Правление княгини Ольги и Святослава — основные моменты

Смерть Игоря создала достаточно сложную ситуацию в Киеве. Во весь рост встал вопрос о том, кто же возьмет всю власть государстве в свои руки. Дело в том, что законный наследник князь Святослав, сын Игоря, был еще на тот момент всего 3 лет от роду и разумеется самостоятельно править не мог. В то же время к Ольге, вдове покойного князя, прибыло посольство от древлян. Они предложили ей выйти замуж за их князя Мала, таким образом, древлянский лидер стал бы одновременно и правителем Киева. Стоит напомнить о том, что именно древляне убили Игоря в свое время. Перед Ольгой встал сложный вопрос, что делать? Разумеется, согласиться на предложение древлян было бы проще. Однако, она не только отказала Малу, но и развязала с древлянами войну. Летопись сохранила красочное описание этих событий.

Становление Киевского государства при Ольге и Святославе

Ранние годы

Святослав был единственным сыном князя Игоря Рюриковича и княгини Ольги. Точная дата его рождения неизвестна. По Ипатьевскому списку, будущий правитель Киевской Руси появился на свет в 942 году, однако эта информация не нашла подтверждения в других исторических источниках.

Согласно летописной версии, осенью 945 году киевский князь был убит древлянами за взимание с них непомерной дани. Так трёхлетний Святослав стал наследником престола, но в силу его юного возраста бразды правления перешли к его матери Ольге, ставшей регентшей при малолетнем сыне.

Спустя год после гибели князя Игоря его вдова организовала военный поход против древлян. Маленький Святослав открыл сражение, которое завершилось полным поражением древлян.

920-й – наиболее вероятный год рождения

Есть свидетельства зарубежных историков, живших незадолго после того времени, и даже современников. А все русские летописи дошли до нас в манускриптах не ранее XIV века. Византийский император Константин VII в труде «Об управлении империей», составленном около 948-952 гг., говорит, что князь Сфендослав, сын Ингора, правил в «Немогарде» (большинство подразумевают под этим Новгород, но это необязательно). То есть в любом случае он не был при регентше-матери. Но какой мог быть толк в управлении на окраине государства от маленького мальчика? Вероятнее, что Святослав уже был взрослым мужем. Немецкий историк Титмар Мерзебургский говорит, что Владимир Святославич, который крестил Русь, скончался в преклонных годах, а было это в 1015 году. Между тем, «Летописец Переяславля-Суздальского» прямо сообщает, что Владимир родился в 942 году. Как он в таком случае мог родиться от Святослава, если тот сам родился в этом году? С другой стороны, как Владимир мог быть стариком к 1015 году, если родился где-то в 60-х годах предыдущего столетия? Но всё встаёт на свои места, если предположить, что в обряде посажения на коня речь идёт о внуке Игоря и Ольги – малолетнем Владимире, родившемся в 942 году. А Святослав, будучи к тому времени уже взрослым, правил самостоятельно вдалеке от Киева. Кроме того, летопись сообщает, что Игорь был сыном Рюрика. Следовательно, он должен был родиться не позднее 880 года. И что же, до возраста 62 лет у Игоря не было сыновей? И с учётом этого 920 год как дата рождения Святослава выглядит гораздо правдоподобнее. Наконец, византийский государственный деятель и историк Лев Диакон – единственный человек, который мог лично видеть Святослава, из тех, чьи свидетельства сохранились, подробно описывает облик «князя скифов» во время его переговоров с императором Иоанном Цимисхием. Лев говорит о бритой голове и бороде, чубе, длинных усах и серьге Святослава, об опрятности его в одежде, но ни словом не упоминает про его возраст. Между тем, если бы он был существенно младше императора, то историк наверняка не преминул бы это отметить. Иоанн Цимисхий родился в 925 году. Значит, Святослав был примерно одного с ним возраста. Дата рождения – 920 год – и тут правдоподобнее.

Начало правления

Свой первый самостоятельный поход Святослав Игоревич совершил в 964 году, когда направил дружину к Волге, в землю вятичей. Однако князь не стал ввязываться в битву с вятичами, а направил все свои силы на Хазарский каганат. Так в 965 году было разгромлено некогда могущественное государство, державшее под контролем транзитные торговые пути. В результате Волжская Булгария была вынуждена выплатить немалую дань князю Святославу и не ограничивать торговую деятельность русских купцов.

Успешным оказалось вторжение киевского князя и на Северный Кавказ, где проживали союзники разгромленной Хазарии: ясы, аланы, касоги. По дороге домой Святослав Игоревич нанёс удар по вятичам, заставив их признать верховную власть Киева и регулярно выплачивать дань.

Предводитель русской дружины на службе у хазар?

Итак, вся политическая активность Святослава протекает к югу и юго-востоку от Руси. А что же, в других направлениях у Руси не было никаких проблем с подвластными и окрестными народами? При этом вектора всех походов Святослава расходятся как бы из одного центра, лежащего где-то в Северном Приазовье. Его враги были историческими противниками Хазарии. Вятичи были данниками хазар, ясы и касоги тоже, с Византией хазары часто воевали. Да и Киев, по некоторым известиям, был основан хазарами, так что выражение, что он привёл много пленных осетин и черкесов на поселение в Киев, может иметь иной смысл, чем обычно считают. Известие о взятии Святославом Белой Вежи может отражать реальный захват им власти в Хазарском каганате, после чего он попытался привести к покорности прежних данников каганата. Нет никаких доказательств, что «Немогард» это Новгород, тем более, что для середины Х века существование Новгорода сомнительно по данным археологии. Может быть, это Тмутаракань или другая фактория русов на юге? И, может быть, отложившись от Хазарии, Святослав просто хотел создать своё государство в Северном Причерноморье от Балкан до Кавказа? Обратим ещё внимание на то, что Святослав – первый русский князь, носящий славянское имя. И большинство его сыновей зовутся уже на славянский лад – Ярополк, Владимир. Связан ли он генетически с прежними правителями Руси, носившими скандинавские имена – Рюриком, Олегом, Игорем, Ольгой? Правомерные вопросы, на которые пока нет ответов.

Внутренняя политика

Оказавшись на княжеском престоле, Святослав поставил перед собой главную задачу: укрепить власть за счёт усиления военной мощи.

При изучении краткой биографии Святослава Игоревича стоит отметить, что внутренняя политика его практически не интересовала, и всеми государственными вопросами занималась его мать, княгиня Ольга. Куда больше князя привлекали военные походы и сражения с врагами Киевской Руси.

Но, несмотря на равнодушие к внутренним делам державы, Святослав Игоревич внёс некоторые изменения. Так, он организовал принципиально новую систему налогообложения. Отныне в Древнерусском государстве, в разных его частях, были сформированы погосты — специальные места, где происходил сбор денег с местных жителей.

Русский гепард

Под 964 г. Повесть временных лет сообщает о Святославе, как о молодом, но уже очень серьезном воителе. Хрестоматийным стало описание летописью киевского князя: он много воевал, был быстр, подобно пардусу, в походах не возил обозов, спал под открытым небом, ел мясо, испеченное на углях. Перед нападением на чужие земли предупреждал врага своим знаменитым посланием: «Хочу на вас идти!».

Исследователи давно пришли к выводу, что это описание восходит к древнейшему дружинному преданию о первых русских князьях, а вот сравнение Святослава с пардусом (гепардом) находит параллели в описании подвигов Александра Македонского в греческих источниках.

Любопытно, что «книжный» гепард отличался не столько скоростью бега (на эту роль претендовали, по традиции, другие животные), сколько внезапностью прыжка, нападения на свою добычу. Текстологический анализ отрывка во всех летописных списках позволил известному филологу А. А. Гиппиусу сделать вывод о том, соединение летописцем фрагментов предания с «книжными» элементами привело к определенному искажению смысла этого известного пассажа о Святославе. Красочное сравнение князя с самым быстрым из млекопитающих означало не скорость передвижения, а внезапность нападения и движение налегке. Впрочем, о последнем говорит и смысл всего летописного пассажа.

Внешняя политика

На счету князя Святослава было несколько крупных войн, среди которых самыми важными стали сражения с Болгарским царством и Византией.

Вторжение в Болгарию произошло в 968 году и завершилось победой дружины Святослава Игоревича. Взяв множество городов, киевский князь обосновался в устье Дуная, в Переяславце, куда к нему была выслана дань от побеждённых болгар.

В этом же году на Киев напали печенеги, и князю пришлось в срочном порядке возвращаться домой. Год спустя скончалась княгиня Ольга, и Святослав Игоревич был вынужден привлечь к правлению государства своих сыновей. Он посадил сына Ярополка на киевское княжение, Олега — на древлянское, Владимира — на новгородское.

Правители Болгарского государства решили заключить договор с князем Святославом, чтобы вместе противостоять Византии. В 970 году союзное войско напало на Византийское государство. Несмотря на численное преимущество, в генеральном сражении князь Святослав Игоревич был разгромлен.

За столом переговоров византийский император и киевский князь пришли к тому, что Святослав Игоревич обязуется покинуть Болгарию, но при этом может восстановить торговые отношения с Византией. Отныне восточная часть Болгарского государства оказалась под властью Византии, а западные земли получили независимость.

Христианство на Руси в княжении Ольги и Святослава

Принятие христианства на Руси. Причины выбора и значение

3. Христианство на Руси в княжении Ольги и Святослава

После смерти князя Игоря верховная власть в Русском государстве сосредотачивается в руках его вдовы Ольги, которая принимает христианство.

Уже В.Н.Татищев, опиравшийся на летописные памятники, и в частности на Иоакимовскую летопись, склонен был рассматривать крещение Ольги как важнейший шаг в деле утверждения христианства на Руси. Он считал, что после крещения Ольги « многие крестились…Паче же Ольга, как владетельная, могла многих верных ей вельмож склонить, особливо бывшие с нею в Цареграде…»

Макарий полагал, что Ольга ездила в Константинополь, будучи внутренне подготовленной к принятию христианства. Она крестилась в Византии вовсе не потому, что боялась киевских язычников. Просто Ольга желала «принять свет в самом источнике его». По возвращении из Царьграда она стала распространять христианство на Руси: свергла идолов, создавала христианские церкви. Только противодействие Святослава помешало ей сделать Русь христианской державой.

В 957 году Ольга поехала в Константинополь язычницей, не имея ещё твердого намерения принять христианство. Но пораженная там «величием греческой религии», крестилась. Возвратившись на родину, она попыталась склонить к христианству Святослава, но он остался верен язычеству. Но те, кто хотел креститься, тому не запрещали, а только смеялись над ним. Это повлияло на дальнейшее распространение христианства в Киевском государстве. Началась борьба между христианством и язычеством.

На Ольгу благотворно повлияло проповедничество варягов-христиан, проживавших в Киеве. По политическим причинам она не могла открыть сразу же после смерти Игоря свои убеждения. Ольга тайно крестилась в Киеве, а в Константинополь прибыла христианкой после сложения с себя регентских обязанностей и передачи власти Святославу. После крещения она стала ниспровергать языческих идолов.[9]

Русь во времена Ольги не была подготовлена к перевороту в идеологии, который был связан с принятием новой религии. Поэтому княгиня осталась одинокой христианкой даже в своей семье. При Ольге христианство на Руси было лишь едва «терпимой полудозволенной» религией. Само обращение русской княгини в христианство историк Левченко связывал с попыткой русского правительства установить более тесные отношения с Византией, в первую очередь торговые.

Принимая христианство, Ольга предполагала сделать его государственной религией, но этому помешала византийская церковно-политическая концепция, согласно которой «любой народ, принявший христианство из рук греков, становился вассалом греческого императора, политически зависимым народом или государством. Русское правительство не хотело таких неравноправных отношений с Византийской державой. Выбор христианского имени княгини Ольги не был случайным. Ольга была наречена при крещении Еленой в честь матери Константина Великого, считавшейся «равноапостольной». Наречение русской княгини при крещении Еленой очень прозрачно намекало на устремление Византии установить с её помощью христианство на Руси как официальную религию и тем самым поставить молодое, но могучее славянское государство в вассальные отношения к цесарю Византии.

Византийцам не удалось исполнить задуманное. Ольга действительно думала об организации церкви на Руси и колебалась меду двумя тогдашними христианскими центрами – Константинополем и Римом. Попытку Ольги ввести христианство на Руси следует расценивать как охранительную государственную меру с целью упрочения княжеской власти и подавления народных масс.[10]

При Святославе (957-972гг.), сыне Ольги и Игоря, возрос международный престиж Киева. Концу второй половины X века процесс централизации Киевского государства был завершен. Святослав известен как воин, завоевавший Волжскую Болгарию. В основанный им город Переяславец на Дунае он пытался даже перенести столицу своего государства вопреки интересам Византии. Святослав разгромил Хазарское царство, разбил ясов и касагов (черкесы) на Северном Кавказе и укрепил восточные и южные границы Киевского княжества. На берегу Азовского моря он основал город Тмутаракань.

С именем Святослава связаны не только военные успехи. При нем обострились отношения с Византией. Разгром Хазарского государства открыл границы для набегов печенегов, которые и убили князя, застав его врасплох на пути из Византии в Киев, недалеко от Днепровских порогов.

Княжением Святослава завершается период становления Древнерусского государства. В середине X века оно становится крупнейшим из известных тогда государств Восточной Европы наряду с Византией и Хазарским каганатом, успешно соперничавшим с ними и неоднократно побеждавшим их в открытой борьбе. Из союза племен Русь превратилась в государство с единой центральной княжеской властью, объединившей территории, населенные славянскими племенами. Племенное деление постепенно исчезало. Складывалась единая народность. С объединением Руси и усилением военной мощи Киевского государства повышалась безопасность страны от врагов. Беспрепятственные торговые соглашения обеспечили экономический рост страны и усилили ее могущество. [11]

Заключение

Что же практически получила Русь от принятия христианства? Прежде всего, её население получило принципиально новую идеологию, с помощью которой правящий класс мог заставить подчиняться себе народные массы.

В целом же отход от язычества и принятие христианства Русью были важными и прогрессивными для того времени явлениями. Замена язычества христианством была обусловлена тем качественным скачком, который сделал восточное славянство, перейдя от строя военной демократии к феодализму.[12]

Христианство смогло принять форму национальной религии – русского православия, так как полностью использовало социокультурные основания, ценности материальной и духовной культуры, успехи социально-политического развития народа. «Крещение» Руси не было единовременным актом и не являлось результатом воздействия «божественного промысла». Это была политическая реформа, которая должна была укрепить феодальные отношения, а потому носила характер политической борьбы. Проникновение и распространение христианства – многовековой идеологический процесс, в котором инициатива всегда принадлежала феодальной знати Киевской Руси.

Откровенное вмешательство церкви в дела государства создавало видимость единства церкви и народа, хотя церковь не играла абсолютно никакой роли в борьбе за социальную справедливость. Никогда она не выражала интересы народных масс. Лишь отдельные деятели церкви занимали прогрессивные позиции в решении некоторых политических, социальных и научных проблем.[13]

Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее и античной культуры.[14]

Принятие христианства – крупнейшее событие в истории Древней Руси.

Историческое значение принятия христианства можно свести к следующему.

1) Утверждение христианской веры завершило процесс формирования древнерусской народности. Былая племенная рознь уходила в прошлое. Единство веры, языка, культуры вытесняло прошлые различия. Понятие общности народа, его прошлого, настоящего и будущего нашло отражение в летописи.

2) Христианская религия являлась важнейшим фактором упрочения Киевского государства. С принятием христианства установилось централизованное церковное управление во главе с митрополитом, которого сначала присылали из Константинополя. Затем константинопольский патриарх стал назначать на эту должность местного священнослужителя. Создавшиеся на местах церкви и монастыри подчинялись епископу, а епископ – митрополиту. Строго организованная церковная иерархия способствовала централизации светской власти. При Владимире Святославовиче из Византии пришел сборник законов – Кормчая книга, по которой совершался церковный суд. Это ускорило кодификацию гражданского права и создание в первой половине XI века гражданского кодекса «Русской правды».[15]

Установление единой веры, единого законодательства, единой власти киевского князя – таков итог развития Древнерусского государства в конце X – начале XI вв.

3) Христианская религия придала новый статус княжеской власти. Церковь внесла убеждение в божественном происхождении и божественном предназначении светской власти. Это повысило авторитет князя, а также его ответственность. Свои действия он должен был сообразовывать с положением помазанника божьего. Митрополиты вмешивались во взаимоотношения князей, когда они принимали форму вражды и кровопролитных усобиц.

4) Крещение Руси стало поворотным этапом развития культуры. Болгарские монахи Кирилл и Мефодий разработали славянский алфавит (кириллица), начали перевод церковных книг на славянский язык. Стали развиваться книжное просвещение, литература, появились исторические повествования (летопись). Переписка книг стала на Руси, как и в других христианских странах, важнейшим делом монастырей. Монастыри становились центрами книжности и просвещения. Строительство церквей и монастырей способствовало развитию архитектуры, строительного искусства, живописи.[16]

Христианство пришло на Русь из Византии. Это обусловило упрочение культурных связей с Византией и ее влияние. Опираясь на достигнутый уровень развития культуры Византии, в Древней Руси развивались самобытная литература, искусство, архитектура. Внедрение славянской письменности и славянского языка в церковный обиход имело двоякое значение. С одной стороны, это привело к отрыву от греческого языка, от создания на этом языке древнегреческой литературы, философии, истории.[17]

5) Церковь оказывала влияние на развитие социальных отношений. Утвердившийся идеологический стереотип о том, что принятие христианства способствовало усилению эксплуатации и упрочению власти феодалов, исторически неверен. Христианская мораль, не признающая неравенство между людьми, осуждала рабство (на Руси – холопство). Церковь осуждала грубое отношение к холопам, убийство холопа. Холопы, становясь церковными людьми, получали свободу.

6) С крещением Руси в жизни людей утверждались морально-этические нормы христианской религии. Церковь провозглашала благотворительность и милосердие среди верующих, заботу о нищих и беззащитных. При монастырях устраивались приюты для бездомных и престарелых (богадельни), оказывалась помощь больным. Церковь брала под свою защиту вдов и сирот, если они оказывались без посторонней помощи. Христианская мораль и вмешательство церкви серьезно влияли на семейные отношения – заключение брака, неодобрение развода, запрет многоженства, взаимоотношения супругов и всех членов семьи. Под влиянием христианства постепенно была отменена кровная месть, смягчены жесткие нравы, присущие язычеству.[18]

Принятие христианства стало крупнейшим поворотом в жизни всего древнерусского общества и каждого человека.

Список источников литературы

1. «Введение христианства на Руси», Г.М.Филист, г. Москва, 1988 г.

2. «Древняя Русь», г. Москва, 1993 г.

3. «История России», А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина, г. Москва, 2008 г.

4. «История государства Российского», Н.М.Карамзин, г. Калуга, 1993 г.

5. «История России», М.М.Шумилов, С.П.Рябикин, г. Санкт-Петербург, 2000г.

6. «Как была крещена Русь», Политиздат, г. Москва, 1988 г.

7. «Русская церковь в IX – первой трети XII в. Принятие христианства», О.М.Рапов г. Москва. 1998 г.

[1] «Русская церковь в IX – первой трети XII в. Принятие христианства», О.М.Рапов г. Москва. 1998 г.

[2] «Русская церковь в IX – первой трети XII в. Принятие христианства», О.М.Рапов г. Москва. 1998 г.

[3] «Русская церковь в IX – первой трети XII в. Принятие христианства», О.М.Рапов г. Москва. 1998 г.

[4] «Русская церковь в IX – первой трети XII в. Принятие христианства», О.М.Рапов г. Москва. 1998 г.

[5] «Русская церковь в IX – первой трети XII в. Принятие христианства», О.М.Рапов г. Москва. 1998 г.

6. «Введение христианства на Руси», Г.М.Филист, г. Москва, 1988 г.

[7] Введение христианства на Руси», Г.М.Филист, г. Москва, 1988 г.

[8] «Русская церковь в IX – первой трети XII в. Принятие христианства», О.М.Рапов г. Москва. 1998 г.

[9] Русская церковь в IX- первой трети XII в. О.М.Рапов. 1998.Москва

[10] «Русская церковь в IX – первой трети XII в. Принятие христианства», О.М.Рапов г. Москва. 1998 г.

[11] «Русская церковь в IX – первой трети XII в. Принятие христианства», О.М.Рапов г. Москва. 1998 г.

[12] «История государства Российского», Н.М.Карамзин, г. Калуга, 1993 г.

[13] «История России», А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина, г. Москва, 2008 г.

[14] «История России», А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина, г. Москва, 2008 г.

[15] «Древняя Русь», г. Москва, 1993 г.

[16] «Древняя Русь», г. Москва, 1993 г.

[17] «Как была крещена Русь», Политиздат, г. Москва, 1988 г.

[18] «Древняя Русь», г. Москва, 1993 г.

Принятие христианства на Руси. Причины выбора и значение

Информация о работе «Принятие христианства на Руси. Причины выбора и значение»

Раздел: История Количество знаков с пробелами: 19643 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0

Похожие работы

Принятие христианства на Руси, русский взгляд

53114

0

0

… сам факт начала возрождения язычества говорит о многом и в первую очередь о том, что христианство не до конца отвечает чаяниям и укладу жизни русского народа. Считается, что принятие христианства на Руси в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития. Но у нас нет возможности оценить как сказалось бы на историческом развитии Руси дальнейшее …

Принятие христианства на Руси

48025

2

0

… что значительная ее часть утрачена, не попала на пергамент и бумагу, определенная вина церковных кругов, которые, естественно, отрицали языческую культуру и, как могли, боролись с ее проявлениями. С принятием христианства на Руси возникла и литература. Славянская письменность появилась в Киеве и других русских центрах раньше, но вплоть до конца Х в. широко распространения она не получила. И лишь …

Принятие христианства на Руси и его социально-культурные последствия

60658

0

0

… критически настроенные исследователи, пусть и неохотно, признают (послушайте): «Действительно, «крещение Руси», понимаемое как официальное введение христианства в качестве государственной религии древнерусского общества, имело … определенные прогрессивные хозяйственно-экономические и социально-культурные последствия, и притом немалые…» (Н. Гордиенко). И какие аргументы он приводит? «В частности, …

Принятие христианства на Руси.

32454

0

0

… были забыты народом и сплетались с новым вероучением в пеструю смесь веры и суеверия. Крещение Руси не следует представлять себе, как одну прос- тую премену верований. Христианство, став господствующей рели- гией на Руси, выразилось не только в проповеди и богослужении, но и в целом ряде новых установлений и учреждений. Из Греции пришла на Русь иерархия: в Киеве стал жить русский митрополит, …

Сын великой Евразии

После подписания мира произошла встреча двух выдающихся исторических личностей – Иоанна Цимисхия и Святослава. Благодаря рассказу Льва Диакона мы знаем, как на этой встрече выглядел русский князь. В отличие от роскошно одетого императора и его свиты Святослав и его люди были одеты совершенно просто. Русские припыли на ладье, и Святослав сидел на веслах и также греб, как остальные, «ничем не отличаясь от своих приближенных».

Святослав Игоревич был среднего роста, с мохнатыми бровями и голубыми глазами, курносый, безбородый, но зато с густыми длинными усами. Голова была совершенно выбрита, но с одной стороны ее свисал клок волос, как полагал Лев Диакон, – признак знатности рода. В одном ухе была золотая серьга с жемчужинами. Одежда его была белой и отличалась только чистотой от одежды его приближенных. Образное описание Святослава Львом Диаконом оставило глубокий след и в восприятии современников, и в памяти потомков. «Вылитый запорожец на киевском столе», – писал о нем известный украинский историк М. Грушевский. В обличье типичного казачьего атамана вошел Святослав и в искусство Нового и Новейшего времени.

Однако современными исследованиями вполне убедительно доказывается, что и подобная прическа, и ношение мужчинами одной серьги в ухе – были в эпоху раннего средневековья образцами престижной моды и воинской субкультуры евразийских кочевников, которые очень охотно перенимала элита оседлых народов. А Святославу, как нельзя лучше, подходят слова О. Субтельного о нем: славянин по имени, варяг по кодексу чести, кочевник по образу жизни, он был сыном великой Евразии.

Авантюрист, государственный деятель, духовный лидер

Возможно, воинствующее язычество Святослава было обусловлено той особой ролью, которую он играл в обществе своего времени. Любопытно, как в историографии менялось восприятие образа этого воителя. В научной литературе первоначально преобладало мнение о Святославе, как о «последнем викинге», искателе приключений, наемном полководце, ищущем славу в чужой земле. Как писал Н. М. Карамзин, он славу побед уважал больше чем государственное благо. Война была единственной страстью Святослава, – вторит ему О. Субтельный. Болгарская исследовательница Г. Цанкова-Петкова назвала его «принцем-мечтателем».

Со временем утвердилась в ученом мире репутация Святослава, как мудрого государственного деятеля. За его воинственностью и, казалось бы, непредсказуемыми и спонтанными бросками на Восток, Юг и Юго-Запад ученые, наконец, смогли, – как пишет Н. Ф. Котляр, разглядеть определенную систему проведения внешней политики. Киевский князь решал вопросы отношений с другими странами сугубо военными средствами, – продолжает он же, еще и потому, что мирной дипломатией их, видимо, было уже не решить.

В последнее время появились гипотезы о третьей ипостаси Святослава Игоревича – сакральной стороне столь привычного нам образа воителя. К этой интерпретации уже давно подталкивало исследователей само имя Святослава. Оно относится к разряду теофорных имен и соединяет два смысловых контекста, которые могут указывать на две функции его носителя: сакральную (Святость) и воинскую (Слава). Как косвенное подтверждение подобной интерпретации можно рассматривать известие упоминавшейся булгарской летописи: после чудесного исцеления Святослав стал именоваться Ауданом – носителем сакральных жреческих функций среди степных язычников.

Ряд аргументов о выполнении Святославом сакральных функций собран исследователем С. В. Черой:

  • Внешний вид князя. Сходство с обликом языческого бога Перуна (длинные усы, но отсутствие бороды);
  • В последней битве под Доростолом, согласно рассказу греческого автора Иоанна Скилицы, Святослав отказался принять вызов на личный поединок от Иоанна Цимисхия;
  • Во время сражений Святослав находился, по-видимому, не в первых рядах и даже, возможно, позади своего войска. Согласно греческой хронике, некий Анемас, чтобы лично сразиться со Святославом во время одного боя, должен был вырваться вперед и разорвать вражеский строй;
  • В скандинавских сагах есть сообщения о том, что конунги брали в бой своих совсем крошечных детей, например, мальчиков двух лет. Их держали за пазухой, как талисман, они должны были принести удачу в сражении. И Святослав символически начинал битву с древлянами, будучи 3-4 лет отроду.

Просчет византийского императора

В 967 г. Святослав Игоревич вмешался в крупную международную политическую игру. В это время обострились взаимоотношения между Византийской империей и дружественными между собой Германией и Болгарией. Константинополь был в состоянии войны с Болгарией, вел сложные затяжные переговоры с Германией. Боясь русско-германского сближения и опасаясь за безопасность своих крымских владений после успешной войны Святослава против хазар, византийский император Никифор Фока разыграл «русскую карту». Он решил ослабить одновременно и Болгарию, и Русь и послал в Киев свое доверенное лицо – патрикия Калокира, с 15 кентиариями (ок. 1500 фунтов) золота с заданием склонить Святослава к походу на Дунайскую Болгарию.

Святослав взял золото, но вовсе не собирался быть пешкой в руках византийцев. Он согласился, так как понимал выгодное стратегическое и торговое значение этого региона. Полководец совершил поход на Болгарию и одержал ряд побед. Но после этого, вопреки воле Константинополя и, несмотря на предложения новых щедрых даров, русский князь остался на Дунае, сделав своей резиденцией Переяславец.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: