В какие моменты Литургии совершается рукоположение во диакона, пресвитера, епископа и почему?


Таинство Священства

Слово «хиротония» имеет греческое происхождение и переводится как «рукоположение». В античности так называли процедуру голосования поднятием рук при избрании государственных чиновников. Термин был позаимствован Церковью и со временем утратил своё первоначальное светское значение. Хиротония – что это в Православии? Это Церковное Таинство, которое заключается в посвящении христианина в духовный сан, то есть в одну из степеней священства.

хиротония что это в Православии

Понятие целибата

Обет безбрачия у мужчин характерен для священнослужителей католической церкви. В православии имеют право заводить семью дьяконы и иереи. Епископам запрещено иметь жену. При этом высший сан полагается монахам. Если же безбрачие не связано с монашеством, то для рукоположения в епископы надо:

  • иметь высшее образование;
  • пройти стажировку в монастыре или крупном приходе в течение 2 лет;
  • получить рекомендации от духовника, ректора духовного образовательного учреждения, священника прихода, где проходил стажировку.

Строгость испытаний для тех, кто живет мирской жизнью и не женится, связана с искушениями, окружающими кандидата.

Понятие целибата

Хиротония – что это в Православии?

В Православии существует три степени священства: диакония, пресвитериат (священник, иерей) и епископат (архиерей). Хиротония в каждую из них проводится по особому чину. Однако все они совершаются епископом, с возложением его рук на посвящаемого. Так поставляемому передаётся особая благодать (дар от Бога) для служения Церкви. Рукополагают всегда на Божественной литургии, в алтаре. Протоиерей Геннадий Нефедов объясняет, что хиротония – это Таинство, в котором избранник получает благодать священства по силе соборной молитвы Церкви.

Апостолы Христовы были наделены всей полнотой священнического служения. Соответствующую благодать они унаследовали от Самого Господа при сошествии на них Святого Духа на 50-й день после Воскресения Спасителя. Ученики Иисуса Христа передавали этот Божественный дар другим христианам через рукоположение их во епископы. Те, в свою очередь, поставляли новых архиереев.

Таким образом, епископы являются преемниками апостолов и проводниками их благодати. Эта священная связь выражена в особом церковном термине – «апостольская преемственность». Именно она обеспечивает канонический статус православных священнослужителей. Поэтому нарушение канонических связей с законным Священноначалием является отступлением от Господа и лишает благодати. Митрополит Иларион (Алфеев) отвечает на вопрос «хиротония – что это?»:

«Если таинство Священства бывает торжеством в жизни всей Церкви, то для самого посвящаемого оно является его личной Пятидесятницей, когда на него сходит Святой Дух и он получает многие благодатные дары».

Хиротония во диакона

Во диаконов поставляют тех, кто уже является служащим в храме, но находится на одной из начальных, не священнических ступеней церковной иерархии. Таковых именуют церковнослужителями или младшими клириками. К ним относятся чтецы и иподиаконы. Последние являются помощниками епископа на архиерейских богослужениях. Иподиаконы готовят облачение, подают предметы церковной утвари, открывают царские врата (центральные двери иконостаса).

Рукоположение христианина в диаконы даёт ему право помогать священнику на богослужениях и в проведении Церковных Таинств. Самостоятельно же совершать священнодействия диакон не может. Поставление совершается одним епископом на Божественной литургии любого чина. Согласно «Настольной книге священнослужителя»:

«Хиротония во диакона бывает на литургии после освящения Святых Даров, именно – после произнесения архиереем возгласа: «И да будут милости Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами».

Посвящаемого трижды обводят вокруг престола. Будущий диакон при этом целует его углы, а затем склоняет на него свою голову, стоя на правом колене. Епископ возлагает на главу поставляемого свой омофор (часть облачения) и обе руки. Это знаменует возложение рук самого Христа, который незримо участвует в Таинстве. Архиерей читает специальную молитву, призывая на ставленника благодатные дары Святого Духа.

Хиротония – это священнодействие, которое также включает вручение новопосвященному атрибутов, соответствующих его новому сану. Диакону дают поручи, орарь (предметы облачения) и рипиду (предмет богослужебной утвари). Каждое вручение сопровождается возгласами епископа и остальных священнослужителей «Аксиос!» («Достоин!»).

Наставления свт. Григория Двоеслова к духовным пастырям

Пастырь, правящий духовным стадом Христовым, должен быть для него передовым примером во всех делах своих, так чтобы он самой жизнью своей указывал пасомым путь жизни, а словесное стадо его, последуя гласу и делам своего пастыря, поучалось и усовершенствовалось более из примера, нежели из слов его. Ибо если высота занимаемого им места вызывает на соответственную возвышенность слова, то та же высота требует и высоких подвигов. Притом и самая проповедь устная удобнее и вернее проникает в сердца слушателей, когда слова проповедника подтверждаются его примерной жизнью: словом он только убеждает и побуждает к делу, а примером он как бы помогает и участвует в деле. На гору высоку взыди, благовествуяи Сиону, — говорит Господь через пророка (Ис. 40, 9), внушая сим, что проповедующий о небесном должен возвыситься над уровнем дел земных и как бы стать на самом видном месте, чтобы тем удобнее было ему привлечь слушателей своих к себе и возводить их к совершенству, чем громче будет раздаваться сверху голос его святой жизни.

Пастырю, правящему духовным стадом Христовым, надлежит быть разборчивым и в молчании, и в словах, чтобы не говорить о том, о чем следует молчать, и не молчать о том, о чем следует говорить. Ибо как необдуманная речь может вводить слушателей в заблуждение, так неуместное молчание может оставлять их тоже в заблуждении; тогда как и в том, и в другом случае, при благоразумной разборчивости руководящего пастыря, они могли бы избавиться от этого. А между тем часто случается, что неблагоразумные и непредусмотрительные пастыри из опасения потерять благоволение у своих пасомых боятся и не решаются свободно высказывать истину; но это уже не пастыри добрые, которые душу свою полагают за овца, по словам самой Истины, а наемники, которые как бы бегают при виде волка грядуща, когда укрываются под предлогом молчания (ср.: Ин. 10, 11-13). О них-то с упреком говорит Господь чрез пророка: пси неми не возмогут лаяти (Исх. 56, 10); и в другом месте: Не сташа на тверди, ни поставиша стеною на дом Израилев: ни сопротивишася в бою в день Господень (Иез. 13, 5). Стоять же на тверди — значит свободно и бестрепетно защищать духовное стадо от всяких нападений и притеснений мира сего, и сопротивляясь в бою в день Господень — вести борьбу из любви к правде со всяким грешником, кто бы он ни был, несмотря ни на какие со стороны его сопротивления и противодействия.

А бояться высказывать правду из-за чего бы то ни было, и прикрываться молчанием — не то же ли для пастыря, что для военачальника обратиться в бегство с поля битвы без всякой борьбы? О таковых-то недостойных пастырях говорится и у пророка Иеремии: Священницы не рекоша: где есть Господь? …И пастыри нечествоваша на Мя, и пророцы пророчествоваша в Ваала и идолом последоваша (Иер. 2, 8). Пророками же называются иногда в Священном Писании и учители, у которых все пророчество ограничивается тем, что они, показывая тленность настоящего, внушают надежду на будущее. Слово Божие упрекает их за потворство суетности народа, которую они ясно видят, но не хотят или бояться указать на нее самим грешникам, усыпляя только их совесть своим ласкательством. Они не решаются быть обличителями своих подчиненных, чтобы тут же не обличить и самих себя, тогда как пастырское обличение служит самым действенным средством для вразумления и исправления даже закоренелых грешников: ибо, слушая благоразумные обличения своего отца духовного, со властью пастырскою их обличающего, они с сокрушением сердца и раскаянием сознаются в своих грехах, нередко и таких даже, которые для них самих были тайной.

Если же пастырь стоит грудью, тогда он ставит врагу преграду и есть оплот стаду дома Израилева. Всякий, кто вступает в пастырское служение, принимает на себя обязанность быть духовным глашатаем и выступать пред народом с громогласной трубой, чтобы приготовить его к сретению Верховного Судии в день Страшного Суда. Но если пастырь не силен словом, и пред паствой своей остается безгласен, то какой из него, немотствующего, может быть глашатай и провозвестник славы Божией? Для сего-то и на первых наших пастырей христианских (апостолов) сошел Дух Святой в виде огненных языков; и как только исполнились они Духа, тотчас стали проповедовать (Деян. 2, 2-4) («Правило пастырское», избранные выдержки, настольный календарь РПсЦ Кавказско-Донской епархии, 2014 г.).

Хиротония во пресвитера (священника)

Священником может стать лишь тот христианин, который был возведён в степень диакона. Рукоположенный во священники является представителем епископа и по его поручению совершает богослужения и Таинства. Однако пресвитер не может проводить хиротонии, то есть передавать другим христианам полученную благодать священства.

Хиротония во священника совершается одним епископом на литургии Иоанна Златоуста или Василия Великого. Ведь новопосвящённый пресвитер должен принять участие в главной части этого богослужения – Евхаристическом каноне. Он отсутствует в литургии Преждеосвященных Даров, поэтому хиротония во священника на ней невозможна.

«Рукоположение в священники совершается после перенесения Честных Даров с жертвенника на престол, после исполнения Херувимской песни, для того, чтобы и рукоположенный мог участвовать в освящении Даров» («Настольная книга священнослужителя»).

Поставление происходит аналогично диаконской хиротонии: с троекратным обходом вокруг престола, коленопреклонением, возложением рук епископа, чтением специальной молитвы, вручением священных атрибутов. Однако есть некоторые отличия. Например, священник, перед престолом становится не на одно, а на два колена. Разумеется, отличается и текст архиерейской молитвы.

Новопосвящённому иерею даруются такие предметы облачения как епитрахиль, пояс, фелонь и наперсный (нагрудный) крест. Также вручается «Служебник» – по этой книге поставленный священник в конце литургии читает заамвонную молитву.

Кто может быть рукоположен

Подняться вверх по церковной иерархической лестнице доступно тем, кто имеет:

  • низшие церковные должности;
  • возраст от 18 до 30 лет;
  • среднее образование;
  • здоровую психику, крепость физическую;
  • рекомендацию от православного священника.

Дьякон и иерей могут быть женаты, а епископу лучше принять монашество, дать обет безбрачия. В исключительных случаях разрешено вступать в брак, если жена согласна стать монашкой. Требованиям к женам и детям священника строгие. Семья священника должна быть примером в поведении для паствы.

рукоположение в священники

Хиротония во епископа

Что такое хиротония во епископа? В эту высшую степень священства поставляют монашествующих пресвитеров, а именно архимандритов. По 1-му Апостольскому Правилу, данный чин может проводить лишь «собор епископов», то есть не менее двух архиереев. Рукоположенный наделяется всей полнотой священнического служения. Он может передавать её другим христианам, совершая хиротонии, и освящать храмы. Митрополит Иларион (Алфеев) отмечает:

«Хиротония во епископа отличается особой торжественностью: ей предшествует чин наречения, когда посвящаемый произносит присягу и исповедание веры».

Рукоположение совершается на литургии Иоанна Златоуста или Василия Великого после пения «Святый Боже», перед чтением Апостола. Посвящаемый склоняет перед престолом два колена. На поставляемого возлагаются раскрытое Евангелие и руки всех присутствующих епископов. Читаются особые молитвы, в которых у Господа просят, чтобы новопосвящённый стал достойным «подражателем истинного Пастыря», то есть Иисуса Христа.

Рукоположенному архиерею вручаются следующие предметы облачения: саккос, омофор, крест, митра (головной убор) и панагия (нагрудный образ Богоматери). После литургии дают чётки и жезл – символ пастырской власти. Новопосвящённый епископ принимает святую чашу на Великом входе и преподаёт её во время приобщения Святых Христовых Таин. В конце богослужения он благословляет молящихся.

Облачение священнослужителей

Священнослужители при своем посвящении, а затем и вообще при Богослужении, облачаются в священные одежды. Диакон облачается в стихарь, уларь (орарь) и поручи. Священник — в подризник (тот же стихарь), епитрахиль (сугубый уларь), пояс, поручи и ризу (или фелонь). Епископоблачается в те же одежды, что и священник, но вместо епитрахили епископ облачается в особую одежду, называемую амфор (омофор) — это длинная широкая лента, возлагаемая на плечи епископа так, что один конец ее спускается спереди, а другой — сзади. Митрополиты и архиепископы вместо фелони облачаются в саккос — одежда наподобие короткого стихаря с короткими рукавами. Митра — головное украшение епископов; панагия — небольшой круглый образ Спасителя или Божьей Матери, богато украшенный, который епископы носят на груди, как и крест. Посох или жезл — знак епископской власти. Во время богослужения, в определенные моменты, епископ становится на специальные круглые коврики — орлецы, на которых, соответственно названию, изображается летящий над городом орел. Это означает, что епископ своим учением и своею жизнью должен возвышаться над паствою и служить для нее примером стремления от земного к небесному, подобно орлу, парящему в воздухе.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: