РИ́МСКО-КАТОЛИ́ЧЕСКАЯ ЦЕ́РКОВЬ (РКЦ; лат. Ecclesia Catholica Romana), крупнейшая по числу верующих христианская Церковь, объединяющая последователей католицизма. Согласно своему названию, Всеобщая (католическая, греч. ϰαθολιϰή) церковь с центром в Риме. Её главой (предстоятелем) является папа Римский. С точки зрения православной экклезиологии до сер. 11 в. Рим. церковь, в юрисдикции которой находились христиане Зап. Европы, представляла собой одну из поместных церквей и являлась частью Вселенской церкви; в результате Великой схизмы 1054 (см. Разделение церквей) Рим. церковь отпала от Вселенского православия, с этого времени её принято именовать Римско-католич. церковью.
Происхождение
История Римской католической церкви начинается с 1054 года, когда произошло событие, которое в летописях осталось под названием “Великий раскол”. Хотя католики не отрицают, что все события до раскола, – и их история. Просто с этого момента они пошли своим путем. В указанный год Патриарх и Папа обменялись грозными посланиями и предали друг друга анафеме. После этого христианство окончательно раскололось и образовалось два течения – православие и католицизм.
В результате раскола христианской церкви выделилось западное (католическое) направление, центром которого стал Рим, и восточное (православное), с центром в Константинополе. Конечно, видимой причиной для этого события стали разногласия в догматических и канонических вопросах, а также в литургических и дисциплинарных, которые начались задолго до указанной даты. А в этот год несогласие и непонимание достигло пика.
Однако на самом деле все было гораздо глубже, и дело тут касалось не только различий догм и канонов, но и обычного противостояния между властителями (пусть даже и церковными) по поводу недавно крещеных земель. Также на противостояние очень сильно влияло неодинаковое положение римского Папы и константинопольского Патриарха, ведь вследствие разделения Римской империи она была расколота на две части – Восточную и Западную.
Восточная часть гораздо дольше сохраняла свою независимость, поэтому Патриарх, хоть и был подконтролен императору, но имел защиту в лице государства. Западная же прекратила свое существование уже в V веке, и Папа получил относительную независимость, но и возможность нападения варварских государств, которые появились на территории бывшей Западной Римской империи. Лишь в середине VIII века Папе дарят земли, что автоматически делает его светским государем.
История
Гробница апостола Петра. Ватикан.
Рим. христианская община была основана ап. Петром, который, по преданию, возглавлял её до своей мученич. кончины. В течение 2 в. христианство, несмотря на периодич. гонения, распространилось по территории всей Рим. империи и, согласно Миланскому эдикту (313), получило офиц. признание властей. Свободное исповедание христианства привело к расцвету богословия, нашедшего выражение в трудах отцов и учителей Церкви, в решениях вероучит. вопросов на Вселенских соборах. РКЦ признаёт в качестве Вселенских 8 соборов, состоявшихся в 1-м тыс. (Вселенское православие признаёт 7 первых из них), и ещё 13 соборов, состоявшихся во 2-м тыс. В сер. 1-го тыс. в Рим. церкви появилось монашество. После ликвидации в 476 Зап. Рим. империи 2-я пол. 1-го тыс. прошла для Рим. церкви в трудах по евангелизации народов новых государств, возникавших в Зап., Центр. и Сев. Европе. В сер. 8 в. благодаря поддержке франкского короля Пипина Короткого возникло суверенное государство – Папская область, обеспечивавшее независимое от светских властей служение папы.
Постепенно в христианстве на лат. западе и греч. востоке Рим. империи к различиям языков и культур прибавлялись накапливавшиеся особенности в богословии, богослужении, канонике, церковном строе, которые привели в 1054 к разрыву Рим. церкви с вост. христианством. 11 в. ознаменовался для Рим. церкви началом Григорианской реформы, связанной с деятельностью папы Григория VII и направленной на укрепление дисциплины в Церкви в виде борьбы с симонией, окончат. установлением целибата лат. духовенства и борьбой за инвеституру. В 11–13 вв. РКЦ вдохновляла крестовые походы для возвращения завоёванных арабами земель Ближнего Востока с их многочисл. христианскими святынями. 13 в. стал временем расцвета схоластики (св. Альберт Великий, св. Бонавентура, св. Фома Аквинский и др.), готич. архитектуры (см. Готика), возникновения новых орденов монашеских (францисканцы, доминиканцы и др.) и терциариев, гармонии в отношениях светских и духовных властей (франц. король Людовик IX Святой и др.). Однако с нач. 14 в. началось очередное противостояние папства и светской власти, завершившееся сначала Авиньонским пленением пап (1309–1377), а затем Великой схизмой (1378–1417), когда существовали одновременно неск. пап. Преодолённая на Констанцском соборе (1414–18) схизма ещё некоторое время давала о себе знать в виде Соборного движения – учения о превосходстве Вселенского собора над папой.
Расцвет культуры Возрождения в кон. 15 – нач. 16 вв. дал РКЦ не только великих мастеров, создавших шедевры католич. иск-ва (Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело), но и способствовал возникновению тенденций обмирщения церковной жизни, приведших к протестной реакции в виде Реформации и появлению протестантизма. Реакцией на этот раскол стала католич. Контрреформация, определённая Тридентским собором (1545–63), уточнившим значит. число положений католич. вероучения и наметившим жёсткие меры дисциплинарного характера. Плодами Контрреформации для РКЦ в кон. 16 – 17 вв. стали как внутр. укрепление католицизма, так и значит. успехи в миссионерских устремлениях, направленных на обращение народов Амер. континента и присоединение через политику унии (см. Униатство) вост. христиан (напр., Брестская уния 1596).
Создание абсолютных монархий в Зап. Европе привело в кон. 17 – 18 вв. к новому росту напряжённости между Папским престолом и светскими властями (галликанство, иосифизм), а начавшаяся эпоха Просвещения ещё более усугубила положение РКЦ. Французская революция 18 в. привела к массовым репрессиям против РКЦ, сопоставимым с гонениями в Рим. империи. В результате наполеоновских войн Папское гос-во было упразднено. Его возрождение после победы над Наполеоном I оказалось непродолжительным, и в 1870 оно было окончательно ликвидировано в ходе Рисорджименто (в результате Латеранских соглашений 1929 создано гос-во Ватикан; см. также «Римский вопрос»).
В кон. 19 – нач. 20 вв. РКЦ вынуждена была противостоять не только внешним проблемам со светскими властями (напр., отделение Церкви от государства во Франции), но и дать ответ на попытки поставить под сомнение принцип папской власти, традиц. основы вероучения и право Церкви претендовать на роль наставницы широких слоёв населения. Эти ответы заключались в принятии догмата о папской безошибочности на Ватиканском I соборе в 1870, в разработке папой Львом XIII христианского социального учения (энциклика «Rerum novarum», 1891) и в антимодернистских документах пап Пия IX («Syllabus», 1864) и Пия Х (декрет «Lamentabili», 1907; энциклика «Pascendi Dominici gregis», 1907).
В результате Ватиканского II собора (1962–65) в РКЦ было проведено радикальное обновление всех сторон церковной жизни, затронувшее сакраментальную и доктринальную составляющие, что вызвало сопротивление консервативных кругов РКЦ (лефевристы, седевакантисты).
Современное распространение католицизма
На сегодняшний день католицизм – это наиболее многочисленная ветвь христианства, которая распространена по всему миру. На 2007 год на нашей планете насчитывалось около 1,147 миллиарда католиков. Наибольшее их количество находится в Европе, где во многих странах эта религия является государственной или преобладает над другими (Франция, Испания, Италия, Бельгия, Австрия, Португалия, Словакия, Словения, Чехия, Польша и др.).
На американском континенте католики распространены повсюду. Также последователей этой религии можно встретить на Азиатском континенте – на Филиппинах, в Восточном Тиморе, Китае, Южной Корее, во Вьетнаме. В мусульманских странах тоже немало католиков, но больше всего их проживает в Ливане. На Африканском континенте они также распространены (от 110 до 175 млн).
Православие и Католицизм
Разделяется церковный календарь: Православная Церковь совершает праздники и дни памяти святых по старому стилю (юлианскому календарю), Католическая – по григорианскому (это связано с астрономическими явлениями).
В отношении Рождества Христова григорианский календарь удобнее: ведь неделя праздников начинается 24-25 декабря Рождеством и продолжается Новым Годом, а вот православные должны праздновать Новый год скромно, спокойно, чтобы соблюсти пост. Тем не менее, и православный человек может повеселиться в Новый год, стараясь не употреблять мясо или какие-то особо вкусные вещи (если он в гостях). Также и дети в православных семьях не должны быть лишены праздника Нового года, радости от Деда Мороза. Просто многие православные семьи стараются подчеркнуть значимость Рождества более дорогими подарками, более активными совместными посещениями мероприятий и т.д.
Отметим, что Рождество празднуется 25 декабря и рядом Православных Поместных Церквей, но вот Пасху все православные отмечают в один день (этот праздник сдвигается в зависимости фаз луны). Дело в том, что только в Православную Пасху совершается схождение Благодатного Огня в Иерусалиме.
Это поистине чудо, которого с верой и надеждой ожидают люди ежегодно. Значение его – самовоспламенение лампады на Гробе Господнем в присутствии Патриарха Константинопольского. К богослужению Великой Субботы готовятся заранее, однако никто не знает, в какой час снизойдет Благодатный Огонь. По преданию, в один год он не появится, и это будет означать наступление последних времен, Конца света.
Каждый год с утра в Субботу Вселенский Патриарх со свитой клириков входит в храм Воскресения Христова и разоблачается до белого подрясника в его центре, у часовни Гроба Господня (Кувуклии), которая стоит над тем самым местом, где воскрес Христос, над Камнем Его Гроба. В храме гасятся все источники света – от лампад до паникадила. Патриарха по традиции, появившейся после турецкой власти в Иерусалиме, обыскивают на предмет наличия чего-либо, способствующего возгоранию Огня. Ризничий вносит в пещеру Кувуклии лампаду, которая ставится на середину Гроба Господня и тот самый факел из 33-х иерусалимских свечей. Как только входит туда Православный Патриарх в сопровождении Предстоятеля Армянской Церкви, пещеру с ними запечатывают воском. Богомольцы заполняют весь храм – здесь звучат слова молитв, идет исповедь грехов в ожидании схождения Огня. Обычно такое ожидания длится от нескольких минут до нескольких часов. Как только над Кувуклией появляются вспышки-молнии, означающие Схождение, над храмом звучит колокольный звон. Многие миллионы людей за века стали свидетелями этого чуда, ведь и сегодня ученые не могут объяснить ничем, кроме Божьей силы, вспышки молний в храме именно в Великую Субботу.
Патриархи передают в окно часовни Иерусалимские свечи, и от них начинают зажигать свои факелы паломники и священники в храме. Опять же, от нескольких минут до часа Благодатный Огонь не обжигает и паломники черпают его руками, умывают лица. Огонь не зажигает ни волосы, ни брови, ни бороды. Весь Иерусалим пылает тысячами факелов свечей. Авиарейсами представители Поместных Церквей перевозят в особых лампадах Благодатный Огонь во все страны. Почитают их и католики, и православные.
В дальнейшем торговцы обжигают заранее заготовленные факелы в Благодатном Огне, тушат и продают по всему миру как Иерусалимские свечи. Необходимо хранить их бережно, как святыню. Зажигать Иерусалимские свечи можно перед любой иконой во время любой молитвы. Однако так зажечь можно и простую церковную свечу, между тем Иерусалимские свечи ставят
- В дни празднования Пасхи (в течение 40 дней до отдания Пасхи);
- Во время трудностей, тяжелых болезней, в печали, когда требуется особая молитва.
Внутреннее управленческое устройство церкви
Теперь следует рассмотреть, каково же управленческое устройство этого направления христианства. Папа Римской католической церкви – это высшая власть в иерархии, а также юрисдикция над мирянами и духовенством. Избирается глава Римской католической церкви на конклаве коллегией кардиналов. Обычно он сохраняет свои полномочия до конца жизни, кроме случаев законного самоотречения. Следует заметить, что в католическом учении Папа считается приемником апостола Петра (а ему, по приданию, Иисус наказал опекать всю церковь), поэтому его власть и решения непогрешимы и истинны.
Далее в структуре церкви имеются следующие должности:
- Епископ, священник, диакон – степени священства.
- Кардинал, архиепископ, примас, митрополит и т.д. – церковные степени и должности (их гораздо больше).
Территориальные единицы в католицизме следующие:
- Отдельные церкви, которые называются епархиями, или диоцезами. Главенствует тут епископ.
- Особые епархии, имеющие важное значение, называются архидиоцезами. Возглавляет их архиепископ.
- Те церкви, которые не имеют статус диоцеза (по тем или иным причинам), называют апостольскими администратурами.
- Несколько епархий, соединенных вместе, называются митрополиями. Их центром является тот диоцез, епископ которого имеет сан митрополита.
- Приходы – это основа каждой церкви. Они формируются в пределах отдельно взятой местности (например, небольшого городка) или же благодаря общей национальности, языковым отличиям.
Существующие обряды церкви
Следует отметить, что католическая церковь Римская имеет различия в обрядах во время совершения богослужения (однако сохраняется единство в вере и морали). Существуют следующие популярные обряды:
- латинский;
- лионский;
- амвросианский;
- мосарабский и т.д.
Их отличие может быть в некоторых дисциплинарных вопросах, в языке, на котором читается богослужение, и т.д.
Монашеские ордена в составе церкви
Из-за широкого толкования церковных канонов и божественных догматов католическая церковь Римская насчитывает порядка ста сорока монашеских орденов в своем составе. Свою историю они ведут еще с далекой древности. Перечислим самые известные ордена:
- Августинцы. Его история начинается приблизительно с V века с написания устава блаженным Августином. Непосредственное формирование ордена произошло гораздо позже.
- Бенедиктинцы. Считается первым официально основанным монашеским орденом. Это событие произошло в начале VI века.
- Госпитальеры. Рыцарский орден, начало которому положено в 1080 году монахом-бенедиктинцем Жераром. Религиозный устав у ордена появился лишь в 1099 году.
- Доминиканцы. Нищенствующий орден, который основал Доминик де Гузман в 1215 году. Цель его создания – борьба с еретическими учениями.
- Иезуиты. Это направление было создано в 1540 году папой Павлом III. Его цель стала прозаической: борьба с нарастающим движением протестантизма.
- Капуцины. Этот орден был основан в Италии в 1529 году. Его изначальная цель все та же – борьба с Реформацией.
- Картезианцы. Первый монастырь ордена был построен в 1084 году, но сам он официально утвержден лишь в 1176-м.
- Тамплиеры. Военно-монашеский орден, пожалуй, самый известный и окутанный мистикой. Через некоторое время после создания стал больше военным, нежели монашеским. Изначальная цель была в защите пилигримов и христиан от мусульман в Иерусалиме.
- Тевтонцы. Еще один военно-монашеский орден, которые основали немецкие крестоносцы в 1128 году.
- Францисканцы. Орден был создан в 1207-1209 годах, но утвержден лишь в 1223-м.
Помимо орденов в католической церкви находятся так называемые униаты – те верующие, которые сохранили свое традиционное богослужение, но при этом приняли вероучение католиков, а также власть Папы Римского. Сюда можно отнести:
- армяно-католиков;
- редемптористов;
- белорусскую греко-католическую церковь;
- румынскую греко-католическую церковь;
- российскую православную католическую церковь;
- украинскую греко-католическую церковь.
Отличие католической церкви от православной
Теперь о том, чем русская православная церковь и римско-католическая церковь отличаются друг от друга в современном варианте:
- Для православных единство церкви – это вера и таинства, а для католиков сюда добавляются непогрешимость и нерушимость власти Папы.
- Для православных Вселенская церковь – это каждая поместная церковь, которая возглавляется епископом. Для католиков обязательно ее общение с римско-католической церковью.
- У православных Дух Святой исходит только от отца. У католиков – и от Отца, и от Сына.
- В православии разводы возможны. У католиков они недопустимы.
- В православии нет такого понятия, как чистилище. Этот догмат провозгласили католики.
- Православные признают святость Девы Марии, но отрицают ее непорочное зачатие. У католиков есть догмат о том, что Деву Марию так же родили, как и Иисуса.
- Православные имеют один обряд, который возник в Византии. В католицизме их существует множество.
Чем отличается церковь от храма: краткое сравнение
Церковь – это Божий дом. Дом для избранных людей, для отобранных. Следовательно, церковь – это не здание, а группа людей, которые веруют в Бога. Храм – это тоже церковь. Самая основная часть храма – алтарь. На алтаре располагается трапеза с престолом (помещение, в котором находится молящийся). На престоле осуществляются таинства причастия, бескровное жертвоприношение.
Отличие церкви от храма
Итак, перечислим главные различия между храмом и церковью:
- Термин «церковь» — это широкое понятие, которое обозначает архитектурное строение, плюс совокупность нескольких людей.
- Термин «храм» — это специальное место, где проводится богослужение.
- Христианский храм состоит из алтаря и жертвенника.
- Любая церковь – это христианский храм.
- Главная городская церковь называется собором.