Детство Мария Скобцова провела в Анапе и Крыму
Лиза Пиленко родилась в 1891 году в Праге. Ее отец, Юрий Дмитриевич Пиленко был юрист, а мать — София Борисовна, происходила из знаменитого рода Дмитриевых-Мамоновых.
Когда Лизе было 4 года, семья переехала в Анапу. После смерти деда Лизы, ее отцу достались в наследство имение, и виноградники.
20 декабря 1891
день рождения Марии Скобцевой
С помощью родителей и интеллигенции Анапы, юная Лиза получила начальное домашнее образование. С раннего детства, она проявляла большие способности к рисованию и литературе.
Ее отец много времени уделял воспитанию и обучению детей. Она очень любила своего отца, он был ее первым другом.
В доме семьи Пиленко всегда царила атмосфера дружелюбия, открытости, доброжелательности. Это очень повлияло на дальнейшую судьбу маленькой Лизы, и оставила глубокий след в ее воспитании и душевном росте.
Лиза Пиленко, 1903 год. Детство прошло на юге, в Анапе и Крыму. Она росла в атмосфере любви и взаимоуважения. Это очень сказалось на ее душевном и духовном росте
Весной 1905 года ее отца назначают директором Никитского ботанического сада.
Семья переезжает в Крым. А после, в 1906 году отца Лизы переводят в Санкт-Петербург в Департамент Земледелия.
Он привозит жену и детей в Санкт-Петербург, а сам возвращается в Анапу и скоропостижно умирает.
1906
в этом году семья Марии переезжает в Санкт-Петербург
Смерть отца очень потрясла Лизу, стала настоящим ударом судьбы.
В ее душе уже тогда зародился протест против смерти и несправедливости. Все чаще она стала задумываться о Боге.
влияния
В феврале 1908 года познакомилась с А. Блоком. Посещала собрания «на башне» Вяч. Иванова, заседания «Цеха поэтов», религиозно-философские собрания, общалась с Николаем Гумилевым, Анной Ахматовой, Осипом Мандельштамом, Михаилом Лозинским.
Духовная дочь о. Сергия Булгакова. В эмиграции была близка к кругу Николая Бердяева, Георгия Федотова.
- Николай Бердяев и мать Мария (1930 год).
- Семинар о. Сергия Булгакова об аскезе и культуре (1933 год).
- Митр. Евлогий (Георгиевский), Джон Мотт и мать Мария (Скобцова).
- Съезд РСХД, 1937 год.
- Конгресс «Православного дела». Франция, Буасси-л’Айери, 1937 год.
- Мать Мария (Скобцова), Дороти Дэй, о. Лев (Жилле), мать Тереза, о. Александр Шмеман. «Новый скит» (Кембридж, Нью-Йорк).
Матери Марии посвящен модернистский бестселлер о. Сергия Гаккеля «One of Great Price. The life of Mother Marie Skobtsova, Martyr of Ravensbruk» («Мать Мария») (1965 год).
В романе Алексея Толстого «Хождение по мукам» петербургский период ее жизни послужил прообразом персонажа «Елизавета Киевна». Судьбе матери Марии посвящен фильм 1982 года «Мать Мария» с Людмилой Касаткиной в главной роли.
Во Франции действует «Общество матери Марии», в Санкт-Петербурге — «Союз друзей матери Марии», в Риге — «Общество друзей матери Марии» (сопредседатель Елена Павлова[1]). В 1999 году на Кубани создано общество «Православное дело» им. матери Марии (председатель А. А. Соловьев). Есть экспозиция о ней в народном музее с. Юровка, где было поместье семьи Пиленко. В Анапском археологическом музее создан мемориальный зал, посвященный ей. На набережной Анапы установлен памятный знак. Имя матери Марии увековечено на памятных досках в Париже и Риге, в Санкт-Петербурге и Равенсбрюке. В Иерусалиме, в музее Яд Вашем на Аллее Праведников мира в ее честь посажена олива, а в Александровском подворье установлена памятная доска[2].
31 марта 2016 года в Париже состоялась церемония открытия улицы имени Марии (Скобцовой). Новая улица примыкает к улице Лурмель в XV округе, где размещалось объединение «Православное дело»[3].
Популяризацией трудов и наследия Марии (Скобцовой) занимается Ксения Кривошеина, написавшая о ней несколько книг и множество статей. Также она создала сайт www.mere-marie.com.
оценки
В чем часто упрекали представителей парижской школы богословия: Булгаков, Бердяев, Зеньковский, мать Мария (Скобцова) — «сигаретное богословие». Они могли говорить о Боге, покуривая сигарету. Это, безусловно, показатель чувствительности, но важно, о чем они говорят, куря сигарету. Если они говорят что-то хорошее, давайте прислушаемся.
Когда митрополит Антоний впервые увидел мать Марию, он был шокирован, потому что увидел ее, русскую монахиню, в парижском кафе, попивающую пиво с кем-то. Ему казалось, что это невозможно! Но митрополит Антоний пришел к пониманию того, что она прекрасно служила Богу[4].
— еп. Серафим (Сигрист)
Мать Мария — действительно нестандартная святая. Она курила, вела богемный образ жизни до своего пострига, да и после пострига не походила на тихую монахиню, занятую лишь молитвой и постом. Ее монашество было не умиранием для мира, а чем-то противоположным — тем эпатирующим вторжением в мир, которое ясно свидетельствовало о жизнеспособности христианства. Она смогла многое успеть в своей жизни, за что действительно достойна церковного почитания. Ее творчество жизни превосходит творчество поэтическое, и в этом тоже есть новизна[5].
— о. Георгий Митрофанов
Смерть отца, переезд и первое замужество
После смерти отца, София Борисовна с детьми окончательно переезжает в Санкт-Петербург. Лиза поступает в гимназию Л.С.Таганцевой.
В Петербурге она попадает в среду творческой молодой интеллигенции.
Знакомиться с элитой мировой поэзии. В 15 лет она знакомится с Блоком. Эта встреча на протяжении многих лет стала значимой для Лизы и перетекла в сложную и глубокую дружбу.
Елизавета Юрьевна Пиленко. Творческие встречи и вечера, знакомство с Блоком. Душевное противостояние и выпуск первых сборников
У Лизы было много друзей, поэтов, писателей, публицистов. В 1910 году она выходит замуж за помощника присяжного поверенного Дмитрия Кузьмина-Караваева. С мужем она посещает очень много литературных кругов.
Но чем больше она вторгается в этот мир искусства и богемности, тем больше она не находит в нем своего душевного места. Она ищет себя, пытается разобраться в себе.
Скифские черепки
первый сборник стихов Елизаветы Пиленко
Несмотря на такое душевное противостояние, она выпускает свой первый сборник стихов «Скифские черепки».
Потом выходят в печать ее книги «Руфь», «Юрали». В этих произведениях, юная Лиза пыталась нащупать первые пути религиозно-христианской мысли.
биография
19 февраля 1910 года Елизавета Пиленко вышла замуж за помощника присяжного поверенного Дмитрия Кузьмина-Караваева, бывшего большевика и близкого знакомого многих петербургских литераторов. Весной 1913 года оставила мужа (официально развод был оформлен только в конце 1916 года) и уехала из Петербурга в Анапу.
Летом 1919 года Кузьмина-Караваева вышла замуж за Д. Е. Скобцова, кубанского казачьего деятеля, бывшего некоторое время председателем Кубанской Краевой Рады. Весной 1920 года, после разгрома Белого движения на Кубани, Елизавета Скобцова с матерью С. Б. Пиленко и дочерью Гаяной эвакуировались в Грузию, где у Елизаветы Юрьевны родился сын Юрий, затем вся семья Скобцовых эмигрировала в Константинополь, некоторое время жила в Сербии, а в январе 1924 года переехала в Париж.
Во время нацистской оккупации Парижа общежитие монахини Марии на улице Лурмель стало одним из штабов Сопротивления. В июне 1942 года, когда нацисты проводили массовые аресты евреев в Париже и сгоняли их на зимний велодром для последующей отправки в Освенцим, монахине Марии удалось тайно вывезти оттуда четырех еврейских детей в мусорных контейнерах. Дома на Лурмель и в Нуази-ле-Гран стали убежищами для евреев и военнопленных, м. Мария и о. Димитрий Клепинин также выдавали евреям фиктивные свидетельства о крещении.
9 февраля 1943 года гестаповцы арестовали Марию (Скобцову), которую сначала держали в тюрьме форта Роменвиль, а затем отправили в концлагерь Равенсбрюк. Монахиня Мария была казнена в газовой камере Равенсбрюка 31 марта 1945 года, за неделю до освобождения лагеря Красной армией.
7 мая 1985 года указом Президиума Верховного Совета СССР награждена Орденом Отечественной войны II степени (посмертно)[10].
В 1913 году — развод, рождение дочери
Лиза оставляет все литературные собрания, и продолжает свой путь в поисках веры. Она посещает богословские курсы при Духовной академии. Успешно сдает экзамен. Она была первой женщиной, которую благословили на это учение.
В 1913 году Елизавета Юрьевна уходит от мужа и возвращается в свое родовое имение в Анапе.
В этом же году у нее рождается дочь Гаяна. В эти годы, Елизавета, вступила на путь душевного разлада и перепутья. Она все больше задумывается о Боге, смысле жизни.
Елизавета Юрьевна участвовала в выборах во время Февральской революции
Когда началась Февральская революция, Елизавета Юрьевна, вступила в партию эсеров. Она с большим энтузиазмом приняла эту революцию.
Идеология эсеров была, на тот момент, ближе всего ее настроению. Она всегда находилась в центре политических событий.
1918
в этом году Лизу выбирают членом муниципального совета по образованию и здравоохранению
В 1918 году в Анапе начинается неразбериха с властью, проходят выборы в городскую думу. Лиза, принимает активное участие в этих выборах.
Ее выбирают членом муниципального совета по образованию и здравоохранению, а вскоре – городским главой. Она все силы отдает на защиту людей от грабежей и террора.
идеология
Февральскую революцию Кузьмина-Караваева встретила с энтузиазмом и уже в марте 1917 года вступила в партию эсеров. Большую часть 1917 года провела в Анапе, в феврале 1918 года была избрана городским головой. Когда после короткого периода двоевластия большевики полностью взяли власть в городе, Кузьмина-Караваева заняла должность комиссара по здравоохранению и народному образованию. В мае 1918 года участвовала в съезде партии правых эсеров в Москве и вела подпольную антибольшевистскую работу, осенью вернулась в Анапу, где была арестована деникинской контрразведкой — ей грозила смертная казнь за «комиссарство» и участие в национализации частной собственности. 15 марта 1919 года ее дело рассматривал краевой военно-окружной суд в Екатеринодаре, и только благодаря умело организованной защите подсудимая получила всего две недели ареста.
Во время Гражданской войны Елизавета Юрьевна отстаивала город
В условиях Гражданской войны и смены власти, Елизавета Юрьевна постоянно искала выходы из сложных ситуаций.
При красных, она отстаивала город, спасала культурные ценности. Когда город захватили белогвардейцы, ее арестовали, обвиняя в сговоре с красными. Ей грозила смертная казнь.
Но благодаря грамотной защите в суде, ее арестовали только на 2 недели. На исход событий, во многом, повлиял Даниил Ермолаевич Скобцов, видный деятель кубанского казачьего движения. После суда Елизавета Юрьевна стала его женой.
Даниил Ермолаевич Скобцов. Муж Марии Скобцовой. Видный деятель кубанского казачьего движения. Благодаря его связям и влиянию, Марию Скобцову освободила от ареста и не подвергли смертной казни
Сочинения
- Жатва Духа
: В 2 книгах. — Париж, 1927 (2-е издание — Скобцова Е. Ю. (Мать Мария). Жатва Духа. -Томск: Водолей, 1994). - А. Хомяков
— Париж, 1929. 61 с. - В. Соловьев
— Париж, 1929. 50 с. - Достоевский и современность
— Париж, 1929. стр. 74 - Мать Мария: Стихотворения, поэмы, мистерии, [статьи], воспоминания об аресте и лагере в Равенсбрюк
— Paris: La Presse francaise et etrangere, [1947]. 165 с. - Стихи
— Париж, 1949. 99 с. - Мать Мария (Скобцова): Воспоминания, статьи, очерки
[В 2 томах]. -Париж: YMCA-Press, 1992. - Стихи
— М.: Петрополис, 1994. - Равнина русская
Стихотворения и поэмы. Пьесы-мистерии. Художественная и автобиографическая проза. Письма. — СПб.: Искусство-СПб, 2001. 767 с. - Избранное
— М.,1991. - Типы религиозной жизни
— М., 2001
Наиболее полный обзор библиографии матери Марии можно найти в книге Е. Ю. Кузьмина-Караваева (Мать-Мария): Библиографический указатель
/ В серии «Знаменитые эмигранты Росии». — СПб.: ИКЦ-Русская эмиграция, 2002, а также в книге А. Н. Шустова «
Библиографический указатель литературных, философских, публицистических и художественных произведений Е.Ю. Кузьминой-Караваевой (матери Марии)
«. -Томск: Водолей, 1994.
Семья Скобцовых эвакуируется в Париж
После победы красногвардейцев, Д.Е. Скобцов настоял на эвакуации своей семьи. В 1920 году Елизавета со своей матерью и дочерью Гаяне уехали в Грузию.
Там у нее родился сын Юрий.
1923
в этом году Елизавета с семьей уезжает в Париж
Затем, вся семья переехала в Константинополь, а потом в Сербию. В 1922 году, в семье Скобцовых родилась дочь Анастасия. Дети были крещены в один день. В 1923, по следам русских беженцев, они переезжают в Париж.
Во Франции Скобцовы узнали горькую учесть эмигрантов. Им пришлось очень тяжело. Даниил Ермолаевич работал в такси, а Елизавета Юрьевна не гнушалась никакой работой.
В 1924 — 1926 она публикует свои повести в эмигрантских журналах. Сближается с Русским христианским движением. Участвует в собраниях молодежи, посещает богословские курсы.
В 1926 году умирает ее младшая дочь Анастасия. В жизни матери нет ничего худшего, чем терять детей.
Потрясенная горем женщина, не опустила руки. Она открыла в себе новый смысл жизни в служении Богу и помощи людям.
Мать Мария с детьми: Гаяне, Юрием, Анастасией. Она очень любила детей, благословляла их. После смерти младшей дочери, не замкнулась в себе, а протянула руки к Господу и увидела новый смысл жизни в служении Богу
Мария СкобцоваСкобцова Елизавета Юрьевна
Русская поэтесса. Публицист. Общественный деятель. Участница французского Сопротивления. Монахиня Западноевропейского экзархата русской традиции Константинопольского патриархата. Канонизирована Константинопольским патриархатом как преподобномученица в январе 2004 года.
Елизавета Пиленко родилась 20 декабря 1891 года в городе Рига, Латвия. Девочка появился на свет в семье юриста Юрия Дмитриевича и Софии Борисовны. В 1895 году отец вышел в отставку и переехал с семьей в Анапу, где рядом находилось имение Джемете с виноградниками, доставшееся ему после кончины его отца отставного генерала и винодела. В мае 1905 года за успехи в виноградарстве Пиленко назначен директором Императорского Никитского ботанического сада и училища садоводства и виноделия.
Вскоре, семья переехала в Ялту, где Лиза окончила четвертый класс ялтинской женской гимназии с наградой II степени. Весной 1906 года отца перевели на службу в Петербург, но выехать к месту назначения не успел, так как 17 июля того же года скоропостижно скончался в Анапе. Дочь оказалась потрясена этой трагедией и, по ее собственным словам, потеряла веру в Бога.
В августе 1906 года овдовевшая София Борисовна с детьми переехала в Петербург. елизавета училась два года в частной гимназии Любови Таганцевой, а затем перешла в гимназию Марии Стоюниной, которую закончила весной 1909 года с серебряной медалью и поступила на высшие Бестужевские курсы, философское отделение историко-филологического факультета. В феврале 1908 года познакомилась с Александром Блоком, с которым у нее впоследствии завязались сложные отношения и длительная переписка.
Елизавета Пиленко 19 февраля 1910 года вышла замуж за помощника присяжного поверенного Дмитрия Кузьмина-Караваева, бывшего большевика и близкого знакомого многих столичных литераторов. Вместе с ним посещала собрания «на башне», заседания «Цеха поэтов», религиозно-философские собрания, общалась с Николаем Гумилевым, Анной Ахматовой, Осипом Мандельштамом, Михаилом Лозинским.
В этот период Елизавета оставила Бестужевские курсы, не получив диплома. Весной 1912 года издала первый сборник стихов «Скифские черепки», положительно встреченный критикой. Скоро Кузьмина-Караваева начала тяготиться атмосферой столичной эстетствующей элиты и уехала сначала на немецкий курорт Бад-Наухайм, а затем в Крым, где общалась с Алексеем Толстым, Максимилианом Волошиным, Аристархом Лентуловым.
Весной 1913 года оставила мужа и уехала в Анапу. Официально развод оформлен только через три года. В начале 1914 года послала Блоку рукопись своей новой книги стихов «Дорога», которую вернул с замечаниями на полях, однако сборник так оказался не издан.
Для Кузьминой-Караваевой наступило время душевного разлада, «перепутья». Она все больше интересовалась религиозными вопросами, размышляла о цели и смысле жизни. В апреле 1915 года опубликовала философскую повесть «Юрали», стилизованную под Евангелие, а в апреле 1916 года: сборник стихов «Руфь», куда вошли многие стихи из неопубликованной «Дороги».
Февральскую революцию Кузьмина-Караваева встретила с энтузиазмом и уже в марте 1917 года вступила в партию эсеров. Большую часть 1917 года провела в Анапе. В феврале 1918 года избрана городским головой. Когда после короткого периода двоевластия большевики полностью взяли власть в городе, Кузьмина-Караваева, хотя и не разделяла большевистской идеологии, заняла должность комиссара по здравоохранению и народному образованию.
В мае 1918 года участвовала в съезде партии правых эсеров в Москве и вела подпольную антибольшевистскую работу. Осенью того же года вернулась в Анапу, где оказалась арестована деникинской контрразведкой. Ей грозила смертная казнь за «комиссарство» и участие в национализации частной собственности. Ее дело 15 марта 1919 года рассматривал краевой военно-окружной суд в Краснодаре, и только благодаря умело организованной защите подсудимая получила всего две недели ареста.
Летом 1919 года Кузьмина-Караваева вышла замуж за Даниила Скобцова, кубанского казачьего деятеля, бывшего председателя Кубанской Краевой Рады. Весной 1920 года, после разгрома Белого движения на Кубани, Елизавета с дочерью Гаяной эвакуировались в Грузию, где у нее родился сын Юрий. Затем вся семья Скобцовых эмигрировала в Стамбул. Также, некоторое время жила в Сербии, где 4 декабря 1922 родилась дочь Анастасия, а в январе 1924 года переехала в Париж.
До 1925 года Елизавета Скобцова опубликовала в эмигрантских журналах повести «Равнина русская» и «Клим Семенович Барынькин», описывавшие трагедию Гражданской войны, автобиографические очерки «Как я была городским головой» и «Друг моего детства», а также мемуарно-философское эссе «Последние римляне».
Огромным горем для Скобцовой стала смерть младшей дочери 7 марта 1926 года от менингита. Потрясенная горем, Елизавета почувствовала духовное перерождение и открыла для себя новый смысл жизни в служении людям во имя Бога. С 1927 года стала активным деятелем Русского студенческого христианского движения. В качестве разъездного секретаря путешествовала по Франции, посещая русские эмигрантские общины, выступала с лекциями, докладами, публиковала заметки о тяжелой жизни эмигрантов. Заочно окончила Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже.
В церкви Свято-Сергиевского православного богословского института 16 марта 1932 года приняла от митрополита Евлогия монашеский постриг, получив имя Мария в честь святой Марии Египетской, и по благословению духовного отца протоиерея Сергия Булгакова начала свое нетрадиционное монашеское служение в миру, посвятив себя благотворительной и проповеднической деятельности.
В Париже Мария Скобцова организовала общежитие для одиноких женщин, дом отдыха для выздоравливающих туберкулезных больных. Причем большую часть работы там делала сама: ходила на рынок, убирала, готовила пищу, расписывала домовые церкви, вышивала для них иконы и плащаницы. При общежитии обустроена церковь Покрова Пресвятой Богородицы и курсы псаломщиков, где вскоре появились миссионерские курсы.
По инициативе монахини Марии 27 сентября 1935 года создано благотворительное и культурно-просветительское общество «Православное дело», куда вошли Николай Бердяев, Сергей Булгаков, Георгий Федотов, Константин Мочульский.
Монахиня Мария выступала с докладами, публиковала богословские и остро-социальные статьи, в пятнадцатую годовщину смерти Александра Блока напечатала в журнале «Современные записки» мемуарный очерк «Встречи с Блоком». Несмотря на невероятную занятость, много времени уделяла поэзии. В 1937 году в Берлине вышел ее сборник «Стихи», в конце 1930-х — начале 1940-х годов написала стихотворные пьесы-мистерии «Анна», «Семь чаш» и «Солдаты».
Во время оккупации Парижа общежитие монахини Марии на улице Лурмель стало одним из штабов Сопротивления. В июне 1942 года, когда нацисты проводили массовые аресты евреев в Париже и сгоняли их на зимний велодром для последующей отправки в Освенцим, монахине Марии удалось тайно вывезти оттуда четырех еврейских детей в мусорных контейнерах. Дома на Лурмель и в Нуази-ле-Гран стали убежищами для евреев и военнопленных, Мария и Димитрий Клепинин также выдавали евреям фиктивные свидетельства о крещении, которые иногда помогали.
Гестаповцы 8 февраля 1943 года арестовали ее сына Юрия, а 9 февраля и саму Марию, которую сначала держали в тюрьме форта Роменвиль, а затем отправили в концлагерь Равенсбрюк. Сын, Юрий погиб 6 февраля 1944 года в концлагере Дора, филиале Бухенвальда.
Мария Скобцева скончалась 31 марта 1945 года. Женщину казнили в газовой камере концлагеря Равенсбрюка за неделю до освобождения русской Красной армией.
Монахиня Мария Скобцова канонизирована Константинопольским патриархатом 16 января 2004 года как преподобномученица. Вместе с ней канонизирован и ее сын Юрий Скобцов.
Награды Марии Скобцовой
Награды Марии Скобцовой
Орден Отечественной войны II степени
Почетное звание «Праведники народов мира», присваиваемое Израильским институтом катастрофы и героизма национального мемориала Катастрофы (Холокоста) и Героизма «Яд ва-Шем»
Творчество Марии Скобцовой
Творчество Марии Скобцовой
Кузьмина-Караваева. Е. «Скифские черепки». СПБ, «Цех поэтов», 1912
Кузьмина-Караваева Е. (Мать Мария) Жатва духа. — СПб.: Искусство-СПБ, 2004. Составление, подготовка текстов, примечания — А. Н. Шустов
Кузьмина-Караваева Е. Ю. Как я была городским головой // Воля России. — 1925. — № 4. — С.63 — 80; № 5. — С.68 — 88.
Монахиня Мария (Скобцова). Стихи // Берлин: Петрополис, 1937
Кузьмина-Караваева Е. Ю. Равнина русская — СПб.: Искусство-СПб, 2001. Составление, вступительная статья, примечания — Шустов А. Н.
Мария (Скобцова) Настоящее и будущее церкви. Что такое церковность. К.: Quo vadis, — 2010. — 252 с.
Мать Мария (Скобцова; Кузьминина-Караваева Е. Ю.) Красота спасающая: живопись, графика, вышивка — СПб.: Искусство-СПБ, 2004. Составитель и автор Ксения Кривошеина, предисловие митрополита Смоленского Кирилла (ныне Патриарх Московский и всея Руси)послесловие проф. Жоржа Нива (Франция); примечания, летопись жизни матери Марии — Шустов А. Н.
Мать Мария (Скобцова) Эссе — Тюмень: Русская неделя, 2022 — 252 с.
Память о Марии Скобцовой
Память о Марии Скобцовой
В 1992 году на экуменическом съезде во Франции, организованном общиной протестантских сестер составлено и послано Патриарху Московскому Алексию II прошение о прославлении Марии (Скобцовой) и ее сподвижников, подписанное православными, протестантскими и католическими богословами.
Канонизирована Константинопольским патриархатом 16 января 2004 года как преподобномученица. Вместе с ней канонизированы ее сын Юрий Скобцов, священник Димитрий Клепинин и Илья Фондаминский.
В марте 2016 года в Париже состоялась церемония открытия улицы Марии (Скобцовой). Новая улица примыкает к улице Лурмель в XV округе, где размещалось объединение «Православное дело».
Мемориальная доска на доме, где родилась Елизавета Пиленко в Риге, улица Элизабетес, 21
Популяризацией трудов и наследия Марии (Скобцовой) занимается Ксения Кривошеина, написавшая о ней несколько книг и множество статей.
В искусстве
В романе Алексея Толстого «Хождение по мукам» петербургский период ее жизни послужил прообразом персонажа «Елизавета Киевна»
Ее судьбе посвящен фильм 1982 года «Мать Мария» с Людмилой Касаткиной в главной роли.
Кривошеина Н. А. Четыре трети нашей жизни / послесл. И. А. Кривошеина. — Paris : YMCA-Press, 1984. — 282 c. : ил. — (Всероссийская мемуарная библиотека. Наше недавнее; вып. 2)
Кривошеина К. И. «…И вот я умерла»: Жизнь и судьба матери Марии (Скобцовой) // Новый журнал. — 2008. — № 253
Семья Марии Скобцовой
Семья Марии Скобцовой
Отец — Юрий Дмитриевич Пиленко, юрист. Мать — София Борисовна (урожд. Делоне).
Брат — Дмитрий.
Первый муж — Дмитрий Кузьмин-Караваев (брак с 1910 по 1916), помощник присяжного поверенного, бывший большевик и близкий знакомый многих столичных литераторов. Дочь — Гаяна.
Второй муж — Даниил Скобцов (брак в 1919). Сын — Юрий (род. 1920). Дочь — Анастасия (1922-1926).
19.12.2017
В 1932 году она принимает монашеский постриг и открывает общину для всех нуждающихся
Она заочно заканчивает Свято-Сергиевский православный богословный институт.
А в 1932 году принимает от митрополита Евлогия монашеский постриг, получив имя Мария, в честь святой Марии Египетской.
1932
в этом году Елизавета принимает постриг и получает имя Мария
По благословению духовного отца Сергия Булгакова, монахиня Мария начинает свое служение в миру.
30-е годы в Париже были очень трудные. Голод, безработица приобретала масштабы бедствия. Мать Мария решила открыть дом для всех страждущих и обремененных.
Денег у нее не было, но вера в Бога, благословение Господне, дало возможность открыть дом.
Она была очень энергичной и доброжелательной монахиней. Община Марии Скобцовой стала известна многим в Париже.
Там находили приют больные, одинокие, бездомные, женщины легкого поведения, наркоманы.
Все тяготы повседневных забот, разделяли с ней ее члены семьи: мать, сын, дочь Гаяне. Помогали ей в столовой и в церкви, переделанной из старого гаража.
Мать Мария находила время писать статьи, сочинять стихи. В 1935 году, при поддержке митрополита Евлогия, матушка Мария организовала объединение «Православное дело».
«Православное дело» разворачивает обширную общественную деятельность: создает два общежития для бедных, открывает приходскую школу, курсы псаломщиков, миссионерские курсы.
Открытие дома для всех страждущих и обремененных. Соратники и помощники матушки Марии
Литература и архивные материалы
- Евлогий (Георгиевский), митрополит Путь моей жизни. Воспоминания митр.Евлогия, излож. по его рассказам Т.Манухиной
/ Париж: YMCA-Press, 1948 (2-е изд. М., 1994) - Гаккель Сергий, прот. Мать Мария
. — Париж: YMCA-Press, 1992. (2-е издание — Москва: Крутицкое подворье, 1994) - Кривошеина К. И. Православное Дело: Милосердие матери Марии (Скобцовой)
. - Кривошеина К.И. «…и вот я умерла»: Жизнь и судьба матери Марии (Скобцовой)
. - Кривошеин И. _Мать Мария (скобцова): к 25-летию со дня кончины, Журнал Московской Патриархии. 1970. № 5
- Линник Ю.В. Мать Мария
Вестник РХД. 1991. № 161. - Шполянски И., иерей О братолюбии. К вопросу о предстоящей канонизации матери Марии (Скобцовой)
Вестник РСХД. 2004. № 187 - Varau L. Mère Marie (1891-1945). Saint-Petersbourg-Paris-Ravensbruck
. P. 2000 - Русские писатели эмиграции: Биографические сведения и библиография их книг по богословию, религиозной философии, церковной истории и православной культуре: 1921-1972
Составитель Н. М. Зернов.- Boston: G. K. Hall & Co., 1973. - Носик Б. М. На погосте XX века
. — СПб.: Золотой век; Диамант, 2001. С. 304-310. - Плюханов Б. В. РСХД в Латвии и Эстонии: Материалы к истории Русского студенческого христианского движения. – Париж: YMCA-Press, 1993. С. 158
- Послужный список монахини Марии (Скобцовой) (1933-1945)
Архивы Епархиального управления Западно-Европейского Русского Экзархата-Архиепископии Константинопольской Патриархии (АЕУА). - Сайт Ксении Кривошеиной «Мать Мария
»:
В 1940 году дом матушки Марии становится убежищем для партизан и евреев
В 1940 году в Париж пришли немцы, наступила оккупация.
Но тяжелые времена не дали матери Марии поникнуть, уйти в себя. Она благословляла Господа, помогала людям.
1940
в этом году Париж оккупировали немцы, но Мария продолжала помогать нуждающимся
Она установила контакт с мэрией, ее дом взяли под покровительство и объявили муниципальной столовой.
Это позволило матушки Марии кормить детей, женщин, калек. Мэрия выделила карточки и продукты этой столовой.
Дом матушки Марии быстро стал известным, там находят убежище партизаны, евреи, всем кому угрожает опасность.
Мать Мария тесно была связана с движением «Сопротивления».
Она получала поддельные документы для партизан, организовывала пересылку писем и посылок для заключенных, спасла троих еврейских детей, пряча их в мусорных баках.
канонизация
13 ноября 1991 года в речи перед раввинами Патриарх Алексий упомянул мать Марию (Скобцову):
Во время второй мировой войны и нацистской оккупации духовенство и верующие нашей Церкви, рискуя своей жизнью, укрывали евреев. Классические примеры этого – мать Мария (Скобцова), священники Дмитрий Клепинин и Алексей Глаголев, многие другие, о подвигах которых, о жертвенном служении спасению их еврейских братьев и сестер следует всем нам знать[6].
В августе 1993 года на экуменическом съезде в Помероле, организованном протестантской женской общиной, было составлено и послано Патриарху Московскому Алексию II прошение о прославлении Марии (Скобцовой) и ее сподвижников, подписанное православными, протестантскими и католическими богословами[7].
В 2000 году митр. Антоний (Блум) обратился к митр. Ювеналию Крутицкому и Коломенскому как к Председателю канонизационной комиссии с рассмотреть вопрос о прославлении матери Марии[8].
16 января 2004 года канонизирована Константинопольским Патриархатом как преподобномученица[9].
Во время торжественного чина прославления новоканонизированных святых 1—2 мая 2004 года в Александро-Невском соборе в Париже в богослужениях участвовали христиане разных конфессий. Архиепископ Парижа кардинал Жан-Мари Люстиже сказал, что католики тоже будут почитать этих мучеников как святых и покровителей Франции.
Немцы арестовали ее сына Юрия и матушку Марию. Казнили ее в концлагере Равенсбрюк
В 1943 году немцы арестовали сына Марии, Юрия. Матери Марии, в то время не было в Париже, ей сказали, что сын ее будет освобожден, если она сама явиться в гестапо.
Когда она туда пришла, ее сразу арестовали, никого не освободив. Ее сын погиб в 1944 году в концлагере Дора. Матушка Мария была казнена в газовой камере в концлагере Равенсбрюка.
Монахиня Мария, урожденная Елизавета Юрьевна Пиленко. На долю матери Марии выпало много горьких потерь
организации
Секретарь Религиозно-философской академии (1920-е годы), выступала на ее заседаниях с докладами.
С 1927 года она стала активным деятелем Русского студенческого христианского движения (РСХД), в качестве разъездного секретаря путешествовала по Франции, посещая русские эмигрантские общины, выступала с лекциями, докладами. Участница съезда РСХД в Эстонии (1933 год).
С 1932 года по благословению духовного отца протоиерея Сергия Булгакова начала свое псевдомонашеское служение в миру.
Организовала в Париже общежитие для одиноких женщин, дом отдыха для выздоравливающих туберкулезных больных в Нуази-ле-Гран под Парижем, расписывала домовые церкви, вышивала для них иконы и плащаницы. При общежитии была устроена церковь Покрова Пресвятой Богородицы и курсы псаломщиков, а с зимы 1936—1937 — миссионерские курсы. 27 сентября 1935 года по инициативе монахини Марии было создано благотворительное и культурно-просветительское общество «Православное дело», куда вошли Николай Бердяев, Сергей Булгаков, Георгий Федотов, Константин Мочульский.
Входила в литературное объединение «Круг» (1935-1939 годы).