Когда человек открывает сердце Господу и избирает путь христианства, законы Божьи становятся для него необходимостью. Невозможно жить праведной жизнью, не осознав её принципов, канонов и ценностей.
Десять заповедей Господа – «путеводная звезда», которая освещает дорогу праведника, подсказывает и направляет. Это настоящий морально — нравственный ориентир во всех земных ситуациях, который придаёт сил для уклонения от зла и созидания блага, укрепляет веру и обогащает духовно.
Толкование 10 заповедей Божьих
I. Я есть Господь бог твой, и нет других богов, кроме Меня.
Искренне верующий не допустит многобожия. Бог един для всех, он есть истина, постигнув и приняв которую, важно следовать намеченному пути, не спотыкаясь и не сворачивая. Факт почитания ещё одного Бога может означать пребывание человека во власти сомнений, метаний, неопределённости и нетвердости духа, граничащей с лукавством и двуличием. Невозможно искать источник веры, добра, мудрости и покровительства сразу в нескольких инстанциях.
Между строк читается, что лишь Господь и единение с ним может являться главным ориентиром на земном пути, и, ни в коем случае, ни власть, ни деньги, ни несметные богатства материального мира.
II. Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не приклоняйся им и не служи им.
Господь порицает слепое поклонение идолам или божествам, отличным от него. Не приемлет уподобление язычникам в их почитании кумиров небесных (солнце, звёзды, луна) или земных (люди, животные, растения).
В современном мире сотворение кумира тесно сопряжено с бездумным копированием своего «идеала», вожделением материальных ценностей, либо зависимостью от любой привычки. В качестве идола выступают:
- публичные люди (актёры, политики, знаменитости шоу бизнеса);
- интернет, телевидение, гаджеты;
- квартиры, машины, драгоценности;
- деньги;
- наука, искусство, творчество;
- фанатичное следование диетам;
- родные и друзья;
- собственное «эго».
Первая фраза заповеди уже давно превратилась в «крылатую» и несёт в себе предупреждение не создавать в своих мыслях идеальный образ и не стремиться быть его копией. Пренебрежение собственной индивидуальностью не одобряется Богом, поскольку идолопоклонничество уничтожает веру и приводит к духовой пустоте.
III. Не произноси имя Господа Бога твоего напрасно.
Существует также перефразированная форма заповеди: «Не произноси имя Господа всуе». При этом слова «напрасно» и «всуе» несут одинаковый смысл: зря, бесцельно, бессмысленно, бесполезно, излишне, без надобности.
К сожалению, миряне часто произносят имя Божие в грешной суете:
- Давая пустые обещания.
- Выдавая свою идею за постулат Всевышнего.
- При празднословных восклицаниях от досады, в сердцах, страхе: «Господи!», «О, Боже мой!»
- При возведении хулы на Господа – богохульстве.
- Во время клятв, для придания веса и убедительности своим словам: «Богом клянусь!»
Согласно Новому Завету, клятв следует вообще избегать. Человек, не являющийся творцом всего живого и мира в целом, не имеет оснований клясться чем бы то ни было. Необходимость следования заповеди лежит на поверхности. Произнесённое бесцельно имя Господа может рассматриваться как проявление неуважения и обесценивания.
IV. Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой день посвяти Господу Богу твоему.
Для богопослушных христиан седьмой день недели является святым днём, благословлённым и освящённым Господом. В воскресенье верующие отправляются в церковь для чтения благодарственных молитв Творцу за все жизненные блага и события прошедшей недели и обращаются с просьбой благословить их на предстоящие семь дней.
Рекомендуется воздержаться от привычного труда, но за помощь родным и близким, заботу о больных и немощных Господь вознаграждает со всей щедростью.
V. Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен.
По законам Ветхого Завета, любое нанесение обиды, словом или действием, осуждение, порицание, оскорбление или роптание на своих родителей считается одним из тяжелейших грехов.
Какие поступки нарушают заповедь?
- равнодушие по отношению к родителям, холодность, раздражение или гнев;
- отсутствие благодарности за дарованную жизнь;
- упрямство, непокорность, грубость в общении со старшими;
- отказ от молитвы за родителей;
- злоба на советы и наставления отца и матери;
- стыдливость из — за невежества или малограмотности родителей;
- насмешки или уничижительное отношение к опыту стариков, их взглядам и ценностям;
- нетерпимость к привычкам и немощам старших родственников;
- физическая и моральная агрессия, убийство (буквальное или словесное);
- оставление без помощи в болезни, унынии, горе;
- отказ от исполнения священного долга – ритуала погребения и исполнения воли, изъявленной в завещании.
Заповедь призывает к проявлению безусловной любви, почтения и уважения к родителям или тем, кто взял на себя их роль. Заботиться, разделять труды, молиться Господу, терпеливо сносить капризы и немощи, быть опорой и утешением до самой смерти, а также следовать советам, не противоречащим канонам Божьим.
VI. Не убей.
Лишая жизни ближнего или себя самого, человек совершает страшный, тяжкий грех. Дарование жизни живому – великая милость Господа, а отнятие её – жестокое преступление против промысла Творца.
Чтобы соблюдать заповедь, важно не только иметь контроль над поступками, но и держать в «узде» помыслы свои.
Преступления против шестой заповеди:
- намеренное убийство, организация или соучастие в преступлении;
- случайное убийство (при военных учениях, в ходе несчастного случая);
- покушение на убийство в состоянии аффекта, опьянения или психического нездоровья;
- нанесение увечий себе или кому — либо;
- заражение венерическими заболеваниями других людей;
- мысли, попытки или совершение самоубийства;
- аборт;
- оставление без помощи больного или раненого;
- предоставления орудия убийства (яда, лекарства, оружия);
- участие в избиении, наблюдение за дракой или расправой;
- страсть к просмотру кровавых телепередач и зрелищ;
- подвергание риску своей жизни или окружающих ради жажды наживы;
- неприкрытая ненависть, жестокость,
- халатное отношение к лечению, промедление;
- пагубные привычки (винопитие, наркомания);
- ношение вредной одежды, употребление вредной пищи.
Убийство противоречит человеческой природе, и мысль о подобном вызывает дрожь в душе истинного христианина. По всем законам – гражданским, церковным и божьим оно считается тяжким преступлением и не может быть оправдано ничем.
VII. Не прелюбодействуй.
Господь порицает нарушение взаимной верности в угоду греховных блудных связей. Не связанному узами брака также следует соблюдать чистоту духовную, искоренять дурные мысли и намерения, не поддаваться соблазнам и страстям от лукавого.
Пренебрежение заповедью заключается не только в супружеской неверности. Поводов поддаться дьявольским порокам немало:
- беспорядочные связи;
- прелюбодеяние – измена законному супругу/супруге;
- сожительство без заключения брака и венчания;
- внебрачная беременность;
- развратные действия, посещение публичных домов;
- мужеложество (гомосексуализм), лесбиянство, транссексуализм (смена пола);
- деторастление;
- скотоложество – соитие с животными считается наивысшей степенью грехопадения в нарушении данной заповеди;
- половые извращения, рукоблудие, групповой секс;
- принятие блуда других или участие в нём.
В своей заповеди Господь призывает христиан не поддаваться искушениям и соблюдать целомудрие поступках, желаниях и помыслах.
VIII. Не укради.
Господь выражает запрет на присвоение любого вида собственности ближнего. Грабёж, кража, пособничество в воровстве, укрывательство преступников считаются тяжким грехом.
Порицается также порча чужого имущества, спекуляция на товарах и услугах, особенно во время критических ситуаций и стихийных бедствий. Запрещает Господь и хищение государственного имущества, алчность, взяточничество, вымогательство и все виды мошенничества.
Всевышний призывает избавляться от желаний владеть чем бы то ни было, а если и достигать чего — либо – то собственным трудом, с чистыми и глубоко нравственными намерениями.
IX. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Клевета и лжесвидетельство считаются низкими пороками, оскверняющими отношения с родными, близкими и всеми, кто окружает. Даже законы, прописанные судебным правом, не оправдывают нарушение заповеди посредством вынесения приговоров невиновным, сокрытие улик за определённую «мзду».
Заповедь порицает насмешки, злые розыгрыши, непристойные шутки, празднословие, болтливость, сплетни, ложные доносы, привычку подслушивать, подсматривать, ябедничать и осуждать.
Адвентисты нередко говорят о «законе в Законе», о двух законах. В чем заблуждение?
Первый – это закон Моисеев (церемониальный закон), который регулировал различные обрядовые предписания: брачные отношения, юридические постановления, санитарно-гигиенические указания, жертвы очищения за грехи, кошерность продуктов, обрезание и проч., — впоследствии этот закон был истреблен на кресте Христом. Второй Закон – это Божий Закон, Декалог, состоящий из Десяти заповедей. Обрядовые предписания столь прочно внедрились в четвертую заповедь Закона, что создали предпосылку неисполнения его в той мере, как этого требовал от евреев Бог. Но Христос Сам становится для новозаветных христиан Живой Субботой – покоем, шаббатом, а потому и говорит: «Прийдите ко Мне все труждающиеся и… Я успокою (шаббат, «дам субботу» — дословно) вас… и найдете покой (шаббат, т.е. Христа, ибо Он — и есть покой наш) душам вашим» (Мф. 11: 28). И вот получается, что те же сектанты-адвентисты, обвиняющие православных в неисполнении четвертой заповеди, променяли Господина субботы на саму субботу, почитание которой в Ветхом Завете выражалось через обрядовые постановления. Ритуалы («бремена неудобоносимые») были неразрывно связаны с субботой и не имели под собой основания нравственных постановлений. Это отмечал и Сам Христос — чудесами, творимыми в субботу (исцеление сухорукого, слепорожденного, или больного в купальне у Овечьих ворот).
Соответственно в Исх. 12:16 первый день на самом деле был выделен как священный день отдыха ДО еврейской субботы, и эти указания были даны Моисею и Израилю ДО ТОГО, как какой-либо закон был открыт на горе Синай.
Христиане Нового Завета не собираются во время еврейской субботы. Они собираются в ПЕРВЫЙ день недели (Деян. 20), и делают сборы в ПЕРВЫЙ день недели (1 Кор. 16:1-4), и проповедуют в ПЕРВЫЙ день недели (Деян. 20:7), потому что их Спаситель воскрес в ПЕРВЫЙ день недели (Лк. 24; Мф. 28), и Святой Дух сошел в ПЕРВЫЙ день недели (Деян. 2:1-6).
История возникновения
10 заповедей были даны Моисею самим Иисусом Христом. Как это произошло? Данный исторический момент описан в Библии. Если очень коротко говорить о нем, то дело было на Сионе. Сион находился в огне и дыме, гремел гром, блистали молнии. И в этой стихии вдруг явно раздался голос Божий, произносящий заповеди. А затем Бог начертал данные Им заповеди на двух скрижалях и передал их Моисею. Моисей пребывал на горе 40 дней, а когда спустился к народу, увидел, что те позабыли о Боге. Люди плясали и веселились, скакали вокруг золотого тельца. От такого зрелища Моисей пришел в ярость. Он разбил скрижали с заповедями. И только после того, как народ принес покаяние, Бог велел Моисею сделать новые скрижали и принести Ему для повторного написания заповедей.
Далее будут приведены все 10 заповедей. Для более доступного понимания они приводятся на простом и кратком языке. Кроме первой, пожалуй.
Особенности подготовки
Самостоятельно подготовиться к полному чину покаяния, без помощи духовного отца или хотя бы соответствующей литературы, сложно. Существует ряд книг, составленных в помощь кающимся. Они включают разъяснения о том, что такое заповедь и грех, в чем опасность греха и какова дальнейшая ответственность, а также проповеди святых отцов о покаянии. Некоторые издания включают подробный разбор заповедей или истязаемых на мытарства грехов, с их перечислением.
Полезно почитать наставления старцев, питающие душу и настраивающие на покаяние. Важно молиться, искренне каяться, сокрушаться о содеянном. В православных молитвословах есть покаянные каноны к Господу и Пресвятой Богородице, а так же молитвы, которые читают перед исповедью и после нее.
Важно при покаянии не допускать уныния, а всецело надеяться на милость Божию, славить Господа, благодарить за всех благодеяния, за имеющееся время на покаяние и исправление своей жизни.
Ежедневная молитва
Чтение наставлений старцев
Беседа со священнослужителем
Итак, почему говорить о субботе как нравственной заповеди нет смысла?
Поэтому разделить Закон в 4-й заповеди на обрядовую форму служения и говорить о субботе как заповеди нравственной нет никакого смысла, потому что ветхозаветное утверждение субботы и строится на формально-обрядовых элементах ее удержания. Более того, апостол Павел в Рим. 3:19-20 говорит: «Потому что делами закона не оправдается перед Ним никакая плоть; ибо законом познается грех». В свое время Израиль, который должен был быть участником обетования, охотнее остался под рабством закона даже и тогда, когда пришел Христос – «конец закона к праведности каждого верующего» (Рим. 10:4).
Таким образом, из-за закона, с помощью которого евреи думали угодить Господу, они стали врагами Христа (Ин. 5). Это противостояние Закона и благодати красной нитью проходит через весь Новый Завет. Здесь противостоит плоть и дух, рабство и сыновство, Измаил — Исаак, Агарь (Синай) – Сарра (Иерусалим), тщета собственных усилий – дарованию от Бога и так далее (см. Послание к Галатам). Если адвентист утверждает, что соблюдает субботу в духе, то этим лишний раз подтверждает слабое знание духа Писания (безусловно, хорошо зная букву его). Соблюдать закон в духе невозможно, так как дух указывает нам на Христа и нам Его объясняет, уводя нас от закона (Ин. 16). Кто становится на почву законности, становится на почву проклятия законом. Адвентист вам откроет в этом случае сразу Рим. 7:1 и зачитает: «…закон имеет власть над человеком, пока он жив». Задайте ему вопрос: не умерли ли мы со Христом? И крестимся мы в Его смерть — следовательно должны умереть для греха со Христом. Вот в Послании к Галатам (Гал. 2:19-20) и говорится: «Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу. И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу по плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня». Что же ты опять, зная Христа, становишься «законником»? Что еще ты хочешь заработать у Господа этими делами?
Смешение закона и благодати называется ГАЛАТИАНИЗМОМ.
Вино молодое вливают в новые мехи, но не в ветхие, чтобы и мехи не лопнули, и вино не вытекло (Мф. 9:17).
Смешивая закон и благодать, мы уничтожаем и то, и другое. Мы крадем у закона страх перед ним и его осуждение, и крадем у благодати свободу, радость и жизнь.
В чем состоит цель закона?
Будучи христианами, мы не руководствуемся законом. Писание говорит: «Закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокорных, нечестивых и грешников» (1 Тим. 1:9). Закон подобен зеркалу. Зеркало может показать, что ваше лицо в грязи, но оно не поможет смыть эту грязь с лица. Также обстоит дело с законом. ЗАКОН ПОКАЗЫВАЕТ, ЧТО МЫ ГРЕШНЫ И ДУХОВНО МЕРТВЫ, НО НЕ ДАЕТ НАМ НИКАКОГО РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ.
Мы не только видим свою беспомощность, но и начинаем понимать, что мы подобны человеку без рук. Мы видим свое отображение, свою нужду в очищении, но сделать ничего не можем. Если мы хотим очистить свое лицо, то это значит, что кто-то должен сделать эту работу. Именно поэтому в Послании к Галатам (Гал. 3:24) говорится, что цель закона — привести нас ко Христу.
Почему закон ведет нас ко Христу?
Потому, что сам он бессилен спасти нас. «Однако же, узнавши, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали в Иисуса Христа, дабы оправдаться верою, а не делами закона, ибо делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал. 2:16).
Закон требует совершенства. Так как все мы рождаемся грешниками, то невозможно никому из нас жить под стать совершенству, которого требует закон. Единственная наша надежда — обратиться ко Христу. Если закон сделал свою работу (привел нас ко Христу), в результате чего мы приобрели веру, то это значит, что цель закона была полностью достигнута.
Когда мы верою принимаем Иисуса, то принимаем тот факт, что Он полностью заплатил за грех, и принимаем Его жизнь, и тогда наша личность — это уже не личность грязного, нечестивого грешника, но новой твари.
Путь закона — это путь плоти, самопомощи. Он лишь путеводитель ко Христу.
Далее можно противопоставить, согласно апостолу: Исаака — Измаилу; Небесный Иерусалим — земному; бесплодной (малому стаду, Лк. 12) — плодовитую (мир); сыну свободной — сына служанки; сыну обетования — сына плоти (собственных дел); Новый Завет — Ветхому и так далее. Видите: сын служанки (Измаил) рожден путем плотских расчетов против воли Божией. Исаак же рожден сверхъестественным путем на основании Божьего обетования (Рим. 4:18-25). Здесь выступает разница между Ветхим и Новым Заветами. Земной Иерусалим с законом, жертвами и храмом привел евреев, как представителей Ветхого Завета, к отвержению Иисуса (1 Кор. 2:8). Небесный Иерусалим (Евр. 9:11-17) есть матерь всех новозаветных детей Божиих, поэтому так дивен и вожделен город, жителями которого они могут стать (Откр. 21:9-27). Дети Божии свободны и находятся не под законом Синая, а под законом духа жизни (Рим. 8:2). Ибо, как плоть желает противного духу (Гал. 5:17), и плотские помышления — суть вражда против Бога (Рим. 8:7), так и сегодня рожденный по плоти преследует рожденного по духу (извечная война арабского мира с евреями). Здесь не может быть родства, хотя Измаил и Исаак происходят от одного отца, но они имели разных матерей. Сын служанки (несвободной) должен был быть изгнан.
Самые важные моменты в полемике с адвентистами
Но вот что важно оттенить в полемике с адвентистами. Это также важно, как, скажем, доказать свидетелям Иеговы, что Иисус и Иегова имеют одну Божественную природу. Так вот, здесь необходимо указать, что Закон и закон настолько тесно взаимосвязаны, что 4-я заповедъ без обрядовой стороны ее составляющей, без буквального исполнения всех ее элементов, нарушается. Если жить по Закону (нравственному), как это предписано Израилю, (Исх. 31: 12-17), то нужно исполнять весь Закон, а не отдельные его элементы (ср.: Иак. 2:10 и Лев. 26: 14; 39). Но поскольку 4-я заповедь сопряжена с ее обязательной ритуальной стороной, то это взаимопроникновение закона в Закон создает предпосылку невыполнимости всего требуемого и, соответственно, — проклятия.
Таким образом, АСД, пытаясь соблюдать отдельные элементы 4-й заповеди, отсекая, как им кажется, все обрядовое (но через обряд и утверждается 4-я заповедь!) и обременительное в ней, уже ставят себя под приговор смерти. Ибо написано: «Проклят всяк, кто не исполняет всего, что написано в книге закона» (Гал. 3:10).