состояния души. Это позволит приблизиться к Богу, чтобы донести свою молитву.

Чтение Псалтири по усопшим

В православной Церкви существует благочестивый обычай чтения Псалтири по усопшему и до погребения, и в память его после погребения. Этот обычай существует с глубокой древности и основывается на том, что Священное Писание как Ветхого (к которому относится Псалтирь), так и Нового Заветов, будучи словом Божиим, обладают молитвенной силой. Святитель Афанасий Александрийский писал, что книга псалмов — это зеркало, в котором грешная душа человеческая со всеми страстями, грехами, беззакониями, недугами не только отражается в настоящем виде, но и находит в псалмах врачевание. Книга псалмов — это не произведение искусства, дошедшее к нам из глубины веков, хотя и прекрасное, но чуждое и постороннее, нет, книга псалмов очень близка к нам, это книга о всех нас и о каждом человеке. «По моему мнению, — писал св. Афанасий, — в книге псалмов измерена и описана словом вся жизнь человеческая и душевные расположения и движения помыслов, и сверх изображенного в ней ничего более не отыщется в человеке. Потребно ли покаяние и исповедание, постигли ли кого скорбь и искушение, гоним ли кто или избавился от злоключений, стал ли опечален и смущен и терпит что-либо подобное сказанному выше, или видит себя преуспевающим, а врага приведенным в бездействие, или намерен восхвалить, возблагодарить и благословить Господа — для всего этого имеется наставление в божественных псалмах… Поэтому и сейчас каждый, произнося псалмы, пусть будет уверен, что Бог услышит просящих псаломским словом». Чтение псалтири по усопшим несомненно приносит им великое утешение — и само по себе, как чтение слова Божия и как свидетельство о любви к ним и память о них их живых собратий. Приносит оно им и большую пользу, так как принимается Богом как приятная умилостивительная жертва во очищение грехов поминаемых: так же как приемлется Им вообще всякая молитва, всякое доброе дело. Существует обычай просить священнослужителей или лиц, специально этим занимающихся, — почитать псалтирь в память усопших, причем эта просьба соединяется с подачей милостыни за поминаемых. Но очень важно чтение псалтири и самими поминающими. Для поминаемых это будет еще более утешительно, так как свидетельствует о большой степени любви и усердия к ним их живых собратий, которые сами лично хотят потрудиться в память их, а не заменять себя в труде другими. Господом подвиг чтения будет принят не только как жертва за поминаемых, но и как жертва за самих приносящих ее, трудящихся в чтении. И, наконец, сами читающие псалтирь получат от слова Божия и великое назидание, и великое утешение, чего они лишаются, поручая другим это доброе дело и сами чаще всего не присутствуя на нем. А милостыня может и должна быть подаваема самостоятельно, независимо от чтения псалтири, и ценность ее в этом последнем случае будет, конечно, выше, так как не будет соединена с возложением обязательного труда на приемлющего, а будет подана по заповеди Спасителя даром, и потому будет принята Господом как милостыня сугубая. Над умершим архиереем и священником читают не псалтирь, а Евангелие, поскольку по своему служению они были проповедниками Евангельского слова. Читают Евангелие над ними только священнослужители.

Неусыпаемая псалтирь

Неусыпаемая Псалтирь читается не только о здравии, но и о упокоении. Издревле заказывание поминания на Неусыпаеом Псалтири считается великой милостынью за усопшую душу..

Также хорошо заказывать Неусыпаемую Псалтирь и за себя, будет живо чувствоваться поддержка. И ещё один важнейший момент, но далеко не самый маловажный, Существует вечное поминовение на Неусыпаемой Псалтири. Кажется дорого, но результат в больше чем в миллионы раз превышает потраченные деньги. Если же такой возможности все равно нет, то можно заказываться на меньший срок. И хорошо также читать самому.

Заказать в монастыре в Иерусалиме

Комментарий священника

Отец Владимир

Отец Владимир

Священнослужитель

При произнесении молитвенных текстов не нужно включать музыку. Достаточно создать красный уголок дома: поставить иконы, зажечь свечу. В разных традициях практикуется сочетание панихиды, волынки, текста – читают молитвы под мелодию, которая создает необходимое настроение. У православных русских верующих другие обряды. Например, способствует появлению определенного настроения хор на клиросе, а не музыкальное сопровождение. Но сегодня музыка, так или иначе, постепенно входит в православные традиции. Можно обратить внимание на обряд погребения – с недавних пор процессию сопровождает оркестр, что воспринимается многими, как само собой разумеющееся, естественное условие проведения похорон по христианским обычаям. Но это не так, традиция появилась в прошлом веке.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: