Мiръ
Россия Московская область рабочий посёлок Боброво Храм Воскресения Христова и святых Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове Идёт загрузка карты…
{«format»:»leaflet»,»minzoom»:false,»maxzoom»:false,»limit»:50,»offset»:0,»link»:»all»,»sort»:[«»],»order»:[],»headers»:»show»,»mainlabel»:»»,»intro»:»»,»outro»:»»,»searchlabel»:»\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b»,»default»:»»,»import-annotation»:false,»width»:»auto»,»height»:»350px»,»centre»:{«text»:»»,»title»:»»,»link»:»»,»lat»:55.5309290000000004283720045350492000579833984375,»lon»:37.594593000000003257810021750628948211669921875,»icon»:»»},»title»:»»,»label»:»»,»icon»:»»,»lines»:[],»polygons»:[],»circles»:[],»rectangles»:[],»copycoords»:false,»static»:false,»zoom»:8,»defzoom»:14,»layers»:[«OpenStreetMap»],»image layers»:[],»overlays»:[],»resizable»:false,»fullscreen»:true,»scrollwheelzoom»:true,»cluster»:false,»clustermaxzoom»:9,»clusterzoomonclick»:true,»clustermaxradius»:80,»clusterspiderfy»:true,»geojson»:»»,»clicktarget»:»»,»showtitle»:true,»hidenamespace»:false,»template»:»»,»userparam»:»»,»activeicon»:»»,»pagelabel»:false,»ajaxcoordproperty»:»»,»ajaxquery»:»»,»locations»:[{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC_%D0%92%D0%BE%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D0%B8_%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D1%8B%D1%85_%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BC%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2_%D0%B8_%D0%98%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D0%B2_%D0%91%D1%83%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B5\» title=\»\u0425\u0440\u0430\u043c \u0412\u043e\u0441\u043a\u0440\u0435\u0441\u0435\u043d\u0438\u044f \u0425\u0440\u0438\u0441\u0442\u043e\u0432\u0430 \u0438 \u0441\u0432\u044f\u0442\u044b\u0445 \u041d\u043e\u0432\u043e\u043c\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432 \u0438 \u0418\u0441\u043f\u043e\u0432\u0435\u0434\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432 \u0420\u043e\u0441\u0441\u0438\u0439\u0441\u043a\u0438\u0445 \u0432 \u0411\u0443\u0442\u043e\u0432\u0435\»\u003E\u0425\u0440\u0430\u043c \u0412\u043e\u0441\u043a\u0440\u0435\u0441\u0435\u043d\u0438\u044f \u0425\u0440\u0438\u0441\u0442\u043e\u0432\u0430 \u0438 \u0441\u0432\u044f\u0442\u044b\u0445 \u041d\u043e\u0432\u043e\u043c\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432 \u0438 \u0418\u0441\u043f\u043e\u0432\u0435\u0434\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432 \u0420\u043e\u0441\u0441\u0438\u0439\u0441\u043a\u0438\u0445 \u0432 \u0411\u0443\u0442\u043e\u0432\u0435\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E\u003Chr /\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE:%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F\» title=\»\u0421\u0432\u043e\u0439\u0441\u0442\u0432\u043e:\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\»\u003E\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\u003C/a\u003E: »’\u0425\u0440\u0430\u043c \u0412\u043e\u0441\u043a\u0440\u0435\u0441\u0435\u043d\u0438\u044f \u0425\u0440\u0438\u0441\u0442\u043e\u0432\u0430 \u0438 \u0441\u0432\u044f\u0442\u044b\u0445 \u041d\u043e\u0432\u043e\u043c\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432 \u0438 \u0418\u0441\u043f\u043e\u0432\u0435\u0434\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432 \u0420\u043e\u0441\u0441\u0438\u0439\u0441\u043a\u0438\u0445 \u0432 \u0411\u0443\u0442\u043e\u0432\u0435»’ \u043f\u043e\u0441\u0442\u0440\u043e\u0435\u043d \u0432 2007 \u0433\u043e\u0434\u0443. \u0420\u0430\u0441\u043f\u043e\u043b\u043e\u0436\u0435\u043d \u043d\u0430\u043f\u0440\u043e\u0442\u0438\u0432 \u0442\u0435\u0440\u0440\u0438\u0442\u043e\u0440\u0438\u0438 \u0431\u044b\u0432\u0448\u0435\u0433\u043e \u043f\u043e\u043b\u0438\u0433\u043e\u043d\u0430 \u041d\u041a\u0412\u0414-\u041a\u0413\u0411 \u043e\u0444\u0438\u0446\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e \u043f\u0440\u0438\u0437\u043d\u0430\u043d\u043d\u043e\u0433\u043e \u043c\u0435\u0441\u0442\u043e\u043c \u043c\u0430\u0441\u0441\u043e\u0432\u044b\u0445 \u0437\u0430\u0445\u043e\u0440\u043e\u043d\u0435\u043d\u0438\u0439 \u0436\u0435\u0440\u0442\u0432 \u043f\u043e\u043b\u0438\u0442\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0445 \u0440\u0435\u043f\u0440\u0435\u0441\u0441\u0438\u0439.»,»title»:»\u0425\u0440\u0430\u043c \u0412\u043e\u0441\u043a\u0440\u0435\u0441\u0435\u043d\u0438\u044f \u0425\u0440\u0438\u0441\u0442\u043e\u0432\u0430 \u0438 \u0441\u0432\u044f\u0442\u044b\u0445 \u041d\u043e\u0432\u043e\u043c\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432 \u0438 \u0418\u0441\u043f\u043e\u0432\u0435\u0434\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432 \u0420\u043e\u0441\u0441\u0438\u0439\u0441\u043a\u0438\u0445 \u0432 \u0411\u0443\u0442\u043e\u0432\u0435",»link»:»»,»lat»:55.5309290000000004283720045350492000579833984375,»lon»:37.594593000000003257810021750628948211669921875,»icon»:»»}],»imageLayers»:[]}
55.530928; 37.594593
Россия, Московская область, Ленинский городской округ, рабочий посёлок Боброво, территория ДНТ Бутово, Юбилейная улица, 2
рабочий посёлок Боброво,Московская область
Россия
Телефон:
+7 (909) 974 62 99
Храм Воскресения Христова и святых Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове
построен в 2007 году. Расположен напротив территории бывшего полигона НКВД-КГБ официально признанного местом массовых захоронений жертв политических репрессий.
История[[править]h2>
Рядом с тем местом, где с 1935 по начало 1950-х годов совершались массовые расстрелы и захоронения жертв, был выстроен православный храм Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове. В 1994 году, на Радоницу, на месте возведения будущего храма был воздвигнут деревянный крест, 5 мая 1994 года при большом стечении православного духовенства было освящено место расстрелов российских мучеников за веру.
В 1995 году территория захоронения площадью около 6 га была передана Русской Православной Церкви, и трудами общины, созданной из родственников пострадавших, здесь был построен небольшой деревянный храм и начато благоустройство захоронения. 15 мая 2004 года на месте закладки будущего собора Патриархом Московским и всея Руси Алексием Вторым была совершена панихида. На богослужении присутствовала первая официальная делегация РПЦЗ во главе с ее Первоиерархом митрополитом Лавром (Шкурлой), находившаяся в России с 15 по 28 мая 2004 года. За год был завершен основной этап капитального строительства храма, и 28 мая 2005 года Патриарх Алексий Второй освятил крест, который был установлен на главном куполе храма. 11 декабря 2006 года было совершено малое освящение храма, совпавшее с днем памяти новомученика митрополита Серафима (Чичагова). Освящение соборного каменного храма в Бутове состоялось на 19 мая 2007 года, через два дня после подписания акта о воссоединении Русской Зарубежной Церкви с матерью Церковью.
Первый этаж храма посвящён памяти страданий новомучеников. В притворе храма на стенах расположены предсмертные фотографии пострадавших в Бутове. На двух витринах под снимками находятся вещи, изъятые из погребального рва во время раскопа 1997 года — обувь, детали одежды, резиновые перчатки, гильзы и пули. На стенах размещено более пятидесяти икон бутовских святых. На двух западных столбах помещены шесть икон иерархов, пострадавших в Бутове во главе с митрополитом Серафимом (Чичаговым).
Мемориал
С конца 1997 г. в здании администрации деревни Дрожжино, около входа на полигон, стали проходить заупокойные службы.
На территории полигона расположены стенды с поименным перечислением 935 убитых служителей и прочих членов Русской православной церкви. Мемориальный комплекс открыт для посещений по выходным дням.
Вход на ухоженную территорию свободный. Каждый год сюда приезжает более 10 тыс. человек. Люди посещают достопримечательность, как в составе паломнических групп, так и небольшими партиями. Группы паломников принимаются каждый день с 10:00 до 15:00 часов, по предварительной записи.
Экскурсия по мемориальному комплексу занимает 1,5 — 2 часа. Она включает в себя посещение территории захоронений и приходских храмов, повествует об истории Бутовского полигона, периоде массовых репрессий и гонений на Русскую Православную Церковь в XX столетии.
Уточнить интересующую информацию о дате проведения экскурсии или времени ее выполнения, можно позвонив по телефону.
Архитектура[[править]h2>
Храм Воскресения Христова и святых Новомучеников и Исповедников Российских на Бутовском полигоне выстроен в традиции шатровой архитектуры. Наиболее близким по облику является деревянный трехшатровый собор в Кеми, который в какой-то мере явился прообразом храма в Бутове.
Архитектором М. Ю. Кеслером было предложено оригинальное решение: несколько углубить фундамент храма и обсыпать западную часть храма землей, чтобы создать впечатления холма. Теперь, чтобы попасть в реликварий, нужно спуститься вниз по лестнице, как это обычно делается при спуске в крипту, где в греческих храмах хранятся останки святых.
Первый этаж храма посвящён памяти страданий новомучеников и исповедников Российских. В притворе храма на стенах расположены предсмертные фотографии пострадавших в Бутове. В нижнем этаже храмового комплекса расположен реликварий с остатками личных вещей, утвари, облачений Новомучеников. На стенах размещено более пятидесяти икон бутовских святых. На двух западных столбах помещены шесть икон иерархов, пострадавших в Бутове во главе с митрополитом Серафимом (Чичаговым).
На колокольне храма установлен большой набор колоколов, отлитых на Тутаевском колокольном заводе. На колоколах также изображены лики Новомучеников и Исповедников Российских, в том числе Царственных страстотерпцев.
Расписание служб, режим работы, контакты
Территория мемориального комплекса и храмы прихода готовы принять посетителей каждый день с 10:00 до 17:00 часов, подробное расписание богослужений в храме Новомучеников, контакты для заказа экскурсий и справочная храма опубликованы на сайте мемориального комплекса в Бутово.
Данный мемориальный комплекс — это самый большой в Российской Федерации памятник жертвам сталинских репрессий, поэтому прочитать о нем книгу, опубликованную на сайте Бутовского полигона, и лично побывать в нем необходимо каждому человеку.
Святые[[править]h2>
Бутовский полигон – это настоящая рака с мощами: из числа более 20 тысяч здесь погибших к лику святых причислены 330 бутовских Новомучеников. Сонм священнослужителей, пострадавших здесь за веру, возглавляют семь архиереев: митрополит, два архиепископа и четыре епископа. Вместе с ними расстреляно множество архимандритов, протоиереев, игуменов, иеромонахов, священников, диаконов и иеродиаконов, монашествующих и простых служащих Церкви.
Покровитель Храма – священномученик Серафим Чичагов. С первых дней строительства храма было замечено особое покровительство к этому деланию владыки Серафима (Чичагова) – митрополита Петроградского, расстрелянного на полигоне в Бутово 11 декабря 1937 года. К тому времени митрополит ещё не был канонизирован, но его святая помощь ощущалась теми, кто был причастен к возведению храма на месте захоронения.
11 декабря 1995 года над храмом был водружён крест, а ровно через год, в день расстрела митрополита Серафима и ещё 126 людей, приговоренных к смерти Тройкой УНКВД, был освящён деревянный храм. Активной устроительницей храма была внучка митрополита, игуменья воссоздаваемого в то время Новодевичьего монастыря – матушка Серафима (в миру Варвара Васильевна Чичагова-Чёрная, известный химик, доктор наук, профессор).
История
В первый раз село Дрожжино упоминается в середине ХVІ в., тогда здесь находилось имение боярина Ф. М. Дрожжина. Известно, что в конце XIX в. владелец усадьбы — Н. М. Соловьёв основал на территории конный завод, а у леса построил ипподром. После Октябрьской революции И. И. Зимин (был хозяином усадьбы в то время) не дожидаясь конфискации, передал все хозяйство правительству, а сам уехал за границу.
В 1920 г. в Бутово появилась сельскохозяйственная колония ОГПУ. В 1934 г. здесь был создан Бутовский полигон, который использовался в качестве стрельбища НКВД (территория занимала 2 кв. км). Стрелковый полигон был окружен глухим забором, находился под круглосуточной вооруженной охраной и отлично подходил для казни.
Осужденных в сторону барского имения Дрожжино по вечерам направляли на хлебовозках. На полигоне их помещали в длинном бараке, где проходила перекличка и сверка людей.
Непосредственно перед расстрелом лицо жертвы сверяли с фотографией на документах, после чего был объявлен приговор. Действие продолжалось до рассвета.
© jY-m-htp
Столичные кладбища не вмещали такого количества расстрелянных, поэтому людей хоронили как слоеный пирог — убивали стоящих возле рва, присыпали их землей, а сверху хоронили следующих пострадавших. Таких ям на полигоне 13 штук. Ширина каждой составляла 4–5 м, а глубина достигала 4 м.
Летом 1937 расстрелы дошли таких масштабов, что для захоронения тел уже не хватало ям-могильников. Тогда, с помощью экскаватора, начали копать траншеи длиной по 3–5 м и глубиной 3,5 м.
После прекращения массовых расстрелов, в 1938 г. урочище стали использовать для захоронения тех, кто был расстрелян в московских тюрьмах.
Во время Второй мировой войны в районе «Русской голгофы» был создан лагерь для немецких военнопленных. Их силы были задействованы на постройку Варшавского шоссе. Тех, кто отказывался принимать участие в строительстве — расстреливали и сбрасывали в ров.
Списки расстрелянных на панораме Гугл-карт
Святыни[[править]h2>- Икона с частицами мощей соловецких святых;
- икона с частицами мощей муромских святых;
- икона с частицами мощей святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, чудотворца;
- икона с частицами мощей святителя Патриарха Тихона;
- икона с частицами мощей преподобномученицы Елизаветы Феодоровны;
- частица кирпича Ипатьевского дома – места мученической кончины Царственных страстотерпцев;
- фрагмент шали Царственного страстотерпца царевича Алексия;
- Евангелие с дарственной надписью страстотерпицы императрицы Александры.
Храм Новомучеников в Бутове – памятник стоянию за веру. Беседа с прот. Кириллом Каледой
Много ли в современной России возводится храмов-памятников? И как отразить в церковной архитектуре и убранстве память об историческом событии, которому посвящен храм? Церковь Новомучеников и Исповедников в Бутове – пожалуй, один из лучших примеров такого храма. Архитектура, убранство, росписи составляют гармоничное единство, вновь и вновь говоря о посвящении святыни традиционным для Православной Церкви языком. Наш корреспондент побеседовал с настоятелем храма Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове протоиереем Кириллом Каледой.
– Храм носит имя Святых Новомучеников и Исповедников Российских, но его центральный придел посвящен Воскресению Христову. Почему?
– Это было сделано по благословению Патриарха Алексия II. Святейший ощущал, что вера в Воскресение Христово была тем камнем, на котором устояли новомученики. Правый придел верхнего храма освящен в честь Собора Новомучеников и Исповедников Российских, левый – во имя Патриарха Тихона. В нижнем храме центральный придел посвящен «Державной» иконе Божией Матери, правый – священномученику Серафиму (Чичагову), а левый – святителю Иоанну Шанхайскому, святому Русской Зарубежной Церкви.
– Почему именно ему?
– Храм Новомучеников был заложен во время первого визита в Россию главы Русской Православной Церкви за рубежом митрополита Лавра; владыка принял участие в закладке первого камня. Это произошло 15 мая 2004 года, в день памяти святых благоверных князей Бориса и Глеба, который тогда совпал с Собором Новомучеников Бутовских. На это богослужение по приглашению Святейшего Патриарха прибыл и митрополит Лавр. Потом мы строили храм – а в это время шли переговоры о воссоединении Русской Церкви. И освящение специально приурочили к этому событию – оно произошло через два дня после подписания акта о восстановлении канонического общения внутри Русской Православной Церкви, и возглавили его Патриарх Алексий и митрополит Лавр. Так что этот храм не только памятник новомученикам, но и знак единства Русской Церкви.
– Облик храма Новомучеников связан с идеей, заложенной в его посвящении? Как он складывался?
– Поиск внешнего облика храма шел постепенно. Мы понимали, что на месте, где пострадало такое количество наших соотечественников – и многие из них за веру, а 332 ныне прославлены в лике святых, – на этом месте должен стоять храм-памятник, по своему размеру и убранству достойный их подвига. И конечно, небольшой деревянный храм, который в девяностых годах был поставлен на месте захоронения убиенных, по своему масштабу не соответствовал тому, что происходило на этом месте. Потому что здесь, можно сказать без преувеличения, происходили события вселенского порядка.
– Почему каменный храм находится вне основной территории полигона?
– Это не совсем так. Бутовский полигон – спецзона площадью два квадратных километра, ограждение которой в 1930-х годах проходило вдоль Варшавского шоссе с западной стороны и доходило до деревни Боброво на востоке. В центральной его части было сделано внутреннее ограждение, где производились расстрелы и захоронения, – место, которое сегодня чаще всего именуют полигоном. Рядом с ним находились остатки барской усадьбы, в здании которой располагалась комендатура спецзоны. Около этого здания и построен храм, потому что большое каменное строительство на самой расстрельной территории, несомненно, не только изменило бы ее облик, но и повредило бы захоронениям.
– Почему храм был построен именно таким – пятишатровым?
– Когда мы искали образ этого храма, то обращались к разным архитекторам, которые предлагали различные решения: например, возвести церковь по образцу античного пантеона… Но мы искали возможность отразить происшедшее на нашей земле именно в русской традиции. Стали исследовать русскую историю построения храмов-памятников «на крови» – а она очень древняя. Обратили внимание на то, что церкви, возводимые в память о трагических событиях, в частности о войнах, нередко имели шатровую архитектуру. Первый, деревянный храм, построенный на месте убиения Царевича Димитрия (он не сохранился до наших дней) был шатровым. Храм Страстей Господних в Александровской слободе, поставленный в память об убиенных в годы опричнины, имеет шатровую архитектуру. Центральный придел храма Спаса-на-Крови на месте убиения императора Александра II – шатровый. Многошатровых церквей до наших дней не сохранилось. Есть описание пятишатрового храма, который некогда был в Старице, – но до нас даже не дошло его изображений, только описание в летописи. Наиболее близкий по архитектуре храм, существующий сегодня, – деревянный собор в Кеми, построенный в XVIII столетии. Когда мы остановились на варианте шатрового храма, было предложено расположить боковые шатры не в углах четверика, как боковые главки пятикупольных храмов, а по осям: восток, запад, север, юг. Таким образом, если смотреть сверху, храм имеет форму креста, что напоминает о страданиях, которые совершались на этом месте.
– Притвор нижнего храма практически представляет собой музей или, лучше сказать, реликварий, где собрано множество вещей, связанных с новомучениками. А мощи новомучеников там есть?
– На сегодня в России прославлено более 1700 новомучеников и исповедников – и только примерно у пятидесяти из них обретены мощи. Мы либо не знаем, где почивают останки этих святых, либо они находятся в общей могиле и идентифицировать их практически невозможно. Так что мощи большинства новомучеников мы едва ли обретем в силу обстоятельств их смерти и погребения. Но ко времени возведения храма трудами нашей общины был обретен целый ряд святынь. К ним добавлялись и вещи, принесенные родственниками пострадавших. Поэтому нижний храм изначально задумывался как реликварий, где святыни будут доступны для поклонения.
– Настроение, навеваемое убранством верхнего и нижнего храмов, весьма различно…
– Мы осознали, что стилистически нижний храм должен быть посвящен переживанию страданий новомучеников, а верхний – прославлению их подвига. Чтобы попасть в нижний храм, надо спуститься по лестнице. Первое, что нас встречает в притворе, – взятые из архивно-следственных дел фотографии пострадавших. Эти снимки делались буквально за несколько дней до расстрела. Там же в двух витринах находятся вещи, которые принадлежали убиенным и которые были извлечены из погребальных рвов в ходе археологических исследований, произведенных по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в 1997 году. Тогда был вскрыт и детально исследован участок одного из погребальных рвов. Мы старались не тревожить тела, все они остались в захоронении, но часть вещей изъяли – некоторые из них и расположены в витринах. Как вы понимаете, мы не можем определить, принадлежали эти вещи новомученикам или другим пострадавшим. В других витринах представлены вещи, принадлежавшие людям, пострадавшим за веру: священномученикам Сергию Кедрову, Сергию Голощапову: евхаристический набор, плащаница, дневники… По стенам нижнего храма размещена 51 икона новомучеников, в Бутове убиенных. Они изображены на этих иконах соборно – по дням своей мученической кончины. (Мы празднуем память Бутовских новомучеников 51 день в году – по дням их расстрела.) У нас сначала была идея написать икону каждого бутовского святого, но потом поняли, что у нас просто не хватит стен. Образа расположены в календарном порядке. Если хотите, это наша, Бутовская, минея. Эти иконы мы снимаем со стены в соответствующий день и кладем на центральный аналой как праздничный образ. Над царскими вратами нижнего храма висит икона Спасителя, принадлежавшая священномученику Сергию Кедрову. Здесь, в нижнем храме, мы окружены теми святыми, которые пострадали в этом месте.
– Работа над росписями верхнего храма идет уже около двух лет. Каков замысел этих росписей?
– По милости Божией, работа почти завершена. Идея росписи подразумевает, что храм – это, по словам одного из пострадавших здесь священнослужителей, «кусочек рая на земле». Поэтому в орнаментальных украшениях мы использовали изображения райских растений, животных, птиц. И среди этого орнаментального окружения, символизирующего рай, постарались иконографическим способом рассказать о подвиге Церкви, начиная от первых времен и завершая последними. В своде центрального барабана верхнего храма изображен Господь Вседержитель. Образцом иконографии для него стала икона Спасителя, написанная на стене храма Великой Лавры на Афоне. Рассматривая стенопись сверху вниз, мы как бы спускаемся по годам истории. В центральном барабане изображены древние праведники, праотцы, пророки. Поскольку центральный придел посвящен Воскресению Христову – в нижней части барабана написаны явления Спасителя ученикам по Его восстании из мертвых. В левом приделе, освященном в честь святителя Тихона, преемника апостолов, в барабане вы видите эпизоды из их житий, в частности мученическую кончину. В правом приделе в барабане изображены древние мученики и их страдания. А нижняя часть росписи посвящена подвигу новомучеников. В приделе Новомучеников на восточной стене – Собор новомучеников и исповедников Российских, а на западной – фреска убиения Царской семьи. Также там можно увидеть другие эпизоды страданий за веру в ХХ столетии, в частности на Соловках. В левом приделе часть фресок посвящена житию святителя Тихона от его рождения до чудесного обретения мощей, происшедшего благодаря пожару в соборе Донского монастыря. Изображения Бутовских новомучеников: ряд из 51 ростовой фигуры – по представителю от каждого дня расстрелов. На арках и на крестовых сводах написаны священномученики, пострадавшие не только в Бутове. Они расположены таким образом, чтобы свидетельствовать, что гонения на Церковь и подвиг стояния за веру происходили не где-то в одном месте, но по всей нашей стране. И те святители, которые совершали свой архиерейский и страдальческий подвиг в южных областях России, изображены в южной части храма, те, кто служил на севере, – в северной. Мы видим, что, несмотря на то что в ХХ веке на этой части земли был Советский Союз, – она осталась Святой Русью.
– С росписями, посвященными Страстям Христовым, соседствуют изображения новомучеников. В этом есть какой-то особый замысел?
– Да. В алтарной росписи центрального придела в конхе, конечно же, изображено Воскресение Христово, а в других местах – эпизоды из страданий Спасителя: предательство Иуды, допрос у Пилата, бичевание, распятие, снятие с Креста… В арке, которая примыкает к южной стене, где изображены Страсти Христовы, написаны лики новомучеников, пострадавших самым жестоким образом. Например, святитель Тихон Воронежский, который был распят на царских вратах; святитель Мефодий Петропавловский – он служил в Казахстане и вышел из кафедрального собора в облачении, чтобы утихомирить бушующую толпу солдат, но был исколот штыками, а в одну из ран, из которых лилась кровь, ему вставили напрестольный крест. Напротив фрески погребения Спасителя написаны святые, несшие подвиг мироносиц – подвиг незаметного служения Спасителю и Его страданиям. Этот ряд возглавляют преподобномученицы Великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара, с ними соседствует мученица Татиана Гримблит, убиенная на Бутовском полигоне: она всю свою жизнь посвятила служению арестованному духовенству, сама не раз подвергалась репрессиям и наконец была расстреляна… Изображен и священноисповедник Георгий (Седов), который много потрудился, чтобы облегчить страдания священноисповедника Афанасия (Сахарова), и другие. Принцип соседства изображений новомучеников с сюжетами из более древней церковной истории, близкими им по духу, прослеживается и в других местах росписи. Например, около фрески убиения Царской семьи в арке написаны русские князья, пострадавшие за веру: благоверный Андрей Боголюбский, святые Борис и Глеб и другие. А близ фрески, изображающей арест патриарха Тихона, – древние святители земли Русской, подвергавшиеся гонениям от властей: святитель Филипп, священномученик Ермоген, преподобномученик Корнилий Псково-Печерский и другие.
– И написание икон нижнего храма, и роспись верхнего – огромная работа. Кто ее выполнял?
– То, что происходит здесь, на Бутовском полигоне, совершается водительством Божиим – конечно, осуществляемым через людей. Как участник этих событий, могу сказать, что решения принимаются соборно – в результате обсуждений, зачастую непростых. Большое участие принимает наш благотворитель, раб Божий Олег – воздержусь называть его фамилию. В поиске архитектурного облика храма участвовали несколько архитекторов. Первый эскизный проект принадлежит Андрею Сергеевичу Тутунову. Оба его деда умерли в лагерях, поэтому данная тема ему очень близка. Но в силу ряда обстоятельств у него не было возможности разработать проект столь масштабного сооружения. Поэтому проект храма был выполнен Михаилом Юрьевичем Кеслером, который в то время работал в «Арххраме» – организации, которая, в частности, восстанавливала Храм Христа Спасителя. Руководитель мастерской «Арххрам» Андрей Николаевич Оболенский тоже очень близко принял к сердцу эту работу и содействовал тому, чтобы проект был осуществлен, – кстати, его родной дед лежит здесь, на Бутовском полигоне. Иконы, украшающие нижний храм, написаны в Московской иконописной мастерской Игорем Дроздиным с соработниками. Роспись верхнего храма осуществлена иконописцем Константином Охотиным и его бригадой. Идея этой росписи рождалась совместно, в обсуждении, в котором принимали участие и иконописцы, и священнослужители, и ктитор храма. Конечно, мы не дерзали «водить рукой иконописца».
– Сложность написания икон новомучеников – в том, что часто приходится разрабатывать иконографию святых, которых никто еще не писал…
– Да. Как правило, при создании росписи руководствуются уже существующими программами, а то и пытаются копировать древние фрески, так что, как сказал один владыка, многие современные художники, благоукрашающие храмы, – не живописцы, а «живосписцы». К художникам, работавшим в храме Новомучеников, это слово не подходит. Конечно, мы опирались, например, на клейма иконы новомучеников и исповедников Российских. Но в основном роспись этого храма – абсолютно новая работа. А ведь создание образов новомучеников – дело очень непростое. Надо написать канонический лик святого – и при этом добиться, чтобы изображение сохраняло узнаваемость, некие портретные черты. Ситуация осложняется тем, что если не у всех, то у многих из новомучеников остались родственники, некоторые из которых помнят своих святых предков живыми. А если и не видели – у них в сознании сложился некий образ: по фотографиям, по рассказам старших. Наглядный пример. Иконописец, профессионал своего дела, написал образ новомученика, – а его сын, увидев его, сказал, что икона совсем не похожа на его отца. А взглянув на образ, выполненный после этого другим мастером, сказал: «Да, это он». Работали оба иконописца по одним и тем же фотографиям. Кстати, бывает, что сохранилось всего одно фото – из следственного дела, и тогда труд иконописца осложняется: трудно понять по снимку остриженного, изможденного человека, как он выглядел в нормальной жизни, какая у него была борода, волосы… Представьте себе, какой труд – написать триста ликов за достаточно короткий временной отрезок. Это колоссальная работа!
– Разработанная в итоге иконография становится образцом для написания этих святых?
– К нам обращаются родственники новомучеников, представители храмов, где они служили, – спрашивают, есть ли у нас их иконы. Теперь случается и так: в честь новомучеников крестят детей – и родители, крестные ищут у нас образец изображения небесных покровителей своих чад.
– Иконостасы храма указывают на его посвящение новомученикам?
– В них заключена богатая символика: например, крест, встроенный в царские врата нижнего храма. Иконостасы, включая сами иконы и киоты, создали мастера Свято-Троицкого братства г. Щигры. Это была непростая работа. В верхнем храме образа местного ряда весьма интересны: пространство между столпами таково, что надо было писать либо очень узкие, либо широкие иконы. Но как сделать широкими иконы Спасителя и Богородицы? Было найдено необычное решение: вокруг образов Спаса Нерукотворного и Казанской Божией Матери разместили клейма, причем написали в этих клеймах эпизоды из житий новомучеников. И получились иконы именно в этот храм – в другом месте они показались бы странными, а здесь – то, что надо.
«Подвиг новомучеников обществом до конца не осознан…»
Храм Новомучеников и Исповедников Российских, возведенный на стяжавшем в 30-е годы ХХ столетия страшную славу Бутовском полигоне, известен по всей России. Это место предельного страдания – расстрела тысяч невинных людей – в наши дни стало местом молитвы и памяти. Здесь пострадал целый сонм мучеников за Христа: архиереев, священнослужителей, монашествующих, простых верующих мирян. Здесь хранится память о них; в дни расстрелов – а это более ста дней в году – служатся панихиды, работает научно-просветительский центр, изучающий связанные с ними исторические материалы. О значении почитания новомучеников и о том, как приход храма трудится над сохранением исторической памяти, наш корреспондент побеседовал с протоиереем Кириллом Каледой – настоятелем храма Новомучеников и Исповедников Российских в Бутово.
– Почитание новомучеников в наши дни растет или умаляется?
– Несомненно, растет. Об этом свидетельствует и число людей, которые сюда приезжают, проявляют интерес. Отрадно, что состав этих людей меняется. Когда мы начинали служить здесь, не считая тех, кто приходил просто помолиться, как в приходской храм, сюда в основном приезжали родственники пострадавших, которые помнили их лично: дети, иногда внуки. Как-то приехала жена убиенного, в другой раз – младший брат. Сейчас приезжают правнуки – не только людей, прославленных в лике святых, но и просто убиенных, которые узнали, что кто-то из их предков был расстрелян. Зачастую они имеют весьма обрывочные сведения – ведь люди боялись говорить о репрессированных родственниках. Так, к нам пришли несколько человек лет сорока, которые сказали, что их двоюродный дед был монахом и пострадал. Когда они назвали фамилию, оказалось, что это священномученик Николай (Добронравов), архиепископ Владимирский и Суздальский, – достаточно известный богослов, член Собора 1917 года. Его кандидатура обсуждалась на должность ректора Московской духовной академии. То есть человек действительно значимый – а в семье не сохранилось никаких сведений, только то, что он был монахом и где-то пропал… И этот случай не единичный. Иногда люди, узнав, что кто-то из их родных невинно пострадал, начинают искать какие-то материалы о них, обращаются в архивы, расспрашивают своих бабушек и дедушек; некоторые даже воцерковляются через эту работу. С моей точки зрения, это очень важно.
– Обращаются ли к памяти новомучеников на приходском уровне – имею в виду не ваш храм, а приходы, где, может быть, служил кто-то из пострадавших потом за веру?
– Если первое время всего несколько приходов в Москве и Подмосковье проявляли интерес к подвигу новомучеников, то теперь к нам приезжают из множества храмов, говорят: «У нас батюшка пострадал…» – служат панихиду или молебен, просят материалы, иногда делятся сведениями, которые им самим удалось обрести на местах.
– То есть подвиг новомучеников достойно почитается в наши дни?
– К сожалению, этого сказать мы не можем. По большому счету, конечно, ни нашим церковным обществом, ни светским не осознано то, что произошло в России в ХХ столетии. С моей точки зрения, это достаточно печально. А произошло удивительное, говоря светским языком, героическое, а по-церковному – чудесное стояние за веру, когда не один, не два, не десять и не сто, а сотни тысяч людей – может быть, надо говорить и о миллионах, свидетельствовали о своей вере, невзирая на страшные условия, на угрозу репрессий даже до смерти. Не боялись говорить, что они веруют во Христа. Конечно, о подвиге новомучеников и исповедников и о той колоссальной трагедии, которая произошла в России, когда наш народ прельстился идеей построения Царства Божия на земле и заплатил за это страшную цену, надо говорить везде. И я не могу исключить, что потери, которые наш народ понес в ХХ столетии, могут привести к национальной гибели, если мы так и не осознаем случившегося.
– Но, кажется, церковный-то народ все осознал; на праздники новомучеников земли Русской и новомучеников Бутовских здесь собираются целые сонмы молящихся…
– На Патриаршем богослужении памяти Бутовских новомучеников присутствуют три-четыре тысячи человек. А в этой земле – только по документам – лежит 21 тысяча. На панихиде же, которую мы служим в будний день в память какого-либо из расстрелов, присутствует в лучшем случае десять бабушек… А когда совершалась служба в память кого-то из новомучеников в вашем приходском храме? Хотя бы поминают ли их на отпустах в дни памяти?
– Что можно сделать, чтобы наш народ глубже осознал значение подвига новомучеников?
– Изначально наша община ставила задачей не исследование житий и подвига новомучеников, а сохранение этого места. Нашим приходом и созданным при нем научно-просветительским центром была проведена определенная научная работа. Без преувеличений скажу, что не знаю, где бы еще было проведено подобное исследование мемориальной культуры России. У нас более пятисот единиц хранения самых разных вещей – начиная с уникальных богослужебных предметов и заканчивая какими-то совсем небольшими записочками и т.п. Мы взаимодействуем с родственниками пострадавших и приходами, где они служили. У нас есть сотрудники, которые проводят экскурсии для приезжающих сюда и, в свою очередь, фиксируют сведения, сообщаемые гостями. К сожалению, у нас пока нет возможности обобщить полученные материалы подобно тому, как это делает Свято-Тихоновскиий университет: у нас все же приходской храм, причем даже не московский, а подмосковный…Сейчас мы делаем базу данных, связанную с картой, где будут отражены места служения Бутовских новомучеников, – чтобы приходы, краеведы, паломнические службы знали, где проходил жизненный путь того или иного святого.
— А Ваши предки пострадали в годы гонений?
– Да, мой дед пострадал здесь, в Бутово.
– Вы происходите из необыкновенной семьи: отец был тайным священником, почти все Ваши братья и сестры стали служителями Церкви. Как это произошло?
– Наверное, по молитвам дедушки и бабушки. Они мечтали иметь двенадцать детей и чтобы все они стали проповедниками слова Божия. У деда была необычная судьба. Его отец был чистокровным армянином, а мать – немкой с Поволжья. Как это ни странно, в среде армянской интеллигенции начала века было достаточно распространено лютеранство. Прадед получил образование в Швейцарии. Когда скончалась его первая супруга и осталось несколько детей – а он в это время жил в Саратове, – он обратился в лютеранскую общину, попросил помощи в их воспитании. О женитьбе он тогда не помышлял. Прабабушка откликнулась из христианских соображений – а позже прадед предложил ей руку и сердце. От этого брака родился дед. Он был воспитан в лютеранстве. В молодости перешел в баптизм. Был одним из руководителей, а в двадцатых – годах главой Российского студенческого христианского движения, которое объединяло и протестантов разного толка, и православных. А бабушка происходила из древнего русского, московского рода Алексеевых – ее родственником был, например, Николай Александрович Алексеев, первый глава Московской городской думы. Так сложилось, что бабушка не встретила в своей жизни каких-либо достаточно ярких православных священников и перешла в баптизм. Скончалась она достаточно рано, будучи, к сожалению, баптисткой. А дед уже после ее кончины принял Православие. Стал священником, трижды арестовывался и наконец был расстрелян. Это священномученик Владимир Амбарцумов – отец моей мамы. Дедушка получил высшее образование, в годы, когда он не имел возможности служить, он работал в ряде научных организаций, имеет немало авторских свидетельств. А мой отец был его духовным сыном… Папа происходил из верующей семьи и всегда был глубоко церковным человеком. Большую часть жизни он работал геологом. В 1972 году тайно принял рукоположение в священника, и на протяжении восемнадцати лет у нас дома каждое воскресенье, каждый большой праздник совершалась Божественная литургия, совершались и другие таинства. Так, папа венчал у нас дома архитектора Михаила Юрьевича Кеслера – того самого, который позже разработал проект нашего храма. Я, мои братья и сестры тоже имеем опыт работы в разных областях: мы двое – геологи, остальные – медики. Нас было шесть человек, старший брат Сергей погиб в автомобильной катастрофе. Он принимал активное участие в обустройстве Бутовского полигона, в строительстве деревянного храма. Второй старший брат, Иоанн, – настоятель в храме Троицы на Грязех, на Покровке. Младшая сестра в течение десяти лет работала реанимационной сестрой в Филатовской больнице, теперь она – настоятельница Зачатьевского монастыря игумения Иулиания, фактически его возобновительница. Еще одна сестра, Александра, была замужем за ныне покойным отцом Александром Зайцевым, клириком Санкт-Петербургской епархии. Сейчас она живет в Зачатьевском монастыре. И младший брат Василий – медик, психиатр, профессор Свято-Тихоновского университета.
Беседовала Алина Сергейчук
28.08.2013 г
Престольные праздники[[править]h2>
Воскресение Христово (Пасха)
— Переходящая дата
Икона Пресвятой Богородицы «Державная»
— 15 марта
Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский, святитель
— 2 июля
Серафим Чичагов, священномученик
— 11 декабря
Тихон, патриарх
— 7 апреля, 9 октября, 18 ноября, 22 февраля.
Начало создания мемориала
Несмотря на то что идея построить храм Новомучеников и исповедников российских в Бутово зародилась ещё в самом начале архивных работ, окончательно она сформировалась весной 1993 года, когда территория полигона была впервые открыта для посещения её родственниками погибших и похороненных здесь. В начале зимы того же года на полигоне была установлена гранитная мемориальная доска.
Прежде чем был воздвигнут храм Новомучеников и исповедников российских в Бутово, символом памяти всех погибших здесь стал деревянный Поклонный крест, выполненный мастерами Православного Свято-тихвинского института по эскизам скульптора и архитектора Д. М. Шаховского. Его отец – протоиерей Михаил (Шика) — также был расстрелян на полигоне, разделив судьбу сотен тысяч невинных жертв. Освящение Поклонного креста состоялось в канун Дня победы 1994 года.
Как добраться[[править]h2>
Адрес:
Московская обл., Ленинский р-н, пос. Бутово, ул. Юбилейная, д. 2. Храм Воскресения Христова и святых Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове.
Проезд:
от станции метро «Бульвар Дмитрия Донского» автобусом № 18. № 108 до остановки «Ново-Никольское», далее пешком около 800 метров; № 94 до остановки «2-Мелитопольская д. 17», далее пешком около 800 метров или электропоездом с Курского вокзала до станции «Бутово», далее пешком около 1,5 км.
Телефон:
+7 (909) 974 62 99
Как добраться
Бутовский полигон находится за МКАДом, к югу от Москвы. Доехать сюда можно на автобусе или машине. Около кладбища есть остановка наземного транспорта «Бутовский полигон». Здесь курсируют автобусы № 18 и 379.
Попасть на полигон можно также на собственном или арендованном авто. Недалеко расположена общедоступная бесплатная парковка на 50 мест.
К урочищу удобно проехать на такси, воспользовавшись приложениями: Uber, Gett, Maxim, Яндекс. Такси, Везет и многими другими.
История Бутовского полигона