Общая информация про таинство исповеди
В каждой церкви есть свойственные ей традиции, обычаи и обряды. Так вместе с христианством появились семь основных таинств:
- миропомазание;
- крещение;
- брак;
- покаяние;
- причащение;
- соборование;
- таинство священства.
Каждое из них играет первостепенную роль и несет в себе смысл всей Церкви. Наиболее известным для больших масс людей является тайна Причащения, которую многие еще называют причастием. Его частью является исповедь.
Это особый процесс, при котором человек рассказывает о своих грехах перед лицом священника и Бога. Его же называют покаянием.
Слово «покаяние» имеет славянские корни и обозначает не столько «извинение», сколько «изменение». Это значит, что после исповеди человек не просто должен очиститься от старых грехов, но и стараться не совершать новых.
Процесс покаяния для многих может быть нелегким, потому что не так-то просто признаться в той же лжи или воровстве. Именно поэтому о грехе нужно рассказывать священнику, чтобы он мог очистить душу и совесть, понимая, что человек раскаялся в поступке. По своей сути грех – это грязь, которая оскверняет человека. Однако одно только отвращение к ней не поможет очиститься. Человеку нужен источник чистой воды, чтобы избавиться от грязи. В религии это Божья благодать. Прежде всего, на покаянии человек говорит о грехах, которые он совершил. Но мало кто задумывается о том, на чем оно построено. Покаяние создано на заповедях Божьих.
Как известно их всего десять:
- Я – Господь Бог твой: и не должны быть у тебя другие боги, кроме Меня.
- Не делай себе кумира, не поклоняйся ему.
- Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.
- Помни день субботний.
- Почитай отца своего и матерь свою.
- Не убивай.
- Не прелюбодействуй.
- Не воруй.
- Не произноси на другого ложного свидетельства.
- Не желай себе жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни всего того, что есть у ближнего твоего.
На них строится не только исповедь, но и вся христианская вера. Покаяние может проходить «всегда и везде» при наличии рядом священника. Однако чаще всего происходит после вечернего богослужения или перед утренней литургией. Покаяние это обязательный этап, который необходимо пройти перед таинством причастия, где вино и хлеб обращаются в кровь и плоть Христа. Как проходит исповедь? Человек подходит к священнику и рассказывает о грехах, которые он совершил и в которых раскаивается. После этого святой отец кладет на голову кающегося край епитрахили и читает молитву о разрешении опущения грехов. Человек целует крест и Евангелие.
Это интересно! Епитрахиль – это часть облачения священника, которая является традиционной для проведения богослужений.
Она представляет собой длинную ленту, которая надевается поверх рясы. Епитрахиль символизирует благодатные дарования священника.
Не существует каких-то строгих правил, которым нужно следовать при покаянии. К нему не нужно готовиться, как к Таинству причащения. Часто люди задают вопрос: «Часто ли нужно исповедоваться?». Священнослужители говорят, что причащаться можно не более одного раза в сутки и не реже чем 3 раза за неделю. Однако эта норма нигде не закреплена и остается на усмотрение самого кающегося.
Детская исповедь: не навреди!
Портал «Богослов.Ru» продолжает публикацию материалов, посвященных теме участия детей в Таинствах Церкви. Статья профессора Московской духовной академии и настоятеля Храма св. мученицы Татианы при МГУ протоиерея Максима Козлова касается деликатного вопроса детской исповеди.
1. Начиная с какого возраста ребёнок должен исповедоваться
На мой взгляд, довольно важным проблемным моментом в сегодняшней жизни Церкви является практика детской исповеди. Норма о том, что дети должны исповедоваться перед Причастием с семи лет, устоялась с синодальной эпохи. Как писал в своей книге о таинстве Покаяния отец Владимир Воробьев, для многих и многих детей сегодня физиологическое взросление настолько опережает духовное и психологическое, что большинство сегодняшних детей в семь лет исповедоваться не готовы. Не пора ли сказать, что этот возраст устанавливается духовником и родителем абсолютно индивидуально по отношению к ребенку? В семь лет, а некоторые и чуть раньше, они видят различие хороших и плохих поступков, но говорить о том, что это осознанное покаяние, ещё рано. Только избранные, тонкие, деликатные натуры способны в столь раннем возрасте это испытать. Есть удивительные детишки, которые в пять-шесть лет обладают ответственным нравственным сознанием, но чаще всего это другие вещи. Либо побуждения родителей, связанные с желанием иметь в исповеди дополнительный инструмент воспитания (часто бывает, что когда маленький ребенок плохо себя ведет, наивная и добрая мама просит священника поисповедовать его, думая, что если он покается, то будет слушаться). Либо какое-то обезьянничество по отношению к взрослым со стороны самого ребёнка – нравится: стоят, подходят, батюшка что-то им говорит. Хорошего из этого ничего не происходит. У большинства нравственное сознание просыпается значительно позже. Не вижу в этом ничего катострофичного. Пусть приходят в девять, десять лет, когда у них появится большая степень взрослости и ответственности за свою жизнь. На самом деле, чем раньше ребенок исповедуется, тем хуже для него — видимо, не зря детям не вменяются грехи до семи лет. Только с достаточно более позднего возраста они воспринимают исповедь как исповедь, а не как перечень того, что сказано мамой или папой и записано на бумаге. И вот эта формализация исповеди, происходящая у ребенка, в современной практике нашей церковной жизни является довольно опасной вещью.
2. Как часто нужно исповедовать ребёнка
Отчасти на собственных ошибках, отчасти советуясь с более опытными священниками, я пришел к выводу, что детей надо исповедовать как можно реже. Не как можно чаще, а как можно реже. Худшее, что можно сделать, — это ввести для детей еженедельную исповедь. У них она более всего ведет к формализации. Так они ходили и просто причащались каждое воскресение или, по крайней мере, часто, что тоже вопрос, правильно ли для ребенка, а потом – с семи лет – их водят тоже чуть ли не каждое воскресение под разрешительную молитву. Дети очень быстро научаются говорить правильное священнику – то, что батюшка ожидает. Маму не слушался, в школе грубил, ластик украл. Перечень этот легко восстанавливается. И они даже не встречаются с тем, что такое исповедь как покаяние. И бывает, что целые годы приходят на исповедь с одними и теми же словами: я не слушаюсь, я грублю, я ленюсь, забываю молитвы читать – вот короткий набор обычных детских грехов. Священник, видя, что кроме этого ребенка к нему стоят ещё много других людей, отпускает ему грехи и на этот раз. Но по прошествии нескольких лет такому «воцерковленному» чаду будет вообще непонятно, что такое покаяние. Для него не составляет никакого труда сказать, что он то-то и то-то плохо сделал, «что-то пробубнить» по бумажке или по памяти, за что его или погладят по голове, или скажут: «Коля, не надо воровать ручки», а потом: «Не надо привыкать (да, потом уже привыкать) к сигаретам, смотреть эти журналы», и далее по нарастающей. А потом Коля скажет; «Не хочу я слушать тебя». Маша тоже может сказать, но девочки обычно быстрее взрослеют, они успевают приобрести личный духовный опыт раньше, чем могут прийти к такому решению.
Когда ребенка первый раз приводят в поликлинику и заставляют раздеться перед врачом, то он, конечно, стесняется, ему неприятно, а положат его в больницу и будут каждый день перед уколом рубашку задирать, то он начнет делать это совершенно автоматически без всяких эмоций. Так же и исповедь с какого-то времени может не вызывать у него уже никаких переживаний. Поэтому, благословлять их на Причастие можно достаточно часто, но исповедоваться детям нужно как можно более редко. Взрослым мы действительно по многим практическим причинам не можем разнести Причастие и таинство Покаяния надолго, но к детям-то, наверное, можно было бы эту норму применить и говорить, что ответственная серьезная исповедь отрока или отроковицы может осуществляться с достаточно большой периодичностью, а в прочее время – давать им благословение на причастие. Думаю, добро будет, посоветовавшись с духовником, исповедовать такого маленького грешника первый раз в семь лет, второй раз – в восемь, третий раз – в девять лет, несколько оттянув начало частой, регулярной исповеди, чтобы ни в коем случае она не становилась привычкой. Взрослым мы действительно по многим практическим причинам не можем разнести Причастие и таинство Покаяния надолго, но к детям-то наверное можно было бы эту норму применить и говорить, что ответственная серьезная исповедь отрока или отроковицы может осуществляться с достаточно большой периодичностью, а прочее – давать им благословение на причастие, ввести это не в самодеятельность священника, а в каноническую норму.
3. Насколько часто надо причащать маленьких детей
Младенцев хорошо причащать часто, так как мы веруем, что принятие Святых Христовых Таин преподается нам во здравие души и тела. И младенец освящается как грехов неимущий, телесным своим естеством соединяясь с Господом в Таинстве Причащения. А вот когда дети начнут подрастать и когда они уже узнают, что это Кровь и Тело Христовы и что это Святыня, то очень важно не превратить Причастие в еженедельную процедуру, когда они перед Чашей резвятся и подходят к ней, не очень задумываясь о том, что они делают. И если вы видите, что ваш ребенок раскапризничался перед службой, довел вас, когда проповедь священника чуть затянулась, подрался с кем-то из сверстников, стоящих тут же на службе, не допускайте его к Чаше. Пусть он поймет, что не во всяком состоянии можно подходить к Причастию. Он только благоговейнее будет к нему относиться. И лучше пускай он будет несколько реже, чем бы вам хотелось, причащаться, но понимать, ради чего приходит в церковь. Очень важно, чтобы родители не начали относиться к причащению ребенка как к некоторому магизму, перекладывая на Бога то, что мы сами должны сделать. Однако Господь ведь от нас ждет того, что мы можем и должны сделать сами, в том числе и по отношению к нашим детям. И только там, где наших сил нет, там благодать Божия восполняет. Как говорится в другом церковном таинстве – «немощная врачует, оскудевающая восполняет». Но что ты можешь, делай сам.
4. Родительское участие в подготовке к исповеди
Главное, чего нужно избегать родителям при подготовке ребенка к исповеди, в том числе и к первой, — это наговаривания ему списков тех грехов, которые с их точки зрения, у него есть, или, вернее, автоматического перенесения каких-то его не самых лучших качеств в разряд грехов, в которых он должен покаяться священнику. И, конечно же, ни в коем случае нельзя спрашивать ребенка после исповеди о том, что он сказал батюшке и что тот ему сказал в ответ, и не забыл ли он о таком-то грехе. В данном случае родители должны отойти в сторону и понимать, что Исповедь, даже семилетнего человека, — это Таинство. Вмешательство кого бы то ни было в Таинство церковное, особенно такое деликатное, как Таинство Исповеди, является совершенно неприемлемым. И любое вторжение туда, где есть только Бог, исповедующийся человек и принимающий исповедь священник, пагубно. Ребенок может поделиться тем, что он говорил, если ему самому захотелось. Но не надо показывать нашу чрезвычайную в этом заинтересованность. Рассказал – хорошо, нет – ничего страшного…Чаще дети говорят не то, что они сами сказали на исповеди, а то, что услышали от священника. Останавливать их в этом не нужно, но входить в какое-либо обсуждение и толкование слов священника или, тем более, критику, если это не совпадает с тем, что, на наш взгляд, необходимо было бы нашему ребенку услышать, нельзя. Более того, нельзя, исходя из этих слов ребёнка, потом идти и что-то выяснять у священника. Или пытаться ему помочь правильнее обращаться с собственным чадом: знаете, батюшка, вот Вася сказал мне, что Вы ему дали такой совет, а я-то знаю, что он Вам не вполне правильно все изложил, поэтому Вы не вполне разобрались, и лучше бы Вам в следующий раз сказать ему то-то и то-то. От такого материнского напора, безусловно, нужно себя удерживать. В тех случаях, когда это сознание нужно воспитывать в прихожанах, его нужно воспитывать через проповедь, через саму организацию совершения исповеди, через предварительное многократное оповещение о том, что не нужно подходить слишком близко, нельзя каким-то образом реагировать, если вы что-то случайным образом услышали во время исповеди. Может быть, проводить особенные беседы с родителями и с прародителями об их деликатном отношении к исповеди детей и внуков. Всё это, безусловно, в том или ином виде может иметь место.
5. Как научить ребенка правильно исповедоваться
Побуждать своих детей нужно скорее не к тому, как исповедаться, но к самой необходимости исповеди. Через собственный пример, через умение открыто повиниться в своих грехах перед близкими, перед своим ребёнком, если перед ним виноваты. Через наше отношение к Исповеди, так как, когда мы идем причащаться и осознаем свою немирность или те обиды, которые причинили другим, мы прежде всего должны со всеми примириться. И все это вместе взятое не может не воспитывать у детей благоговейного отношения к этому Таинству.
А главным учителем того, как ребёнку каяться, должен быть совершитель этого Таинства – священник. Ведь покаяние – это не только некое внутреннее состояние, но ещё и Таинство церковное. Не случайно исповедь называется Таинством Покаяния. В зависимости от меры духовного взросления ребёнка его надо подводить к первой исповеди. Задача родителей – объяснить, что такое исповедь и зачем она нужна. Они должны объяснить ребенку, что исповедь не имеет ничего общего с его отчетом перед ними или перед директором школы. Это то и только то, что мы сами осознаем как нехорошее и недоброе в нас, как плохое и грязное и чему мы очень не рады, о чем трудно сказать и о чем нужно сказать Богу. А дальше эту область учительства надо передавать в руки внимательного, достойного, любящего духовника, ибо ему дана в Таинстве Священства благодатная помощь говорить с человеком, в том числе и маленьким, о его грехах. И ему естественней говорить с ним о покаянии, чем его родителям, ибо это как раз тот случай, когда невозможно и неполезно апеллировать к собственным примерам или к примерам известных ему людей. Рассказывать своему ребенку, как ты сам первый раз покаялся, — в этом есть какая-то фальшь и ложное назидательство. Мы ведь не для того каялись, чтобы кому бы то ни было об этом рассказывать. Не менее ложно было бы рассказывать ему о том, как наши близкие через покаяние отошли от тех или иных грехов, ведь это означало бы хотя бы косвенно судить и оценивать те грехи, в которых они пребывали. Поэтому разумнее всего вручить ребёнка в руки того, кто от Бога поставлен учителем Таинства Исповеди.
6. Может ли ребёнок сам выбирать, у какого священника исповедоваться
Если сердце маленького человека чувствует, что хочет исповедоваться именно у этого батюшки, который, может быть, помоложе, поласковее, чем тот, к кому вы сами ходите, или, может быть, привлек своей проповедью, доверьтесь своему ребенку, пусть он пойдет туда, где ему никто и ничто не будет мешать каяться в грехах перед Богом. И даже если он не сразу определится в своем выборе, даже если его первое решение окажется не самым надежным и он вскорости поймет, что к отцу Иоанну не хочет, а хочет к отцу Петру, дайте ему самому выбрать и устояться в этом. Обретение духовного отцовства – процесс очень деликатный, внутренне интимный, и не нужно в него вторгаться. Так вы больше поможете своему чаду.
А если в результате своего внутреннего духовного поиска ребенок скажет, что его сердце прилепилось к другому приходу, куда ходит подруга Таня, и что ему там больше нравится – и как поют, и как священник разговаривает, и как люди друг к другу относятся, то мудрые родители-христиане, конечно же, порадуются за этот шаг своего отрока и не будут со страхом или недоверием думать: а поехал ли он на службу, и, собственно, почему он не там, где мы? Нужно препоручать наших детей Богу, тогда Он Сам их сохранит.
Мне вообще кажется, что иной раз самим родителям важно и полезно своих детей, начиная с какого-то их возраста, посылать в другой приход, чтобы они были не с нами, не на наших глазах, чтобы не возникало этого типичного родительского искушения – боковым зрением проверить, а как там наше чадо, молится ли, не болтает ли, почему его не допустили до Причастия, за какие такие грехи? Может, мы так, косвенно, по разговору с батюшкой поймем? Вот от таких ощущений почти невозможно избавиться, если ребенок ваш рядом с вами в храме. Когда дети маленькие, то родительский досмотр в разумной мере понятен и нужен, когда же они становятся отроками, то, быть может, лучше мужественно пресечь такого рода близость с ними, подальше отойдя от их жизни, умалить себя ради того, чтобы было больше Христа, а меньше тебя.
7. Как воспитать в детях благоговейное отношение к Причастию и к богослужениям
Прежде всего, нужно самим родителям любить Церковь, церковную жизнь и любить в ней каждого человека, в том числе и маленького. И любящий Церковь сумеет это передать своему малышу. Это главное, а все остальное – уже просто конкретные методики.
Мне вспоминается рассказ протоиерея Владимира Воробьева, которого в детстве водили к Причастию только несколько раз в году, но он помнит каждый этот раз, и когда это было, и какое это было духовное переживание. Тогда, в сталинское время, в церковь часто ходить было нельзя. Так как если бы тебя увидели даже твои товарищи, то это могло грозить не только потерей образования, но и тюрьмой. И отец Владимир вспоминает каждый свой приход в церковь, который был для него великим событием. Не могло быть и речи о то, чтобы на службе шалить, переговариваться, болтать со сверстниками. Нужно было прийти на литургию, помолиться, причаститься Святых Христовых Таинств и жить ожиданием следующей такой встречи. Думается, и мы должны понимать Причастие, в том числе и маленьких детей, вступивших в пору относительной сознательности, не только как лекарство во здравие души и тела, но как нечто неизмеримо более важное. Даже ребенком оно должно восприниматься прежде всего как соединение со Христом.
Главное, о чем нужно думать, — чтобы посещение службы и причастие стали для ребенка не тем, к чему мы его понуждаем, а тем, что он должен заслужить. Надо постараться так перестроить наше внутрисемейное отношение к богослужению, чтобы мы не тянули своего отрока причащаться, а он бы сам по прошествии определенного пути, подготавливающего его к принятию Святых Христовых Таин, получал право прийти на литургию и приобщиться. И, быть может, лучше, чтобы воскресным утром мы бы не тормошили своего развлекавшегося в субботу вечером ребенка: «Вставай, на литургию опаздываем!», а он бы, проснувшись без нас, увидел, что дом-то пуст. И оказался и без родителей, и без церкви, и без праздника Божиего. Пусть он до этого лишь на полчаса приходил на службу, к самому причастию, но все равно не может не почувствовать некоторое несоответствие воскресного лежания в постели тому, что должен в это время делать каждый православный христианин. Когда же сами вернетесь из церкви, не упрекните своего отрока словами. Быть может, ваша внутренняя скорбь по поводу его отсутствия на литургии даже действенней отзовется в нем, чем десять родительских понуканий «а ну пойди», «а ну подготовься», «а ну прочитай молитвы».
Поэтому родители своего ребёнка уже в его сознательном возрасте никогда не должны побуждать к исповеди или причастию. И если они смогут себя в этом сдерживать, то тогда благодать Божия обязательно коснется его души и поможет в таинствах церковных не затеряться.
Это только некоторые моменты, связанные с современной практикой детской исповеди, которые я изложил просто как приглашение к тому, чтобы мы прдолжили это обсуждать и, вероятно, в очень слабой дискуссионной форме. Но хочется, чтобы люди в значительной степени более духовно опытные и десятилетиями имеющие духовническую практику, высказались бы по этому поводу.
Рекомендуемый возраст для первой исповеди
Часто верующие родители задают логичный вопрос: «Со скольких лет можно исповедоваться моему ребенку?». Согласно церковным канонам минимальный возраст при покаянии – семь лет. Однако в любом правиле бывают исключения. Так если ребенок совершил грех, и он осознает это сам, без науськивания родителей, то можно пройти первый обряд ранее семи лет.
Стоит заметить, что это должно быть личное желание исключительно ребенка. Иначе пользы от такой исповеди не будет. Каждое покаяние – дело сугубо индивидуальное. Нельзя исповедоваться по наставлению или наказу. Каждый ребенок по-разному растет и развивается. Если он в десять лет не готов к покаянию, то нельзя заставлять или давить. Ребенок сам должен «созреть» для такого таинства. Какие-то дети могут пройти этот обряд и ранее семи лет, но это не всегда одобряется священнослужителями.
Что нельзя делать перед покаянием
Перед покаянием пост необязателен и совершается только по желанию человека. В любом случае не стоит его проводить маленьким детям, беременным женщинам и больным людям.
Перед таинством христианин воздерживается от физических и духовных соблазнов. Установлен запрет на просмотр развлекательных программ, чтение увеселительной литературы. Воспрещается проводить время за компьютером, заниматься спортом или лениться. Лучше не посещать шумных встреч и не пребывать в многолюдных компаниях, провести дни перед исповедью в смирении и молитве.
Как правильно подготовить ребенка
Первая исповедь – очень важный момент в жизни каждого ребенка. К ней нужно хорошо подготовиться, а самое главное, поговорить с самим ребенком.
Какие моменты стоит помнить:
- Ребенок должен понимать, что такое грехи, какие они бывают. В этом пункте главное не перестараться. Детская душа и разум не вполне готовы для восприятия всей информации обо всех грехах. Достаточно будет просто рассказать ребенку о заповедях Божьих. Лучше всего разобрать каждую из них и подумать над смыслом.
- Не стоит разговаривать с детьми об их конкретных поступках. Лишним будет и настойчивость в этом деле. К пониманию своего греха нужно прийти самостоятельно. Нельзя настаивать на самом покаянии.
- Ребенок должен хотя бы для общего развития понимать, что такое исповедь и вообще суть Таинства причащения. Стоит рассказать о происхождении этой традиции, значении и целях.
- Необходимо объяснить, что раскаяние в своих грехах – лишь часть общего дела. Намного важнее не совершать более таких поступков.
- Не стоит давать чаду перечень взрослых грехов. Многие из них не доступны детскому разуму. Их непонимание может привлечь только внимание и интерес к самому понятию.
- Существуют специальные книги по подготовке кающегося к обряду. Полезно прочитать детскую версию вместе. Иногда книга объясняет все нюансы лучше родителей. Особенно если отец и мать не сведущи в церковных канонах, обычаях, традициях и обрядах.
Подготовка – очень важный момент. Если пропустить, то ничего хорошего добиться не получится. Даже наоборот исповедь может принести вред и полное нежелание чада в будущем обращаться к Церкви.
Листок для подготовки к исповеди
Простые правила для исповеди
Исповедь, особенно, если она связана с постом, милостыней, усердной молитвой, возвращает человека в состояние, в котором пребывал Адам до грехопадения.
Исповедоваться можно в любой обстановке, но общепринятой является исповедь в храме — во время богослужения или в специально назначенное священником время. Исповедующийся должен быть крещёным, членом Православной церкви, признающим все основы православного вероучения и раскаивающимся в своих грехах.
При подготовке к исповеди церковный устав не требует ни особого поста, ни особого молитвенного правила — нужны вера и покаяние. Однако рекомендуется почитать покаянные молитвы, возможен и пост.
Кающийся должен исповедать свои грехи. Нужно показать общее осознание своей греховности, особо выделяя наиболее свойственные ему страсти и немощи (например: маловерие, сребролюбие, гневливость и тому подобное); а также назвать те конкретные грехи, которые он за собой видит, и особенно те, которые наиболее тяготят совесть.
ВОСЕМЬ ГЛАВНЫХ СТРАСТЕЙ
(подумай: не отягощают ли тебя эти грехи)
1 . Чревообъядение: Объядение, пьянство, нехранение и разрешение постов, тайноядение, лакомство, вообще нарушение воздержания. Неправильное и излишнее любление плоти, ее живота и покоя, из чего составляется самолюбие, от которого нехранение верности Богу, Церкви, добродетели и людям.
2. Любодеяние: Блудное разжжение, блудные ощущения и положения души и сердца. Принятие нечистых помыслов, беседа с ними, услаждение ими, соизволение им, медление в них. Блудные мечтания и пленения. Нехранение чувств, в особенности осязания, в чем дерзость, погубляю-щая все добродетели. Сквернословие и чтение сладострастных книг. Грехи блудные естественные: блуд и прелюбодеяние. Грехи блудные противоестественные.
3. Сребролюбие: Любление денег, вообще любление имущества движимого и недвижимого. Желание обогатиться. Размышление о средствах к обогащению. Мечтание о богатстве. Опасение старости, нечаянной нищеты, болезненности, изгнания. Скупость. Корыстолюбие. Неверие Богу, неупование на Его Промысл. Пристрастия или болезненная, излишняя любовь к разным тленным предметам, лишающая душу свободы. Увлечение суетными попечениями. Любления подарков. Присвоение чужого. Лихва. Жестокосердие к нищей братии и ко всем нуждающимся. Воровство. Разбой.
4. Гнев: Вспыльчивость, принятие гневных помыслов: мечтание гнева и отмщения, возмущение сердца яростью, помрачение ею ума; непристойный крик, спор, бранные, жестокие и колкие слова, ударение, толкание, убийство. Памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида ближнего.
5. Печаль: Огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение в обето-ваниях Божиих, неблагодарение Бога за все случающееся, малодушие, нетерпеливость, несамоукорение, скорбь на ближнего, ропот, отречение от креста, покушение сойти с него.
6. Уныние: Леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитвенному. Оставление церковного и келейного правила. Оставление непрестанной молитвы и душеполезного чтения. Невнимание и поспешность в молитве. Небрежение. Неблагоговение. Праздность. Излишнее успокоение сном, лежанием и всякого рода негою. Перехождение с места на место. Частые выходы из кельи, прогулки и посещения друзей. Празднословие. Шутки. Кощуны. Оставление поклонов и прочих подвигов телесных. Забвение грехов своих. Забвение заповедей Христовых. Нерадение. Пленение. Лишение страха Божия. Ожесточение. Нечувствие. Отчаяние.
7. Тщеславие: Искание славы человеческой. Хвастовство. Желание и искание земных и суетных почестей. Любление красивых одежд, экипажей, прислуги и келейных вещей. Внимание к красоте своего лица, приятности голоса и прочим качествам тела. Расположение к гибнущим наукам и искусствам сего века, искание успеть в них для приобретения временной, земной славы. Стыд исповедовать грехи свои. Сокрытие их перед людьми и отцом духовным. Лукавство. Самооправдание. Прекословие. Составление своего разума. Лицемерие. Ложь. Лесть. Человекоугодие. Зависть. Уничижение ближнего. Переменчивость нрава. Потворство. Бессовестность. Нрав и жизнь бесовские.
Рекомендации по выбору духовника
Если в семье у родителей разные духовники, то встает вопрос о том, какой священник должен наставлять дитя. Эта ситуация не совсем нормальная, но для нашего времени обычная. Вопрос стоит решить на семейном совете. Если оба духовника от отца и матери достойны, то стоит предоставить выбор самому ребенку.
Однако нужно всю ответственность за воспитание перекладывать на священника. Каким бы прекрасным человеком он ни был, но родителем не является. Многим мамы и папы не понимают, что до определенного возраста вообще не нужен духовник. Эта потребность приходит у каждого в свое время. До этого момента главные духовники – родители.
Адам и Ева
«С детьми младшего школьного возраста более подробно изучается история грехопадения в Эдемском саду, – советует Тамара. – Есть прекрасно иллюстрированные детские Библии, в которых хорошо отображен смысл трагедии первых людей. Размышляя о том, что произошло в эдемском саду, необходимо обратить внимание ребенка на страшные последствия непослушания Адама и Евы. Например, сказать, что грех разделил людей с Богом и сделал их глубоко несчастными.
Грех принес с собой зло, ненависть, разрушение, муки и смерть. Грех разбил, уничтожил счастье людей и произвел полнейший беспорядок во всем мире. Грех стал передаваться по наследству, как болезнь, умножаясь в последующих поколениях. «Непослушанием одного человека сделались многие грешными…» – говорится в Библии (Рим.5:19). Поэтому теперь каждый человек появляется на свет со склонностью делать грех».
Что нельзя делать родителям после исповеди
Исповедь это часть таинства Причащения. Покаяние ребенка это личное дело, в которое нельзя вмешиваться. Многие родители либо считают свое чадо слишком маленьким, либо не доверяют. Тогда вопрос: «Зачем вы привели на исповедь дитя?» Покаяние – это испытание, которое каждый пройдет сам и в тайне. После завершения обряда нельзя подходить к святому отцу и спрашивать: «Что сказал мой ребенок?» «Он каялся в таком то своем проступке?».
Не стоит обращаться с такими вопросами и к чаду. В этом деле лучше всего предоставить ему полную свободу.
Дети, у которых родители воцерковились недавно
Неофитство – это болезнь, которая настигает подавляющее большинство людей, которые только пришли в храм. Проявлений у нее много – основные – это желание всех учить Слову Божьему, строжайший пост, длинные молитвословия и осуждение всех, кто не согласен с их святой жизнью.
Дети в этом случае, естественно, также страдают от неофитства родителей. Ребенку начинают зачитывать в 7 лет «Опыт построения исповеди» и требуют, чтобы он искренне во всех грехах каялся, иначе сгорит в аду.
В этом случае священнику надо вмешиваться, объяснять родителям их ошибки, успокаивать ребенка – одним словом, нажимать на тормоза.
Эти две первых группы объединяет одно: родители явно не против религиозного воспитания детей. Священнику остается только корректировать под характер ребенка периодичность исповеди, строгость кнута и сладость пряника.
Перечень грехов для детей до 13 лет
Чтобы правильно подготовиться к обряду, лучше всего заранее ознакомиться со списком детских грехов, рассказать о них ребенку, объяснить суть. После этого он сам должен выбрать те поступки, которые совершил. Какие же существуют грехи для детей до наступления подросткового возраста?
По отношению к старшим
Прежде всего, этот грех связан с заповедью о почитании отца и матери. Если школьник врал, капризничал, не слушался, ругался, не уважительно относился к родителям или учителю, то этот грех ему стоит упомянуть на исповеди, но на свое усмотрение и по своему желанию.
По отношению к младшим
Этот грех связан с обидами оп отношению к меньшим. Ребенок обижает детей, которые младше его, издевается над ними, а так же над животными.
По отношению к друзьям и одноклассникам
Школьник обманывал своих ровесников, врал, дрался с ними, часто ссорился, обзывал или издевался, подставлял и ябедничал. На этот грех стоит обратить не меньше внимания, чем на первые два. Общение со сверстниками и другими людьми, не входящими в семью, не мене важно для будущей жизни.
Обязанности
Если ребенок пренебрегает домашними делами, заданиями из школы или учебой в целом, а так же игнорировал слова родителей, то и об этом стоит сказать на исповеди.
Вредные привычки
В таком возрасте наверно рано говорить о курении и алкоголе, но вот чрезмерное пользование компьютером и телевизором попадает под прицел. Пустое времяпровождение не несет ничего, кроме негативных последствий. Это так же является грехом.
По отношению к Богу
Этот грех относится почти к каждому человеку в наше время. Что уж говорить о детях. Несмотря на это, если не читать утренних и вечерних молитв, не благодарить Господа, то это тоже грех.
Учеба на примерах
«Старшие дошкольники могут с родителями изучить Десять заповедей, – подчеркивает Тамара, – причем взрослые должны на жизненных примерах помочь разобраться с каждой из них.
Например, о грехе воровства можно порассуждать на примере истории из жизни мальчика Славика.
«Как-то Славик шел из детского сада со своим младшим братом Олегом. Был вечер, и ему очень хотелось кушать. А вот и киоск с пирожками. Продавщица была занята пустыми ящиками. Славик, оглядываясь, начал класть пирожки в карманы. Хотел один взять, но ведь никто не видит, взял несколько штук.
По светлой тропинке идти не захотел. Вдруг Славик увидел отца, шедшего навстречу. Славик споткнулся и упал. Пирожки рассыпались. У Славика были испуганные глаза. Подошел отец и спросил: «А почему ты пирожки положил в карман, а не в пакет?» Мальчик покраснел. Ему нечего было сказать.
Славик понял свою вину. Ему стало очень стыдно. Он побежал к продавщице, извинился и отдал ей деньги за пирожки. Но на сердце оставалась тревога: а если кто-то узнает?»
Вместе с ребенком проанализируйте эту историю. Задайте вопросы:
– Славик, оглядываясь, начал складывать пирожки в карманы. Почему он оглядывался? (боялся, что его воровство увидят).
– По светлой тропинке идти не захотел. Почему? (чтобы никто его не увидел)
– Вдруг Славик увидел отца, который шел навстречу. Мальчик споткнулся и упал. Отчего это произошло? (страх)
– У Славика были испуганные глаза. Чего он испугался? (что отец все узнает)
– Славик покраснел. Что заставило его покраснеть? (совесть, стыдно)
– А бывает ли вам стыдно? Когда?
– Что сделал Славик? (украл, обманул).
Вывод: «Никогда не воруй, помни, что это – грех. Непослушание, обман, жадность – это тоже очень плохие поступки, грехи. Даже если вас никто из людей не видит, Бог видит. И Он наказывает».
Как можно дополнить список в переходном возрасте
Возраст увеличивается, и количество грехов тоже. Так вышеуказанный список можно дополнить:
- нецензурная лексика;
- курение;
- употребление алкогольных напитков;
- просмотр стыдливых и похабных картинок, фильмов;
- непристойное обращение с человеком противоположного пола.
Об этих грехах стоит рассказать уже в подростковом возрасте. Если это произойдет раньше времени, то не нужно заострять внимание на таких поступках. Детская душа слишком наивна, чтобы ребенок понял суть этих грехов. Наоборот, он может проявить к ним интерес, и тогда добрые намерения обратятся злом.
Чем раньше, тем лучше
«Родители должны как можно раньше вводить в обиход понятие «греха», – считает педагог Тамара Тимошевская. – При этом обязательно подчеркивать, что грех – это не только то, что принято считать плохим поступком. Это, в первую очередь, то, что огорчает нашего любящего Небесного Отца, Который все про нас знает. То есть стоит любой поступок рассматривать в плоскости взаимоотношений с Богом, а не только с другим человеком. Таким образом детям будет прививаться страх Господень, очень полезный для дальнейшего их нравственного становления.
Хочу заметить, что важно не перегрузить ребенка духовными истинами. Золотое правило: давать ту информацию, которую ребенок в состоянии усвоить. Истина о грехе в разном возрасте преподносится по-разному, по принципу от простого к сложному».
Примеры детских исповедальных текстов
Детям достаточно сложно запомнить все грехи, которые они в себе увидели. Поэтому на исповедь, особенно первую, стоит написать специальную бумажку. Где будут указаны все поступки. Грехи против Господа:
- отрицание и неверие в существования Бога;
- атеизм (люди уверены, что в бога верят, но не задумываются о правилах веры);
- создание и поклонение какому-то кумиру.
Список грехов против ближнего:
- гордыня и себялюбие, пренебрежительное отношение к другим людям, невнимание;
- обсуждение и осуждение других людей;
- присвоение чужой собственности (кражи, невыплата или задержка выплаты зарплаты);
- ложь;
- причинение физического вреда.
Полезные советы родителям
Часто во время обряда ошибки совершают не столько дети, сколько родители. Они слишком волнуются и часто переходят границы дозволенного. Так можно дать простые, но верные советов для отцов и матерей:
- Если ваш ребенок стремится сам пройти исповедь, а вы не являетесь верующими людьми, то не стоит ему запрещать это делать. У каждого человека свой путь, и если душа требует отправиться в храм, то не сдерживайте порыва. Наоборот сходите в церковь вместе, при желании зайдите.
- Если ребенок не стремится к исповеди и вообще не хочет ее проходить, не настаивайте. Желание покаяться перед Господом должно идти от души, а не от родительских указов.
- Помогите подготовиться к исповеди. Расскажите ребенку о грехах, которые совершает человек. Разберите вместе заповеди, которые дал нам Господь.
- Не указывайте малышу непосредственно на грехи. Понять, как и раскаяться, он должен сам.
- Посоветуйте ребенку написать то, что хочет сказать на бумажке, но не делайте этого сами. Пусть сохранится тайна исповеди.
- После окончания исповеди не обращайтесь к священнику и не выспрашивайте о грехах.
- Не узнавайте у самого кающегося о его поступках. Тайна причащения должна сохраниться.
Следуя этим несложным советам, любой родитель сможет помочь своему ребенку, не навредив ему.
Зачем детям исповедь?
Исповедоваться следует всем крещёным православным христианам, в том числе и детям. Конечно, у ребёнка нет тяжких грехов. Но благодать таинства освящает его, приучает к христианской жизни и помогает в духовном возрастании в лоне Церкви.
Дети нуждаются в исповеди, поскольку склонность ко злу заложена в падшей человеческой природе. Все мы рождаемся с печатью первородного греха. В нем, по словам святителя Игнатия (Брянчанинова), «заключается семя всех страстей». Греховные проявления мы можем наблюдать даже у младенцев, ещё не способных распознавать в себе зло. Поэтому ошибаются те, кто воспринимают детей как ангелов во плоти. Их природа изначально заражена грехом. Иерей Георгий Романенко отмечает:
«Дети не ангелы ещё и потому, что детская душа еще не имеет таких высоких чувств, как, например, глубокое покаяние, сострадание, а все, что у них есть – ласка, нежность, – все это может быть лишь чертой их характера или свойством, которое они переняли от вас или от бабушки».
Протоиерей Алексей Уминский напоминает о блаженном Августине. Тот видел проявление греховной природы младенца в том, что он кусает грудь кормящей его матери. Священник обращается к тем, кто интересуется, как подготовить ребёнка к первой исповеди:
«Первородный грех отпускается нам в Крещении, но последствия греха остаются, и мы должны их исправлять своей собственной волей. Ребенок не в состоянии самостоятельно вести духовную брань, поэтому он ведет ее вместе с родителями».